Научная статья на тему 'Образовательное право в системе современного российского права'

Образовательное право в системе современного российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1798
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / EDUCATIONAL LAW / ОТРАСЛЬ ПРАВА / BRANCH OF LAW / ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / BRANCH OF LEGISLATION / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА / COMPLEX BRANCH OF LAW / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ПРАВА / SYSTEM OF LAW / COMPLEX BRANCH OF LEGISLATION / SYSTEM OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

Одна из важнейших задач современной юридической науки заключается в выборе эффективных средств познания правовой материи, чтобы снизить накал научных дискуссий по наиболее значимым теоретическим проблемам, к числу которых относится вопрос о структуре и соотношении системы права и системы законодательства, о возможности формирования комплексных отраслей права и законодательства. Образовательное право считается такой отраслью, но вместе с тем в научном сообществе вызывает серьезную полемику вопрос о ее структурной принадлежности: либо к системе законодательства, либо к системе права. Использование историко-теоретического метода в рамках ретроспективного подхода снижает дискуссионность вопроса и позволяет заключить, что образовательное право как отрасль складывается исторически, систематизируется на основе генетических, структурных и функциональных связей, качественно меняющихся в течение времени и способствующих постепенной трансформации отрасли законодательства в отрасль права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Law in the System of the Current Russian Law

One of the most significant tasks of modern juridical science is selection of the most effective means of cognition of legal matter aimed to decrease the tension of scholarly discussions on the most important theoretical problems including the issues of structure and correlation between the system of law and the system of legislation, of possibility to form complex branches of law and complex branches of legislation. Educational law belongs to such branches but simultaneously it causes a serious polemics among scholars on its structural belonging: either to the system of legislation or to the system of law. Employing a historically-theoretical method within a retrospective approach decreases the tension of discussion and enables the author to conclude that educational law as a branch has developed through history, has been systematized on the basis of genetic, structural and functional connections changing with the time in a qualitative way and contributing to the gradual transformation of the branch of legislation into a branch of law.

Текст научной работы на тему «Образовательное право в системе современного российского права»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

УДК 34.37 © М. А. Кожевина, 2017

Образовательное право в системе современного российского права

М. А. Кожевина

Одна из важнейших задач современной юридической науки заключается в выборе эффективных средств познания правовой материи, чтобы снизить накал научных дискуссий по наиболее значимым теоретическим проблемам, к числу которых относится вопрос о структуре и соотношении системы права и системы законодательства, о возможности формирования комплексных отраслей права и законодательства. Образовательное право считается такой отраслью, но вместе с тем в научном сообществе вызывает серьезную полемику вопрос о ее структурной принадлежности: либо к системе законодательства, либо к системе права. Использование историко-теоретического метода в рамках ретроспективного подхода снижает дискуссионность вопроса и позволяет заключить, что образовательное право как отрасль складывается исторически, систематизируется на основе генетических, структурных и функциональных связей, качественно меняющихся в течение времени и способствующих постепенной трансформации отрасли законодательства в отрасль права.

Ключевые слова: образовательное право, отрасль права, отрасль законодательства, комплексная отрасль права, комплексная отрасль законодательства, система права, система законодательства.

В ряду вопросов о соотношении разноплановых представлений о праве, о соотношении новых представлений о праве с устоявшимися правовыми понятиями и категориями следует выделить вопрос об отраслевой структуре современной системы права . Одни исследователи считают, что отраслями права могут называться лишь те совокупности норм права, которые регулируют важные, социально значимые отношения . Отрасли права формируются на основе консолидации однотипных норм права и имеют свой однородный предмет и метод регулирования . Процесс формирования отрасли права завершается кодификацией — изданием кодекса. В противном случае совокупности норм права, заключенные в иные нормативные правовые акты, могут консолидироваться лишь в отрасли законодательства

Сторонники другой точки зрения в какой-то степени солидарны с последователями первой позиции, однако отмечают, что формирование новых

структурных элементов в системе права зависит еще и от наличия высокой степени своеобразия и важности отдельных общественных отношений; от значительного их «удельного веса» в системе социального взаимодействия и от невозможности урегулировать эти отношения нормами одной отрасли В связи с этим сразу возникает потребность использования нового метода правового регулирования

Именно последняя позиция в настоящее время вызывает дискуссию о возможности возникновения новых правовых институтов и отраслей права Одни определяются как комплексные отрасли права, другие — как специализированные, третьи — как вторичные . Некоторые ученые предлагают отказаться от термина «отрасль права» и ввести понятие «комплексная правовая форма» .

Дискуссия о структуре российского права имеет свою историю . Так, обсуждение проблемы установления критерия выделения совокупности правовых норм как отрасли в 1938-1941 гг. завершилось опре-

делением в качестве предмета правового регулирования устоявшихся общественно значимых отношений, т. е . однородных общественных отношений, требующих правового урегулирования . Эти отношения системны и структурированы . Структура включает: объект, субъекты отношений, взаимосвязи и взаимодействия между ними .

Дискуссия 1955-1958 гг. привела к выделению еще одного критерия — метода правового регулирования . Метод есть совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Были выделены методы: императивный, диспозитивный, поощрения, убеждения, принуждения и т. п. Посредством метода устанавливаются границы регулируемых отношений, т. е . определяются правоспособность и дееспособность субъектов, мера их юридической ответственности

В 1970-1980-е гг. в ходе обсуждения проблемы был сформулирован дополнительный критерий — формальная определенность выделенной совокупности норм права в качестве самостоятельной отрасли Концепция, таким образом, получила завершенный характер. Кодификация норм права — издание кодекса — считалась завершающей стадией формирования отрасли права

Однако современные политические и социально-экономические процессы вновь пробудили интерес отечественных ученых к обозначенной проблеме и к переосмыслению понятия «отрасль права», которое утратило четкость и недвусмысленность в определении

Поводом для дальнейших дискуссий послужили высказывания отдельных исследователей о статусе конституционного и международного права в связи с формированием новой российской государственности. Возник вопрос: представляя собой элементы правовой системы, выступают ли они отраслями права в традиционном понимании? Сомнение появилось на основе тезиса о том, что конституционное и международное право играют интегративную роль, поэтому могут выступать как сверхотрасли, общей частью всех отраслей права, их предмет — «государство — общество — личность» — носит всеобщий характер и охватывается нормами всех отраслей права . На фоне этой дискуссии встала проблема о соотношении «системы права» и «системы законодательства» в процессе структуризации права Констатировался факт, что современные правовые процессы не вписываются в сложившуюся научную конструкцию . Ученые отмечали наличие отдельных отраслей российского права при отсутствии кодифицированного правового акта, например финансовое право и т п Одновременно отмечалось, что создание кодексов не всегда приводит к образованию отрасли права (например, таможенное право) .

Таким образом, разрушились стереотипы понимания отрасли права и системы права как совокупности однородных отраслей права . Формирование и выделение новых элементов системы права — процесс исторический и объективный Начинается он, на наш взгляд, с формирования самостоятельной отрасли законодательства, консолидации нормативного материала и завершается созданием, возможно, не кодекса, но нормативного правового акта кодифицированного типа Примером тому может служить история образовательного права Именно в этой области правового знания полярность мнений ученых выглядит наиболее рельефно Собственно, этот факт определяет еще один аспект обозначенной темы — необходимость обращения к конкретной историко-теоретической проблеме и углубленному ее изучению

Так, образование следует рассматривать в единстве организационного, функционального и правового компонентов Организационная составляющая процесса образования обеспечивается наличием системы учебных заведений, системы управления образованием, методического и материально-технического обеспечения Функциональный компонент выражается в организации учебного процесса, в содержании, реализации учебных планов и программ, государственных стандартов образования Правовой элемент состоит в юридическом урегулировании организационных и функциональных составляющих, с одной стороны, и в конституционном закреплении права на образование, в реализации принципов образования, правовых основ управления образованием — с другой

Такое понимание позволяет выделить правоотношения в сфере образования в самостоятельный автономный предмет правового регулирования, согласующийся с соответствующим методом В советский период исторически, под воздействием объективных и субъективных факторов, совокупность нормативных правовых актов складывается в качестве отрасли законодательства, а в последующем (на современном этапе) с принятием кодифицированного правового акта (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ) — и в качестве комплексной отрасли права

19 июля 1973 г. впервые в истории российского права был принят закон, направленный на урегулирование отношений в сфере образования, — «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Закреплялось положение о том, что «образование — подлинно народное дело», его целью является «подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм,

воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни» 1 .

Принятие Закона было воспринято юридической общественностью как проявление «заинтересованности Советского государства в специальном правовом регулировании отношений в области народного образования, в его совершенствовании и кодификации» [1, с. 12]. С . С . Алексеев, в частности, считал, что появились «основания для обсуждения вопроса о начавшемся процессе формирования комплексной общности, выражающей специфику правового регулирования общественных отношений, опосредствующих воспитание и обучение подрастающего поколения» [2, с . 224]. Г. С . Сапаргалиев вслед за С С Алексеевым оценивал новый законодательный акт о народном образовании как начало формирования комплексной отрасли законодательства. Предметом правового регулирования данной отрасли он определял основные отношения системы народного образования — отношения по обучению и воспитанию граждан, называемые «учебными» или «учебно-воспитательными» [3, с . 118]. Собственно, этот факт пробудил особый интерес исследователей к вопросу о правовом регулировании сфер, где функционируют разнородные по своей природе отношения Образование — одна из таких сфер, в ней возникают общественные отношения, регулируемые нормами практически всех отраслей права

Исследуя всесторонне этот аспект, советские ученые-юристы определили научный вектор на системное изучение правоотношений, возникающих в сфере народного образования . В работах советских правоведов образовательное право сформулировано как регулятор особого типа отношений — собственно педагогических (образовательных) Вместе с тем педагогические отношения находятся в органической связи с иными отношениями — гражданскими, трудовыми, семейными, финансовыми и т п И это не простая механическая совокупность правоотношений, а система взаимосвязанных и взаимообусловленных общественных отношений, представляющих самостоятельный предмет правового регулирования

В 1990-е гг. начавшаяся реформа российского образования, основанная на принципиально новых государственно-правовых установках, вновь поставила вопрос о характере отношений, возникающих в сфере образования и, соответственно, о понятии образовательного законодательства и образовательного права Возникшая в связи с этим научная дискуссия выявила множество порой диаметрально противоположных позиций.

Так, В . М . Сырых [4], Д. А . Ягофаров [5], В . И . Шка-тулла [6] и др. настаивают на том, что образовательное право есть самостоятельная комплексная отрасль российской правовой системы Они полагают, что уже сама природа и специфика педагогических отношений дают все необходимые и достаточные основания для выделения образовательного права в самостоятельное структурное звено правовой системы

Одновременно сложилась и иная позиция, согласно которой образовательное право представляет комплексную отрасль законодательства Например, Е . А . Суханов считает, что «образовательное право» является сугубо условным понятием, за которым стоит массив нормативных актов комплексного характера, с явным преобладанием административно-правовой природы [7, с. 68]. В. В. Кванина полагает, что образовательные отношения представляют разновидность гражданско-правовых отношений в рамках договора на оказание образовательных услуг [8, с. 273]. Д . Б. Миннигулова указывает на то, что выделение комплексной отрасли образовательного права ставит под сомнение сложившуюся концепцию дифференциации российского права на отрасли в зависимости от предмета и метода правового регулирования [9, с 23]

Условно можно выделить три основных научных направления в исследовании образовательного права Сторонники первого продолжают придерживаться мнения о том, что образовательные правоотношения имеют административно-правовую природу и, соответственно, нет оснований для выделения какой-либо регулирующей их специализированной отрасли права Другие ученые культивируют идею о наличии самостоятельной отрасли образовательного права Третьи исследователи (и их большинство) считают образовательное право комплексной отраслью законодательства При этом ни одно из направлений не имеет внутреннего единства в силу разного понимания сущности образовательных правоотношений

Современный законодатель расценивает образование как «общественно значимое благо, представ-

1 Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (вместе с Основами законодательства) : закон СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-УШ // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30, ст. 392.

ляющее единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях развития личности» 2 .

Образовательная система представляет совокупность взаимодействующих звеньев: а) преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; б) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; в) органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций

В заключение отметим, что образовательная система как всякая система, имеющая свою архитектонику и принципы функционирования, взаимосвязана с другими социальными институтами, вместе с тем занимает свою нишу в общественных отношениях и играет определенную роль в общественном развитии . Более того, она развивается в конкретных социально-экономических и социально-культурных условиях и не может существовать вне исторического контекста . И наконец, она не только реализует историческую функцию передачи имеющегося социального опыта, обучения и воспитания профессионала, но и сама находится в развитии и берет на себя мис-

сию порождения нового научного знания, активного формирования идеалов, духовных ценностей и нравственных норм. Следовательно, объективно имеет свой механизм правового регулирования, который в силу комплексности регулируемых общественных отношений не может действовать на основе однородных норм права .

Дискуссионность обозначенной проблемы о возможности существования комплексных отраслей права (в том числе образовательного права), как нам кажется, нивелируется, если, используя всю совокупность познавательных средств в рамках ретроспективного подхода, обратиться к нормотворческо-му опыту на разных этапах развития государства, внешне выраженного в издании законодательных актов и формировании системы законодательства Законодательство, как и право, выступая средством регуляции общественных отношений, имеет свою историческую проекцию и по мере накопления законодательного массива структурируется и систематизируется В основе систематизации законодательства лежат генетические, структурные и функциональные связи, которые подвержены в различные периоды глубоким изменениям, влекущим и качественные изменения в правовом регулировании определенной сферы общественных отношений, тем самым способствуя трансформации отрасли законодательства в иное качество — в отрасль права .

Список литературы

1. Сапаргалиев Г. С. Развитие советского законодательства о народном образовании // Советское государство и право . 1974. № 3.

2. Алексеев С. С. Структура советского права . М., 1975.

3. Сапаргалиев Г. С., Баянов Е. Б. Правовые основы развития народного образования . Алма-Ата, 1983.

4. Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права . М ., 2000.

5 . Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования . Правовое регулирование системы образования М , 2008

6. Шкатулла В. И. Образовательное право . М., 2001.

7. Суханов Е. А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации : мат-лы VI междунар. науч. -практ. конф . (Москва, 11-12 октября 2001 г.) . М . , 2002.

8. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования М , 2005

9. Миннигулова Д. Б. Проблемы понятия и структуры образовательного права // Право и образование . 2009. № 4 .

2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос . газета . 2012. 31 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.