Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА: ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ'

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА: ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РИСК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / EDUCATION / UPBRINGING / GLOBAL RISK / DIGITALIZATION / HUMANIZATION / UNIVERSITY / HUMANITIES / SPIRITUALITY / VALUE / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна, Ильинова Надежда Александровна

В статье анализируется проблема образования в контексте нового глобального риска - пандемии. Рассматривая модернизационные процессы в образовательном пространстве авторы исследуют роль гуманитарного знания в становлении духовности в университете. Аргументируются причины гуманитарного кризиса, рассматривается новая реальность, формирующая «цифровое поколение». Делается вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса в условиях глобального риска при гармоничном совмещении цифровых технологий и гуманизации, традиций и новаций, реализации функции формирования духовно богатого Человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE NEW GLOBAL RISK CONDITIONS: DIGITALIZATION AND HUMANIZATION

This study identifies new crucial global risk factors for education caused by the pandemic. Conceiving the modernization processes in the educational space, the authors explore the role of the humanities in the formation of the human spirit at the university. The article elucidates some of the reasons why the humanitarian crisis unfolded, and examines a new reality that forms the "digital generation". It is concluded that it is necessary to improve the educational process in conditions of global risk, harmoniously combining digital technologies and humanization, traditions and innovations, realizing the function of forming a spiritually rich Person.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА: ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

УДК 316.334.3:374.3 Ш 16

йО! 10.34823/332.2020.5.51478

А.Ю. ШАДЖЕ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета*

Н.А. ИЛЬИНОВА доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета**

Образование в условиях нового глобального риска: цифровизация и гуманизация1

В статье анализируется проблема образования в контексте нового глобального риска - пандемии. Рассматривая модерни-зационные процессы в образовательном пространстве авторы исследуют роль гуманитарного знания в становлении духовности в университете. Аргументируются причины гуманитарного кризиса, рассматривается новая реальность, формирующая «цифровое поколение». Делается вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса в условиях глобального риска при гармоничном совмещении цифровых технологий и гуманизации, традиций и новаций, реализации функции формирования духовно богатого Человека.

Ключевые слова: образование, воспитание, глобальный риск, цифровизация, гуманизация, университет, гуманитарное знание, духовность, ценность, мировоззрение.

* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: shadzhe@maykop.ru

** Ильинова Надежда Александровна, e-mail: nady_i@bk.ru 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011 -31523.

A.Y. SHADZHE Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State

University

N.A. ILYINOVA Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State

Universit

Education in the new global risk conditions: digitalization and humanization

This study identifies new crucial global risk factors for education caused by the pandemic. Conceiving the modernization processes in the educational space, the authors explore the role of the humanities in the formation of the human spirit at the university. The article elucidates some of the reasons why the humanitarian crisis unfolded, and examines a new reality that forms the "digital generation". It is concluded that it is necessary to improve the educational process in conditions of global risk, harmoniously combining digital technologies and humanization, traditions and innovations, realizing the function of forming a spiritually rich Person.

Keywords: education, upbringing, global risk, digitalization, humani-zation, university, humanities, spirituality, value, outlook.

Одной из фундаментальных основ цивилизации/человечества является образование. Высокая степень значимости образования в жизни общества объясняется его определяющим влиянием на формирование сознания человека и становление личности. Оценивая готовность стран Большой двадцатки (G20) к вызовам будущего по 10 направлениям, Всероссийский центр изучения общественного мнения и Международный дискуссионный клуб «Валдай»1 поставили образование на третье по степени значимости место, после состояния экономики и технологической развитости, что

1 Индекс готовности к будущему - 2019: иерархия Большой двадцатки. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9907 (дата обращения: 10.06.2020 г.).

подчеркивает важность образования в построении сценариев развития будущего человечества.

Историко-философский взгляд на данную проблему позволяет вспомнить культуру Греции и Рима, в которой образование решало двуединую задачу. Это передача знаний и воспитание человека. На разных этапах развития человечества, возникновения и функционирования университетов актуальность образования оставалась приоритетной во многих странах.

В условиях советской эпохи в нашей стране, по мнению экспертов, можно было получить бесплатное образование, причем качественное, которое по достоинству оценивалось в ряде стран, перенимавших опыт образования.

Понятно, что образование должно развиваться, модернизироваться в соответствии с новыми условиями, глобали-зационными процессами, формирующимися новыми реальностями страны и мира. В силу этих соображений поставленная нами проблема характеризуется теоретической и практической актуальностью в контексте инновационного развития стран и регионов.

Целью авторов статьи является осмысление современного образования в условиях глобальных вызовов, в частности нового глобального риска - пандемии коронавируса. Термин «коронавирус» используется нами в широком смысле слова -обобщенном значении современной пандемии, которая вызывается определенным коронавирусом (А.Г. Сытин).

Ключевая задача имеет много взаимосвязанных аспектов. Первый - важно определить особенности рассматриваемого риска для выбранного объекта - образования. Второй связан с определением путей решения возникших вопросов под влиянием нового глобального риска. Третий аспект - какими мы выйдем из состояния глобального риска - пандемии? Как изменятся человек и общество? Каково наше будущее?

Последнее десятилетие в российском обществе можно охарактеризовать ключевым словом - цифровизация. Цифровые технологии внедряются в экономику, цифровизация активизируется в области управления и образования. Наступившая эпоха гаджетов, компьютеров и социальных сетей умудряется стереть историческую память. Решение экзистенциальных проблем отодвинуто или забыто. Модернизируются все сферы человеческого бытия. Особенно тревожно в области духовной жизни, потому что «осовременивание»

культуры стирает из памяти человека смыслы, духовные ценности, способствуя формированию «айфонных синдромов». Создается искусственное/цифровое/бездушное пространство, которому чужда культура и духовность, в котором осуществляется социализация и идентификация молодежи.

Ситуация усложняется тем, что информационно-коммуникативный фактор в современных условиях начинает активно влиять на формирование мышления молодежи, нравственности и ценностного сознания. Все это рождает множество актуальных проблем в сфере образования. Классическая модель образования сегодня переживает кризис, все более заметно появление разных моделей образования, разных путей формирования мышления. Как отмечает Л.А. Микешина, «знания быстро стареют, сложные современные проблемы требуют нестандартных решений и методов, значит, образование должно стать обучением способам творческого и критического мышления, средством воспитания нравственных и гражданских добродетелей»1.

В этом контексте представляется важным отметить гуманитарную составляющую образования и ее возможности в формировании духовных ценностей, человечности, гуманности. Не напрасно известный футуролог Э. Тоффлер2, отмечая большую роль гуманитарных дисциплин (философии, эстетики и т.д.) в организации обучения, говорил о том, что отсутствие общих ценностных ориентаций еще более затруднит общение между людьми - что мы можем наблюдать сегодня. В связи с этим остановимся на некоторых вопросах, касающихся роли гуманитарного знания в университете.

Университет - духовный ресурс общества, открывает ценностное поле мировоззрения. Университет является одним из уникальных феноменов европейской культуры. Основные этапы развития этого культурного явления заметны, начиная со средневековых университетов, затем появились национальные модели Нового времени, а в XIX веке возникли классические университеты.

В последующем университеты претерпели большие изменения. В российских университетах осуществлен переход на двухступенчатую модель образования - бакалав-

1 Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007, с. 394.

2 Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: «Издательство АСТ», 2002. с. 447.

риат и магистратуру, превращение университетов, говоря словами Гумбольдта, в площадку зарабатывания денег и многое другое изменили культурно-образовательную среду.

В последнее время, правда, как отмечается в Национальных проектах «Культура» и «Образование», наметился поворот России к инновационному сценарию. Идут поиски современной парадигмы в области образования и формирования духовного мира личности. Заметим, что в ценностной характеристике историко-культурной среды современного университета делаются попытки гармоничного соединения традиции и инновации.

Современные университеты стремятся сохранить свою миссию в образовании, воспитании, науке, а также в развитии региона, оставаясь духовной силой общества. В связи с этим обозначим некоторые возможности гуманитарного знания, не претендуя на концептуальную завершенность и полную освещенность.

В современной науке заметна интеграция (не слияние) естественных и социально-гуманитарных наук в познавательном процессе по некоторым общенаучным методологическим подходам. Между тем следует учесть, что познавательный процесс содержит философско-мировоззренческие составляющие. Например, с помощью универсальных философских категорий и методов осуществляется целостное и сущностное понимание и объяснение не только вопросов будущей специальности, но и сложной реальности.

Важно отметить, что традиционные методы гуманитарного/философского познания (диалектика, феноменологический и герменевтический методы, рефлексия, умозрение, философская интерпретация и т.д.), дополняемые новыми парадигмами - системности и синергетики, появившимися в XX веке в рамках современной науки, дают возможность переосмысления познаваемых объектов.

Таким образом, новая методологическая парадигма и междисциплинарный подход, пришедшие на смену существовавшему ранее жесткому классическому детерминизму/монистическому и дисциплинарному подходу, расширяют познавательные границы естественных наук, способствуют получению новых научных знаний и развитию инновационных подходов и нелинейного мышления.

Гуманитарное знание формирует мировоззрение и ценности. Прежде всего отметим одну из особенностей гумани-

тарных наук, в отличие от естественнонаучного рационализма, на которую указал М. Бахтин. Это то, что гуманитарное знание опирается на философские основы, а философское знание имеет гуманитарный характер.

Объектом гуманитарных наук является человек, его духовный, внутренний мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. M. Бахтин писал: «Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)» .

В качестве метода изучения человека в гуманитарных науках выступает проникновение в его духовный мир, понимание и истолкование мыслей и переживаний другого. «Критерий здесь - не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на индивидуальное. Это область открытий, откровений, узнаний, сообщений»2 (М. Бахтин). На этот процесс оказывают влияние ценностно-мировоззренческие установки исследователя. В понимании другого/объекта/субъекта познание и оценивание диалектически взаимосвязаны.

Гуманитарные науки и философияформируют духовность человека и рефлексируют современные проблемы; осмысливая объект, выходят на уровень понимания, выявления смысла познаваемого. Гуманитарные науки основаны на таких знаниях, которые формируют жизненную позицию человека в семье, в коллективе, в социуме и т.д. Они нацелены на понимание другого и на взаимопонимание. Социально-гуманитарные науки изучают человека в сфере умственной, нравственной, общественной деятельности; их задачей, следовательно, становится формирование и развитие чело-

3

веческой личности .

1 Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1986, с. 301.

2 Бахтин М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. М., 1997, т. 5, с. 7.

3 Ильинова Н.А. Аксиологический аспект социального бытия сквозь призму социально-гуманитарного познания // Власть, 2014, № 11, с. 168-171.

Таким образом, можно говорить о совершенно другом познавательном и социальном статусе гуманитарных наук. Совершенно справедливо указывает В. Миронов, «что понятие гуманитарного знания связано с понятием гуманности, человечности и т.д., то есть с системой духовных ценностей, которые формируются на основе позитивного знания. Поэтому это не просто совокупность только знаний, но и знание об общекультурных духовных ценностях»1.

Одна из форм реализации гуманитарных наук - диалог. Диалог - форма общения, которая употреблялась для изложения проблем с помощью диалектики. Первоначально диалог понимался в философии как разновидность спора. Причем утверждение собственной позиции в диалоге было подчинено поиску истины, что представляло одинаковую ценность для участников. Такое понимание диалога идет от Сократа. Классическая форма философского диалога предполагает метод мышления, совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Несмотря на то, что с конца XIX в. диалог утратил свое значение как чисто философский жанр, он начинает активно функционировать во всех сферах человеческого бытия.

В условиях цифровизации общества заметно активное создание площадок диалогичного взаимодействия в разных областях - экономике, политике, культуре и т.д. Возрастает роль диалога как основного инструмента мышления, поскольку он предполагает различные подходы и позиции, обеспечивая диалектику преемственной связи между прошлым, настоящим и будущим. Диалог выступает как основа нелинейного стиля мышления. А это, говоря на языке синергетики, подразумевает признание многовариантности, альтернативности процессов развития и вероятностный характер предвидения будущего. Наконец, следует отметить, что диалогичное мышление - это признак культуры мышления.

В условиях современных глобальных вызовов цифровые технологии выступают как инструмент, активизирующий диалог. Это сложный и противоречивый инструмент, требующий грамотного управления. Здесь могут возникнуть опасности подмены национальной/этнической культуры «цифровой культурой». В качестве возможных проблем появились со-

1 Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии // Вопросы философии, 2018, № 6, с. 22-26.

циокультурные риски в российском обществе, отрицательно влияющие на формирование личности и указывающие на наличие гуманитарного кризиса, который характеризуется следующими особенностями1.

1. Снижение интеллектуального и культурного уровня общества.

2. Девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров.

3. Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения.

4. Деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России.

5. Атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

В условиях гуманитарного кризиса диалог активно подменяется новыми формами коммуникации. «Человеческое общение в формате социальных интернет-сетей становится неподконтрольным самому человеку, а сам он, погруженный в вездесущие информационные потоки, сталкивается с еще более острым неутолимым дефицитом общения. Окружающее его тотальное и «мультимедийное» информационное поле все отчетливее демонстрирует свой главный изъян - отсутствие смысла в той обезличенной информации, которая со всех сторон обволакивает вовлеченного»2.

Общение человека в интернет-сетях оказывает силовое вмешательство в индивидуальное информационное поле и негативно воздействует на сознание, социализацию и формирование личности. В этих условиях формируется духовный мир идей, ценностей и смыслов, которые не только определяют поведение человека, но и образуют новые понятия: «цифровой человек», «цифровое поколение», «цифро-

1 Ерминская Д.В. Применение современных цифровых технологий для реализации целей государственной культурной политики и стимулирования межкультурных коммуникаций в современной России // Россия: государство и общество в новой реальности: Сборник научных статей. М.: Проспект, 2016, т. III, с. 163-167.

2 Лапкин В.В., Семененко И.С. «Человек политический»: личность перед вызовами XXI века // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко / ИМЭМО РАН. М.: Издательство «Весь мир», 2017, с. 139.

вое мышление», «цифровая культура» и т.д., которые характеризуют современное российское общество.

Представляется необходимым нацелить стратегию образовательной и культурной политики России на осмысление новых конкретных решений по формированию у детей, подростков и молодежи культуры работы в информационном пространстве Интернета. Если государственные власти, общество, образовательные, культурные институты вместе с семьей не осмыслят и не найдут новые пути решения этой проблемы, то цифровые технологии, цифровая культура, цифровое образование полностью подменят духовные ценности, духовное богатство, историческую память, этническую и российскую национальную идентичность.

Место гуманитарных наук в современной образовательной парадигме. В процессе перехода на двухступенчатую систему образования было сформировано мнение, что новая образовательная модель в России должна приумножить лучшие традиции университетского образования. С чем столкнулись в действительности? Представляется, на уровне бакалавриата студент должен понять, что система образования - это не образовательное учреждение, куда приходишь на четыре года, а затем получаешь документ со штампом. Встречаются не самоопределившиеся студенты, в связи с чем возникает необходимость формирования целевой установки на будущую специальность.

Магистратура четко формирует научные и профессиональные компетенции. Правда, многие студенты заканчивают бакалавриат по одной специальности, а в магистратуру идут по другой.

В этой связи очевидна роль гуманитарного знания в формировании личности, смысла и цели жизни, наконец, высокой культуры мышления. Как отмечалось выше, именно оно напрямую связано с выработкой нового мышления и новой системы ценностей для сохранения цивилизации и человечества, а также культурной трансляцией социального опыта народов.

Обратившись к философии, следует отметить, что в рамках реформы образования российские философы предпринимали попытку освоить мировой опыт преподавания философии. На Западе философское обучение стало даже парадигмой школьного образования. Разработанная в 60-70 гг. программа «Философия для детей» оправдала себя на прак-

тике. По словам зарубежных коллег, философия способствует развитию критичного и саморефлексивного мышления с юных лет.

Знакомясь с зарубежным опытом изучения философии, мы должны извлекать из него все ценное, что будет способствовать развитию отечественного философского образования. Реформа образования бессмысленна без философии. «Философии не может не быть, пока живут люди, а задача философии - помочь стать подлинным человеком посредством понимания бытия» (К. Ясперс).

Заметим, что в условиях современности престиж гуманитарного знания в обществе невелик. Можно обосновать этот тезис разными методами, но основной аргумент вытекает из отношения к преподаванию этих дисциплин. Заметим, что философия утрачивает свою фундаментальность по причине сокращения объема часов в учебных планах. Из изучаемых гуманитарных дисциплин изымается социология, предполагается, что студент может не знать общество, в котором живет и готовится работать. Культурология становится невостребованной дисциплиной!? Это в российском обществе, в котором имеет место «варварство безнравственности и пренебрежение гуманистическими ценностями». А ведь культурное пространство страны и регионов формируют во многом наши специалисты. Ряд недооцениваемых гуманитарных дисциплин можно продолжить...

Напрашивается риторический вопрос: не связаны ли эти проблемы с формированием личности в условиях новых глобальных рисков?

Образование в условиях глобального риска - пандемии. В современных условиях, начиная с марта 2020 г., образование функционирует в новых условиях. В данной ситуации отметим, что в 2015 г., по данным Фонда общественного мнения (ФОМ)1, лишь 21% интернет-пользователей (из них в возрасте 18-30 лет 26%) пользовались образовательными, обучающими сайтами, 66% (58% - в возрасте 18-30 лет) не пользовались никогда. 40% респондентов, принявших участие в опросе ФОМ в 2015 г., предпочли бы получить высшее образование очно, 21% - дистанционно, 11% в качестве оптимального варианта получения высшего образования рас-

1 Интернет и образование [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Nau-ka-i-obrazovanie/12256 (дата обращения: 26.06.2020 г.)

сматривали сочетание очного и дистанционного форматов. Сегодня вся образовательная система вовлечена в медиа-пространство - дистанционное обучение. Соответственно возникает вопрос: изменится после пандемии мир или останется прежним? По данным ФОМ1, 57% россиян убеждены в том, что мир останется прежним, для 27% - изменится до неузнаваемости. Что произойдет с образованием, которое мы в рамках данного исследования рассматриваем в качестве вектора развития личности? 33% принявших участие в указанном выше опросе ФОМ убеждены, что дистанционное образование примет более широкие масштабы! При этом считаем возможным привести результаты исследования, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ)2 в июне 2020 г., которые свидетельствуют, что во время самоизоляции (наиболее удачного периода для получения образования в дистанционном формате) лишь 19% опрошенных выбрали вариант ответа «во время самоизоляции чаще занимаюсь получением образования, в том числе прохождением краткосрочных курсов, просмотром учебных видео». 56% респондентов сказали, что во время самоизоляции не занимались этим. Какой же интернет-ресурс оказался наиболее востребованным у тех, кто занимался образованием и прохождением различных краткосрочных курсов? Ответ ошеломляет - YouTube (29%)! В ноябре 2019 г. исследование ВЦИОМ3 показало, что образовательный контент YouTube по популярности находился на предпоследнем месте (12% респондентов смотрели образовательные видео).

Итак, что же мы имеем? На смену живому общению между учителем и учеником/студентом приходят новые инструменты коммуникации. Как сами студенты оценивают дистанционный формат получения образования? Результаты опроса 1217 студентов Адыгейского государственного университета, проведенного в апреле 2020 г. сотрудниками Лабо-

1 Мир после пандемии. Изменится или не изменится мир после пандемии? [Электронный ресурс]. URLhttps://fom.ru/Obraz-zhizni/14386 (дата обращения: 26.06.2020 г.)

2 Досуг на фоне самоизоляции [Электронный ресурс]. URL: wciom.ru/index.php?id=236&uid=10327 (дата обращения: 26.06.2020 г.).

3 YouTube — «телевидение» XXI века [Электронный ресурс]. URL: wciom.ru/index.php?id=236&uid=10022?utm_source=d-russia.ru-tlg (дата обращения: 26.06.2020 г.).

ратории социологической диагностики АГУ под руководством доктора философских наук, профессора С.А. Ляушевой1: 65,9% опрошенных студентов считают традиционные формы обучения более интересными, для 15,6% респондентов более приемлемо дистанционное обучение, по их мнению, оно экономит время. Однако 59,8% принявших участие в опросе отмечают обратное - при дистанционном формате обучения времени затрачивается больше, чем при традиционном. О чем это свидетельствует? Лишь о том, что у студентов не выработалось устойчивой позиции в оценке обучения в дистанционном формате, что и подтверждается полученными исследовательским коллективом данными - для 87% респондентов дистанционный формат обучения является вынужденной мерой.

Как отразится дистанционное обучение на постижении гуманитарных наук? Выполнение образовательных программ по философии при помощи онлайн-курсов затруднительно. «Постижение философии невозможно полностью перевести в цифровую форму, поскольку умение мыслить невозможно сформировать без непосредственного общения»2.

Безусловно, глобальные риски современности диктуют необходимость руководствоваться и новыми методами в обучении, в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. Например, есть смысл обратиться к эффективности метода «пробуждающего образования» в Республиканской естественно-математической школе в Адыгее3.

В новых условиях формирования личности возрастает роль гуманитаризации и гуманизации. Человечность, ценности, умение мыслить - это духовные силы общества, благодаря которым оно способно функционировать и развиваться. Образование сегодня проходит вынужденную «репетицию», которая заставляет задуматься над тем, какого специалиста подготовим в рамках цифровизации. Какого человека мы

1 Ляушева С.А. Доклад «Отношение студентов Адыгейского государственного университета к дистанционной форме обучения», сделанный на Ученом совете Адыгейского государственного университета 30 апреля 2020 г., протокол № 7.

2 Кузнецов Н.В. Философское образование и информационные технологии // Вопросы философии,2020, № 5, с. 87-89.

3 Шадже А.Ю., Мамий С.З. Образование в условиях вызовов новой реальности // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 4, с. .57-65.

получим? Можно подготовить хорошего специалиста, но без духовности.

Возможности философии и гуманитарного знания в формировании личности могут быть использованы в новых условиях, если будут учтены традиции и новации в образовательном процессе. Важно отметить то, что в условиях непредсказуемого глобального риска содержание образования полностью переложить в новый/дистанционный формат невозможно. Пандемия влияет не только на экономическое развитие страны, но и на образование, духовность человека. Коронавирусный режим и сложные вызовы времени подвели нас к переосмыслению образовательного процесса в целом и преподавания гуманитарных дисциплин. Важно осознать, что реализация их возможностей будет зависеть от необходимости совершенствования живого/нелинейного диалога между студентом и преподавателем, при дополнении новыми инструментами коммуникации.

Завершая, задумаемся над одним положением, которое лишено строгости размышления. Известно, что кризис закончится, риски минимизируются (возможно, человек научится управлять ими?). Излишне говорить, какого выпускника мы подготовим в рамках этих и других глобальных рисков. Возможно, это будет хороший специалист. А какой это будет человек? Это будет безличное живое существо? Современный цифровой человек? Может ли он взять на себя ответственность за будущее?.. А будущее определяется сегодняшним...

...Выпускнику вуза/молодому специалисту придется сдавать тест на ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ всю свою жизнь: перед родителями, семьей, друзьями, обществом, страной. Наконец, перед собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.