Научная статья на тему 'Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике'

Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / УРОК В МУЗЕЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MUSEUM EDUCATION / LESSON AT THE MUSEUM / EDUCATION / REGIONAL STUDIES / MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Андрей Александрович

В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности современного музея на примере работы Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM OF V. S. CHERNOMYRDIN: FROM THEORY TO PRACTICE

The article considers the main directions of educational activities of a modern museum on the example of the Historical and Memorial Museum of Viktor S. Chernomyrdin.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике»

1УДК 371 ББК 74.200

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ В. С. ЧЕРНОМЫРДИНА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

А. А. Сорокин

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности современного музея на примере работы Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

Ключевые слова: музейная педагогика, урок в музее, образование, краеведение, Московский городской педагогический университет.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM OF V. S. CHERNOMYRDIN: FROM THEORY TO PRACTICE

A. A. Sorokin

Abstract. The article considers the main directions of educational activities of a modern museum on the example of the Historical and Memorial Museum of Viktor S. Chernomyrdin.

Keywords: Museum Education, Lesson at the Museum, Education, Regional Studies, Moscow City Pedagogical University.

Для любого современного музея образовательная деятельность является одним из важнейших направлений в работе [1]. Однако в ряде случаев это направление приобретает особое значение для музея, который становится культурно-образовательным центром региона. Среди подобных музеев можно назвать Историко-мемориальный музей Виктора Степановича Черномырдина на его родине в селе Черный Отрог Оренбургской области. Музей был основан в 2011 г., и если рассмотреть первые четыре года его деятельности, то можно увидеть, что музей становится, по сути, структурообразующим предприятием для села, что налагает на него дополнительную социальную ответственность. С момента своего создания деятельность коллектива музея интегрируется с деятельностью Образовательного центра имени В. С. Черномырдина, также создаваемого на родине политика в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 1522 «Об увековечении памяти В. С. Черномырдина». Это дает возможность на постоянной основе объединить музейную и образовательную деятельность, включить музей-

ные программы в учебные планы общеобразовательной организации «Образовательный центр имени В. С. Черномырдина» и сделать обучение в музее неотъемлемой частью учебного процесса, используя для этого ресурсные возможности центра музейной педагогики, структурного подразделения Историко-мемориаль-ного музея В. С. Черномырдина [2].

Таким образом формируется единая музей-но-образовательная среда, где два вида деятельности постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга. Как отмечают авторы концепции Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина, оба рассматриваемых вида услуг тесно связаны с основной сюжетной линией музея. В семье Черномырдиных, по воспоминаниям Виктора Степановича, всегда понимали значимость и ценность хорошего образования. Даже в тяжелые 1950-е гг. родители Виктора Степановича находили средства на оплату обучения своих детей в старших классах средней школы. Сам В. С. Черномырдин получил два высших образования (окончил Куйбышевский политехнический институт и Всесоюзный заочный политехнический институт), защитил кан-

дидатскую диссертацию и продолжал самообразование всю жизнь. В годы своего пребывания на посту председателя Правительства РФ и позднее он всячески помогал многим высшим учебным заведениям, а именные стипендии Черномырдина продолжают вручаться студентам и учащимся школ до сих пор [3]. К слову, одним из учредителей Премии имени В. С. Черномырдина «За успехи в учении» для учащихся оренбургских школ является Историко-мемо-риальный музей В. С. Черномырдина.

Образовательные программы продолжают и развивают тематические линии самого музея. Большое количество тематических линий, заложенных в музее, находит адекватное отражение в наборе образовательных программ для разных возрастов и целевых аудиторий. Возможно, когда образовательная программа музея будет реализована в полном объеме, то удастся вплотную приблизиться к выработке некоторых стандартов музейно-педагогиче-ской работы.

Что касается музейно-педагогических методик и технологий, то эту часть необходимых ресурсов еще предстоит сформировать путем: сотрудничества с ассоциациями музейных педагогов, повышения квалификации сотрудников музея в части их образовательной деятельности, заимствования и внедрения передового опыта в области музейной педагогики (Государственный исторический музей; Российский этнографический музей; Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»; Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; Государственный музей истории религии; Музей-панорама «Бородинская битва» и др.), разработки собственных программ совместно с педагогами образовательных организаций.

Для реализации образовательной программы в музее был сформирован коллектив специалистов-практиков, имеющих педагогическое образование, заключены договора о сотрудничестве с Московским городским педагогическим университетом и Оренбургским государственным педагогическим университетом.

В образовательной программе Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина в рамках предоставляемых услуг четко выделя-

ются три направления по целевым аудиториям: детское, взрослое и семейное (рис.).

В период создания основной экспозиции, открытие которой запланировано на 2016 г., коллектив музея уже реализует образовательные услуги по ряду из перечисленных направлений: разработаны экскурсионные программы по Оренбургской области; проведены выездные образовательные выставки не только в различных регионах России, но и в Италии, Дании; организованы лектории для детей и взрослых; проводятся музейные лагерные смены в детском оздоровительном лагере «Светоч» и праздники для местных жителей и гостей Оренбуржья, а также и другие мероприятия, аналоги которых можно найти в планах работы многих российских музеев [4].

Но в то же время в Историко-мемориальном музее В. С. Черномырдина проводятся мероприятия, которые еще не нашли широкого распространения в отечественных музеях. Например, совместно со специалистами из лаборатории музейного проектирования Российского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева проводятся научно-практические семинары и курсы повышения квалификации для музейных сотрудников Оренбургской области и Приволжского федерального округа, в рамках которых рассматриваются проблемы музейного проектирования, музейной коммуникации, музейной педагогики и др.

Одним из важных направлений в образовательной деятельности музея стало участие его сотрудников в разработке программы магистерской подготовки «Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве (со знанием иностранного языка)» в Московском городском педагогическом университете. Сегодня сотрудники музея имеют возможность повысить свою квалификацию в области педагогического образования, обучаясь в магистратуре МГПУ, а студенты университета проходят летнюю педагогическую музейную практику на базе Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина.

Для школьников были разработаны уроки в музее по обществознанию, истории России, литературе среди которых «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Парламентаризм в России», «Распад СССР», «Конституция Россий-

Рис. Образовательные услуги в музее В. С. Черномырдина

ской Федерации 1993 года», «Экономическое развитие России в 1992-1998 гг.», «Внешняя политика Российской Федерации в 1992-1998 гг.», «Творчество М. А. Шолохова» и др. При разработке уроков в музее учитывались не только особенности музейных коллекций, позволяющие проводить уроки по данным темам, но и требования Федерального государственного образовательного стандарта, положения Историко-культурного стандарта. В связи с переходом школы на новую структуру исторического образования, пересмотром содержания школьных дисциплин и, прежде всего, в части результатов обучения, сотрудниками музея постоянно проводится доработка уроков совместно с педагогами и методистами образовательных организаций.

Вызывает интерес и деятельность музея в области дополнительного образования. Большой резонанс в 2014 г. имел образовательный проект музея «Я свяжу тебе жизнь», ставший победителем I Всероссийского конкурса «Культурная мозаика».

Село Черный Отрог одно из старейших казацких поселений Оренбургской области, является одним из исторических центров пуховяза-ния, в котором создавались знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки. Пухо-вязальная артель в Черном Отроге появилась раньше колхоза. В 1926 г. из 280 дворов в 235 дворах занимались пуховязанием. Мама В. С. Черномырдина, Марфа Петровна, благодаря вязанию платков поставила на ноги пятерых детей. В своих мемуарах Виктор Степанович подчеркивал, что «вся деревня платки вязала» и их семья не была исключением - «одевалась-обувалась за счет продажи пуховых платков» [5]. Но на сегодняшний день традиции пуховя-зания большей частью оказались практически утраченными (в селе только 30-40 мастериц владеют тайной создания «кружев из пуха», на грани исчезновения порода оренбургской пуховой козы). Сотрудники музея выяснили, что среди причин падения интереса к пуховязаль-ному промыслу: изменение социально-экономической обстановки в регионе, высокая трудоемкость процесса создания изделий из пуха, расширение фабричного производства, выпускающего более дешевые платки машинной вязки из импортного сырья.

Основная проблема, которую решил музей в рамках реализации данного проекта, - возрождение пуховязания в Черном Отроге - одном из центров создания оренбургских пуховых платков. Для этого была создана студия-мастерская, в которой черноотрожские пуховя-зальщицы, чьи изделия занимали призовые места на всероссийских и международных конкурсах и хранятся в фондах музеев России, Италии, Франции, Греции и других стран, демонстрируют свое мастерство, делятся своим опытом с младшим поколением. Создание подобной студии-мастерской на базе музея позволило позиционировать ее как один из туристических объектов, предлагаемый для посещения туристами. Популяризации ее деятельности способствуют выставки пуховых платков, демонстрирующие лучшие достижения черноот-рожских пуховязальщиц, а также проведение сельского праздника «День пуховязания». В специально разработанную программу студии включены занятия не только по технологии создания пуховых платков, но и по истории родного села и истории пуховязания, традициям и народному фольклору, дизайну и др.

Основным принципом стратегии развития образовательных услуг в Историко-мемори-альном музее В. С. Черномырдина на данном этапе является максимальная диверсификация предложения. Чем больше вариантов услуг будет предложено, тем большая потенциальная аудитория будет привлечена к музею. Что касается программ федерального уровня, то большинство из них в перспективе должна стать уникальным продуктом на рынке музейных услуг и заполнить новые ниши [3].

Реализация некоторых образовательных проектов началась еще до открытия основной экспозиции музея. Это является не только хорошей рекламой, формирует потенциальную аудиторию, привлекает новых партнеров, но главное - позволяет подготовить переход на новый уровень качества оказываемых услуг, и прежде всего в сфере образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики [Текст]: моногр. сб. / под общ. ред. С. В. Ивановой. - М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. - 328 с.

2. Сорокин, А. А. Музей в Черном Отроге [Текст] / А. А. Сорокин // Музей. - 2015. - № 6. - С. 38-42.

3. Дукельский, В. Ю. Концепция создания Исто-рико-мемориального музея В. С.Черномырдина в селе Черный Отрог [Электронный ресурс] / В. Ю. Дукельский, А. В. Лебедев, И. А. Гринько; под ред. А. В. Лебедева. - М.: Лаборатория музейного проектирования, 2011-2012.

4. Сорокин, А. А. Музейная педагогика: цели, задачи, направления [Текст] / А. А. Сорокин // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика / под ред. А. А. Сорокина. - Оренбург: Печатный дом «Ди-мур», 2014. - С. 152-161.

5. Сорокин, А. А. Не оборвется нить пуховая [Текст] / А. А. Сорокин, Н. И. Рахимова. -Оренбург: АНО «Музей В. С. Черномырдина», 2014. - 64 с.

REFERENCES

1. Ivanova S. V. (Ed.) Nauchno-teoreticheskie i prikladnye aspekty muzeynoy pedagogiki: monogr. sb. Moscow: FGBNU ISTO RAO, 2014.328 p.

2. Sorokin A. A. Muzey v Chemom Otroge. Muzey. 2015, No. 6, pp. 38-42.

3. Dukelskiy V. Yu., Lebedev A. V., Grinko I. A. Kontseptsiya sozdaniya Istoriko-memorialnogo muzeya V. S. Chernomyrdina v sele Chernyy Otrog. Moscow: Laboratoriya muzeynogo pro-ektirovaniya, 2011-2012.

4. Sorokin A. A. Muzeynaya pedagogika: tseli, za-dachi. In: Aktualnye voprosy gumanitarnykh nauk: teoriya, metodika, praktika. Orenburg: Pechatnyy dom "Dimur", 2014. Pp. 152-161.

5. Sorokin A. A., Rakhimova N. I. Ne oborvetsya nit pukhovaya. Orenburg: ANO "Muzey V. S. Chernomyrdina", 2014. 64 p.

Сорокин Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета e-mail: univer.mpi@gmail.com

Sorokin Andrey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Methods of teaching History, Social science and Law Department, Institute for the Humanities, Moscow City Pedagogical University e-mail: univer.mpi@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.