"1^'ог хогфу tajribalar анон1(1а Ьо'^ак о^киусЫ1а^а kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: тиатто1аг уа уесЫт1аг" mavzusidagi гезриЬНка 11ш1у-ашаИу konferensiyasi
2024-уП20-fevra1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ *Зухра Исмаилова, 2Алишер Тиллаев
1Профессор НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского
хозяйства», доктор педагогических наук 2Научный исследователь НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и
механизации сельского хозяйства» https://doi.org/10.5281/zenodo.10676692
Аннотация. Анализ современных первоисточников по проблеме показал, что в последние годы образовательная среда все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Авторы приводят примеры о множественных факторах развития профессионально-личностных компетенций.
Ключевые слова: образовательная среда, развитие, компетенция, воспитание, социализация.
Анализ современных первоисточников по проблеме показал, что в последние годы образовательная среда все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике, где ее рассматривают:
- как условие существования образовательных систем;
- как совокупность отношений, формирующихся между субъектами образования;
- как взаимосвязь процессов превращения наличного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования;
- как конструирование образовательной среды применительно к практике обучения и воспитания.
Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что значение образовательной среды в социализации и воспитании человека осознавали многие ученые (Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Н. Сорока-Росинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин
и др.).
Определенные исторические аспекты данной проблематики получили освещение в трудах В.Г. Бочаровой, Р.Б. Вендровской, З.А. Галагузовой, Т.Н. Мальковской, В.З. Равкина, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, Ф.А. Фрадкина и др.
Также в научной литературе описываются компоненты, составляющие образовательную среду любого образовательного учреждения, при которых творческое развитие будущего специалиста может быть наиболее эффективным, а именно:
1) Пространственно-семантический компонент, подразумевающий архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, предметная организация среды, трансформация помещений для минимизации чувства неуверенности, тревожности учащегося и др.) и символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.);
2) Содержательно-методический компонент, включающий насыщенность среды культурно значимыми объектами, концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники, дидактические пособия и др.; формы и методы организации образования (формы организации занятий, исследовательские общества, структуры самоуправления, творческие коллективы и др.), выбор образовательного маршрута;
"1^'ог хогфу tajribalar анон1(1а Ьо'^ак о^киусЫ1а^а kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: тиатто1аг уа уесЫт1аг" mavzusidagi гезриЬНка 11ш1у-ашаИу konferensiyasi
2024-уП20-fevra1
3) Коммуникационно-организационный компонент, подразумевающий
распределение статусов и ролей в образовательной среде, половозрастные и национальные особенности студентов и педагогов, их ценностные установки, стереотипы, стиль взаимоотношений и преподавания, организацию различных видов отношений в соответствии с обозначенными нормами и правилами, организационные условия (особенности культуры менеджмента, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных и творческих групп и др.).
Помимо этого, образовательную среду конкретизируют:
- по стилю взаимодействия (конкурентная - кооперативная, гуманистическая -технократическая и т. д.);
- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная -инновационная, национальная - универсальная, классическая - коррекционная и т. д.);
- по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - закрытая).
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что в одном образовательном
учреждении возможно сочетание различных, иногда весьма противоречивых условий образовательной среды. Вместе с тем активное взаимодействие с различными образовательными средами: в вузе, где индивид обучается, учреждениях постдипломного образования (институтах повышения квалификации), профессиональных сообществах, творческих группах, литературных источниках, спортивных секциях, информационных сетях и др., способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов любой области.
Научные исследования Э.З. Галимовой позволяют сделать вывод о том, что образовательная среда именно высшей школы - это педагогически организованное пространство учебного заведения, в котором формируется личность будущего специалиста (в конкретной профессиональной области), обладает значительным потенциалом в осуществлении профессиональной компетентности студентов. Поэтому педагогический потенциал именно такой среды учреждения заключается в совокупности возможностей (условий, принципов, факторов и т.д.) для формирования гуманной личности будущих специалистов.
Проведенный анализ научных исследований подтверждает нашу мысль о том, что образовательная среда обладает достаточно высокой мерой сложности, так как имеет несколько уровней:
- глобальный уровень образовательной среды - общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования;
- региональный уровень образовательной среды (страны, крупные регионы) -относятся те же позиции, но в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями;
- локальный уровень образовательной среды (конкретные образовательные учреждения) - микрокультура, микроклимат, ближайшее окружение, семья.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить основные составляющие образовательной среды учреждения, на основе которых могут быть разработаны критерии мониторинга определения качества формирования гуманистической направленности студента учебного заведения.
С практической точки зрения в учебном заведении должна быть организована соответствующая работа по формированию гуманистически направленной личности студентов и осуществляться она должна в виде множества взаимосвязанных «цепочек»:
"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi
2024-yil 20-fevral
- воспитательная организация (вуз) - составляющие ее формализованные и неформализованные группы (коллективы), коллектив (учебная группа) - личность студента;
- коллектив (учебная группа) - входящие в него микрогруппы - личность студента;
- преподаватель - коллектив (учебная группа);
- преподаватель - личность студента;
- студент - студент и др.
Основными формами работы преподавателей со студентами в рамках данного компонента выступают: фестивали, форумы, олимпиады, тренинги, пресс-конференции, брифинги, мастер-классы, круглые столы, дискуссионные клубы и пр.
Учитывая требования менеджмента образования, к образовательной среде учреждения также следует отнести его внутреннюю и внешнюю среды.
Любая организация - это открытая система, которая не может существовать без взаимодействия с внешней средой, являющейся источником, питающим ее различными ресурсами, необходимыми для поддержки внутреннего потенциала организации на должном уровне.
Внутренняя среда учебного заведения, как формальной организации, является основным источником ее жизненной силы и представляет собой тот позитивный потенциал, который дает возможность образовательной организации функционировать, то есть существовать и выживать определенное время.
В данном случае сильные стороны служат той базой, на которую вуз опирается в конкурентной борьбе. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства учебного заведения, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
К основным факторам внутренней среды учебного заведения относятся:
- цели учреждения;
- организационная структура учреждения;
- задачи деятельности учреждения;
- образовательные и кадровые технологии;
- кадровый менеджмент и др.
Внешняя среда учреждения характеризуется взаимозависимостью ее факторов, сложностью, подвижностью и неопределенностью. В данном случае целесообразно говорить:
- о факторах среды прямого воздействия (факторы, которые непосредственно влияют на деятельность учебного заведения) -законы федерального и регионального уровней, органы государственного регулирования деятельности учреждения, трудовые ресурсы учреждения, потребители образовательных услуг, профсоюзы, школы региона и конкурирующие вузы;
- о факторах среды косвенного воздействия - состояние экономики и образования регионального и федерального уровней, научно-технический прогресс, инновации, социокультурные и политические взаимоотношения с сообществами, где расположен вуз, международное сотрудничество и др.).
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что образовательная среда учебного заведения - это довольно широкое понятие, включающее в себя множество факторов, оказывающих непосредственное влияние не только на ее развитие, но и на развитие всех участников образовательного процесса.
REFERENCES
"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi
2024-yil 20-fevral
1. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 21-27.
2. Нифанов, А.Н. Территориальное общественное самоуправление как элемент народовластия / А.Н. Нифанов // Актуальные проблемы современного российского общества и государства: тезисы докл. науч.- практ. конф. - Ростов -н/Д, 2001. - С.10-16.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
4. Носова, Л.Н. Инструмент мониторинга образовательной среды высшего учебного заведения / Л.Н. Носова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 7883.
5. З. Исмаилова, А.Тиллаев Необходимость модернизации образования на основе компетентностного подхода // Высшая школа - № 2 - 2021 г. С.27-29.
6. Т. Яровова, А.Тиллаев Профессионально-личностное развитие обучаемых в стратегии реализации гуманистического подхода // Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. - Россия: МЦНП «Новая наука», -2023. ISBN 978-5-00174-917-2. 22-28 стр