Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / INTERACTIVITY / EDUTAINMENT / COMMUNICATIVECOMPETENCE / QUEST / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE / VISUAL TRAINING MEANS / MIND MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Екатерина Вячеславовна

В данной статье рассматривается образовательная технология эдьютейнмент, направленная на повышение интереса учащихся к учебному предмету «Иностранный язык». Рассматриваются ее достоинства, компоненты и роль в формировании коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY EDUTAINMET IN FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

This article discusses the educational technology edutainment aimed at increasing the interest in the subject «Foreign language» among the students. The advantages, components and its role in forming communicative competence are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 14.25.07

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Привалова Екатерина Вячеславовна

Магистр педагогики

Пермский государственный научно-исследовательский университет

г. Пермь

THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY EDUTAINMET IN FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Privalova Ekaterina

Master of Science of Perm State University, Perm

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается образовательная технология эдьютейнмент, направленная на повышение интереса учащихся к учебному предмету «Иностранный язык». Рассматриваются ее достоинства, компоненты и роль в формировании коммуникативной компетенции.

ABSTRACT

This article discusses the educational technology edutainment aimed at increasing the interest in the subject «Foreign language» among the students. The advantages, components and its role in forming communicative competence are highlighted.

Ключевые слова: интерактивность, эдьютейнмент, коммуникативная компетенция, квест, образовательная технология, иностранный язык, визуальные средства обучения, ментальные карты.

Keywords: interactivity, edutainment, communicativecompetence, quest, educational technology, foreign language, visual training means, mind maps.

Формализованность современной системы образования становится серьёзным препятствием для учащихся на пути к знаниям и развитию различных компетенций. Зачастую необходимость держаться в определённых образовательных рамках отбивает у ребёнка интерес к тому или иному учебному предмету и к образовательному процессу в целом. Внедрение в эту формализованную систему элементов игры, выход за стандартизированные границы, безусловно, способны обнаружить у школьников тягу к учению и выявить их творческие способности.

В связи с этим в отечественной педагогике всё чаще встречается понятие «эдьютейнмент» (от англ.: education - обучение и entertainment -развлечение). На сегодняшний день оно рассматривается шире, чем просто «обучение через развлечение». В современном понимании это, в первую очередь, привлечение, мотивирование при помощи разных средств обучения с учётом психологических особенностей учащихся.

Устранение формализованности

образовательной системы, а также повышение эффективности современного образовательного процесса обеспечиваются в том числе инновациями. В российской образовательной системе инновационный подход реализуется, в частности, в разработке и внедрении интерактивных форм обучения [6, с.6], напрямую связанных с технологией эдьютейнмент. Особую

значимость интерактивные формы обучения приобретают при изучении иностранного языка -учебной дисциплины, целью которой является формирование у учащегося иноязычной коммуникативной компетенции (далее КК).

Каждому педагогу по силам превратить любое стандартное упражнение или всем известную детскую игру (пусть даже изначально неязыковую) в настоящий методический приём. Так, например, в последнее время набирает популярность приём «Квест». Всем известно, что квесты - это своего рода головоломки. Шаг за шагом выполняя необходимые действия, разгадывая запутанные задачи, игроки достигают конечной цели игры (выбираются из комнаты, расследуют вымышленное преступление и т.д.). Языковые квесты организуются по тому же принципу, но с учетом цели, содержания и метода обучения (в данном случае игрового). Построение языкового квеста не требует серьёзных временных затрат со стороны учителя и выглядит достаточно просто (Рис. 1) [1].

Примечательно, что подобный приём не только мотивирует учащихся и вызывает у них интерес, он активизирует грамматический и лексический потенциал обучаемых, заставляет их сквозь увлечённость игрой повторять слова, грамматические конструкции, вступать в диалог друг с другом, с ведущим и с преподавателем. Это очень ценно при овладении иноязычной КК.

Схема игры-квеста

Рисунок 1. Пример игры-квеста по Е.С. Гарной

Ещё раз подчеркнём, данный приём помогает «активизировать не только лексику, но фонетику и грамматику, <...> способствует развитию мышления, сотрудничества, коллективизма» [1]. Помимо квестов, активно используются ролевые игры, театральные инсценировки, игры-путешествия, проектные методики.

Современный образовательный процесс всецело ставит во главу угла обучаемого со всем спектром его интересов, увлечений и задатков. Если раньше в русле компетентностного подхода главными вопросами обучения были «чему учить», «зачем учить» и «как учить», то теперь, в рамках личностно-ориентированного подхода, на первое место выдвигается вопрос «как учить с выходом на конкретный результат». Потребность в так называемом «конкретном результате» требует разработки определённых педагогических технологий.

Главной особенностью педагогических технологий является их гибкость. В современном информационном пространстве становится трудно угнаться за объемами всё возрастающей информации [4, с. 193]. Ещё труднее обучаемым даётся осмысление и фильтрация быстро сменяющих друг друга сведений и новостей. Педагогические технологии, хорошо

подстраиваемые под веяния времени, необходимы для того, чтобы обуздать этот процесс и помочь обучающимся взять и впитать то, что им действительно нужно.

Важно отметить, что каждая педагогическая технология получает своё название в соответствии с идеей, способом, средством или методом,

благодаря которому данная технология реализуется. Так существуют игровые технологии, технологии проблемного обучения,

коммуникативные и т.д.

Следует отметить, что у технологии эдьютейнмент есть свои неоспоримые достоинства. В первую очередь, она идёт в ногу со временем, отвечает современным способам восприятия информации и, как показывает её практическое применение, становится едва ли не самым понятным и комфортным способом обучения для современных детей, склонных к визуализации, кинестетике и клиповому сознанию. Эдьютейнмент представляет эффективный баланс между информацией, мультимедийными продуктами, психологическими приёмами и современными технологиями.

Иностранный язык - один из самых сложных предметов, с которыми сталкиваются современные школьники. На этом уроке требуется не просто знать слова на иностранном языке, но и уметь конструировать свои мысли, в чем-то даже перестраивая собственное мышление, чтобы изъясняться максимально грамотно, практически как носитель изучаемого языка.

Недостатком игровых технологий становится отсутствие баланса между учением (усвоением предметного содержания) и развлечением (формирования учебной и иноязычной мотивации). Часто в угоду игре страдает объём необходимого к усвоению материала. Учитель вынужден тратить больше ресурсов на развлекательный компонент урока вместо того, чтобы обращать внимание учащихся на содержательный.

Важно и то, что при игровом подходе за счет богатства дидактических разработок и предметов (распечатки, красочные игровые поля, стикеры, игрушки, кубики и т.д.) на задний план уходят аудиовизуальные средства. Они используются не в полную мощь и не так активно.

Технология эдьютейнмент, напротив, гармонично сочетает в себе приёмы, необходимые как для стимуляции учения, так и для реализации развлекательного аспекта. Как и любая образовательная технология, эдьютейнмент состоит из трёх отличительных компонентов: концептуального, содержательного,

процессуального [8, с. 256]. Ниже даётся их подробная характеристика.

В концептуальном плане рассматриваемая технология сочетается с идеями развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (познавательная мотивация учащихся), личностно-деятельностного (А.В. Хуторской, Е.С. Полат) и коммуникативного подходов (Е.И.

Пассов),психолого-педагогического подхода к использованию информационных образовательных технологий (Н.В. Апатова, И.А.Зимняя). Благодаря этим подходам в рамках технологии эдьютейнмент удаётся реализовывать следующие принципы:

•принцип деятельности (включение учащегося в иноязычную коммуникацию);

•принцип интерактивности (взаимодействие с другими участниками коммуникации);

•принцип доступности (учёт возрастных и личностных особенностей учащихся);

•принцип визуализации (подключение аудиовизуальных и дидактических средств).

Соблюдение перечисленных принципов способствует формированию позитивной атмосферы на уроке, повышает мотивацию учащихся, делает более эффективным процесс обучения.

Содержательный компонент технологии эдьютейнмент направлен на достижение образовательной (формирование и

совершенствование произносительных,

лексических, грамматических навыков, развитие речевых умений, аудирование), развивающей (развитие познавательного интереса и эмоциональной сферы, творческих способностей, внимания, памяти и воображения)и воспитательной (духовно-нравственное и эстетическое воспитание) целей [5]. Для достижения указанных целей урок организуется таким образом, чтобы создать психологически благоприятный климат иноязычного общения, создать ситуацию успеха.

Процессуальный компонент технологии эдьютейнмент проявляется как в традиционных, так и в нетрадиционных средствах. К традиционным средствам принято относить УМК, книги, комиксы, фильмы, музыку, образовательные игры. К нетрадиционным веб-технологии, компьютерные технологии, электронные системы.

Преимущество технологии эдьютейнмент в том, что она в равной степени сочетает в себе традиционное и инновационное, гибко

подстраивается под веяния времени. Такую технологию удобно вписывать в рамки образовательного стандарта, она даёт много возможностей для использования

мультимедийных, аудиовизуальных средств, за счет чего повышается мотивация современного школьника, привыкшего взаимодействовать с компьютерными технологиями [2, с. 351]. Последнее, безусловно, является важнейшим достоинством технологии эдьютейнмент, особенно при изучении иностранного языка, ведь овладение речевыми видами деятельности (говорением, чтением, письмом, аудированием) гораздо проще осуществлять с применением мультимедиа.

Внедрение технологии эдьютейнмент в образование, а вместе с ней Интернета и компьютерных технологий, знаменует новую эпоху в организации учебного процесса. Не затмевая собой существующую традиционную модель обучения, технология эдьютейнмент вносит в неё значимые корректировки, смещает акценты в сторону мультимедийности, дополняет содержание развлекательными элементами, тем самым повышая учебную и иноязычную мотивацию обучаемых.

При обучении иностранным языкам роль Интернет-ресурсов и компьютерных технологий чрезвычайно важна и неоценима. Использование этих технических возможностей «расширяет спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию обучающихся, позволяет использовать полученные знания, сформированные иноязычные навыки, речевые умения для решения поставленных коммуникативных задач». Говоря о приёмах, напрямую связанных с использованием технических средств и ресурсов Интернета, следует отметить, что многие из них - результат переосмысления уже известных ранее игр и способов представления информации. Разница лишь в том, что они переносятся в плоскость, доступную и понятную современным школьникам, и потому процесс обучения начинает носить развлекательный характер. Так проявляет себя технология эдьютейнмент.

Важное место в системе методических приёмов занимают визуальные средства обучения. В методике ОИЯ эти средства особенно важны, так как «именно слова становятся эквивалентами зрительных, слуховых и иных образов, способствуют возникновению речи и языков» [9, с.238]. Согласно психологическим исследованиям, большую часть информации человек получает благодаря зрительным каналам. В данном контексте языковой материал не является исключением, и тогда визуальные средства становятся «зрительно-смысловой опорой для введения, активизации и закрепления языковых единиц, являясь связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова» [7, с.39]. При обучении иностранному языку визуальные средства сопровождают лексический материал. Так к подобным сопровождающим средствам можно отнести иллюстрации, рисунки, графики, таблицы

и пр. Более подробная классификация визуальных средств представлена ниже.

В 60-70 годах XX века американским ученым Тони Бьюзеном были изобретены mind maps (мыслительные карты, карты памяти, карты ума, умственные карты, интеллект-карты или ментальные карты) [3, с.72]. Под «ментальными картами» понимается «метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся».

Ментальные карты - это схемы, которые человеческий мозг запоминает легче, чем цельные предложения или тексты. Для создания ментальных карт можно использовать любые подручные средства (бумага, стикеры, ватман, фломастеры, краски, наклейки и пр.) или специально разработанные компьютерные программы (onceptDraw MINDMAP Professional,

MindManagerPro 6, EdrawMindmap). С помощью этого приёма повышается мотивация учащихся, легко организуется как самостоятельная, так и парная/групповая работа, а также проектная деятельность. Помимо перечисленного, можно добавить реализацию дифференцированного подхода к обучению и конструирование содержания обучения в соответствии с возрастными особенностями обучаемых (т.е. реализацию принципа доступности).

Таким образом, используемая в обучении иностранным языкам система средств визуализации предусматривает в качестве цели реализацию учебного, воспитательного, развивающего и познавательного потенциалов иноязычного образования посредством визуализации информации и визуализации знаний.

Игровая направленность языковой анимации преследует три цели: снятие языкового барьера, овладение языком и систематизация знаний [10, с.85]. Для достижения этих целей существует несколько возможностей.

Представленный выше обзор приёмов позволяет сделать вывод о том, что технология эдьютейнмент обладает обширным набором средств для обучения иностранному языку. Среди самых эффективных и действенных способов приобщения обучаемых к овладению иноязычной КК можно выделить использование визуальных средств, мультимедийные презентации, ментальные карты, теги, инфографику, языковую анимацию и обучение в формате «Тандем». Все приёмы технологии эдьютейнмент развиваются параллельно с текущей технологизацией учебного процесса, а, значит, предполагают обращение к компьютерным и Интернет-технологиям, аудиовизуальным средствам. Это говорит о том, что технология эдьютейнмент - это современный и технически продвинутый способ обучения иностранным языкам.

Технология эдьютейнмент - это инновационный способ обучения иностранному языку, базирующийся на использовании игровой методики и современных технических достижений. Эта технология является гибкой, позволяет варьировать внутри себя разные приёмы и тем самым создавать новые.

Перспективой исследования является создание базы аутентичных медиаматериалов, на основе которых станет возможной разработка более эффективных, современных и техничных медиаигр, способствующих как формированию

коммуникативной, так и ИКТ-компетенции обучаемых.

Список литературы:

1.Гарная Е.С. Применение современных технологий обучения на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL:

http://old.prosv.ru/attach/inyaz/inyaz_novosibirsk0410 17.pdf (дата обращения: 11.01.2019)

2.Зубкова Г.И. Повышение мотивации студентов-переводчиков к изучению иностранного языка средствами мультимедиа// Казанский педагогический журнал. №4. 2015. - С. 350-353.

3.Изотова Н.В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку// Вестник Брянского государственного университета. 2015 (2). -С. 70-73, С. 238-245.

4.Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения// Ярославский педагогический вестник .2012 . № 4. -С. 192-195.

5.Королёва М. Использование технологии Эдьютейнмент на уроках и во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения английскому языку. [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2017/04/use-of-edutainment-technology/ (дата обращения: 08.01.2019)

6.Ливак Н.С., Лис Е.В. Роль инновационных подходов в образовании// Основы профессионального развития личности: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. -С. 6-9

7.Мощинская Н.В. Место визуальных средств в системе работы по пособию «Русская культура: диалог со временем» // Иноязычное образование в современном мире. - 2013. - Ч. 1. - С. 38-44.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. -256 с.

9.Файзуллина Э.Ф. Современные приемы в методике преподавания иностранных языков / Э.Ф. Файзуллина, А.М. Зарипова // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 1. - C. 238-245.

10. Bailly F. Die Sprachanimation in deutschfranzösischen Jugendbegegnungen [Электронный ресурс]. URL: https://www.ofaj.org/media/die-sprachanimation-in-deutsch-franzosischen-jugendbegegnungen.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.