Научная статья на тему 'Образование взрослых: формирование модели подготовки резерва управленческих кадров'

Образование взрослых: формирование модели подготовки резерва управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗЕРВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ / СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / RESERVE OF MANAGERS IN EDUCATION / CONTENTS OF MANAGERIAL PREPARATION / ORGANISATION OF COURSE EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / MODULAR APPROACH / DIAGNOSTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич

Обоснованы принципы и ведущие компоненты формирования модели подготовки резерва руководителей ОУ, представлены критерии оценивания профессионально-управленческой компетентности, сформированной в ходе повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adult education: development of the model of preparation of management staff reserve

The article substantiates principles and major components of the development of the model of preparation of educational institutions' managers' reserve, presents the criteria for assessing the professional and managerial competence, developed during the in-service training

Текст научной работы на тему «Образование взрослых: формирование модели подготовки резерва управленческих кадров»

Общее образование и профессиональная подготовка взрослых

А. Е. Марон

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

подготовки резерва управленческих кадров

Обоснованы принципы и ведущие компоненты формирования модели подготовки резерва руководителей ОУ, представлены критерии оценивания профессионально-управленческой компетентности, сформированной в ходе повышения квалификации

Инновационный путь развития общества непосредственно связан с реформированием и модернизацией всех составляющих образовательных систем и прежде всего процесса управления современной школой. Возникает необходимость построения реальных моделей стратегического управления образовательным учреждением как системы управленческих решений и воздействий по внедрению социально-воспитательных, технологических, педагогических, организационных, экономических инноваций, обеспечивающих качественное влияние на все характеристики управления: стиль и структуру управления, его функции, планирование, контроль, работу с педагогическими кадрами (персоналом], использование в управлении информационных технологий.

Ведущими принципами стратегического управления выступают: приоритетность человеческого фактора как главного ориентира развития, мотивация к инновационной деятельности в учебных и жизненных ситуациях, прогнозирование как результат научно-аналитического предвидения, опережение на основе формирования потенциала саморазвития систем, развитие территории и социокультурной среды, соответствие оперативных управленческих действий общей стратегии развития организации, системность как проявление целостности при учете эффектов

взаимодействия и взаимообусловленности требований и целей образовательного учреждения.

Управление развитием ОУ - часть управленческой деятельности, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, способов работы обеспечивается целенаправленный переход к качественно новому состоянию.

В этих условиях важнейшим ресурсом повышения качества управления образованием является обновление кадрового потенциала ОУ и, главным образом, создания научнообоснованной модели формирования резерва руководителей образовательных учреждений.

Раскроем исходные положения построения этой модели. Процесс и содержание деятельности по формированию резерва руководителей определяются органами управления образованием муниципального и регионального уровня и предусматривают нормативноправовое и программное сопровождение состава участников резерва и их продвижение в системе переподготовки и повышения квалификации на базе ИПК, ресурсных Центров и других организаций при наличии лицензии на образовательную деятельность по обучению взрослых.

Важнейшими показателями готовности к управленческой деятельности являются дос-

тижения специалиста в новых условиях реформирования образования: участие в конкурсах резерва руководителей ОУ, разработка образовательных программ школы, программ (стратегий] развития ОУ, успешное выполнение и защита проектных заданий на курсах в ИПК и др.. Все это отражается в портфолио специалиста.

Современный руководитель должен быть эталоном интеллектуально развитой личности с высокими духовно-нравственными качествами и профессиональной культурой.

Личность, живущая в определенную историческую эпоху, в той или иной степени отражает культурные традиции развития общества. Культура как социально-историческая ценность содержит в себе личностный мировоззренческий аспект, сконцентрированный в духовном мире человека, информационный аспект, обеспечивающий хранение, создание и передачу знаний, настраивающий человека к интеллектуальной жизни, деятельностный аспект, рассматриваемый как приращение культурного наследия.

Профессиональная культура руководителя ОУ характеризует особенности его сознания, мировоззрения, поведения и деятельности, определяет все социальные, интеллектуальные, нравственные свойства и опыт личности, проявляющиеся в реальной образовательной практике в современном информационном обществе.

Развитие культуры руководителя ОУ в информационной среде - одна из ведущих тенденций модернизации системы образования, которая необходима для адаптации, социализации и инновационной деятельности человека. Информационная культура имеет технологическую и педагогическую составляющие. Технологическая составляющая отражает информационную компетентность педагога - владение компьютерными технологиями, умениями сбора, обработки и применения информации, включая творческие процессы, а педагогическая составляющая информационной культуры - это результат деятельности по воспитанию молодого человека, формированию моральных принципов, регламентирующих его поведение. Общедоступность информации в Интернете привела к проявлению у целого ряда пользователей искажения информации, использованию ее в противоправных действиях. Поэтому в процессе обучения информационно-компьютерным тех-

нологиям необходимо акцентировать внимание на нормативно-правовой базе.

Профессиональная культура руководителя ОУ проявляется в реализации основных принципов организации инновационного образовательного процесса в контексте компетент-ностного подхода: адаптивности (учет характера затруднений в профессиональной деятельности], приоритета самообразовательной деятельности в области развития профессиональной компетентности (опора на профессиональный опыт, анализ трудностей и проблем], прогностичности (выбор оптимального образовательного маршрута в соответствии с уровнем профессиональной компетентности и готовности к самообразовательной деятельности].

Контекст развития общей и профессиональной культуры положены в основу разработки модели содержания и структуры подготовки резерва руководителей ОУ. При этом руководство ОУ рассматривается как специфическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки. Наиболее успешный учитель не всегда является эффективным управленцем и тем более менеджером в образовании. При формировании резерва руководителей (директоров] ОУ учитывается позитивный опыт управленческой деятельности работника (выполнение должностных обязанностей заместителя директора по УВР, руководителя методическим объединением педагогов либо ресурсным центром при ОУ, методиста и т.д.].

Резерв руководителей ОУ выращивается в условиях командной инновационной деятельности ОУ по реализации новых подходов к повышению качества образования (введение ЕГЭ, развитие экономической самостоятельности школы, стимулирующая оплата инновационного труда, внедрение стандарта нового поколения, социальное партнерство и т.д.]. При формировании резерва руководителей ОУ учитываются достижения педагогов в прогнозируемых изменениях в составе инновационных управленческих задач школы будущего: развитие внеурочной деятельности, распространение идеологии компетентност-ного и личностно ориентированного подходов, информатизация управления образованием, рост требований к воспитательной деятельности и духовно-нравственному развитию школьников, здоровьесозидание, создание позитивного отношения педагогического

коллектива к дифференцированной персонифицированной системе оплаты труда, организация диалога между школой и сообществом.

Основу отбора содержания подготовки резерва составляет профессиограмма специалиста, включающая набор компетенций, обусловленных государственными требованиями к минимуму содержания получения дополнительной квалификации «Менеджер образования», утвержденными Министерством образования и науки РФ от 14 ноября 2003 г. № ГТППК 31/36 по состоянию на 18 октября 2006 года. Это касается как ключевых (общих] компетенций, характерных для любого вида педагогической деятельности (аналитическая, проектировочная, информационная, коммуникативная, моделирующая, рефлексивная и другие компетенции], так и специальных управленческих компетенций в области стратегического планирования и прогнозирования развития ОУ (разработка образовательных программ в соответствии с новыми стандартами образования, управление коллективом в условиях экономической самостоятельности организации, осуществление мониторинга потребностей в образовательных услугах, освоение диагностических процедур и методик выявления качества образования, формирование базы данных, соответствующих потребностям руководителя ОУ и др.].

В соответствии с этими требованиями и опытом работы системы ИПК в этом направлении инвариантный блок образовательной программы для резерва руководителей включает модули:

1. «Управление социальными изменениями. Образовательная политика». 2. «Менеджмент в образовании. Управление учебно-воспитательным процессом». 3. «Нормативноправовая основа управленческой деятельности». 4. «Экономика и финансирование ОУ». 5. «Информационные технологии в управлении образованием». 6. «История, культура, современность (региональный аспект]».

Временная многомерность курсов подготовки резерва составляет 550 часов (2 года].

Вариативная составляющая программы подготовки резерва руководителей обусловлена, в частности для сельских школ, наличием целого ряда проблем функционирования ОУ: пространственная удаленность ОУ, снижение численности контингента, особенно в

сельской местности, большое количество малочисленных сельских школ, часть из которых расположена в населённых пунктах с низким уровнем социально-экономического развития, недостаточность целевой концентрации образовательных ресурсов для обеспечения вариативности образования и выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории, необходимость укрупнения школ третьей ступени, возможности удовлетворения образовательных потребностей всех категорий учащихся.

Компетентностно-модульный подход является ведущей методологией проектирования и реализации образовательной Программы подготовки резерва руководителей. В качестве системы модулей в вариативном блоке выступают модули: «Управление ОУ в условиях перехода на ФГОС-2», «Общественное управление, самоуправление, гражданское воспитание в современном ОУ», «Менеджмент учебно-воспитательного процесса в современной школе», «Управление качеством гуманитарного и естественнонаучного образования», «Креативные технологии в организации работы с одаренными детьми», «Стратегическое управление ОУ на основе разработки и реализации Программы развития школы», «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога инновационной школы», «Моделирование школы и программа разработки и реализации опытно-экспериментальной работы учреждения», «Внеурочная деятельность школьника в концепции развития индивидуальности», «Управление развитием открытой информационной среды в инновационной школе», «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности руководителя», «Диагностика и оценка качества образования в инновационной школе», «Сельская школа как социокультурный центр непрерывного опережающего образования», «Проектное управление развитием современной школы».

Диагностический подход позволит построить реальную модель ПК резерва, включающую инвариантный блок (менеджмент развития инновационной школы] и вариативный блок - модули по индивидуальным запросам слушателей по развитию отдельных видов компетенций. Вариативный блок реализуется по группам отдельными представителями. Перед курсами производится диагно-

Таблица

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ

№ п/п Критерии оценивания Оценка по каждому критерию (макс. 10 баллов

1. Профессионально-педагогическая компетентность руководителя: обеспечение доступности качественного образования учащихся в образовательном учреждении (результативность и динамика результативности учебных достижений

2. Правовая компетентность руководителя: соответствие деятельности образовательного учреждения нормативно-правовым требованиям к материально-техническим, санитарно-гигиеническим, противопожарным условиям организации образовательного процесса (предписания прокуратуры, Роспотребнадзора, Пож-надзора и т. д.]

3. Методологическая компетентность руководителя: обеспечение перспективности развития образовательного учреждения (цели и направления программы развития и тематика ОЭР]

4. Лидерская компетентность руководителя: обеспечение кадровой политики образовательного учреждения (команда администрации и педагогического коллектива]

5. Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (вариативность образовательного процесса, наличие классов О3, КРО, инклюзивное образование]

6. Инновационная компетентность руководителя: применение информационных, программных, проектных и др. технологий в управленческой деятельности, наличие публикаций и авторских разработок

7. Социальная компетентность руководителя: построение воспитательной системы и внешкольной образовательной среды учреждения (социальное партнерство]

8. Коммуникативная компетентность руководителя: построение государственнообщественной системы управления образовательным учреждением

9. Финансовая компетентность руководителя: обеспечение перехода образовательного учреждения на финансово-хозяйственную самостоятельность (самостоятельная бухгалтерия, нормативно-подушевое финансирование, новая система оценки качества образования, автономное учреждение]

10. Маркетинговая компетентность руководителя: построение в учреждении системы дополнительного образования, ориентированной на потребности различных субъектов

Итоговая оценка профессиональной компетентности руководителя ОУ

стика - предлагается выбор модулей и возможных их исполнителей.

Наличие взаимосвязанных тенденций персонификации и социального заказа не должно препятствовать реализации ведущих научных принципов проектирования содержания профессиональной подготовки резерва руководителей - системности знаний и способов деятельности, фундаментальности, практи-коориентированности, культуросообразно-сти, андрагогического сопровождения.

Разработка образовательной траектории

будущего руководителя ОУ согласуется как с интересами личности и организации, так и с требованиями профессиограммы как социального заказа и должна исключать фрагментарность и описательный характер формируемых знаний и компетенций.

Практикоориентированность в обучении предполагает интеграцию фундаментальных знаний в области управления педагогическими системами и актуальных проблем современного образования (идеи универсальных учебных действий, вопросы духовно-нравст-

венного развития личности, социальное и физическое здоровье и т.д.]. Так, общая теория менеджмента качества сочетается с реальными выходами в школьную практику на основе практического решения проблем: качество урока в информационной среде, качество внеурочной деятельности, качество образовательных программ и программ развития ОУ, качество создания автономной организации и ее управления.

Практическая составляющая подготовки резерва может быть реализована в системе инновационной деятельности ресурсных Центров на базе ОУ, проблемных семинаров («Система домашних занятий в современной школе», «Открытая развивающаяся школа в информационной среде», «Вечерние школы как отделения общеобразовательного учреждения», «Проектное управление» и др.].

При организации курсов подготовки резерва руководителей ОУ реализуется персо-

нифицированный и групповой подходы в соответствии с запросами и уровнем готовности будущих руководителей. Инвариантная составляющая как социальный заказ в фундаментальных знаниях является общей системообразующей, а вариативная составляющая предполагает деление слушателей на группы: резерв из состава педагогов-инноваторов; резерв, имеющий опыт управленческой деятельности в сфере образования, молодые (действующие] руководители ОУ.

В общем объеме часов на подготовку резерва учитываются результаты обучения в накопительной системе и в индивидуальном портфолио специалиста. Итоговая аттестация предполагает аттестационный экзамен, включающий презентацию «Мое профессиональное кредо в управленческой деятельности» и экспертизу портфолио специалиста в соответствии с предложенными критериями (см. табл., с. 47].

Литература

1. Виноградов В. Н., Глебова Г. Ф., Прикот О. Г. Программа развития современной школы : учеб. пособие для студентов вузов и аспирантов, изучающих инновац. образоват. процессы. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. - 216 с.

2. Левицкий М., Болотник Л. Чему хотят научиться директора школ // Народное образование. - 2008. - №10. - С. 133-141.

3. Марон А. Е., Загривная Т. А. и др. Практическая андрагогика. Кн. 3. Управление школой. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей ОУ / под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2011. - 228 с.

4. Швецова В. Школа резерва руководителей образовательных учреждений // Методическая работа в школе. - 2011. - №4. -С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.