Научная статья на тему 'Образовательно-исследовательский инновационный университет (интервью с ректором ТГУ им. Г. Р. Державина)'

Образовательно-исследовательский инновационный университет (интервью с ректором ТГУ им. Г. Р. Державина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательно-исследовательский инновационный университет (интервью с ректором ТГУ им. Г. Р. Державина)»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

Образова тельно -исследова тель ский инновационный университет

Здание, изображенное на фотографии, — символ и хранитель традиций высшего образования на Тамбовской земле. Что известно об этом? Обратимся за разъяснением к словарю-справочнику «Т амбовский государственный университет им. Г.Р.Державина » (Тамбов, 2003 ). На фото Алексан-дринский институт благородных девиц. История повествует, что назван он в честь императрицы Александры Федоровны. «Вопрос о его создании обсуждался Тамбовским дворянским собранием в феврале 1834 г... С 1838 г. на содержание института отпускалось пособие из сумм Тамбовского, Пензенского,

Саратовского, Рязанского и Тульского приказов общественного призрения. Николай I, посетив Тамбов в 1836 г., подарил институту усадьбу старого губернаторского дома».

Первый государственный университет в Тамбове был открыт 27 октября

1918 г. на основании Декрета СНК РСФСР, подписанного Лениным. Уже в ноябре

1919 г. состоялся 5-й съезд Советов Тамбовской губернии, принявший ряд постановлений, которые привели к уходу из университета многих ученых и к резкому

сокращению численности студентов. Выступавший на съезде некто А. Кораблев заявил: «И когда Ч* мы его (т.е. университет) открывалгі, мы, представители Советской власти и партии, предуп-^ ре ждали профессоров, чтобы они знали, куда идут $ и на какую работу. Мы ясно и просто сказали, что г ’ они должны исполнять советские директивы. Аич-***** Г р. **** но я ходил на заседание университета и сказал им,

что если они не будут учить как нужно, мы их сгоним,, как скот,, в помещение, будем кормить и одевать и заставлять работать как нужно...» (Державинский вестник. 2003. № 11, декабрь). К лету 1921 года Тамбовский университет был расформирован... Ком,ментарии излишни.

О дальнейшей судьбе высшего образования на Тамбовщине мы попросили рассказать В.М.Юрьева — ректора Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, профессора, доктора экономических наук, заслуженного деятеля науки РФ.

- Владислав Михайлович! Ваш вуз считается образцовым региональным университетом классического типа. За десять лет он добился серьезных успехов в плане организационного развития. А как все начиналось?

- Говоря о вехах становления университета на Тамбовской земле, нельзя не вспомнить историю России.

До революции Тамбовская губерния являлась одним из самых крупных и крепких административных звеньев Российской империи. В то время она интенсивно развивалась как в социальном, так и в экономическом отношениях. Многие начинания в духе века Просвещения связаны с именем великого русского поэта и государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина, служившего здесь губернатором в 1786-1788 гг. Плоды его трудов не пропали даром. Губернии требовались квалифицированные специалисты, что неизбежно приводило к возникновению, а впоследствии и к развитию института высшего образования. В конце XIX века в среде земской интеллигенции предпринимаются попытки создать высшее учебное заведение, особенно активно - перед Первой мировой войной. Однако события 1917 года не дали осуществиться этой идее.

Между тем, несмотря на идеологические разногласия, в 1918 году декретом Совета народных комиссаров в центральной России был создан ряд университетов, в том числе и в Тамбовской губернии. В только что созданном Тамбовском университете на одном первом курсе обучалось более 2,5 тысяч (!) студентов, лекции читали преподаватели из Москвы, Воронежа, Саратова. Однако все это завершилось довольно трагически. Разногласия между большевиками и русской интеллигенцией достигли предела во всем, в том числе и в образовании: к лету 1921 года университет как рассадник интеллектуальной контрреволюции был закрыт. Дело высшего образования снова замирает.

Затем произошло антоновское восстание, в ходе усмирения которого губерния была упразднена, а ее уезды поделены между Воронежской, Пензенской, Нижегородской, Рязанской губерниями. Минуло долгих пятнадцать лет, и лишь в 1937 году была создана Тамбовская область, правда, в более усеченном виде - от нее были отрезаны промышленные центры Шацк, Лебедянь, Липецк, Борисоглебск.

В том же году возникли два вуза: Тамбовский государственный педагогический институт и Мичуринский аграрный. В конце 60-х гг. появился сначала филиал МИХМа, потом филиал МГИКа.

ТГПИ развивался динамично, постепенно превращаясь в центр просвещения и науки в области. (На момент реорганизации в 1994 году он занимал пятое место в рейтинге педагогических вузов России). Здесь успешно развивались такие специальности, как русский и иностранный языки, математика, физика, химия, история. Пединститут стал настоящей кузницей кадров, и не одна тысяча его вы-

пускников работала и работает по всей России. В Тамбовском педагогическом трудились знаменитые ученые: А.Л. Хайкин, И.Я. Биск, Н.А. Окатов, Л.Г. Протасов, П.С. Кудрявцев.

К 1989 году стало очевидно, что в стране назрел кризис в экономике, социальной жизни и, как следствие, в сфере образования. Возникла настоятельная необходимость реформы высшей школы. С теми же проблемами столкнулась и Тамбовщина. Наличие только педагогического образования явно не устраивало все население области. Преподаватели ТГПИ и тамбовская общественность видели лишь одно средство изменить ситуацию - воссоздать университет. Эти намерения встретили поддержку со стороны областной администрации.

29 декабря 1994 года указом президента РФ Б.Н. Ельцина на базе двух вузов -ТГПИ и ТГИК - был создан Тамбовский государственный университет, которому в марте 1995 года было присвоено имя Г.Р. Державина.

ТГИК к моменту своего объединения представлял собой довольно организованную и слаженную учебную структуру, имел определенные традиции, однако он был моложе, а его кадровая база - слабее. Этот институт готовил хореографов, работников культмассового сектора, библиотекарей, музыкантов, артистов, режиссеров. Из его стен вышло много деятелей отечественной культуры и шоу-бизнеса, таких, как Лолита Милявская, Алексей Глызин, Анатолий Лобоцкий.

Создание университета на базе совершенно разных отраслевых институтов было крайне сложным делом. Поэтому де-юре организован университет был в 1994 году, а де-факто стал работать только к 1998 году. Именно тогда из двух вузов удалось создать один - Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.

- Объединились вузы с разными задачами, традициями, подходами к подготовке кадров. Один был ориентирован на школу, другой - на культмассовую работу. Как Вам удалось соединить столь инородные организмы? Расскажите немного о себе.

- Я коренной тамбовчанин. Родился в Тамбове, учился здесь в школе, поступил в Мичуринский плодоовощной институт на факультет экономики, после его окончания отслужил в армии и вернулся на работу в тот же институт. С 1981 года стал преподавать в Тамбовском государственном педагогическом институте. Занимался вопросами экономической теории и региональной экономики, прошел путь от младшего научного сотрудника до ректора; был и заведующим кафедрой, и деканом, и секретарем парткома, проректором по науке, первым проректором вновь созданного университета. Защитил в Москве кандидатскую и докторскую диссертации. Не всегда все было легко и гладко. Работа в парткоме совпала с перестройкой в партии и с демократизацией в обществе. Будучи проректором по науке, активно участвовал в предпринимательской, банковской, коммерческой деятельности. Много занимался проблемами создания венчурных и малых предприятий в сфере наукоемких технологий, консалтинга, юридических и экономических услуг.

В июне 1995 года я был назначен исполняющим обязанности ректора, избран ректором в декабре того же года.

Хотя вот уже почти десять лет я нахожусь на руководящей должности, тем не менее продолжаю преподавать. Больше того, хочу сказать, что я преподавал, преподаю и буду преподавать. Работаю со студентами, аспирантами, докторантами, соискателями.

Я экономист, и мои интересы сконцентрированы в Академии экономики и управления ТГУ. У нас создан региональный диссертационный докторский совет, в год проходит порядка 10-12 защит докторских и 60 защит кандидатских диссертаций. Мы работаем на Липецк, Рязань, Пензу и прочие территории. В Академии в основном разрабатываются проблемы экономических интересов и вопросы, связанные с развитием региональной экономики. Активно поддерживается работа Вольного экономического общества России. Я являюсь членом президиума центрального правления ВЭОР, членом Международного союза экономистов. Это дает возможность экономистам университета не замыкаться на уровне области, а выходить далеко за ее пределы.

- Владислав Михайлович, надо полагать, Ваше базовое образование и научные интересы во многом предопределяют суть и направления организационных изменений в ТГУ, в частности, это касается менеджмента вуза.

- Да, ведь работа ректора - это стратегический менеджмент или управление вузом с опережением. Такая политика диктуется современной жизнью, условиями интеллектуальной и профессиональной конкуренции. Ректор должен стратегически мыслить, предугадывать будущие варианты развития университета, сверяя их с современными тенденциями высшего образования.

Административным ядром разработана и коллективом университета принята концепция развития ТГУ им. Г.Р. Державина до 2010 года. Это программный документ, в котором намечены основные цели вуза, определены приоритеты и векторы движения, исходя из конкретных условий и потребностей региона.

Суть данной концепции заключается в создании качественно нового государственного учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза должен стать инновационный технопарк, а сам университет принять структуру образовательно-исследовательского инновационного государственного университета. Сутью университета нового типа является его ориентация на органическое совмещение в рамках проводимой единой учебнонаучной политики образовательно-исследовательской деятельности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ. Образовательноисследовательский процесс, построенный таким образом, должен ориентировать специалиста, который готовится в нашем университете, не на сегодняшний день, и даже не на 5-10 лет вперед, а, как минимум, на 20-25 лет вперед, то есть мы должны заложить в наших выпускниках способность перспективного мышления, адаптированного к быстро меняющимся условиям постиндустриальной цивилизации, гражданского общества и глобализации экономических и социальных процессов. Создание вокруг университета технопарковой зоны позволит наиболее полно реализовать его возможности и адекватно выразить себя как системообразующий фактор развития региона в целом.

- Это концепция и программа. Расскажите, как она реализуется в современной жизни университета.

- Благодаря политике стратегического менеджмента, которой мы следуем, за десять лет своего существования ТГУ вырос как количественно, так и качественно. Судите сами: десять лет назад у нас было 5 тысяч студентов, а сейчас их более 15 тысяч, ранее в аспирантуре было 60 аспирантов, а сейчас их 700. В середине девяностых у нас не было ни одного докторанта, сейчас их уже около сотни, ранее не

было ни одного диссертационного совета, на сегодняшний день их одиннадцать, в том числе шесть докторских. Ранее вуз готовил своих студентов по 26 специальностям, сейчас - по 56. В 1995 году в университете работали 450 преподавателей, на данный момент их более тысячи, «остепененность» составляла 36%, сегодня 80% преподавателей имеют ученую степень и звание, каждый пятый - доктор наук, профессор, а это 20% от общего профессорско-преподавательского состава.

Реально меняется рейтинг ТГУ. Среди 87 классических университетов России мы занимаем 45-е место, а по многим показателям - 2, 10, 20-е места.

Вуз динамично развивается, он становится университетом современного типа. Только в 2004 году мы приобрели 350 новых компьютеров, ведем строительство двух новых учебных корпусов общей площадью 30000 кв. м, стадиона, закончили создание спортивно-оздоровительного комплекса «Атлетико» и учебно-производственного центра «Державинский», который является визитной карточкой университета и дает начало совершенно новому пониманию развития ТГУ и его технопарковой структуры. В УПЦ входят венчурные предприятия, агентства, гостиница, ресторан, кафе, телестудия - и все это работает на город и область. Сейчас мы берем в хозяйственную разработку спортивный комплекс «Антей», ведутся переговоры о кинотеатре «Юность», где планируется открыть молодежный театр ТГУ. Создается целая сеть эколого-валеологических центров, из которых уже действуют базы «Челнавка», «Голдым», в скором времени к ним присоединится лыжная база «Тригуляй». Иными словами, университет еще и хозяйствующий субъект, который занимается производственной и предпринимательской деятельностью не только на свое благо, но и на благо города и области. В целом это обеспечивает университету статус одного из регионообразующих факторов.

Мы принимаем участие в различных программах администрации области и города, у нас прекрасные контакты с губернатором О.И. Бетиным и мэром

А.Ю. Ильиным, они оба профессора нашего университета, видные ученые. В частности, О.И. Бетин - специалист в области межбюджетных отношений в России. Он пишет книги, статьи, участвует в издании учебников, подготовке аспирантов. Тесные связи ТГУ поддерживает и с вице-губернатором К.В. Колончи-ным, вице-мэром Н.Д. Тихоновой, которые также активно преподают в нашем вузе, главным федеральным инспектором В.М. Пучниным, который с недавнего времени является еще и директором Института права ТГУ.

То пространство, на котором работает университет, - это вся область. Державинский университет ведет активную просветительскую деятельность, в том числе и с помощью представительств Академии непрерывного образования. Это настоящие образовательные центры.

Важнейшая задача университета на сегодняшний день, помимо научной, учебной, просветительской и хозяйственной работы, - это духовное и патриотическое воспитание студенчества.

Патриарх всея Руси Алексий II во время своего визита в Тамбов благословил открытие в университете домовой церкви Святой Александры. На сегодняшний день в храме регулярно проводятся церковные службы, совместное присутствие на которых духовно сближает студентов и преподавателей.

В вузе формируется корпоративная идеология ТГУ, воспитываются уважение и любовь к родному университету, к родному городу, области, стране. В ходе такого воспитательного процесса должно быть образовано некое неформальное корпоративное братство, основанное на принципах патриотизма, уважения

к русской истории, демократии, рыночному хозяйству. Мы должны готовить выпускников к выходу в постиндустриальное общество, где главным классом должен стать средний и главенствовать власть закона и идеи государственности. Помимо подготовки высококвалифицированных специалистов, мы должны проводить еще и государственную идеологию, выражающую приоритеты национальных интересов России. В этой связи инициатива Президента по назначению губернаторов является напоминанием о первенстве государственных интересов над местными. На государственные вузы ложится особая задача: в регионе именно государственные классические университеты были, остаются и будут главными проводниками государственной идеологии.

- Как вы работаете с абитуриентами? Каков конкурс при поступлении в университет?

- В целом конкурс - более 2-х человек на место. Но рассматривать конкурс как арифметическое действие нельзя, ведь у нас активно ведется и целевой набор, так как мы стараемся готовить значительную часть специалистов «под заказ» конкретных организаций, например правоохранительных, судебных, налоговых. Сейчас эта практика применяется все шире и шире. Целевой набор ведется среди экономистов, экологов, психологов, социологов, политологов.

То есть конкурс как арифметическая единица ничего не показывает, его нужно рассматривать, исходя из каждого конкретного случая.

80% наших студентов - это жители Тамбовской области и 20% - это молодые люди из Пензы, Рязани, Липецка, Москвы и других областей России.

ТГУ - единственный университет классического типа на территории нашей области. Мы предлагаем большой выбор специальностей, гибкую систему приемных экзаменов, не допускающую теневых форм, высококачественное преподавание, возможность продолжить образование дальше, а также интересную и содержательную внеучебную студенческую жизнь.

- Владислав Михайлович, сторонний наблюдатель может удивиться необычной структуре университета. Раскройте ваши секреты.

- В ТГУ входят 14 структурных подразделений: Институт математики, информатики и физики; Институт естествознания; Институт истории и политологии; Институт психологии и педагогики; Академия искусств, сервиса и рекламы; Ин-

ститут права; Институт филологии; Академия социальной работы и педагогического образования; Академия экономики и управления; Факультет журналистики; Институт социологии; Институт физической культуры и спорта; Академия непрерывного образования; Учебно-производственный центр «Державинский».

Они готовят высококлассных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Выпускникам ТГУ предоставляется возможность получить второе высшее образование, для чего в университете создана и плодотворно работает Академия непрерывного образования.

В ТГУ на сегодняшний день работают 25 лабораторий, 26 центров, в том числе 4 научно-методических, 3 научно-исследовательских института; существуют различные научные направления, основными из которых являются: «Духовность личности и общества»; «Литературные процессы, история, творческие индивидуальности»; «Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур»; «Русский язык»; «Социально-политическая история России двадцатого столетия»; «Русская национальная идея и государственность: традиции, современность, перспективы»; «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты»; «Гендерные исследования в экономике»; «Управление экономическим развитием региона»; «Проблемы формирования и развития новой российской государственности и нового российского права»; «Развивающие технологии в обучении младших школьников и в подготовке учителя начальной ступени образования»; «Ингибиторы коррозии. Лакокрасочные, полимерные и другие покрытия»; «Динамика микро- и наноструктур в силовых, тепловых, магнитных и радиационных полях» и др.

Мы чтим своих учителей, тех преподавателей и профессоров, которые заложили основу ТГУ. Их дело достойно продолжают: В.Ф. Молчанов, Ю.И. Головин, В.А. Федоров, В.Н. Окатов, Н.Н. Болдырев, Л.В. Полякова, И.В. Грошев,

В.И. Вигдорович, В.Н. Косырев, Н.А. Придворов, А.Л. Шарандин, В.Г. Руделев, Н.Г. Блохина, Р.П. Мильруд, И.Г. Саяпин, Л.Г. Протасов, Л.Е. Цыганкова, Р.М. Куличенко, М.С. Чванова, Н.А. Коваль, Е.И. Григорьева и многие другие. Им на смену идет новая поросль молодых и талантливых ученых. К слову сказать, средний возраст соискателей докторской степени - чуть более сорока лет. Всеми силами мы стараемся поддерживать молодежь, талантливых студентов, аспирантов, кандидатов наук. Для них под написание кандидатских и докторских диссертаций, создание монографий и учебников действует система внутриуниверситетс-ких грантов. Старшее поколение является их учителями и наставниками, передавая свой интеллектуальный, педагогический и нравственный опыт. Будущее университета - за молодыми учеными. И уже сейчас мы стараемся доверять управление кафедрами и лабораториями перспективным молодым кандидатам и докторам наук.

- Владислав Михайлович, как бы Вы сформулировали миссию Державинского университета?

- Основная миссия ТГУ - качество жизни через качество знания. Для того чтобы человек обеспечил себе достойное место в жизни, он должен получить качественные знания и через них определить свой социальный статус в обществе. Но, помимо этого, человек должен занять в обществе и свою духовную, интеллектуальную, нравственную позицию. Он должен быть патриотом своей страны, своим трудом создавать и повышать не только свое благополучие, но и благополучие окружающих и всей страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.