Ж.А.Рахметов,
начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
С.Г. Мачнева,
главный специалист отдела по связям с общественностью и издательской деятельности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: б1л1мд1 идеал, жалпы адами щндылыцтар, цогамдыц сана, табысты жас адам, полиэтникалыц мэдениет, жаhандыц элем.
Ключевые слова: образованный идеал, общечеловеческие ценности, общественное сознание, успешный молодой человек, полиэтническая культура, глобальный мир.
Keywords: educated ideal, universal values, public consciousness, successful young man, multiethnic culture, global world.
образованный идеал современного молодого
человека: поиск, ориентации
Ацдатпа
Заманауи бiлiмдi идеалдьщ сапасын аныктау проблемасыньщ езектшп карастырылады. Про-блемага тYрлi кезкарас усынылган.
Ел Президент Н.Э.Назарбаев заманауи жас адамныц бойында бэсекеге кабшеттшк, мэде-ни ашыктык, компьютерлш сауаттылык, шет тш-дердi б^, прагматизм, улттык бiрегейлiктi сактау, бшмге умтылу, сананыц ашыктыгы сиякты сапа-лардыц болуы кажеттiлiгiн атап керсетедь Заманауи жас адамныц бiлiмдi идеалы жалпы адами кундылыктар игеруi тиiс кезкарасы усынылган. Мэцгшк жалпы адами кундылыктар келтiрiлген. Жаhандык элем мен бiлiмдi идеалдыц табысты жас адамыныц сапасыныц сай келуi керсетшген. Заманауи жас адамныц бiлiмдi идеалыныц мацы-зды сапасы - когамдагы, елдегi, элемдегi келiсiм мен бейб^шшктщ негiзi ретiнде полиэтникалык мэдениетi сипатталган.
Аннотация
Рассматривается актуальность проблемы определения качеств современного образованного идеала. Представлены различные точки зрения на проблему. Н.А. Назарбаев - Президент страны выделяет необходимость наличия у современного молодого человека таких качеств как конкурентоспособность, культурная открытость, компьютерная грамотность, знание иностранных языков, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, открытость сознания. Представлена точка зрения, по которой образованный идеал современного молодого человека должен обладать общечеловеческими ценностями. Приведены вечные общечеловеческие ценности. Показано совпадение качеств успешного молодого человека глобального мира и образованного идеала. Описано важное качество образованного идеала современного молодого человека - полиэтническая культура как основа мира и согласия в обществе, стране, мире.
Annotation
The relevance of the problem how to determine the qualities of a modern educated ideal is considered. Various points of view on the problem are presented.
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
я
The President of the country N.A. Nazarbayev marks out such features of a modern young man as competitiveness, cultural openness, computer literacy, speaking foreign languages, pragmatism, maintaining national identity, a cult of knowledge, open consciousness. The point of view according to it an educated ideal modern young man has to have universal values is presented. Eternal universal values are specified. Coincidence of the qualities of a successful global world young man and an educated ideal is shown. The important feature of an educated ideal of a modern young man - multiethnic culture as a basis of peace and harmony in the society, in the country,all over the world is described.
Проблема поиска образованного идеала является актуальной на протяжении веков. Он не является неизменным, рождается с определённой исторической эпохой и изменяется с наступлением новой, но учитывает опыт всей человеческой цивилизации.
Образованный идеал современного молодого человека Казахстана сложился в условиях рыночных отношений.
Молодёжь восприняла ценности рынка, поставив популярность жизненных стратегий социального успеха на первые места: среди целеполагающих ценностей успеха доминирует образование, которое оказывается на самых верхних ступенях иерархии, а также принцип индивидуального планирования собственной жизни самим челове-^ ком, личная инициатива, ценность свободы ^ личности, её суверенитет, свободная конку-§ ренция, плюрализм, важность влиятельных < друзей и знакомых, помощь «нужных» лю-
Рч
§ дей, гедонистические ценности, прагма-
3 тизм [1].
м Приведённое выше мнение исследовате-
^ ля подтверждает, что в молодёжной среде
д присутствует духовный кризис, который
§ допускает успех, получение гедонистиче-
и ского удовольствия любой ценой, исполь-
ст зование любых связей для достижения сво-
^ ей цели.
Ориентиры нового поколения представ-^ лены в работе Президента страны Н.А.На-м зарбаева «Взгляд в будущее: Модернизации ция общественного сознания», в которой ^ пишет: «Я убеждён: начатые нами масштабные преобразования должны сопро-® вождаться опережающей модернизацией О общественного сознания. Она не просто
§ дополнит политическую и экономическую
©
модернизацию - она выступит его сердцевиной» [2].
В ней Президент, на наш взгляд, определил важные качества образованного идеала: конкурентоспособность, культурная открытость, компьютерная грамотность, знание иностранных языков, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, открытость сознания.
По мнению Г.К. Ахметовой, Евразийская идея в Казахстане имеет ёмко и наглядно выраженный образ образованного идеала - «Центрально - Азиатский барс». В этом образе воплотилась не только специфика восточного мышления и казахского менталитета, но и опыт индустриального, постиндустриального развития последних 30 лет Южной Кореи, Тайваня [3, с.196].
Исследователи утверждают, образованный идеал современного молодого человека должен обладать общечеловеческими ценностями.
Философская энциклопедия даёт следующее определение общечеловеческим ценностям - это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке.
Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как философская категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов, т.е. характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм общечеловеческих ценностей имеет
Ц
социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающем единстве представлений о наличии неких универсальных сущностно значимых свойств человеческого существования.
К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцедентным миром [4].
Следовательно, общечеловеческие ценности выступают императивом развития человеческой цивилизации, так как выражают общие интересы человеческого рода, присущие человеку различных исторических эпох независимо от классовой, национальной, политической, религиозной, этнической и культурной принадлежности и должны характеризовать образованный идеал.
Вечными общечеловеческими ценностями, по мнению С.Ф. Анисимова, Б.Т. Лихачёва, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластёни-на, являются:
• жизнь во всех её проявлениях;
• человек как высшая ценность бытия с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство и т.п.);
• отечество как условие существования личности (гарантия мира, согласия, безопасности, соблюдения прав, свобод человека);
• труд как средство существования и самосовершенствования, источник познания, радости, основа творчества, профессии, возможности самореализации [5, с.21].
Действительно каждое государство, заботясь о росте человеческого капитала, на важных этапах его развития выдвигает особые ценности, которые должны характеризовать образованный идеал человека. В Казахстане они обозначены Президентом страны в Национальной идее «Мэц-гшш Ел», они следующие: Независимость
Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; общество всеобщего труда; общность истории, культуры иязыка; глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем [6].
Исходя из этих ценностей, Президент и обозначил выше перечисленные качества образованного идеала.
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы определила цель развития образования - формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина.
Исследовали филиала Национального центра повышения квалификации Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области определили модель успешного молодого человека глобального мира, составляющими которой являются: патриотизм, критическое мышление; любознательность, инициативность, здоровый образ жизни; ^ умение общаться на разных языках; умение К работать в коллективе; владение исследова- § тельскими навыками; правовой культурой; ^
Рч
финансовой грамотностью; гражданской «
и культурной грамотностью; 1Т грамотно- в
стью [7, с.3]. м
Составляющие этой модели успешно- «
го молодого человека глобального мира ^
представляют собой, на наш взгляд, совре- ^
менный образованный идеал. £3
Им
всё-таки, национальное единство, мир ^
и согласие в обществе является основопо- §
лагающей ценностью для реализации всех ^
других ценностей, успешной жизнедея- ^
тельности молодого человека глобального м
мира, что ставит во главу угла такое каче- ^
ство образованного идеала как наличие «
полиэтнической культуры - основы мира и ^
согласия. ®
Важно наличие её у подрастающего ^
поколения, так как современное молодое §
©
42
поколение живёт в условиях непрекращающихся этнических войн, активно в них участвует, что подтверждает отсутствие полиэтнической культуры у некоторой её части, но есть надежда на будущее в условиях формирования нового поколения, ориентированного на современный образованный идеал в образовательных учреждениях, главной характеристикой которого будет полиэтническая культура.
По мнению Слесарь М.В., полиэтническая культура школьника - это системно-личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурнй самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [8,с.8].
Автор обосновывают свою позицию следующим образом: освоение любого вида культуры способствует развитию качеств личности, реализуемых в деятельности; полиэтническая культура - это вид культуры, освоение которой позволяет организовывать и совершенствовать жизнедеятель-^ ность людей. Кроме того, существенным К аспектом реальности является многонаци-§ ональность Казахстана, полиэтничность < глобального мира, следовательно, необхо-^ димо овладение таким видом культуры, ко-3 торый обеспечит взаимодействие человека м с представителями и иных этнических кульм тур. Этот вид культуры и есть, по мнению ^ исследователя, полиэтническая культура ^ личности. При этом учтено, что в условиях этнического многообразия, в котором фор-сг мируется подрастающее поколение, идёт ^ процесс этнического возрождения, и исто-^ рия развития человеческого сообщества ^ показала его неизбежность и актуальность Й [9.с.45].
^ Этим обоснованием показано, что в сом временном полиэтническом мире наличие у образованного идеала полиэтнической ® культуры важно, так как она является ос-^ новой мира и согласия в условиях глобали-
§ зации и продвижения человеческого сооб-
©
щества по пути цивилизации, сохранения мира на Земле.
литература
1. Канагатова А.М. Молодёжь Казахстана [Электронный ресурс] https: // articlekz.com/article/8270
2. Назарбаев, Н.А. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] www.akorda. kz/.../statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-o...
3. Мынбаева А.К. Современные образовательные концепции [Текст]:учебное пособие А.К. Мынбаева. - Алматы: Казахский университет, 2012. - 220с.
4. Общечеловеческие ценности [Электронный ресурс] dic.nsf.enc_philosoy/851/ oбщечеловеческие
5. Аккерман, О.А. Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере: методологические подходы [Текст]/ОА Аккерман //Вестник «Орлеу» -kst. - 2016. - №1. -С 18-22.
6. Назарбаев, Н.А. Послание народу Казахстана [Электронный ресурс] www akorda.kz/ru/addreses_of-president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-2014-9
7. Использование педагогических технологий в образовательном процессе краткосрочных курсов повышения квалификации [Текст]: из опыта работы филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПКПР по Костанайской области». - Костанай, - 2016. - 63с.
8. Слесарь, М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача модернизации содержания образования [Текст]/М.В. Слесарь //Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения - основа мира и согласия: сб.ст. участников МНПК. - Костанай, 2013. С.3-11.
9. Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально - культурной деятельности [Текст]: дис. канд. пед наук:13.00.05./М.В. Слесарь, Челябинск, 2014. - 292с.