Научная статья на тему 'Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций'

Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НИР / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцев Геннадий Михайлович

В статье анализируется деятельность Уральского отделения РАО по организации и координации фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования за период с 1999 г. по настоящее время, а также определяются цели, задачи и направления научно-педагогических исследований в соответствии с комплексной программой НИР УрО РАО на период 2006 2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

УДК 37:061.12 ББК Ч34(2) л1

ОБРАЗОВАНИЕ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИЙ

Г. М. Романцев

Ключевые слова: комплексная программа НИР; научные исследования в области образования; Уральское отделение РАО.

Резюме: В статье анализируется деятельность Уральского отделения РАО по организации и координации фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования за период с 1999 г. по настоящее время, а также определяются цели, задачи и направления научно-педагогических исследований в соответствии с комплексной программой НИР УрО РАО на период 2006 - 2008 гг.

В 2005 г. Уральскому отделению Российской академии образования исполнилось пять лет. Все эти пять лет УрО РАО реализовывала комплексную программу научно-исследовательских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций», которая объединила усилия ученых десяти регионов Большого Урала.

На рис. 1 представлены данные, которые позволяют оценить развитие научных процессов в рамках пятилетней программы научных исследований УрО РАО. Заметим лишь, что к 2005 г. их количество возросло вдвое по сравнению с 1999 г. - годом начала реализации программы.

Новая программа НИР на 2006-2008 гг. включает уже 158 тем, что в три раза превышает исходное количество 1999 г. Это говорит о большой активности ученых-педагогов Уральского региона, несмотря на скудное финансирование научных исследований. При этом на протяжении всех лет около пятидесяти тем УрО РАО включались в тематику важнейших исследований Российской академии образования.

Рост количества научных тем в комплексной программе НИР УрО РАО связан с интересной тенденцией в изменении количества ученых - докторов и кандидатов наук, проводящих исследования (рис. 2, 3).

Если в первые годы действия программы НИР основной акцент в исследованиях был связан с процессами воспитания и развития высшей школы, а другие направления были представлены недостаточно, то в последующие годы проводилась активная научная политика по установлению баланса исследований по всем основным направлениям. В настоящее время все основные направления исследований в педагогике и психологии поддерживаются учеными Уральского региона, т. е. в течение прошедших пяти лет удалось достичь практически 100%-го перекрытия тематики важнейших исследований Российской академии образования до 2010 г. исследованиями ученых нашего региона (рис. 4).

158

Рис. 1. Динамика количества научных тем НИР УрО РАО в 1999-2006 гг.

Информатизация образования "|^ 2

Развитие общего среднего образования У///Л3

Развитие начального и среднего проф. образования

Кадровое обеспечение социальной работы

Преемственность духовно-нравственных традиций в проф. образовании

Развитие высшего проф образования

Стратегия развития образования на Урале

Воспитание и развитие личности в современных условиях

0

5

13

13

10

—I—

15

—I— 20

—I

25

Рис. 2. Количество ученых, проводящих исследования по направлениям НИР УрО РАО в 1999-2000 гг.

8

Рис. 3. Количество ученых, проводящих исследования по направлениям НИР УрО РАО в 2001-2005 гг.:

И - содержание и основные технологии образования на Урале;

Ш - образование как средство развития региональных, этнокультурных, социокультурных, экологических, экономических систем; □ - стратегия развития и новые модели образования на Урале; ЕИ - развитие профессионального образования в Уральском регионе; И - воспитание и развитие целостной личности как субъекта жизнедеятельности в современных условиях; □ - психологическое сопровождение образования

На сегодня уже в новой программе НИР тематика исследований не только перекрывает направления важнейших исследований РАО, но и привносит новые направления: ремесленное образование, о котором речь ниже, профессионально-педагогическое образование, ноосферное образование, психологизация образования и другие.

Интересная динамика реализации программы связана с кристаллизацией научно-исследовательского коллектива докторов и кандидатов наук, реализующих программу НИР УрО РАО (рис. 5).

Из представленных на рисунке данных видно, что наблюдается непрерывное увеличение количества докторов наук, проводящих исследования. Вместе с тем количество кандидатов наук постоянно изменяется.

В 2002-2003 гг. наблюдается активный приток кандидатов наук в программу научных исследований УрО РАО, а в 2004-2005 гг. - спад, но именно на этот период приходится наибольшее количество защит докторских диссертаций среди участников программы. Таким образом, УрО РАО все эти пять лет растило свои высокопрофессиональные кадры.

В программе 2006 г. наблюдается приток новых кандидатов наук, которые, мы уверены, в процессе реализации следующей программы обязательно станут докторами и пополнят ряды высококвалифицированных ученых УрО РАО.

Еще один важный показатель качества проводимых исследований - количество организаций, участвующих в реализации программы (рис. 6).

Самыми активными участниками действия программы всегда являлись, безусловно, вузы, число которых выросло практически вдвое. Особенно важным для УрО РАО был факт активного включения учреждений общего образования в реализацию программы в качестве экспериментальных площадок, участников научных мероприятий, разработчиков инновационных проектов. Из диаграммы видно, что к программе НИР УрО РАО присоединились более 50 школ, гимназий, лицеев из всех 10 регионов Большого Урала.

К нашему сожалению, такая важная для региона категория образовательных учреждений, как начальное профессиональное образование, представлена в программе практически одним лицеем ремесленников-предприни-мателей. А ведь особенно сейчас в результате преобразований, вызванных 122-м федеральным законом учреждения начального и среднего профессионального образования нуждаются в поиске новых, научно обоснованных стратегий развития.

В 2005 г. начата УрО РАО разработка закона о профессиональном образовании Свердловской области, где особенно важно участие самих учреждений НПО и СПО. Однако проблема их активности все еще стоит на повестке дня.

100

100

100

100 100

Рис. 4. Соответствие научных исследований УрО РАО тематике важнейших исследований Российской академии образования до 2010 г.:

^ - приоритетные направления исследований РАО до 2010 г.;

И - тематика исследований УрО РАО

33

27

1999-2000

63

29

2001

76

63

82

64

2002

2003-2004

82

35

2005

98

2006

Рис. 5. Количество докторов и кандидатов наук, участвующих в программе НИР УрО РАО:

Ш - доктора наук; И - кандидаты наук

51

41

^■ — і »'і----------- —| пм і.—і і»-.-і-і—| »'і--~ -і—і і"»™

1999-2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 6. Количество организаций, участвующих в реализации программы НИР УрО РАО 1999-2005 гг.:

^ - ВПО; И - СПО; □ - школы, гимназии, лицеи; Ц - учреждения доп образования; И - органы управления образованием; ■ - епархия

Следующий важный показатель результатов деятельности УрО РАО по реализации комплексной программы НИР - это количество единиц научной продукции, в которых отражены результаты научных исследований (рис. 7, 8).

Как видно из данных, представленных на рисунках, количество научной продукции непрерывно растет: это касается как числа публикаций, так и общего объема изданного. За три года количество научных статей выросло в 4 раза, а количество монографий - в 7 раз. Отмечу, что в данном случае количество не просто возрастает, но и переходит в качество. По выступлениям ученых на заседаниях бюро УрО РАО заметно, что глубина осмысления научных проблем в публикациях непрерывно улучшается и явно прослеживается рост научного знания.

Одним из показателей научной активности исследователей, участвующих в реализации программы УрО РАО, является количество проведенных научных мероприятий (рис. 9).

Представленные здесь данные демонстрируют не только постоянно высокую активность ученых УрО РАО в проведении конференций различного уровня, круглых столов, мастер-классов, но и отражают новые направления деятельности УрО РАО. Активно развиваемой формой в последние годы стали научные семинары УрО РАО, которые приобрели популярность среди научной и педагогической общественности.

За 2005 г. УрО РАО были проведены семинары с ведущими учеными, разработчиками концептуальных и методических основ модернизации образования: В. И. Загвязинским, М. Л. Левицким, Е. А. Ямбургом, Н. В. Немовой, А. М. Моисеевым и О. М. Моисеевой, Т. Н. Шевченко, другими учеными Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволило охватить научно-образовательными программами около 3000 ученых, преподавателей вузов, преподавателей ФПК и институтов развития образования, руководителей и педагогов. В среднем проведено около ста научных семинаров.

Улучшению качества научных исследований способствует деятельность журнала «Образование и наука: известия УрО РАО», главным редактором которого уже много лет является академик РАО В. И. Загвязинский. В июле прошлого года журнал включен в утвержденный Президиумом ВАК перечень рецензируемых научных журналов, рекомендованных для публикации научных результатов докторских диссертаций.

Еще один фактор, способствующий росту качества научных исследований УрО РАО, - это присуждение ежегодной премии УрО РАО. В 2004 г. на соискание премии было выдвинуто 124 работы, 50 из них после предварительной экспертизы были допущены к участию в конкурсе. В 2005 г. количество работ, представленных на соискание премии, составило более 200, из них к участию было допущено 63.

84

2003 2004 2005

Рис. 7. Количество единиц научной продукции по программе НИР УрО РАО:

И - сборники научных трудов; Щ - методические рекомендации; □ - монографии; ЕИ - учебные пособия; И - научные статьи

389

189

13 _2-1_.

18

35

136 Ж

84 81Р

22

2003 2004 2005

Рис. 8. Объем научной продукции по программе НИР УрО РАО (в п. л.):

- методические рекомендации; И - научные статьи; О - сборники научных трудов; ЕЯ - монографии; й - учебные пособия

100

Рис. 9. Количество проведенных научных мероприятий по программе НИР УрО РАО:

^ - международные конференции; Щ - мастер-классы; ЦЦ - всероссийские конференции; Н - круглые столы; И - региональные конференции; □ - научные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

семинары

Таким образом, пятилетняя деятельность УрО РАО по реализации комплексной программы НИР принесла свои плоды и сегодня можно сказать: несмотря на то, что наше региональное отделение самое молодое и малочисленное, оно является одним из самых активных и высококвалифицированных, так как объединяет в своей программе большое количество талантливых уче-ных-исследователей Уральского региона.

Базовым отделением Уральского отделения РАО является отраслевое отделение профессионального образования Российской академии образования, потому особенно важным для нас является развитие научных школ профессионального образования. Российским государственным профессионально-педагогическим университетом в рамках программы НИР УрО РАО реализуется новое для всей России исследовательское направление ремесленного образования. Исследования в этой области имеют международное значение и выполняются совместно с учеными Германии.

В последнее десятилетие в стране возрождается и устойчиво развивается ремесленничество - производство товаров и услуг по непосредственным заказам населения, имеющих, как правило, эксклюзивный характер и направленных на совершенствование среды обитания, т. е. на улучшение качества жизни. Процесс этот носит объективный характер. Это подтверждается тем, что в экономиках всех высокоразвитых стран, находящихся уже в стадии постиндустриального развития, существует сектор ремесленных предприятий, обеспечивающий существенный вклад в ВВП и значительную занятость населения. К сожалению, процессы возрождения и развития ремесленничества в России носят пока стихийный характер - движения идут снизу, не получая должной государственной поддержки. В отличие от зарубежных стран у нас пока нет федерального закона о ремесленной деятельности, отдельного перечня ремесленных профессий, профессиональных стандартов, нормативных документов для кадровых и социальных служб, государственных образовательных стандартов. И это в то время, когда в ремесленном секторе экономики, по самым скромным оценкам, работает не менее 2 млн человек.

Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» существуют во всем мире. Это единая терминология Евросоюза, ВТО и ООН. Эти понятия являются важнейшими в мировой экономической практике. Во всех странах ЕС существуют федеральные законы о ремесленной деятельности, а в ВТО - специальная классификация ремесленных товаров и услуг.

У нас в стране существенное увеличение числа ремесленных предприятий не сопровождалось организацией системы подготовки кадров для них. Кадры продолжали готовить в системе, которая была создана в период, когда ремесленничество целенаправленно вытеснялось из экономического уклада страны.

В наших исследованиях мы обосновали концепцию создания специальной отрасли - ремесленного профессионального образования для целенаправ-

ленной подготовки работников малых и средних ремесленных предприятий. В течение 5 лет был проведен крупномасштабный эксперимент на базе лицея ремесленников-предпринимателей по подготовке будущих ремесленников по двум специальностям.

На сегодня уже готовы обоснованные предложения для внесения изменений в «Перечень профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования» с целью формирования нормативной основы для отдельной отрасли - ремесленного профессионального образования, а также подготовки модельных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования.

Жесткое разделение профессионального образования на начальное, среднее и высшее в федеральном законе «Об образовании» не позволяет создавать государственные образовательные стандарты с межуровневой структурой. Поэтому для подготовки ремесленников-предпринимателей нами разработана новая структура образовательных стандартов, которая позволит разработать и утвердить взаимосогласованные стандарты, вобравшие в себя все необходимое от уровней начального и среднего образования, что создаст хорошие условия для будущей интеграции начального и среднего профобразования. Важно на базе существующих образовательных программ и технологий разработать стандарты для ремесленного обучения взрослого незанятого населения, а также новые программы курсов повышения квалификации работников различных фирм и предприятий для освоения производственных технологий, используемых ремесленниками в своей практической деятельности. Для осуществления ремесленной профессиональной подготовки потребуются специально подготовленные педагоги профессионального обучения, глубоко понимающие особенности и специфику функционирования малого и среднего бизнеса. Поэтому уже сейчас в качестве новой исследовательской задачи в РГППУ начинается проработка вопроса о подготовке таких специалистов.

Для реализации комплексной программы НИР УрО РАО сделано многое, остановимся на содержании новой программы на 2006-2008 гг. Основными установками при формировании новой структуры и тематики комплексной программы являются:

• со стороны РАО: укрупнение содержания комплексных программ, выделение составных частей (модулей), описывающих отдельные аспекты целостной системы академических исследований;

• со стороны федерального и региональных органов управления образованием: научно-методическое обеспечение реализации основных направлений модернизации всех уровней образования;

• со стороны научной и педагогической общественности 10 регионов деятельности УрО РАО: координация и экспертно-методическая поддержка ведущих фундаментальных и прикладных исследований, мониторинг становления научных школ в образовании.

В связи с этим основная миссия организации и координации исследований в рамках комплексной программы НИР УрО РАО видится в комплексном исследовании и сопровождении процессов развития образования и их преобразующего влияния на социально-экономические процессы в регионах.

Цели комплексной программы НИР УрО РАО:

1) координация важнейших фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в Уральском регионе;

2) обеспечение научного сопровождения процессов модернизации региональных образовательных систем Уральского региона;

3) обеспечение согласованного развития и интеграции педагогической науки и образования в Уральском регионе;

4) научное сопровождение пополнения отраслей экономики Уральского региона специалистами с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.

Задачи комплексной программы НИР УрО РАО:

1) осуществление научно-экспертного сопровождения процессов модернизации общего образования;

2) обеспечение научно-методического сопровождения процессов модернизации профессионального образования;

3) мониторинг фундаментальных педагогических и психологических исследований и научных школ в образовании в Уральском регионе;

4) исследование процессов здоровьесбережения и физического развития в образовании Уральского региона;

5) исследование проблем оценки и обеспечения качества образования, адекватного современному развитию общества;

6) исследование инноваций в развитии содержания образования в Уральском регионе;

7) выявление стратегических направлений развития профессионального, профессионально-педагогического и ремесленного образования на Урале;

8) исследование процессов развития кадрового потенциала отраслей экономики в деятельности профессионального образования в Уральском регионе;

9) определение теоретических и технологических подходов к развитию педагогических кадров Уральского региона;

10) исследование этнокультурных особенностей образования Уральского региона;

11) исследование процессов воспитания и развития целостной личности как субъекта жизнедеятельности в современных условиях.

В силу сложности и комплексности задач новая программа НИР имеет разветвленную структуру и включает направления, программы, подпрограммы и разделы, что обеспечивает полное соответствие тематики исследований

как приоритетным направлениям исследований РАО, так и основным процессам развития систем образования регионов Большого Урала.

Направления комплексной программы УрО РАО имеют следующее функциональное назначение и предполагаемые результаты:

1. «Научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в Уральском регионе» - предназначено для поддержки научно-педагогической общественности региона в реализации основных направлений государственной политики по модернизации всех уровней образования.

2. «Территориальное и отраслевое развитие науки в образовании в Уральском регионе» - выполняет координационную функцию в поддержке, экспертизе и мониторинге ведущих фундаментальных и прикладных исследований в связи с необходимостью научно-экспертного сопровождения и координации фундаментальных исследований и инновационных прикладных разработок.

3. «Интеграция образования в экономику Уральского региона» -

предполагает комплексное исследование двустороннего влияния экономических процессов на развитие образования и преобразующее влияние образования на экономику регионов.

4. «Развитие педагогического, научного и научно-педагогического кадрового потенциала Уральского региона» - предполагает объединение фундаментальных и прикладных исследований, посвященных проблемам становления высококвалифицированного научного и научно-педагогического потенциала региона и его дальнейшее развитие в деятельности научных школ, интеграции академической и вузовской науки.

5. «Процессы регионализации образования в Уральском регионе в этнокультурном, социально-экологическом контексте» (введение данного направления обусловлено необходимостью отражения региональной специфики педагогических исследований в Уральском регионе).

6. «Комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе» - отражает одно из приоритетных направлений развития образовательной системы России, одобренное правительством РФ 9 декабря 2004 г., и преемственно продолжает подпрограмму «Воспитание и развитие целостной личности как субъекта жизнедеятельности в современных условиях» комплексной программы НИР УрО РАО прошлого пятилетия (2000-2005 гг.)

Представленный здесь анализ научной деятельности УрО РАО с момента его основания по настоящее время дает все основания полагать, что новая программа позволит ученым Уральского региона освоить новые научные вершины и обеспечить высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований в образовании, соответствующий современным мировым стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.