Научная статья на тему 'Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике'

Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
121
16
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / УРОК В МУЗЕЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MUSEUM EDUCATION / LESSON AT THE MUSEUM / EDUCATION / REGIONAL STUDIES / MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сорокин Андрей Александрович

В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности современного музея на примере работы Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM OF V. S. CHERNOMYRDIN: FROM THEORY TO PRACTICE

The article considers the main directions of educational activities of a modern museum on the example of the Historical and Memorial Museum of Viktor S. Chernomyrdin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность музея В. С. Черномырдина: от теории к практике»

1УДК 371 ББК 74.200

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ В. С. ЧЕРНОМЫРДИНА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

А. А. Сорокин

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности современного музея на примере работы Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

Ключевые слова: музейная педагогика, урок в музее, образование, краеведение, Московский городской педагогический университет.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM OF V. S. CHERNOMYRDIN: FROM THEORY TO PRACTICE

A. A. Sorokin

Abstract. The article considers the main directions of educational activities of a modern museum on the example of the Historical and Memorial Museum of Viktor S. Chernomyrdin.

Keywords: Museum Education, Lesson at the Museum, Education, Regional Studies, Moscow City Pedagogical University.

Для любого современного музея образовательная деятельность является одним из важнейших направлений в работе [1]. Однако в ряде случаев это направление приобретает особое значение для музея, который становится культурно-образовательным центром региона. Среди подобных музеев можно назвать Историко-мемориальный музей Виктора Степановича Черномырдина на его родине в селе Черный Отрог Оренбургской области. Музей был основан в 2011 г., и если рассмотреть первые четыре года его деятельности, то можно увидеть, что музей становится, по сути, структурообразующим предприятием для села, что налагает на него дополнительную социальную ответственность. С момента своего создания деятельность коллектива музея интегрируется с деятельностью Образовательного центра имени В. С. Черномырдина, также создаваемого на родине политика в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 1522 «Об увековечении памяти В. С. Черномырдина». Это дает возможность на постоянной основе объединить музейную и образовательную деятельность, включить музей-

ные программы в учебные планы общеобразовательной организации «Образовательный центр имени В. С. Черномырдина» и сделать обучение в музее неотъемлемой частью учебного процесса, используя для этого ресурсные возможности центра музейной педагогики, структурного подразделения Историко-мемориаль-ного музея В. С. Черномырдина [2].

Таким образом формируется единая музей-но-образовательная среда, где два вида деятельности постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга. Как отмечают авторы концепции Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина, оба рассматриваемых вида услуг тесно связаны с основной сюжетной линией музея. В семье Черномырдиных, по воспоминаниям Виктора Степановича, всегда понимали значимость и ценность хорошего образования. Даже в тяжелые 1950-е гг. родители Виктора Степановича находили средства на оплату обучения своих детей в старших классах средней школы. Сам В. С. Черномырдин получил два высших образования (окончил Куйбышевский политехнический институт и Всесоюзный заочный политехнический институт), защитил кан-

дидатскую диссертацию и продолжал самообразование всю жизнь. В годы своего пребывания на посту председателя Правительства РФ и позднее он всячески помогал многим высшим учебным заведениям, а именные стипендии Черномырдина продолжают вручаться студентам и учащимся школ до сих пор [3]. К слову, одним из учредителей Премии имени В. С. Черномырдина «За успехи в учении» для учащихся оренбургских школ является Историко-мемо-риальный музей В. С. Черномырдина.

Образовательные программы продолжают и развивают тематические линии самого музея. Большое количество тематических линий, заложенных в музее, находит адекватное отражение в наборе образовательных программ для разных возрастов и целевых аудиторий. Возможно, когда образовательная программа музея будет реализована в полном объеме, то удастся вплотную приблизиться к выработке некоторых стандартов музейно-педагогиче-ской работы.

Что касается музейно-педагогических методик и технологий, то эту часть необходимых ресурсов еще предстоит сформировать путем: сотрудничества с ассоциациями музейных педагогов, повышения квалификации сотрудников музея в части их образовательной деятельности, заимствования и внедрения передового опыта в области музейной педагогики (Государственный исторический музей; Российский этнографический музей; Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»; Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; Государственный музей истории религии; Музей-панорама «Бородинская битва» и др.), разработки собственных программ совместно с педагогами образовательных организаций.

Для реализации образовательной программы в музее был сформирован коллектив специалистов-практиков, имеющих педагогическое образование, заключены договора о сотрудничестве с Московским городским педагогическим университетом и Оренбургским государственным педагогическим университетом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В образовательной программе Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина в рамках предоставляемых услуг четко выделя-

ются три направления по целевым аудиториям: детское, взрослое и семейное (рис.).

В период создания основной экспозиции, открытие которой запланировано на 2016 г., коллектив музея уже реализует образовательные услуги по ряду из перечисленных направлений: разработаны экскурсионные программы по Оренбургской области; проведены выездные образовательные выставки не только в различных регионах России, но и в Италии, Дании; организованы лектории для детей и взрослых; проводятся музейные лагерные смены в детском оздоровительном лагере «Светоч» и праздники для местных жителей и гостей Оренбуржья, а также и другие мероприятия, аналоги которых можно найти в планах работы многих российских музеев [4].

Но в то же время в Историко-мемориальном музее В. С. Черномырдина проводятся мероприятия, которые еще не нашли широкого распространения в отечественных музеях. Например, совместно со специалистами из лаборатории музейного проектирования Российского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева проводятся научно-практические семинары и курсы повышения квалификации для музейных сотрудников Оренбургской области и Приволжского федерального округа, в рамках которых рассматриваются проблемы музейного проектирования, музейной коммуникации, музейной педагогики и др.

Одним из важных направлений в образовательной деятельности музея стало участие его сотрудников в разработке программы магистерской подготовки «Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве (со знанием иностранного языка)» в Московском городском педагогическом университете. Сегодня сотрудники музея имеют возможность повысить свою квалификацию в области педагогического образования, обучаясь в магистратуре МГПУ, а студенты университета проходят летнюю педагогическую музейную практику на базе Историко-мемориального музея В. С. Черномырдина.

Для школьников были разработаны уроки в музее по обществознанию, истории России, литературе среди которых «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Парламентаризм в России», «Распад СССР», «Конституция Россий-

Рис. Образовательные услуги в музее В. С. Черномырдина

ской Федерации 1993 года», «Экономическое развитие России в 1992-1998 гг.», «Внешняя политика Российской Федерации в 1992-1998 гг.», «Творчество М. А. Шолохова» и др. При разработке уроков в музее учитывались не только особенности музейных коллекций, позволяющие проводить уроки по данным темам, но и требования Федерального государственного образовательного стандарта, положения Историко-культурного стандарта. В связи с переходом школы на новую структуру исторического образования, пересмотром содержания школьных дисциплин и, прежде всего, в части результатов обучения, сотрудниками музея постоянно проводится доработка уроков совместно с педагогами и методистами образовательных организаций.

Вызывает интерес и деятельность музея в области дополнительного образования. Большой резонанс в 2014 г. имел образовательный проект музея «Я свяжу тебе жизнь», ставший победителем I Всероссийского конкурса «Культурная мозаика».

Село Черный Отрог одно из старейших казацких поселений Оренбургской области, является одним из исторических центров пуховяза-ния, в котором создавались знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки. Пухо-вязальная артель в Черном Отроге появилась раньше колхоза. В 1926 г. из 280 дворов в 235 дворах занимались пуховязанием. Мама В. С. Черномырдина, Марфа Петровна, благодаря вязанию платков поставила на ноги пятерых детей. В своих мемуарах Виктор Степанович подчеркивал, что «вся деревня платки вязала» и их семья не была исключением - «одевалась-обувалась за счет продажи пуховых платков» [5]. Но на сегодняшний день традиции пуховя-зания большей частью оказались практически утраченными (в селе только 30-40 мастериц владеют тайной создания «кружев из пуха», на грани исчезновения порода оренбургской пуховой козы). Сотрудники музея выяснили, что среди причин падения интереса к пуховязаль-ному промыслу: изменение социально-экономической обстановки в регионе, высокая трудоемкость процесса создания изделий из пуха, расширение фабричного производства, выпускающего более дешевые платки машинной вязки из импортного сырья.

Основная проблема, которую решил музей в рамках реализации данного проекта, - возрождение пуховязания в Черном Отроге - одном из центров создания оренбургских пуховых платков. Для этого была создана студия-мастерская, в которой черноотрожские пуховя-зальщицы, чьи изделия занимали призовые места на всероссийских и международных конкурсах и хранятся в фондах музеев России, Италии, Франции, Греции и других стран, демонстрируют свое мастерство, делятся своим опытом с младшим поколением. Создание подобной студии-мастерской на базе музея позволило позиционировать ее как один из туристических объектов, предлагаемый для посещения туристами. Популяризации ее деятельности способствуют выставки пуховых платков, демонстрирующие лучшие достижения черноот-рожских пуховязальщиц, а также проведение сельского праздника «День пуховязания». В специально разработанную программу студии включены занятия не только по технологии создания пуховых платков, но и по истории родного села и истории пуховязания, традициям и народному фольклору, дизайну и др.

Основным принципом стратегии развития образовательных услуг в Историко-мемори-альном музее В. С. Черномырдина на данном этапе является максимальная диверсификация предложения. Чем больше вариантов услуг будет предложено, тем большая потенциальная аудитория будет привлечена к музею. Что касается программ федерального уровня, то большинство из них в перспективе должна стать уникальным продуктом на рынке музейных услуг и заполнить новые ниши [3].

Реализация некоторых образовательных проектов началась еще до открытия основной экспозиции музея. Это является не только хорошей рекламой, формирует потенциальную аудиторию, привлекает новых партнеров, но главное - позволяет подготовить переход на новый уровень качества оказываемых услуг, и прежде всего в сфере образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики [Текст]: моногр. сб. / под общ. ред. С. В. Ивановой. - М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. - 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сорокин, А. А. Музей в Черном Отроге [Текст] / А. А. Сорокин // Музей. - 2015. - № 6. - С. 38-42.

3. Дукельский, В. Ю. Концепция создания Исто-рико-мемориального музея В. С.Черномырдина в селе Черный Отрог [Электронный ресурс] / В. Ю. Дукельский, А. В. Лебедев, И. А. Гринько; под ред. А. В. Лебедева. - М.: Лаборатория музейного проектирования, 2011-2012.

4. Сорокин, А. А. Музейная педагогика: цели, задачи, направления [Текст] / А. А. Сорокин // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика / под ред. А. А. Сорокина. - Оренбург: Печатный дом «Ди-мур», 2014. - С. 152-161.

5. Сорокин, А. А. Не оборвется нить пуховая [Текст] / А. А. Сорокин, Н. И. Рахимова. -Оренбург: АНО «Музей В. С. Черномырдина», 2014. - 64 с.

REFERENCES

1. Ivanova S. V. (Ed.) Nauchno-teoreticheskie i prikladnye aspekty muzeynoy pedagogiki: monogr. sb. Moscow: FGBNU ISTO RAO, 2014.328 p.

2. Sorokin A. A. Muzey v Chemom Otroge. Muzey. 2015, No. 6, pp. 38-42.

3. Dukelskiy V. Yu., Lebedev A. V., Grinko I. A. Kontseptsiya sozdaniya Istoriko-memorialnogo muzeya V. S. Chernomyrdina v sele Chernyy Otrog. Moscow: Laboratoriya muzeynogo pro-ektirovaniya, 2011-2012.

4. Sorokin A. A. Muzeynaya pedagogika: tseli, za-dachi. In: Aktualnye voprosy gumanitarnykh nauk: teoriya, metodika, praktika. Orenburg: Pechatnyy dom "Dimur", 2014. Pp. 152-161.

5. Sorokin A. A., Rakhimova N. I. Ne oborvetsya nit pukhovaya. Orenburg: ANO "Muzey V. S. Chernomyrdina", 2014. 64 p.

Сорокин Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета e-mail: univer.mpi@gmail.com

Sorokin Andrey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Methods of teaching History, Social science and Law Department, Institute for the Humanities, Moscow City Pedagogical University e-mail: univer.mpi@gmail.com