Научная статья на тему 'Образовательная экспансия Турции в Африке'

Образовательная экспансия Турции в Африке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
731
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРЕЦКИЕ ШКОЛЫ В АФРИКЕ / ШКОЛЫ ГЮЛЕНА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ТУРЕЦКОМУ ЯЗЫКУ / EDUCATION EXPORT / TURKISH SCHOOLS IN AFRICA / GULEN SCHOOL / INTERNATIONAL TURKISH LANGUAGE COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосаки Нодар Зейналович

Создание турецких школ по всему миру стало наиболее успешным проектом Турции во внешней политике за последние годы. Этот опыт может быть весьма полезен крупным державам, имеющим определенные амбиции в распространении своего языка и культуры в регионе. Проанализирована деятельность турецких образовательных учреждений в Африке: причины их успеха, контингент учащихся, содержание образования, миссионерские программы, значение для продвижения позитивного образа Турции на Черном континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational expansion of Turkey in Africa

The establishment of Turkish schools worldwide has turned out to be the most successful project of Turkey in its foreign policy over the recent years. This experience can be quite useful for major powers which have certain ambitions in terms of their language and culture spread in a region. The author analyzed activities of Turkish educational institutions in Africa: causes of their success, a student body, education content, missionary programs, a significance for promotion of a positive image of Turkey on the Dark Continent.

Текст научной работы на тему «Образовательная экспансия Турции в Африке»

Н.З. Мосаки

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ ТУРЦИИ В АФРИКЕ1

Статья поступила в редакцию в феврале 2013 г.

Создание турецких школ по всему миру стало наиболее успеш- Аннотация

ным проектом Турции во внешней политике за последние годы. _______

Этот опыт может быть весьма полезен крупным державам, имеющим определенные амбиции в распространении своего языка и культуры в регионе. Проанализирована деятельность турецких образовательных учреждений в Африке: причины их успеха, контингент учащихся, содержание образования, миссионерские программы, значение для продвижения позитивного образа Турции на Черном континенте.

Ключевые слова: экспорт образования, турецкие школы в Африке, школы Гюлена, Международная олимпиада по турецкому языку.

Исторически Турция была объектом деятельности западных миссионеров, создавших в этой стране ряд известнейших учебных заведений, например Роберт-колледж, французские лицеи. Однако в последние годы Турция сама стала осуществлять планомерную экспансию в сфере образования.

С начала 90-х годов ХХ в. в разных странах, в первую очередь на Кавказе, в центральной Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах, предпринимателями и преподавателями — последователями известного турецкого религиозного деятеля и мыслителя Фетхуллаха Гюлена — было открыто около 500 школ и университетов. Первая такая школа появилась в 1992 г. в Азербайджане. Ныне они действуют в 140 странах [Kose, 2010; Akyol, 2012]. Примечательно, что в ряде стран произведения Гюлена запрещены как экстремистские [Давыдов, 2007]2.

Школы Гюлена, который объявлен Турцией в международный розыск и проживает в США, но считается духовным наставником руководства ныне правящей в Турции Партии справедливости

Школы Гюлена в современном мире

1

2

Автор выражает благодарность рецензенту журнала «Вопросы образования» Г.И. Гусейнову за полезные замечания.

Некоторые произведения Ф. Гюлена были признаны экстремистскими и судебными органами России.

49

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

и развития (ПСР)3, являются одним из важнейших рычагов «мягкой мощи»4 Турции. Они воспитывают будущие элиты в разных странах в духе любви к Турции и к турецкой культуре [ elik, 2012a; Bozkurt, 2008; Kose, 2010]. По мнению бывшего директора департамента зарубежного образования Министерства образования Турции А. Айтача, опубликовавшего книгу «Острова мира» (Sulh Adaciklari) о турецких школах за рубежом, их создание стало наиболее успешным проектом Турции во внешней политике за последние годы. Эти школы способствовали росту интереса к Турции и содействуют превращению турецкого языка в международный. А. Айтач считает, что «XXI в. станет веком турок благодаря турецким школам» [Aytag, 2010].

Все эти школы частные и созданы без участия государства. Источником финансирования являются плата за обучение и средства предпринимателей, близких к структурам Ф. Гюлена. В основном это новая происламская буржуазия, возникшая и бурно развивающаяся с 80-х годов XX в., после либеральных экономических реформ Т. Озала. Это буржуазия «анатолийских тигров», т.е. провинций Анатолии, в основном Центральной Анатолии и западной части Юго-Восточной Анатолии. Новая происламская буржуазия, в отличие от традиционной турецкой буржуазии, ориентированной на европейский рынок, активно осваивает новые для Турции рынки — Центральную Азию, Ближний Восток, Восточную Азию, Африку. Она стала опорой Партии справедливости и развития, правящей с конца 2002 г., и ее представителей нередко называют «исламскими протестантами», поскольку в самосознании новой буржуазии высокий статус религиозных ценностей сочетается с нацеленностью на экономический успех, бережливость, благотворительность, с уважением к образованию и науке. Поскольку структуры Гюлена активно занимаются образованием и миссионерской деятельностью, а также из-за некоторых принципов, которых они придерживаются в своей деятельности, их называют «мусульманским иезуитским орденом».

Школы Гюлена были задуманы как средство приблизить традиционные происламские слои населения к науке, которую олицетворял Запад. «Новый мусульманин», которого они призваны были формировать, будучи консервативным в том, что касается религии, должен был усвоить все последние мировые достижения

Гюлен был объявлен в розыск в связи с обвинениями в покушении на принципы Ататюрка и в стремлении к ликвидации светской республики. Это произошло до прихода к власти происламской Партии справедливости и развития, на которую он оказывает сильное идеологическое влияние. Таким образом, когда речь идет о проектах Гюлена, направленных на поддержку государственной политики Турции, имеется в виду деятельность Гюлена и ПСР в рамках единого происламского дискурса. Вместе с тем, несмотря на значительное уменьшение роли генералитета, военные круги Турции, считающиеся хранителями принципов Ататюрка и светскости страны, сохраняют определенное влияние.

О концепте «мягкая мощь» («мягкая сила», soft power) см. [Nye, 1990; 2004; Най, 2004].

50

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

и включиться в глобальный научный и экономический процесс, успешно конкурируя в нем с Западом. Важнейшая роль при этом отводилась английскому языку и естественным наукам. Зная историю Турции, ее достаточно высокий относительно других мусульманских стран научный потенциал, не приходится удивляться, что идея таких школ возникла именно среди турок. Бурное экономическое развитие страны с 80-х годов ХХ в. и рост мощи происламского бизнеса, распад СССР и изменение геополитической реальности в регионах, окружающих Турцию, — на Балканах, на постсоветском пространстве, на Ближнем и Среднем Востоке — способствовали их успеху.

По-видимому, структурами Гюлена был учтен и в значительной степени использован опыт создания миссионерами из западных стран частных школ (колледжей), в первую очередь в Стамбуле. Некоторые турецкие ученые считают, что школы Гюлена похожи на французские учебные заведения Османской империи [Емельянова, 2008]. Кроме того, очевидно, что колоссальную роль в развитии турецкой системы образования, и особенно экспорта образования, сыграли выходцы из Европы, иммигрировавшие в Турцию во времена нацизма, так называемые германцы (в основном это были евреи5, или люди, имеющие часть еврейской крови, или состоящие в браке с евреем, а также немногочисленные немцы [Reisman, 2006. P. 33]). Около 200 выдающихся немецких ученых и артистов эмигрировали из Германии, а после 1938 г. и из Австрии, в Турцию. За 10-15 лет они фактически создали современную турецкую систему высшего образования и науки, с помощью своих турецких учеников подготовили учебники на турецком языке. Им же принадлежит заслуга создания турецкой оперы, Академии художеств, симфонического оркестра и системы библиотек [Ibid. P. 41].

Еще одним фактором успеха школ Гюлена можно считать использование имперского опыта Оттоманской Порты. Реализация принципов внутренней политики Ататюрка — насильственной ассимиляции, отуречивания и отрицания нетурецких мусульманских народностей — привела к многолетнему кровопролитному конфликту с курдами, ставшему одной из главных проблем современной Турции. В Османской империи существовала система милле-та: главной ценностью, объединяющей страну, была религиозная (исламская) идентичность, а народы, входящие в миллет, имели определенную местную автономию (говоря современным языком, это была своего рода федерация). Сегодня в Турции все чаще говорят о необходимости использовать опыт Османской империи для решения внутренних межэтнических противоречий, в первую очередь застарелой курдской проблемы. Учет опыта османов позволяет осуществлять мягкую экспансию, по возможности избегая

Некоторые евреи для высылки в Турцию по приглашению властей этой страны были даже освобождены нацистами из концлагерей [Reisman, 2006. P. 33].

51

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

конфронтаций. Школы Гюлена активно используют ислам в качестве фактора интеграции.

частный характер школ Гюлена обусловливает гибкость их управления и отсутствие бюрократизации. Они быстро реагируют на внешние изменения, развивая и совершенствуя учебные программ. Поскольку школы Гюлена функционируют за пределами Турции и обучение в них платное обучение, чтобы привлекать талантливых учеников, они должны предлагать услуги очень высокого качества.

Нынешние власти Турции оказывают школам Гюлена большую моральную поддержку, высоко оценивая их деятельность. По мнению президента Турции А. Гюля, турецкие школы за рубежом стали крупнейшим в истории Турции негосударственным проектом, своеобразными мостами между Турцией и теми странами, в которых они работают, и их ценность будет только повышаться. По словам А. Гюля, намереваясь открыть посольства Турции в странах, в которых ранее Анкара не имела дипломатических представительств, руководство государства обнаружило, что во многих из них уже действовали турецкие школы, способствовавшие продвижению турецкой культуры и созданию благоприятного образа Турции [President Gul: Turkish schools...], т.е. они проводили ту работу, которая обычно бывает возложена на дипломатические миссии.

Таким образом, школы Гюлена представляют собой полностью негосударственный проект и являются частными, но получают после прихода к власти ПСР серьезную поддержку государства. Хотя турецкие власти напрямую не участвуют в функционировании школ Гюлена за рубежом, они призывают турецких предпринимателей поддерживать их деятельность и содействуют формированию позитивного образа бизнесменов, финансирующих различные образовательные проекты Гюлена за рубежом.

Языки обучения в школах Гюлена за пределами Турции

Обучение в школах Гюлена за рубежом6 ведется на английском языке. Большинство предметов, в первую очередь дисциплины естественно-научного цикла, изучаются по учебникам, изданным в Великобритании. В обязательном порядке усиленно изучается турецкий язык, а также языки стран, в которых находятся школы. В Африке это французский, португальский, арабский, африкаанс, а в некоторых странах и местные языки, такие как суахили, малагасийский, зулу и другие официальные языки ЮАР. Выпускники школ Гюлена владеют по меньшей мере тремя, а как правило четырьмя языками. Таким образом, в отношении языка обучения и содержания естественно-научных предметов школы Гюлена представляют собой британскую школу.

Школы Гюлена, т.е. школы, учрежденные или действующие при поддержке структур, аффилированных с организациями Гюлена, имеются и в Турции. Однако в них обучение, как правило, осуществляется на турецком языке, хотя и интенсивно изучается английский язык.

52

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

Выбор английского языка для преподавания в школах Гюлена обусловлен следующими причинами:

1) турецкий язык не является международным языком, поэтому обучение на нем вряд ли пользовалось бы популярностью за пределами Турции. Вместе с тем обучение на английском языке сделало эти школы весьма привлекательными, а уже поступившие в школы Гюлена ученики изучают турецкий язык. Таким образом в школах Гюлена происходит экспансия турецкого языка7;

2) обучение на английском языке предоставляет уникальные возможности, позволяя ученикам со школьного возраста быть интегрированными в глобальный образовательный процесс и иметь доступ к литературе наиболее высокого качества;

3) в наиболее престижных частных вузах Турции, созданных в последние годы, — а школы Гюлена готовят элитных потребителей турецкого высшего образования — обучение осуществляется на английском языке, особенно в области технических и естественных наук, экономики и управления.

Турецкие школы в Африке стали открываться с конца 90-х годов ХХ в. [Kalyoncu, 2008]. Ныне они действуют уже в большинстве африканских государств — это около 40 стран, среди которых почти все наиболее крупные (Нигерия, Египет, Кения, Танзания, Сенегал, Гана, Судан, Демократическая Республика Конго, Мадагаскар, Камерун, чад и др.), и получают поддержку турецких властей на самом высоком уровне. Так, турецкая школа (лицей) в Найроби (I§ik Lisesi) была открыта президентом Турции А. Гюлем во время его визита в Кению, а во время визитов в Демократическую Республику Конго и Камерун в марте 2010 г. А. Гюль посетил уже существующие там турецкие школы. Руководство Турции считает, что инвестиции в образование, в частности в турецкие школы в Африке, являются наиболее эффективными [Turkey, Cameroon sign visa agreement...], а выпускники этих школ станут «послами доброй воли» Турции в африканских странах [Cameroonian students perform.].

Турецкие школы за недолгий период (10-15 лет) своего существования в странах Африки стали крупными образовательными учреждениями и завоевали огромный авторитет среди местной элиты. Так, в Сенегале турецкая школа была открыта в 1997 г. (Yavuz Selim School, Koleji). Ныне в ней обучаются около 400 человек. Всего в Сенегале в семи турецких школах в 2011/2012

Турецкие школы в Африке

В этом отношении турецкий опыт может быть весьма полезен крупным державам, имеющим определенные амбиции в распространении своего языка и культуры в регионе, — в том случае, если их государственные языки не являются глобальными. В том числе этот опыт может представлять интерес и для России. Созданные за пределами стран бывшего СССР школы с русским языком обучения, очевидно, не были бы популярнымм, особенно среди местных элит, однако при функционировании школ на английском языке интенсивное изучение русского языка в качестве основного иностранного языка, по-видимому, могло бы быть привлекательным.

53

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

учебном году обучались 1750 учеников. В Танзании первая турецкая школа начала работу в 1998 г., тогда в ней было 20 школьников. Сейчас в стране четыре турецкие школы, в которых обучаются 1,4 тыс. учеников [Turkish Schools in Tanzania...]. В Танзании действует турецкая школа Feza Secondary School, а на острове Занзибар (также Танзания) — начальная школа Feza Primary School, начавшая обучение с 2005 г. В 2001 г. в Гане была открыта школа Galaxy International, ставшая вскоре одной из наиболее успешных в стране. В Нигерии действуют 15 турецких школ, в которых учатся более почти 4 тыс. человек [Nigerian Turkish college students.; Yazar, 2010]. В пяти турецких школах ЮАР, первая из которых была открыта в 1999 г. [Kanbolat, 2010a; South African Turkish college.; Mohamed, 2009] в Кейптауне (The Star International High School), обучаются около 3 тыс. учеников. В открытой в 1999 г. турецкой школе в Судане в 2010 г. обучались 300 учеников, в том числе 62 гражданина Турции, а в 2011 г. — уже около 400 учеников [Bilgisayar ve laboratuvarla.; Turkish minister visits.]. В столице Мадагаскара Антананариву турецкая школа (тур. I§ik Koleji; фр. College La Lumiere International) была открыта в 2002 г., сейчас в ней обучаются около 150 детей. Некоторые из выпускников школ продолжают обучение в турецких университетах [Kanbolat, 2010b]. В Киншасе турецкая школа §afak начала работать в 2007 г., по состоянию на 2010 г. в ней обучались около 300 учеников. После завершения строительства новых зданий для школы численность учащихся в ней существенно вырастет [Unal, 2010a]. В Камеруне турецкий Amity International College действует с 2003 г. В Чаде авторитетом пользуется Ecole Privee Internationale Tchado Turque, в Египте — Salahadin International School (Каир и Бени-Суэф), в Габоне (Либревиль) — Ecole Privee Internationale Turco-Gabonaise, в которой численность учеников выросла в 2008-2012 гг. с двух до 106 [Bozkurt, 2012; £elik, 2012b], в Кении — I§ik College, в Либерии — Liberian-Turkish Light International School, в Малави — Bedir High School Malawi, в Мали — Horizon (тур. Ufuk) College (с 2003 в г. Бамако и с 2012 г. в г. Сегу), в Мозамбике — Willow International School, в Уганде — Turkish Light Academy (около 400 учеников) [Turkish schools key to success.], в Эфиопии — International Neca§i Turkish College (всего в Эфиопии четыре турецкие школы) [Turkish school officials visit.; Fitzgerald, 2010]. В столице Центрально-Африканской Республики г. Банги International Central African Republic Turkish School действует с 2006 г., когда в школу были приняты 45 человек. В 2012 г. в ней обучались 750 человек. При этом среди учеников школы — граждан ЦАР три четверти составляют христиане и последователи местных традиционных верований и лишь четверть — мусульмане (всего в ЦАР 15% мусульман). Половина педагогов — турецкие граждане, половина — граждане ЦАР [Akyol, 2012].

В мае 2011 г. президент Замбии Р. Банда открыл в Лусаке турецкую школу Horizon Primary and High School, подчеркнув важность создания частных школ для развития системы образования.

54

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

Особенно он отметил значение поддержки Турции в области преподавания естественно-научных дисциплин и информационных технологий [President Banda directs Ministry...]. Вскоре была создана школа Bedir Academy в столице Сомали Могадишо, где продолжительное время не существовало образовательных учреждений высокого уровня. Посредством экзаменов были отобраны 250 учеников. В школе кроме английского языка, на котором происходит обучение, изучаются турецкий, арабский и сомалийский языки. Министр образования Сомали А.-А. Ибрагим, высоко оценивая этот шаг турок, призвал их открыть школы и в других городах. Для сирот, доля которых в Сомали, где не прекращается гражданская война, весьма высока, выделена квота для обучения в школе (30% в начальной и 20% в средней школе) [Somali education minister praises.; Alyson, 2011; Somali'nin Gelecegi Turk Okullarinda...]. В 2012 г. начала действовать международная турецкая школа Hope Kids Academy в столице Руанды Кигали.

В странах Африки, где до сих пор нет турецких школ, готовы приветствовать их создание. Президент Коморских Островов А.-М. Самби призывал Турцию открыть в его стране школу, и даже после своей отставки заявлял, что с нетерпением ждет учреждения на Коморских Островах турецких школ [Comorian president wants.; Yenilmez, £iftgi, 2011]. Африканские лидеры считают, что турецких школ на континенте недостаточно, и призывают турок создавать их в каждой области каждой африканской страны [£iftgi, 2011; Libyan minister would like.]. Руководители африканских стран утверждают, что именно турецкие школы стали визитной карточкой Турции на Черном континенте (см., например: [Adilgizi, 2012]).

Обострение внутриполитической ситуации в той или иной африканской стране не препятствует работе турецких образовательных учреждений, нередко они даже расширяют в таких условиях свою деятельность. Так, из-за конфликта в Мали в 2012-2013 гг. ряд иностранных (американских и французских) школ прекратили работу и были закрыты, и некоторые их ученики перешли в турецкие школы. К уже имеющейся школе в столице Мали г. Бамако осенью 2012 г. прибавилась школа в г. Сегу. В 2014 г. турки планируют открыть еще две школы в Мали [Onal, 2013].

Хотя стоимость обучения в турецких школах по африканским меркам весьма высока8, турки предоставляют большое количество льгот и грантов для талантливых учеников из малоимущих слоев населения.

В турецких школах в Африке обучаются преимущественно дети элиты. В частности, в них обучались (обучаются) дочь президента Танзании Джакая Киквете, сын министра обороны Хусейна Мвиньи,

8 В беднейших странах Африки стоимость обучения в турецких школах составля-

ет около 2 тыс. долл. в год (см., например, о стоимости обучения в Мадагаскаре: [Kanbolat, 2010b]; в Кении: [Baydar, 2007]). Для сравнения: ВВП на душу населения в этих странах составляет около 1 тыс. долл. в год.

Контингент учащихся в турецких школах в Африке

55

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

внук министра образования [Tanzanya'da devletin...], дочь президента Мали Амаду Туман Туре [Ozeler, 2009]. Турецкую школу закончили и дети президента Нигерии [Turk kolejleri...]. Во время визита в Нигерию министр по делам внешней торговли Турции З. Чаглаян особо подчеркнул важность турецких школ в африканских странах, связав ее с тем обстоятельством, что «дети почти все министров и высокопоставленных официальных деятелей обучаются в этих школах. Возможно, из учащихся этих школ выйдут будущие министры и премьер-министры» [Yazar, 2010]. Турецкие школы считаются лучшими частными школами в Африке9.

Естественно, обучение в турецких школах детей глав африканских стран способствует повышению их престижа в этих государствах. За тот небольшой срок, что действуют в Африке турецкие школы, спрос на них среди местной элиты существенно вырос. Кроме того, они популярны среди работающих в Африке дипломатов и высококвалифицированных специалистов из других стран.

Их привлекают широкие возможности, предоставляемые турецкими школами: хорошая естественно-научная и языковая подготовка, а также интегрирующий подход к содержанию обучения и учет местных реалий. Турецкие школы в Африке, как правило, располагают прекрасной материально-технической базой, сильно отличаясь в этом отношении от местных учебных заведений. В них имеются лаборатории, спортивные комплексы и т.д. (например, [Bilgisayar ve laboratuvarla...]).

Руководство Турции, придавая большое значение работе турецких школ в Африке, особо подчеркивает, что они лишены колониального духа и менталитета [Unal, 2010a]. Турецкие школы в Африке создают там новую элиту, в том числе научную. Так, в ЮАР в турецких школах обучаются практически только чернокожие ученики. Именно ученик турецкой школы стал в ЮАР первым чернокожим, вошедшим в десятку лучших учеников по итогам национальной математической олимпиады [Kanbolat, 2010a]. До открытия в 1998 г. в Абудже Нигерийского турецкого международного колледжа, впоследствии создавшего свои отделения в пяти крупнейших городах Нигерии, ученики этой страны не получили ни одной медали на международных олимпиадах. За 12 лет ученики турецких школ принесли Нигерии 53 медали международных олимпиад. Отбор в турецкие школы происходит на конкурсной основе, так что в них принимают лучших учеников [Turk kolejleri.; Aring praises.]. Первую награду Мадагаскару на международной

9 Это суждение подтверждается успехами учеников турецких школ в Африке на международных олимпиадах (см., например: [Kanbolat, 2010a; Turk kolejleri.]), а также рейтингами частных школ Африки. Так, уже в 2007 г. турецкая школа в Кении по результатам национальных экзаменов занимала 2-е место среди всех частных школ Кении [Kalyoncu, 2008], а турецкая школа в Танзании — 6-е место среди всех экзаменационных центров страны [Saiboko, 2011]. В столице Мали Бамако наиболее успешными на выпускных экзаменах по математике и общественным наукам были ученики турецкой школы [Ozeler, 2009].

56

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

олимпиаде (по математике) также принес ученик турецкой школы [Madagaskar’a ilk uluslararasi odulu.]. Турецкие школы организуют в африканских странах национальные олимпиады по естественным наукам (см., например, [Binda, 2012]). Турецкие власти также содействуют поездкам учащихся турецких школ в Африке в Турцию10.

Африканцы активно участвуют в Международной олимпиаде по турецкому языку, которая проводится ежегодно с 2003 г. Ассоциацией международного турецкого образования (TURK^EDER) среди учащихся турецких школ за рубежом и является важным средством повышения авторитета Турции, формируя симпатии к этой стране [President Gul: Turkish schools.; Kose, Budak, 2010]. Международные олимпиады по турецкому языку фактически представляют собой крупнейший лингвистический фестиваль, который на протяжении двух недель (с конца мая до середины июня) проводится по всей Турции (в 2012 г. — в 43 городах страны) и заканчивается в Стамбуле и Анкаре. В олимпиадах по турецкому языку участвуют около 1,5 тыс. учеников из 135 стран [Kene§, 2012]. Мероприятия проводятся в крупнейших концертных залах и на стадионах, на которых нередко собираются до 15 тыс. человек [Birand, 2012]. Руководство страны всесторонне поддерживает эту олимпиаду, называя ее участников «послами доброй воли своих стран в Турции» [President Gul: Turkish schools.; FM Davutoglu praises.]. В каждой стране в комиссиях и жюри олимпиады участвуют известные ученые, политики, журналисты, предприниматели.

Международная олимпиада по турецкому языку

Турецкие школы играют большую роль в формировании в общественном мнении африканских стран симпатий к Турции. Как заявлял бывший президент Коморских Островов А.-М. Самби, турецкие школы на Черном континенте изменили отношение африканцев к белым [Yenilmez, 2011]. Они стали каналом турецкого влияния в Африке и витриной этой страны на черном континенте.

Очевидно, что новая африканская элита, которая воспитывается в турецких школах, настроена протурецки. Среди молодых дипломатов разных стран все чаще встречаются выпускники турецких учебных заведений за пределами Турции, прекрасно владеющие турецким языком.

Турецкие бизнесмены в Африке активно пользуются инфраструктурой, созданной там турецкими школами [Kene§, 2010]. Именно учителя турецких школ, по словам вице-премьера Турции Б. Арынча, были пионерами отношений между Турцией

Турецкие школы, внешняя политика и бизнес

10 Во время визита в Нигерию министр по делам внешней торговли Турции З. Чаглаян посетил одну из турецких школ. Оказалось, что в классе, на занятиях в котором он присутствовал, только один ученик был в Турции. Министр обратился к руководству Ассамблеи экспортеров Турции и Промышленной палаты Анкары с просьбой оплатить поездку в Турцию других школьников [Yazar, 2010].

57

Л Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Обучение африканцев в Турции и странами Африки [Turkish schools key...]. Эти отношения не исчерпываются торговлей и инвестициями. Важную роль, по мнению Б. Арынча, играют также культура и сотрудничество в области образования. Особенно велика роль турецких школ в наиболее отсталых странах мира, в частности в Черной Африке, где система образования находится на весьма низком уровне. Турецкие неправительственные организации, и в первую очередь это относится к движению Гюлена, увеличивают возможности турецкой внешней политики и содействуют росту объемов внешней торговли Турции. Учителя турецких школ становятся переводчиками для турецких предпринимателей и даже предоставляют им свои дома. Таким образом, как верно замечает Б. Арынч, турецкие школы уже подготовили «инфраструктуру доверия» к туркам [Ibid.]. Не случайно в Турции особое внимание распространению турецких школ за рубежом уделяют министры экономического блока, в частности министр по делам внешней торговли З. Чаглаян [Yazar, 2010]. Ежегодно граждане африканских государств получают стипендии и гранты на обучение в вузах Турции (см., например, [Turkiye-Africa undergraduate scholarship.]). В Танзании дипломы турецких вузов уже получили 250 человек. Даже из Мадагаскара, с которым у Турции ранее практически не было никаких связей, в Турции учатся 23 студента [Kanbolat, 2010b]. По состоянию на 2011 г. гранты на обучение в Турции — в университетах (как государственных, так и частных), а также в старших классах школ и на подготовительных курсах — были выделены 700 сомалийцам [Alyson, 2011; Somalia's brightest compete.; Turkey to provide.; Turkey provides.; 309 Somali students.; Tosun, 2011; We have no better brother.], а к апрелю 2012 г. в Турции обучались уже 2 тыс. сомалийцев [Cengiz, 2012; Gul, 2012]. В октябре 2012 г. гранты на обучение в турецких вузах получили еще 250 сомалийцев, в том числе 150 — по магистерским и докторским программам [Khalif, 2012]11. Турция осуществляет и краткосрочную подготовку необходимых для Африки кадров. Так, в октябре 2011 г. турецкие власти сообщили о выделении в рамках плана Министерства сельского хозяйства Somali Action Plan средств на подготовку 90 специалистов (как мужчин, так и женщин) в области животноводства, рыболовства и обслуживания тракторов. В рамках этого плана сомалийцам также передается техника [Turkish ministry to train.]. В учебном центре МИД Турции проходят обучение молодые дипломаты африканских стран (см., например: [African 11 Для сравнения: в российских вузах в 2007-2011 гг. обучались от 37 до 60 граждан Сомали [Численность учащейся молодежи. С. 263; Обучение иностранных граждан. С. 21]. Вряд ли много сомалийцев получают образование в средних и средних специальных учебных заведениях России. В США студентов из Сомали тоже немного: среди 17 стран Черной Африки с наибольшей численностью граждан, которые получали образование в американских вузах в 2010/2011 учебном году, Сомали нет, 17-е место занимает Габон с 431 студентом [Students from Black Africa.].

58

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

diplomats...]), что, естественно, способствует сближению Анкары с африканскими столицами. Руководители африканских стран призывают турецкие власти существенно увеличить количество грантов на обучение их граждан в Турции. Так, президент Самби просил Турцию вместо шести грантов для граждан Коморских Островов выделять 50: иначе место турок «займут другие» [Comorian president wants.]. Значительная часть африканцев обучается в Турции по инженерным специальностям, становясь дополнительным каналом влияния турецкого бизнеса.

Турецкие власти выделяют стипендии африканцам и на обучение в университетах Турецкой Республики Северного Кипра, в которых получают образование более тысячи нигерийцев. «Таким образом Анкара решает сразу две внешнеполитические задачи: укрепляет связи с Нигерией посредством своего культурного влияния и способствует повышению международного статуса непризнанной республики»[Свистунова, 2011].

Успешный опыт функционирования в Африке турецких школ и рост их популярности среди местной элиты обусловил необходимость организации учебных заведений более высокого уровня. В декабре 2009 г. в столице Нигерии Абудже начал действовать турецкий университет, созданный на базе Нигерийского турецкого международного колледжа. В первый год на 10 отделениях трех факультетов (естественно-научный; инженерный; искусств, социальных наук и управления) обучались более 400 студентов, в том числе около 40 человек из Турции. Университет призван осуществлять профессиональную подготовку не только нигерийцев, но и граждан других африканских стран. В ближайшие годы в нем планируется открытие медицинского факультета с больницей, которая станет одной из крупнейших не только в Нигерии, но и во всем регионе. В университете упор сделан на подготовку кадров по естественнонаучным и инженерным специальностям, в которых особенно нуждаются страны Африки (математика, физика, химия, биология, электроэнергетика, информационные технологии) [Turk kolejleri...]. Предполагается открытие турецкого университета и в Танзании.

Очевидно, что в ближайшие несколько лет в Африке на базе многочисленных турецких колледжей будет создана сеть высших учебных заведений. Есть все основания рассчитывать, что они внесут ощутимый вклад в развитие университетского образования в странах Африки, ныне находящегося на низком уровне и сталкивающегося с серьезными проблемами12. Оптимистичные оценки перспектив турецких университетов в Африке обусловлены почти полным отсутствием у них конкурентов. За исключением ЮАР, иностранных вузов в Африке, особенно по естественно-научным направлениям, практически нет. Немногочисленные существующие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Турецкий университет в Африке

12 О системе высшего образования в Африке см.: [Teferra, Altbach, 2004].

59

л Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Деятельность преподавателей турецких школ реализуют в основном программы бизнес-образования либо гуманитарных и социальных наук13. Преподаватели турецких школ не ограничиваются обучением африканской молодежи. Их деятельность носит миссионерский характер и направлена на формирование в общественном сознании позитивного образа Турции и ислама турецкого образца. Вместе с предоставлением образовательных услуг достаточно высокого качества (особенно по сравнению с местными учебными заведениями) преподаватели активно занимаются благотворительностью, оказывая поддержку нуждающимся семьям. Каждый из них курирует группу учащихся (около 25 учеников), взаимодействует с их семьями, помогая в решении различных проблем. Персонал турецких учебных заведений активно участвует в воспитании как учащихся школ, так и местного сообщества, так что становится для них духовным наставником. В турецких школах за рубежом работают, как правило, преподаватели именно миссионерского склада, хорошо подготовленные идеологически, в подавляющем большинстве мужчины. Вступая в тесные отношения с учащимися и их семьями, преподаватели турецких школ стремятся сформировать у них протурецкие политические взгляды и ориентации. Школы Гюлена в Африке действуют по той же схеме, что и в других странах. В ходе обучения широко «используются турецкие учебники, для которых характерны идеологическая ангажированность и гипертрофированный национализм, пренебрежительное отношение к фактологическому материалу...» [Давыдов, 2007]. Эта протурецкая обработка упакована в исламскую риторику и осуществляется под лозунгами «мира и братства». В ходе учебного процесса турецкие преподаватели подробно изучают личные качества и взгляды учащихся, налаживают доверительные отношения с ними и с их родителями. Наиболее талантливым ученикам предлагают поддержку для продолжения обучения в Турции в учебных заведениях, близких к Гюлену. Там происходит интенсивное влияние на формирование взглядов учащихся в русле пантюркистско-исламистской идеологии. Официально декларируемая задача школ Гюлена состоит в формировании позитивного имиджа Турции за рубежом (добавим также: в наведении мостов между Турцией и теми странами, в которых они создаются). Они стремятся создать протурецки настроенные прослойки населения, которые в перспективе будут формировать турецкое лобби [Там же]. Большое значение в школах Гюлена придается проживанию учеников в общежитии при лицее, где во внеучебное время ведется идеологическая работа. Именно активная идеологическая обработка учащихся стала причиной того, что в ряде стран организации Гюлена были 13 Так, в Нигерии действует Нидерландская бизнес-школа (Universiteit Nienrode), а в Кении открыли свои представительства пакистанский Aga Khan University и американский Alliant International University [Altbach, Knight, 2007. P. 297-298].

60

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

запрещены, а школы закрыты или преобразованы. Так, с начала 90-х годов ХХ в. в постсоветских странах центральной Азии и в некоторых регионах России (в основном в Татарстане и других тюркских республиках, а также в Бурятии, на Северном Кавказе и даже в Санкт-Петербурге) были открыты десятки турецких школ. Первые турецкие лицеи на территории России были учреждены в 1992 г. в Татарстане по инициативе руководства республики. Однако спустя несколько лет власти некоторых стран, в том числе и России, приняли решение отказаться от турецких школ, поскольку у них возникли серьезные сомнения в отношении лояльности граждан, обучающихся в школах Гюлена. В Узбекистане все школы Гюлена были закрыты в 2000 г. С начала 2000-х годов стали закрываться и преобразовываться в обычные школы турецкие лицеи в России. Этот процесс завершился в 2008 г. Преподаватели турецких лицеев (в основном граждане Турции) были депортированы из России. Контролирующие органы в ходе проверок обнаружили несогласованность программы обучения турецких лицеев с российской программой, выявили несоответстие квалификации преподавателей требованиям российского законодательства, а спецслужбы заявляли, что иностранные педагоги турецких лицеев занимались далеко не только преподавательской деятельностью. Тем не менее турецкие лицеи в Татарстане успели воспитать сотни учеников, многие из которых в ближайшие годы достигнут пика карьеры. В 2011 г. 11 из 12 турецких лицеев в Турменистане были преобразованы в обычные школы.

Турецкая Республика начинает играть активную роль в подготовке для Африки исламских священнослужителей. Директорат по религиозным отношениям Турции планирует открыть свои представительства в африканских странах, увеличить количество грантов по исламской теологии для африканских студентов и содействовать созданию на черном континенте школ наподобие турецких имам-хатип, в которых наряду с предметами, изучаемыми в государственных средних учебных заведениях, преподается ислам и осуществляется подготовка имамов. Директорат по религиозным отношениям Турции проводит саммиты африканских мусульманских лидеров, в которых участвуют известные исламские деятели Африки [Africa seeks...].

Планы Турции по религиозному образованию в Африке

В Турции проводятся различные культурные мероприятия, посвященные Африке, в частности фестивали кино африканских стран [Tunisian films.]. В Анкаре организуются африканские праздники, выставки и симпозиумы [Ankara celebrates.]. Время от времени Турция проводит в африканских странах различные фестивали, Недели турецкой культуры. Первая такая Неделя прошла в Танзании с 28 октября по 6 ноября 2010 г. В странах Африки создаются институты, являющиеся площадкой взаимодействия между местными и турецкими интеллектуалами (см., например, [Kanbolat, 2010a]).

Культурные связи Турции и Африки

61

Л Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Заключение Турция начала готовить в своих вузах специалистов по Африке. Власти страны всячески поощряют обмен студентами. Большое значение для повышения авторитета Турции среди африканской элиты имеет присуждение степеней почетных докторов ведущих турецких вузов главам африканских государств. Так, стамбульский университет Фатих, также входящий в образовательную империю Гюлена, в феврале 2010 г. присудил степень почетного доктора президенту Танзании Дж. Киквете [Fatih'ten Tanzanya Cumhurba§kani'na...], а в марте 2012 г. — президенту Руанды П. Кагаме [Kagame receives.]. Развитие многообразных связей между Турцией и государствами Африки способствует тому, что в африканских странах растет популярность турецкой модели развития, в частности проведенных в стране с 1980-х годов экономических реформ. Таким образом, турецкие школы за небольшой по историческим меркам период времени (20-25 лет) стали одним из наиболее важных брендов Турции, каналом влияния и средством реализации «мягкой мощи» Турции14. Они приобрели статус престижных образовательных учреждений на Черном континенте и популярность среди местной элиты. Турецкие школы стали важнейшим каналом распространения турецкого влияния, содействуя распространению турецко-исламского синтеза в Африке, мусульманское население которой стремительно увеличивается. Дети и внуки африканской элиты, а также перспективная африканская молодежь проходят сильную идеологическую обработку в русле турецко-исламского национализма. В турецких школах в Африке, как и в других странах, готовится мощное протурецкое лобби. Турция прилагает значительные усилия и в продвижении своего позитивного образа в Африке. Акцентируя тот факт, что Турция никогда не имела колониальных владений в Африке [Unal, 2010b], Анкара делает упор на культурных и религиозных связях. Такой подход находит понимание в африканских государствах. Так, посол Сомали в Турции особо отмечал, что Запад (Великобритания, Франция, Италия) рассматривал Сомали лишь как колонию, в то время как Турция желает помочь развитию стран Африки [Cengiz, 2012]. Резюмируя, можно сказать, что успех турецких школ в Африке обусловлен следующими обстоятельствами. 1. Турецкие школы за рубежом являются частными и финансируются бизнес-структурами, а также за счет оплаты обучения. Отсутствие вмешательства государства позволило сделать управление школами гибким и избежать бюрократизации. Идейный и миссионерский настрой происламских предпринимателей, 14 Как отмечал министр экономики Турции З. Чаглаян, посетивший в ходе рабочего визита в Мозамбик Sogut International Turkish College, «20-25 лет назад невозможно было даже мечтать о существовании таких школ по всему миру. Но мечты стали реальностью» [(Jaglayan: Turk okullarini ruyamizda...].

62

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

поддерживающих эти школы, стал одним из важных факторов создания широкой сети турецких учебных заведений за рубежом.

2. Выбор английского языка, являющегося основным языком современного мира, в качестве языка обучения сделал турецкие школы за рубежом привлекательными для местных элит, включив преподавателей и учеников в глобальный образовательный процесс.

3. Любой выпускник турецкой школы, как правило, кроме английского и турецкого владеет еще как минимум двумя языками. Свободное владение наряду с английским другими языками, в том числе неевропейскими, безусловно, расширяет возможности выпускников турецких школ.

4. Сильная естественно-научная подготовка позволяет отбирать наиболее талантливых учеников и открывает для учащихся турецких школ двери в лучшие вузы.

5. Внешкольная деятельность преподавателей, настроенных миссионерски, занимающихся благотворительностью и тесно взаимодействующих с учениками и их родителями, способствует повышению авторитета турецких школ в местном сообществе.

1. Давыдов М.Н. Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар» www.iimes.ru 03.11.2007.

2. Емельянова Н.М. частные школы в турецкой образовательной системе // Турция на рубеже веков. М.: ИВ РАН, 2008. С. 162-179.

3. Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль — XXI. 2004. № 10. С. 34-35.

4. Свистунова И. Об отношениях Турции с Нигерией www.iimes.ru

04.02.2011.

5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стаТ. сб. Вып. 9 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: РУДН, 2012.

6. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: среднесрочный прогноз до 2014 г. и оценка тенденций до 2025 г. // под ред. Ф.Э. Шереги, А.Л. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010.

7. 309 Somali students come to Turkey for education // Today’s Zaman.

28.09.2011.

8. Adilgizi L. (2012) President Museveni supports Turkey’s reaching out to Africa // Today’s Zaman. 29.04.2012.

9. Africa seeks Turkish Islamic education // HQrriyet Daily News.

24.11.2011.

10. African diplomats to be trained in Turkey // HQrriyet Daily News.

20.10.2007.

11. African Union president demands more Turkish schools // Today’s Zaman. 18.12.2011.

12. Akyol T. (2012) Afrika’daTQrk Okullari // HQrriyet. 02.05.2012.

a

Литература

63

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

13. Altbach Ph.G., Knight J. (2007) The internationalization of higher education: Motivations and realities // Journal of Studies in International Education. Vol. 11. No. 3-4. P. 290-305.

14. Alyson N. (2011) Somali education minister praises opening of Turkish school // Today’s Zaman. 25.10.2011.

15. Ankara celebrates the Africa day // Turkish Daily News. 07.06.2007.

16. Aring praises Turkish schools in Nigeria // HQrriyet Daily News.

14.07.2011.

17. Aytag A. (2010) Yurt di§indaki TQrk okullari: sulh adaciklari. Istanbul: Kaynak Yayinlari.

18. Baydar Ya. (2007) In the heart of Africa. A Meeting of Minds // Today's Zaman. 03.03.2007.

19. Bilgisayar ve laboratuvarla TQrk okulunda tani§tilar // Zaman.

04.03.2010.

20. Binda S. (2012) Liberian Turkish light international school organizes math competition // Daily Observer (Liberia). 08.03.2012.

21. Birand M.A. (2012) Fortunately, we have not closed GQlen schools // HQrriyet Daily News. 09.06.2012.

22. Bozkurt A. (2008) Emerging Turkey extends economic reach globally // Today’s Zaman. 18.05.2008.

23. Bozkurt A. (2012) OIC head says he has always endorsed Turkish schools abroad // Today’s Zaman. 20.04.2012.

24. Cameroonian students perform Turkish song for GQl // Today’s Zaman.

19.03.2010.

25. Cengiz S. (2012) Somali ambassador Nur Sheikh Hamud Mursal: We regret discovering Turkey very late // Today’s Zaman. 16.04.2012.

26. Comorian president wants Turkish schools in his country // Plus News (Pakistan). 13.11.2009.

27. ^aglayan: TQrk okullarini rQyamizda gorsek inanmazdik // Zaman.

06.10.2012.

28. £elik M. (2012a) Turkish schools behind Turkey’s soft power in Middle East // Today’s Zaman. 02.05.2012.

29. £elik M. (2012b) Gabon president: My country is very satisfied with Turkish school // Today’s Zaman. 20.07.2012.

30. £iftgi A. (2011) African Union president demands more Turkish schools // Today’s Zaman. 18.12.2011.

31. Fatih’ten Tanzanya Cumhurba§kani’na fahri doktora // Zaman.

19.02.2010.

32. Fitzgerald M. (2010) Ethiopian schools put Turkey on curriculum // The Irish Times. 28.01.2010.

33. FM Davutoglu praises GQlen’s contribution to education // Today’s Zaman. 04.06.2012.

34. GQl G. (2012) Somali PM: Turkey changed world outlook on Somalia // Today’s Zaman. 31.05.2012.

35. Kagame receives honorary doctorate from Fatih University // Today’s Zaman. 23.03.2012.

64

Н.З. Мосаки

Образовательная экспансия Турции в Африке

Л

36. Kalyoncu M. (2008) [Africa and the Turks] Reconstructing the perceptions and whispering hope to Africa // Today’s Zaman.

24.08.2008.

37. Kanbolat H. (2010a) Being a Turk in South Africa // Today’s Zaman.

16.02.2010.

38. Kanbolat H. (2010b) A Turk in Madagascar (2) // Today’s Zaman.

13.02.2010.

39. Kene§ B. (2010) How deep does Turkey’s African initiative go? // Today’s Zaman. 03.12.2010.

40. Kene§ B. (2012) Focus is on serving humanity, not only promoting Turkish // Today’s Zaman. 05.06.2012.

41. Khalif A. (2012) 250 Somalia students off to Turkey for further studies // Africa Review. 22.10.2012. http://www.africareview.com/News/ Somalia-students-off-to-Turkey/-/979180/1539538/-/nc7oli/-/index. html

42. Kose H. (2010) AtatQrk would applaud Turkish schools in foreign countries // Today’s Zaman. 06.03.2010.

43. Kose H., Budak Ya. (2010) Student falls in love with Turkey during Turkish Language Olympiads // Today’s Zaman. 10.06.2010.

44. Libyan minister would like to see Turkish teachers, schools in his country // Today’s Zaman. 23.02.2012.

45. Madagaskar’a ilk uluslararasi OdQlQ TQrk Okulu ogrencisi getirdi // Cihan. 21.05.2011.

46. Mohamed Ya. (2009) The educational philosophy of Fethullah GQlen and its application in South Africa http://en.fgulen.com 20.10.2009.

47. Nigerian Turkish college students win dozens of medals // Today’s Zaman. 16.02.2010.

48. Nye J. (1990) Bound to lead: The changing nature of American power. New York: Basic Books.

49. Nye J. (2004) Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs.

50. Onal С. (2013) Turkish schools in Mali stay open despite conflict // Today’s Zaman. 06.02.2013.

51. Ozeler B. (2009) President of Mali praises success of Turkish schools // Today’s Zaman. 03.07.2009.

52. President Banda directs Ministry to monitor private schools // Lusaka Times. 23.05.2011

53. President GQl: Turkish schools abroad largest non-state project // Today’s Zaman. 11.06.2012.

54. Reisman A. (2006) Turkey’s modernization: Refugees from nazism and AtatQrks vision. Washington, New Academia Publishing, LLC.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55. Saiboko A. (2011) Kawambwa challenges public schools // Daily News (Online Edition) [Tanzania] http://dailynews.co.tz/home/?n=25938. 29.11.2011

56. Somali education minister praises opening of Turkish school http:// www.sonnanews.net 26.10.2011.

57. Somalia’s brightest compete for education in Turkey // Today’s Zaman.

25.09.2011.

65

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

58. Somali’nin Gelecegi TQrk Okullarinda Yeti§ecek Genglere Emanet // Anadolu Ajansi. 15.11.2012.

59. South African Turkish college opens second campus // Today’s Zaman. 03.04.2010.

60. Students from Black Africa at U.S. colleges and universities // The Journal of Blacks in Higher Education http://www.ibhe.com/2011/12/ students-from-black-africa-at-u-s-colleges-and-universities/

08.12.2011.

61. Tanzanya’da devletin zirvesinin tercihi TQrk okullari oldu // Zaman.

03.09.2009.

62. Teferra D., Altbach Ph.G. (2004) African higher education: Challenges for the 21st century // Higher Education. Vol. 47. P. 21-50.

63. Tosun A. (2011) Somali students dream of bettering Somalia // Today’s Zaman. 16.10.2011.

64. Tunisian films to enchant izmir and Konya // TDN. 18.04.2005.

65. Turkey, Cameroon sign visa agreement, protocol // Today’s Zaman.

18.03.2009.

66. Turkish minister visits Turkish-Sudanese school in Khartoum // Today’s Zaman. 07.02.2011.

67. Turkish ministry to train Somalis to fish, raise grain // HDN. 30.10.2011.

68. Turkish school officials visit Ethiopian prime minister // Today’s Zaman.

15.04.2011.

69. Turkish schools in Tanzania hold graduation ceremony // Today’s Zaman. 30.10.2009.

70. Turkish schools key to success in Africa // Today’s Zaman. 03.12.2010.

71. Turkey provides scholarships for 500 Somali students // Today’s Zaman. 02.09.2011.

72. Turkey to provide education to Somali students // Today’s Zaman.

20.09.2011.

73. TQrk kolejleri, Nijerya’ya 53 madalya kazandirdi // Zaman. 02.03.2010.

74. TQrkiye-Africa undergraduate scholarship http://www.trscholarships. org/en/Bilgi/Index? UrlAdi=%2FTurkiye-Burslar%C4%B1%2FLisans-Burslari%2FTurkiyeAfrika

75. Onal M. (2010a) First Turkish president in Congo // Today’s Zaman.

18.03.2010.

76. Onal M. (2010b) GQl: Non-colonialist past an asset for Turkey in Africa // Today’s Zaman. 17.03.2010.

77. Yazar i. (2010) Every minister I met in Africa asked for more schools // Today’s Zaman. 15.12.2010.

78. Yenilmez C., £iftgi A. (2011) Komorlar Cumhurba§kani Sambi: TQrk okullari beyazlara baki§i degi§tirdi // Zaman. 23.11.2011.

79. We have no better brother than Turkey // Today’s Zaman. 05.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.