Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная инклюзия / инклюзивное образование / инклюзивеая образовательная среда / особые образовательные потребности / ОВЗ / дети с ограниченными возможностями здоровья / SWOT-анализ / целевые ориентиры / образовательный процесс / educational inclusion / inclusive education / inclusive educational environment / special educational needs / SEND / children with disabilities / SWOT analysis / goals / education process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вера Валерьевна Хитрюк

Предметом настоящей статьи является номинирование одного из стратегических направлений развития образовательной инклюзии — учет контекста особых образовательных потребностей обучающихся. Особенностью законодательного закрепления принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь является расширительное рассмотрение образовательной инклюзий — в отношении разных групп и категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в отношении детей с особенностями психофизического развития. Чрезвычайная вариативность особых образовательных потребностей, необходимость их учета и удовлетворения ставят задачу обозначения стратегических подходов и путей их реализации. Цель работы состоит в выявлении актуально существующих противоречий на основе анализа образовательной практики интегрированного обучения и воспитания и анализа стратегического направления развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей. На основе проведенного SWOT-анализа образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей выявлены внутренние взаимосвязи номинируемого направления, разработана матрица SWOT, сформулированы возможные стратегии развития образовательной инклюзии в названном контексте. Обоснование номинируемого стратегического направления опирается на целевой ориентир образования — развитие потенциалов личности каждого ребенка. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании и проведении научных исследований в области педагогики и образовательных практик разных стран при изучении вопросов организации образовательного процесса в условиях неоднородности детского состава, наличия разных образовательных потребностей у обучающихся. Описанные показатели развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей могут обозначить рамки мониторинговых процедур ее результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вера Валерьевна Хитрюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INCLUSION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: DEVELOPMENT STRATEGIES IN THE CONTEXT OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The object of research in this article is the presentation of one of the strategic areas of development of educational inclusion — taking into account the context of special educational needs of the students. In the Republic of Belarus, a peculiar feature of the legislative regulation of the principle of inclusion in education consists in its broad interpretation — in relation to different groups and categories of students with special educational needs, including children with disorders of psychophysical development. The extreme variability of special educational needs and the need to take them into account and meet set the task of identifying strategic approaches and the ways of their realization. The aim of this study is to identify the actually existing contradictions based on the analysis of the educational practice of integrated education and upbringing and the analysis of the strategic area of the development of educational inclusion in the context of special educational needs. Based on the SWOT analysis of educational inclusion in the context of special educational needs, the study reveals the internal relationships within the area under investigation, presents a SWOT matrix developed, and formulates possible strategies for the development of educational inclusion in this context. The substantiation of the strategic area presented is based on the goal of education — the development of the potential of each child's personality. The results obtained can be used in substantiation and conduct of scientific research in the field of pedagogy and educational practices of different countries in the study of the issues of organization of the education process under the conditions of heterogeneity of the group of children and the diversity of the educational needs of the students. The described indicators of the development of educational inclusion in the context of special educational needs can determine the scope of monitoring procedures of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ»

Специальное образование. 2023. № 4 (72). Special Education. 2023. No 4 (72).

УДК 376.1(476)

ББК Ч424.46+Ч404(4Беи) ГРНТИ 14.29.01; 14.01.11 Код ВАК5.8.1

Вера Валерьевна Хитрюк Vera V. Khitryuk

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь, 3577058@ gmail.com, SPIN-код: 4177-8596

Аннотация. Предметом настоящей статьи является номинирование одного из стратегических направлений развития образовательной инклюзии — учет контекста особых образовательных потребностей обучающихся. Особенностью законодательного закрепления принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь является расширительное рассмотрение образовательной инклюзий — в отношении разных групп и категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в отношении детей с особенностями психофизического развития. Чрезвычайная вариативность особых образовательных потребностей, необходимость их учета и удовлетворения ставят задачу обозначения стратегических подходов и путей их реализации. Цель работы состоит в выявлении актуально существующих противоречий на основе анализа образователь-

© Хитрюк В. В., 2023

EDUCATIONAL INCLUSION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: DEVELOPMENT STRATEGIES IN THE CONTEXT OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus, 3577058@gmail.com, SPIN: 41778596

Abstract. The object of research in this article is the presentation of one of the strategic areas of development of educational inclusion — taking into account the context of special educational needs of the students. In the Republic of Belarus, a peculiar feature of the legislative regulation of the principle of inclusion in education consists in its broad interpretation — in relation to different groups and categories of students with special educational needs, including children with disorders of psychophysical development. The extreme variability of special educational needs and the need to take them into account and meet set the task of identifying strategic approaches and the ways of their realization. The aim of this study is to identify the actually existing contradictions based on the analysis of the educational practice of integrated education and upbringing and the analysis of the strategic area of the development of

ной практики интегрированного обучения и воспитания и анализа стратегического направления развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей. На основе проведенного SWOT-анализа образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей выявлены внутренние взаимосвязи номинируемого направления, разработана матрица SWOT, сформулированы возможные стратегии развития образовательной инклюзии в названном контексте. Обоснование номинируемого стратегического направления опирается на целевой ориентир образования — развитие потенциалов личности каждого ребенка. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании и проведении научных исследований в области педагогики и образовательных практик разных стран при изучении вопросов организации образовательного процесса в условиях неоднородности детского состава, наличия разных образовательных потребностей у обучающихся. Описанные показатели развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей могут обозначить рамки мониторинговых процедур ее результативности.

Ключевые слова: образовательная инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивеая образовательная среда, особые образовательные потребности, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, SWOT-анализ, целевые ориентиры, образовательный процесс.

Информация об авторе: Хитрюк Вера Валерьевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педа-

educational inclusion in the context of special educational needs. Based on the SWOT analysis of educational inclusion in the context of special educational needs, the study reveals the internal relationships within the area under investigation, presents a SWOT matrix developed, and formulates possible strategies for the development of educational inclusion in this context. The substantiation of the strategic area presented is based on the goal of education — the development of the potential of each child's personality. The results obtained can be used in substantiation and conduct of scientific research in the field of pedagogy and educational practices of different countries in the study of the issues of organization of the education process under the conditions of heterogeneity of the group of children and the diversity of the educational needs of the students. The described indicators of the development of educational inclusion in the context of special educational needs can determine the scope of monitoring procedures of its effectiveness.

Keywords: educational inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, special educational needs, SEND, children with disabilities, SWOT analysis, goals, education process.

Author's information: Khitryuk Vera Valer'evna, Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Inclusive Education, Belarusian State Pedagogical University named after

гогический университет имени Максима Танка, SPIN-код: 4177-8596; адрес: 220030, Республика Беларусь, Минск, ул. Советская, 18, email: 3577058@gmail.com. Для цитирования: Хитрюк, В. В. Образовательная инклюзия в Республике Беларусь: стратегии развития в контексте особых образовательных потребностей / В. В. Хитрюк. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 31-46.

Целевые ориентиры образования любой страны представлены как объективно (обеспечение устойчивого социально-экономического развития), так и субъективно (обеспечение определенного качества жизни отдельного человека). При этом целевые ориентиры образования, в том числе и обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, детермиро-ванными особенностями их психического и/или физического развития, имеют четкие очертания для каждой ступени образования и обозначают комплекс компетенций, способных обеспечить качество их жизни на основе развития потенциалов личности. Поиск путей достижения целевых ориентиров образования определяет необходимость четкого артикулирования методологии процессов, характеризующих актуальное состояние системы, и обозначение механизмов их реализации.

Инклюзивные процессы в системе образования Беларуси

Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus.

For citation: Khitryuk, V. V. (2023). Educational Inclusion in the Republic of Belarus: Development Strategies in the Context of Special Educational Needs. Special Education, 4(72), pp. 31-46. (In Russ.).

прошли путь от номинации в Концепции инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (2015)1, профессионального и социального признания до нормативного закрепления в Кодексе Республики Беларусь об образовании (2022) как принципа государственной политики в следующей трактовке: «Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: ...инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного,

1 Концепция развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. — URL: http://asabliva.by (дата обращения: 29.08.2021). — Текст : электронный.

талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами)»1. Принцип инклюзии пронизывает все уровни системы образования и все ее виды. Очевидно, что образовательная инклюзия рассматривается расширительно и включает различные категории детей с особыми образовательными потребностями.

Выступая императивом развития системы образования, образовательная инклюзия смыслово означает поиск путей трансформации системы образования таким образом, чтобы она отвечала разнообразным потребностям обучающихся, обеспечивала психологическое благополучие и безопасность каждого обучающегося. Это чрезвычайно сложная и совершенно очевидно пролонгированная в своем решении задача.

В Республике Беларусь исторически научное обсуждение и нормативное закрепление принципа инклюзии берет свои истоки в образовательной интеграции (как форме специального образо-

1 Закон Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» № 154-З от

14.01.2022. — Ст. 2. — URL: https:// pravo .by/document/?guid= 12551 &p0= H12200154&p1=1 (дата обращения: 01.02.2022). — Текст : электронный.

вания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), реализуемого на базе учреждений основного образования). Начиная с 1995 г., была разработана и утверждена нормативная правовая база интегрированного обуче-ния2; апробированы и внедрены модели интегрированного обучения и воспитания [8], определены теоретические основы организации адаптивной образовательной среды, создана модель психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной

2 1) Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь «Об утверждении Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» от 18 августа 1995 г. № 327. — URL: http://logope dia.by/?p= 1176 (дата обращения: 23. 09.2023); 2) Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18. 05.2004 № 285-З. — URL: http:// kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_obrazo vanii_lits_s_o sobenno styami_psihofizic heskogo (дата обращения: 21.09.2023);

3) Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011 г. № 243-3). — URL: http://https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=hk11002 43 (дата обращения: 21.09.2023);

4) Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы. — URL: http://pravo.by/world_of_law (дата обращения: 10.08.2023).

интеграции [3; 4]. Результатом стало существенное сокращение количества специальных школ (с 95 до 47), более 70 % детей с ОПФР сегодня обучаются в рамках разных моделей интегрированного обучения и воспитания.

С 2018 г. в Республике Беларусь экспериментальным путем были апробированы варианты образовательной инклюзии в отношении детей с ОПФР. Целевой ориентир разработки и апробации разных моделей заключался в максимально возможном учете качества и характера проявления ООП обучающихся. Именно поэтому варианты предлагаемых моделей охватывают диапазон от полного включения ребенка с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) в совместное обучение с его нор-мотипичными сверстниками в специальных классах, функционирующих на базе учреждения общего среднего образования. Выбор модели (образовательного маршрута) детерминирован качеством и особенностями проявления ООП обучающегося. Именно эта детерминанта обусловливает оптимальную полноту включения ребенка с ООП в совместный образовательный процесс при обеспечении его качества для всех детей, а также характер дидактического и методического обеспечения (необходимый и/или достаточный уровень адаптации и/или

модификации содержания обучения, дидактических материалов, методических приемов). Кроме того, характер и проявления ООП обучающихся определяют особенности коррекционно-педаго-гической помощи, оказываемой тому или другому ребенку.

В настоящее время образовательная инклюзия в Беларуси проходит процесс институциали-зации, предполагающий превращение отдельных разрозненных эмпирических практик совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в упорядоченную систему образовательных отношений, определяющую методологию инклю-зивности как принципа взаимодействия субъектов образовательной среды на основе традиционных ценностей. Фактически обращение к понятию «особые образовательные потребности» [10; 11]1 актуализирует педагогический принцип индивидуального и дифференцированного подхода, наполняя его новым звучанием, отражающим актуальную образовательную практику. Понятие «особые образовательные потребности» смыслово определяется как условия, необ-

1 См. также: Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов / под общ. ред. А. И. Жука, Н. Н. Малофеева, В. В. Хитрюк. — Минск : БГПУ, 2020. — 104 с. — С. 19, 41-42.

ходимые для развития ребенка. Очевидно, что в очень неоднородной группе обучающихся с ООП предстоит выделить, обосновать и описать общие ООП (например, ООП, присущие всем категориям детей с ОПФР, или ООП, присущие всем одаренным детям, и т. д.), специфические ООП (например, ООП, характерные для обучающихся с нарушением слуха / нарушением функций опорно-двигательного аппарата / обучающихся с расстройствами аутистического спектра; или ООП, характерные для каждого типологического варианта одаренных и талантливых детей, и т. д.) и индивидуальные ООП, формирование которых лежит в плоскости социальной ситуации развития ребенка (семья, время начала обучения, условия образования и т. д.).

Таким образом, в Беларуси накоплен огромный эмпирический опыт интегрированного обучения и воспитания обучающихся с ОПФР [16], позволяющий сформулировать актуальные противоречия образовательной практики при реализации принципа инклюзии в образовании и обозначить стратегии ее развития в контексте особых образовательных потребностей.

Так, требующими разрешения являются противоречия, проявляющиеся в нескольких аспектах: социальном (на макро- (социум)

и микроуровнях (отдельное учреждение образование)), образовательном (личностном, содержательно-смысловом, инструментально-технологическом) и профессионально-педагогическом. В социальном аспекте следует обозначить противоречия между:

- динамичным развитием практик образовательной инклюзии и недостаточным научным анализом актуального социального контекста, определяющего детерминанты эффективности этого процесса;

- осознанием генеральной цели инклюзивного образования (повышение качества жизни ребенка с ОПФР и его семьи) и крайне недостаточным использованием важного ресурса — потенциалов личности обучающегося как механизма обеспечения достижения цели;

- номинированием позиций государственной политики в сфере образования в контексте принципа инклюзии и недостаточностью консолидированных административных, научных, профессионально-педагогических шагов, направленных на анализ реальных потребностей обучающихся и их обеспечение в полном объеме;

- декларативной позицией в понимании инклюзии в широком смысле (де-юре) в отношении всех детей, имеющих те или иные особые образовательные потребности, и реальным практикопри-

менением инклюзивного подхода в узком его понимании в контексте дефицитарной концепции развития личности, имеющей те или иные нарушения развития.

Образовательный аспект характеризуется противоречиями между:

- принятием идей образовательной инклюзии профессиональным педагогическим сообществом и пока еще недостижимостью подлинного качества образования для каждого ребенка;

- активным обсуждением инклюзивного образования в его ценностном и технологическом аспектах и слабой номинацией его смыслов с позиций развития потенциалов личности каждого ребенка, его функциональных возможностей как ресурса развития всего социального сообщества;

- целесообразностью центрации на личностном потенциале, возможностях и потребностях ребенка с ОПФР и традиционном фокусировании внимания на его дефицитарности;

- решением задачи формирования академических компетенций и необходимостью достижения стратегической цели образовательной инклюзии — развития потенциала личности ребенка с ОПФР, его функциональных возможностей;

- осознанием многообразия ресурсного обеспечения образовательной инклюзии и слабым ис-

пользованием потенциала всех его участников, в том числе семьи ребенка с ОПФР, сверстников и родительского сообщества класса;

- допустимой вариативностью содержательного наполнения образования и недостаточной разработанностью инструментов индивидуализации содержания с учетом особых образовательных потребностей конкретного ребенка.

В профессионально-педагогическом аспекте очевидными становятся противоречия между:

- традиционной вариативной подготовкой педагогов, способных решать профессиональные задачи в условиях однородного по образовательным потребностям состава детского коллектива и потребностью актуальной образовательной практики в педагоге, обладающем компетенциями, обеспечивающими продуктивность его профессиональной деятельности в ситуации детской неоднородности (состава детского коллектива с различными образовательными потребностями);

- исторически сложившейся «монополией» на ведущую позицию педагога как субъекта профессиональной деятельности и созревшей необходимостью подготовки педагога, готового и способного видеть и развивать субъ-ектность каждого ребенка, обеспечивающую развитие потенциалов личности и функциональных возможностей;

- методической подготовкой педагогов, отвечающей образовательным потребностям «стандартного» ребенка, и методической подготовкой педагога, опирающейся на умение увидеть трудности, с которыми сталкивается ребенок, установить причины их возникновения, определить комплекс ООП и создать необходимые специальные условия образования для их удовлетворения.

Становится очевидным, что среди основных стратегических направлений развития образовательной инклюзии [15; 17] особое место занимает изучение и номинирование разных групп обучающихся, для которых характерны ООП, описание подходов к разработке дифференцированной типологии ООП разных групп обучающихся. Известно, что к основным группам обучающихся с ООП, как правило, относят:

- обучающихся с ОПФР и группы риска в развитии того или иного нарушения;

- обучающихся с расстройствами эмоциональной сферы и поведения;

- одаренных и талантливых обучающихся;

- обучающихся, перенесших психологическую травму или находящихся в ситуации психологического неблагополучия, и др.

Перечень групп обучающихся с ООП может быть продолжен и должен стать темой отдельного

междисциплинарного научного исследования. Каждая из названных групп детей имеет ООП, различные по характеру проявления, качеству, возрастной сенситивно-сти, степени влияния на функциональность ребенка, а также возможности развития личностных потенциалов.

Одним из важнейших направлений развития образовательной инклюзии в контексте ООП видится обеспечение качества образования, развитие потенциалов личности и функциональных возможностей каждого ребенка. Сущность обозначенного направления заключается, во-первых, в артикулировании разных групп обучающихся с ООП, изучении и описании характера проявления этих потребностей в образовательном процессе (трудности, с которыми сталкивается ребенок в образовательном процессе и взаимодействии со сверстниками, и их причины; условия, обеспечивающие освоение содержания образования с учетом имеющихся образовательных потребностей; условия, обеспечивающие развитие потенциалов личности обучающегося и его функциональных возможностей), а во-вторых, — в создании типологии ООП обучающихся для каждой из номинированных групп.

С целью определения возможных стратегий развития образовательной инклюзии в контек-

сте ООП был проведен SWOT-анализ (таблица 1).

Анализ компонентов внешней и внутренней среды позволил выявить внутренние взаимосвязи феномена, разработать матри-

цу SWOT и сформулировать возможные стратегии развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей (таблица 2).

Таблица 1

SWOT-анализ образовательной инклюзии в контексте ООП

Внутренняя среда Положительное влияние Отрицательное влияние

Сильные стороны: - расширительное понимание термина «особые индивидуальные образовательные потребности»; - опора на сильные стороны ребенка и зону его ближайшего развития; - рассмотрение задач обучения и воспитания ребенка с ООП через призму развития потенциалов его личности и функциональных возможностей; - конгруэнтность образовательного маршрута потенциалам личности обучающегося; - создание диагностической основы для принятия взвешенных педагогических и методических решений педагогическими работниками в условиях образовательной инклюзии Слабые стороны: - отсутствие исследований, позволяющих номинировать ООП разных групп современных обучающихся (одаренные, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, педагогически запущенные и др.); - отсутствие научно обоснованных классификационных критериев типологии ООП обучающихся

Внешняя среда Возможности: - создание типологии ООП, позволяющей принимать взвешенные профессиональные педагогические решения в поддержке развития личности ребенка и его функциональных возможностей; Угрозы: - «видение» ребенка через призму его дефицитов, а не возможностей развития; - игнорирование принципа «презумпции компетентности» каждого ребенка; - стигматизация обучающихся с ООП;

Внешняя среда Положительное влияние Отрицательное влияние

- разработка новых методических инструментов, в том числе и цифровых, обеспечивающих удовлетворение ООП разных категорий обучающихся; - модернизация содержания педагогической подготовки в контексте ООП - «выпадение» некоторых обучающихся из качественного образовательного процесса; - несоответствие подготовки педагогических кадров потребностям реальной образовательной практики

Таблица 2

Матрица возможных стратегий развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей

Возможности: создание типологии ООП, позволяющей принимать взвешенные профессиональные педагогические решения в поддержке развития личности ребенка и его функциональных возможностей разработка новых методических инструментов, в том числе и цифровых, обеспечивающих удовлетворение ООП разных категорий обучающихся модернизация содержания педагогической подготовки в контексте ООП Угрозы: «видение» ребенка через призму его дефицитов, а не возможностей развития; игнорирование принципа «презумпции компетентности» каждого ребенка; стигматизация обучающихся с ООП; «выпадение» некоторых обучающихся из качественного образовательного процесса несоответствие подготовки педагогических кадров потребностям реальной образовательной практики

Сильные стороны: - расширительное понимание термина «особые индивидуальные образовательные потребности»; Поле «Сильные стороны и возможности» («СИВ»): Поле сильные стороны и угрозы показывает («СИУ»):

- опора на сильные стороны ребенка и зону его ближайшего развития;

- рассмотрение задач обучения и воспитания ребенка с ООП через призму развития потенциалов его личности и функциональных возможностей;

- конгруэнтность образовательного маршрута потенциалам личности обучающегося;

- создание диагностической основы для принятия взвешенных педагогических и методических решений педагогическими работниками в условиях образовательной инклюзии._

Слабые стороны:

- отсутствие данных исследований, позволяющих номинировать образовательные потребности разных групп современных обучающихся с ООП (одаренные, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, педагогически запущенные и др.);

- отсутствие научно обоснованных классификационных критериев типологии ООП обучающихся.

Определение репертуара особых образовательных потребностей и использование этого инструмента в образовательной практике, что позволит создать условия развития потенциалов личности каждого ребенка, определяющих его субъектность, гармоничность социального взаимодействия и общения, эмоциональное благополучие.

Достижение цели 4 устойчивого развития — качество образования

Поле «Cлабые стороны и возможности» («СЛВ»):

- проведение научных исследований по изучению образовательных потребностей обучающихся и создание типологий ООП для разных групп обучающихся; использование научных подходов в подготовке педагогических работников с использованием идей и принципов инклюзивной и специальной педагогики._

- «видение» ребенка с позиций его возможностей и обеспечение условий развития потенциалов личности и функциональных возможностей;

- предотвращение ситуаций буллинга, мо-бинга, стигматизации обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательной среде;

- изменение пара-дигмальных основ педагогической подготовки.

Поле слабые стороны и угрозы («СЛУ»):

- деформированное развитие образовательной практики, ориентирующейся на узкий спектр особых образовательных потребностей, относящийся к обучающимся с особенностями психофизического развития.

Показателями развития образовательной инклюзии в контексте ООП могут быть следующие положения:

- образовательная инклюзия нормативно и в образовательной практике определяется в отношении гетерогенной категории детей с особыми образовательными потребностями, т. е. образовательная инклюзия предполагает включение, обеспечение равноправного участия в образовательном процессе обучающихся с разными индивидуальными ООП;

- особые образовательные потребности как феномен рассматриваются в динамике, обусловленной возрастными особенностями, а также условиями социальной ситуации развития ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в учреждении образования особые образовательные потребности обучающихся персонифицированы: определены характер ООП, особенности их проявления, трудности, с которыми сталкивается ребенок, причины их возникновения, форма и варианты педагогической поддержки ребенка в развитии его личностных потенциалов и функциональных возможностей;

- созданные образовательные условия конгруэнтны характеру индивидуальных ООП каждого ребенка и призваны удовлетворить их;

- удовлетворение индивидуальных ООП стратегически направ-

лено на развитие личностных потенциалов и функциональных возможностей ребенка;

- организация образовательного процесса характеризуется вариативностью предлагаемых моделей образовательных маршрутов и включения ребенка в совместный образовательный процесс на основе учета его индивидуальных образовательных потребностей и результатов мониторинга развития личностных потенциалов и функциональных возможностей;

- модели образовательных маршрутов определяются не только организационными формами, но и содержательным наполнением образования (адаптация, модификация содержания и методических приемов) с учетом индивидуальных ООП обучающегося, а также характером и полнотой оказываемой педагогической поддержки;

- изменение образовательного маршрута (содержательного наполнения образования) происходит на основе анализа и оценки совокупности показателей учебных достижений обучающегося, развития его личностных потенциалов и функциональных возможностей, психологического благополучия, социального развития и социальной состоятельности.

Таким образом, одним из ведущих стратегических направлений развития образовательной

инклюзии является контекст ООП обучающихся. Знание и учет выявленных и описанных стратегий и показателей развития образовательной инклюзии в контексте ООП позволяют принимать управленческие решения и проводить мониторинговые процедуры, устанавливающие эффективность реализации инклюзивной образовательной практики.

Официальные документы

Концепция развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. — URL : http://asabliva.by (дата обращения: 29.08.2021). — Текст : электронный.

Закон Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» № 154-З от 14.01.2022. — URL: https ://pravo .by/document/?guid=12 551&p0=H12200154&p1=1 (дата обращения: 01.02.2022). — Текст : электронный.

Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь «Об утверждении Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» от 18 августа 1995 г. № 327. — URL: http://logopedia. by/?p=1176 (дата обращения: 23. 09.2023). — Текст : электронный.

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно-

стями психофизического развития (специальном образовании)» от 18.05.2004 № 285-З. — URL: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ ob_obrazovanii_lits_s_osobennosty ami_psihofizicheskogo (дата обращения: 21.09.2023). — Текст : электронный.

Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011 г. № 243-3). — URL: http://https:// pravo .by/document/?guid=3 871&p0 =hk1100243 (дата обращения: 21. 09.2023). — Текст : электронный.

Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы. — URL: http:// pravo.by/world_of_law (дата обращения: 10.08.2023). — Текст : электронный.

Литература

1. Бобров, Н. М. Правовые аспекты инклюзивного образования в системе высшего образования в Республике Беларусь / Н. М. Бобров, Е. С. Боброва. — Текст : непосредственный // Поддержка одаренности — развитие креативности : материалы Междунар. конгресса / гл. ред. И. М. Прищепа. — Витебск : Витебский государственный университет им. И. П. Ма-шерова, 2014. — Т. 1. — С. 160-164.

2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1983. — 368 с. — (Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский ; т. 5).

3. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.] ; под общ. ред. : С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск : БГПУ, 2006. — 98 с. — Текст : непосредственный.

4. Гайдукевич, С. Е. Ребенок с особенностями психического развития: современные акценты воспитания: реалии интегрированного обучения и воспитания / С. Е. Гайдукевич. — Текст : непосредственный // Народная асвета. — 2013. — № 1. — С. 24-27.

5. Жук, О. Л. Беларусь: инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей / О. Л. Жук. — Текст : непосредственный // Эффективная педагогика. — 2012. — № 2-3 (28-29). — С. 19-22.

6. Змушко, А. М. Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования / А. М. Змушко. — Текст : непосредственный // Человек и образование. — 2016. — № 1. — С. 45-50.

7. Иванькова, Ю. А. Особенности внедрения инклюзивного образования в Республике Беларусь / Ю. А. Иванькова, А. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных наук : материалы Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов (бакалавры и магистры) высших учебных заведений. — Уфа : Башкирский государственный аграрный университет, 2016. — С. 147-153.

8. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : мо-ногр. / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещин-ская. — Минск : НИО, 2003. — 232 с. — Текст : непосредственный.

9. Лауткина, С. В. Реформирование системы образования в Республике Беларусь с учетом инклюзивных тенденций / С. В. Лауткина. — Текст : непосредственный // Современное образование Витеб-щины. — 2013. — № 2. — С. 51-54.

10. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности / В. И. Лубовский. — Текст : электронный // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 5. — URL: http://psyedu.m/joumal/2013/5/Lubov skiy.phtml (дата обращения: 29.09.2023).

11. Малофеев, Н. Н. Эволюция терминологии специальной психологии и коррек-ционной педагогики: международный

словарь — 2021 / Н. Н. Малофеев, В. В. Хит-рюк. — Текст : электронный // Альманах ИКП РАО. — 2022. — № 47. — URL: https://alldef.ru (дата обращения: 09.06. 2022).

12. Сняткова, А. Ю. Особенности развития инклюзивного образования в Республике Беларусь / А. Ю. Сняткова. — Текст : непосредственный // The Newman in Foreign Policy. — 2017. — № 37 (81). — С. 54-56.

13. Сороко, Е. Н. Опыт Республики Беларусь в области обучения поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с нарушениями навыков вербального общения / Е. Н. Сороко. — Текст : непосредственный // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии : сб. ст. Меж-дунар. науч.-практ. конф. (18-20 сент. 2014 г.) / под науч. ред. В. Л. Рыски-ной. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. — С. 203-209.

14. Сороко, Е. Н. Современные подходы к обучению коммуникации детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения / Е. Н. Сороко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2018. — № 2. — С. 135-146.

15. Хитрюк, В. В. Основные стратегические направления совершенствования образовательной инклюзии / В. В. Хит-рюк. — Текст : непосредственный // Адукацыя i выхаванне. — 2022. — № 5. — С. 23-30.

16. Хитрюк, В. В. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения инклюзии в общем образовании: противоречия, проблемы, задачи / В. В. Хитрюк. — Текст : непосредственный // Педагогическая наука и образование. — 2022. — № 3. — С. 86-98.

17. Хитрюк, В. В. Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы / В. В. Хитрюк. — Текст : электронный //Альманах ИКП РАО. — 2022. — № 47. — URL: https://alldef.ru (дата обращения: 09.06.2022).

References

1. Bobrov, N.M., & Bobrova, E.S. (2014). Pravovye aspekty inklyuzivnogo obrazova-niya v sisteme vysshego obrazovaniya v Respublike Belarus' [Legal aspects of inclusive education in the system of higher education in the Republic of Belarus]. In I. M. Pri-shchepa (Ed.), Podderzhka odarennosti — razvitie kreativnosti (Materials of the International congress, Vol. 1, pp. 160-164). Vitebsk: Vitebsk State University named after. I. P. Masherov. (In Russ.)

2. Vygotskiy, L.S. (1983). Osnovy defekto-logii [Fundamentals of defectology] (Collected Works, Vol. 5). Moscow: Pedagogika, 368 p. (In Russ.)

3. Gaydukevich, S.E., Checheta, V.V., et al. (2006). Organizatsiya obrazovatel'noy sredy dlya detey s osobennostyami psikhofiziche-skogo razvitiya v usloviyakh integrirovan-nogo obucheniya [Organization of the educational environment for children with special needs of psychophysical development in the conditions of integrated education] [teaching and method. manual]. Minsk: BGPU, 98 p. (In Russ.)

4. Gaydukevich, S.E. (2013). Rebenok s osobennostyami psikhicheskogo razvitiya: sovremennye aktsenty vospitaniya: realii integrirovannogo obucheniya i vospitaniya [A child with special needs of mental development: modern accents of education: realities of integrated training and education]. Narodnaya asveta, 1, 24-27. (In Russ.)

5. Zhuk, O.L. (2012). Belarus': inklyuziv-noe obrazovanie i trebovaniya k kompeten-tsiyam uchiteley [Belarus: inclusive education and requirements for teacher competencies]. Effektivnaya pedagogika, 2-3(28-29), 19-22. (In Russ.)

6. Zmushko, A.M. (2016). Obrazovatel'-naya politika Respubliki Belarus' v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya [Educational policy of the Republic of Belarus in the field of inclusive education]. Chelovek i obrazova-nie, 1, 45-50. (In Russ.)

7. Ivan'kova, Yu.A., & Orlova, A.V. (2016). Osobennosti vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Belarus' [Features of the implementation of inclusive

education in the Republic of Belarus]. In Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk (Materials of the International Competition of Research Works of Students (Bachelors and Masters) of Higher Educational Institutions, pp. 147-153). Ufa: Bashkirskiy gosu-darstvennyy agrarnyy universitet. (In Russ.)

8. Konopleva, A.N., & Leshchinskaya, T.L. (2003). Integrirovannoe obuchenie i vospita-nie detey s osobennostyami psikhofiziche-skogo razvitiya [Integrated training and education of children with special needs of psychophysical development] [Monograph]. Minsk: NIO, 232 p. (In Russ.)

9. Lautkina, S.V. (2013). Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Respublike Belarus' s uchetom inklyuzivnykh tendentsiy [Reforming the education system in the Republic of Belarus taking into account inclusive trends]. Sovremennoe obrazovanie Viteb-shchiny, 2, 51-54. (In Russ.)

10. Lubovskiy, V.I. (2013). Osobye obrazo-vatel'nye potrebnosti [Special educational needs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie, 5. Retrieved Sept. 29, 2023, from http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy. phtml (In Russ.)

11. Malofeev, N.N., & Khitryuk, V.V. (2022). Evolyutsiya terminologii spetsial'noy psikhologii i korrektsionnoy pedagogiki: mezhdunarodnyy slovar' — 2021 [Evolution of the terminology of special psychology and correctional pedagogy: international dictionary of 2021]. Al'manakh IKP RAO, 47. Retrieved June 9, 2022, from https://alldef.ru (In Russ.)

12. Snyatkova, A.Yu. (2017). Osobennosti razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Res-publike Belarus' [Features of the development of inclusive education in the Republic of Belarus ]. The Newman in Foreign Policy, 57(81), 54-56. (In Russ.)

13. Soroko, E.N. (2014). Opyt Respubliki Belarus' v oblasti obucheniya podderzhiva-yushchey i al'ternativnoy kommunikatsii detey s narusheniyami navykov verbal'nogo obshcheniya [Experience of the Republic of Belarus in the field of teaching supportive and alternative communication to children with impaired verbal communication skills].

In V.L. Ryskina (Ed.), Al'ternativnaya i do-polnitel'naya kommunikatsiya kak osnova razvitiya, reabilitatsii i obucheniya lyudey s narusheniyami v razvitii (collected papers of scientific-practical conf., 2014, Sept. 18-20, pp. 203-209). St. Petersburg. (In Russ.)

14. Soroko, E.N. (2018). Sovremennye podkhody k obucheniyu kommunikatsii de-tey s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya, imeyushchikh narusheniya navy-kov verbal'nogo obshcheniya [Modern approaches to teaching communication skills to children with special psychophysical development and verbal communication disorders]. Special Education, 2, 135-146. (In Russ.)

15. Khitryuk, V.V. (2022). Osnovnye strate-gicheskie napravleniya sovershenstvovaniya

obrazovatel'noy inklyuzii [Main strategic directions for improving educational inclusion]. Adukatsyya i vykhavanne, 5, 23-30. (In Russ.)

16. Khitryuk, V.V. (2022). Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt obespecheniya inklyuzii v obshchem obrazovanii: protivorechiya, pro-blemy, zadachi [Domestic and foreign experience of ensuring inclusion in general education: contradictions, problems, tasks]. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie, 3, 86-98. (In Russ.)

17. Khitryuk, V.V. (2022). Sovremennoe spetsial'noe obrazovanie: vyzovy i vozmo-zhnye otvety [Modern special education: challenges and possible answers]. Al'manakh IKP RAO, 47. Retrieved June 9, 2022, from https://alldef.ru (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.