Научная статья на тему 'Образовательное назначение сетевых социальных сервисов'

Образовательное назначение сетевых социальных сервисов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
699
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / НАЗНАЧЕНИЕ СЕРВИСОВ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СЕРВИСОВ / МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕРВИСОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева И. В.

Исследуется проблема применения сетевых социальных сервисов в обучении. Рассматривается определение понятия «сетевые социальные сервисы», приведен перечень основных групп данных сервисов. Разработана и представлена система дидактических функций сетевых социальных сервисов. Основу выделения функций составляют метамодели образовательного процесса: социальная, психологическая, информационная, педагогическая. Обсуждаются содержание отдельных функций сервисов. Указано место сервисов в системе источников учебной информации. Определены модели обучения с применением сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательное назначение сетевых социальных сервисов»

I МЕТОДИКА И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ И ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ

УДК 371.64/69

И.В. Яковлева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

Ключевые слова: сетевые социальные сервисы, назначение сервисов,

дидактические функции сервисов, модели обучения с применением сервисов, информационно-коммуникационные технологии.

Исследуется проблема применения сетевых социальных сервисов в обучении. Рассматривается определение понятия «сетевые социальные сервисы», приведен перечень основных групп данных сервисов. Разработана и представлена система дидактических функций сетевых социальных сервисов. Основу выделения функций составляют метамодели образовательного процесса: социальная, психологическая, информационная, педагогическая. Обсуждаются содержание отдельных функций сервисов. Указано место сервисов в системе источников учебной информации. Определены модели обучения с применением сетевых технологий.

Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человеке и его образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.

Если обратиться к истории образования, то можно проследить изменение технологической основы обучения: если сначала преобладали словесные (устные)

технологии обучения, то затем появились дистанционные средства обучения (телефон, телеграф, почта). В настоящее время мы наблюдаем принципиальное изменение средств связи, соответственно возникают новые объекты и субъекты, инструменты и ресурсы, а также варианты взаимоотношений.

В условиях формирования информационного общества к результатам образования относят формирование следующих качеств обучающейся личности: готовность и

способность к самореализации и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; социальную и профессиональную мобильность на основе непрерывного образования и компетенции - «умение учиться» [9]. Показателем профессионализма становится умения работы с информацией, умение самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию. Умение принимать взвешенные, аргументированные решения, т. е. брать ответственность на себя, также является одной из главных ценностей образования. Участие в цифровом мире быстро становится обязательным условием успешной общественной жизни.

© Яковлева И.В., 2010

Земное пространство «сжалось в одну точку, и доступность того или иного места на Земле определяется не расстоянием между пунктами, а транспортной (в отношении физического перемещения) или информационной (в отношении получения информации) доступностью» [6]. Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Рассмотрим, что собой представляет сетевой социальный сервис.

На современном этапе развития глобальной сети существуют следующие понятия: «Интернет-ресурсы», «Интернет-услуги», «Интернет-службы», «Интернет-сервисы». Проанализируем определения данных понятий с целью уточнения содержания понятия «сетевой социальный сервис».

Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующие определения понятий «ресурс, услуга, служба, сервис». Ресурс: 1) запасы, источники чего-нибудь; 2) средство, к которому обращаются в необходимом случае [2]. Услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому [там же]. Служба - (от гл. служить) - иметь своим назначением что-нибудь, быть пригодным для чего-нибудь [там же]. Сервис - то же, что обслуживание - работа по удовлетворению чьих-нибудь бытовых, текущих или постоянных нужд [там же].

И.Г. Семакин и Е.К. Хеннер под службами Интернета называют средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей сети [8]. При этом авторы указывают, что понятия «служба» и «сервис» трудно разделить и определить по отдельности. Однако следует уточнить, что компьютерные сети предоставляют не только информационные услуги. Посредством глобальной сети пользователь приобретает навыки и осуществляет различные виды социокультурной деятельности (общение, игра, учение, труд). Осуществляется не только обмен информацией, но и обмен умениями, происходит восприятие людей в ходе совместной деятельности, пользователи адаптируются в новой социальной среде. Таким образом, определение понятия «сервис» следует расширить.

Анализ публикаций позволяет сформулировать в качестве рабочего следующее определение: сетевые сервисы - это средства обеспечения разнообразных услуг для пользователей сети.

На данный момент многие авторы (Е.Д. Патаракин, Б.Б. Ярмахов и др.) выделяют группу служб под названием «сетевые социальные сервисы» [4, 5 и др.]. А.Ю. Винокуров под данным термином понимает новый подход к построению глобальной информационной системы World Wide Web, при котором пассивная роль пользователя сменяется на активную. Пользователь из читателя превращается в творца контента глобальной сети [1]. Другими словами, на первый план выходит социальный компонент глобальной сети [7].

Назовем основные типы социальных сетевых сервисов:

• сервисы обмена знаниями: сервисы на технологии Wiki-Wiki; сервисы для создания совместных документов (например, презентаций он-лайн http://www.spresent.com); сервисы документов Google;

• сервисы для хранения документов: текстовых файлов на любом языке -http://www.scribd.com; презентаций - http://www.slideshare.net; документов Google -http ://www. goo gle. com;

• сервисы Интернет-общения: Живой журнал - http://livejoumal.ru; Живой Интернет -

http://liveinternet.ru; блоги на Мейл.ру - http://blogs.mail.ru; блоги Google -

http ://www. goo gle. com;

• сервисы для хранения фотоматериалов: http://flickr.com; http://flamber.ru;

http://pisacaweb.google.com; http://www.fotodia.ru; http://kalyamalya.ru; http://foto.mail.ru; http ://www.panoramio. com;

• сервисы для хранения аудиоматериалов', http://audacity.sourceforge.net;

http://www.podomatic.com; http://rpod.ru; http://studio.odeo.com; http://Last.fin;

http://Pandora.com, http://LAUNCHcast.com;

• сервисы для хранения видеоматериалов: http://youtube.com; http://www.rutube.ru;

http://www.teachtube.ru; http://video.mail.ru; http://vision.rambler.ru; http://socialsaga.com;

• геоинформационные сервисы: http://maps.google.com; http://wikimapia.org;

http://earth.google, com; http://city.ask.com/city; http://www.onegeology.org/;

• сервисы хранения закладок: http://www.bobrdobr.ru; http://Del.icio.us; http://rumarkz.ru; http://utx.ambience.ru; http://moemesto.ru/; http://news2.ru/.

Вслед за Е.Д. Патаракиным, под сетевым социальным сервисом мы понимаем службу, поддерживающую совместные действия пользователей глобальной сети. Как было показано выше, существует определенное количество сетевых социальных сервисов. Представленный выше перечень позволяет говорить о возможном использовании ССС в качестве новых средств обучения. В связи с этим возникает проблема определения дидактических свойств и функций рассматриваемых инструментов глобальной сети.

Попытки исследователей определить функции глобальной сети и сетевых сервисов привели к выделению широкого перечня их дидактических функций. В настоящее время исследователями выделяются следующие функций глобальной сети: информационная, коммуникационная (Е.С.Полат, О.Л.Гусева, И.М.Ибрагимов и др.), социальнокреативная, ценностно-регулирующая (М.М.Лукина, И.Д.Фомичева), совещательная, коммерческая, рекламная, развлекательная, специфично компьютерная (В.В.Годин, И.К.Корнеев) и др. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что авторами выделяются функции разного уровня общности. Предлагается разный состав функций. Имеет место отличие в толковании отдельных функций. Таким образом, на сегодня существует проблема построения и обоснования системы ключевых (основных) функций сетевых сервисов и соответственно определение их места в учебном процессе.

В настоящем исследовании предпринята попытка решения этой задачи с позиций метамоделирования образовательного процесса. Определение состава функций на основе метамодели образовательного процесса должно строиться, наш взгляд, с учетом содержания ее социальной, психологической, инфомологической и педагогической составляющих. Первые три подхода позволяют определить назначение (функции) ССС в образовательной модели, в то время как педагогический аспект моделирования укажет место сервисов. Проведенный анализ позволил выделить систему образовательных функций ССС (рис. 1).

Рассмотрим каждую из функций подробнее.

При анализе образовательного процесса как социального явления выделяют четыре элемента: образовательную среду с присущими ей формами социальной активности; социокультурный опыт человечества, зафиксированный на различных носителях; личность индивида как носителя социальных отношений; социальную активность индивида, проявляющуюся в его поведении и деятельности.

Субъект образования в процессе деятельности приобретает социокультурный опыт. Социокультурная деятельность подразумевает такой подход к процессу образования, при котором в процессе деятельности человека происходит становление единства культуры и социума. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: отношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов (как материальных, так и духовных) деятельности человека, а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности. Основой такого результата социокультурной деятельности является социальное взаимодействие индивидов (субъект-субъектное, субъект-объектное). Одной из сфер социокультурной деятельности в настоящее время является глобальная сеть с ее специфичным инструментарием. Таким образом, проявляется функция социального взаимодействия (общения) ССС.

Фун кцнн сетев ых социальных сер без сое

I

-н-

N

Q,

Обеспечение общения субъектов сетевого сообщества - одно из основных назначений ССС. В процессе деятельности в сетевых сервисах увеличивается количество субъектов (отдельные личности, специалисты, группы людей, сообщества по интересам и др.) и объектов, точнее материализованных объектов (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин), таких как графические изображения, текст, модели, видеоинформация и др., с которыми взаимодействует человек.

Данная функция достаточно очевидна и ее совершенно справедливо выделяют практически все исследователи. Вместе с тем следует отметить, что в работах авторов она представлена как коммуникативная функция. При анализе содержания коммуникативной функции авторы обращают внимание:

• на организацию общения в сети (И.М.Ибрагимов), в том числе на его организацию разными способами (О.Л. Гусева);

• взаимодействие субъектов (М.М. Лукина и И.Д. Фомичева), в том числе взаимодействие между преподавателем и обучающимися, и взаимодействие обучающихся между собой (В. Скибо);

• формирование коммуникативных навыков у участников сетевого образовательного процесса, в частности умений кратко и четко формулировать собственные мысли, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера, терпимо относиться к его мнению (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.);

• и др.

Понятие «общение» принадлежит к базовым категориям психологической науки, но при этом изучается и многими общественными науками (философия, риторика, лингвистика, кибернетика, социология и т.д.). Существует большое количество исследований, посвященных социальному общению. Позиции авторов относительно содержания данного понятия отличаются. В нашем исследовании мы будем опираться на толкование данной категории, предложенное А.В. Петровским. В его работах коммуникация рассматривается как частный случай общения, связанный с обменом информацией. В общем и целом автор выделяет в структуре общения три составляющие: взаимодействие общающихся, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающаяся в процессе их совместной деятельностей (интерактивная составляющая); передачу информации, обмен мыслями людей (коммуникативная составляющая); а также восприятие, понимание и оценку человека человеком в процессе общения (перцептивная составляющая). Анализ структуры общения как деятельности позволяет сделать вывод, что в работах некоторых авторов рассматриваются, как правило, отдельные составляющие такой функции, как общение. Следуя концепции А.В. Петровского, есть основания утверждать, что содержание этой функции должно охватывать в комплексе все составляющие общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Данные составляющие, с нашей точки зрения, и определяют содержание функции общения ССС.

Благодаря социальному взаимодействию (общению), организованному в глобальной сети, реализуется еще одна функция ССС - функция социальной адаптации субъектов. Социальная деятельность отдельного субъекта и социум, в который «погружен» субъект, изменились с появлением сети. В настоящее время деятельность в сети становится нормой, благодаря чему сфера социального взаимодействия субъектов существенно расширяется. В связи с этим есть основания утверждать, что адаптация субъекта в социуме означает и его способность встроиться в социальную сетевую деятельность. Как отмечает А.А. Зубрилин, глобальная сеть является социальным явлением, которую можно рассматривать в двух аспектах - как культурный феномен и как виртуальную сообщность людей . Отметим, что ранее данная функция исследователями не выделялась.

Важным на современном этапе является вопрос о социальной адаптации школьников в мире сетевых взаимодействий. Поскольку в сети представлены практически все основные виды социокультурной деятельности человека (воспроизводство, созидание, хранение и

потребление информации), школьники при работе в сети имеют возможность освоить важнейшие составляющие социокультурного опыта человечества, приобрести соответствующие умения и навыки социальной активности. Сетевая деятельность учащихся в связи с этим может рассматриваться как еще одно средство их социальной адаптации.

Роль ССС в данном контексте состоит в следующем:

1) сетевые сервисы представляют собой новые инструменты (условия) деятельности, тем самым определяют обновленный состав видов деятельности школьников;

2) сетевые сервисы являются средствами адаптации школьников в социуме, который складывается из субъектов социального взаимодействия (конкретных личностей и их сообществ), их сфер деятельности.

Каждый сервис, как представляется, вносит свой вклад в реализацию данной функции. Анализ возможностей ССС с точки зрения их влияния на социальную адаптацию субъектов позволяет утверждать, что эффективность реализации функции социальной адаптации можно повысить, если включить использование сетевых сервисов в учебный процесс и найти способы его эффективного применения в предметном обучении. Таким образом, используя ССС разных видов, субъект (учащийся, любой человек) может обращаться к различным компонентам социокультурного опыта, представленного в глобальной сети. Соответственно, субъект сможет быстрее включиться в новые сферы социальной деятельности, организовывать и поддерживать новые контакты (с помощью новых инструментов деятельности), расширяя тем самым сферу своего социального взаимодействия. Есть все основания считать, что все это в комплексе будет обеспечивать более высокий уровень адаптации субъекта в современном информационном обществе.

Итак, при обсуждении проблемы определения функций сетевых сервисов с позиций социальной метамодели образовательного процесса нами выделены их две основные функции - это функция социального взаимодействия (общения) и функция социальной адаптации как следствие этого взаимодействия.

Структурный и функциональный анализ любой деятельности индивида определяет ее мотивационную, ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Соответственно с точки зрения психологической структуры деятельности можно выделить акциофункции объектов психической активности, в том числе таких объектов глобальной сети, как ССС: мотивационную, ориентировочную, инструментальную и

контрольно-оценочную. Отметим, что ранее указанный комплекс функций в таком составе исследователями не выделялся. Можно лишь указать на работу М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой, отметивших наличие ценностно-регулирующей функции инструментов глобальной сети (специально сетевые сервисы авторы в данном контексте не рассматривают).

Для определения мотивов различных типов деятельности в сетевых сервисах было проведено анкетирование среди студентов Пермского педагогического колледжа № 1 и Пермского государственного педагогического университета (80 студентов). Анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы: 1) студенты активно используют ресурсы глобальной сети (89 %); 2) чаще всего студенты осуществляют поиск информации ( 95 %), на втором месте - общаются (57 %); 3) среди используемых сервисов студенты чаще всего указывают социальные сети (75 %), на втором месте - электронная почта (57 %), на третьем - электронные библиотеки (46 %);

4) среди ведущих типов деятельности, осуществляемых в ССС, студенты выбирают общение (см. рис. 2); 5) доминирующими мотивами являются - потребность в признании (в общении), интерес к знанию (в учении), интерес к процессу игровой деятельности, получение и отражение результата трудовой деятельности.

Рис. 2. Процент студентов, выбравших мотивы доминирующего типа деятельности в сетевых сервисах

Деятельность с использованием сетевых сервисов может поддерживаться разными мотивами и как следствие способствует их развитию. В этом и состоит мотивационная функция ССС. Наличие связи между группами мотивов позволяет управлять развитием мотивации (развитие одних мотивов может способствовать развитию других). При использовании ССС в учебном процессе возникает проблема акцентированного развития познавательной мотивации учащихся, которая, согласно анкетированию, выражена пока достаточно слабо. Сетевые сервисы, как показывает анализ их содержания и инструментария, могут составить основу для решения данной проблемы.

В процессе работы в ССС субъект должен представлять себе из каких операций (соблюдение каких условий) будет складываться его деятельность по использованию СС-сервисов в различных ситуациях. Состав операций будет определяться назначением сервиса, а также совокупности его инструментов. Подобный набор инструментов представляет собой интерфейс сервиса. На современном этапе развития науки сформировалась вполне самостоятельная область научного знания, которая занимается проблемами разработки интерфейсов.

Как правильно отмечает Н.Ф. Талызина, «ученики часто недооценивают ориентировочную часть, спешат к исполнительной, т.е. к преобразованию предмета действия, к получению результата». Такая же ситуация складывается и при использовании инструментария ССС. Это утверждение, сформулированное несколько десятков лет назад, справедливо особенно для работы в сетевых сервисах. Непродуманное, стихийное использование инструментов ССС в итоге может привести к крайне неэффективной деятельности в сети, и в ряде случаев даже отсутствию результата познавательной деятельности. Таким образом, суть ориентировочной акциофункции ССС состоит в использовании их потенциала для формирования у учащихся обобщенных подходов к организации деятельности различных видов. На основе использования ССС школьников можно учить выделять и осознавать систему общих и частных условий, необходимую для достижения поставленной цели.

Овладение какой-либо деятельностью предполагает этап ее самостоятельного выполнения. Исполнительная часть (рабочая часть действия) обеспечивает заданные преобразования в объекте действия (идеальные или материальные), в том числе и с

использованием разнообразных средств. Сетевые сервисы при помощи инструментария поддерживают различные виды деятельности. В ССС возможно представление информации, хранение и обмен материалами различных медиаформатов при помощи сервисов хранения и сервисов совместного создания документов (например, на технологии WikiWiki), персональные коммуникации посредством электронной почты и т.п. В этом и проявляется инструментальная функция ССС.

Благодаря широкому социальному взаимодействию (общению) с использованием сервисов эти умения приобретают особые черты (свобода в выражении, незажатосгь рамками стандартов, более широкая содержательная основа, более широкие временные рамки исполнения действий). Несмотря на то, что структура познавательной деятельности учащихся при использовании ССС не изменяется, однако трансформируются используемые школьниками инструменты, что приводит к изменению качества данных умений (изменение уровня содержания и техники исполнения; изменение привычного окружения школьника вследствие географической удаленности других участников совместной деятельности). В ходе такой деятельности у учащихся отрабатываются умения, которые формируются в обычной среде и формируются новые умения. Сервисы поддерживают формирование этих умений, в том числе и на инструктивном уровне (система помощи, указание на ошибки при некорректной работе пользователя).

Деятельность субъектов с использованием сетевых сервисов может осуществляться в разных формах. Инструментарий ССС позволяет организовать как индивидуальную, так и совместную деятельность. В любом случае реализуется ее контрольно-оценочная компонента. Большинство сетевых сервисов имеют встроенные инструменты, позволяющие им выполнять контролирующие функции. За счет наличия специальных инструментов оценки и взаимооценки ССС позволяют организовать контроль результатов деятельности эффективнее. Использование этих инструментов способствует более глубокой осмысленности контрольно-оценочных действий. Контрольные функции ССС могут выполняться в автоматическом режиме (формально) либо выполняться администрацией сервиса, а также другими пользователями (неформально). Пользователь, осуществляя контрольные действия в сервисе, должен знать и технологические правила работы и правила социального поведения (нормы общения) и деятельности в сервисе, а также владеть собственно контрольным инструментарием сервиса (рис. 3).

Контрольно-оценочная функция ССС чрезвычайно важна. Как показывают психологические и педагогические исследования, у школьников слабо развиты процессы рефлексии, поэтому формирование умений самоконтроля и адекватной оценки себя и других людей как значимого «инструментария» саморегуляции деятельности представляет собой важное направление работы педагога.

Итак, в разных видах деятельности человека с использованием ССС активизируются и соответственно развиваются все четыре компонента ее структуры: мотивы, ориентировка, исполнение, контроль. Это позволяет соответственно выделить четыре акциофункции ССС: мотивационную, ориентировочную, инструментальную и контрольно-оценочную. Влияние ССС на развитие каждой составляющей в зависимости от их вида различно. Сетевые сервисы способствуют формированию мотивации субъекта образования, развитию ориентировочной основы познавательной деятельности, отработке умений и навыков владения сетевыми инструментами, воспитанию положительных качеств личности. Необходимо создать при организации учебно-познавательной деятельности дополнительные условия по использованию возможностей сетевых сервисов. В этом смысле следует отметить, что ССС могут явиться еще одним средством организации учебной деятельности.

Инд ив идуаль н ая работа субъекта

По форме организации деятельности

Совместная работа субъектов

Контц ольно - оценочная компонента акциофункций

ссс

Формальный (авто матиз ир ов анн ы й) контроль

Неформальный контроль (субъект, социальная группа)

Р егулятивы ко нтр ОЛЯ

1

Технологии ССС Инструментарий Правила

ССС социального

поведения

Рис. 3. Содержание контрольно-оценочной функции сетевых социальных сервисов

Анализ функций ССС с точки рассмотрения информационной метамодели образовательного процесса позволяет выделить еще одну функцию сетевых социальных сервисов - информационную.

С точки зрения инфомологического подхода сетевые социальные сервисы (ССС) представляют собой совокупность как объектов-источников информации (тексты, иллюстрации и пр.), так и субъектов (авторов информационного контента сервиса), которые являются составляющими виртуальной образовательной среды. Сетевые социальные сервисы (их контент и инструментарий) отражают социальный опыт человека, зафиксированный в глобальной сети. Этот опыт представлен информацией. Основное назначение деятельности пользователя в сети, в том числе с применением ССС, - это информационное взаимодействие. Рассмотрим информационное взаимодействие в двух аспектах: с гносеологической и аксиологической точек зрения. По мнению В.З. Когана, первый подход является традиционным. «В этом случае объект (источник информации — уточнено нами И.В.) выступает как некое пассивное начало, подлежащее познанию, а субъект - как некое активное начало, познающее объект» (там же).

Обеспечение взаимодействия с потребителями информации (субъектами) осуществляется с использованием специального инструментария сервиса. Результатом информационного взаимодействия является создание, воспроизведение, сохранение и потребление информации. Эти составляющие и раскрывают сущность информационной функции ССС с гносеологической точки зрения. Назначение данной функции будет определяться компонентами информационной метамодели.

Кроме гносеологической составляющей информационной функции следует выделить ее ценностную составляющую, которая имеет большое значение для протекания информационных процессов при субъект-субъектном и субъект-объектном взаимодействии. Аксиологическая функция значима для межличностного взаимодействия. В настоящее время

она реализуется человеком. Однако, следует отметить, что современный Интернет развивается по технологии семантического Веба (смысловой анализ информации). Напомним, что согласно А.Н. Леонтьеву, смысл - это соотношение мотива и цели, которое определяет ценность информации для субъекта. Данная технология обеспечивает возможности автоматизированной интерпретации и обработки информации, семантической интероперабельности (возможность взаимодействия данного программного обеспечения с другими различными системами) информационных ресурсов. Тем не менее, действия оценки, организации выбора, определения ценности информации трудно формализовать. В связи с этим формирование ценностного отношения к информации представляет собой крайне важную проблему.

Таким образом, сущность информационной функции сетевых сервисов состоит:

• в создании информационного контента сервиса в ходе индивидуальной или совместной деятельности;

• хранении и накоплении информационного контента различных медиаформатов (текст, таблицы, изображения, презентации и т.д.);

• преобразовании содержания и/или формы (система связей, иерархия, философское определение) информационного контента;

• обмене информационным контентом сервисов в различных режимах (асинхронном, синхронном): потреблении и передаче.

Данное содержание информационной функции проявляется через две составляющие: гносеологическую (познавательные процессы) и аксиологическую (система отношений к внутренней и внешней информации). Реализация информационной функции в такой системе компонентов позволит разнообразить источниковую базу познавательной деятельности школьников, что будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Анализ построенной системы функций позволил выделить составляющие оценочной функции и функции обмена информации. Так, составляющие оценочной функции обнаружили себя в каждой группе функций (социальные, акцио функции и информационные). В составе функции социального взаимодействия выделена перцептивная составляющая, которая характеризует восприятие, понимание и оценку человека человеком в процессе общения, и представляет собой социальное осмысление передаваемого опыта. Контрольно-оценочная составляющая акциофункций позволяет осуществить рефлексивнорегуляторную оценку деятельности пользователя. В процессе взаимодействия, в том числе и посредством сетевых сервисов, производится смысловая оценка информации (аксиологическая составляющая информационной функции).

Следующая функция, имеющая составляющие в различных группах, представляет собой обмен информацией между субъектами в социальном и информационном аспекте. Так, в состав функции социального взаимодействия входит коммуникативная составляющая, которая характеризует обмен информацией, внося в него некий личностный смысл. В ходе общения человек не может не учитывать носителя информации. В то время как в составе информационных имеется собственно функция, относящаяся к обмену информацией. Однако в данном случае нет личностной «окраски».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, социальная, психологическая и информационная метамодели образовательного процесса позволили определить назначение сетевых социальных сервисов в учебном процессе. Связь функций и наличие составляющих функций в различных группах позволяют говорить о целесообразности построения такой системы.

Проведенные исследования предполагают следующие направления работы: применение ССС в очном обучении для всех уровней образования; определение критериев отбора содержания образования, которое отрабатывается и через применение сервисов в учебном процессе; обоснование и разработка системы видов учебно-познавательной деятельности учащихся с применением ССС, в том числе и по физике, на основе анализа педагогического потенциала сетевых социальных сервисов и выявленного образовательного функционала ССС; уточнение методов и форм организации учебного процесса с

применением сетевых социальных сервисов и средствах его дидактической поддержки; реализация возможностей сетевых социальных сервисов при разработке курсов по выбору в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Библиографический список

1. Винокуров, А.Ю. Использование инструментов Web 2.0 в электронном обучении [Текст] / А.Ю. Винокуров // Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 - 27 июня 2008г. - Троицк, 2008.

- С. 280-282.

2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях

обновления информационной культуры общества. Ч. 1. Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография [Текст] / Е.В.

Оспенникова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. - 294 с.

4. Патаракин, Е.Д. Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях / Е.Д. Патаракин [Текст] // Educational technology & Society - Vol. 6 -№ 2.- P. 133-144. -ISSN 1436-4522.

5. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст] / Е.Д. Патаракин - 2-е изд., испр. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.

6. Перфильев, Ю.Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура [Текст] / Ю.Ю.Перфильев - М.: Гардарики, 2003. - 272 с.

7. Путилова, Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Е.А. Путилова - Тюмень. - 2004. - 27 с.

8. Семакин, И.Г. Информатика. 10 класс [Текст] / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 4-е изд.

- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 165 с.

9. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования [Текст] // Стандарты и мониторинг. - 2008. - № 3. - С. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.