Научная статья на тему 'Образовательная медико-просветительская программа для старшеклассниц'

Образовательная медико-просветительская программа для старшеклассниц Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СЕМЬЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ADOLESCENTS / FAMILY / VALUES AND PRIORITIES / MARRIAGE AND FAMILY / AND REPRODUCTIVE PLANTS / REPRODUCTIVE HEALTH / SEXUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лещенко Ольга Ярославна

Проведена оценка эффективности разработанной программы по формированию семейноориентированных репродуктивных установок и вопросам охраны репродуктивного здоровья у старшеклассниц г. Иркутска. Оценены современные представления о семейно-брачных отношениях, жизненные ценности и приоритеты, половое поведение и репродуктивные установки до проведения и после проведения программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MEDICAL PROGRAM FOR SENIOR SCHOOLGIRLS

The estimation of efficiency of the program meant to promote family-oriented reproductive attitude and reproductive health among schoolgirls in Irkutsk was carried out. Assess of the current understanding of conjugal relations, values and priorities, sexual behavior and reproductive installation before and after the program was performed.

Текст научной работы на тему «Образовательная медико-просветительская программа для старшеклассниц»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 616-053.7/ 618.179

О.Я. Лещенко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИЦ

Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (Иркутск)

Проведена оценка эффективности разработанной программы по формированию семейноориентированных репродуктивных установок и вопросам, охраны, репродуктивного здоровья, у старшеклассниц г. Иркутска. Оценены, современные представления о семейно-брачных отношениях, жизненные ценности и приоритеты., половое поведение и репродуктивные установки, до проведения и после проведения, программы..

Ключевые слова: подростки, семья, жизненные ценности и приоритеты, брачно-семейные и репродуктивные установки, репродуктивное здоровье, сексуальное просвещение

EDUCATIONAL MEDICAL PROGRAM FOR SENIOR SCHOOLGIRLS

O.Ya. Leshchenko

Scientific Center of Family Health and Human Reproduction Problems of Siberian Branch of RAMS,

Irkutsk

The estimation of efficiency of the program, meant to promote family-oriented, reproductive attitude and reproductive health, among schoolgirls in Irkutsk was carried out. Assess of the current understanding of conjugal relations, values and priorities, sexual behavior and. reproductive installation, before and. after the program was performed.

Key words: adolescents, family, values and priorities, marriage and family, and reproductive plants, reproductive health, sexuality education

Современные девушки имеют весьма низкие репродуктивные установки, которые определяют неблагоприятный прогноз в отношении рождаемости в стране по меньшей мере на ближайшие годы [1, 5, 7]. Необходим опережающий разговор с подростками об их взрослении, о формировании чувства ответственности за свое здоровье и поведение, надо говорить о необходимости планировать свою семейную жизнь, формировать контрацептивное поведение и ответственный репродуктивный выбор [2, 3, 4, 6].

Цель: исследование эффективности внедрения программы формирования семейно-ориентированных репродуктивных установок и навыков сохранения репродуктивного здоровья у старшеклассниц.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная группа включала в себя 24 девушек в возрасте 15—17 лет — учащихся выпускных классов общеобразовательного лицея № 2 г. Иркутска, которые дали информированное согласие на пре- и пост-тест (О1 и О2 группы соответственно) и участие в программе.

Группа сравнения включала в себя 28 девушек в возрасте 15—17 лет — учащихся выпускных

классов общеобразовательного лицея № 2 г. Иркутска, которые дали информированное согласие на пре- и пост-тест и которым не предлагалось участие в программе (О3 и О4 группы соответственно).

Содержание и этапы программы

1. «Входной» контроль.

2. Краткий лекционный курс (тематика занятий включала наиболее актуальные вопросы: понятия любви и влюбленности, вопросы этики и психологии взаимоотношений в семье, пропаганду здорового образа жизни и формирование семейно-ориентированных установок, вопросы профилактики нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем, методы профилактики гинекологических заболеваний; информирование о последствиях безответственного сексуального поведения, ответственный родительский выбор), психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии.

3. «Выходной контроль»

При проведении мероприятий по схеме «пре-тест — посттест» ответы обычно связаны с дихотомическими категориями типа «да — нет», таким образом группы О1, О2 и О3, О4 рассматривались как связанные выборки, а для оценки значимости

результатов «претест — посттест» или «до — после» использовался критерий Макнимара, а также критерий х2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Средний возраст школьниц, принимавших участие в программе, составил 15,6 ± 0,6 лет (О1) и был сопоставим с возрастом девушек, которые составили группу сравнения (О3), их средний возраст — 15,6 ± 0,6 лет. Группы школьниц, принимавших участие в программе и не участвовавших в ней, были сопоставимы по социальноэкономическому уровню семей, в которых они воспитывались. Весьма интересна субъективная оценка учащихся уровня жизни своих семей. На вопрос: «К какому социальному слою вы относите свою семью (по уровню дохода)?», — соответственно, 12,5 % и 14,5 % опрошенных ответили, что считают свою семью высокообеспеченной,

79.2 % и 64,3 % — обеспеченной, 8,3 % и 21,4 % — недостаточно обеспеченной и малообеспеченной. В отдельной квартире проживает 87,5 % и 89,3 % семей первой и второй группы, в собственном доме — 4,2 % и 3,6 %, снимают жилье — 8,3 % и 7,1 % соответственно.

Девушки-старшеклассницы практически все мотивированны на создание в будущем своей собственной семьи (95,8 % и 92,8 % в группах О1 и О3 соответственно). Однако 70,8 % (О1) и 71,4 % (О3) при «входном» тестировании указали, что целью для создания семьи для них является не совместное решение материальных и бытовых проблем (4,2 % и 3,6 %), не рождение и совместное воспитание детей (20,8 % и 17,9 %), а «человек рядом».

Из жизненных ценностей до проведения программы (результаты «претеста») подростки выбирали «теплые взаимоотношения в семье» —

62.2 % и 60,7 %, уважение друзей и дружбу — 41,6 % и 39,3 %, деньги — 20,8 % и 17,8 %, образование

— 16,6 % и 17,9 %, карьеру — по 25,0 %, здоровье

— 25,0 % и 21,4 %, любовь — 33,3 % и 28,2 % соответственно для групп О1 и О3, (р > 0,05 для х2). Проведя сравнительный анализ ответов «прете-ста» и «посттеста» старшеклассниц, прошедших программу, мы отметили следующую тенденцию: девушки, посещавшие занятия, в большей степени стали задумываться о своем здоровье — 45,8 % против 25,0 %, любви — 50,0 % против 33,3 %, образовании — 21,4 % против 16,7 % соответственно. Располагая эти жизненные ценности в приоритетном порядке девушки-подростки, участницы «претеста», поставили на первое место «теплые отношения» — 50 % и 53,6 %, затем уважение друзей и дружбу — 16,6 % и 17,9 %, карьеру — 12,5 % и 14,3 %, образование и деньги — 8,3 % и 7,1 %, здоровье — 4,2 % и 0,0 % соответственно для групп О1 и О3 (все р > 0,05 для х2) (табл. 1). Примечательно, что до проведения программы «здоровье» и «любовь» приоритетными жизненными ценностями у старшеклассниц не являлись.

Таблица 1

Иерархия жизненных ценностей («претест» и «посттест») (%)

Иерархия жизненных ценностей О1 О2 О3 О4

Теплые отношения в семье 50,0 %* 33,3 %* 53,6 % 53,6 %

Уважение друзей, дружба 16,7 % 8,3 % 17,9 % 14,3 %

Карьера 12,5 % 8,3 % 14,3 % 10,7 %

Деньги 8,3 % 4,2 % 7,1 % 7,1 %

Образование 8,3 % 16,7 % 7,1 % 3,6 %

Здоровье 4,2 % 16,7 % 0 % 3,6 %

Любовь 0 % 12,5 % 0 % 7,1 %

Примечание:* - р = 0,01 - критерия значимости Макнимара; все р < 0,05 - х2 для групп О1 и О2; все р > 0,05 - критерий значимости Макнимара и х2 для групп О3 и О4.

На вопрос претеста «В какой семье лучше жить?» 33,3 % и 39,3 % девушек-подростков соответственно из групп О1 и О3 ответили, что в семье с одним ребенком, 58,3 % и 53,5 % — с двумя детьми, 8,3 % и 3,6 % — в многодетных семьях, без детей — 0,0 % и 3,6 % соответственно (табл. 2). После проведения программы ответы девушек изменились: значимо уменьшилась доля тех, кто считал, что лучше жить в семье с одним ребенком с 33,3 % до 8,3 %, а доля, старшеклассниц, считающих, что лучше жить с двумя и тремя детьми, напротив, увеличилась соответственно с 58,3 % до 79,2 % и с 8,3 % до 12,5 %. Девушки-подростки, не прошедшие программу, существенно своего мнения не поменяли, считая, что лучше жить в семье с одним и двумя детьми — 42,8 % и 53,6 %.

Таблица 2 «Детность семьи, в которой лучше жить» («претест» и «посттест») (%)

В какой семье лучше жить? О1 О2 О3 О4

В семье с одним ребенком 33,3 %* 8,3 %* 39,3 % 42,8 %

В семье с двумя детьми 58,3 %* 79,2 %* 53,5 % 53,6 %

В семье с тремя детьми 8,3 % 12,5 % 3,6 % 3,6 %

Без детей 0 % 0 % 3,6 % 0 %

Примечание: * - р = 0,05 критерия значимости Макнима-ра; все р < 0,05 - х2 для групп О1 и О2; все р > 0,05 - критерий значимости Макнимара и х2 для групп О3 и О4.

Средний возраст, в котором девушки, участницы «претеста» хотели бы родить первого ребенка, составил 23,12 лет. Результаты «пре-теста» показали, что материнство до 20 лет в браке считали возможным 20,8 % и 28,6 % старшеклассниц О1 и О3 групп соответственно. После посещения программы материнство вне брака считали возможным 12,5 % девушек-под-ростков группы О2, результаты «посттеста» старшеклассниц, не посещавших программу существенно не менялись.

До проведения программы старшеклассницы ответили на вопрос о том, сколько всего детей они хотели бы иметь, следующим образом: одного ребенка — 37,5 % и 46,4 %, двоих — 62,5 % и 50,0 % соответственно из групп О1 и О3, троих и более детей девушки из группы О1 вообще не планировали (табл. 3). После проведения программы приоритет рождения одного ребенка у старшеклассниц снизился с 37,5 % до 20,8 %, а приоритет рождения трех детей увеличился с 0,0 % до 20,8 %. У контрольной группы планы рождения детей практически не изменились.

Таблица 3

Планы рождения детей («претест» и «посттест») (%)

При выяснении желаемого числа детей через вопрос претеста «Сколько бы вы хотели иметь детей, если бы для этого были созданы все необходимые условия?» девушки-подростки ответили следующим образом: одного ребенка — 20,8 % и

35,7 %, двоих детей — 58,3 % и 42,9 %, троих и более детей — 20,8 % и 21,4 % из групп О1 и О3 соответственно (табл. 4).

После проведения программы девушки-участницы изменили свое мнение: желание иметь одного ребенка снизилось с 20,8 % до 4,2 %, а желание иметь двоих детей увеличилось с 58,3 % до 70,8 %, желание иметь троих и более детей существенно не изменилось. Таким образом, приоритет на двухдетную модель семьи у посещавших программу школьниц значимо вырос (х2 = 10,2; р = 0,02). Планы рождения детей после создания всех благоприятных условий у девушек группы сравнения значимо не менялись.

Одним из важных моментов программы было проведение образовательных лекториев по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы и безопасного полового поведения. При претесте участницы программы и девушки группы

сравнения показали одинаковый уровень знаний по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы, ИППП, СПИДа, о методах контрацепции, при этом у старшеклассниц была существенно завышена самооценка уровня своих знаний. При самооценке знаний по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы как «недостаточные» оценили 62,5 %, по вопросам СПИДа — 33,3 %, по вопросам контрацепции — 41,6 %, по вопросам ИППП - 37,5 %.

При анализе ответов на вопросы претеста результаты оказались следующими: низкий уровень знаний анатомии и физиологии репродуктивной системы показали 87,5 % и 89,3 %, по вопросам СПИДа — 91,6 % и 92,8 %, контрацепции — 79,2 % и 85,7 %, ИППП — 75,0 % и 71,4 % участниц программы и группы сравнения соответственно. Посттест, проведенный через 3 месяца после окончания обучения, выявил, что уровень информированности старшеклассниц, проходивших образовательную программу, существенно вырос, тогда как девушки, не принимавших участие в программе, показали исходный уровень знаний. После проведения программы доля старшеклассниц, осведомленных в вопросах анатомии и физиологии репродуктивной системы женщины, возросла в 7,3 раза, в вопросах СПИДа — в 8,4 раза, ИППП — в 3,7 раза, контрацепции — в 4,6 раза.

На вопрос о том, в каком возрасте девушка должна узнать о методах предохранения от беременности, старшеклассницы из О1 и О3 групп ответили, что желали бы иметь эти сведения с 12,8 и 13,3 лет соответственно.

Нами было проведено занятие об аборте и его негативных последствиях. Первоначальные представления девушек-подростков сводились к следующему: на вопрос «Какие последствия искусственного аборта Вы знаете?» девушки отвечали следующим образом: нарушение детородной функции (бесплодие, невынашивание беременности) —

84.6 % и 82,1 %, нарушение сексуальной функции

— 17,3 % и 21,4 %, заболевание половых органов —

32.7 % и 35,7 %, расстройства менструации — 28,8 % и 21,4 %, не знают — 15,4 % и 10,7 % старшеклассниц из О1 и О3 групп соответственно. Результаты посттеста через 3 месяца образовательной программы выявил, что уровень информированности участниц программы вырос в 6,5 раз.

Планы рождения детей О1 О2 О3 О4

Одного 37,5 % 20,8 % 46,4 % 46,4 %

Двух 62,5 % 58,4 % 50,0 % 46,4 %

Трех и более 0 % 20,8 % 3,6 % 7,2 %

Примечание: все р < 0,05 - критерии значимости Макнимара и х2 для групп О1 и О2; все р > 0,05 - критерий значимости Макнимара и х2 для групп О3 и О4.

Таблица 4

Планы рождения детей после создания необходимых условий («претест» и «посттест») *

Планы рождения детей после создания необходимых условий О1 О2 О3 О4

Одного 20,8 %* 4,2 % 35,7 % 32,1 %

Двух 58,3 %* 70,8 % 42,9 % 39,3 %

Трех и более 20,8 % 25,0 % 21,4 % 21,4 %

Без детей 0,0 % 0,0 % 3,6 % 3,6 %

Примечание: * - р = 0,05 - критерий значимости Макнимара; все р < 0,05 - х2 для групп О1 и О2; все р > 0,05 - критерий значимости Макнимара и х2 для групп О3 и О4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, «Программа» помогает подросткам получить знания о стереотипах межпо-ловых взаимоотношений, сформировать навыки оценки ситуаций и принятия решений в вопросах сексуальных отношений и планирования семьи, способствовать формированию ответственного отношения к сохранению репродуктивного здоровья, родительству, а также раннему выявлению нарушений в репродуктивной системе, своевременному лечению и профилактике.

Материал представлен в рамках проекта РГНФ 08-06-00111а (2008-2010) «Закономерности формирования демографического потенциала Сибири (теоретический анализ, оценка, прогноз)».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социология семьи. — 2005. — С. 96—102.

2. Ерофеева Л.В. Поведение риска у подростков. Роль сексуального образования (обзор зару-

Сведения об авторах

бежной научной литературы) // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2009. — № 5. — C. 68-77.

3. Журавлева Л.В. Поведенческие факторы здоровья подростков // Социология медицины. -2002. - № 1. - С. З2-47.

4. Коломейцев М.Г. Социальные проблемы подростковой фертильности и репродуктивные установки студентов педагогического вуза г. Москвы // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 1. - C. 8З — 91.

5. Кротин П.Н., Юрьев В.К., Куликов А.М. Репродуктивный потенциал современных девушек

- подростков и пути его сохранения // Гедеон Рихтер в СНГ : науч.-инф. мед. журн. - 2001. - № З.

6. Максимова Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи // Здра-воохр. Рос. Федерации. - 2002. - № 2. - С. 40-4З.

7. Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. - С. 10-15.

Лещенко Ольга Ярославна - к.м.н., научный сотрудник лаборатории гинекологической эндокринологии НЦ ПЗСРЧ СО РАМН (664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел.: 8 (3952) 29-22-07, факс: 8 (3952) 20-76-36; e-mail: loyairk@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.