Научная статья на тему 'Образовательное пространство вуза как фактор трансформации экосистемы цифрового общества'

Образовательное пространство вуза как фактор трансформации экосистемы цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / цифровая трансформация / цифровое общество / экосистема / подготовка кадров / education / digital transformation / digital society / ecosystem / personnel training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Климкович Евгения Вячеславовна, Бондаренко Анна Сергеевна

Образование – один из ключевых факторов трансформации экосистемы цифрового общества. Данный феномен требует глубокого изучения. При этом, изучать необходимо не только происходящие изменения, но и их результаты в ближней и дальней перспективе. Экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта в сочетании с процессами их конвергенции ведет к переосмыслению самой сущности социально – экономического уклада нашего общества, что способствует развитию не только имеющихся сфер деятельности, но и создает множество новых возможностей и направлений. Для реализации новых целей требуются абсолютно другие подходы к решению вопросов кадрового обеспечения, в том числе и подготовки педагогов высшей школы. Задача первичного обучения, повышения квалификации специалистов всех направлений осложняется тем фактом, что необходимо не только обучить новые кадры, но еще и переучить имеющихся специалистов, а это совсем другие и подходы, и инструменты. Технологии искусственного интеллекта могут стать огромным подспорьем преподавателю и при обучении теоретической части учебной дисциплины, и при проведении практических занятий, и при организации исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE TRANSFORMATION OF THE DIGITAL SOCIETY ECOSYSTEM

Education is one of the key factors in the transformation of the digital society ecosystem. This phenomenon requires in-depth study. At the same time, it is necessary to study not only the changes taking place, but also their results in the near and long term. The exponential development of artificial intelligence technologies, combined with the processes of their convergence, leads to a rethinking of the very essence of the socio-economic structure of our society, which contributes to the development of not only existing areas of activity, but also creates many new opportunities and directions. To achieve new goals, completely different approaches to solving staffing issues are required, including the training of higher education teachers. The task of primary training and advanced training of specialists in all areas is complicated by the fact that it is necessary not only to train new personnel, but also to retrain existing specialists, and these are completely different approaches and tools. Artificial intelligence technologies can be of great help to the teacher both when teaching the theoretical part of the academic discipline, and when conducting practical classes, and when organizing research activities.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство вуза как фактор трансформации экосистемы цифрового общества»

Образовательное пространство вуза как фактор трансформации экосистемы цифрового общества

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: gladilinaip@edu.mos

Климкович Евгения Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: klimkovich.ev@mail.ru

Бондаренко Анна Сергеевна,

аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Образование - один из ключевых факторов трансформации экосистемы цифрового общества. Данный феномен требует глубокого изучения. При этом, изучать необходимо не только происходящие изменения, но и их результаты в ближней и дальней перспективе. Экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта в сочетании с процессами их конвергенции ведет к переосмыслению самой сущности социально - экономического уклада нашего общества, что способствует развитию не только имеющихся сфер деятельности, но и создает множество новых возможностей и направлений. Для реализации новых целей требуются абсолютно другие подходы к решению вопросов кадрового обеспечения, в том числе и подготовки педагогов высшей школы. Задача первичного обучения, повышения квалификации специалистов всех направлений осложняется тем фактом, что необходимо не только обучить новые кадры, но еще и переучить имеющихся специалистов, а это совсем другие и подходы, и инструменты. Технологии искусственного интеллекта могут стать огромным подспорьем преподавателю и при обучении теоретической части учебной дисциплины, и при проведении практических занятий, и при организации исследовательской деятельности.

Ключевые слова: образование; цифровая трансформация; цифровое общество; экосистема; подготовка кадров.

о с

CJ

Образование - один из ключевых факторов трансформации экосистемы цифрового общества. Данный феномен требует глубокого изучения. При этом, изучать необходимо не только происходящие изменения, но и их результаты в ближней и дальней перспективе. Экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта в сочетании с процессами их конвергенции ведет к переосмыслению самой сущности социально - экономического уклада нашего общества, что способствует развитию не только имеющихся сфер деятельности, но и создает множество новых возможностей и направлений[1]. Для реализации новых целей требуются абсолютно другие подходы к решению вопросов кадрового обеспечения, в том числе и педагогов высшей школы. Педагоги должны очень быстро и очень качественно привычному и отработанному содержанию не только дать новую «упаковку», но и наполнить новым смыслом. Задача подготовки кадров всех направлений осложняется тем фактом, что необходимо не только обучить новые кадры, но еще и переучить имеющихся специалистов, а это совсем другие и подходы, и инструменты.

Анализ педагогических новаций показывает, что одним из сегодняшних трендов в работе университетов стали метавселенные. При этом ряд источников использование метавселенных провозгласил как ключевое направление развития [2;8;9]. Целые подразделения и факультеты «переезжают» из очного формата в виртуальный или сразу открываются в метавселенной. К примеру, Токийский университет (Todai) запустил Metaverse School of Engineering. Проект реализует программы, в которых обучение происходит в виртуальном кампусе. Слушатели и преподаватели присутствуют на занятиях в виде аватаров независимо от географического положения. Цель проекта - предоставить современную образовательную среду, рассчитанную на людей любого возраста, места жительства. По прогнозам проект привлечет дополнительный интерес к инженерной сфере и ускорит развитие кадров в этой области. Отечественный потенциал образовательных проектов, связанных с метавселенными, можно рассмотреть на примере НЕЙМАРК.MetaVerse. Это виртуальный образовательный центр, где слушатели из разных точек страны посещают лекции, проводят лабораторные работы и осуществляют цифровые проекты. Метаространство позволило запустить работу центра в виртуальном мире раньше окончания строительства физического кампуса и уже привлекает абитуриентов. В НЕЙМАРК мож-

но проходить обучение на сложном оборудовании, тренировать навыки публичных выступлений, проводить совещания и защищать проекты.

Образовательное цифровое пространство достаточно быстро развивается. Успеваем ли мы - преподаватели вузов - за темпами развития? А ведь мы должны работать на опережение, а не догонять. Тренды и тенденции научно-технологического развития, политика технологического прорыва страны по достижению технологического и экономического суверенитетов, обеспечения ее импортонезависимости и др. основаны не только на тех специалистах, которые решают эти задачи «здесь и сейчас», но и на будущих поколениях специалистов цифровой эпохи, а именно их мы сегодня обучаем; и не обращать внимания на стремительный рост популярности обучения цифровым профессиональным навыкам не представляется возможным.

Таким образом, в эпоху цифровизации важным компонентом образовательного процесса ВУЗа становится работа студента и преподавателя с информационными ресурсами и инновационными технологиями, причем как в рамках образовательных программ, так и за их пределами [4;5]. Речь идет не просто о деятельности по формированию компетенций, расширению пула знаний и навыков, а и об интеграции этих знаний и навыков в текущем моменте в образовательную среду ВУЗа, что может значительно обогатить как непосредственно образовательный процесс, сделать его более интересным и современным, соответствующим современным требованиям системы образования, так и сформировать или значительно модернизировать образовательное пространство университетов.

Отметим, что отправной точкой такой деятельности может стать не только работа в рамках образовательных дисциплин. Напротив, на наш взгляд развитие деятельности по овладению мастерством использования цифровых технологий и искусственного интеллекта на современном этапе возможна больше как экспериментальная и не должна интегрироваться в непосредственно в образовательный процесс без необходимой апробации и получения положительных результатов использования технологий. То, что те или иные технологии существуют и успешно применяются в различных сферах, еще не являются достаточным основанием для внедрения их в образовательный процесс.

Вместе с тем, необходимо отметить, что игнорирование использования инноваций может негативно отражать на образовательной среде университета, что еще раз подтверждает тезис о том, что освоение и внедрение технологий, в том числе, искусственного интеллекта необходимо, но при должной апробации и в соответствии с целями и задачами, прогнозируемыми результатами образовательного процесса.

Апробация и обоснование необходимости использования инновационных технологий может

проходить в процессе воспитательной или проектной работы со студентами. Так, например, с 2020 года в Университете Правительства Москвы на кафедре социально-гуманитарных дисциплин и истории права создана экспериментальная площадка, одним из направлений деятельности которой является работа с цифровыми ресурсами и интеграция их в образовательные процессы - Центр социально-культурного проектирования. Основная миссия центра - поиск, развитие, поддержка, ресурсное обеспечение, внедрение инициированных студенческим сообществом идей и инициатив. Одной из первых успешно реализованных центром практик стала апробация и внедрение ряда игровых онлайн проектов (онлайн-квизов) в период пандемии на цифровых ресурсах университета. Сегодня это уже одно из основных направлений деятельности центра. Кроме того, в контентную часть онлайн-игр успешно интегрированы практики «взаимодействия» с искусственным интеллектом. Еще одной интересной практикой работы с цифровыми технологиями является проект «Культурный променад», реализуемый при поддержке Департамента культурного наследия города Москвы. Студентами создается контент в формате влога о культурном наследии столицы, который размещается на информационных ресурсах и социальных сетях департамента.

Интересным фактом является то, что до начала старта проектов каждый из участников (преподаватели, студенты) не обладал достаточным уровнем компетентности в области использования цифровых технологий. Однако в ходе совместной групповой работы каждый смог овладеть ими или повысить их уровень. Сегодня успешные практики, разработанные в ходе совместной проектной деятельности, апробированные технологии, показавшие положительные результаты (интерес и вовлеченность студента, повышение качества работы, более эффективное распределение деятельности во времени) внедрены и непосредственно в образовательные процессы, например, используются в ряде преподаваемых дисциплин (куар-коды, быстрые электронные опросы, «взаимодействие» с нейросетями и GPT- чат боты и другие).

К, сожалению, понимание того, что цифровые ресурсы, такие как GPT нейротехнологии могут привносить эффективные способы решения многих проблем образовательного процесса не всегда обоснованно. Больше появляется информаци-ии о вреде, который выражается в создании сгенерированных текстов. Сгенерированные тексты -это действительно очень важная проблема, и мы работаем со студентами, объясняя как правильно использовать нейросети. Не все преподаватели готовы признать факт возможности получения недостающих знаний и навыков от студента, но это тема отдельного разговора. Отметим лишь кратко, что в классической концепции опыт в традиционном понимании передается от старшего более опытного поколения к младшему. Однако, еще в середине 20 века исследовательницей Маргарет

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Мид были выявлены префигуративные культуры, возникшие в результате развития электронной коммуникативной сети, внутри которых опыт способен передаваться не только от более старших к более младшим, но и от младших к старшим. Культура современных обществ по своей сути пре-фиругативна, а, следовательно, совместное обучение преподавателя и студента в рамках образовательного процесса само по себе уже является нормой. И отвергать этот факт сегодня - значит наносить ущерб эффективности образовательного процесса и системе образования в целом.

Соединение навыков работы молодежи с цифровыми ресурсами с профессионализмом и социальным опытом преподавателя даст гораздо больший (синергетический) эффект освоения образовательных программ, позволит преподавателям ВУЗов расширить спектр знаний и навыков, сформировать компетенции как у студентов, так и у преподавателей в сфере работы с различными информационными ресурсами и инновационными цифровыми технологиями. Что позволит создавать единое образовательное пространство, отвечающее потребностям современного этапа развития системы высшего образования и образовательной среды в целом.

При проведении со студентами внеучебной работы необходимо использовать такие приемы, формы, методы и технологии, которые позволяли бы сделать этот процесс максимально эффективным и полезным. В нашей практике такими элементами служат инструменты геймификации.

Анализ собственного педагогического опыта авторов, опыта коллег позволяет применение цифровых технологий в образовании условно разделить на несколько направлений:

- развитие творческих способностей студентов;

- повышение уровня мотивации и вовлеченности

студентов в образовательный процесс;

Например, при помощи программы для написания сценариев, управляемой искусственным интеллектом, студенты черпают новые креативные идеи и смотрят на привычные им вещи под другим углом. И это позволяет им постоянно изменять и улучшать свои проекты, поскольку искусственный интеллект в данном случае выходит за рамки привычной работы студентов. По такому же принципу студенты используют и программы, в которых искусственный интеллект позволяет генерировать картинки, что позволяет студентам создавать анимированные диаграммы и схемы для своих презентаций, а также создавать новый и разнообразный контент для социальных сетей.

При помощи программ, основанных на начальном уровне программирования, студенты создают собственные анимированные и интерактивные игры, презентации и проекты. Такие програм-е мы служат механизмом не только для креативной " работы студентов, но и позволяют им идти в ногу ^ со временем. Теперь презентация и защита раз-~ работанных студентами проектов - это не только зё конкурс, но и своего рода конференция, на кото-

рой студенты демонстрируют новые способы использования искусственного интеллекта в проектировании. Задача таких конкурсов - это поиск, развитие и поддержка талантливых студентов по созданию проектов с использованием технологий искусственного интеллекта.

Стоит отметить, что применение искусственного интеллекта в высшей школе поддерживается и со стороны государства. Так, например, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило конкурс «НейроСту-дент», в котором студенты при помощи искусственного интеллекта представляли собирательный образ своего университета.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) запустило платформу ФГАИС «Молодежь России», позволяющую регистрироваться молодежи на региональные, окружные и федеральные мероприятия и форумы, подавать заявки на грантовые конкурсы, что способствует вовлечению молодежи в реализацию государственной молодежной политики. Данная платформа позволяет вести учет молодежной активности студентов в цифровом формате без помощи или участия человека. Рейтинг участия студента в социально-культурных мероприятиях формируется автоматически.

Программы на основе искусственного интеллекта позволяют создавать: игрофицированные задания (викторины, квизы и другие популярные форматы игр для получения и оценки знаний студентов); игровые симуляции (упрощенные модели реальных ситуаций или процессов); деловые игры (создание игр с полноценным игровым циклом, например, разработка образовательной игры с сюжетной линией и задачами).

Как показывает опыт, технологии искусственного интеллекта могут стать огромным подспорьем преподавателю и при обучении теоретической части учебной дисциплины, и при проведении практических занятий, и при организации исследовательской деятельности. Беседы со студентами магистерских программ и ведущими обучение преподавателями вуза - представителями классического профессорско - преподавательского состава, а также привлеченными преподавателями - представителями работодателя, позволили выявить такие парадигмальные противоречия:

• Во время обучения все магистранты активно отрабатывают практику, но за периметром обучения постоянно забывают о ней и возвращаются к старым шаблонам поведения. И эта задача сегодня приобрела особую остроту: как доведенный до автоматизма навык изменить либо абсолютно по - другому переформировать.

• Магистранты учатся использовать технологии искусственного интеллекта в специально созданной для них образовательной среде, а на рабочем месте сталкиваются с незнакомыми проблемами. Для решения этой задачи мы особый акцент делаем на содержании практи-

ко - ориентированной части каждой учебной дисциплины образовательной программы. Разработать практико-ориентированную часть учебных дисциплин образовательной программы сегодня непросто:

- необходим грамотный анализ запроса работодателей;

- нужно понимать, в какой момент подкреплять теорию действием, сколько практики должно быть в обучении; как подобрать задания, интересные всем студентам конкретной учебной группы;

- так как результативность обучения - процесс пролонгированный, то очень важно понимать, когда и с какой целью приходить к обучающимся с обратной связью.

Необходимая часть практико - ориентированного обучения - это работа с личным профессиональным опытом магистрантов, анализ положительного опыта специалистов отрасли. И технологии искусственного интеллекта позволяют внести новые аспекты в эту работу [5].

Основные задачи обсуждения профессионального опыта:

- критически проанализировать свой опыт, опыт коллег;

- определить основные проблемные зоны профессиональной деятельности, которые требуют развития;

- научить «слышать» различные мнения и точки зрения и давать им объективную характеристику. Согласно модели теории обучения через опыт

(Experiential Learning Theory, ELT) Дэвида Колба[7], процесс обучения состоит из четырех стадий и может начинаться с любой из них, но чаще всего с немедленного или конкретного опыта, который и станет основой для наблюдений и осмысления.

Осмысление ассимилируется и превращается в абстрактные концепции, из которых делают выводы для дальнейших действий. Полученные знания используются в качестве руководства при создании нового опыта (табл. 1).

Таблица 1

Стадии обучении на базе получения опыта

Рефлексивной наблюдение Планирование следующих шагов, проверка знаний и навыков, полученных из опыта

Активное экспериментирование Оценка того, что происходит, мысли или разговор об опыте

Фактический опыт Новое действие, получение нового опыта

Абстрактная концептуализация Прохождение к выводам, научение из опыта

И как свидетельствуют данные опроса магистрантов и преподавателей именно инструменты искусственного интеллекта позволяют быстро решать вопросы поиска и анализа большого объема информации. Искусственный интеллект по мнению Ст. Даггэна (2020) «сыграет ключевую роль в реализации идеи персонализированного обуче-

ния - адаптации обучения, его содержания и темпа к конкретным потребностям каждого учащегося» [3].

Литература

1. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). - [Электронный ресурс]. - https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-490-10102019/ (дата обращения: 15.01.2024).

2. Измайлова А.А. Метавселенная как новая экономическая система // Modern Economy Success. - 2021. - № 6. С. 175-179.

3. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / Стивен Даггэн; ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. -Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. - С. 45.

4. Катханова Ю.Ф., Юй Си, Корыгин А.И. Искусственный интеллект в образовательном пространстве // Константинова Л.В., Воро-жихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штых-но Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы. Открытое образование. 2023;27(2):36-48

5. Уколов В.Ф., Трофименко О.В. Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения // Вестник университета. 2023. № 5. С. 21-26.

6. Обучение через опыт. - [Электронный ресурс]. - https://sberuniversity.ru/edutech-club/lab/ glossary/913/ (Дата обращения 12.01.2024).

7. Стили обучения и познания (Д. Колб). - [Электронный ресурс]. - https://brainmod.ru/manual/ career-guidance/kolb-learning-style/ (Дата обращения 12.01.2024).

8. Metaverse - образование будущего, которое уже наступило. - [Электронный ресурс]. - https:// vc.ru/future/695711 -metaverse-obrazovanie-budushchego-kotoroe-uzhe-nastupilo (Дата обращения 12.01.2024).

9. Кто и как встраивает метавселенные в обучение сегодня: актуальный опыт и рабочие кейсы. - [Электронный ресурс]. - https://sberuni-versity.ru/edutech-club/journals/metavselennaya-modnoe-slovo-ili-obrazovatelnaya-tekhnologiya-budushchego/kto-i-kak-vstraivaet-metavselennye-v-obuchenie-segodnya-aktualnyy-opyt-i-rabochie-keysy/ (Дата обращения 12.01.2024).

THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE TRANSFORMATION OF THE DIGITAL SOCIETY ECOSYSTEM

Gladilina I.P., Klimkovich E.V., Bondarenko A.S.

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov

сз о

CD "O

1=1 А —i О

сз т; о m О от

З

ы о со

Artificial intelligence in education: Changing the pace of learning. UNESCO IITE Policy Brief / Stephen Duggan; ed. S. Yu. Kn-yazeva; lane from English: A.V. Parshakova. - Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2020. -P. 45.

Katkhanova Yu.F., Yu Xi, Korygin A.I. Artificial intelligence in the educational space // Konstantinova L.V., Vorozhikhin V.V., Pet-rov A.M., Titova E.S., Shtykhno D.A. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Open education. 2023;27(2):36-48

Ukolov V.F., Trofimenko O.V. Managing artificial intelligence in the field of higher education in order to improve the quality of knowledge and reduce the risks of learning // Bulletin of the University. 2023. No. 5. pp. 21-26.

Learning through experience. - [Electronic resource]. - https:// sberuniversity.ru/edutech-club/lab/glossary/913/ (Date of access: 01/12/2024).

Learning and cognitive styles (D. Kolb). - [Electronic resource]. - https://brainmod.ru/manual/career-guidance/kolb-learning-style/ (Date of access: 01/12/2024). Metaverse - education of the future that has already arrived. -[Electronic resource]. - https://vc.ru/future/695711-metaverse-obrazovanie-budushchego-kotoroe-uzhe-nastupilo (Date of access: 01/12/2024).

Who and how is integrating metaverses into learning today: current experience and working cases. - [Electronic resource]. -https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/metavselennaya-modnoe-slovo-ili-obrazovatelnaya-tekhnologiya-budushchego/ kto-i-kak-vstraivaet-metavselennye-v-obuchenie-segodnya-aktualnyy-opyt-i -rabochie-keysy/ (Accessed 01/12/2024).

Economy Success. - 2021. - No. 6. P. 175-179.

o d

u

CM

o

CM

Education is one of the key factors in the transformation of the digi- 3. tal society ecosystem. This phenomenon requires in-depth study. At the same time, it is necessary to study not only the changes taking place, but also their results in the near and long term. The exponential development of artificial intelligence technologies, combined with the processes of their convergence, leads to a rethinking of the very 4. essence of the socio-economic structure of our society, which contributes to the development of not only existing areas of activity, but also creates many new opportunities and directions. To achieve new goals, completely different approaches to solving staffing issues are required, including the training of higher education teachers. The 5. task of primary training and advanced training of specialists in all areas is complicated by the fact that it is necessary not only to train new personnel, but also to retrain existing specialists, and these are completely different approaches and tools. Artificial intelligence 6. technologies can be of great help to the teacher both when teaching the theoretical part of the academic discipline, and when conducting practical classes, and when organizing research activities. 7.

Keywords: education; digital transformation; digital society; ecosystem; personnel training. 8

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated Octo- 9 ber 10, 2019 N490 "On the development of artificial intelligence . in the Russian Federation" (together with the "National Strategy

for the Development of Artificial Intelligence for the period until 2030"). - [Electronic resource]. - https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-490-10102019/ (date of access: 01/15/2024).

2. Izmailova A.A. Metaverse as a new economic system // Modern

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.