Литература
1. Азимов Р.К., Шарипова П.А., Алимов А.Х., Шахобутдинов З.С., Азимова Ф.А., Джураева Ж.Ш. Распространенность болезней органов дыхания и нерной системы в различных регионах Республики Узбекистан. //Вестник Ташкентской медицинской академии.-2013.-№°4.-С.92-95.
2. Пономарева Л.А. и др. Теоретические основы экологии человека, ее значение для здоровья и связанные с ней современные проблемы. // Медицинский журнал Узбекистана.-2011.- №2.-С.
Ключевые слова: заболеваемость, климатогеографические факторы, регион, жители, уровень.
Key words: morbidity, climatic and geographical factors, region, population, level. УДК 159.923.33
Ю.А. Фесенко, В.А. Худик ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ31
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина; ЛГУ имени А.С. Пушкина, yaf1960@mail.ru
Термин «дидактогения» в отечественной психиатрии и клинической психологии появился относительно недавно и обнимает различный спектр регистр-синдромов психогенного, невротического происхождения. Дидактогении -негативные психические состояния учащихся, вызванные нарушением педагогического такта со стороны преподавателя.При этом в данной ситуации обе стороны конфликта находятся в условиях формирующейся фрустрационной толерантности (устойчивости к конфликту), последствиями которой являются пошатнувшееся здоровье, а порой даже более глубокие проблемы с возникновением и течением тяжелых соматических и хронических заболеваний.
31 Y.A. Fesenko, V.A. Khudik Educational environment and neurotic personality development.
Каждый в своей жизни, участвуя в педагогическом процессе либо как учащийся, либо как педагог, испытывал на себе адекватно или неадекватно складывающиеся отношения, конфликтные педагогические ситуации, которые даже такие видные педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. не считали возможным рассматривать с точки зрения готовых «рецептов» их разрешения. Так, в частности, А.С. Макаренко, работая в среде «трудных» подростков и каждодневно сталкиваясь с конфликтными ситуациями писал: «Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы... У меня главным результатом этого чтения была. основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне не нужны ни книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» [Макаренко А.С., 1976].
Конфликтные ситуации в условиях профессионально-педагогической среды разного уровня, - начиная с дошкольного образовательного учреждения и заканчивая высшей школой, - есть не что иное, как эгоцентрически направленная, личностно-психопатизированная, амбициозная установка субъектов- и педагогов, и обучающихся. Известный русский психиатр П.Б. Ганнушкин отмечал, что эгоцентрически направленная сущность конфликта исходит от примитивных детских и подростковых поведенческих реакций, которые с возрастом у конкретной личности свидетельствуют в пользу формирующейся некритичности, эмоциональной неустойчивости, подавляющих рассудочную деятельность аффективными вспышками [Ганнушкин П.Б., 1933]. Следовательно, если абстрагироваться от аффективно-волевых установок личности конфликтующих сторон, то на аванс-сцену выступают истинные лейтмотивы поведения, смысло-ценностные ориентации, маскирующие реальную психогенную природу конфликта в образовательной среде.
В этиологии (происхождение) и клинике (течение) дидактогении хотелось бы выделить следующих два варианта:
1. Дидактогении обучающихся, как следствие недостаточного педагогического такта со стороны педагога.
2. Дидактогении педагогов, как следствие конфликтных ситуаций в профессионально-педагогической деятельности,как между самими педагогами, так
и из-за провоцирующих факторов со стороны обучающихся.
Как в первом, так и во втором варианте стимулами конфликта (фрустра-ционными агентами) выступают личностные преддиспозиции (побуждения) одного из участников конфликтной ситуации, иерархически выстраивающиеся в условиях педагогическихсубъект-субъектных отношений, объектом которых выступают притязания, давление и негативные эмоционально-мотивационные установки зачинщика конфликта. Как правило, последний не готов признать за собой факт того, что он является источником и началом собственного агрессивного поведения, сопровождаемогопоступкамидля наказания субъекта, который подвергается давлению. В конечном итоге, потерпевшая сторона является, по мнению зачинщика конфликта, собственно его источником.
Все эти нюансы затрудняют понимание истиной природы конфликта другими лицами, пассивно или активно наблюдающими за тем, чем все это закончится. И нередко бывает так, что если одна из сторон оказывается вне условий учебной ситуации или в условиях лечебного учреждения, а еще хуже - в условиях судебно-следственного преследования, эти наблюдатели становятся соучастниками конфликта.
Рассматривая проблему дидактогении, следует выделить еще одну составляющую - ее гендерный аспект, поскольку в сфере профессиональной педагогической деятельности большую часть составляют лица женского пола. Конфликты, неврозы и их последствия имеют далеко идущее продолжение не только для них самих, но и для их ближайшего семейного окружения. Женщины-педагоги наиболее уязвимы и склонны переживать конфликтные отношения: с потерей здоровья, снижением социальной активности, а иногда и с риском изменения профессиональных предпочтений.
Медицинский аспект профилактики связан с обследованием, лечением и реабилитацией лиц, оказавшихся в условиях конфликтных переживаний. Однако предупреждение, то есть не доведение человека до этого состояния, - одна из задач нормально функционирующего коллектива. Поэтому в образовательном процессе и преподавателям, и руководителям учебного учреждениябудет целесообразно использовать такие методы предупреждения, как педагогическое и управленческое прогнозирование, личностно-ориентированный подход, а для некоторых студентов - индивидуальный образовательный маршрут.
Если педагогический коллектив «здоров», то и система выстраиваемых
отношений между участниками педагогического процесса носит «здоровый» характер.
Литература
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - Л.: Лениздат, 1976. - С. 12-13.
2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. - М.: Кооперативное издательство «Север», 1933. - 143 с.
Ключевые слова: дидактогения, конфликт, фрустрация, невроз. Key words: didactogenia, dispute, frustration, neurosis.
Т.М. Первунина
ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ
Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет, кафедра педиатрии, Санкт-Петербург, Россия
Актуальность. Аномалии развития почек и мочевыводящих путей являются самыми частыми и составляют около 1/3 от всех врожденных пороков развития (Favorito L. et. al, 2009).
Цель исследования. Оценить факторы риска возникновения врожденных пороков развития почек.
Пациенты и методы. Формирование группы риска проведено на основании анкетирования 80 больных с пороками развития мочевой системы и 50 детей контрольной группы (23 ребенка здоровых и 27 детей, имеющих приобретенные заболевания мочевой системы - острый гломерулонефрит, кристаллурия, инфекция мочевых путей). Вопросы анкеты объединены в 3 блока: наследственность, течение беременности и родов и клинические признаки.
Результаты. Из 27 проанализированных признаков с помощью дискриминантного анализа выделены 8 факторов риска пороков развития почек и мочевой системы (достоверное влияние в порядке убывания): прием лекарств