Научная статья на тему 'Образование в русском Зарубежье (20-е гг. ХХ В. )'

Образование в русском Зарубежье (20-е гг. ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в русском Зарубежье (20-е гг. ХХ В. )»

ОБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (20-е гг. ХХ в.)

Н.И. Чепагина

Революция и гражданская война раскололи Россию. Одна ее часть утратила свое исконное название - Россия, и стала называться РСФСР, а затем СССР. Другая, не признавшая власть большевиков, бежала и образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Зарубежная Россия в географическом смысле не представляла собой единого целого. Ее представители были рассеяны по разным странам и континентам. Преодолевая расстояния и государственные границы, русские эмигранты поддерживали друг друга, постоянно укрепляли свою культурную общность и единство. Центрами Русского Зарубежья стали Берлин, Париж, Прага, Харбин. Большое число русских проживало в балтийских государствах, Польше, Румынии, Греции, Болгарии и Югославии.

Эмиграция являлась не только способом физического выживания, она приобрела характер духовной миссии. Политика интересовала лишь незначительную часть беженцев. Большинство же стремилось сохранить ценности и традиции русской культуры, вернуться на родину после скорого падения большевистского режима и продолжить активную творческую жизнь во благо своей отчизны. Эти цели определяли характер и методы воспитания и образования подрастающего в эмиграции поколения.

" Чтобы дети оставались русскими" , родители отправляли их в частные школы, разговаривали по-русски дома, старались подавить естественное стремление молодежи адаптироваться к нерусскому окружению. Дети не только обеспечивались пищей и получали медицинскую помощь - во всех местах сосредоточения беженцев основывались сиротские приюты, школы, детские сады. Часть эмигрантов изъявила желание работать в сфере образования и попечительства. Взрослые стремились привить молодежи знания русской культуры и навыки, которые позволили бы им в будущем играть созидательную роль в освобожденной России. Все усилия, предпринимаемые Русским Зарубежьем в области образования и воспитания, были нацелены на выполнение этой двоякой задачи.

С момента возникновения русской диаспоры создаются три типа учебных заведений: начальные, средние и высшие школы. Небольшие колонии эмигрантов могли позволить себе создание лишь начальных школ. Информация о начальном образовании не является достаточной и полной в силу того, что часто проходило в домашних условиях или сиротских приютах. Программа обучения носила традиционный характер: учили грамоте и катехизису, прививали любовь к родному языку и культуре. Часто роль преподавателей выполняли священники, члены их семей и добровольцы из мирян. Со второй половины 20-х гг. дети эмигрантов стали активнее посещать начальные классы местных школ, а религиозное воспитание получали в церковных приходах. С конца 20-х гг. русские начальные школы сохранились лишь в больших, изолированных общинах (в основном в Югославии).

Программа средней школы копировала дореволюционную программу гимназии или реального училища. В обоих случаях ученик обучался свободному владению русским языком, грамматике и словообразованию, истории, географии, литературе и другим гуманитарным дисциплинах. Но в школах, работавших по программе реальных училищ, часто использовалась методика немецкой реальной школы, с акцентом на изучение естественных и технических дисциплин. Особое внимание уделялось преподаванию религиозных дисциплин, духовным и историческим аспектам православия.

Менялись традиционные педагогические приемы и методы обучения. Стала использоваться западная методика. Особое внимание привлекла американская система образования, ориентированная на практические нужды и учитывающая разнообразные интересы учеников и профессиональный уровень подготовки. Новое поколение практически не знало родины, неосведомленность молодежи пытались преодолевать в про-

цессе учебы, используя американский метод " изучения факта" (формирование наглядного представления о предмете на основе литературных или художественных источников). Некоторые учителя использовали концепцию Джона Дьюи - вовлечение ребенка в процесс обучения посредством труда. Со временем школы становились двуязычными: общие дисциплины стали читаться на языке страны проживания, а гуманитарные - на родном русском. В конце 20-х гг. большая часть детей стала посещать местные школы, а изучение русскоязычных дисциплин стало осуществляться факультативно. На территории Германии и Чехословакии русские гимназии прекратили свое существование, во Франции остался лишь один русский лицей. Во французских школах вводилось преподавание русских предметов по четвергам - в день, свободный от уроков. В Париже, при штабе Русского христианского студенческого движения была создана воскресная школа. Помимо занятий, диспутов и дискуссий здесь практиковалось проведение концертов и театральных постановок.

Одной из форм образования стало создание частных пансионов по типу дореволюционных кадетских корпусов (для мальчиков) и институтов благородных девиц (для девочек), в которых дети находились на полном пансионе (Югославия).

Совершенствованию процесса образования и воспитания молодежи уделяли внимание: Академия учителей-эмигрантов, проводившая конференции и распространявшая методическую литературу, журнал и бюллетени; Педагогическое бюро, созданное педагогом и философом В.В. Зеньковским, центр которого находился сначала в Париже, а затем в Праге; бюро по религиозному образованию; Земгор - союз земств и городов, со штаб-квартирой в Париже; Американский фонд содействия русским писателям и ученым (Германия); отдельные иностранцы и эмигранты, которые по собственной инициативе создавали комитеты помощи и содействия. Так, Томас Уиттермор (реставратор) предоставил средства на учреждение нескольких сотен стипендий для молодых эмигрантов.

Высшие учебные заведения обеспечивали профессиональную подготовку молодежи для " активной деятельности на благо общества в освобожденной от большевиков России" или в стране проживания, а также помогали ученым - эмигрантам продолжить активную работу по специальности.

По мере укрепления власти большевиков надежды на скорое возвращение на Родину угасали. Ученые включались в работу академических и научных центров зарубежных стран, продолжили работу в научных учреждениях стран, предоставивших им убежище. Так, в области естественных наук русские чаще всего работали в институте Пастера в Париже; свободный университет в Брюсселе пригласил профессора А. Экка, специалиста по истории средних веков; университет Вены - Н. Трубецкого, который продолжил работу на кафедре славянской филологии. Особого внимания заслуживают труды русских философов, историков, литераторов и социологов (Н. Бердяева, Г. Вернадского и других.). В Англии под председательством П. Виноградова был создан комитет из английских пожертвователей и русских ученых-эмигрантов (во главе с П. Милюковым), который основал общественный фонд помощи малоимущим ученым из числа беженцев. Аналогичные организации появились в Париже и Берлине. С помощью собранных в Англии денежных средств была создана Русская академическая группа, основавшая Русский институт. В Берлине, при непосредственном участии Н. Бердяева, была создана Свободная духовная и философская академия.

Столицей науки и образования Русского Зарубежья вплоть до начала 30-х гг. являлась Прага, здесь находились основные силы русской общественности. В 1922 г. президент Чехословакии Томаш Г. Масарик и чешское правительство предприняли так называемую " русскую акцию", т.е. выделили из своего фонда средства для организации Русского университета в Праге, с юридическим и гуманитарными факультетами и экономическим кабинетом. В его состав входил Технический институт и сельскохозяйст-

венная школа. Лекции читали такие ученые, как: философы С. Франк и Ф. Степун; экономисты Б. Ижболдин, П. Струве, историк П. Милюков и др. Чешское правительство установило 1 тыс. (позже 2 тыс.) стипендий для студентов-эмигрантов. Некоторые выпускники университета сделали блестящую карьеру (Г. Катков, С. Пушкарев, Г. Фло-ровский и др.). Постепенно количество желающих получить высшее образование в стенах университета сократилось, и Пражский университет был закрыт в 1937 г. Еще одним учебным заведением стал Народный университет в Праге. Он был открыт для тех, кто не мог посещать занятия в дневное время. Лекции и публикации сборников исследований охватывали все научные дисциплины, создавали условия для свободных дискуссий, знакомили общественность с результатами научных работ. Публиковавшиеся в сборниках труды часто являлись продолжением исследований, начатых еще в России, и представляли собой органическое продолжение научной жизни дореволюционной России. Одновременно университет выполнял и другие функции: организовывал лекции и публиковал информацию об исследованиях, выступал спонсором лекторов, приезжавших из других центров русской диаспоры.

В отличие от Праги, научная деятельность русских ученых в Париже разворачивалась в рамках организационной структуры французской науки. Париж являлся столицей политической, литературной и художественной, а также религиозной жизни. Начиная с середины 20-х гг. русские ученые вели специальные курсы лекций по литературе и истории. На юридическом факультете преподавали: Б. Нольде, П. Тагер; международное право читал Б. Миркин-Гецевич; социологию и философию права - Г. Гурвич. Благодаря участию эмигрантов в работе института Славянских исследований в Париже было подготовлено новое поколение французских славистов. В 1925 г. в Париже был основан Свято-Сергиевский Богословский институт и семинария - центр изучения и преподавания религиозных дисциплин. Еще одним центром высшего образования был изолированный в географическом смысле Харбин. Здесь были основаны: Коммерческий институт, готовивший специалистов для КВЖД и китайской экономики; Технологический институт, подготавливавший персонал для управления и эксплуатации железной дороги и для содействия развитию Китая. На юридическом факультете преподавали историю, экономику, социологию, юриспруденцию, русское и китайское право. Во всех трех вузах обучались как русские, так и китайцы, в основном на русском, частично на английском языке.

Учащиеся средних и высших школ испытывали потребности в организации. В 1922 г. при поддержке представителей Всемирного христианского студенческого движения возникло Объединение русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО) с центром в Праге. Объединение проводило международные конференции, издавало журнал, в котором публиковались сообщения о жизни студентов в разных частях диаспоры, о моральных и интеллектуальных проблемах эмигрантов. К сожалению, вскоре по ряду объективных причин ОРЭСО прекратила свое существование. Другая организация - " Русское христианское студенческое движение" - строила свою деятельность на основе религиозных ценностей и продолжала работу во время второй мировой войны, а также после ее окончания.

Таким образом, задача сохранения культуры и передачи культурного наследия молодому поколению решалась в Русском Зарубежье достаточно успешно. Не все дети и молодые люди, разумеется, сохранили верность традициям дореволюционной России, но большинство все же осталось верным своему русскому самосознанию. Высокий уровень смертности и низкая рождаемость, драматические события конца 30 - начала 40-х гг. подорвали основы созданной эмигрантами системы образования. Дети Русского Зарубежья, рожденные в 30-е гг., оказались полностью включенными в жизнь стран, предоставивших им убежище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.