ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
Ь
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА
В статье анализируются различные подходы к понятию «образование взрослых». Автор упоминает три основных подхода: непрерывное образование на протяжении всей жизни, образование взрослых как непрерывное образование и непрерывное профессиональное образование. Кроме того, отмечается низкий уровень познавательной и образовательной активности взрослого населения в современной России. Стремление к знаниям ограничивается получением диплома о высшем образовании, но речь в большинстве случаев не идет о непрерывном образовании. Автором анализируются данные социологических опросов ВЦИОМа, касающиеся образовательной сферы. Например, зачем необходимо высшее образование, степень удовлетворенности полученным образованием и другие. Ответы респондентов раскрываются в свете описываемого понятия «образование взрослых». В статье также доказана связь между гендерной социологией как частной социологической теорией и непрерывным образованием взрослых как одном из объектов ее изучения. Делается ряд выводов относительно гендерных различий в вопросах образования. Далее в работе приводятся примеры различия в отношении вопросов образования в целом и образования взрослых в частности в разных странах мира. Среди страновых анклавов выделены слабо-, средне- и высокоразвитые страны. Проводятся аналогии с российскими реалиями. На данный момент Российская Федерация проходит промежуточный этап от средне- к высокоразвитым странам. В заключение подчеркивается, что роль социологов в изучении и разработке такого направления, как образование взрослых, важна и актуальна, поскольку данное явление чрезвычайно многоаспектно и вариативно.
Ключевые слова: образование, социология образования, образование взрослых, гендерная социология, демография, непрерывное образование, профессионализм, престиж.
Е.Л. Круглова, канд. социол. наук, ст. преподаватель, кафедра прикладной социологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, [email protected]
Процесс образования и обучения давно перестал быть прерогативой детей и подростков, а полностью интегрировался в нашу жизнь. В сегодняшнем мире профессиональные знания обновляются в среднем каждые пять-шесть лет. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в детско-юношеском периоде, не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения социальных ролей.
Социальные, экономические и демографические изменения повлияли на появ-
ление новых форм обучения и интеграцию образования взрослых в уже существующие формы. Образование для взрослых теперь столь распространено, что всё больше занимает умы социологов, политиков, представителей бизнеса и общественности.
В настоящее время в отечественной литературе используется несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования взрослых. Для определения, описания и, по возможности, квантифициро-вания характеристик непрерывного образования, выделяют три основных направления:
1. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (life long learning).
®
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Непрерывное образование как образование взрослых.
3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование1.
Обучение взрослых _
имеет несколько устоявшихся характеристик, которые отличают его от обучения на предыдущих этапах: большее значение практической составляющей, уже достаточно богатый запас знаний и опыта, вторич-ность социальной роли «ученик» по отношению к другим ролям, более высокий уровень ответственности и самоорганизации.
Согласно данным Института комплексных социальных исследований РАН, в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения имеет возможность
Обучение взрослых имеет несколько устоявшихся характеристик: большее значение практической составляющей, уже достаточно богатый запас знаний и опыта, вторичность социальной роли «ученик» по отношению к другим ролям, более высокий уровень ответственности и самоорганизации.
обучаться за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть взрослого населения никак не повышали уровень своих знаний и квалификации за последние три года. _ В самом ближайшем будущем — это кандидаты в безработные, а затем, наиболее вероятно, они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмот-ности2.
Тем не менее большинство современных россиян стремятся получить как можно более качественное и престижное образование. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) респондентам был задан вопрос о том, зачем людям получать высшее образование. Почти половина ответивших (48,2%) выбрали вариант — «Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу». На втором по популярности месте ответ — «Чтобы сделать карьеру», его выбрали 27,7% респондентов. В этой связи хорошо видно, как отстает ответ «Чтобы получить
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
новые знания, расширить свой кругозор» (всего 15,2%). А причину «Чтобы оказаться в культурной, образованной среде» отметили всего лишь 8,4%3.
Полученные данные позволяют сделать ряд выводов, касающихся образования взрослых в современной России:
во-первых, получение первого высшего образования для большинства населения — это вопрос престижа и необходимости, но никак не возможность расширить свои горизонты, обрести новые знания, овладеть профессией. Даже формулировка ответа подталкивает к подобному заключению: «чтобы иметь диплом...», а не чтобы «получить знания»;
второй вывод вытекает из первого и непосредственно касается темы нашего исследования: лишь малая часть взрослого населения России рассматривает образование как непрерывный процесс в настоящее время. К ним можно отнести тех, кто говорит об образовании с точки зрения получения новых знаний и расширения кругозора. Те, кто воспринимает обучение лишь как получение «корочек», редко задумывается о необходимости дальнейшего профессионального саморазвития.
Сделанные выводы подтверждаются результатами другого опроса ВЦИОМа, в котором был вопрос: «Насколько вы в настоящее время удовлетворены тем образованием, которое получили?». Так, среди респондентов, имеющих высшее образование, полностью удовлетворены 53% и скорее удовлетворены 37%4 ответивших. Конечно, мы можем гордиться уровнем нашего высшего образования и удовлетворенности им населения, но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то картина не столь оптимистична: лишь 10% опрошенных людей с высшим образованием не удовлетворены им, а значит
Треть взрослого населения никак не повышали уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем
будущем - это кандидаты в безработные, а затем, наиболее вероятно, они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Данные официальной статистики подтверждают, что процент женщин, имеющих высшее образование в России, выше, чем мужчин (58% против 42-х в 2010 г.), и разрыв этот постоянно увеличивается.
готовы к самосовершенствованию, улучшению качества своего образования и получению новых знаний.
Социология образования традиционно была ориентирована на процессы, структуру и результаты обучения, но уделяла мало внимания такому аспекту, как образование взрослых. Таким образом, до настоящего момента нет такого поля научных изысканий как «социология образования взрослых». А между тем образование взрослых дает много возможностей для его социологической интерпретации с точки зрения функционализма, теории конфликта, репродуктивной модели, применяемых к школьному обучению, а также теории социальной мобильности.
С точки зрения гендерной социологии представляет интерес вопрос о роли женщины в системе высшего и постпрофессионального образования. Затрагивает данную проблематику в своих исследованиях ВЦИОМ5. Обратимся к результатам опроса на тему «Равны или не равны права мужчин и женщин в сфере получения образования?» и увидим совершенно неожиданные результаты. В зависимости от пола респондента именно женщины в России считают, что права обоих полов на получение образования равны. Мужчин, поддерживающих данную точку зрения, меньше (89 против 91%). Однако устоявшееся мнение о дискриминации женщин в вопросах карьерного роста = и образования не подтверждается. Больший процент респондентов мужского пола против женского (3 против 1%) утверждают, что женщины в России превалируют в праве на получение образования. Данные = официальной статистики подтверждают, что процент женщин, имеющих высшее образование в России, выше, чем мужчин (58% против 42-х в 2010 г.)6, и разрыв этот постоянно увеличивается.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Следовательно, образование взрослых — это предмет не только социологии образования, но и непосредственно гендерной социологии (основатель школы гендерной социологии в России — заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Г. Г. Силласте).
В развитых странах Европы и Америки вопрос образования взрослых с точки зрения различных частных социологических теорий поднимается уже достаточно давно, тут мы вновь оказываемся в «догоняющей социологической группе». Франция, Германия, США и некоторые другие страны давно перешли от начальной стадии, когда образование взрослых служит целью закрыть бреши на уровне начального образования, к стадии непрерывного полного образования в течение всей жизни.
На другом полюсе мира — страны, все еще переживающие первую стадию. 22— 26 сентября 2000 года в Дамаске (Сирия) по случаю заседания Международного совета по образованию взрослых собрались представители 704 неправительственных организаций, работающих в сфере образования взрослых, из стран Карибского бассейна, Латинской и Северной Америки, Европы, Африки, Азии, арабских государств. Принимающей организацией выступило Министерство культуры Сирии. Будучи глубоко обеспокоенными малоэффективными результатами в деле обеспечения доступности и возможностей для взрослых реализовать право на образование, собравшиеся приняли Декларацию «Призыв к действиям в сфере грамотности и образования взрослых для всех»7. Таким образом, становится ясно, что в зависимости от уровня развитости той или иной страны
выражение «образование взрослых» имеет разный смысл. Для развивающихся стран — это получение образования в сознательном возрасте при отсутствии его ранее.
Итак, мы ясно увидели, что такое направление социологии, как образование взрослых, многоаспектно, вариативно, перспективно для изучения и имеет большое количество нюансов. Задача социологов в таких условиях — дать как можно более полную и объективную картину происходящих изменений и осветить все стороны этого многогранного процесса. |J
Литература
1. Беляков С.А. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС-Пресс, 2007. C. 340.
2. Ключарев Г.А. Образование в новой России. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 8. C. 37-46.
3. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=19&q_id=1561& date=15.07.2004 (дата обращения: 2.06.2015).
4. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=342&q_id=27526& date=15.05.2000 (дата обращения: 1.06.2015).
5. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1010&q_ id=69505&date=15.02.2015 (дата обращения: 15.06.2015).
6. Федеральная служба государственной статистики. Женщины и мужчины России — 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 13.06.2015).
7. Дамасская декларация Международного совета по образованию взрослых. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.znanie. org/j ornal/ n1_01/ dam_dekl. html (дата обращения: 18.06.2015).
EDUCATION FOR ADULTS: SOCIOLOGICAL VIEW
E.L. Kruglova, Candidate of sociology, senior lecturer, The department of applied sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
This article analyzes the different approaches to the notion «education for adults». The author mentions the main three approaches: continuous education over a period of whole life, education of adults as a continuous education and continuous professional education. Besides, the paper underlines the low level of cognitive and educational activity of adult population in modern Russia. The desire for knowledge is limited by getting a diploma and usually it has no connections with continuous education. The author has analyzed the results
by WCIOM about the educational sphere. For example: role of higher education, satisfaction level of higher education and others. The respondents' responses are exposed by the described notion «education for adults». Also the article proves a connection between gender sociology as a private sociological theory and continuous education for adults as an object of its studying. There are some conclusions about gender differences in education's problem. Further in the paper there are some examples of differences in education's problems in general and education for adults in the world's countries in particular. Among the enclaves the author has separated out low, medium and high developed countries. There are the analogies with Russian realities. Today Russia is in the transition stage from medium to high developed countries. The conclusion of the article underlines the idea that sociologists' role in studying and developing of this sphere as education for adults is very important and urgent, because this phenomenon is very versatile and variable.
Key words: education, sociology of education, adult education, gender sociology, demography, continuing education, professionalism, prestige.
References
1. Beliakov S.A. Monitoring nepreryvnogo obrazovaniia: instrument upravleniia i sotsiologicheskie aspekty [The monitoring of continuing education: a tool for management and sociological aspects]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2007. 340 p.
2. Kliucharev G.A. Obrazovanie v novoi Rossii. Samoobra-zovanie vzroslykh [Education in the new Russia.Self-edu-cation of adults]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'— Social Sciences and modernity,2003, no. 8, pp. 37—46.
3. The website of the all-Russian center for public opinion research (in Russian). Available at: http://wciom.ru/ zh/print_q.php?s_id=19&q_id=1561&date=15.07.2004 (accessed 2.06.2015).
4. The website of the all-Russian center for public opinion research (in Russian). Available at: http://wciom.ru/zh/
print_q.php?s_id=342&q_id=27526&date=15.05.2000 (accessed 2.06.2015).
5. The website of the all-Russian center for public opinion research (in Russian). Available at: http://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=1010&q_id=69505&date=15.02.2015 (accessed 2.06.2015).
6. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Zhenshchiny i muzhchiny Rossii — 2014. [Federal state statistics service. Women and men of Russia — 2014] Available at: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (accessed 13.06.2015).
7. Damasskaia deklaratsiia Mezhdunarodnogo soveta po obrazovaniiu vzroslykh. [Damascus Declaration, the International Council for adult education]. Available at:http://www. znanie.org/jornal/n1_01/dam_dekl.html (accessed 18.06.2015).