Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / развитие / компетенция / воспитание / социализация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зухра Исмаилова, Алишер Тиллаев

Анализ современных первоисточников по проблеме показал, что в последние годы образовательная среда все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Авторы приводят примеры о множественных факторах развития профессионально-личностных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

"1^'ог хогфу tajribalar анон1(1а Ьо'^ак о^киусЫ1а^а kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: тиатто1аг уа уесЫт1аг" mavzusidagi гезриЬНка 11ш1у-ашаИу konferensiyasi

2024-уП20-fevra1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ *Зухра Исмаилова, 2Алишер Тиллаев

1Профессор НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского

хозяйства», доктор педагогических наук 2Научный исследователь НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и

механизации сельского хозяйства» https://doi.org/10.5281/zenodo.10676692

Аннотация. Анализ современных первоисточников по проблеме показал, что в последние годы образовательная среда все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Авторы приводят примеры о множественных факторах развития профессионально-личностных компетенций.

Ключевые слова: образовательная среда, развитие, компетенция, воспитание, социализация.

Анализ современных первоисточников по проблеме показал, что в последние годы образовательная среда все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике, где ее рассматривают:

- как условие существования образовательных систем;

- как совокупность отношений, формирующихся между субъектами образования;

- как взаимосвязь процессов превращения наличного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования;

- как конструирование образовательной среды применительно к практике обучения и воспитания.

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что значение образовательной среды в социализации и воспитании человека осознавали многие ученые (Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Н. Сорока-Росинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин

и др.).

Определенные исторические аспекты данной проблематики получили освещение в трудах В.Г. Бочаровой, Р.Б. Вендровской, З.А. Галагузовой, Т.Н. Мальковской, В.З. Равкина, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, Ф.А. Фрадкина и др.

Также в научной литературе описываются компоненты, составляющие образовательную среду любого образовательного учреждения, при которых творческое развитие будущего специалиста может быть наиболее эффективным, а именно:

1) Пространственно-семантический компонент, подразумевающий архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, предметная организация среды, трансформация помещений для минимизации чувства неуверенности, тревожности учащегося и др.) и символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.);

2) Содержательно-методический компонент, включающий насыщенность среды культурно значимыми объектами, концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники, дидактические пособия и др.; формы и методы организации образования (формы организации занятий, исследовательские общества, структуры самоуправления, творческие коллективы и др.), выбор образовательного маршрута;

"1^'ог хогфу tajribalar анон1(1а Ьо'^ак о^киусЫ1а^а kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: тиатто1аг уа уесЫт1аг" mavzusidagi гезриЬНка 11ш1у-ашаИу konferensiyasi

2024-уП20-fevra1

3) Коммуникационно-организационный компонент, подразумевающий

распределение статусов и ролей в образовательной среде, половозрастные и национальные особенности студентов и педагогов, их ценностные установки, стереотипы, стиль взаимоотношений и преподавания, организацию различных видов отношений в соответствии с обозначенными нормами и правилами, организационные условия (особенности культуры менеджмента, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных и творческих групп и др.).

Помимо этого, образовательную среду конкретизируют:

- по стилю взаимодействия (конкурентная - кооперативная, гуманистическая -технократическая и т. д.);

- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная -инновационная, национальная - универсальная, классическая - коррекционная и т. д.);

- по степени творческой активности (творческая - регламентированная);

- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - закрытая).

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что в одном образовательном

учреждении возможно сочетание различных, иногда весьма противоречивых условий образовательной среды. Вместе с тем активное взаимодействие с различными образовательными средами: в вузе, где индивид обучается, учреждениях постдипломного образования (институтах повышения квалификации), профессиональных сообществах, творческих группах, литературных источниках, спортивных секциях, информационных сетях и др., способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов любой области.

Научные исследования Э.З. Галимовой позволяют сделать вывод о том, что образовательная среда именно высшей школы - это педагогически организованное пространство учебного заведения, в котором формируется личность будущего специалиста (в конкретной профессиональной области), обладает значительным потенциалом в осуществлении профессиональной компетентности студентов. Поэтому педагогический потенциал именно такой среды учреждения заключается в совокупности возможностей (условий, принципов, факторов и т.д.) для формирования гуманной личности будущих специалистов.

Проведенный анализ научных исследований подтверждает нашу мысль о том, что образовательная среда обладает достаточно высокой мерой сложности, так как имеет несколько уровней:

- глобальный уровень образовательной среды - общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования;

- региональный уровень образовательной среды (страны, крупные регионы) -относятся те же позиции, но в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями;

- локальный уровень образовательной среды (конкретные образовательные учреждения) - микрокультура, микроклимат, ближайшее окружение, семья.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить основные составляющие образовательной среды учреждения, на основе которых могут быть разработаны критерии мониторинга определения качества формирования гуманистической направленности студента учебного заведения.

С практической точки зрения в учебном заведении должна быть организована соответствующая работа по формированию гуманистически направленной личности студентов и осуществляться она должна в виде множества взаимосвязанных «цепочек»:

"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

2024-yil 20-fevral

- воспитательная организация (вуз) - составляющие ее формализованные и неформализованные группы (коллективы), коллектив (учебная группа) - личность студента;

- коллектив (учебная группа) - входящие в него микрогруппы - личность студента;

- преподаватель - коллектив (учебная группа);

- преподаватель - личность студента;

- студент - студент и др.

Основными формами работы преподавателей со студентами в рамках данного компонента выступают: фестивали, форумы, олимпиады, тренинги, пресс-конференции, брифинги, мастер-классы, круглые столы, дискуссионные клубы и пр.

Учитывая требования менеджмента образования, к образовательной среде учреждения также следует отнести его внутреннюю и внешнюю среды.

Любая организация - это открытая система, которая не может существовать без взаимодействия с внешней средой, являющейся источником, питающим ее различными ресурсами, необходимыми для поддержки внутреннего потенциала организации на должном уровне.

Внутренняя среда учебного заведения, как формальной организации, является основным источником ее жизненной силы и представляет собой тот позитивный потенциал, который дает возможность образовательной организации функционировать, то есть существовать и выживать определенное время.

В данном случае сильные стороны служат той базой, на которую вуз опирается в конкурентной борьбе. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства учебного заведения, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

К основным факторам внутренней среды учебного заведения относятся:

- цели учреждения;

- организационная структура учреждения;

- задачи деятельности учреждения;

- образовательные и кадровые технологии;

- кадровый менеджмент и др.

Внешняя среда учреждения характеризуется взаимозависимостью ее факторов, сложностью, подвижностью и неопределенностью. В данном случае целесообразно говорить:

- о факторах среды прямого воздействия (факторы, которые непосредственно влияют на деятельность учебного заведения) -законы федерального и регионального уровней, органы государственного регулирования деятельности учреждения, трудовые ресурсы учреждения, потребители образовательных услуг, профсоюзы, школы региона и конкурирующие вузы;

- о факторах среды косвенного воздействия - состояние экономики и образования регионального и федерального уровней, научно-технический прогресс, инновации, социокультурные и политические взаимоотношения с сообществами, где расположен вуз, международное сотрудничество и др.).

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что образовательная среда учебного заведения - это довольно широкое понятие, включающее в себя множество факторов, оказывающих непосредственное влияние не только на ее развитие, но и на развитие всех участников образовательного процесса.

REFERENCES

"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

2024-yil 20-fevral

1. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 21-27.

2. Нифанов, А.Н. Территориальное общественное самоуправление как элемент народовластия / А.Н. Нифанов // Актуальные проблемы современного российского общества и государства: тезисы докл. науч.- практ. конф. - Ростов -н/Д, 2001. - С.10-16.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

4. Носова, Л.Н. Инструмент мониторинга образовательной среды высшего учебного заведения / Л.Н. Носова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 7883.

5. З. Исмаилова, А.Тиллаев Необходимость модернизации образования на основе компетентностного подхода // Высшая школа - № 2 - 2021 г. С.27-29.

6. Т. Яровова, А.Тиллаев Профессионально-личностное развитие обучаемых в стратегии реализации гуманистического подхода // Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. - Россия: МЦНП «Новая наука», -2023. ISBN 978-5-00174-917-2. 22-28 стр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.