Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА В КИТАЕ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПЕКИНА'

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА В КИТАЕ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПЕКИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / концертная деятельность / На Мула / Ланг Ланг / Юйджа Ванг / professional education / concert activity / Na Mula / Lang Lang / Yuja Wang

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Кэхань

Статья посвящена деятельности столичного учебного заведения музыкального образования для особо одарённых молодых музыкантов в контексте развития в Китае музыкальной культуры европейского типа. Сделан краткий обзор истории школы, но основное внимание уделено текущим событиям. Характеризуется вклад в развитие школы её руководителя – На Мулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the system of musical culture of the European type in China: about the activities Central conservatory of Beijing

The article is devoted to the activities of the capital's educational institution of musical education for especially gifted young musicians in the context of the development of European-type musical culture in China. A brief overview of the history of the school is made, but the main attention is paid to current events. The contribution to the development of the school of its leader, Na Muly, is characterized. Information work.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА В КИТАЕ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПЕКИНА»

ЛЮДИ И СОБЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

DOI: https://doi.org/10.26176/МАЕТАМ.2022.8.3.004

Кэхань Сюй

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА В КИТАЕ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПЕКИНА1

Аннотация. Статья посвящена деятельности столичного учебного заведения музыкального образования для особо одарённых молодых музыкантов в контексте развития в Китае музыкальной культуры европейского типа. Сделан краткий обзор истории школы, но основное внимание уделено текущим событиям. Характеризуется вклад в развитие школы её руководителя - На Мулы.

Ключевые слова: профессиональное образование, концертная деятельность, На Мула, Ланг Ланг, Юйджа Ванг.

Становление профессионального музыкального образования европейского типа в Китае началось в 1920-е годы. Во многом этот процесс был связан с иммиграцией русских педагогов, оказавшихся здесь в результате революции и гражданской войны. В таких городах как Харбин и Шанхай образовались крупные русские общины, определившие многие процессы в культуре. Сказалось русское влияние и в Пекине2. Во второй половине 1940-х годов налаженные при большом содействии руководителей СССР, китайско-советские связи развивались во всех сферах жизни, в частности, в области музыкального образования. Важным событием в этом процессе стало открытие при Центральной консерватории средней музыкальной школы, созданной по модели советских средних специальных музыкальных школ для особо одарённых детей. События разворачивались следующим образом. В 1949 году образовалась Китайская народная республика, Административный совет центрального народного правительства Китая принял решение об открытии в 1950 году Центральной консерватории, местом базирования которой был определён город Тяньтин. Она формировалась постепенно, путём слияния нескольких музыкальных факультетов разных высших учебных заведений: факультета изящных искусств имени Лусюня города Яньан (создан ещё в 1938 году), Национальной музыкальной академии Чунцина (создана в 1940 году), трёх музыкальных факультетов Северного университета Китая, открытых в 1948 году, а также музыкального факультета государственного колледжа искусств Бэйпина (начало его деятельности восходит к 1918

году) [1].

Ранее в Чунцине в 1945 году была построена Национальная музыкальная школа для детей. В 1950 году эта школа вместе с Национальной музыкальной академией вошла в

1 От редакции. Знакомство с музыкальной жизнью и музыкальными учреждениями Евразии - одна из существенных задач нашего журнала. Сейчас, когда культура Китая, как и российско-китайские контакты, развиваются бурными темпами, весьма значимой становится задача взаимного ознакомления с музыкальными институтами, в том числе, образовательными. Такого рода материалы являются необходимой фактологической базой и ориентирами для понимания процессов, происходящих в музыкальной культуре. Надеемся, что публикуемая статья побудит китайских коллег активнее информировать нас о процессах и событиях музыкальной жизни в их стране.

2 О музыкальной культуре Харбина - [4, 5,7, 8], Шанхая - [3], Пекина - [6]

Центральную консерваторию и стала называться «Детская музыкальная школа при Центральной консерватории». В 1957 году школа получила официальное название — «Средняя музыкальная школа при Центральной консерватории», которое используется и сейчас. В 1958 году было принято решение перенести Центральную консерваторию из города Тяньтин в столицу - Пекин.

В настоящее время школа имеет две ступени образования - начальная школа (трёхгодичная) и средняя специальная школа, где обучаются девять лет. Средняя специальная школа считается учреждением профессионального образования. Обучение здесь ведётся с 4-го класса и осуществляется в два этапа - с 4-го класса по 6-ой и с 7-го класса по 12-й.

Возраст учащихся для поступления в среднюю специальную музыкальную школу таков: в 4-й класс - поступление до 11 лет, в 5-й - до 12, в 7-й - до 14, в 10-й - до 17.

Отмечается рост численности учащихся, желающих заниматься в начальной школе. Если в начале 1950-х годов в детской музыкальной школе при Центральной консерватории обучалось 63 человека, то в 2018 учебном году - уже 1021 человек (с 4-го по 12-й класс)

В 2020-2021 учебном году план приёма был следующий: 4-й класс - 34 человека; 5-й - 16 человек; 7-й - 165 человек; 10-й - 57 человек.

Отбираются для обучения одарённые дети из всех провинций Китая. Обучение с четвёртого по шестой класс в начальной школе считается допрофессиональным. Профессиональная подготовка ведётся в течение последующих шести лет. Следует отметить, что наряду с музыкальными предметами в начальной школе преподают китайский язык, математику, иностранный язык, компьютерные технологии и так далее. Здесь придаётся большое значение всестороннему развитию учащихся.

На этапе с 4-го по 6-ой классы обучение ведётся по фортепиано, скрипке, альту, виолончели, классической гитаре, арфе, флейте, кларнету, гобою, фаготу и нескольким китайским народным инструментам.

На этапе с 7-го по 12 класс - одиннадцать отделений: клавишных, струнных духовых, китайских национальных инструментов, сольного пения и оперной подготовки, композиции, дирижирования, музыковедения, теории музыки, строительства смычковых инструментов, музыкальной педагогики.

Обучение ведётся по следующим классам: фортепиано, баян, скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, классическая гитара, флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, ударные инструменты и китайские народные инструменты. Специальность получают также, как видно из списка отделений, по вокалу, теории музыки, музыковедению, композиции, дирижированию, музыкальной педагогике и производству смычковых инструментов.

С 1986 года правительство Китая ввело обязательное девятилетнее образование для государственных школ, где изучаются общеобразовательные предметы. Обучение в средней музыкальной школе не является обязательным, потому учащиеся, проходящие такую подготовку, как на первой, так и на второй ступени должны оплачивать своё обучение.

Китайские учащиеся могут участвовать во внутреннем инструментальном конкурсе на стипендию Средней музыкальной школы при Центральной консерватории. Получившие премию освобождаются от платы за обучение в десятом и одиннадцатом классах.

Уже в первые годы работы школы большим достижением стало создание "Детского оркестра пионерского галстука". Он начал свою деятельность в 1959 году. В то время это был единственный юношеский камерный оркестр в Китае, состоящий из учащихся средней музыкальной школы. Средний возраст учащихся составлял 17 лет. Руководителями коллектива являлись известные дирижёры Чжэн Сяоин и Сюй Синь.

В 1988 году этот оркестр стал называться «Китайский юношеский симфонический оркестр Средней музыкальной школы при Центральной консерватории». Руководителями оркестра стали Ди Жуэйкай, Чжан И и Чжан Чэнь. Все они выпускники Средней музыкальной школы при Центральной консерватории и Центральной консерватории. Оркестр выступал во многих городах Китая. Его концерты проходили также в Европе, в Сингапуре, в Малайзии. За годы существования оркестр выступал с такими выдающимися дирижёрами и музыкантами мира, как Н.П. Аносов, Иегуди Менухин, Сейдзи Одзава, Майкл Стерн, Юй Фэн, Ли Дэлун, Хуан Фэйли, Яо Гуанжунь, Тан Мухай, Чэнь Цзохуан, Люй Цзя, известным пианистом Ланг Лангом, лауреатом второй премии Международного конкурса скрипачей имени П.И. Чайковского Чэнь Си и другими.

Юношеский симфонический оркестр ведет большую культурно-просветительскую работу в Китае. Артисты оркестра выступают на заводах и фабриках, в деревнях и воинских частях армии Китая, вдохновляя музыкальным искусством народ нашей страны. В настоящее время главным дирижёром Китайского юношеского симфонического оркестра является Чэнь Бинь.

Средняя музыкальная школа была организатором ряда международных и Всекитайских конкурсов в Пекине, например, конкурса камерной музыки, инструментального конкурса на стипендию Средней музыкальной школы при Центральной консерватории. Последний конкурс был основан в 2013 году и проводится ежегодно. Награда именно этого конкурса предоставляет право освобождения от оплаты за обучение в 10 и 11 классах средней музыкальной школы.

Руководство школы способствовало организации и ряда международных конкурсов, таких как: Пятый Международный конкурс молодых пианистов имени Фредерика Шопена (2006), 15-й Международный конкурс молодых скрипачей имени Иегуди Менухина (2016), Первый Международный конкурс молодых пианистов имени Артура Рубинштейна (2016).

Интересной представляется статистика относительно учащихся, получавших премии и награды на международных конкурсах. Со времени создания школы до сегодняшнего дня, то есть за 75 лет, в музыкальных конкурсах приняли участие 3729 человек. Международные награды получили 1204 человека. На всекитайских конкурсах были отмечены 2525 учащихся. Имели награды учителя и ученики: учителя — 436; ученики -3293 человека (данные журнала Центральной консерватории за 2019 год). [1]

Директором средней музыкальной школы при Центральной консерватории является профессор На Мула [2]. Она с 2011 года совмещает работу директора с деканской работой (отделение виолончели).

На Мула - выпускница Средней музыкальной школы, куда она поступила в девятилетнем возрасте. Окончив школу с отличием, она была зачислена в 1988 году в Центральную консерваторию без вступительных экзаменов. В 1999 году поступила в магистратуру Центральной консерватории, которую окончила также с отличием. На Мула является образцовым педагогом, замечательным музыкантом, ведущим большую культурно-просветительскую работу. Она была членом жюри множества конкурсов не только в Китае, но и в других странах (Канаде, Мексике, России). На Мула подготовила и своих учеников для участия в конкурсах. Так, в 2002 году её ученик Тянь Бонянь завоевал Первую премию на IV Международном конкурсе молодых виолончелистов имени П.И. Чайковского. Сегодня Тянь Бонянь является концертмейстером виолончелей в оркестре Кёльнской филармонии. Он работает и в оркестре Кёльнского государственного оперного театра с 2010 года. С 2012 года Тянь Бонянь начал вести педагогическую работу во Франкфуртской консерватории.

Другая ученица На Мулы Лю Ман получила четвёртую премию на XII Международном конкурсе струнных инструментов имени Й. Брамса в 2004 году и грант для обучения за границей. Воспользовавшись этим, она приехала в Москву в Российскую

академию музыки имени Гнесиных, чтобы учиться в магистратуре. Успешно окончив магистратуру, Лю Ман с 2007 года работает в Центральной консерватории (Пекин).

На Мула часто выступает с лекциями на тему «Как готовить музыкантов?». Она говорит о целях и задачах педагогов, о педагогических принципах работы в Средней музыкальной школе при Центральной консерватории. Так, в мае 2019 года, выступая в Большом театре города Яньань, она подчеркнула, что для педагога очень важна профессиональная этика. Педагог должен быть примером в деле воспитания и развития учеников. Именно в школе начальной и средней закладывается фундамент для обучающихся, стремящихся стать хорошими, полноценными музыкантами -профессионалами. Её глубокое убеждение - в том, что все дети должны учиться музыке, чтобы получать радость от жизни.

На Мула поддерживает дружеские связи с руководителями других школ, подобных средней музыкальной школе при Пекинской консерватории. Например, с Центральной музыкальной школой в Москве, с музыкальной школой Кёльна (Германия). В 2009 году по разрешению Министерства образования Китая и государственной комиссии по образованию города Пекина Средняя музыкальная школа установила творческие связи и сотрудничество с Музыкальной школой при консерватории Макао. В течение четырёх лет Средняя музыкальная школа ведет культурный обмен и установила творческие связи с тридцатью школами Гонконга, где организуются музыкальные фестивали и другие мероприятия. Благодаря таким связям, в настоящее время в Среднюю музыкальную школу принимаются учащиеся также из Гонконга, Макао и Тайваня.

Некоторые выпускники школы стали её преподавателями. В частности, сегодня на отделении скрипки работают педагоги - выпускники Средней музыкальной школы и Центральной консерватории: Чжао Вэй, Тан Вэйцянь, Янь Тао, Юэ Линь, Лю Сяо, Юй Бинь. На отделении альта бывшими выпускниками школы и консерватории являются Ван Шаову (проректор), Сюй Мэнь. На отделении виолончели помимо На Мулы работают Юй Цзя, Ван Чунву. На фортепианном отделении молодое поколение педагогов представлено выпускниками школы и консерватории Цуаню Хунбо, Хуан Ямэн, Чжан Чживэй, Су Мэй, Ван Сяохань. Продолжают работу на фортепианном отделении также педагоги более старшего поколения. Так, например, на фортепианном отделении трудится профессор Чжан Синьнинь. Она после окончания Средней музыкальной школы при Центральной консерватории училась в магистратуре Северо-Западного университета в США (Эванстон, Иллинойс). Окончив магистратуру в 1988 году вернулась в Китай, где и работает сейчас в своей alma mater, являясь деканом фортепианного отделения.

Профессор Чжан Дин - выпускник фортепианного факультета Центральной консерватории. Он работает в школе уже более 30 лет. Стал известным фортепианным педагогом не только в Китае. Его приглашают в качестве члена жюри на международные конкурсы. Он ведёт мастер-классы в Америке, Японии, Германии, Канаде, Франции, Польше Им воспитано более 300 талантливых учеников. На международных конкурсах молодых пианистов его ученики завоёвывали призовые места. В общей сложности 113 человек стали лауреатами подобных состязаний. Например, представители класса Чжан Дина отличились на VIII конкурсе имени В. Крайнева (Украина); I конкурсе имени Вилла -Лобоса (Бразилия); VI конкурсе Хамамацу (Япония); X конкурсе в Этлингене (Германия); VII конкурсе имени В. Горовица (Украина); V Московском конкурсе имени Ф.Листа (Россия); VI и VIII конкурсах молодых пианистов имени П.И. Чайковского.

В число педагогов фортепианного отделения Средней музыкальной школы (их 14) входят и выпускники школы, имеющие большой педагогический опыт. Среди них выпускники Центральной консерватории: профессор Лай Лай Юаньпэй (работает более 30 лет); Шао Дань, выпускница 1982 года фортепианного факультета Центральной консерватории, преподаёт в школе с 2008 года; доцент Ванг Чунь (с 2002 года). Он окончил с отличием Центральную консерваторию, в 1999 году без экзаменов был принят в магистратуру. Прошёл обучение в Манхэттенском музыкальном институте (США).

Преподавателями являются также выпускники других консерваторий. Профессор Чан Е преподаёт на фортепианном отделении с 1993 года (окончила Шанхайскую консерваторию). С 2002 года членом педагогического коллектива стала выпускница Шанхайской консерватории профессор Тан Лицзюань. С 2008 года работает выпускница Средней музыкальной школы при Шанхайской консерватории и Шанхайской консерватории Ян Шаньшань.

Отмечая лучших учеников Средней музыкальной школы при Пекинской консерватории, хочется назвать первым Ланг Ланга [9]. В девятилетнем возрасте он поступил в младшую группу Средней музыкальной школы при Центральной консерватории (1991 году), а уже в 1995 году получил первую премию на Втором международном конкурсе молодых пианистов имени П.И. Чайковского в Сендае (Япония). С 1999 года Ланг Ланг ведёт исполнительскую деятельность, давая ежегодно более 150 концертов. Репертуар Ланга очень большой, представлен разными стилями от барокко до современности. Педагогом Ланг Ланга в школе был Чжао Пиньгуо, выпускник Центральной консерватории 1957 года, который в студенческие годы учился у советских музыкантов А. Татуляна и Т. Кравченко, а в 1960 году был направлен в Ленинградскую консерваторию на стажировку, после прохождения которой вернулся в Пекинскую консерваторию для продолжения педагогической работы.

Другая успешная ученица средней музыкальной школы - Юйджа Ванг. Её учитель -Линь Юань, жена профессора Чжао Пиньгуо, которая начала работу в Центральной консерватории ещё в 1956 году. Когда обучалась у Юйджа Ванг, Линь Юань была деканом фортепианного отдела в средней музыкальной школе при Центральной консерватории.

Юйджа Ванг играет более 120 концертов в год. Она выступает во многих странах мира с сольными программами, а также участвует в ансамблях, выступает с оркестрами, в частности, под управлением Клаудио Аббадо, Лорина Маазеля, Валерия Гергиева, Андриса Нельсона, Кирилла Петренко, Шарля Дютуа, Густаво Дудамеля и других. Юйджа Ванг покоряет слушателей виртуозным исполнением, обладает потрясающей техникой.

Несколько слов об успехах учащихся школы за последние годы. В 2017 году на X международном конкурсе молодых музыкантов имени П.И. Чайковского в Казахстане ученица 10-го класса Сунь Намиса завоевала вторую премию в номинации "Виолончель". Ученик 9-го класса Цзян Чэньи получил третью премию в номинации "Скрипка". В 2018 году на X Международном конкурсе виолончелистов имени Давидова (Латвия) ученик 10-го класса Джай Цзимо получил первое место в группе А. В том же году на XIV Международном конкурсе молодых скрипачей имени Венявского (Польша), ученица 7-го класса Су Миньсюань взяла вторую премию. В 2019 году Ань Тяньсюй стал лауреатом Четвёртой премии XVI международного конкурса имени П.И. Чайковского (Россия, Москва). В младшую группу при Центральной консерватории он поступил в девятилетнем возрасте. Так как учился на отлично, был рекомендован на обучение в среднюю школу без экзаменов. В 16 лет он поступил в Кёртисовский институт музыки (США). В 2020 году на VI международном конкурсе молодых пианистов в Японии ученик 5 класса Ли Джесянь завоевал первую премию в группе В (участники до 18 лет), а ученик 5 класса Юй Цзюньчэнь получил Первую премию в группе А (детская премия) и третью премию в группе В. На XXVI международном конкурсе музыки «Grand Prize Virtuoso» в городе Зальцбург в 2020 году ученица 9-го класса Ду Юйсинь (виолончель) получила Гран-при, а ученица 7-го класса Ли Шуюй (виолончель) получила Первую премию и специальную премию как выдающийся молодой талант. Ученица 9-го класса Чэн Синьюй (скрипка) завоевала первую премию в своей номинации. Премию получила и ученица 9-го класса Цимуде-Дегена (виолончель). В Белграде (Сербия) на XI Международном конкурсе музыки в 2020 году семь учеников Средней музыкальной школы получили награды в разных номинациях. В Пекине в этом же, 2020 году на Втором Международном конкурсе молодых пианистов имени Ф. Шопена пять учеников школы удостоены премий. Успех

имел и ученик 6-го класса Сюй Цзян на V Международном конкурсе пианистов имени Падеревского (Польша). Он получил Гран-при и специальный приз за лучшее исполнение произведений Шопена. В 2020 году ученики старших классов композиторского отделения были отмечены высокими наградами на Международном конкурсе композиторов имени Ф. Шуберта в Австрии (Вена). Так, вторую премию в номинации камерный ансамбль за сочинение квинтета «The Taste of Life» для деревянных инструментов получил ученик 11-го класса Лю Цзяци. третью премию - ученик 9-го класса Хэ Ида за секстет "Автопортрет" для скрипки, альта, виолончели, флейты, гобоя, фагота в 3-х частях.

Большое внимание в деятельности школы уделяется музыковедческим дисциплинам. Учитывая национальную специфику музыкальной культуры европейского типа в Китае, эти вопросы специально корректируются по моделям, сложившимся в Советском Союзе [10].

Таким образом, мы видим, что занятия в Средней музыкальной школе при Пекинской консерватории идут успешно. Педагогические традиции, которые начали складываться при создании школы, крепнут и развиваются. Тому свидетельство - успехи педагогов и учеников школы. Несомненно, эти достижения войдут в историю музыкальной культуры Китая ХХ и XXI веков.

Думается, достижения учебных заведений, таких как рассмотренная нами школа, являются убедительным доказательством органичного вхождения принципов европейского типа в музыкальную жизнь Китая, показателем оформления в ней национальной разновидности культуры, основанной на этих принципах. Безусловно, это обогащает музыкальную жизнь всего человечества.

Литература

1. Ф^^^^Рл^Ф^Н Zhongyang yinyue xueyuan fuzhong guanwang Официальный сайт Средней музыкальной школы при Центральной консерватории Пекина. (Интернет ресерс: http://fuzhong.ccom.edu.cn)

2. яВ*Й. ш^шйштФ^^^дас^) 2019^шш. 22-24^.

Na Mula. «Shijie yinyuejia de yaolan» Zhongyang yinyue xueyuan xuebao (Jikan) 2019-1, 22-24p.

- 2007. Ä579^. Wang Zhicheng. Shanghai chengshi yinyue wenhua yanjiu congshu «E qiao yinyuejia zai shanghai 1920-1940» Shanghai yinyue xueyuan chubanshe. -2007. 579 p.

33-40^. Zheng Xiaoying. «Jianbuduan de zhongsu youyi: huiyi wode zhuwei enshi» Yishu pinglun, 2009-06, 33-40 p.

5. {{тт^штмФтт^^шшттй^хштяп, 2010

92-96^. Jindi «E su gangqin yishu chengjiu dui zhongguo gangqin yishu fazhan de yinxiang he qishi» Wenyi pinglun. 2010-06,92-96 p.

6. Айзенштадт С.А. Из истории русской музыкальной эмиграции в Шанхае 30-х годов XX столетия: С. Аксаков и А. Черепнин // Культурное наследие России и русское зарубежье в ХХ1 веке: мат-лы междунар.конф. -Хабаровск: Хаб. гос. ин-т культ.и иск., 2015. - С. 3-13.

7. Белоусова В.В. Моя жизнь и музыка // Русский Харбин. - М.: Наука, 2005, - С. 145-152.

8. Ван Кэвэнь. Русская культура Харбина: автореф...кандидата культурологии. -Чита, 2013 - 24с.

9. Гайдай П. В. Фортепианная культура Китая: пути становления национальной школы. - Чита: Забайкальский гос. университет, 2016 - 194с.

10. Королёва В.А. Первая Харбинская музыкальная школа // Россия и АТР - 1997. -№4. - С.167-172.

11. Лесовиченко А.М. Некоторые аспекты музыкальной культуры Дальневосточной республики // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. - Новосибирск: Трина, 1996. - С. 71-87.

12. Ло Джихуэй. Лан Лан: страницы биографии // Известия РГПИ, 2013, №160. - С. 146-151.

13. Науменко Т.И. Национальная проблематика в музыковедческих исследованиях: история и современность // Музыкальное искусство Евразии: традиции и современность, 2020, №1. - С.28-34.

Kehan Xu

Education in the system of musical culture of the European type in China: about the activities Central conservatory of Beijing

Abstract. The article is devoted to the activities of the capital's educational institution of musical education for especially gifted young musicians in the context of the development of European-type musical culture in China. A brief overview of the history of the school is made, but the main attention is paid to current events. The contribution to the development of the school of its leader, Na Muly, is characterized. Information work.

Key words: professional education, concert activity, Na Mula, Lang Lang, Yuja Wang.

Сведения об авторе: Сюй Кэхань. Преподаватель консерватории Цзянсуского педагогического университета (Китай). e-mail: kehanxu@yahoo. com

Information about the author: Xu Kehan. Teacher of the conservatory of Jiangsu Normal University (China).

e-mail: kehanxu@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.