УДК371 (076.5)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ ОБЩЕНИЯ
© 2009 Л.А.Витвицкая
Оренбургский государственный университет
В статье анализируется проблема взаимодействия как механизма общения, рассматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса, взаимодействие как особый тип связи, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения, раскрывается многоплановый характер общения и его характеристики.
Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, общение, образовательный процесс, резонанс.
В настоящее время возникла потребность в новом типе отношений между людьми, характеризующимися сотрудничеством, открытостью, доверием. Эти отношения необходимо формировать в ходе образовательного процесса, так как именно молодое поколение способно быстро уловить все изменения, происходящие в построении общественных отношений. Поэтому новый научный взгляд на категорию «взаимодействие» отражается на формировании нового подхода к проблеме осуществления образовательного процесса в вузе, широко используя педагогические знания1.
В науке имеется совокупность знаний2, необходимых для постановки и решения проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Взаимодействие как педагогическое явление находит свое отражение в решении различных проблем обучения и воспитания, общения субъектов образовательного процесса. Следует остановиться на некоторых определениях категории «общение», которые представляют для нас интерес в плане взаимодействия как механизма общения. Общение - такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников, побуждаемый более или менее осознаваемыми им мотивами, реализует определенные цели3. Общение - обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника с другими. «Я» (А.В.Мудрик). Общение - взаимодействие субъектов, в основе которого лежит обмен их характеристиками (И.Никитин, В.Талмачев). Общение процесс непосредственного и опосредованного техническими устройствами взаимодействия людей, в котором можно выделить
Витвицкая Лариса Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики. E-mail: [email protected]
1 Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента -будущего учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.
2 Витвицкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Монография. - Оренбург: 2002.
3 Бодалев А.А Личность и общение: Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
три взаимосвязанных компонента - психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и общение их друг с другом (В.Н.Мясищев). Общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (С.А.Шеин). Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания и достижения общего результата (М.И.Лисина).
Образовательное взаимодействие фактически составляет основной механизм общения. Довольно часто оно бывает формально-ролевым, не затрагивающим глубинных структур личности обучающегося, в таких случаях эффективность общения оказывается незначительной. Трудности взаимопонимания между субъектами образовательного процесса действительно велики. Они обусловлены возрастными различиями, принадлежностью к разным социальным слоям и группам, особенностями индивидуального жизненного и образовательного опыта и т.п., поэтому важнейшая профессиональная задача педагога - сделать образовательное взаимодействие личностным, добиться взаимопонимания между всеми его участниками. Только постоянная готовность самого педагога встать на место обучаемого и взглянуть на мир его глазами, искренность и открытость педагога способны придать образовательному взаимодействию содержательность и глубину.
В процессе взаимодействия субъективные пространства существования различных людей отчасти проникают друг в друга, и образуется пространство общения. Его объем определяется способностями всех участников диалога к пониманию другого человека, степенью открытости собеседников, их желанием сделать предметом согласования свои мысли и чувства. Человек по своей природе стремится к общению, при этом он руководствуется главным образом эмоциями, но суть и смысл всего, что происходит в пространстве взаимодействия, составляет согласование индивидуальных и групповых систем.
Формирующаяся личность, сталкиваясь с представленными в пространстве взаимодействия образцами поведения и нормами жизни, пытается понять их и примерить на себя. Так и происходит зарождение и становление в личности системы ценностных ориентаций4. В стиле взаимодействия воплощаются ценности педагогов, их представления о нормах и идеалах образовательной деятельности. Большую роль в определении направления развития личности играет явление, которое современные исследователи обозначают как «феномен встречи» или просто «встреча». Иногда при контакте с другой личностью возникает чувство высокой значимости происходящего, особой близости этого человека. Обычно это случается при непосредственном общении. Для пояснения этого эффекта ученые5 используют пришедшее из физики понятие «резонанс». В гуманитарном знании оно имеет тот смысл, что система откликается на внешнее воздействие особенно сильно в тех случаях, когда его характеристики соответствуют внутренней структуре системы. Резонанс возникает в результате каких-то сложных, недоступных рациональному определению соответствий личностных свойств участников взаимодействия, они резко увеличивают возможности взаимопонимания и облегчают общение, в чем и заключается феномен встречи. Встреча часто определяет направление развития: появление столь значимого другого задает образец высокой ценности, которому хочется подражать во всем - в особенностях поведения, пристрастиях и профессии. Совокупность таких встреч во многом определяет жизненный путь.
Все образовательные взаимодействия суть взаимодействия личностей, постоянно оказывающих влияние друг на друга. Формируя свои идеалы и поведение, личности ориентируются и выбирают себе значимых других среди всего множества взаимодействующих с ними людей. В образовательной системе личности обучаемых и обучающих могут каждодневно расти или, напротив, деградировать в зависимости от принятых в ней стиля взаимодействия и способа управления. Создание психологического климата, способствующего личностному росту всех участников образовательных взаимодействий, - важнейшая задача любого образовательного учреждения.
Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов дуг на друга. Для че-
4 Киръякова A.B. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. -2005. - 12. - С. 7 - 21.
5 Вазина К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаи-
модействие с миром и собой. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2005.
ловека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим определением связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию6. Таким образом, взаимодействие представляет собой одну из форм общения, будь то с природой или с людьми. В контексте нашего исследования особый интерес представляет процесс взаимодействия, как механизм общения субъектов образовательного процесса. Категория общения относится к числу общенаучных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.
Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности. Формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучения приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности обучающихся, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и педагогом, снятие эмоциональной напряженности.
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности или педагогическое общение - это общение между педагогом и обучающимися, в ходе которого решаются учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи. Особого внимания заслуживает исследование проблем взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Они значимы в силу того, что взаимодействие возможно только в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов. Существуют исследования, изучающие нормы, реализуемые в педагогическом общении. Педагогическая система «преподаватель-студент» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм
6 Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2000.
поведения, уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности.
Образовательное взаимодействие представляет собой социально-нормативные формы общения субъектов образовательного процесса. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для преподавателя выступают как социально заданные. Однако поскольку педагогическое взаимодействие протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников общения личностное измерение. Студентам далеко не безразличны индивидуальные особенности преподавателя. У них складывается индивидуальная и групповая шкала оценок каждого из них. Существует неоформленное, (а в последнее время уже и оформленное коллективное мнение студентов о каждом преподавателе университета в интернете на сайте вуза), но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено, прежде всего, общественными требованиями, предъявляемыми к личности преподавателя вуза на современном этапе развития системы образования. Несоответствие личностных качеств преподавателя этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимодействии со студентами, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет педагогической профессии.
Основные трудности, которые испытывают преподаватели в общении со студентами, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением студентов на занятиях, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, иногда с непониманием внутренней психологической позиции студента. А также, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, и, наконец, главное -неумение управлять собственным психологическим состоянием в общении.
Владение преподавателем технологией педагогического общения имеет большое значение в плане познания другого человека (студента), усиливает интерес к нему, создает предпосылки для совместного преобразования субъектов образовательного процесса. Преподавателю необходимо осмысливать и анализировать свою деятельность, обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. преподаватель должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не могут быть сформированы стиль общения и стиль взаимодействия, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста преподавателя и студента. Ориентация на запросы современного студента, его интересы, мотивы должны постоянно
находиться в поле зрения преподавателя. Учитывая эти интересы, отталкиваясь от запросов студентов и удовлетворяя их, преподаватель обеспечит как свой личностный рост, так и личностный рост студента. Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и потому она не может быть ничем иным как взаимодействием.
Реакция партнера по общению на наши действия в психологии общения называется обратной связью. Именно обратная связь представляет нам информацию о реальных интересах и актуальном состоянии нашего партнера (в нашем случае студента) в момент взаимодействия. Сегодня преподавателя интересует реакция студента на заданный вопрос и на предложение обсудить чего-либо, на конфликт и на положительную оценку деятельности. Более того, любой коммуникативный акт, т.е. действие по передаче информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята нашим партнером. А ведь именно передача информации традиционно считается центральным процессом любого образования. Значит, преподавателю необходимо убедиться, что ваша информация достигла «адресата». Таким образом, обратная связь во взаимодействии со студентом является основой успешности всего образования, т.е. сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к студенту, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности преподавателя обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако слишком частое вмешательство в мир студента может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимодействие преподавателя и студентов. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что преподаватель направляет свои усилия не на студента, а на его окружение (одногруппников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни студента, преподаватель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное воздействие чаще используется на первых курсах обучения в вузе. При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого студента есть группа людей, с мнением которых он считается, чью позицию принимает. Это и есть референтные для него лица,
через которых преподаватель организовывает воздействие, делая их своими союзниками. Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную, т.е. преподаватель и студенты воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, с другой стороны - индивидуальные, личностные качества.
Личностные и ролевые установки преподавателя проявляются в его поведенческих актах, но преобладание каких-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на студента. Функционально-ролевая сторона взаимодействия преподавателя и студентов обусловлена объективными условиями образовательного процесса, например контролем результатов деятельности студентов. В этом случае личность преподавателя как бы вынесена за пределы взаимодействия. Функционально-ролевая сторона обеспечивает формирование нужного обществу человека. Существующая в педагогике личностная сторона взаимодействия выступает скорее как исключение, именно личностный подход может рассматриваться как элемент гуманистического образования, в основе которого лежит гуманизм, уважение к человеку. В последнее время эта проблема находит отражение в образовательном процессе. Этот процесс рассматривает студента как субъекта изменений, соучастника образовательного процесса, как творческую личность. Несмотря на то, что в литературе проблеме развития взаимодействия субъектов образовательного процесса уделялось достаточно внимания, в качестве самостоятельного предмета исследований проблема развития взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза в теории педагогики занимает скромное место.
В связи с изменившимися политическими, экономическими и социокультурными условиями современной России, ее вхождение в мировое образовательное пространство, принятие Болонского соглашения, переоценка взглядов на назначение человека обозначилась и проблема поиска новых путей и средств развития взаимодействия субъектов образовательного процесса. Понимание педагогической системы как стабильной, равновесной было, по сути, экстраполяцией классической физики на педагогическую деятельность, что обусловило механичность обучения и воспитания, сведение их задач к воздействию на воспитанника (В.Д.Семенов).
Современная педагогика употребляет термин «взаимодействие» как альтернативу термину «педагогическое воздействие», который предполагает, что в общении педагога с учеником последний остается пассивным, а педагог производит на него определенное воздействие в соответствии с собственными, лишь ему (педагогу) известными целями. Реальная же ситуация сильно отличается от
такого представления, поскольку даже в процессе воздействия всегда есть реакция ученика на действия педагога, которая выражается в собственных действиях ученика. Другое дело, что педагог может не замечать этой реакции, либо воспринимать ее как помеху в том случае, если она выходит за рамки его плана.
Современная образовательная ситуация характеризуется повышенным интересом к развитию отдельной личности, к интеллектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и инициативы. И поэтому, в отличие от прежней педагогики, которая была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, современная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает создание более тонких педагогических ситуаций развития потому, что взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера.
Образовательный процесс сегодня рассматривает студента как субъекта изменений, соучастника образовательного процесса, как творческую личность, а не объект внешний воздействий и влияний. Основными параметрами взаимодействия являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие. Педагогическое взаимодействие направлено на решение множества образовательных задач. Предметом таких задач могут выступать знания обучающихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.д., то есть все те характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям.
Сегодня педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных рассмотрению особенностей образовательного процесса, особенностей педагогического общения и другим вопросам педагогической деятельности. Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия, взаимные влияния и взаимные изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на его основе людьми друг друга. Комму-
никация на основе совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях.
Педагогическая система представляет собой систему взаимодействия, именно взаимодействие ее компонентов утверждает эту систему в рамках данного качества, возникает необходимость рассмотрения категории «взаимодействия», как компонента этой системы. «Взаимодействие» - категория философская, методологический принцип. Наибольший интерес представляет методологический аспект, т.е. выяснение роли данной категории в познании педагогических явлений. Для взаимодействия как реального явления выделяются основные признаки: одновременность сосуществующих объектов; двусторонность связей взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связей на уровне сущности; взаимообусловленность изменений сторон; внутренняя самоактивность объектов, т.е. «взаимодействие» представляет собой одну из форм связи материальных систем. Взаимодействие определяется как процесс интеграционной деятельности субъектов, которая включает в себя целевой, мотивационный, дея-тельностный, процессуальный аспекты. Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъек-тов7. Кроме того, взаимодействие - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание взаимодействия, представляющего суть управления, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса можно рассматривать как сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит взаимосвязано и взаимообусловлено. Подобное толкование взаимодействия в большей степени соответствует реальной управленческой практике, так как, содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений. Такое понимание позволяет утверждать, что объектом управления становится не обучаемый, а целостная учебная ситуация, что является принципиальным в двух аспектах. Во-первых, в этом случае осознается возможность проявления субъект-ности со стороны обучаемого, так как он совместно с педагогом является конструктором учебной ситуации. Во-вторых, появляется другое видение роли и места педагога в образовательном процессе. Образовательные системы принадлежат к наибо-
7 Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999.
лее сложным объектам исследования, поскольку включают в себя людей, наделенных сознанием, обладающих комплексами идей и вступающих друг с другом во взаимодействия8. Взаимодействие выступает как процесс, происходящий по меньшей мере между двумя системами в некотором определенном промежутке времени, когда изменение состояний систем происходит не просто согласованно (что может быть обусловлено общим внешним воздействием среды), но взаимообусловлено.
Следует обратить внимание на то, что категория образовательного взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия, творчества и сотрудничества. Сотрудничество в познании, где происходит овладение опытом человечества, Л.С.Выготский считал важнейшим актом трансформации исторически сложившихся общественных образований в онтогенетическое развитие. Он видел логику перехода общественных образований в индивидуальный опыт ученика именно в том, что познание наиболее сложных форм вначале совершается в сотрудничестве, в решении с педагогами, где можно видеть зону ближайшего развития, и лишь затем это новое образование входит в фонд актуального развития личности.
Психолог Б.Г.Ананьев считал источниками развития человека познание, общение, труд. Именно их взаимообусловленное влияние содействует всестороннему развитию людей. Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающего - одна из основных в педагогике последних лет. Успешное внедрение идеи сотрудничества возможно лишь при использовании педагогом личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия, которая характеризуется следующими особенностями: 1) отношение к обучаемому как к субъекту собственного развития; 2) ориентация на развитие и саморазвитие его личности; 3) создание условий для самореализации и самоопределения личности; 4) установление субъект-субъектных отношений. Реализация этой стратегии на практике происходит с большим трудом, так как не всегда педагог способен установить субъект-субъектные отношения. Для этого необходимо определенное условие - наличие определенных параметров самого педагога. К ним относят духовный, нравственный облик, профессиональная компетентность, педагогическая культура, творческое отношение к профессии, умение сотрудничать с коллегами.
8 Газман ОС. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. - М.: 1995. С. 16 - 45.
Гуманистически ориентированный педагог взаимодействует с обучаемым в режиме развивающего диалога, авансируя ему многие намерения, желания, мысли. При этом взаимодействие осуществляется так, как будто обучаемый является подлинным обладателем этих чувств, эмоций и мыслей. Педагог входит в контакт с личностью другого человека с целью помочь индивидуальному совершенствованию, участники взаимодействия открыты друг другу вплоть до глубоких личностных уровней9. По мере развития обучаемого структура его взаимодействия с педагогом меняется - из пассивного объекта педагогического воздействия обучаемый постепенно «превращается» в творческую личность, способную осуществлять не только регламентируемые действия, но и задавать направление собственного развития. Осмыслен-
ный повседневный опыт и есть источник развития для обучаемого. Материал конкретных жизненных ситуаций всегда имеет смысл для субъектов образовательного процесса, он тесно связан с их собственными ценностями и целями, только на таком материале и можно чему-то учиться. При нынешней быстроте происходящих в обществе изменений образовательная система не может подготовить человека ко всем тем ситуациям, с которыми он встретится в будущем, это недоступно никому из ныне живущих. Следовательно, они должны видеть сегодня в конкретных ситуациях жизни общий рисунок, структуру, чтобы иметь возможность завтра разглядеть ее в ныне неизвестном.
9Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994.
EDUCATIONAL INTERACTION AS THE BASIC TOOL OF COMMUNICATION
© 2009 L.A.Vitvitskaya° Orenburg State University
The article is devoted to the problem of interaction as the basic tool of communication. Interaction of the active partners of the educational process is considered. Interaction is viewed as the special type of connection that presupposes mutual influence of sides, mutual modifications and changes. Various aspects and features of communication are revealed. The analysis of the problem of interaction carried out by professor B.G. Ananyev demonstrates that communication, cognition and labour are sources of human development.
Key words: interaction, educational interaction, communication, educational process, resonance.
o
Vitvitskaja Larissa Antonovna, The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer offaculty of the general pedagogics. E-mail: [email protected]