Научная статья на тему 'Образовательная направленность физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза'

Образовательная направленность физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина А. А.

Раскрывается образовательная направленность физического воспитания и ее содержание в учебной программе студентов специального учебного отделения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational orientation of physical training of students from University special department

The article focuses on educational course, its content in the education programme and its implementation within the framework of physical education for students of University's special department

Текст научной работы на тему «Образовательная направленность физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза»

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 796.011

А.А. Никитина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВуЗА

Раскрывается образовательная направленность физического воспитания и ее содержание в учебной программе студентов специального учебного отделения.

The article focuses on educational course, its content in the education programme and its implementation within the framework of physical education for students of University's special department.

Ключевые слова: образовательная направленность; теоретические, практические, методические знания; тезаурусный подход: компоненты учебной программы.

Процесс формирования физической культуры личности на специальном учебном отделении вуза включает в себя круг задач образовательной, коррекционной, развивающей, лечебной, оздоровительной и воспитательной направленности. Стержневой основой в достижении цели физического воспитания в вузе наряду с практической подготовкой являются теоретические и методические знания, поскольку процесс обучения должен осуществляться через осознание и понимание решаемых на учебных занятиях задач. Однако теоретические знания по физической культуре не вызывают у основной массы студентов должной заинтересованности.

Вероятной причиной такого положения является то, что предлагаемый студентам теоретический материал не всевда соответствует уровню их восприятия, сформированности мышления, наличному уровню знаний, часто излишне теоретизировал, не имеет образной основы представляемых понятий и иллюстраций их связи с i фактичес кой действительностью. Кроме того, не каждый преподаватель умеет доходчиво, кратко донести суть излагаемых фрагментов учебного материала до каждого студента [2; 3].

К недостаткам физкультурного образования студентов специального учебного отделения можно отнести слабое привлечение студентов к анализу собственных двигательных действий, умений, отсутствие анализа и убеждений в повседневной необходимости своей физкультурной деятельности [4].

Преподаватели разных вузов страны отмечают, что студенты специального учебного отделения затрудняются выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования жизненно важных систем и улучшения здоровья, пассивны на учебно-методических и учебно-тренировочных занятиях,

что является следствием отсутствия мотивации к изучению предмета и понимания того, какая роль отводится физической культуре в процессе подготовки специалиста того или иного профиля [1; 2; 5].

Реализация образовательной направленности физического воспитания студентов специального учебного отделения предполагает взаимодействие всех форм учебно-воспитательного процесса по обеспечению студента систематизированными научными знаниями, обобщенными умениями работы с понятиями. Она направлена на формирование научного стиля мышления и умения выбирать индивидуальный образовательный маршру т в соответствии со своими интересами и потребностями в целях личностного развития, обеспечивается планомерной передачей и последующим усвоением определенной совокупности информации, знаний, систематическим их пополнением и углублением на основе применения личностнодеятельностного подхода, гфедполагающего развитие познавательной активности студентов специального учебного отделения. Эффективность познавательного процесса существенно повышается при использовании разнообразных форм представления и передачи знаний.

Под образовательной направленностью мы понимаем не только передачу вербальной информации и знаний от преподавателя, но и трансформацию ее студентом в виде двигательного опыта на сенсомо-торном и структурном уровне, благодаря чему техники различных движений в беге, прыжках, метаниях, играх и других упражнениях от «вещи в себе» становятся предметом обучения и доступным для каждого студента средством самосовершенствования, повышения работоспособности и улучшения здоровья.

Одним из перспективных направлений в реализации образовательной направленности физического воспитания данного контингента является разработка тезаурусного подхода к обучению, способствующего формированию метакогпигивных знаний, умений и навыков в области физической культуры на основе современных информационных технологий. Поэтому для приобретения студентами теоретических, методических и метакогпигивных знаний мы предлагаем использовать на занятиях модели представления и формирования основных понятий по физической культуре, программу по работе с электронным учебником «Физическая культура», информационно-поисковую систему «Физкультурный тезаурус» и электронный словарь «Основные понятия и термины, используемые в физическом воспитании студентов».

При разработке учебной программы для студентов специальною учебного отделения теоретический и методический материал мы распределили по следующим структурным блокам, раскрывающим содержание образовательных задач, направленных на лечение, профилактику имеющихся заболеваний, а также на развитие способностей, двигательных умений и навыков:

— теоретические прикладные знания, направленные на освоение техники физических упражнений, двигательных действий, освоение систем физических упражнений и видов спорта, доступных по состоянию здоровья;

— теоретические прикладные знания, способствующие освоению профессиональной физической подготовки с учетом состояния здоровья;

88

— теоретические прикладные знания, направленные на освоение лечебных физических упражнении, естественных средовых и гигиенических факторов, лечение, коррекцию, профилактику различных заболевании;

— теоретические прикладные знания, позволяющие оптимизировать виды физкультурной деятельности;

— методические знания, обеспечивающие освоение рациональной организации самостоятельной физкультурной деятельности (и ее видов), частных методик занятий;

— методические знания, направленные на изучение физического состояния и здоровья, овладение умениями использовать полученные знания в физкультурной деятельности, физическом самосовершенствовании;

— метакогпигивные знания, способствующие усвоению теоретических и методических знаний, способов оперирования и самостоятельного добывания знаний, развитию научного стиля мышления и интеллектуальных способностей.

С целью обучения студентов самостоятельному проектированию программ по физическому самовоспитанию и самосовершенствованию, приобщению к занятиям физическими упражнениями в учебную программу для студентов специального учебного отделения включаются темы, предполагающие изучение и освоение частных методик физической и адаптивной физической культуры (с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья) с различной направленностью (оздоровительной, восстановительной, рекреационной, спортивной), а также методики подбора индивидуальных видов двигательной активности в различных видах адаптивной физической культуры. Уделено много внимания изучению образа жизни и уровня здоровья студентов с помощью методик уровня В.И. Белова, Г. А. Апанасенко, P.E. Баевского, а также анкетирования и тестирования различных показателей физического состояния. Разработан Дневник здоровья студента специального учебного отделения, в который заносятся все данные, отражающие динамику физического состояния каждого учащегося за весь период обучения.

В региональном вузовском компоненте Государственного образовательного стандарта для студентов старших курсов специального учебного отделения нами предусмотрен теоретический раздел, ще отражены аспекты индивидуального здоровья человека и рассматриваются следующие вопросы: биологическая природа человека; структурные компоненты и функциональные механизмы, лежащие в основе здоровья; возрастные особенности организма, влияющие на здоровье; теоретическое обоснование факторов, определяющих здоровье человека; практические основы методик и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Определение семантической значимости понятий, включенных в учебную дисциплину, позволило составить перечень возможных вариативных курсов, которые выбираются студентами в зависимости от их личных склонностей и направленности потребностей в области физической культуры. Среди возможных названий вариативных курсов теоретической и практической направленности: можно перечислить следующие: «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии занятий физическими упражнениями», «Спорт, адаптивный спорт и системы физических упраж-

нений для студентов специального учебного отделения», «Технология развития способностей в адаптивной физической культуре» и т.д.

Важно отметить, что отраженное в учебной программе усиление образовательной направленности в процессе физического воспитания, ориентация и переход студентов на самостоятельную деятельность должны воплощаться на практических занятиях на специальном учебном отделении. В конечном итоге оценка качественной стороны образовательного процесса по физической культуре возможна исключительно с помощью самостоятельной двигательной активности и физкультурно-оздоровительной деятельности, основанных на активно используемых студентами научных знаниях по физической культуре: теоретических, методических и практических.

Список литературы

1. Андреевский A.A., Волъскова Т.Н. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере / / Теория и практика физической культуры. 2005. №6. С. 20-22.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / / Физическая культура: образование воспитание, тренировка. 2003. №3. С. 2 — 7.

3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 1999. №10. С. 2 — 5.

4. Давиденко Д.Н., Тихонов Б.Г., Щеголев В.А., Яценко Л.Г. К вопросу о физкультурном образовании студентов //VI Межуниверситетская научно-методиче-ская конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер, междунар. конф. М.:, 2000. Ч. 1. С. 4-6.

5. Коваленко ТТ. Применение проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем: Монография. Волгоград, 1999.

Об авторе

A.A. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГу им. И. Канта, e-mail: alanmk@mbox.ru

УДК 796.071

О.Б. Томашевская

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВуЗАХ

Рассмотрены возможности формирования педагогической позиции на основе личностно-ориентированного обучения, развития компетентности, профессиональной направленности и личностно-значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.