Научная статья на тему 'Образовательная программа «Мир природы»'

Образовательная программа «Мир природы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трындина Татьяна Сергеевна

Вниманию читателей представлена программа, позволяющая познакомить школьников с жизнью растений в разное время года и подготовить их к участию в летних экспедициях и экологических лагерях. Материал программы выстроен согласно календарному принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Мир природы»»

ТГ

Экологическое образование

Образовательная программа «Мир природы»

Трындина

Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования, МОУ ДОД Детский эколого-биологический Центр «Дом природы», г. Тугаев Ярославской области

Вниманию читателей представлена программа, позволяющая познакомить школьников с жизнью растений в разное время года и подготовить их к участию в летних экспедициях и экологических лагерях. Материал программы выстроен согласно календарному принципу.

Природа очень щедра по отношению к исследователям, стремящимся проникнуть в ее тайны, - она для каждого такого поиска создала особенно благоприятный объект. Остается только найти его...

Август Крог

Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает, воспитывает бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель, а наша задача заключается в том, чтобы сохранить и приумножить то, что создано ею, и не нарушить ее естественного равновесия.

Программа написана на основе материалов книги Владимира Владимировича Петрова «Из жизни зеленого мира» (М.: Просвещение, 1982). В ней в простой и доступной форме описываются интересные особенности строения и жизни растений, которые можно наблюдать в природе весной, летом, осенью и даже зимой. Содержатся интересные сведения о том, как приспосабливаются растения к окружающей среде, как они переносят неблагоприятные условия жизни.

Книга призвана помочь расширить представления учащихся об окружающем растительном мире, научить их бережному отношению к растениям.

Образовательная программа «Мир природы» рассчитана на детей 10-12 лет. Именно в этом возрасте школьники входят во вторую стадию профессионального самосознания. Для них самым главным является отношение к жизни и к миру в целом, что порождает стремление к самовыражению, самовоспитанию. Основной в этом возрасте становится учебно-познавательная деятельность. Лучше всего воспринимается информация, полученная в ходе наблюдения. Очень важным в этом возрасте является и общение

с товарищами, которые зачастую становятся образцами для подражания.

Программа является подготовительным этапом для занятий исследовательской деятельностью в рамках тем «Введение в исследование», «Физиология растений».

Цель программы: расширить знания учащихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней. Задачи:

• создать условия для воспитания у детей бережного отношения к природе;

• способствовать развитию творческого мышления;

• закрепить и расширить знание материала школьного курса по природоведению и биологии;

ТГ

Экологическое образование

• научить проводить фенологические, гидрометеорологические наблюдения;

• познакомить с методикой картографирования местности и описанием маршрутного хода.

Занятия по программе проводятся два раза в неделю по одному часу (68 ч в год), основная их форма - выход на природу, наблюдение и изучение жизни растений в разное время года, а также фенологические наблюдения и составление календаря природы. Учебное занятие строится по следующему плану: вначале рассказ или беседа, затем выход на природу и закрепление полученных знаний на практике с обязательным фотографированием. Так как на программу отведено минимальное время, два раза в месяц осуществляются однодневные экскурсии - полевые исследования.

Образовательные результаты

Учащийся должен знать:

• правила поведения на природе;

• основные виды растений родного района;

• методики описания участков растительного покрова;

• методики простейших геоботанических описаний на пробных площадках.

Учащийся должен уметь:

• оформлять календарь природы;

• наблюдать за живыми объектами, не причиняя им вреда;

• составлять маршрутное картирование;

• оформлять ботаническую характеристику сообществ. Так как программа состоит из четырех частей (каждая посвящена определенному времени года), в конце каждой из них предусмотрено итоговое занятие: теоретическая часть - это оформление творческого дневника с рисунками и фотографиями; уровень развитости практических навыков и умений определяется во время полевых исследований.

В течение всего года ребята участвуют в биологической игре по станциям «Познавательный марафон», которая также является формой подведения итогов.

Образовательная программа имеет эколого-биологи-ческую направленность и ориентирована на подготовку ребят к участию в летних экспедициях и экологических лагерях нашего района.

Содержание программы

Сентябрь. Осень золотая. Вводное занятие - общий обзор программы. Наблюдения за приметами осени во время выходов на

Образовательная программа «Мир природы»__

Трындина Татьяна Сергеевна

природу, сбор природного материала для составления осенних композиций. Выполнение рисунков и фотографий осенних пейзажей.

Октябрь. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом осени. Походы в осенний лес. Подробное описание маршрутного хода. Наблюдения за древесными и травянистыми растениями. Беседа на тему «Необычные свойства растений», посвященная краскам осеннего леса. Лишайники -индикаторы чистоты воздуха. Почему их так называют? Какие лишайники встречаются в нашем городе? Сбор образцов лишайников с деревьев разных видов.

Ноябрь. Жизнь комнатных растений в осенний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется растениям в это время. Наблюдения за изменениями в природе в последний месяц осени. Все изменения отмечаются в карточках наблюдений и оформляется первая часть («осенние страницы») Дневника природы. Итоговым занятием по теме «Осень золотая» является участие в открытом занятии «Краски осени».

Декабрь. Растительный мир зимой. Сбор корма для птиц, изготовление кормушек. Развешивание кормушек в районе реки Рыкуша. Особенности хвойных растений. Береста - «русский папирус». Как использовали бересту на Руси. Почему она имеет белый цвет.

Январь. Почему зимой идет снег. Что можно узнать по рисунку снежинки, какие тайны она скрывает. Зимой можно устроить конкурс снежной скульптуры «Ваша снежность». Почему мороз рисует узоры на стекле.

Февраль. Выход в зимний лес. Зарисовки необычных снежных фигур. Изучение следов на снегу. Как узнать дерево по почкам. Приметы последнего месяца зимы. Оформление Дневника природы.

Март. Первые приметы весны. Первоцветы - предвестники весны. Какие цветы распускаются первыми. Какое дерево первым «говорит» о приходе весны. Весна в лесу.

Апрель. Выход на природу. Наблюдения за развитием первоцветов. Изучение их разнообразия. Оформление набора открыток «Первоцветы нашего района».

Май. Операция «Первоцветы» и оформление брошюры по изучению весенних растений. Подготовка презентации творческих работ - итоговое занятие.

Годовой план полевых исследований

Октябрь. Изучение лесного массива в районе реки Рыкуши. Описание маршрута следования. Игры на воздухе.

Ноябрь. Поход к святому источнику на реке Ковать. Знакомство с легендой. Изучение лесной зоны. Поход в район реки Рыкуши. Обзорная экскурсия. Игры на воздухе.

Декабрь. Выход на берег реки Волги. Изучение состава древесных растений в прибрежной зоне. Игры на воздухе. Развешивание кормушек в прибрежной зоне реки Рыкуши.

Январь. Игры на воздухе в детском парке. Викторина «Узнай дерево по почкам». Конкурс «Чей снежный ком больше». Игры на воздухе.

Февраль. Лыжная прогулка в лес. Чьи следы на снегу? Катание с горки. Костер на снегу. Игры на воздухе. Составление карты местности.

Март. Первые проталинки. Выход в сосновый лес. Описание маршрутного хода и составление карты. Конкурс «Кто найдет больше шишек». Выход за город. Наблюдения за приметами весны.

Апрель. Операция «Первоцветы». Какие деревья цветут первыми. Викторина «Предвестники весны». Выход в район реки Рыкуши. Изучение первоцветов.

Образовательная программа «Мир природы»

Трындина Татьяна Сергеевна

тг

Май. Однодневная экскурсия в район реки Печегды. Описание маршрутного хода и составление карты местности. Поход на святой источник. Покраска беседки и посадка растений.

Литература для педагога

1. Артамонов В.И. Зеленая лаборатория планеты. -М.: Агропромиздат, 1987. -143 с.

2. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. - Ярославль: Академия развития, 2004. -224 с.

3. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 288 с.

4. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. - М.: Просвещение, 1982. - 127 с.

5. Петров В.В. Мир лесных растений. - М.: Изд-во «Наука», 1978. - 167 с.

6. Боголюбов А.С. Методика геоботанического картографирования и профилирования: Метод. пособие. - М.: Экосистема, 1996. - 25 с.

7. Простейшая методика геоботанического описания леса. -М.: Экосистема, 1996. - 17 с.

Литература для учащихся

1. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения луга. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 256 с.

3. Кулева Л.А., ЛазареваН.С. Редкие растения моего края. - М., 1999. - 41 с.

4. Мацюцкий С.П. Туристу о растениях. - М.: Профиздат, 1988. - 168 с.

5. Межинский В.Н. Растения-индикаторы. - М., Изд-во АСТ, 2004 г. - 78 с.

6. Селищев Е.Н. География для любознательных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.