Научная статья на тему 'Образование взрослых в Сербии – возможности и вызовы'

Образование взрослых в Сербии – возможности и вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых в Сербии – возможности и вызовы»

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СЕРБИИ -ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ1

М. Йованович, В. Минич

Образование взрослых является необходимым условием для удовлетворения потребностей государства и общества в компетентных работниках, способных решать насущные задачи политического и социальноэкономического развития общества. В условиях бурного развития науки и техники, аккумулирования большого фонда знаний и необходимости разработки новых компетенций процесс образования взрослых имеет большое влияние на все аспекты жизни человека и общества. Приоритетные задачи образования взрослых направлены на «предоставление дополнительной возможности приобретения основного комплекса знаний и умений, необходимых для активной творческой деятельности и безболезненного разрешения различных проблем во всех сферах жизнедеятельности [Кулич, Деспотович, 2005, с. 167].

Столкнувшись с проблемами глобализации и европейской интеграции, Сербия еще несколько десятилетий назад пыталась решить проблему образования взрослых и поднять существующую практику на более высокий инновационный уровень. Путь к реализации этой цели государство видит в развитии и актуализации непрерывного обучения и создании обучающегося общества. Многочисленные исследования, проведенные в последние двадцать лет, показывают, что сотрудничество властей и образовательных организаций в решении актуальных вопросов образовательной политики в области обучения взрослых дали определенные результаты. Приобщение взрослых к различным формам образования и обучения открывает широкие возможности для повышения их профессиональной квалификации и конкурентоспособности на рынке труда, тем самым улучшая качество жизни. Важной составляющей системы образования взрослых в Сербии является формальное, неформальное и информальное обучение. Формальное образование взрослых - это целенаправленный процесс изменения образовательного уровня, путем реализации программ начального и среднего образования и других форм профессионального обучения с учетом потребностей и способностей взрослых и спроса/предложения рынка труда в соответствии с существующим законодательством [Официальный вестник Республики Сербии - № 55/2013]. В Сербии реализация формальной системы образования становится возможной за счет интеграции трех подсистем обучения (начальной, средней и высшей) и является потенциалом, недостаточно

1 Работа является результатом исследований в рамках проектов: «Устойчивость (sustainability) идентитета сербов и этнических меньшинств в пограничных регионах Восточной и ЮгоВосточной Сербии» (ОИ 179013). Основным оператором реализации проекта является Государственный университет в городе Ниш (Сербия), механико-технологический факультет. Проект финансируется Министерством образования, науки и технологического развития Республики Сербии; и «Косово и Метохия между национальным идентитетом и европейской интеграцией» (III 47023), при финансовой поддержке Министерства образования, науки и технологического развития Республики Сербии.

134

использованным для общего образования взрослых и формирования компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

В Сербии сфера образования взрослых охватывает возрастную структуру населения от 15 до 45 лет. В связи с этим создано 16 базовых школ и ресурсных центров со сроком обучения 4 года, где взрослые люди, решившие наверстать упущенное, обучаются по принципу: за год учебы освоить два. Содержание общеобразовательных планов реализуется по сокращенной программе. В течение первых четырех лет организованы регулярные занятия, а с пятого по восьмой классы занятия носят более широкий инструкционный и консультативный характер.

В сфере среднего образования взрослых все больше молодежи, которая была вынуждена в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств на самых разных этапах обучения прервать учебу, поэтому возможность приобрести среднее профессиональное образование использует в качестве второго шанса. Самые высокие показатели охвата средним образованием в системе дополнительного образования взрослых представлены в следующих областях: oператор компьютера, компьютерный учет, компьютерный дизайн, обучение основам предпринимательства, изучение иностранных языков, менеджмент и образование в интересах устойчивого развития (sustainability).

Проблема участия взрослого населения в системе среднего и высшего дополнительного образования обусловлена рядом факторов. Самым большим препятствием является тот факт, что образовательные учреждения (факультеты) не идентифицируют взрослых, и особенно работающих взрослых, как свою целевую аудиторию, поэтому предоставление равного доступа к получению высшего образования для данной категории населения не соответствует их возможностям и потребностям. Частные образовательные учреждения демонстрируют более гибкий подход к решению данной проблемы. Осознавая его преимущества и выгоды, частные учреждения принимают на обучение работающих взрослых, и в настоящее время охват системой частного образования увеличился в несколько раз.

Данные характеристики и недостатки системы формального образования одновременно с ростом потребности в образовании в зрелом возрасте привели к актуализации неформального образования взрослых. Неформальное образование взрослых является организованым процессом обучения взрослых на основе учебной деятельности за пределами установленной формальной системы с целью приобретения знаний, умений и навыков, направленных на личностное развитие взрослых, их трудовой и социальной деятельности. Центр профессионального образования взрослых Республики Сербии демонстрирует приверженность развитию в этом направлении и рассматривает возможности дальнейшего совершенствования и унификации существующей практики в рамках неформального образования взрослых. Обобщение опыта неформального образования взрослых в Сербии позволило выделить его следующие компоненты: 1) рабочие, национальные и открытые университеты высшего и профессионального образования, которые обеспечивают повышение квалификации специалистов и подготовку их к работе на современном производстве (подтверждается сертификатом); 2) национальное агентство занятости населения осуществляет стратегии и

135

программы в рамках развития рынка рабочей силы, социальной защиты безработных лиц, предотвращения безработицы и борьбы с ее социальными последствиями. Как правило, агентство выступает в качестве организатора (редко исполнителя), а определенные учебные заведения реализуют переквалификацию и доквалификацию взрослых; 3) предприятия, находящиеся в частной, муниципальной или государственной собственности, а также в собственности общественных организаций, юридических лиц и граждан. Их образовательная функция выполняется периодически и по мере необходимости; 4) филиалы крупных международных компаний организуют весьма стандартную подготовку в соответствии с профессией, необходимой для выполнения определенной трудовой деятельности; 5) культурноразвлекательные центры, дома культуры и клубы специализируются в области культуры и проводят обучение по специальностям из области культуры и искусств; 6) частные (образовательные) учреждения и организации открывают курсы иностранных языков, компьютерные курсы или автошколы (образовательные учреждения для подготовки водителей различных категорий); 7) фонды поддержки образования и науки, агентства, службы, гуманитарные организации, образовательные программы и проекты организуют комплекс мероприятий, направленных на привлечение взрослых к сфере образования и не являются источником основного или дополнительного дохода; 8) научно-технические институты, исследовательские и аналитические центры, чья деятельность направлена на развитие научной компетенции специалистов; 9) профессионально-отраслевые ассоциации, которые специализируются на защите интересов определенных видов профессиональной деятельности, организуют разработку и обучение сотрудников на курсах повышения квалификации, семинарах, бизнес-семинарах и тренингах; 10) торгово-промышленная палата сосредоточена на группе предпринимателей из различных компаний и крупных работодателей, представляющих интересы многих отраслей на государственном уровне; 11) профсоюзы организуют для трудящихся (своих членов) комплексы образовательных мероприятий, профессиональное усовершенствование и выступают в защиту интересов определенных профессий; 12) формы теоретического и практического обучения для удовлетворения нужд армии, полиции и спецслужб, ориентированных на конкретные потребности этих групп, их дальнейшее дополнительное образование, профессиональную подготовку или переподготовку; 13) университет третьего возраста, его деятельность направлена на организацию различных форм образования, например: кустарный и художественный промысел, производство бытовых изделий ручным способом. Онлайн-университет третьего возраста осуществляет качественное и доступное дистанционное образование для взрослых путем проведения семинаров, авторских курсов, мини-курсов и лекций; 14) государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства парал-лельно с оказанием наиболее важных видов услуг для пожилых и престарелых людей организуют образовательные мероприятия; 15) церковь - система высшего богословского образования - направлена на развитие духовных ценностей взрослого по принципу согласованности педагогического влияния церкви, семьи и образования; 16) частные, локальные, региональные и глобальные типы масс-

136

медиа: библиотеки, музеи, читальные залы, театры, кинотеатры, галереи, клубы, базы отдыха и многие другие; 17) в исправительных учреждениях (колонии для взрослых, воспитательные колонии для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, следственные изоляторы) осуществляется профессиональная реинтеграция осужденных лиц и подготовка к жизни после отбытия наказания; организуется деятельность специализированных учебных заведений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 18) различные учреждения специализированных видов деятельности - сельскохозяйственные кооперативы, различные сообщества и центры специализированных видов медицинской помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии или с ограниченными возможностями здоровья. Организуются массовые мероприятия: форумы, выставки, акции и презентации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система образования взрослых в Сербии основывается на программах обучения и учебных планах, разработанных с целью приобретения профессиональной компетентности и квалификации, необходимой для личного и профессионального развития. Система образования взрослых охватывает ряд учреждений и организационных форм формального, неформального и информального образования, чья деятельность направлена на развитие и совершенствование у взрослых: языковой и математической грамотности, знания родного и иностранного языков, владения информационно-коммуникационными технологиями, медиа-грамотности, профессиональной деятельности, творческого самовыражения, социальных навыков, коммуникации и сотрудничества.

Список литературы

1. Кули1т, Р.и ДеспотовиЬ, М. (2005).Увод у андрагоги|у. - Београд: Свет кжиге.

2. МедиЬ, С., ПоповиЬ, К., МилановиЬ, М. (2008). Национални извешта) о разво)у и стажу образовала и учежа одраслих: шеста ме^ународна конференци|а о образоважу одрас-лих. - Београд: Друштво за образоваже одраслих, Министарство сполних послова СР Немачке.

3. Пешикан, А. (2002).Образоваже и лудска права. - Београд: Институт за психолол/уу, Филозофски факултет.

4. Службени гласник РС, бр. 55/2013

5. Стратеги)а разво)а образоважа одраслих у Републици Срби)и - Службени гласник РС”, бр. 55/05 и 71/05 - исправка.

6. Тим за образоваже одраслих и доживотно образоваже (2001). Стратешки правци раз-во)а образоважа одраслих. - Београд: Филозофски.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.