Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза: основные контуры исследования'

Образовательная среда вуза: основные контуры исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / образовательная среда / высшее образование / обучающиеся / специалисты / students / educational environment / higher education / learners / specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полина Александровна Гордеева, Дмитрий Юрьевич Тарасов

Введение. Актуальность обусловлена многочисленными направлениями исследований, посвященных изучению образовательной среды в высших учебных заведениях, и различными подходами к трактовке понятия «образовательная среда». Цель — систематизация исследований проблемы развития образовательных сред в высшем профессиональном образовании и выявление сущностных характеристик понятия «образовательная среда вуза». Материалы, результаты и обсуждение. Проведен количественный и качественный анализ научных исследований, посвященных образовательной среде в высших учебных заведениях. Изучены диссертационные исследования за последние десять лет с 2013 г. по 2023 г. Проанализированы культурно-образовательная среда вуза; корпоративная культура как инновационный компонент образовательной среды вуза; личностно-ориентированная, профессионально-ориентирующая, психологически безопасная, здоровьесберегающая, социокультурная образовательная среда вуза; лингвистические и информационные аспекты образовательной среды в вузах. Выводы. Доминирующий научный интерес прослеживается к цифровой образовательной среде, предлагающей современные возможности для обучающихся и позволяющей сделать процесс обучения более наглядным и интерактивным. Благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий педагогические работники вузов могут включить в свою профессиональную деятельность новые методы и инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полина Александровна Гордеева, Дмитрий Юрьевич Тарасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Environment in a Military Institution of Higher Education

Introduction. The relevance of the research is determined by numerous areas of studies devoted to the exploration of educational environment in higher educational institutions and different approaches to the interpretation of the concept of educational environment. The objective is to streamline the studies related to the problem of educational environment development in higher professional education and identification of essential characteristics of the concept ‘educational environment of higher educational institution’. Materials, Results and Discussion. A quantitative and qualitative analysis of scientific researches on the educational environment in higher educational institutions was conducted, dissertation studies for the last ten years from 2013 to 2023 examined. The authors analysed: cultural and educational environment of higher educational institution; corporate culture as an innovative component in the educational environment of higher educational institution; personality-based educational environment of higher educational institution; professionally-orienting educational environment of university; psychologically safe educational environment of higher educational institution, health-saving educational environment of higher educational institution, educational environment of higher educational institution, socio-cultural educational environment of higher educational institution; linguistic and informational aspects of educational environment in higher educational institutions. Conclusions. The dominant scientific interest to the digital educational environment that offers modern opportunities for students, which will make the learning process more visual and interactive, is quite evident. Through the use of modern information and telecommunication technologies, teachers and university staff can incorporate new methods and tools into their professional activities.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза: основные контуры исследования»

Обзорная статья

УДК 159.9 © Гордеева П. А., Тарасов Д. Ю., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-266-273

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Образовательная среда вуза: основные контуры исследования

Полина Александровна Гордеева, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук 1; научный сотрудник Молодежной лаборатории инновационных технологий в персонализированном образовании 2; bunny35749@gmail.com; https://orcid.org/0009-0005-9422-6354

Дмитрий Юрьевич Тарасов, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права 1; tarasovdu@rosgvard.ru; https://orcid.org/0000-0002-4493-6025

' Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, Новосибирск, Россия

2Московский педагогический государственный университет, 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Россия

Реферат. Введение. Актуальность обусловлена многочисленными направлениями исследований, посвященных изучению образовательной среды в высших учебных заведениях, и различными подходами к трактовке понятия «образовательная среда». Цель — систематизация исследований проблемы развития образовательных сред в высшем профессиональном образовании и выявление сущностных характеристик понятия «образовательная среда вуза». Материалы, результаты и обсуждение. Проведен количественный и качественный анализ научных исследований, посвященных образовательной среде в высших учебных заведениях. Изучены диссертационные исследования за последние десять лет с 2013 г. по 2023 г. Проанализированы культурно-образовательная среда вуза; корпоративная культура как инновационный компонент образовательной среды вуза; личностно-ориентированная, профессионально-ориентирующая, психологически безопасная, здоровьесберегающая, социокультурная образовательная среда вуза; лингвистические и информационные аспекты образовательной среды в вузах. Выводы. Доминирующий научный интерес прослеживается к цифровой образовательной среде, предлагающей современные возможности для обучающихся и позволяющей сделать процесс обучения более наглядным и интерактивным. Благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий педагогические работники вузов могут включить в свою профессиональную деятельность новые методы и инструменты.

Ключевые слова: студенты, образовательная среда, высшее образование, обучающиеся, специалисты

Для цитирования: Гордеева П. А, Тарасов Д. Ю. Образовательная среда вуза: основные контуры исследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 266-273. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-266-273

Review Article

UDC 159.9 © Gordeeva P. A., Tarasov D. Yu., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-266-273

5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment

Educational Environment in a Military Institution of Higher Education

Polina A. Gordeeva, Professor at the chair of Social Sciences and Humanities 1 researcher at Youth Lab of Innovative Technologies in Personalized Education 2; bunny35749@gmail.com; https://orcid.org/0009-0005-9422-6354 Dmitry Yu. Таrasov, Candidate of Science (in Pedagogy), Associate-Professor, deputy-chief of the chair of Civil Law 1; tarasovdu@rosgvard.ru; https://orcid.org/0000-0002-4493-6025

' Novosibirsk Military Institute of the Order ofZhukov named after Army General I. K. Yakovlev of the National Guard Forces of the Russian Federation, 6/2 Klyuch-Kamyshenskoe Plateau st., Novosibirsk, 630' '4, Russia 2 Moscow Pedagogical State University, '/' Malaya Pirogovskaya st., Moscow, ''9435, Russia

Abstract. Introduction. The relevance of the research is determined by numerous areas of studies devoted to the exploration of educational environment in higher educational institutions and different approaches to the interpretation of the concept of educational environment. The objective is to streamline the studies related to the problem of educational environment development in higher professional education and identification of essential characteristics of the concept 'educational environment of higher educational institution'. Materials, Results and Discussion. A quantitative and qualitative analysis of scientific researches on the educational environment in higher educational institutions was conducted, dissertation studies for the last ten years from 2013 to 2023 examined. The authors analysed: cultural and educational environment of higher educational institution; corporate culture as an innovative component in the educational environment of higher educational institution; personality-based educational environment of higher educational institution; professionally-orienting educational environment of university; psychologically safe educational environment of higher educational institution, health-saving educational environment of higher educational institution, educational environment of higher educational institution, socio-cultural educational environment of higher educational institution; linguistic and informational aspects of educational environment in higher educational institutions. Conclusions. The dominant scientific interest to the digital educational environment that offers modern opportunities for students, which will make the learning process

more visual and interactive, is quite evident. Through the use of modern information and telecommunication technologies, teachers and university staff can incorporate new methods and tools into their professional activities.

Keywords: students, educational environment, higher education, learners, specialists

Citation: Gordeeva P. A., Tarasov D. Yu. Educational Environment of a Military Institution of Higher Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 266-273 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-266-273

Основные положения

1. В образовательной среде высших образовательных организаций происходит множество влияний и воздействий на обучающихся, направленных на актуализацию нравственного содержания преподаваемых дисциплин и сохраняющих традиционные нравственные знания, ценности и установки. В данной образовательной среде важно учитывать содержание, структуру и специфику проявления функций, закономерностей, принципов и противоречий в процессе формирования нравственной культуры обучающихся. Самоорганизация обучающихся в образовательной среде вуза включает задачи; мотивы самоорганизации; мотивационно-целевой, детерминаци-онный, процессуально-содержательный, критериально-диагностический и результативный компоненты.

2. Цифровая образовательная среда вузов является значимым инструментом, который способствует эффективной подготовке обучающихся. Она предлагает различные возможности для улучшения процесса обучения, делая его более наглядным и интерактивным. Благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий педагогические работники вузов могут включить в свою профессиональную деятельность новые методы и инструменты.

3. Модель формирования и развития цифровой образовательной среды вузов может содержать целевой, организационный и результативный блоки и технологию ее реализации, построенную на основе системно-структурного подхода, где все элементы взаимосвязаны и едины, образуя четкую последовательность основополагающих блоков: целевого, организационного и результативного.

Введение

Актуальность, значимость, сущность проблемы.

Одним из актуальных направлений развития современного российского образования является создание и развитие современных образовательных сред в вузах России.

Отечественное законодательство регламентирует образовательную деятельность как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» *.

Цель — анализ и синтез компонентов образовательной среды вузов, выявление сущностных характеристик

понятия «образовательная среда вуза» и перспективных направлений исследований.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Научный поиск позволил выяснить, что в период с 2013 г. по 2023 г. в 34 диссертационных исследованиях рассматриваются различные аспекты образовательной среды в высших учебных заведениях.

Так, отдельным предметным областям образовательной среды посвящено по одному исследованию. В частности, А. В. Орлов исследовал развивающую образовательную среду вуза [1], Н. В. Назаренко — корпоративную культуру магистратуры как инновационный компонент в образовательной среде вуза [2]. Н. В. Ерошенков анализировал образовательную среду вуза МВД России [3]. Е. Г. Митина изучала эколого-образовательную среду в регионе как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов [4]. Д. А. Хорват оценил образовательную среду вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов [5]. Ф. М. Алипханова заострила внимание на личностно ориентированной образовательной среде вуза [6]. Л. В. Козилова исследовала профессионально-ориентирующую образовательную среду педагогического университета [7], А. С. Фетисов — здоровьесберегающую образовательную среду [8], Д. В. Малий — психологически безопасную образовательную среду [9].

По два исследования были посвящены ряду направлений. Социокультурная среда образовательной организации (вуза) рассматривалась В. И. Горшениным [10] и В. Е. Ни-колашкиной [11]. Поликультурная образовательная среда вуза изучалась Н. В. Левченко [12] и А. И. Богдановой [13]. Образовательная среда военного вуза составила предмет исследования В. В. Кириленко [14] и Д. В. Соловей [15]. Авторы Ю. Ш. Наботов [16], Д. А. Хорват [5] посвятили свои работы культурно-образовательной среде вуза и образовательной среде вуза как фактору формирования общекультурных компетенций студентов.

Дальнейшая аналитическая работа позволила установить, что лингвистические аспекты образовательной среды привлекли внимание шести современных исследователей. А. Б. Раисова рассмотрела мультиязычную образовательную среду вуза [17], Д. В. Седых — полилингвальную образовательную среду вуза [18], а А. Е. Девришева — образовательную среду как фактор совершенствования профессиональной подготовки переводчиков [19]. П. А. Гордеева (Егорова), А. А. Прохорова, С. Н. Сорокоумова изучали образовательную среду как условие, необходимое для организации процесса инклюзивного обучения [20].

Существенное количество работ посвящено информационно-образовательной среде вузов, в том числе инфор-

* Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газета. 2012. 31 дек. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 29, No 3(98). 2024 267

мационным производным образовательной среды в вузе (М. Т. Батаева [21], О. В. Башарина [22], Н. Б. Стрекалова [23], Л. Ш. Гамидов [24], Н. Б. Сэкулич [25], В. И. Токтарова [26], В. В. Хитущенко [27], А. В. Дмитриева, С. Н. Сорокоумо-ва [28], Н. С. Бодруг [29], О. В. Китикарь [30], Д. А. Суханов [31], А. С. Эрдниев [32]).

Взывает интерес работа Ю. В. Корчемкиной, в которой исследуется виртуальная образовательная среда вуза, показывается значимость использования виртуальных средств обучения и их влияние на процесс образования в вузе [33]. Следует отметить и диссертацию о музыкальной информационно-образовательной среде О. В. Ворфоломее-вой, а именно о влиянии музыкальной информационно-образовательной среды на развитие музыкальных навыков и компетенций обучающихся [34].

Таким образом, для достижения поставленной цели нами проведен количественный и качественный анализ научных исследований, посвященных образовательной среде в высших учебных заведениях, изучены диссертационные исследования за период с 2013 г. по 2023 г., рассматривающие образовательную среду вуза.

Обзор показал, что существуют многочисленные направления исследований, посвященных изучению образовательной среды в высших учебных заведениях, и актуализировал задачу исследования по выявлению сущностных характеристик понятия «образовательная среда вуза».

Материалы, результаты и обсуждение

Сущность и содержание понятия «образовательная среда». В рассмотренных нами исследованиях авторы пытаются трактовать или дополнить понятие «образовательная среда».

Например, Ю. Ш. Наботов включает в культурно-образовательную среду различные инновационные формы образовательной деятельности студентов. Эти формы характеризуются организационными, технологическими и диагностическими аспектами, которые реализуются в программах профессионального и дополнительного образования, осуществляются через участие студентов в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях, это влияет на построение их жизненных стратегий и карьерный рост [16].

Н. В. Ерошенков, проводя исследование образовательной среды вуза МВД России, пришел к выводу, что это модель процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в специфичной среде, которая отражает структуру и функциональные связи ее различных блоков: целевого, структурно-содержательного, средово-организационного, технологического и критериально-результативного. Такая модель позволяет эффективно организовывать и проводить процесс подготовки курсантов, учитывая их профессиональные и моральные аспекты [3].

А. В. Орлов [1], изучив развивающую образовательную среду вуза в контексте обучения студентов иностранному языку в техническом вузе, констатирует, что это определенным образом организованное социокультурное и профессионально-образовательное пространство на основе предметно-коммуникативной учебной деятельности.

Исследуя корпоративную культуру магистратуры как инновационный компонент в образовательной среде

вуза, Н. В. Назаренко остановился на том, что это система, хорошо структурированная в рамках образовательного процесса и охватывающая все аспекты жизни магистратуры. Данные аспекты включают ценности, принципы, этические и правовые нормы, миссию, стратегию развития, традиции, атрибуты, символику, способствуют подготовке современного компетентного магистра, который готов к профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Такой магистр, по мнению автора, будет владеть методологией научного познания, современными информационными технологиями и обладать общей и деловой культурой [2].

Ф. М. Алипханова рассматривает личностно-ориен-тированную образовательную среду вуза. Она определяет ее как систему, в которой личность студента является главной ценностью и находится в центре образовательного процесса. Эта система основана на принципах гуманистической педагогики, таких как самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания и доверие, и на концепции личностно-ориентированного обучения и использовании принципа индивидуального подхода, признающего студента активным субъектом образовательного процесса, придающего особое значение его личности и самобытности [6].

Образовательная среда педагогического университета, согласно Л. В. Козиловой, представляет собой комплексный набор факторов, условий и структурно-функциональных элементов. Она обеспечивает гибкость учебного процесса с помощью разнообразных учебных курсов и педагогических практик, которые помогают студентам — будущим педагогам создавать и моделировать индивидуальные образовательные траектории на основе их мотивации и готовности к профессиональной педагогической деятельности [7].

В исследовании о здоровьесберегающей образовательной среде вуза А. С. Фетисов пришел к выводу, что образовательная среда является междисциплинарной категорией и системой, которая предполагает использование различных подходов при ее изучении. Это также пространство, где педагог может реализовать свой потенциал. Здоровьесбе-регающая образовательная среда вуза требует постоянного саморазвития и самосовершенствования [8].

По мнению Д. В. Малия, психологически безопасная образовательная среда основывается на формировании значимых профессиональных и личностных качеств будущего учителя технологии. Она предполагает способность педагога проектировать образовательный процесс, обеспечивает высокий уровень эмоциональной защищенности обучающихся от психологического насилия. Автор считает, что это особенно важно при работе с опасными инструментами, машинами и материалами, где есть определенные риски [9].

Основные тенденции и направления исследований образовательной среды вуза. Последующий анализ трактовки сущности и содержания понятия «образовательная среда» в исследованиях, сгруппированных по направлениям, позволил выявить общие положения определений.

Первая тенденция — исследование социокультурной образовательной среды вуза — предмет научного интере-

са В. И. Горшенина [10], В. Е. Николашкиной [11], определяющих это понятие как совокупность образовательно-профессиональной, социально-воспитательной, интеракционно-коммуникативной и предметно-пространственной составляющих, в рамках которых происходит формирование общих и профессиональных компетенций, развитие профессионально значимых качеств, необходимых для жизни и успешного построения профессиональной карьеры, а также безопасное пространство жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающее профессионально-коммуникативное становление и включающее компетентностную (виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи и т. д.), образовательную (аудиторная, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность, внеаудиторная работа), историко-культурную (культура среды обучающихся, культура личности, корпоративная культура, культура отношений) и массмедиасферы (коммуникативно-аналитический опыт, аналитико-диагностическая и проектная практика и др.).

Вторая тенденция сущности и содержания понятия «образовательная среда» — исследование образовательной среды военных вузов — была целью научного исследования В. В. Кириленко [14], Д. В. Соловей [15]. Авторы обратили внимание на важность формирования нравственной культуры у обучающихся военных вузов и отметили, что в этих учебных заведениях происходит совокупность различных влияний и воздействий на курсантов, основанных как на актуализации нравственного содержания преподаваемых предметов, так и на сохранении традиционных нравственных ценностей и установок, содержании, структуре и специфике процесса формирования нравственной культуры курсантов. Авторы отмечают важность самоорганизации в образовательной среде военного вуза, состоящей из нескольких компонентов.

Во-первых, методологические подходы, базовые теории и основная идея — фундамент для организации образовательного процесса. Во-вторых, мотивационно-целевой компонент: определение цели, сущность, системные параметры образовательного результата; задачи по достижению цели и мотивы самоорганизации. В-третьих, детерминационный компонент: внешние и внутренние факторы, условия образовательной среды и принципы процесса самоорганизации, оказывающие влияние на формирование нравственной культуры курсантов. В-четвертых, процессуально-содержательный компонент: содержание образования, учебный материал, образовательные субъекты, особенности педагогического взаимодействия, ресурсы среды, психолого-педагогические механизмы, этапы формирования компетенций, формы, методы и средства обучения. В-пятых, критериально-диагностический компонент: определение критериев, показателей и уровней сформиро-ванности нравственной культуры курсантов и средства ее диагностики. В-шестых, результативный компонент, описание сформированной компетенции самоорганизации у курсантов. Указанные компоненты позволяют оценить эффективность процесса формирования нравственной культуры вузов.

Третья тенденция — исследование поликультурной образовательной среды вуза. Н. В. Левченко [12] и А. И. Богданова [13] придерживаются позиции, что поликультурная образовательная среда вуза основана на общих ценностях, смысловых ориентирах и традициях университета, которые позволяют обучающимся реализовать свои профессиональные и духовные запросы. Одной из ключевых особенностей поликультурной образовательной среды является многообразие ценностно-смысловых доминант восприятия мира и человека в нем. Взаимодействие студентов различных культур инициирует процесс ознакомления с иной культурой через диалог, что способствует расширению культурного пространства и становлению личности. Одним из ценных результатов поликультурной образовательной среды выступает развитие толерантности и культурного плюрализма у обучающихся.

Четвертая тенденция — исследование мультиязыч-ной образовательной среды вузов. Педагоги-лингвисты А. Б. Раисова [17], Д. В. Седых [18], а А. Е. Девришева [19], исследуя образовательную среду вузов, называют ее муль-тиязычной или полилингвальной. Мультиязычная образовательная среда предоставляет уникальные возможности для развития обучающихся. Она основана на этнопеда-гогическом факторе, способствующем формированию культурно-языковой картины мира, в центре которой лежат ценности диалога, толерантности и сотрудничества. Важную роль в мультиязычной образовательной среде играет лингвистический фактор. Он основан на компаративном подходе, позволяющем повысить эффективность обучения иностранному языку. Сравнение различных языков и культур помогает обучающимся лучше понять и усвоить новый язык. Кроме того, этнолингводидактический фактор включает в себя разработку и внедрение мультиязычного педагогического обеспечения (определение целей, задач, подходов, принципов, методов, средств и технологий развития иноязычной компетентности студентов), способствует развитию межкультурной и профессиональной коммуникации. Полилингвальная образовательная среда вуза представляет собой окружение, где субъекты образовательного процесса вступают в прямой этнокультурный контакт, она создает потенциальные возможности для профессионально-личностного развития студентов, сохранения их этнической идентичности. В такой среде обучающиеся могут погрузиться в разнообразие культур и языков, что расширяет их горизонты и развивает их межкультурную компетентность. Образовательная среда подготовки переводчиков является системно структурированным образованием, которое функционирует в контексте социокультурной среды и созданных педагогических условий. Она направлена на развитие профессиональных навыков и компетенций в области перевода, способствует оптимизации личностно-профессионального развития обучающихся и готовит их к успешной переводческой деятельности.

Пятая тенденция — исследование информационной образовательной среды. Изучению данного предмета посвящено 15 работ. Изложим кратко их результаты. М. Т. Ба-таева считает, что модель организации самостоятельной познавательной деятельности в условиях информационно-

образовательной среды вуза включает методологические подходы: личностно-ориентированный, дифференцированный, системный и структурно-функциональной связности, а также компоненты самостоятельной работы: мотиваци-онный, информационно-содержательный, процессуальный и рефлексивный [21].

О. В. Башарина отмечает, что информационно-образовательная среда имеет свои особенности, которые характеризуются следующими признаками: 1) необходима информационная избыточность для освоения общекультурных и профессиональных компетенций; 2) должна быть технологически адекватной потребностям общества, личности и образовательной организации; 3) должна быть мультиком-понентной и охватывать все виды учебно-познавательной деятельности обучающихся [22].

Н. Б. Стрекалова утверждает, что учебный процесс в открытой информационно-образовательной среде реализуется в новых условиях. В такой среде обучающиеся имеют возможность выбирать любые технические средства обучения и не ограничены временем, пространством, методикой, количеством и возрастом в процессе обучения, свободно выбирают учебные материалы и имеют доступ к неограниченному объему информации. Обучающиеся могут строить свои индивидуальные учебные траектории, имеют возможность открыто демонстрировать результаты своего обучения без ограничений в знаниях. Это обеспечивает повсеместную доступность образовательных ресурсов, позволяет обучаться в любое время и на любой технологической платформе, решать возникающие проблемы своевременно и мобильно [23].

По мнению Л. Ш. Гамидова, информационно-образовательная среда современного вуза позволяет интенсифицировать подготовку, сделать обучение более наглядным, повысить мотивацию студентов к обучению, привлечь к обучению дополнительные методы и средства, приобщить педагогов и сотрудников вуза к ведению профессиональной деятельности с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, повысить доступность и открытость образовательных ресурсов, что приведет к повышению качества подготовки обучающихся, выработке у них потребности и готовности к осуществлению педагогической деятельности с использованием систематизированных средств информатизации образования [24].

В. И. Токтарова считает, что концепция адаптивной системы математической подготовки студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза является сложной системной совокупностью научно-теоретических и методологических положений, которые определяют процесс совершенствования математической подготовки обучающихся в высших учебных заведениях [26].

В. В. Хитущенко пишет, что взаимодействие обучающегося и различных технических, информационных, психодидактических и социальных факторов в информационно-образовательной среде создает открытую систему интерактивных циклов, направленных на обеспечение эффективного образовательного процесса в условиях глобальной цифровизации экономики [27].

Н. С. Бодруг настаивает на том, что для эффективной реализации структурно-функциональной модели педагогического проектирования подготовки инженеров в цифровой образовательной среде вуза необходимо применение определенных организационно-педагогических условий. Важно обеспечить нормативно-правовое сопровождение подготовки инженеров, учитывая требования работодателей и профессиональные стандарты, необходимо разработать содержание обучения, включающее дидактические единицы, связанные с конкретной профессиональной деятельностью инженеров. Важным аспектом является также использование современных технологий, инновационных методов и средств обучения, создание оценочных средств [29].

О. В. Китикарь указывает на несколько векторов развития региональных систем подготовки педагогов в условиях цифровой образовательной среды. Первый предусматривает взаимосвязь традиций и инноваций, второй — учет региональных компонентов образовательной политики при разработке системы подготовки педагогов. Третий вектор связан с применением междисциплинарных и личностно-ориентированных подходов в подготовке педагогических кадров. Автор считает, что цифровая образовательная среда предоставляет возможности для интеграции различных дисциплин и развивает личностные качества будущих педагогов, помогает им стать более гибкими и адаптивными в условиях быстрого развития технологий и общественных изменений [30].

Д. А. Суханов подчеркивает важность личностной готовности педагога к повышению профессиональной квалификации в электронной информационно-образовательной среде. Он отмечает, что успех в достижении цели повышения квалификации зависит от личностных характеристик педагога, его уверенности в себе и уровне его цифровых компетенций [31].

В свою очередь, А. С. Эрдниев обращает внимание на цифровую среду образовательной организации МВД России и указывает, что эта система представляет собой открытую, логически структурированную педагогическую систему, которая имеет потенциал для формирования профессиональных ценностных ориентиров у будущих специалистов органов внутренних дел [32].

При изучении виртуальной образовательной среды вуза Ю. В. Корчемкина обнаружила, что она включает несколько модулей, которые играют важную роль в образовательном процессе: первый — аутентификация; второй — основная образовательная программа, содержащая теоретический материал, задания для практических занятий, для самостоятельной работы и контрольные задания; третий — профессиональная деятельность преподавателя, мониторинг активности студентов, проведение текущего контроля и анализ результатов работы обучающихся, редактор заданий [33].

Музыкальная информационно-образовательная среда, с точки зрения О. В. Ворфоломеевой, тесно связана с музыкальной культурой и включает в себя как личные, так и предметные музыкальные составляющие. Личная

музыкальная среда относится к индивидуальному восприятию и опыту каждого человека в музыке [34].

H. Б. Сэкулич, исследуя интерактивную электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) университета как средство формирования ИКТ-компетенций обучающихся, выявила педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели формирования ИКТ-компетенций студентов в интерактивной ЭИОС:

а) расширение знаний студентов о возможностях ИКТ;

б) формирование критического отношения к ИКТ; в) формирование практических умений для работы в интерактивной ЭИОС; г) осуществление образовательной рефлексии; д) организацию методического сопровождения; е) обеспечение комфортного информационно-педагогического взаимодействия. Н. Б. Сэкулич создала программно-технические средства (интеллектуальные продукты) для реализации принципа интерактивности ЭИОС [25]. А. В. Дмитриева, С. Н. Сорокоумова рассматривают роль социального интеллекта будущих педагогов в цифровой образовательной среде [28].

Таким образом, цифровая образовательная среда трактуется как новая реалия современного образования. Описаны сущность цифровой образовательной среды, ее специфические свойства, характеристики и факторы. Отмечена важность организации межличностного общения в цифровом образовании, роль обратной связи, получение социального и коммуникативного опыта у педагога и обучающихся в новой среде.

Выводы

В процессе обзора исследований, посвященных образовательной среде в высшем профессиональном образовании, мы установили следующее.

По два диссертационных исследования были посвящены следующим направлениям: социокультурной образовательной среде вуза; поликультурной образовательной среде высшего учебного заведения; образовательной среде военного вуза; культурно-образовательной среде вуза.

В трех исследованиях рассматривались лингвистические аспекты образовательной среды.

Наибольшее количество (15 исследований) было посвящено информационно-образовательной среде вузов. Это позволяет предположить, что дальнейшие тенденции исследования развития образовательной среды в вузах будут центрированы в этом направлении.

Выявление сущностных характеристик понятия «образовательная среда вуза» позволяет судить о том, что авторы исследований походят к трактовке и пониманию данного понятия достаточно широко. Постараемся изложить это лаконично.

I. Социокультурная образовательная среда вуза представляет собой комплексный набор составляющих, которые взаимодействуют в рамках образовательного процесса и способствуют формированию общих и профессиональных компетенций у обучающихся. Она включает в себя образовательно-профессиональную, социально-воспитательную, интеракционно-коммуникативную и предметно-пространственную составляющие. Социокультурная образовательная среда также охватывает ком-

петентностную, образовательную, историко-культурную и массмедиасферы.

2. Поликультурная образовательная среда вузов — это духовная общность субъектов образовательного процесса, возникающая в межэтническом взаимодействии на основе единых ценностно-смысловых ориентиров и вузовских традиций, позволяющих обучающимся реализовать свои профессиональные и духовные запросы, она определяется многообразием ценностно-смысловых доминант восприятия мира и человека в нем, инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой в условиях диалога, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор личностно значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред, развивает толерантность и культурный плюрализм.

3. Мультиязычная образовательная среда вузов крайне важна в формировании культурно-языковой картины мира, основана на ценностях диалога, толерантности и сотрудничества, а также на потребности в освоении других языков и культур, приобретении опыта межкультурной и профессиональной коммуникации. Важными факторами являются лингвистический и этнолингводидактический. Мультиязычная образовательная среда представляет собой систему, которая функционирует в единстве социального, ресурсного и дидактического компонентов. Она учитывает объективные реалии социокультурной среды и специально созданные педагогические условия для развития навыков профессионального переводчика. Эти условия способствуют оптимизации личностно-профессионального развития обучающихся.

4. Информационная образовательная среда вузов — это сложная системная совокупность научно-теоретических и методологических положений, определяющих процесс совершенствования подготовки обучающихся в высших учебных заведениях. Это открытая система интерактивных циклов взаимных влияний обучающегося и коррелирующих технических, информационных, психодидактических и социальных факторов, направленных на обеспечение эффективного образовательного процесса, обладает необходимым потенциалом для формирования профессиональных ценностных ориентиров у будущих специалистов. Это совокупность условий и возможностей для формирования информационной культуры через единство социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов.

Информационная образовательная среда вузов включает:

— методологические подходы: личностно-ориен-тированный, дифференцированный, системный и структурно-функциональной связности, а также компоненты самостоятельной работы: мотивационный, информационно-содержательный, процессуальный и рефлексивный;

— признаки: информационная избыточность при освоении общекультурных и профессиональных компетенций; технологическая адекватность потребностям социума, личности и образовательной организации; мультиком-

понентность охвата всех видов учебно-познавательной деятельности обучающихся;

— условия: возможность выбора любого технического средства обучения; отсутствие временных, пространственных, методических, количественных и возрастных ограничений процесса обучения; свободный выбор учебных материалов и их неограниченные объемы; разнообразие учебных траекторий, открытость результатов обучения и отсутствие знаниевых границ; эмоциональная и содержательная открытость электронных сообщений, ограниченность их объемов и отсутствие общепринятых норм сетевой этики, обеспечивающих повсеместную доступность образовательных ресурсов, возможность обучаться в любое время и на любой технологической платформе, нормативно-правовое сопровождение подготовки; построение взаимосвязи содержания подготовки с учетом требований работодателей, профессионального стандарта; построение содержания обучения и включение в него дидактических единиц, сопряженных с конкретной профессиональной деятельностью; использование современных технологий и форм обучения, инновационных методов организации обучения, современных средств обучения;

— модули: аутентификации; основной образовательной программы; движение информационных потоков в виртуальной образовательной среде вуза.

Цифровая образовательная среда является значимым инструментом, который способствует эффективной под-

готовке будущих специалистов, предлагает различные возможности для улучшения процесса обучения, делая его более наглядным и интерактивным. Ее преимущество — способность повысить мотивацию обучающихся к получению знаний, использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, включить в свою профессиональную деятельность новые методы и инструменты. Модель формирования и развития цифровой образовательной среды может включать целевой, организационный и результативный блоки и технологию ее реализации, построенную на основе системно-структурного подхода, где все элементы взаимосвязаны и едины, образуя четкую последовательность основополагающих блоков: целевого, организационного и результативного.

Область применения и перспективы. Исследования цифровой образовательной среды позволяют судить об их значимости и эффективности, предлагают различные возможности для улучшения процесса обучения, делая его более наглядным и интерактивным при подготовке обучающихся. Одним из главных преимуществ цифровой образовательной среды является ее способность повысить мотивацию к обучению [31].

Несмотря на существенный объем исследований цифровой образовательной среды, перспективное направление исследований будут составлять проблемы функционирования и развития безопасной цифровой образовательной среды в вузе.

Список источников / References

1. Орлов А. В. Формирование развивающей образовательной среды в процессе обучения студентов иностранному языку в техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 22 с.

2. Назаренко Н. В. Формирование корпоративной культуры магистратуры как инновационного компонента образовательной среды вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2013. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2014. 26 с.

4. Митина Е. Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2014. 41 с.

5. Хорват Д. А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 34 с.

6. Алипханова Ф. М. Формирование познавательной активности будущих учителей иностранного языка в личностно-ориентированной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2015. 23 с.

7. Козилова Л. В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2021. 358 с.

8. Фетисов А. С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровье-сберегающей образовательной среды: система повышения квалификации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2019. 47 с.

9. Малий Д. В. Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в современной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2019. 23 с.

10. Горшенин В. И. Социокультурная среда образовательной организации как средство профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 230 с.

11. Николашкина В. Е. Развитие профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров юриспруденции в социокультурной образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2017. 24 с.

12. Левченко Н. В. Развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов в поликультурной образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2013. 24 с.

13. Богданова А. И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 24 с.

14. Кириленко В. В. Формирование нравственной культуры курсантов в образовательной среде военных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 24 с.

15. Соловей Д. В. Формирование компетенции самоорганизации у курсантов в образовательной среде военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2023. 27 с.

16. Наботов Ю. Ш. Проектирование культурно-образовательной среды вуза как основы формирования конкурентоспособного специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2020. 22 с.

17. Раисова А. Б. Развитие иноязычной компетентности с использованием авторских электронных учебных курсов в условиях мультиязычной образовательной среды: на примере подготовки бакалавров техники и технологий Республики Казахстан : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 198 с.

18. Седых Д. В. Педагогическое обеспечение процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 24 с.

19. Девришева А. Е. Образовательная среда как фактор совершенствования профессиональной подготовки переводчиков : дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2019. 174 с.

20. Егорова П. А., Прохорова А. А., Сорокоумова С. Н. Применение мультилингвального подхода при инклюзивном обучении в высшей школе // Язык и культура. 2021. № 54. С. 152-166. https://doi.Org/10.17223/19996195/54/9.

21. Батаева М. Т. Организация самостоятельной познавательной деятельности будущих инженеров в условиях информационно-образовательной среды вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 22 с.

22. Башарина О. В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 23 с.

23. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2017. 52 с.

24. Гамидов Л. Ш. Формирование исследовательских умений будущих бакалавров в условиях информационно-образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 23 с.

25. Сэкулич Н. Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2018. 26 с.

26. Токтарова В. И. Адаптивная система математической подготовки студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Йошкар-Ола, 2019. 43 с.

27. Хитущенко В. В. Иноязычная профессиональная подготовка студентов-филологов в информационно-образовательной среде вуза на основе СДО MOODLE : дис. ... канд. пед. наук. Ялта, 2020. 248 с.

28. Дмитриева А. В., Сорокоумова С. Н. Роль социального интеллекта будущих педагогов в цифровой образовательной среде // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 21-22 апреля 2021 г. Челябинск, 2021. С. 93-97.

29. Бодруг Н. С. Подготовка инженеров в области автоматизации технологических процессов и производств в системе дополнительного профессионального образования в цифровой образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2022. 26 с.

30. Китикарь О. В. Концептуальные основы развития региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2023. 48 с.

31. Суханов Д. А. Педагогические условия преодоления затруднений педагогов при повышении квалификации в электронной информационно-образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2023. 22 с.

32. Эрдниев А. С. Формирование профессиональных ценностных ориентиров курсантов в цифровой среде образовательной организации МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2023. 25 с.

33. Корчемкина Ю. В. Формирование информационно-аналитических умений студентов в виртуальной образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2023. 26 с.

34. Ворфоломеева О. В. Формирование академической мобильности студента в музыкальной информационно-образовательной среде (на примере вуза искусств) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2022. 24 с.

Поступила 09.04.2024; одобрена после рецензирования 29.05.2024; принята к публикации 30.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.