Научная статья на тему 'Образование взрослых как теоретическая проблема педагогики современной Германии: биографическая перспектива'

Образование взрослых как теоретическая проблема педагогики современной Германии: биографическая перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / BIOGRAPHIC APPROACH / EDUCATION OF ADULTS / TEACHING WITHIN THE LIFESPAN / BIOGRAPHIC APPROACH IN PEDAGOGICS / FORMS AND METHODS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cоловьев Геннадий Егорович

Образование взрослых рассматривается как одно из теоретических направлений современной педагогики Германии. Анализируется только один исследовательский подход в изучении данной проблематики биографический, акцентируется внимание на исторических предпосылках и содержательном анализе различных подходов к образованию взрослых, рассмотрению актуальных проблем организации образования взрослых на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of adults as a theoretical problem of pedagogics of modern Germany: biographic prospect

In article education of adults as one of theoretical directions of modern pedagogics of Germany is considered. One research approach in studying of the given problematics biographic is analyzed only, the attention is focused on historical preconditions and the substantial analysis of various approaches to education of adults, consideration of actual problems of the organization of education of adults at various levels.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых как теоретическая проблема педагогики современной Германии: биографическая перспектива»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_63_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

УДК 373.1.02 Г.Е. Соловьёв

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ: БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Образование взрослых рассматривается как одно из теоретических направлений современной педагогики Германии. Анализируется только один исследовательский подход в изучении данной проблематики - биографический, акцентируется внимание на исторических предпосылках и содержательном анализе различных подходов к образованию взрослых, рассмотрению актуальных проблем организации образования взрослых на различных уровнях.

Ключевые слова: образование взрослых, обучение в течение жизни, биографический подход в педагогике, формы и методы организации образования взрослых на основе биографического подхода.

Образование взрослых как научное понятие получает широкое распространение в педагогике Германии с 1945 г. До этого периода использовалось понятие «образование народа», которое характеризовалось с различных аспектов: романтических, либерально-буржуазных, культурно-общинных и т.д. [7; 17]. Образование взрослых означает культурное, социальное и политическое развитие личности через просвещение, освоение знаний и формирование компетентности. С 1970 г. появляется новое понятие в педагогике - непрерывное образование, понимаемое как ориентация общества на создание гибкой и обширной образовательной системы, позволяющей взрослым непрерывно обновлять и переосмысливать знания, приобщаясь к культуре и творя ее [2. С. 15]. Тем самым утверждалась точка зрения, что процесс образования должен осуществляться на протяжении всей жизни человека.

П. Альхайт, Б. Даузин выделяют два аспекта рассмотрения образования человека в течение жизни. Во-первых, со стороны образовательной политики, направленной на социальную организацию индивидуального и коллективного учения, учитывая изменения, происходящие в производственных и образовательных сферах. Во-вторых, это педагогическая перспектива, которая рассматривает условия и возможности биографического учения человека в основном в рамках неформального, информационного и внеинституционального учения [3. S. 568, 569].

Именно биографический аспект в образовании взрослых станет предметом нашего теоретического рассмотрения.

Биографическая перспектива в образовании взрослых возникает на основе общей тенденции социально-политических изменений в обществе и развития научного знания. Интерес к биографиям в социальных науках связан с новой оценкой качественных методов в социальных исследованиях. Субъективная интерпретация человеком действительности стоит в центре исследовательского интереса. История биографического метода в социальных науках внутренне связана с историей так называемой качественной или интерпретативной парадигмы исследования. В 20-е гг. двадцатого столетия качественная парадигма развивалась в социологии (Чикагская школа), а с 30-х гг. была вытеснена благодаря возникновению и доминированию эмпирической и количественно ориентированной модели исследования. С 70-х гг. качественная методология получает новое признание. Методологически изучались возможности нарративного исследовательского подхода, использующего техники, которые позволяют систематически собирать и анализировать истории респондентов. Биографическое интервью становится важной техникой качественного исследования.

Биографическая перспектива в социальном исследовании характеризуется следующими признаками: нарратив, контекстуальность, интерактивность и динамичность. Нарратив указывает на субъективную форму, в которой человек представляет свой жизненный опыт. Опыт организуется в форме «автобиографической истории». Биографическая перспектива ориентирована в первую очередь не на факты, а на оценку их значения для человека. Этот интерпретативный элемент, а также нарративная структура опыта образуют ядро автобиографического дискурса. Биография как результат этого процесса реконструкции не является статистической данностью. Она возникает не благодаря хронологической расположенности в ряд и присоединению фактов и событий в течение времени жизни, а является результатом постоянно продолжающего процесса организации новых опытов.

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Биографический подход является также контекстуальным. Речь идет о том, что человек активно конструирует свой жизненный опыт в форме истории, значимой для него, со своими внутренними связями и напряженностью. В нарративном дискурсе представляются события и ситуации в своем контексте. Контекст охватывает как материальные, структурные и институциональные условия существования человека, так и его социальный, культурный и личностный жизненный мир. Биография имеет дело, прежде всего, с идентичностью личности, так как она может осознаваться и пониматься только в форме истории. Биографический метод нацелен на то, чтобы представлять, как люди понимают события и опыты своего прошлого как значимое целое, и как эта целостная картина образует основу для будущих действий.

Контекстуальный элемент биографии тесно связан с интеракционистским аспектом. Биографический метод представляет, в сущности, интерактивный или диалогический процесс, при котором как исследователь, так и респондент продуцируют факты. Человеческое поведение всегда осуществляется во взаимодействии со значимым контекстом (социальным, культурным, материальным, институциональным). Биографии детерминированы всегда двойственно: с одной стороны, субъективными состояниями, а с другой - общественной реальностью. Общественное развитие и процессы оказывают влияние на опыт и действия человека в течение всей жизненной истории. Поэтому биографическое исследование занимается не только изучением и интерпретацией индивидуального опыта, субъективных состояний и чувств человека, но и анализом общественно-исторического развития, которое также влияет на содержание индивидуального сознания.

Динамический элемент биографии акцентирует внимание на рассмотрении времени и идеи развития в биографической перспективе. Актуальное мышление и поведение человека представляют лишь моментальный снимок из непрерывного процесса интерпретации воспринимаемой и переживаемой действительности.

Биографические исследования находят широкое распространение не только в социальных науках, но и в педагогике. Исследовательские подходы, ориентированные на биографию, находят применение в изучении истории воспитания и социализации, проблем детства и юношества, социализации в высшей школе, а также в сфере образования взрослых. При этом значение биографических подходов в образовании взрослых заключается не только в применении биографических методов в практической образовательной работе, но и в теоретическом осмыслении процесса образования и биографических методов.

В Германии существуют так называемые педагогические биографические исследования, которые объединяют различные педагогические исследовательские проекты. С 1980 г. получило развитие биографическое исследование в образовании взрослых. Его предметом, прежде всего, является то, как биографии взрослых трансформируются и развиваются благодаря образованию.

В образовании взрослых биографический подход представлен в большей мере, чем в исследовании проблем детей и юношества. При этом подчеркивается, что взаимосвязь биографии и жизни взрослых является амбивалентной. Это принадлежит к конститутивным признакам человеческой экзистенции в модерне. Для всех социальных слоев их биография становится предметом саморефлексии. В социальных науках этот процесс обозначается как «биографизирование» [6].

Процесс индивидуализации приводит к тому, что увеличивается степень свободы индивидов, а также ответственность за ее использование. В современной жизни взрослых речь идет не только об эмансипации индивидов от учреждений, а также о необходимости новой биографической уверенности, безопасности, равенстве.

Становлению биографической перспективы в образовании взрослых предшествовало исследование процессов социализации в социологии и жизненных периодов в психологии развития. Оба исследовательских направления преодолевают господствующее предубеждение, что взрослый является зрелой личностью и соответственно больше не нуждается в учении. В противоположность этому пониманию, использовалось динамическое понятие бытия взрослости, которое освобождало место для новых учебных возможностей и необходимости образования и в период взрослости.

В социологии социализация понимается как процесс, осуществляемый в течение жизни, который не завершается индивидуализацией и аккультурацией в юности. Вместе с профессией как центральной темой социализации взрослых осмысливается также опыт социализации взрослых в аспектах организации свободного времени, семейных отношений, воспитания детей и т.д. [11].

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2010. Вып. 2

Для понимания процессов образования взрослых было также актуальным введение концепта жизненного пути как социального института, который рассматривается двойственно: со стороны институциональных программ, образцов, норм (жизненный путь), а также как субъективная конструкция (биография). Основой для социологического изучения взрослости послужил анализ значения возраста как величины измерения социальных структур. Непосредственным толчком стали исследования социологов, которые занимались отдельными возрастными группами (юность, старость). В этих работах уже отмечалось, что рассмотрение отдельных фаз или групп развития нуждается в их оценке в целостном жизненном пути (в общей возрастной структуре). Поэтому ставился вопрос о значении отдельных фаз в жизни человека и отношений между ними [13].

Важный вклад в изучение процессов социализации взрослых был сделан благодаря работам об обосновании закономерностей социализации взрослых на основе ролевой теории (O. Brim), об изменениях и стабильности в период взрослости в рамках теории символического интеракционизма (H. Becker), о связи возраста и социальных структур (M. Kohli). Кроме того, получили развитие исследования кризиса середины жизни, в которых отмечалось, что его основой является противоречие между стремлениями, притязаниями, целями и достигнутой (или достигаемой) реальностью. В аспекте переходов, кризисов в период взрослости центральную роль играет концепт «критических событий». С его помощью тематизируются события (болезни, заключение брака, разводы, смерть родителей и т.д.) как типичные для взрослых, которые способствуют или препятствуют их развитию [11].

Для психологических теорий развития, интерес которых длительное время был направлен на психологию детства и юности, предметом исследования становится взрослый, который характеризуется, прежде всего, стабилизацией образа жизни и развития. Также возникает интерес к средней взрослости, когда появляется новый опыт, происходят изменения в личности. Этот период взрослости характеризуется специфическими задачами развития (Э. Эриксон, Л. Кольберг). Новые исследования периода взрослости привели к дифференциации его на ранний, средний и поздний периоды. В педагогическом аспекте наибольший интерес представляют основополагающие идеи о способности к учению в период взрослости. Основой интереса к периоду взрослости послужили исследования, рассматривающие психическое развитие человека в течение всей его жизни (всевозрастной подход). В понятие всевозрастного развития включалось два смысла. Во-первых, общую идею о том, что развитие присуще всей человеческой жизни. Во-вторых, что оно может включать в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни (например, возникновение процесса дальней реминисценции и пересмотра собственной жизни). Таким образом, каждый период жизни содержит множество возможностей и требований, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути [1].

Оба подхода (психологии развития и исследования социализации) ориентировались на типизацию и классификацию, тогда как особенное и индивидуальное в жизни взрослых не рассматривалось. Поэтому в связи с процессами индивидуализации и плюрализацией жизненных форм человеческого существования, которые становятся характерными для современного общества, возник интерес к биографическому методу как способу преодоления этого теоретического и исследовательского дефицита.

Количество биографических исследований, рассматривающих различные аспекты в образовании взрослых, стремительно растет. Все многообразие исследовательских биографических проектов в образовании взрослых, осуществляемых в последнее время в ФРГ, можно разделить на следующие группы: обусловленность биографии взрослых институциональной образовательной системой, биографическое историческое исследование взрослых, биографический метод и жизненная история в контексте внеинституционального образования взрослых, биографическое исследование профессии.

Формирование биографического знания в контексте образовательных учреждений. От биографического исследования как способа анализа жизненных историй и получения знания следует отличать формирование биографического знания в контексте образовательных учреждений. Эти исследования акцентируют внимание на процессе индивидуализации взрослого и одновременно зависимости его биографии от социальных институтов. Особый интерес представляет связь биографии и образования взрослых, то есть связь биографии с процессами учения и образования, с одной стороны, и профессиональными процессами, обусловленными более или менее институционально - с другой. Этот аспект исследования нашел отражение в изучении процессов формирования биографического знания различных социальных групп и категорий (рабочих, мигрантов, студентов и т.д.)

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В исследовании процессов миграции биографическая перспектива приобрела особое значение в последнее время. Биографии мигрантов исследуются в различных перспективах - образовательная и профессиональная карьера, процессы идентичности и интеграции и т.д.

Образовательные биографии испанских мигрантов с точки зрения педагогики изучал В. Сайтер (1999). Биографии мигрантов рассматривались как образовательные и изучались в трех аспектах: в усилении автодидактических усилий этой группы, участии в этническом союзе и биографической рефлексии процесса миграции. В биографическом исследовании он пытался вскрыть два смысла. Во-первых, он ставил рассказанные истории мигрантов в центр внимания и пытался реконструировать субъективное значение опыта миграции, интеграции, а также связанные с этим стратегии преодоления неопределенности, требований приспособления и отношений с собственным прошлым, настоящим и будущим. Во-вторых, им рассматривались многочисленные автодидактические и (или) институционально обусловленные учебные опыты и действия, на основе которых мигранты создают собственную образовательную биографию. На переднем плане стоит креативный потенциал субъективного управления и усвоения в рамках автодидактического и институционального контекстов. Субъективное значение для мигрантов приобретает собственный этнический союз как социальный институт, в рамках которого происходит приспособление к новым социальным условиям, формируются биографический опыт, перспективы социального саморазвития [16].

Биографическое историческое исследование образования взрослых. Ключевая роль при реконструкции истории образования взрослых принадлежит биографическому методу, который позволяет получить информацию об истории образования взрослых и ее временных свидетельствах. Биографическим исследованием истории образования взрослых является монография К. Хоф о значении биографического рассказа в образовании взрослых (С.Но£, 1995). Она отмечает, что в начале 80-х гг. двадцатого столетия наблюдается ренессанс в использовании рассказа в педагогике. К. Хоф исследует значение рассказа как педагогического средства, которое выполняет посредническую функцию в обучении и развитии идентичности взрослых. В работе К. Хоф впервые обосновывается историография «образовывающего рассказа», начиная 1918 г., и рассматривается ценность рассказа для современной образовательной работы со взрослыми. На основе анализа программ образования из различных эпох образования взрослых она реконструирует развитие педагогического рассказа, который становится важным методом образования в контексте образования взрослых, ориентированного на субъекта и его жизненный мир [10].

Автобиографии относят к рангу исторических источников, благодаря которым получают изображение релевантные педагогике положения вещей и различные попытки реконструкции истории. М. Бойс-Реймонд., Б. Шонинг рассматривают жизненные воспоминания учителей как самостоятельный исторический документ. Учителя вспоминали собственные переживания и опыты из школьной практики, которые они получали в определенной исторической констелляции и представляли в различных языковых формах. Таким образом формировалась история общества, школы или занятий из перспективы участвующих в исследовании учителей. Эти истории воспоминаний учителей имели для рассказчиков как профессиональное, так и общеисторическое значение. Рассказывающий учитель продуцировал биографический материал, имеющий отношение к истории школы и раскрывающий формы и содержание школьных изменений, которые из других источников не могли быть получены [5].

Биографический метод и жизненная история как темы организованного внеинституцио-нального образования взрослых. «Рефлексивный поворот» в образовании взрослых (Х. Титгенс) способствовал переориентации андрагогического мышления на жизненный мир его участников. Поэтому самовосприятие взрослых приобретает особое значение в образовательном процессе. Ориентация на субъекта в образовании взрослых стимулировала интерес к биографии как способу обучения и предмету образования взрослых.

Жизненные истории в образовании взрослых рассматриваются как определенное учебное содержание, а не как предмет исследования. Дидактическое и методическое знакомство с биографиями может быть использовано для того, чтобы тематизировать письменные автобиографии значимых или мало значимых личностей, вскрывать связи между жизненной историей и историей. Так, например, через анализ женских рассказов реконструируется история буржуазного женского движения. В образовании пожилых людей исследовались образы старости и стереотипы на основе самосвидетельств. Усиление воспитательного эффекта достигается, если участники рассказывали свои жизненные истории друг другу и приобретали самопонимание и целостность благодаря специфике группового про-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2010. Вып. 2

цесса. Этот подход был апробирован О. Розеншток-Хюсси в образовании взрослых в инициировании рабочего движения в 20-е гг. прошлого столетия в Германии. Он уделял большое внимание организации добровольческих трудовых лагерей, в которых, по его мнению, должны были вызревать новые межчеловеческие связи между различными слоями населения - студентами, рабочими, безработными [14. S. 106].

Основополагающим для образования взрослых является тот факт, что учение осуществляется на основе его связывания с биографическими опытами участников. Для этой цели используются методы структурированного воспоминания и направляемого биографического рассказа. Разговорное кафе является при этом пространством биографической работы. Также организационными и педагогическими формами биографической работы являются все виды биографического тематизирования себя и другого, осуществляемых в биографических рассказах в рамках повседневных ситуаций, а также других вариантов самопрезентации[4].

Биографическое исследование профессии. В рамках биографического исследования взрослых особое внимание в последнее время уделяется изучению профессионального развития личности (профессиональной биографии).

В 70-е гг. двадцатого столетия биографические исследования способствовали установлению связи между профессией и биографией как ресурсом профессионально-педагогического знания. Исследование профессии осуществлялось на двух уровнях: на институциональном в контексте различных видов профессий и условий труда, а также на уровне занимаемого места в системе отношений и связанных с ним взглядов и идентичностей [8]. В конце 70-х и в начале 80-х гг. исследовательский интерес был направлен на изучение сознания и условий жизни индустриальных рабочих. Затем постепенно исследователей стали интересовать представители других профессий. Наряду с исследованиями безработных выпускниках высших учебных заведений (Schlegelmilch, 1987), об инженерах (Hermanns, 1984) появляются работы о специфике педагогических профессий (Klewitz, 1987) [15].

Для биографического исследования профессии наиболее значимы три понятия - профессиональная биография, профессиональная идентичность, субъективная теория [12].

Реконструкция профессионального развития личности осуществляется на основе анализа профессиональных биографий. Понятие профессиональной биографии раскрывается в контексте жизненного пути, тенденции профессионального развития, причем особое значение имеет субъективное восприятие человеком динамики своего профессионального развития. В противовес понятию профессиональной социализации профессиональная биография содержит изучение активного и конструктивного участия людей в процессе профессионального развития. В центре исследовательского интереса находится личностная интерпретация человеком собственного профессионального опыта. Под «профессиональным развитием» понимаются качественные изменения в профессиональных действиях человека в ходе его карьеры. В описательном смысле это понятие указывает на то, как изменялись развитие человека и его профессиональные действия в течение его карьеры.

В процессе профессионального становления формируется чувство профессиональной идентичности. Профессиональная биография является результатом диалектических отношений между человеком и средой. Конфронтация с новыми изменяющимися обстоятельствами способствует тому, что будут изменяться определенные интересы, формироваться определенные аспекты картины себя или обдумываться новые направления развития.

В автобиографической истории раскрываются факты, ситуации и переживания в своем субъективном значении для человека. Ключевым понятием при этом является профессиональное самопонимание, то есть личностное понимание человеком самого себя как представителя профессии и субъективная теория профессиональной деятельности, то есть имплицитные теории и убеждения человека относительно своей профессии.

В изучении профессиональной биографии акцентируется внимание на тех детерминирующих факторах, которые определяют динамику и ход профессионального развития личности. Профессиональное развитие может протекать спокойно, последовательно, а также в форме переломов, кризисов. Этот аспект развития раскрывается через понятия «критическое событие», « критическая фаза», находящихся в тесной взаимосвязи. Критическое событие представляет собой кульминацию процесса развития, когда определенные мнения, убеждения, представления относительно профессиональной деятельности и собственной личности ставятся под вопрос. Критическое событие становится вызовом профессиональной идентичности.

68 Г.Е. Соловьёв

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Критическая фаза - период в жизни человека, который сопряжен с определенными трудностями и противоречиями как в личной, так и в профессиональной жизни. Различают три вида таких критических фаз: внутренняя, которая проявляется в рамках профессии (например, первая неделя работы в школе, первая конфронтация в профессиональной деятельности со школьниками или коллегами), внешняя, обусловленная влиянием внешних факторов (экономический кризис), и личностная, которая детерминируется событиями в приватной сфере (семья). Критические фазы и события дополняют друг друга: в период критических фаз происходит больше критических событий.

Помимо этих понятий, необходимых для биографической реконструкции профессиональной биографии, также применяется понятие «критическая личность». Критическими личностями для человека являются те, кто играет важную роль в его карьере. Встреча с этой личностью может привести к пересмотру своих профессиональных взглядов и действий. На основе ретроспективного анализа можно идентифицировать критические фазы, события и личностей, оказавших наибольшее влияние и имеющих личностное значение в профессиональной карьере человека.

В изучении профессиональных биографий также применялся типологический подход. Г.Хирш установила в своем исследовании «Биография и идентичность учителя» связь между типами биографии и идентичностью учителя. Биографический опыт может проявляться не только в определенных жизненных ситуациях, но и влиять на отдельных отрезках жизни, становиться исходным пунктом процессуальных структур в жизненном пути личности (Ф. Щютце). Г. Хирш, изучив 120 материалов нарративного интервью с учителями, выявила связь между типами биографий и способами описания своей идентичности. Различные фазы в профессиональных биографиях рассматриваются как признаки различных профессиональных идентичностей. Профессиональная идентичность производна от характера профессионального развития человека, его профессионального опыта и своего отношения к профессии. Она рассматривает следующие типы биографий: стабилизации, развития, диверсификации, проблемная и кризисная биография учителя, разочарования [9].

Представленный обзор биографических исследований в изучении проблем образования взрослых охватывает лишь небольшую часть актуального в последнее время теоретического и богатого по своим эмпирическим находкам направления в педагогике современной Германии. Следует подчеркнуть, что исследования в этом направлении продолжаются, открываются новые перспективы, формируя новые замыслы и подходы, так как в последнее время биографическая перспектива становится определяющей в социальных науках. Эта тенденция обусловлена также тем, что развитие личности в период взрослости приобретает биографический характер, и поэтому биографический метод является наиболее оптимальным средством в понимании процессов, происходящих в этот период жизни, а также в организации обучения взрослых, которые получают возможность интерпретации и конструирования своей биографии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т.15, № 1. С. 60-80.

2. Вершловский С.Г. Что такое андрагогика? // Рабочая книга андрагога; под ред. С.Г.Вершловского. СПб, 1998. С. 6-31.

3. Alheit P. Dausien B. Bildungsprozesse über die Lebenspanne und lebenlanges Lernen//Tippelt R (Hg.): Handbuch Bildungforschung. Opladen, 2002. S. 569-589.

4. Behrens-Cobet H., Reichling N. Biographische Kommunikation. Lebensgeschichte im der Repertoire der Erwachsenenbildung. Neuwied, 1997.

5. Bois- Reymond du M., Schoning B (Hg.): Lehrerlebensgeschichten. Weinheim; Basel, 1982.

6. Brose H.G., Hildenbrand B. (Hg.): Vom Ende des Individuums zur Individualität ohne Ende. Opladen, 1988.

7. Dewe B. Erwachsenenbildung // Otto H-U., Triersch H (Hg.): Handbuch Sozialarbeit / Sozialpädagogik. Opladen, 2002. S. 411-434.

8. Harney K., Ebbert A. Biographieforschung in der Berufpaedadogik // Krueger H.-H., Marotzki W. (Hg) Handbuch erziehungswissenschaftliche Biographieforschung. Opladen, 1999. S. 391-406.

9. Hirsch G. Biographie und Identitaet des Lehrers. Weinheim, 1990.

10. Hof C. Erzählen in der Erwachsenenbildung. Geschichte-Verfahren-Probleme. Neuwied, 1995.

11. Kade J. Erwachsene // Otto H-U., Triersch H (Hg.): Handbuch Sozialarbeit / Sozialpädagogik. Opladen, 2002. S. 403-410.

Образование взрослых как теоретическая проблема... 69

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

12. Kelchtermans G. Berufbiographie und professionelle Entwicklung // Bildung und Erziehung. 1996. Vol. 49, №3. S. 257-276.

13. Kohli M (Hg.): Soziologie des Lebenslaufs. Darmstadt; Neuwied, 1978.

14. Nittel D. Biographietheoretische Ansaetze in der Erwachsenenbildung // R.Tippel, A. von Hippel (Hg) Handbuch Erwachsenenbildung / Weiterbildung. 3., Aufl. Wiesbaden, 2005. S. 103-115.

15. Nittel D. Das Erwachseneleben aus der Sicht der Biographieforschung // Krueger H.-H., Marotzki W. (Hg) Handbuch erziehungswissenschaftliche Biographieforschung. Opladen, 1999. S.301-323.

16. Setter W. Riskante Übergänge in der Moderne. Opladen, 1999.

17. Siebert H. Erwachsenenbildung und Weiterbildung // Roth L (Hg.): Pädagogik. Handbuch für Studium und Praxis. Ehrenwirth. 1991. S. 629-639.

G.E. Solovjev

Education of adults as a theoretical problem of pedagogics of modern Germany: biographic prospect

In article education of adults as one of theoretical directions of modern pedagogics of Germany is considered. One research approach in studying of the given problematics - biographic is analyzed only, the attention is focused on historical preconditions and the substantial analysis of various approaches to education of adults, consideration of actual problems of the organization of education of adults at various levels.

Keywords: education of adults, teaching within the lifespan, biographic approach in pedagogics, forms and methods of the organization of education of adults on the basis of the biographic approach.

Соловьев Геннадий Егорович, кандидат педагогических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: ge_solowjew@mail.ru

Solovjev G.E, candidate of pedagogy, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: ge_solowjew@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.