Научная статья на тему 'Образовательная среда российского технического университета как детерминанта формирования и развития профессиональной компетентности иностранных студентов'

Образовательная среда российского технического университета как детерминанта формирования и развития профессиональной компетентности иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / FOREIGN STUDENTS / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Л. Б.

В статье рассмотрены основные характеристики образовательной среды вуза в аспекте формирования профессиональной компетентности иностранных студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic characteristics of the educational environment of high school in aspect of formation of professional competence of foreign students are considered.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда российского технического университета как детерминанта формирования и развития профессиональной компетентности иностранных студентов»

УДК 378.1

Л. Б. Исаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: образовательная среда вуза, иностранные студенты, формирование профессиональной

компетентности.

В статье рассмотрены основные характеристики образовательной среды вуза в аспекте формирования профессиональной компетентности иностранных студентов.

Key words: educational environment of high school, foreign students, formation of professional competence.

In the article the basic characteristics of the educational environment of high school in aspect of formation of professional competence of foreign students are considered.

Если рассматривать процесс обучения иностранных студентов в российских технических вузах в условиях компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО, становится очевидным, что процесс формирования профессиональной компетентности будущих иностранных специалистов, имеет свою специфику и требует совершенствования системы их профессиональной подготовки.

Так, например, основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Химическая технология» предусматривает изучение следующих учебных циклов на неродном для студента языке: гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл, а также следующих разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научноисследовательская работа; итоговая государственная аттестация. Требования к результатам освоения данной образовательной программы включают в себя формирование у иностранного выпускников 15-ти общекультурных (ОК) и 28 профессиональных компетенций (ПК) [1]. В этой связи качество образовательной среды вуза, а для иностранных студентов эта образовательная среда является иноязычной - один из самых актуальных вопросов образования, т. к. от него зависит качество образования.

Образовательная среда (ОС) - это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития. Сущностью образовательной среды является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, особенности содержания образования в единстве материальнопредметного содержания и способов его усвоения.

Структура образовательной среды содержит три базовых элемента:

а) пространственно-предметный, т.е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации;

б) социальный, т.е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса;

в) психодидактический, т.е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

Принципиальным становится складывающаяся в психологопедагогическом сообществе характеристика образовательной среды - ориентированна она на личность участников образовательного процесса или нет.

Какие бы аспекты содержания личностного развития мы не рассматривали, будь это деятельностно-поведенческое развитие личности или становление её социального, коммуникативного пространства, или становление индивидуальности - эти процессы осуществляются в соответствующей образовательной среде, которая ускоряет или замедляет их протекание, а порой и влияет на их качество.

При личностно ориентированном образовании важным становится не формирование личности с заданными свойствами в процессе педагогической деятельности, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников. Но, ведь создание условий и включает в себя процесс проектирования и реализации оптимальной, в соответствии с поставленными педагогическими целями, образовательной среды.

Важно проследить непосредственное взаимодействие средоориентированного подхода с другими известными, базовыми методологическими принципами педагогики (системный, деятельностный, личностный, культурологический, полисубъектный, антропологический, этнопедагогический).

Средоориентированный подход не подменяет другие, известные методологические подходы в педагогике, а дополняет, конкретизирует их, особенно это свойственно личностному подходу. Среди компонентов педагогической системы, к которым обращён системный подход, представлены и различные компоненты образовательной среды - субъекты учебно-воспитательного процесса, его материальная база, да и деятельность педагогов и учащихся протекает не в вакууме, а в среде образовательного учреждения. Следовательно, указанные подходы оперируют близкими элементами. Взаимовлияние деятельностного и средоориентированного подходов очевидно, ибо учебная деятельность вне образовательной среды невозможна. Личностный подход подразумевает создание условий для свободного воплощения творческого потенциала каждого из участников образовательного процесса, для ценностно-смыслового саморазвития личности, самоорганизации, самовоспитания, нравственной саморегуляции поведения, самостроительства, самоопределения, а создание таковых условий и есть средообразование. Взаимосвязь подходов культурологического и средоориентированного также очевидна. Речь идёт не только о том, что конкретный индивид творит культуру, но о том, что должна быть создана мощная образовательная среда, творящая культуру и преобразующая социум. Личность проявляет свою сущность, свою гуманистическую, человеческую наполненность в общении с другими людьми. Осознание этого факта вызвало к жизни диалогический, а точнее, полисубъектный подход. Средоориентированный подход по сути экологичен и диалогичен. Этнопедагогический подход опирается на принадлежность учащегося к определённому этносу, его традициям, обычаям, обрядам, учитывает национальный колорит конкретной социокультурной среды, в которой живёт и обучается человек. Представляется правомерным рассматривать этнопедагогический подход как частный случай средового подхода.

Методологические принципы педагогики, упомянутые выше, каждый по-своему позволяют провести анализ совокупности педагогических проблем, сопоставить их значимость, выявить подходы и основные способы их решения, определить необходимую стратегию, разработать ориентировочный прогноз. В то же время каждый из данных методологических принципов в той или иной мере аппелирует к понятию среды. Средоориентированный подход как новая методологическая установка с одной стороны позволяет во многом интегрировать применяемые в педагогике методологические принципы, хотя бы по одной из их составляющих, а с другой, рассматривая проблемы педагогики сквозь призму образовательной среды, способствует преодолению ограниченности мышления, даёт комплексное, многогранное видение.

Трактовка средоориентированного подхода как методологического принципа педагогики основывается на онтологической установке, отталкиваясь от представления

онтологии как учения о всеобщих основах, принципах и закономерностях бытия, позволяет определить, что собственно подлежит изучению при средовом подходе:

1) объективно существующие виды дидактической, учебной, педагогической, образовательной сред, их структурированность и наполненность, ресурсный потенциал, управляемые и неуправляемые факторы среды, их соразмерность;

2) закономерности функционировании образовательных сред, динамика их развития и реализация в педагогическом процессе посредством участия в проектировании педагогических ситуаций;

3) особенности восприятия человеком среды как образовательной; показатели её освоения участниками образовательного процесса;

4) выявление критериев, характеризующих ОС учебного учреждения как личностноразвивающую;

5) обоснование принципов проектирования личностно развивающей среды учебного учреждения и тенденции её развития,

6) включение знания об особенностях образовательных сред в современные педагогические технологии.

Собственно методологическая установка позволяет выделять объект исследования, в этом качестве выступает с одной стороны, например, образовательная среда вуза как развивающийся пространственно временной континуум, с другой же - образовательная среда как системное педагогическое явление, и, наконец, педагогические системы, разные по масштабу и целостности в ракурсе соотнесения со средой.

Предметом исследования при средоориентированном походе становятся:

- выявление противоречий лежащих в основе проблемы, а также поиск путей преодоления обнаруженных противоречий;

- теоретические основы функционирования и развития ОС вуза.

Далее приведены критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду технического вуза как личностно-развивающую, то есть как среду профессионально личностного развития и саморазвития:

- ОС должна быть обращена к человеку, то есть, обладая определённой гибкостью и открытостью, образовательная среда вуза направлена на создание условий для достижения основной стратегической цели - гармонизации воздействия на личность, что достигается через освоение и внедрение в обучение концепции и технологий личностно-ориентированного образования;

- должен поддерживаться определённый баланс между постоянством ОС и её динамичностью (способностью преобразовываться);

- преобразования среды должны носить опережающий характер, и если преобразования среды опережают изменения личности, то возможен внутренний конфликт, разрешение этого противоречия будет способствовать самоутверждению будущего специалиста;

- субъекты образовательного процесса должны участвовать в развитии ОС, причём в формировании такой доброжелательной, комфортной, личностно утверждающей среды вносить свой вклад будут не только преподаватели и студенты, но и вспомогательный технический персонал.

- конструктивное содержание обратной связи, мониторинг любых негативных личностных проявлений в стенах вуза и за его пределами, их анализ и коррекция как на уровне психологического консультирования и педагогической поддержки, так и в плане создания оптимальных средовых условий для раскрытия личностного потенциала.

Очевидно, что критерии, характеризующие ОС технического вуза как личностноразвивающую, во многом взаимосвязаны с факторами формирования профессиональной компетентности иностранных граждан [2]. В этой связи, учитывая актуальность обучения иностранных студентов в российских вузах, а также условия жесткой конкуренции на

мировом рынке образовательных услуг и необходимости в этой связи повышения качества профессиональной подготовки иностранных выпускников, можно сделать вывод о необходимости создания в университетах, обучающих иностранных студентов, гибкой иноязычной образовательной среды, структура и содержание которой направлены на решение существующих проблем [1,3]. Однако на сегодняшний день этому вопросу посвящено недостаточно исследований.

Литература

1. Исаева, Л.Б.. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы/ Исаева Л.Б. // Вестник Казан. технол.ун-та. - 2010. - №11. - С.427-431.

2. Исаева, Л.Б. Некоторые аспекты процесса формирования профессиональной компетентности иностранных студентов российских технических вузов/ Исаева Л.Б. // Вестник Казан. технол.ун-та. -2011. - Т. 14, №8. - С.322-327.

3. Зверев, Н.И. Международная академическая мобильность: состояние и перспективы - опыт центра международного образования МГУ/ Н.И. Зверев, Е.В. Кудрявцев, Н.В.Пелихов //Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

© Л. Б. Исаева - канд. техн. наук, доц. каф. РКИ КНИТУ, lisaeva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.