Научная статья на тему 'Образовательно-просветительская деятельность Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования в Заполярье'

Образовательно-просветительская деятельность Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования в Заполярье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / КОЛЬСКОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ / БОТАНИЧЕСКИЙ САД / ECOLOGICAL EDUCATION / KOLA ARCTIC / BOTANICAL GARDEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна

Описывается система непрерывного экологического образования на Кольском Севере с учетом климатогеографических особенностей региона. В ней отражен опыт работы Полярно-альпийского ботанического сада по воспитанию экологической культуры и формированию экологических знаний у разных групп населения (дошкольники, школьники, студенты и др.). Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения (детский сад – школа – вуз – постдипломное образование), воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций и поведения. Отдельное место в статье отводится вопросам, касающимся разработки воспитательно-образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их апробации в условиях ботанического сада. Образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и уровень соматического здоровья требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. Формирование здоровьесберегающих технологий на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с ботаническим садом. Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекционного воздействия. Полярно-альпийский ботанический сад-институт обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта; гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в том числе конюшня), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития научной и образовательной базы, а также социальную роль в регионе. Ботанические сады являются специально организованной эколого-образовательной средой, обладающей огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE POLAR-ALPIAN BOTANICAL GARDEN-INSTITUTE NAMED AFTER N. A. AURORIN AS AN EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN THE ARCTIC

The article is devoted to the description of the system of continuous environmental education in the Kola North, taking into account the climatic and geographical features of the region. It reflects the experience of the Polar-Alpine Botanical Garden on the cultivation of ecological culture and the formation of ecological knowledge among different groups of the population (preschoolers, schoolchildren, students, etc.). In addition, a special place is occupied by the issues related to the development of educational programs for persons with disabilities and their testing in a botanical garden. Educational institutions of the polar regions face a whole range of problems and contradictions in the implementation of additional programs on environmental education and training, since the characteristics of the child’s emotional and personal sphere and the level of somatic health require an individual approach to learning and reducing the information load during the educational program. The formation of health-saving technologies based on interaction with the natural environment is today the optimal combination of a system of methods for solving educational and correctional tasks in the framework of cooperation of educational and social institutions with a botanical garden. Special work, based on the principles of environmental therapy, provides a multilateral development of the child’s personality, and also increases the effectiveness of corrective action. The Polar-Alpine Botanical Garden-Institute has unique resources: collections of plants of open and closed ground; herbarium specimens; insectarium; living corner (including a stable), which in turn determines the strategy and direction of the development of scientific and educational base, as well as the social role in the region. Botanical gardens are a specially organized ecological-educational environment, which has a huge educational potential in the field of biology and ecology; therefore, they must conduct active environmental education activities that appeal to the whole society.

Текст научной работы на тему «Образовательно-просветительская деятельность Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования в Заполярье»

УДК 378. 657. 33. 033:504 (211)

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-168-178

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЯРНО-АЛЬПИЙСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА-ИНСТИТУТА ИМ. Н. А. АВРОРИНА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПОЛЯРЬЕ

И. В. Калашникова

Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина РАН, Апатиты

Описывается система непрерывного экологического образования на Кольском Севере с учетом климатогеографических особенностей региона. В ней отражен опыт работы Полярно-альпийского ботанического сада по воспитанию экологической культуры и формированию экологических знаний у разных групп населения (дошкольники, школьники, студенты и др.). Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения (детский сад - школа - вуз - постдипломное образование), воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций и поведения. Отдельное место в статье отводится вопросам, касающимся разработки воспитательно-образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их апробации в условиях ботанического сада. Образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и уровень соматического здоровья требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. Формирование здоровьесберегающих технологий на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с ботаническим садом. Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекционного воздействия. Полярно-альпийский ботанический сад-институт обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта; гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в том числе конюшня), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития научной и образовательной базы, а также социальную роль в регионе. Ботанические сады являются специально организованной эколого-образователь-ной средой, обладающей огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу.

Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, Кольское Заполярье, ботанический сад.

В последнее время проблемы экологического воспитания стали приоритетными во всем мире, их решение связано с формированием экологической культуры. Для достижения этих целей должна существовать и активно действовать система всеобщего и комплексного экологического образования - от дошкольного до послевузовского профессионального. Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания

и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности [1].

На сегодняшний день в России создана достаточно обширная нормативно-правовая база (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об образовании», Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения»), регламентирующая внедрение экологических основ в систему образования. Таким образом, ведется активная работа по созданию целостной системы непрерывного экологического образования разных групп населения. Основная цель проводимой работы - развитие экологической культуры общества [2].

В резолюции Всероссийского съезда по охране природы, которая была принята 5 июня 1995 года, самым важным условием проведения активной экологической политики является «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания и образования» [3].

Чаще всего в педагогических исследованиях экологическое образование рассматривается как сложный процесс, направленный на воспитание и развитие личности, формирование системы экологических представлений, включая природоохранную деятельность, гражданскую ответственность за разумное использование природных ресурсов и защиту природы от негативного влияния хозяйственной деятельности [4].

В основе экологического образования обычно выделяют четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный (основные идеи и концепции взаимодействия природы и общества, эволюции и организации природных систем);

- ценностный (формирование эстетического и нравственного отношения к природной среде);

- нормативный (правовые нормы и правила, которые определяют отношение общества и человека к природе);

- деятельностный (разнообразные виды деятельности, направленные на организацию познавательных и практических умений экологического характера) [4].

Таким образом, реализация активной экологической политики в системе образования ведет к дополнительной нагрузке на ребенка в процессе обучения.

Выходом из сложившейся ситуации является сочетание формальной и внешкольной системы экологического обучения и воспитания, включая консультации для родителей.

Следуя современным требованиям российского законодательства, при разработке образовательных программ практически не учитываются климатические особенности и их влияние на здоровье детей. Это имеет особое значение для заполярных регионов.

Многие ученые отмечают, что климат Мурманской области имеет свои индивидуальные особенности, среди которых особо выделяют: сложный температурный режим (неожиданные похолодания летом и потепления зимой) на фоне повышенной влажности в разные времена года; сложный ветровой режим; наличие полярного дня и полярной ночи; циклональный характер погоды (резкая смена давления, сложный его годовой ход); высокая магнитная активность; слабая насыщенность внутренних вод минеральными солями

[5-7].

Длительное воздействие «термальных стрессов», продолжительный период «биологической темноты», повышенная активность космических излучений и магнитных полей, специфический аэродинамический режим - все эти факторы оказывают задерживающее влияние на морфофункциональное развитие и ухудшают здоровье детей [8-11].

Результаты исследований М. Г. Чухровой, В. И. Хаснулина, В. В. Гафарова показывают, что в экстремальных условиях Севера психопатологические особенности детей проявляются и обостряются, что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию [12].

Таким образом, образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы и уровень соматического здоровья «северных» детей требуют индивидуального подхода к обучению, уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы, регулирования времени прогулок и сна.

Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н. А. Аврорина (ПАБСИ) с 2008 г. интенсивно внедряет в процесс своей деятельности принципы «Международной стратегии ботанических садов» [13, 14]. Это находит свое отражение не только в разработке научных основ использования растительных ресурсов, но и в активном ведении просветительской и образовательной деятельности. Экологическое образование и воспитание в ПАБСИ реализуется посредством разработки и апробации образовательно-коррекционных программ эколого-биологической направленности [15].

ПАБСИ обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта (древесные, кустарники, травянистые, горшечные растения); гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в т. ч. конюшня) и др. (см. рис. 1), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития учреждения, а также его социальную роль в регионе.

Рис . 1. Ресурсы ботанического сада

Принципы «Международной стратегии ботанических садов» находят свое отражение в расширении видов экскурсионной деятельности ПАБСИ, адаптированных для различных слоев населения:

- дошкольники и школьники;

- студенты;

- специалисты (биологи, экологи, физиологи растений);

- пациенты коррекционных и медицинских и социальных учреждений;

- другие категории населения города и области.

Ежегодно ботанический сад посещают более 7 000 экскурсантов (в том числе зарубежных). Они знакомятся с его историей, коллекциями живых растений (на питомниках и в оранжереях), горными и лесными местными ландшафтами, различными типами аборигенной и интродуцированной растительности. Особое внимание уделяется пропаганде охраны окружающей среды и защите редких видов растений.

В октябре 2014 г. в ботаническом саду состоялась закладка аллеи, где высадили первые саженцы те, кто пожелал таким образом отметить рождение ребенка, юбилей своего брачного союза. Заложена аллея в живописном месте, на площадке неподалеку от берега озера Большой Вудъявр. Согласно разработанному проекту, деревца высаживались вдоль дорожек - «лучей», крестообразно расходящихся от центральной клумбы. В дальнейшем на площадке планируется размещение беседки и строительство памятника святым покровителям семьи - благоверным князю и княгине Петру и Февронии.

Таким образом, проект, реализуемый на территории ПАБСИ, поддерживает добрые традиции «семейных аллей», существующих в некоторых ботанических садах страны. У каждого дерева крепится табличка, где обозначено имя семьи, взявшей шефство над саженцем, а также радостное событие, ставшее поводом для этого.

Наблюдающийся в последние годы рост интереса к заполярному ботаническому саду и в то же время ограниченность общения северных детей с природой привели сотрудников к идее создания различных образовательных программ для многих категорий населения. Первые тематические уроки со школьниками начались в 2007 г. Разработанные занятия и пособия по изучению природы Кольского Севера вызвали большой интерес и желание детей в дальнейшем изучении ресурсов родного края. На базе ПАБСИ была создана образовательная система «Обучение в ботаническом саду» [16].

Позднее, в феврале 2011 г., была сформирована лаборатория экотерапии и образовательных программ. Целью данной лаборатории является разработка специализированных эколого-терапевтических и образовательных программ с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития и образовательных потребностей различных категорий лиц в заполярных регионах. Кроме того, на базе ботанического сада происходит апробация программ, а также доказывается эффективность их проведения различными качественными (проективные методы, тестирование и пр.) и количественными методами (неинвазивная инструментальная диагностика).

Таким образом, на сегодняшний день в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте разработаны и апробированы следующие образовательные программы:

1) Программа дополнительного образования в области биологии для дошкольников «В царстве растений»;

2) Программа дополнительного образования «Путешествие в мир северной природы» для младших школьников;

3) Программа дополнительного образования «Фито- и ландшафтный дизайн для младших школьников».

Образовательно-реабилитационные программы для дошкольников:

1) Программа дополнительного образования «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями»;

2) Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотера-пия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом».

Программы построены особым образом: ребенок через игру сразу включается в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии. Причем обязательной конечной целью является внедрение результатов работы в повседневную жизнь.

Важным моментом является поэтапность проведения программы. Это дает возможность постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя на более сложные уровни организации от простых форм. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - оптимальный путь, обеспечивающий интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтвержденную результатами собственных исследований, а также педагогического, психологического и логопедического мониторинга, проводимого образовательными организациями.

По результатам проводимых исследований сотрудниками лаборатории разработаны методические рекомендации педагогам, логопедам, психологам по организации коррекцион-ной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом современных требований российского законодательства и климатических особенностей региона. Представлена возможность сочетания в специальной педагогике стандартных коррекционных приемов и практик с нетрадиционными методами арт-, гардено-, анималотерапии, которая может быть реализована в массовой практике учебного процесса.

Программы по экотерапии для детей с речевыми нарушениями дополняют работу по экологическому образованию дошкольников и являются начальным этапом системы всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования для успешной реализации экологической политики, опираясь на региональный потенциал уникальных ресурсов ботанического сада.

Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекци-онного воздействия [17].

Разработанные в ПАБСИ программы являются примером образовательной технологии здоровьесберегающего характера (что актуально для северных регионов), которые активизируют развитие общих, специальных и творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных психических и физических особенностей.

Формирование здоровьесберегающей технологии на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с региональными ресурсными центрами.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

- эстетическое освоение мира природы;

- научное познание мира природы;

- привитие навыков природоохранной деятельности;

- расширение словарного запаса;

- развитие моторики и обогащение сенсорного восприятия.

Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной, коммуникативной, двигательной и др. сфер.

Особое место в деятельности ботанического сада занимает работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для всестороннего научного подхода при исследовании теоретических основ специализированного ландшафтного дизайна и изучения возможностей коррекции психофизиологического состояния лиц с ограниченными возможностями методами экологической и садовой терапии ПАБСИ были заключены более 10 соглашений о научном сотрудничестве с различными здравоохранительными и социальными организациями не только Мурманской области, но и Москвы и Санкт-Петербурга.

Для данной категории населения в лаборатории экотерапии ПАБСИ были разработаны следующие образовательно-реабилитационные программы:

1. «Экотерапия» для детей в возрасте от 14 до 18 (21) лет с психоневрологическими заболеваниями 1-3 группы инвалидности.

2. «Гарденотерапия» для лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет 1-3 группы инвалидности.

Апробация данных программ проходила более 5 лет на территории ПАБСИ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для лиц с умственной отсталостью, общеобразовательная адаптированная программа разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и возможностей психофизического развития данной категории лиц. Кроме того, программа должна обеспечивать коррекцию нарушений развития обучающихся и их социальную адаптацию.

Особенностью авторских программ ПАБСИ для лиц с ограниченными возможностями здоровья является пролонгированная поэтапность их проведения, которая позволяет постепенно осваивать растительный мир с постоянным повторением пройденного материала для закрепления психомоторных навыков. Включены в программу арт-терапевтические методики, направленные на развитие восприятия красоты окружающего мира с последующим созданием комфортного окружающего пространства для себя. Постепенный переход от индивидуальной формы работы к коллективной способствует социализации и улучшению психологической атмосферы в группах обучающихся, которые часто вынуждены жить в одном соцучреждении длительное время [18].

Достаточно высокую оценку своей деятельности ботанический сад получил, когда услуге «Разработка реабилитационных и образовательных программ» ПАБСИ присвоено звание лауреата:

- в региональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Мурманской области» 2011 и 2015 г.;

- в конкурсе Всероссийской программы «100 лучших товаров и услуг России» 2011 и 2015 г.

В 2016 г. ботаническому саду была присуждена национальная общественная премия «Гармония» в номинации «За вклад в науку, образование, просвещение».

Экологическое просвещение постепенно внедряется в общую систему образования и становится ее неотъемлемой частью. Оно в определенной степени представлено на всех уровнях:

• дошкольное экологическое образование и воспитание;

• общеобразовательное школьное экологическое образование;

• среднее профессиональное экологическое образование;

• высшее профессиональное экологическое образование;

• послевузовское экологическое образование;

• экологическое образование и воспитание широких слоев населения [19].

Все вышеперечисленные группы населения включены тем или иным образом в образовательно-просветительскую деятельность ПАБСИ.

Последние 10 лет коллекции живых растений и заповедная территория ботанического сада служат местом прохождения практик по биологии и экологии студентов многих областных, центральных и зарубежных университетов. ПАБСИ также осуществляет образовательную деятельность по программам высшего образования - подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Биологические науки».

Наиболее частыми видами образовательной деятельности ботанического сада являются различные формы обучения студентов, выполняющих курсовые, дипломные, бакалавр-

ские и магистерские работы в рамках научных тем или проектов под руководством научных сотрудников ПАБСИ.

В современном образовательном процессе становится актуальным метод научных проектов, который был разработан еще в первой половине XX в. Проектная деятельность все чаще применяется в школах вне зависимости от изучаемой дисциплины на различных ступенях образовательного процесса [20]. Сотрудники ботанического сада не только помогают в разработке и реализации школьных проектов, но также осуществляют консультативную деятельность для педагогов в области биологии и экологии.

Следует отметить, что изучению биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях уделяется недостаточно внимания в учебно-воспитательном процессе как школ, так и учреждений дополнительного образования детей. Это приводит к необходимости сочетать формальную и внешкольную системы обучения. Кроме того, проблемы экологического образования детей необходимо решать на региональном уровне, опираясь на уникальные ресурсы ботанических садов и заповедников области, используя нестандартные авторские методики [19].

Особую актуальность сегодня приобретают образовательные формы на базе ботанического сада, рассчитанные на взрослых любителей садоводства, цветоводства, растениеводства. Примером такой общественной деятельности может служить клуб «Цветоводы Хибин», который был организован сотрудниками ПАБСИ в 2014 г.

Основные виды деятельности ботанического сада на различных ступенях экологического образования представлены в схеме (рис. 2).

Дошкольники

Авторские образовательные и образовательно-реабилитационные программы с учетом ФГОС ДО

«В царстве растений»

«Экологическая терапия»

нИков, младших и старШих ^

проектная деятель

Младшие школьники

Дополнительная и внеурочная деятельность в рамках ФГОС НО

«Путешествие в мир северной природы»

«Фито- и ландшафтный дизайн»

Городской лекторий

«Край, в котором я живу...»

Курсы лекций для населения

Клуб «Цветоводы Хибин»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старшие школьники

Профориентация

Специализированные обучающие семинары, мастер-классы, конференции

Постдипломное образование

Курсы повышения квалификации по специальности «Ландшафтный дизайн»

Рис . 2 . Реализация непрерывного экологического образования на примере образовательно-просветительской деятельности ПАБСИ

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы: 1) в связи с обширной «экологизацией» образования ботанический сад должен активно сотрудничать с образовательными учреждениями, так как является обладателем уникальных ресурсов;

2) активное внедрение нетрадиционных методов лечения и реабилитации (садовая, экологическая, фито- и др. виды терапий) дает толчок к развитию, поэтому необходимо расширение сотрудничества с медицинскими и социальными учреждениями;

3) для увеличения практической сферы и теоретической базы необходима популяризация деятельности ботанического сада и его достижений.

Тем не менее образовательно-просветительская деятельность большинства ботанических садов включает лишь экскурсии для узкого круга лиц (школьники, студенты, специалисты). Подобная позиция просто недопустима для современных условий. Ботанические сады обладают уникальными ресурсами и огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу [21].

Таким образом, становится актуальным вопрос об изучении потенциала ботанических садов России как специально организованной эколого-образовательной среды региона и понимании ее перспектив использования в сфере непрерывного экологического образования для устойчивого развития региона [22].

Список литературы

I. Зинченко Н . Н . Формы экологического образования и воспитания школьников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегиональной науч . -практ . конф . Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С.14-15 .

2 . Федорова Т . Н . Экологическое образование в России . Прошлое . Настоящее . Будущее? ВНИИ Агроэкоинформ, 2011.

27 с .

3 . Концепция непрерывного экологического образования . URL: http://agroecoinfo . narod . ru/html/russian/Obras/f2_1. html

(дата обращения: 27 .11.2018) .

4 . Зебзеева В . А. Теория и методика экологического образования детей . М . : ТЦ Сфера, 2009 . 288 с .

5 . Светлова М . В . Эколого-географическое положение Мурманской области: основные аспекты // Научные ведомости

БелГУ. Серия «Естественные науки» . 2011. № 21 (116), вып . 17 . С . 183-190.

6 . Другова Л . А. Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях

Крайнего Севера // Известия Российского гос . пед . ун-та им . А. И . Герцена . 2007 . Т . 16, № 40 . С . 393-397.

7 . Попова О . Н . , Щербина Ю . Ф . Климатогеофизическая характеристика Кольского Заполярья // Экология человека . 2012 .

№ 5 . С . 3-7 .

8 . Лопинцева Л . А . Реабилитация детей-инвалидов: проблемы, поиски, решения // Ученые записки . 2008. № 2 . С . 50-56.

9 . Богданов И . В . Организация здорового образа жизни детей старшего школьного возраста в условиях Кольского Севера

(на примере общеобразовательных школ города Североморска Мурманской области) // Молодой ученый . 2015 . № 20 (100) . С . 172-180 .

10 . Дьячкова М . Г . , Беляков Н . Г . Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в

условиях Крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека . 2005. № 4 . С . 19-23 .

II. Ткачук М . Г . , Вадюхина С . В . Особенности физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера // Ученые записки СПбГМУ им . акад . И . П . Павлова . 2011. Т .XVIII, № 2 . С . 145-146.

12 . Чухрова М . Г . , Хаснулин В . И . , Гафаров В . В . Трансформация личности и ее связь с психосоматической патологией в

экстремальных климатогеографических условиях // Мир науки, культуры, образования . 2009 . № 7 (19) . С . 281-286 .

13 . Международная программа ботанических садов по охране растений . М . : Международный совет ботанических садов по

охране растений . Botanic Gardens Conservation International, 2000 . 57 с . 14. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition . Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International, 2012 . 49 p . Available at: https://www. bgci . org/files/Worldwide/News/SeptDec12/international_agenda_web .pdf (accesed: 31 May 2018) .

15 . Калашникова И . В . , Салтан Н . В . Гонтарь О . Б . , Жиров В . К . Экологическая терапия как коррекционно-педагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников // Образование и наука . 2016 . № 8 (137) . С.127-144.

16 Жиров В . К. , Гонтарь О . Б. , Святковская Е . А. , Советова М . П . , Мазуренко И . Н . Новое в просветительской деятельности Полярно-альпийского ботанического сада-института им . Н . А. Аврорина // Вестник Кольского научного центра РАН . 2010 . № 3 . С .95-101.

17 . Kalashnikova I. V , Gontar O . B . , Zhirov V. K . , Kalashnikov A. O . Integrated Animal-Assisted and Plant-Assisted Ecotherapy for

Preschool Children with Speech Disturbances: A Program for the Arctic // Ecopsychology. Jun 2016 . Vol . 8 (2) . P. 79-88.

18 . Святковская Е . А. , Гонтарь О . Б. , Тростенюк Н . Н . , Калашникова И . В . , Жиров В . К. Гарденотерапия как составная часть

социальной адаптации и профориентации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник Тверского гос . ун-та . Серия «Педагогика и психология» . 2015 . № 3 . С . 244-262 .

19 . Репетунова Е . В . Экологическое образование и просвещение в вопросах сохранения биоразнообразия // Непрерывное

экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегион . науч . -практ. конф . Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С . 19-20 .

20 Купцов А И , Сазонова Т А Роль повышения квалификации педагогических работников в реализации программ экологического образования и воспитания // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегион . науч . -практ. конф . Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С . 10-11.

21. Андреев Л . Н . , Бер М . Н . , Егоров А . А . , Камелин Р . В . , Лурье Е . А . , Прохоров А . А . , Стриханов М . Н . , Селиховкин А. В . Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений // Hortus Botanicus: Петрозаводский гос . ун-т 2006 № 3 С 5-27

22 . Митина Е . Г . Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов . Мурманск: МГПУ, 2010 . 100 с .

Калашникова Ирина Владимировна, младший научный сотрудник, Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина РАН (ул. Ферсмана, 15А, Апатиты, Россия, 184209). E-mail: isha81@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 13.12.2018

DOI: 10. 23951/2307-6127-2019-2-168-178

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE POLAR-ALPIAN BOTANICAL GARDEN-INSTITUTE NAMED AFTER N. A. AURORIN AS AN EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN THE ARCTIC

I. V Kalashnikova

N. A. Avrorin Polar-Alpine Botanical Garden-Institute, Apatity, Russian Federation

The article is devoted to the description of the system of continuous environmental education in the Kola North, taking into account the climatic and geographical features of the region. It reflects the experience of the Polar-Alpine Botanical Garden on the cultivation of ecological culture and the formation of ecological knowledge among different groups of the population (preschoolers, schoolchildren, students, etc.). In addition, a special place is occupied by the issues related to the development of educational programs for persons with disabilities and their testing in a botanical garden. Educational institutions of the polar regions face a whole range of problems and contradictions in the implementation of additional programs on environmental education and training, since the characteristics of the child's emotional and personal sphere and the level of somatic health require an individual approach to learning and reducing the information load during the educational program. The formation of health-saving technologies based on interaction with the natural environment is today the optimal combination of a system of methods for solving educational and correctional tasks in the framework of cooperation of educational and social institutions with a botanical garden. Special work, based on the principles of environmental therapy, provides a multilateral development of the child's personality, and also increases the effectiveness of corrective action.

The Polar-Alpine Botanical Garden-Institute has unique resources: collections of plants of open and closed ground; herbarium specimens; insectarium; living corner (including a stable), which in turn determines the strategy and direction of the development of scientific and educational base, as well as the social role in the region. Botanical gardens are a specially organized ecological-educational environment, which has a huge educational potential in the field of biology and ecology; therefore, they must conduct active environmental education activities that appeal to the whole society.

Keywords: ecological education, Kola Arctic, botanical garden.

References

I. Zinchenko N . N . Formy ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya shkol'nikov [Forms of ecological education and training of schoolchildren] . Nepreryvnoye ekologicheskoye obrazovaniye: problemy, opyt, perspektivy. Materialy II Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Continuous environmental education: problems, experience, prospects, materials of the II Interregional Scientific and Practical Conference] . Tomsk, OGU RCRO Publ . , 2008, pp . 14-15 (in Russian) .

2 . Fedorova T N . Ekologicheskoye obrazovaniye v Rossii. Proshloye. Nastoyashcheye. Budushcheye? [Environmental educa-

tion in Russia . Past. The present. Future?] . VNII Agroekoinform Publ . , 2011. 27 p . (in Russian) .

3 . Kontseptsiya nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya [The concept of continuous environmental education] (in Russian) .

URL: http://agroecoinfo . narod . ru/html/russian/Obras/f2_1. html (accesed 27 November 2018) .

4 . Zebzeyeva V. A. Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detey [Theory and methods of ecological education of

children] . Moscow, Sfera Publ . , 2009, 288 p . (in Russian) .

5 . Svetlova M . V. Ekologo-geograficheskoye polozheniye Murmanskoy oblasti: osnovnye aspekty [Ecological and geographical

position of the Murmansk region: the main aspects] . Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya "Estesstvennye nauki" - Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Natural Sciences, 2011, vol . 17, no . 21 (116), pp . 183-190 (in Russian) .

6 . Drugova L . A. Sistemnye faktory emotsional'nykh narusheniy u detey i podrostkov, prozhivayushchikh v usloviyakh Kraynego

Severa [System factors of emotional infringements at children and the teenagers living in conditions of the Far North] . Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2007, vol . 16, no . 40, pp . 393-397 (in Russian) .

7 . Popova O . N . , Shcherbina Yu . F. Klimatogeofizicheskaya kharakteristika Kol'skogo Zapolyar'ya [Climatogeophysical charac-

teristics of the Kola Arctic] . Ehkologiya cheloveka - Human Ecology, 2012, vol . 5, pp . 3-7 (in Russian) .

8 . Lopintseva L . A. Reabilitatsiya detey-invalidov: problemy, poiski, resheniya [Rehabilitation of children with disabilities: prob-

lems, searches, solutions] . Uchenye zapiski - Scientific Notes of RSSU, 2008, vol . 2, pp . 50-56 (in Russian) .

9 . Bogdanov I. V. Organizatsiya zdorovogo obraza zhizni detey starshego shkol'nogo vozrasta v usloviyakh Kol'skogo Severa (na

primere obshcheobrazovatel'nykh shkol goroda Severomorska Murmanskoy oblasti) [The organization of a healthy lifestyle of children of senior school age in the Kola North (for example, secondary schools in the city of Severomorsk, Murmansk region)] . Molodoy uchenyy, 2015, vol . 20 (100), pp . 172-180 (in Russian) .

10 . D'yachkova M . G . , Belyakov N . G . Osnovnye tendentsii formirovaniya zdorov'ya detey i podrostkov, prozhivayushchikh v us-

loviyakh Kraynego Severa Rossiyskoy Federatsii [The main trends in the formation of the health of children and adolescents living in the Far North of the Russian Federation] . Ekologiya cheloveka - Human Ecology, 2005, vol . 4, pp . 19-23 (in Russian) .

II. Tkachuk M . G . , Vadyukhina S . V. Osobennosti fizicheskogo razvitiya detey, prozhivayushchikh v usloviyakh Kraynego Severa [Features of the physical development of children living in the Far North] . Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova -The Scientific Notes of IPP-SPSMU, 2011, vol . XVIII, no 2, pp . 145-146 (in Russian) .

12 . Chukhrova M . G . , Khasnulin V. I . , Gafarov V. V. Transformatsiya lichnosti i eye svyaz' s psikhosomaticheskoy patologiey v

ekstremal'nykh klimatogeograficheskikh usloviyakh [Transformation of the personality and its relationship with psychosomatic pathology in extreme climatic and geographical conditions] . Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2009, vol . 7 (19), pp . 281-286 (in Russian)

13 . Mezhdunarodnaya programma botanicheskikh sadovpo okhrane rasteniy [International Botanic Gardens Plant Conservation

Program] Moscow, Botanic Gardens Conservation International Publ , 2000, 57 p (in Russian)

14 . International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition. Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation Inter-

national, 2012 . 49 p . Available at: https://www. bgci . org/files/Worldwide/News/SeptDec12/international_agenda_web . pdf (Accesed 31 May 2018) .

15 . Kalashnikova I . V. , Saltan N . V. Gontar' O . B . , Zhirov V. K . Ekologicheskaya terapiya kak korrektsionno-pedagogicheskiy ele-

ment v kompleksnom podkhode pri lechenii logonevroza u doshkol'nikov [Ecological therapy as a correctional and pedagogical element in an integrated approach in the treatment of logoneurosis in preschool children] . Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2016, vol . 8 (137), pp . 127-144 (in Russian) .

16 . Zhirov V. K . , Gontar' O . B . , Svyatkovskaya E . A. , Sovetova M . P , Mazurenko I . N . Novoye v prosvetitel'skoy deyatel'nosti

Polyarno-al'piyskogo botanicheskogo sada-instituta im . N . A. Avrorina [New in the educational activities of the N .A. Avrorin Polar-Alpine Botanical Garden-Institute] . Vestnik Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN - Bulletin of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol . 3, pp . 95-101 (in Russian) .

17 . Kalashnikova I. V , Gontar O . B . , Zhirov V. K . , Kalashnikov A. O . Integrated Animal-Assisted and Plant-Assisted Ecotherapy for

Preschool Children with Speech Disturbances: A Program for the Arctic . Ecopsychology. Jun 2016, 8(2) . Pp . 79-88 (in Russian)

18 . Svyatkovskaya E . A. , Gontar' O . B . , Trostenyuk N . N . , Kalashnikova I. V , Zhirov V. K . Gardenoterapiya kak sostavnaya chast'

sotsial'noy adaptatsii i proforientatsii dlya obuchayushchikhsya s intellektual'nymi narusheniyami [Garden therapy as an integral part of social adaptation and vocational guidance for students with intellectual disabilities] . Vestnik Tverskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2015, vol . 3, pp . 244-262 (in Russian) .

19 . Repetunova E . V. Ekologicheskoye obrazovaniye i prosveshcheniye v voprosakh sokhraneniya bioraznoobraziya [Environ-

mental education and biodiversity conservation education] . Nepreryvnoye ekologicheskoye obrazovaniye: problemy, opyt, perspektivy, materialy II Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Continuous environmental education: problems, experience, prospects, materials of the II Interregional Scientific and Practical Conference] . Tomsk, OGU RCRO Publ . 2008, pp . 19-20 (in Russian) .

20 . Kuptsov A . I. , Sazonova T A . Rol' povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov v realizatsii programm ekologichesk-

ogo obrazovaniya i vospitaniya [The role of advanced training of teachers in the implementation of environmental education and training programs] . Nepreryvnoye ekologicheskoye obrazovaniye:problemy, opyt, perspektivy. Materialy IIMezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsi [Continuous environmental education: problems, experience, prospects, materials of the II Interregional Scientific and Practical Conference] . Tomsk, OGU RCRO Publ . , 2008, pp . 10-11 (in Russian) . 21. Andreyev L . N . , Ber M . N . , Egorov A. A . , Kamelin R. V. , Lur'ye E . A. , Prokhorov A . A . , Strikhanov M . N . , Selikhovkin A . V Bo-tanicheskiye sady i dendrologicheskiye parki vysshikh uchebnykh zavedeniy [Botanical gardens and dendrological parks of higher educational institutions] . Hortus Botanicus, Petrozavodskiy gosudarstvennyy universitet, 2006, no . 3, pp . 5-27 (in Russian)

22 . Mitina E . G . Ekologo-obrazovatel'naya sreda regiona kak faktor razvitiya sistemy metodicheskoy podgotovki studentov-bi-ologov [Ecological educational environment of the region as a factor of development of the system of methodical training of biological students] . Murmansk, MSPU Publ . , 2010, 100 p . (in Russian) .

Kalashnikova I. V., N. A. Avrorin Polar-Alpine Botanical Garden-Institute (ul. Fersmana, 15A, Apatity, Russian Federtion, 184209). E-mail: isha81@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.