Научная статья на тему 'Образовательная миграция и проблема «Утечки мозгов» в Африке (на примере Нигерии)'

Образовательная миграция и проблема «Утечки мозгов» в Африке (на примере Нигерии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / "УТЕЧКА МОЗГОВ" / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ ЭМИГРАЦИИ / MIGRATION / BRAIN DRAIN / HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS / STUDENTS / EDUCATION / AFRICAN UNION OF EMIGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екундайо Кехинде Аболанле

В статье рассматривается характер и тенденции изменений в процессах образовательной миграция в Африке, составной частью которых является «утечка мозгов». Изучаются причины и факторы, влияющие на принятие решения о миграции. Рассматриваются меры государственной политики, направленные на предупреждение и снижение масштабов эмиграции высокопрофессиональных специалистов, ученых, преподавателей, студентов, в частности, на примере «утечки мозгов» в Нигерийских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational migration and the problem of "brain drain" in Africa (as shown by Nigeria)

The paper deals with the character and tendencies in changes of educational migration in Africa, one of the components of which is "brain drain". The reasons and factors influencing making decision on migration are studied. Measures of a state policy focused on the prevention and decrease in scales of emigration of highly qualified experts, scientists, teachers and students are examined on the basis of materials of brain drain at Nigerian universities.

Текст научной работы на тему «Образовательная миграция и проблема «Утечки мозгов» в Африке (на примере Нигерии)»

УДК 316.334.3(669)

ББК 60.561.3(6Ние)

Е 45

К.А. Екундайо,

аспирант кафедры социологии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар, тел.: +79649081462, e-mail: ekundayo_abolanle@yahoo.com

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ МОЗГОВ» В АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ НИГЕРИИ)

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается характер и тенденции изменений в процессах образовательной миграция в Африке, составной частью которых является «утечка мозгов». Изучаются причины и факторы, влияющие на принятие решения о миграции. Рассматриваются меры государственной политики, направленные на предупреждение и снижение масштабов эмиграции высокопрофессиональных специалистов, ученых, преподавателей, студентов, в частности, на примере «утечки мозгов» в Нигерийских университетах.

Ключевые слова: миграция, «утечка мозгов», высококвалифицированные специалисты, студенты, образование, Африканский союз эмиграции.

К.А. Ekundayo,

Post-graduate student of Sociology Department, Kuban State University,

Krasnodar, ph.: +79649081462, e-mail: ekundayo_abolanle@yahoo.com

EDUCATIONAL MIGRATION AND THE PROBLEM OF "BRAIN DRAIN" IN AFRICA (AS SHOWN BY NIGERIA)

Abstract. The paper deals with the character and tendencies in changes of educational migration in Africa, one of the components of which is "brain drain". The reasons and factors influencing making decision on migration are studied. Measures of a state policy focused on the prevention and decrease in scales of emigration of highly qualified experts, scientists, teachers and students are examined on the basis of materials of brain drain at Nigerian universities.

Keywords: migration, brain drain, highly qualified specialists, students, education, African Union of Emigration.

Расширение масштабов и рост интенсивности миграционных потоков относится к общему процессу глобализации. Этому процессу способствует развитие транспорта, средств коммуникации, информационных систем, в том числе, глобальной сети Интернет (универсального средства общения), приближающих друг к другу страны и территории, делая «прозрачными» границы

государств. К особому типу миграции населения относится образовательная миграция, под которой подразумевается перемещение в другую страну дошкольников, школьников, студентов, аспирантов, докторантов, стажёров и т.д. с целью получения различного рода образовательных услуг.

Ежегодно иностранные студенты (юноши и девушки различного

возраста) из стран Африки, в том числе из Нигерии, приезжают на учёбу в Россию и другие страны мира. В ряде случаев студенты принимают решение остаться в обучающей стране по окончании учебы. Этот феномен принято называть «утечкой мозгов». Исследованию данной проблемы посвящены многие работы, цель автора заключается в их систематизации и обобщении.

«Утечка мозгов» как феномен миграционного движения населения.

Термин «утечка мозгов» был введен британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде ученых и инженеров из британского Королевства в США после второй мировой войны в конце 1950 г. [1; 124]. В настоящее время это явление наиболее характерно для развивающихся стран, в частности, бывших европейских колоний в Африке.

В российской научной литературе, применительно к данному явлению, получил распространение термин «утечка умов». Под «утечкой умов» (интеллектуальной эмиграцией) понимается исход из страны научной и другой творческой интеллигенции, создателей и основных носителей духовных, культурных, научных и иных интеллектуальных ценностей, т.е. элиты общества, которая в значительной степени определяет его культурный, научно-технический и социально-экономический прогресс, вклад в общемировую цивилизацию. При этом он обязательно связан с прекращением трудовой деятельности в стране-доноре (на достаточно длительный или постоянный период) [2; 18].

Масштабы «утечки умов» из Африки и Нигерии.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются в исследовании миграции в целом, включая «утечку мозгов», является отсутствие или низкое качество статистики.

Данные по мигрантам могут быть получены из официальной статистики стран их происхождения. Однако национальные границы настолько плохо охраняются, что никакая африканская страна не может утверждать, что она контролирует все пункты выхода из ее территории и, в результате, не может собрать достоверную информацию обо всех, кто уезжает. Даже если эмигранты покидают страну через единственный коридор - международный аэропорт, нет гарантии, что собранные статистические данные полны и достаточно детализированы, чтобы быть доступными для исследователей.

Нигерийцы живут, учатся и работают почти в каждой стране, но сколько всего нигерийцев живут за границей и сколько их среди высококвалифицированных мигрантов, в нашем случае - студентов, представляет собой вопрос без точного и обоснованного ответа.

Есть данные, что 30 ООО человек из государственного учреждений и частных организаций Нигерии эмигрировали за границу, а также установлено, что около 64% живущих в Америке нигерийцев в возрасте 25 лет и старше имеют минимум степень бакалавра [3]. Большинство африканских иммигрантов в США имели высокую квалификацию: Уганда (66,5%), Египет (61,1%), Алжир (61%), Нигерия (60%), Зимбабве (57,5%), Южная Африка (55,3%), Камерун (54,6%) и Танзания (51,2%). Однако африканские иммигранты в сравнении с другими и гражданами США чаще живут за чертой бедности (18,5%) по сравнению с другими иммигрантами (17,3%) и гражданами США (13,6%) [4].

Всеобщая перепись населения, проведенная ООН в 2004 г., показала, что из 3,24 миллиона нигерийцев, живущих только в США, около 202 000 - высококвалифицированные медицинские работники, 174 000 являются экспертами

по информационным технологиям и 250 ООО - эксперты в различных областях, включая университетских преподавателей [5]. Около 200 000 врачей, преподавателей, инженеров и других высококвалифицированных мигрантов, студентов покидали континент ежегодно с 2000 г.

По данным Международной организации по миграции, в настоящее время более 300 000 высококвалифицированных африканцев проживают за рубежом. Среди 300 000 высококвалифицированных африканцев в диаспоре не менее 30 000 имели ученую степень доктора исторических наук (РЬБв) [6]. Африка в общем (и, в том числе, Нигерия) тратит 4 миллиарда долларов США ежегодно, чтобы нанять около 100 000 западных экспертов для выполнения технологических функций, несмотря на большое количество высококвалифицированных мигрантов, находящихся за границей.

Факторы, влияющие на процесс «утечки мозгов» в Нигерии.

Кроме основных политических, экономических и социальных факторов «утечки мозгов», существует ряд других, действующих в системе образования в Нигерии.

1. Неэффективное управление образованием на правительственном уровне — это одна из главных проблем, которая влияет на перемещение высококвалифицированных кадров, преподавателей, в нашем случае - студентов, и на качество высшего образования в Нигерии. Правительство страны не уделяет достаточного внимания развитию высшего образования в Нигерии. Показателями, позволяющими должным образом оценить правительственное отношение к развитию системы образования в любой стране, являются распределение бюджета и затраты на образование.

ЮНЕСКО рекомендовало выделять не менее 26% ВНП на образование, но сумма, ассигнованная на образование нигерийским

правительством, продолжает оставаться наименьшей, по сравнению с другими африканскими странами. Например, в 2005 г. бюджетное распределение на образование в процентах от ВНП составляло: в Нигерии - 0,7%, тогда как в ЮжноАфриканской Республике эта статья расходов бюджета составляла 7,9%, в Гане - 4,2%, в Кении -6,5% и в Западной Сахаре - 4,2% [7; 54-63].

Отчет Всемирного банка, процитированный Союзом преподавателей университетов (Авии, 2013), отметил, что в 2012 г. ВВП Нигерии составил 262,2 миллиарда долларов США, в то время как расходы на образование составили 1,96 миллиарда долларов США. Сумма, потраченная Нигерией для всего сектора образования, оказалась меньше, чем некоторые отдельные университеты тратят на образование в своих странах. Правительство страны не является приверженным сторонником качественного образования [8; 434-453].

Кроме того, было установлено, что неэффективное управление, которое привело к закрытию некоторых учебных учреждений за период 1993-1994 гг., объясняется низким качеством высшего образования в Нигерии [9]. За последние четырнадцать лет нигерийские университеты часто прекращают свою работу на период не менее 6 месяцев. Со 2 июля 2013 г. были закрыты университеты из-за споров между Ассоциацией профсоюзов (АвиЦ/ ввАТ^и) и Федеральным правительством, так как Федеральное правительство отказалось от выполнения соглашения 2009 г. Все это влияет на успеваемость и реализацию воспитательной работы [10]. Постоянно происходят забастовки Союза университетов (АвТТи) и Ассоциации Нигерийских университетов (ввАТ^и) из-за трудовых споров, в связи с плохими условиями работы сотрудников, отсутствия академических свобод и

недостаточного финансирования. Нарушение качества высшего образования в Нигерии связано и с тем, что в большинстве случаев работа, запланированная на семестр, сокращается до нескольких недель, что вызывает неоправданные нагрузки на студентов и преподавателей. Эта нездоровая ситуация привела к натянутым отношениям между штатными работниками и университетскими профсоюзами и администрацией, к росту конфликтов и взаимного недоверия, которые являются угрозой для достижения в учреждениях хорошего качество в сфере высшего образования в Нигерии [11].

Низкая заработная плата. В период 1992-1995 гг. нигерийские университеты потеряли 883 преподавателей. Характерной особенностью нигерийской образовательной системы является то, что ее работники стали наименее оплачиваемой категорией среди всех профессий в Нигерии. Это было показано в обзоре, выполненном комиссией Национальных университетов. Было установлено, что профессор в любом Нигерийском университете зарабатывал 12 ООО долларов в 2006 году, а в 2009 году его зарплата увеличилась до 21 000 долларов и остается на этом уровне до сих пор. Профессор из Ботсваны зарабатывал 27 000 долларов в год, в то время как профессор из Намибии зарабатывал приблизительно 35 000 долларов. Профессор из Южной Африки зарабатывал от 58 000 до 75 000 долларов [12]. Вышеупомянутая статистика показывает, что нигерийские университетские работники зарабатывают меньше своих коллег, и это влияет на эмиграцию преподавателей и студентов в страны, где лучше учиться у преподавателей с отличным опытом и довольных условиями труда.

Слабый рост развития образовательной инфраструктуры (науки, медицинского обслуживания,

библиотек, офисов преподавателей, аудиторий) не дают основной массе опытных специалистов в Западной Африке, в том числе в Нигерии (в нашем случае - студентам), найти применение своим силам на родине. Многие страны на Западе Африки, включая Нигерию, не достигли порога внедряемости условий, необходимых для эффективного использования высококвалифицированных кадров в сфере промышленности, сельского хозяйства, управления производством и в образовании.

Отсутствие/недостаток информационных и коммуникационных средств и технологий в учреждениях высшего образования — еще одно препятствие для достижения качественного высшего образования в Нигерии. Частью усилий нигерийского правительства по реформе образования стало решение ввести информационно-коммуникационные технологии на всех уровнях образования, начиная с информационной интеграции коммуникационных технологий в образовательных методах, предназначенной для улучшения преподавания, обучения и исследований в высшей школе, расширения сотрудничества среди ведущих вузов и повышения качества образования.

Использование новых цифровых информационных технологий представляет революцию в образовании. Как справедливо отмечено, информационно-коммуникационные технологии могли бы использоваться, чтобы подготовить план урока, собрать данные и проанализировать успеваемость студентов. К сожалению, для большинства учреждений высшего образования в стране недостаток информационных и коммуникационных средств и технологий (компьютеров, мультимедиа-проекторов, электронных досок, автоматизации лекционных залов и лекторских кабинетов) является очень острым. Большинство учреждений даже не имеют выхода в кабельный Интернет [13; 46].

Итак, «утечка мозгов» - масштабно распространенное явление в Африке, в том числе в Нигерии. Её негативные особенности вызывают тревогу. Плохое руководство образованием следует признать основным фактором, ответственным за «утечку мозгов», означающую экономическое отставание, в конечно счете ведущую к потере человеческого потенциала, который необходим для гарантий устойчивого развития страны.

В связи с вышеизложенным, можно выдвинуть некоторые предложения о том, как обуздать угрозу «утечки мозгов» в Африке, в частности - и в Нигерии. Они включают требования к африканским и нигерийским лидерам использовать проверенные стратегии, стремиться готовить, сохранять и использовать доступные человеческие ресурсы для стабильного

развития в образовательной сфере. Правительства государств Африки должны создать высокотехнологичные рабочие места, которые привлекут африканцев из зарубежной диаспоры. Или, что еще лучше, правительства в африканских странах должны получить данные об африканских работниках за границей и посмотреть, как те, кто обладают умениями, ради которых экспатрианты принимаются на работу, могут быть возвращены домой, чтобы занять там достойное положение.

Есть потребность изменить к лучшему государственную политику, при которой студентам, отличившимся в учебе (красные дипломы), дают стипендию и затем предлагают подписать обязательства, что после завершения своих исследований они возвратятся работать в родную страну.

Примечания:

1. Adredo D. Human Capital Flight from Africa: An Assessment of Brain Drain from Ethiopia. 2000.

2. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» — масштабы, причины, последствия. М.: Эдиториал УРРС, 1999.

3. Mojeed-Sanni S. Youth Migration: A drive to stop second slave trade, Sulaimon Mojeed-Sanni Blog. Retrieved on 19th May, 2013.URL: http://sanity0407. wordpress.com/2012/06/30/youth-migration-a-drive-to-stop-second-slave-trade/ (дата обращения: 20.06.2015).

4. Mc Cabe К. African Immigrants in the United States // AfricaFocus Bulletin. 2011. 18 Aug.

5. Adebayo A. Brain drain-Brain gain: Leveraging the Nigerian Diaspora for the Revitalization of Nigerian Higher Education. Paper presented at the 25th Conference of the Association of Vice Chancellors of Nigerian University, held at Osun State University. Osogbo, 2010.

6. Olufemi S. Globalization, Migration and brain drain: The experience of Olabisi Onabanjo University, Nigeria. Ogun State: Department of Sociology, Olabisi Onabanjo University, 2010.

7. Uhunmwuangho SO Problems of financing higher education in Nigeria // Nigerian Academic Forum. 2005. № 9 (4). P. 54-63.

8. Omonijo D.O., Nnedum O.A., Ezeokana J.O. Understanding the escalation of brain drain in Nigeria from poor leadership point of view // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2011. № 2 (3). P. 434-453.

9. Bamiro. The Nigerian university system and the challenges of relevance // Convocation Lecture University of Lagos. Akoka-Lagos, 2012. 12 January.

10. Asiyai RI.Trade union disputes and their perceived impacts on the university system in Nigeria. PhD Thesis, Delta State University, Abraka. 2005a.

11. Asiyai RI. Variables inducing trade union disputes in Nigerian universities // Nigerian Journal of Guidance and Counseling. 2006. № 11 (1). P. 146-154.

12. Adebayo A. Brain drain- Brain gain: Leveraging the Nigerian Diaspora for the Revitalization of Nigerian Higher Education. Paper presented at the 25th Conference of the Association of Vice Chancellors of Nigerian University, held at Osun State University. Osogbo, 2010.

13. Resnick M. Rethinking education in digital age Educational technology research and development. 1998 P. 46.

References:

1. Adredo D. Human Capital Flight from Africa: An Assessment of Brain Drain from Ethiopia. 2000.

2. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» — масштабы, причины, последствия. М.: Эдиториал УРРС, 1999.

3. Mojeed-Sanni S. Youth Migration: A drive to stop second slave trade, Sulaimon Mojeed-Sanni Blog. Retrieved on 19th May, 2013.URL: http://sanity0407. wordpress.com/2012/06/30/youth-migration-a-drive-to-stop-second-slave-trade/ (дата обращения: 20.06.2015).

4. Mc Cabe К. African Immigrants in the United States // AfricaFocus Bulletin. 2011. 18 Aug.

5. Adebayo A. Brain drain-Brain gain: Leveraging the Nigerian Diaspora for the Revitalization of Nigerian Higher Education. Paper presented at the 25th Conference of the Association of Vice Chancellors of Nigerian University, held at Osun State University. Osogbo, 2010.

6. Olufemi S. Globalization, Migration and brain drain: The experience of Olabisi Onabanjo University, Nigeria. Ogun State: Department of Sociology, Olabisi Onabanjo University, 2010.

7. Uhunmwuangho SO Problems of financing higher education in Nigeria // Nigerian Academic Forum. 2005. № 9 (4). P. 54-63.

8. Omonijo D.O., Nnedum O.A., Ezeokana J.O. Understanding the escalation of brain drain in Nigeria from poor leadership point of view // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2011. № 2 (3). P. 434-453.

9. Bamiro. The Nigerian university system and the challenges of relevance // Convocation Lecture University of Lagos. Akoka-Lagos, 2012. 12 January.

10. Asiyai RI. Trade union disputes and their perceived impacts on the university system in Nigeria. PhD Thesis, Delta State University, Abraka. 2005a.

11. Asiyai RI. Variables inducing trade union disputes in Nigerian universities // Nigerian Journal of Guidance and Counseling. 2006. № 11 (1). P. 146-154.

12. Adebayo A. Brain drain - Brain gain: Leveraging the Nigerian Diaspora for the Revitalization of Nigerian Higher Education. Paper presented at the 25th Conference of the Association of Vice Chancellors of Nigerian University, held at Osun State University. Osogbo, 2010.

13. Resnick M. Rethinking education in digital age Educational technology research and development. 1998 P. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.