Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА'

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регистрационный взнос / экономические программы / education / registration fee / economic direction of the program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понафидина А. А.

Рассмотрена система образования во Франции. Определено, что она обладает достойным уровнем. Студенты государственных высших учебных заведений не платят за обучение, перечисляя только ежегодный регистрационный взнос. К иностранным студентам при поступлении предъявляются высокие требования. Количество программ по экономическому направлению ограничено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN FRANCE: OPPORTUNITIES FOR RUSSIAN STUDENTS

The system of education in France is considered. It is high level system. Students of public higher education institutions do not pay for training, only the annual registration fee. There are high requirements for foreign students. The amount of the economic direction of the program is limited.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА»

населения. Также она должна формироваться с учетом возможности трудиться различных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального начала. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.

Использованные источники:

1. АбиловаМ.Г., Васильева А.Г., Вотчель JIM., Зарубин Е.В., ЗарубинаЕ.М., Ивашина Н.С., Ивлев A.B., Костина H.H., Кузнецова М.В., Немцев В.Н., Никитина O.A., Рахлис Т.П., Свиридова Г.С., Синицына О.Н., СкворцоваН.В. Теоретические и практические исследования экономического развития современных организаций:коллективная монография - Санкт-Петербург: Изд-во «Инфо-Да», 2016.- 153 с.

2. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин - М.: 1998.

3. Зверева, Н. Безработица и политика занятости / Н. Зверева// Экономическая теория. 2002 - №1.

4. Юрьва Т. В. Социальная экономика - М.: Дрофа, 2001.

5. Статистические данные по численности экономически активного населения, занятых в экономике, безработных и уровень безработицы с 2000-2015 гг.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/iu/statistics/wages/labou rforce

УДК 378.14

Понафидина А. А. студент 1 курса факультет базовой подготовки Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА Аннотация. Рассмотрена система образования во Франции. Определено, что она обладает достойным уровнем. Студенты государственных высших учебных заведений не платят за обучение, перечисляя только ежегодный регистрационный взнос. К иностранным студентам при поступлении предъявляются высокие требования. Количество программ по экономическому направлению ограничено.

Ключевые слова: образование, регистрационный взнос, экономические программы

Ponafidina A. A. first-year student Basic Department

Novosibirsk State University of Economics and Management,

Russia, Novosibirsk EDUCATION IN FRANCE: OPPORTUNITIES FOR RUSSIAN STUDENTS

Abstract. The system of education in France is considered. It is high level system. Students of public higher education institutions do not pay for training, only the annual registration fee. There are high requirements for foreign students. The amount of the economic direction of the program is limited.

Keywords: education, registration fee, economic direction of the program.

Актуальность работы связана с изучением возможностей получения высшего образования во Франции.

Система образования по Франции находится главным образом в компетенции государства. Государственная система придерживается четырёх принципов: равенство доступа, отсутствие дискриминации, беспристрастность и светский характер обучения [1]. Государственная система образования является бесплатной, за исключением обучения в университете, где необходимо уплачивать ежегодный регистрационный взнос в размере 183 евро за Лисанс (Бакалавриат), 254 евро за Мастер 1 и 2 (Магистратура) и 388 евро за Докторантуру [2].

К стоимости регистрационного взноса необходимо добавить обязательный взнос в кассу социального страхования около 211 евро в год.

Система высшего образования Франции включает:

1. Университеты, осуществляющие подготовку по литературе, естественным наукам, праву, экономике и междисциплинарным проблемам.

2. Университетские технологические институты с двухгодичным сроком обучения, готовящие техников-технологов.

3. Высшие специализированные вузы, среди которых можно выделить:

а) большие школы (Grandes Ecoles), готовящие инженерные и управленческие кадры высшей квалификации:

б) высшие педагогические школы (Ecoles no imales), формирующие преподавательские кадры;

в) Grands etablissments - специальные школы профессиональной направленности.

Grandes Ecoles отличаются строгим отбором при поступлении, насыщенностью учебных программ, высококвалифицированным педагогическим персоналом, высоким уровнем технической оснащённости. Учащиеся получают стипендию. Срок обучения - от двух до пяти лет.

Высшие учебные заведения предоставляют возможность продолжить учёбу окончившим средние учебные заведения; для поступления в вузы необходим диплом бакалавра [1].

Для поступления во французский университет не требуется сдача вступительных экзаменов.

Зачисление производится на основании следующих критериев:

- уровня_владения французским языком,

- соответствия выбранной специальности во Франции пройденному учебному курсу в России и успеваемости,

мотивациям и профессиональным планам на будущее,

- наличия свободных мест для иностранных студентов.

Ученики российских школ могут поступить на первый курс французских университетов на общих основаниях. Будучи студентом старших курсов российских вузов или уже имея диплом о высшем образовании иностранные студенты могут продолжить свое обучение во французском вузе на уровне Лисанс 3 (L3), Мастер 1 (Ml), Мастер 2 (М2) или в докторантуре. Как правило, они "теряют" год обучения в России и зачисляются на меньший курс:

• Лисанс 1, 2 и 3 (Licence 1, 2, 3): три года обучения с получением диплома после Зх лет обучения. После каждого года обучения студенту выдаётся академическая справка об успеваемости. Полный курс Лисенс 3 соответствуют уровню российского диплома бакалавра;

• Мастер 1 (Master 1 (Ml), бывший диплом Maitrise): один год обучения после Лисанс 3, который соответствует российскому диплому специалиста;

• Мастер 2 по научным исследованиям (Master 2 Recherche, бывший диплом DEA) или Мастер 2 профессиональный (Master 2 Professionnel, бывший диплом DESS), которые соответствуют российскому диплому магистра;

• Диплом доктора наук (Doctorat): 3 года обучения в докторской школе [2].

Количество обучающихся в университетах значительно. Например, в Парижском университете (Université de Paris) обучается 66 тыс. чел. У данного высшего учебного заведения есть кампус, однако количество мест для иностранных студентов ограничено, т.к. в первую очередь места предоставляются стипендиатам Французского Правительства.

По данным, приведённым в Таблице 1, можно наблюдать значительную разницу в стоимости проживания, она зависит в основном от месторасположения университета. Например, одним из наиболее дорогостоящих вариантов проживания во Франции, является жильё в Париже.

Таблица 1

Количество обучающихся, стоимость обучения и условия проживания в некоторых университетах Франции в 2016 году[3,4,5]

Наименова ние и местоположение, год основания университетов Количеств о обучаю щи хся студентов, тыс. чел. Стоимость программ обучения за год, тыс. руб. Условия и стоимость проживания

Бакалавриат Магистратура Варианты проживания Стоимост ь проживан ия, тыс. руб.

Université de Paris г. Париж 1215г 66 12 (регистрацион ный взнос) 17 (регистрацион ный взнос) Международ ный студенческий городок, съёмное жильё 25-68

Université Montpellier г. Монпелье 1289г 41 12 (регистрацион ный взнос) 17 (регистрацион ный взнос) Общежитие, съёмное жильё От 35

Université de Strasbourg г. Страсбург 1538г 42 12 (регистрацион ный взнос) 17 (регистрацион ный взнос) Общежитие, съёмное жильё От 15

Université Panthéon-Assas г. Париж 1970г 17 12 (регистрацион ный взнос) 17 (регистрацион ный взнос) Международ ный студенческий городок, съёмное жильё От 25

Uni ver si ty of Picardie г. Амьен 1970r 23 12 (регистрацион ный взнос) 17 (регистрацион ный взнос) Общежитие, съёмное жильё От 10

Рассмотрены программы по экономическому образованию во Франции. Данные Таблицы 2 свидетельствуют о том, что университеты Франции предлагают ограниченный спектр экономических программ. Более всего распространён факультет экономики и менеджмента.

Таблица 2

Программы по экономическому образованию и стоимость обучения в _некоторых университетах Франции в 2016 г._

Наименование университетов, местоп оложение, год основания Название программ по экономическому образованию Стоимость обучения за год, тыс. руб.

Бакалавриат Магистратура

Université de Nantes г. Нант 1460г Факультет управления на предприятии, факультет управления и экономических наук 12 17

L'université de Picardie Jules-Verne г. Амьен 1970г Факультет экономики и менеджмента. 12 17

Université de Strasbourg г. Страсбург 153 8г Факультет экономики и управления Страсбурга 12 17

Université d'Orléans г. Орлеан 1306г Факультет права, экономики и менеджмента 12 17

Université des Antilles et de la Guyane о. Мартиника 1982r Факультет права и экономики в Гваделупе 12 17

Студент вуза может жить во время обучения в общежитии (120-350 евро), а так же в арендованном жилье в частном секторе (300-690 евро).

Питание в университетской столовой обойдётся примерно в 140 евро в месяц. Французское законодательство разрешает студентам работать во время их учебы, но при этом общее число рабочих часов в год не должно превышать 884(максимум 3 месяца). Временное разрешение на работу можно получить в префектуре по месту учебы. Минимальная заработная плата составляет 6,72 евро в час. В течение учебного года возможна частичная занятость (19,5 часов в неделю или 84,5 часа в месяц). Во время каникул возможна работа в течение полного рабочего дня, но при условии, что суммарное время работы за год не превысит 884 часа.

В стране более 80 университетов, 200 вузов бизнеса и менеджмента, 200 инженерных вузов, 120 художественных вузов, 20 архитектурных и 3 тысяч других учебных заведений, в которых проходят обучение будущие медики и социальные работники, специалисты в области туризма и спорта, дизайна, моды.

Таким образом, система высшего образования Франции на постоянной основе поддерживается государственным финансированием, которое в 2014 году составило 5,9% от общего валового внутреннего продукта, это около 152 миллиардов евро [6]. Данное отношение государства к своей образовательной системе гарантирует всесторонний контроль и требовательность к качеству обучения и выдаваемых дипломов. Интерактивные технологии обучения и исследовательская работа со студентами, как и в России, занимают важное место в обучении [7,8]. При изучении естественных наук, в колледжах и университетах уделяется внимание практическим задачам, например, по физике и химии [9]. И этот факт можно отнести к плюсам образования во Франции. Так же большим достоинством будет обладание студентов других стран такими же правами, что и французские студенты.

Однако к недостаткам образования во Франции можно отнести: качество образования, которое уступает Британскому и Американскому, где студенты показывают высокий класс; очень дорогую аренду жилья в Париже, если не повезло с кампусом и студент рассчитывает обучаться именно здесь; сильно развитую бюрократию, большой срок занимает оформление различных документов; необходимость знать на высоком уровне французский, т. к. при знании только английского сужается круг выбора программ по обучению.

Вышеизложенное позволило сделать выводы: - образование во Франции находится на достойном уровне и ценится во всём мире; - студентам государственных высших учебных заведений Франции не приходится платить за обучение, однако требования при поступлении достаточно высоки; -прохождение практики после обучения возможно в любой западноевропейской стране; - для иностранного студента появляется возможность познать и впитать интеллектуальные и культурные традиции Европы [10].

Использованные источники:

1. Свиридонова В. П., Аззауи М. Система высшего образования во Франции // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2005. №8. URL: http://cyberleninka.rii/article/n/sistenia-vysshego-obrazovaniya-vo-frantsii (дата обращения: 05.12.2016).

2. Высшее образование во Франции. Заглавие с экрана. URL: http://www.vparis.net/Liniversitetv-fraiUsii/st

strasbourg.html (дата обращения: 10.12.2016).

3. Университеты Франции. Электронный ресурс// URL : http ://www. russie. campusfrance. org/node/5 818 (дата обращения: 05.12.2016).

4. Университеты Франции. Электронный ресурс// URL : http ://study globe, ru/universities/Europe/France/Francuzskij - vuz-universitet-Monpele.html (дата обращения: 05.12.2016).

5. Университеты Франции. Электронный ресурс// URL:http://\v\v\v.vparis.net/miiversitetv-frantsii/strasburgskii-universitet-

universitv-of-strasbourg.html (дата обращения: 05.12.2016).

6. Преимущества высшего образования во Франции. Заглавие с экрана. URL: http://\v\v\v. vparis.net/vvsshee-obrazovanie-vo-frantsii/preimushchestva-wsshego-obrazovaniya-vo-frantsii.html (дата обращения: 10.12.2016).

7. Тропникова, Т.А. О проблемах руководства научно-исследовательской работой студентов / Т.А.Тропникова // В сборнике: Качество и полезность в экономической теории и практике. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред.: В.А.Сибирцев: Новосибирский государственный университет экономики и управления. 2014.С.61-62.

8. Руди, JI.K). Опыт использования задач и упражнений на кафедре экономической теории / Л.Ю.Руди, Т.А.Тропникова // В сборнике: Научные записки НГУЭУ. - 2006. - с.99-103.

9. Тропникова, В.В. Проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине «Химия» / В.В.Тропникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть III. М.: ООО «АР-Консалт», 2015 г.- 148 е.- С.62-63 [Электронный ресурс]// URL: http://co2b.ru/docs/conf/2015.09.03.pdf (дата обращения: 07.12.2016) Ю.Налетова И.В. Становление и развитие европейского образовательного пространства в рамках европейской культурной традиции. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. LyMaHHTapHbie науки. - 2007,- № 1 [Электронный ресурс]// URL: http://cvberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-evropevskogo-obrazovatelnogo-prostranstva-v-ramkah-evropevskoy-kultumoy-traditsii#ixzz4SROy43eL^aTa обращения: 10.12.2016)

УДК 656.131

Пономаренко E.B.

магистрант кафедра «ТБиАХ»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Россия, г. Барнаул

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ АВАРИЙНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ ЗАГРУЖЕННОСТИ В Г.БАРНАУЛЕ

Аннотация. В статье представлен анализ динамики количества ДТП в г.Барнауле, рассмотрены некоторые основные причины аварийности. Среди причин выделены: рост транспортных средств и недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. В качестве мер предложены строительство и ремонт дорожной сети. Меры должны быть в ближайшее время в связи с высокими транспортными рисками.

Ключевые слова: рост транспортных средств, причины ДТП, ДТП, проблемы аварийности, способы решения проблем аварийности, транспортная загруженность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.