Научная статья на тему 'Образовательная архитектура учебных зданий'

Образовательная архитектура учебных зданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лютомский Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная архитектура учебных зданий»

РОТ: 10.22337/2077-9038-2018-1-112-115

Образовательная архитектура учебных зданий

Н.В.Лютомский

В 2012 году архитектурное бюро «АБ ЭЛИС» приняло участие и получило первую премию в открытом международном конкурсе на разработку стадии «проектная документация» семейного кампуса будущей гимназии Инновационного центра «Сколково» (авторы проекта: архитекторы Н.В. Лютомский, И. Драган, Т.Ю. Логунова, Г.С. Сандомирский, при участии Е.Я.Коп) (рис. 1).

Образовательная программа для всего инновационного центра Сколково разрабатывалась на конкурсной основе международным российско-британским коллективом под руководством академика РАН А.Л. Семёнова (автор педагогической программы - Е.И. Булин-Соколова).

Здание построено в 2017 году и получило название «Международная гимназия инновационного центра "Сколково"». В настоящее время гимназия, основанная в 2015 году, предлагает полный спектр услуг дошкольного и школьного образования для российских и иностранных учащихся с полутора лет и до выпускного класса средней школы. МГИЦ «Сколково» - комплексный образовательный центр, в полной мере раскрывающий потенциал ребенка, имеет следующие преимущества:

- возможность обучения на русском и английском языках по программам международного бакалавриата (1В), способствующим развитию интеллектуальных, личностных, эмоциональных и социальных компетенций, необходимых для жизни в современном мире;

- международный педагогический коллектив, включающий носителей иностранных языков;

- современные здания, построенные с учётом новейших школьных технологий;

- гибкий распорядок дня, позволяющий занять ребенка на полный рабочий день родителей;

- адаптационные программы, предоставляющие возможность начать обучение с любого класса;

- музыкальные, спортивные, научные и другие секции и школы, развивающие творческие способности ребенка;

- обязательное изучение второго иностранного языка и возможность изучения дополнительных языков, включая китайский;

- шефские связи с инновационными компаниями и Сколковским институтом науки и технологий;

- получение аттестата о среднем образовании и одновременно диплома международного бакалавриата (1В), позволяющего продолжить обучение во многих престижных университетах разных стран;

- среда для социальной и творческой активности семей, живущих и работающих в ИЦ «Сколково».

Члены авторского коллектива к началу работы имели уникальный опыт по проектированию учебных зданий в Москве, однако задачи, поставленные при организации первой школы международного стандарта «К12» (обучение детей дошкольного и школьного возраста в одном здании), продиктовали создание совершенно нового образовательного пространства (рис. 3).

Строительство учебного здания - вклад в будущее и, что важно, если это вклад дорогостоящий, то можно рассчитывать на его долгосрочную рентабельность. Архитектура школы и её отдельных пространств должна быть:

- гибкой - учитывающей возможные направления развития педагогики;

Рис. 1. Функциональная схема конкурсного предложения

Рис. 2. 1 сентября 2017 года. Фото РИА Новости

а)

б)

в)

^ building entrances ^ site entrances

kindergarten [general)

kindergarten ¡groups by age)

halls/corridors

technical

administration

г)

kindergarten (general)

kindergarten (groups by age)

administration

Рис. 3. МГИЦ «Сколково»: а) южный фасад; б) северный фасад; в) план 1-го этажа; г) план 2-го этажа

- ориентированной на будущее - для обеспечения возможности перераспределения и реконфигурации места;

- смелой - выходить за рамки проверенных технологий и педагогической практики;

- направленной на стимулирование и творческой деятельности учащихся и преподавателей.

- поддерживающей и развивающей потенциал всех учащихся;

- обеспечивающей возможность многофункционального использования пространства, которое должно мотивировать учащихся и содействовать их обучению. Образовательный процесс должен развивать навыки как совместной работы, так и индивидуальной, обеспечить персонализированную и всеобъемлющую среду и быть гибким перед лицом меняющихся потребностей.

Вход в здание школы создаёт ощущение возбуждения от обучения. Вход является первой точкой контакта между школой и учениками и задаёт высокий уровень культурных ожиданий для посетителей. Предоставление чёткой, доступной информации о школе и того, что можно достичь там, очень важно. Входная зона также демонстрирует приветливую, безопасную среду, показывающую способность учреждения обслуживать своих учеников: в конце концов, она должна конкурировать за время и внимание учащихся с торговым центром, центром досуга и жилыми помещениями учащихся (рис. 4).

«Я искренне верю, что, когда вы проходите через дверь учебного заведения, вы должны чувствовать гордость, возвышенность, мотивацию... Это должно быть нашим намерением», - Марк Хейсом, исполнительный директор Совета по обучению и навыкам Великобритании ^С). Авторы рассчитывали, что хорошо спроектированные образовательные пространства могут повысить мотивацию школьников и могут даже повлиять на их способность учиться. По форме классы напоминают соты. Эта форма увеличивает площадь стен для временных экспозиций, а также - за счёт появления в помещении класса разнообразных видовых точек - облегчает ребёнку возможность реагировать на получаемую информацию» и способствует повышению психологического самосознания учащихся, помещая их в условный «центр мироздания» (рис. 5).

В основе комплекса лежит драматическое арочное покрытие из деревоклеёных конструкций, создающее при входе «агору» (см. рис. 4 а), которая обеспечивает координацию при входе в школу. Школьники, попадая сюда, получают всю необходимую информацию. Расписание занятий, комнаты для консультаций и стойка регистрации расположены внутри или рядом с этим открытымь социальным пространством, соединённым с обеденным залом столовой раздвигающейся перегородкой.

Большой витраж, ориентированный на запад (см. рис. 4 б), позволяет рассеивать дневной свет и создавать тёплый, яркий образ, а наличие беспроводной сети Интернет большой

ёмкости означает, что это пространство также может стать неофициальной рабочей зоной как для персонала, так и для учащихся. На «агору» выходят «школьные улицы», «улица» естественно-научной зоны, здесь обеспечивается пространственная связь с детским дошкольным учреждением.

Социальные пространства не требуют различий между типами пользователей. Агора трактуется как зона общинного

а)

б)

в)

Рис. 4. МГИЦ «Сколково». Пространство входа - «Агора»: а) общий вид на «Агору»; б) вид на большой витраж, ориентированный на запад; в) потолок «Агоры»

обучения, рассматривающее персонал и учащихся как соавторов пространства.

Качественное социальное пространство, являясь центральным фокусом здания, позволяет удовлетворять потребности всех пользователей здания - посетителей, сотрудников, учащихся и потенциальных учащихся. Объединение входа с обеденным залом столовой с помощью раздвижной перегородки создаёт новый тип пространства школы, где студенты обеспечиваются питанием и напитками и где учащиеся и сотрудники могут встречаться для коротких дискуссий. Беспроводная связь Интернет не зависит от обучения. Студенческие службы также располагаются рядом с этим пространством. Применение большепролётных деревоклеёных конструкций обеспечивает прохождение естественного света вглубь здания гимназии. Естественный свет, максимизированный использованием второго света, витражей, окон от пола до потолка в коридорах, является особенностью данного проекта.

Рекреационные пространства имеют несколько масштабов. Каждая учебная зона имеет выход в общественную рекреацию. При этом перед входами в класс устроены небольшие пространства отдыха и сосредоточения. Большие рекреации имеют также выходы на консольно-расположен-ные уютные зоны - ниши, где могут находиться до десяти школьников, где при необходимости могут проводиться занятия в неформальной группе или учащиеся могут получить доступ к работе в Интернете перед уроком.

Учебные улицы, как и всё здание, оснащены беспроводным доступом в Интернет в ожидании более широкого использования мобильных устройств в будущем.

В проекте заложено использование беспроводной сети. Дизайн разномасштабных пространств размывает различие между формальной учёбой и социальной деятельностью, делает обучение видимым и активным.

Школа нового типа переходит от ориентированных на учителя к ориентированным на учащегося моделям, от «лицом к лицу» к «цифровому», от синхронного к асинхронному, от

Рис. 5. Соты классов

индивидуального к групповому обучению, цветному и улучшенному технологически.

Мотивировать учащихся в образовании - цель проекта. Достижение настроения, способствующего эффективному обучению, требует целостного подхода, включающего диалог со всеми участниками процесса обучения. Проект призван сделать открытыми и понятными процедуры управления пространством для обеспечения эффективной структуры отчетности и принятия решений.

Взгляды учащихся также должны учитываться при разработке стратегий обучения пространственному дизайну. Важно то, что проекты физических пространств связаны со стратегическим видением учреждения для обучения и что это отражено в каждой детали дизайна и ясно для всех заинтересованных сторон, в том числе для учащихся. Общество XXI века должно быть «образовательным обществом», в котором знание «что» менее важно, чем знание «как». Этот сдвиг в подходе к обучению потребует сотрудников, которые хорошо подготовлены к изменениям. Программы развития персонала, ориентированные на преподавание и обучение в богатой технологиями среде, необходимы для развития взаимопонимания и доверия. Компактное высокооборудованное пространство может стать катализатором более широких изменений и испытательным полигоном для новых педагогических подходов.

Литература

1. Bond, M. The hidden ways that architecture affects how you feel // BBC-Future. - Режим доступа: http://www.bbc. com/future/story/20170605-the-psychology-behind-your-citys-design (дата обращения 29.01.2018).

2. Interview with Herman Hertzberger «Architecture as visual and social connectionилиInterview with Herman Hertzberger» // Architecture and Education. - Режим доступа: https://architectureandeducation.org/tag/herman-hertzberger/ (дата обращения 12.02.2018).

3. Skolkovo International school. The first K12 school to be built in Russia. School for 480 and kindergarten for 150 // Archilovers. - Режим доступа: http://www.archilovers.com/ projects/215513/skolkovo-international-school-the-first-k12-school-to-be-built-in-russia-school-for-480-and-kindergarten-for-150.html#info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.