УДК 371:351
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
®2010 Магомедова Ф.А.
МОУ СОШ № 16 г. Махачкалы
На примере конкретной школы-гимназии показано, как образовательное пространство оказывает позитивное влияние на становление личности молодого специалиста.
As an example of the concrete grammar school it is shown, how the educational space makes a positive influence upon young professionals 'personality.
Ключевые слова: среда образовательного учреждения, молодой учитель, школа-гимназия, образовательное пространство.
Keywords: educational institution environment, young teacher, grammar school, educational space.
В настоящее время эффективное функционирование общества предопределяется интегрированием усилий социальных институтов, общественных объединений и т.д. по созданию условий для проявления природосообразных способностей и возможностей его субъектов. В энциклопедическом словаре интеграция рассматривается как восстановление, восполнение (integer - целый) состояния связанности отдельных частей и функций системы, а также процесс, ведущий к такому состоянию. В качестве среды интегрирования усилий социальных институтов рассматривается система образования, представляющая собой совокупность объектов, изменение свойств которых меняет систему, а также те объекты, чьи свойства меняются в результате действия данной системы.
Инновационное развитие образовательного пространства требует от общеобразовательных учреждений определения особенностей функционирования своей среды, влияния внешних связей и отношений, учета требований, предъявляемых к ней окружающей социальной средой.
Внешнее воздействие на образовательную среду предопределяется общественно-политическими, производственно-экономическими, социально-
бытовыми, культурными и природно-экологическими факторами [6]
Социальная среда как фактор, влияющий на развитие личности, изучалась В. П. Вахтеровым, который подчеркивал значимость создания среды воспитания ребенка; П. Ф. Каптеревым, рассматривающим школу как среду детского общения, положительно влияющую на ребенка; С. И. Гессеном и В. В. Зен-ковским, которые обосновывают социальное становление личности в среде и утверждают важность изучения окружающей среды для формирования человека и т.д.
На современном этапе наряду с про-филизацией важным направлением функционирования системы образования выступает интеграция дагестанской школы в общероссийское и мировое образовательное пространство через создание единого образовательного пространства на основе органического сочетания форм образовательной среды (государственное и негосударственное); взаимодействия региональной и муниципальных образовательных систем в условиях их программно-целе-вого развития и т.д.
Государство возлагает серьезные задачи на школу в плане обучения, воспитания и развития личности, которая, в связи со сложным положением других
институтов, оказалась единственным местом подготовки к жизни подрастающего поколения. При этом созданная в последние годы нормативно-правовая база, расширяя функциональные возможности школы (оздоровление, охрана физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни и т.д.), ориентирует ее на изменение облика современного школьника, который должен стать самостоятельным, независимым, критичным, раскованным в поведении и общении.
С этих позиций перемены, необходимые современной школе, должны быть осознаны обществом, поскольку ограниченные возможности для материальной поддержки школы государством требуют кардинального изменения условий взаимодействия со средой на основе следующего:
- осуществления обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства,
- обеспечения охраны здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения ее потребности в самообразовании и дополнительном образовании;
- ориентации школы на гуманистические и демократические отношения, автономность путем расширения сферы ответственности за счет прав, ранее присущих вышестоящим органам управления образованием;
- обеспечения плюрализма образовательных систем, необходимых условий для оптимизации образовательного процесса с позиций достижения результата в соответствии с государственными стандартами;
- участия в формировании социального заказа, наряду с государством, родителей, представителей местной власти и т.д.
Следовательно, корректировка нормативно-правовой базы предоставляет школе возможность решать на современном уровне задачи обучения и воспитания, быть гарантом культурного и нравственного развития подрастающего поколения, удовлетворять конкретные и разнообразные образовательные потребности и т.д.
При этом актуальное значение приобретает проблема создания единого образовательного пространства, взаимодей-
ствия образовательных и социокультурных структур (родительская общественность, социально активные, заинтересованные слои населения, различные организации и т.д.), что подталкивает школу к внедрению инновационных моделей функционирования (школа-гимназия, школа-лицей и т.д.), ориентированных на обеспечение высокого образовательного уровня, учета возможностей обучающихся и т.д.
Социологическое исследование по выявлению причин кризиса современного образования, проведенное нами совместно с социально-психологической службой МОУ СОШ № 16 (май 2010 г.), показало, что важнейшими из них являются: недостаток финансового и материального обеспечения школы (66,1% респондентов); самоустранение семьи от воспитания детей (44,3%); падение престижа образования (50,5%); ослабление дисциплины и порядка в стране (49,5%); административно-бюрократическая система управления (40,5%); низкий престиж учительской профессии (40,4%).
Разработанная на основе результатов социологического исследования концепция развития школы № 16 г. Махачкалы предполагает привлечение социально-культурной среды в организацию учебно-воспитательного процесса, досуга его субъектов, формирование устойчивых традиций и нравственных ценностей, изучение влияния общественных институтов на личность ученика и учителя. Решение этой проблемы нами связывается с включением молодых учителей в исследовательскую работу «Внешняя среда», в рамках которой изучаются литературные источники, проводится теоретический анализ состояния среды, результаты которого указывают на изменчивый характер социума, состояние непрерывности обновления социальных институтов, разрыв школы и производственного окружения, сведение взаимодействий с производственно-экономическими объектами в основном к оказанию единовременной спонсорской помощи школе.
По мнению участников исследования, разрушены связи школы с природно-экологической средой, значительно снижен охват учащихся, занимающихся в кружках, секциях, группах эколого-биологической и туристско-
краеведческой направленности и т.д. Ре-
зультаты исследования указывают на то, что главным образом позитивное влияние оказывает среда образовательного учреждения, для которой характерны: контингент учащихся численностью 760 человек, осуществление обучения в одну смену, учителя, из которых 93% имеют высшее, 7% - среднее специальное образование, среди которых 4% - старшие учителя; 3% - кандидаты наук; 33% -учителя высшей, 30% -1и 15% -II категории. Кроме того, в школе пятидневная учебная неделя для учащихся I и шестидневная для II и III ступеней обучения, продолжительность уроков по классам составляет 45 минут, среднее количество уроков в день - 5-6.
В школе имеется нужное количество оборудованных кабинетов по всем учебным предметам, два компьютерных класса, спортивный зал, спортивная площадка, столовая, есть видео- и множительная аппаратура, а также библиотека, располагающая необходимым количеством учебной, справочной и художественной литературы.
Осознавая потребность в более глубоком развитии школьника через дифференциацию и индивидуализацию обучения, педагогический коллектив и родительская общественность школы № 16 пришли к пониманию необходимости перевода в режим многопрофильной школы-гимназии, выбор которой продиктован значимостью целенаправленного развития склонностей и интересов учащихся, учета пожеланий родителей и требований социального заказа. При этом достижению целей должны способствовать организация обучения, охватывающего максимально возможное количество направлений развития учащихся (культуры мышления, памяти, речи, физического, нравственного, эстетического воспитания). Решение этих задач предопределяется: спецификой выбранного направления образования; конкурсным отбором учащихся; повышением уровня содержания образования; применением нетрадиционных форм, методов обучения, контроля знаний учащихся; высоким уровнем материально-техничес-кого и методического обеспечения; оптимизацией процесса управления образовательным процессом и учреждением; обеспечением высокопрофессиональными преподавательскими кадрами; ис-
пользованием новейших технологий и средств обучения.
С учетом сказанного особой задачей остается формирование личностных качеств молодого учителя, проявляемых в процессе обучения, способствующих выполнению социального заказа общества, поскольку учитель призван подготовить выпускников не только к участию в жизни общества, но и активному воздействию на нее с целью совершенствования, что предъявляет повышенные требования к знаниям, умениям, уровню готовности выпускников педвуза.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) воспитание должно быть направлено на развитие духовности обучающихся с позиций общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении учащихся, создание условий для самореализации личности. С этих позиций учебный процесс в школе-гимназии необходимо нацелить на формирование умения учиться, наличие которого превращает ученика из послушного и прилежного исполнителя требований в самостоятельного и сознательно действующего субъекта, совершенствующего самого себя на основе осознания перспектив собственного роста, что предопределяется образовательной средой и личностью прежде всего учителя.
Социологически опрос, проведенный в школе, показывает, что во всех выборках (учащиеся, родители, учителя) преобладает ориентация на образовательную деятельность по приобретению знаний, а формирование опыта социального взаимодействия и общественной деятельности рассматривается как малозначимые. С учетом результатов опроса структура школы-гимна-зии выстроена по схеме: «базисный компонент -школьный компонент - дополнительное образование - социальное взаимодействие - общение», где на каждой ступени осуществляется:
- обучение, направленное на развитие творческих способностей, подготовка к конкурсному отбору на I ступени (1-4 классы);
- углубленное изучение предметов гуманитарного и естественно-математического цикла с учетом склонностей и способностей учащихся (спецкурсы и
курсы по выбору), а также дополнительное образование на II ступени (5-9 классы);
- предоставление возможности для профильного обучения (физико-математическое, экономическое, гуманитарное) на III ступени (10-11 классы).
Следовательно, реализация вариативной модели организации учебно-воспитательного процесса в школе-гимназии требует учителя с инновационным поведением, владеющего умениями по корректировке и изменению учебных программ, в которых на первый план выдвигаются познавательная активность учащихся, наличие условий для включения в творческую деятельность, готовность самосовершенствоваться, к самостоятельному приобретению знаний и т.д.
При этом основным в развитии образовательной среды школы выступают: готовность учителя к организации профильного обучения, дифференциации образовательного процесса, интеграции различных систем; компьютеризация и гуманизация учебной деятельности; организация системы дополнительного образования; взаимодействие с внешней средой, так как только связи школы с социально-экономической и культурной жизнью общества помогают адаптации личности в социальной среде.
В соответствии с пожеланиями родителей и детей, с учетом потенциала учительского коллектива основной компонент учебного плана ориентирован на профильную подготовку, способствующую поступлению выпускников в вузы, для чего администрация школы заключила договор о сотрудничестве, в рамках которого обеспечивается магистерская подготовка, повышение квалификации и т.д.
Дифференциация, осуществляемая через определение возможностей и потребностей каждого школьника, с позиций развития склонностей и способностей по различным направлениям, достигается введением в учебный план курсов по выбору, спецкурсов, факультативов, групповых и индивидуальных консультаций. Для обеспечения готовности молодых учителей к профессионально-педагогической деятельности в образовательной среде школы № 16 к занятиям привлекаются научные работники вузов и соответствующих кафедр.
Компьютеризация обеспечивается последовательным, поэтапным приобщением к освоению информационных технологий всех учащихся: в 5-9 классах -через овладение навыками работы с готовыми программами, в 10-11 классах -через овладение начальным профессиональным уровнем.
Можно сделать вывод, что функционирование общеобразовательной среды в инновационной модели образовательного учреждения предполагает серьезное внимание к молодому учителю с точки зрения его готовности к управлению образовательным процессом в инновационном режиме, реализации интегрированных программ, способствующих динамическому развитию личности и высокому качеству образования, удовлетворению запросов личности, общества и государства и т.д. Функционирование внутришкольного образовательного пространства предопределяется молодым учителем, ориентированным на реализацию принципа взаимодействия образовательных и социокультурных структур для формирования целостной личности ребенка.
На основе вышеизложенного учебно-воспитательная работа в школе должна строиться исходя из того, что обучение и воспитание есть управление развитием личности, гуманистический характер которого предполагает реализацию воспитательных задач в урочное и во внеурочное время, создание системы, направленной на духовное развитие каждого ученика, что во многом зависит от учителя. При этом основными в организации образовательной среды выступают культурологический, системный, дея-тельностный, личностно-
ориентированный, рефлексивный и диалогический подходы, реализуемые учителем. Важнейшим аспектом развития образовательной среды выступает максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей социума, что осуществляется через связи внеурочной деятельности с учебным процессом. Частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, чему способствуют праздники, конференции, семинары. Следовательно, систему работы в школе необходимо построить таким образом, чтобы успехи
школьного дела решали не единичные, даже очень эффективные мероприятия, а целостная система взаимосвязанных компонентов, где педагогический коллектив школы и отдельные учителя
обеспечивают развитие образовательной среды школы с учетом сложившихся традиций, используя возможности социокультурного пространства района, города, республики.
Примечания
1. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М. : УРАО, 2000. 2. Гурова В. Я. Развитие творческих способностей детей через взаимодействие школы с социокультурной средой. Барнаул : Изд-во Барн. ГПУ, 1999. 3. Инновационные процессы в школе: организация и управление // Научно-методический сборник. Владимир, 1994. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 2. С. 97-126. 5. Костяшкин Э. Г. Формирование социальной активности школьников во внеурочной работе // Формирование социальной активности школьника в процессе обучения и воспитания. М., 1982.
Статья поступила е редакцию 21.06.2010 г.
УДК 37
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ДАГЕСТАНА XIX ВЕКА
®2010 Мусаев А.О.
Дагестанский государственный педагогический университет
С историко-педагогических позиции рассматриваются проблемы интеграции образовательных систем России и Дагестана, развития русскоязычных учебных заведении, которые стали основой светского образования в регионе.
The integration problems of Dagestan and Russian educational systems, developing the Russian language educational institutions, which have become the base for the secular education in Dagestan, are studied from the historical pedagogical positions.
Ключевые слова: образовательные системы, арабо-мусульманская школа, русскоязычная светская школа, педагогическая общественность.
Keywords: educational systems, Arabic Moslem school Russian secular school pedagogical community.
Вхождение Дагестана в Российское государство было долгим, трудным и включало военно-политический, административный, экономический и культурно-образовательный этапы. Присоединение к России Дагестана сулило определенные военные, политические и экономические выгоды, связанные с расширением территории в стратегически важном направлении, обеспечением безопасности южных границ империи, свободным судоходством на Каспийском море, постепенным возрастанием и укреплением политического
влияния России на Кавказе и т.д. Несмотря на свои скромные масштабы, территория Дагестана занимала выгодное географическое положение, где сталкивались военно-политические интересы Ирана, Турции и России [3. С. 188].
К началу XIX в. основной формой отношений царизма с дагестанскими владетелями выступало принятие их «под верховное покровительство России, сопровождаемое присягой владетелей на верность ... наградами и присвоение военных званий». Кроме того, начинался