Научная статья на тему 'Образование в процессе цивилизационного выбора'

Образование в процессе цивилизационного выбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Вячеслав Анатольевич

В статье рассматривается образование как часть культуры. Несколько точек зрения о предмете образование. Образование как средство обновления культуры. Место православной педагогики в образовании. Манифест об учреждении Министерства народного просвещения 1802 года и развитие светского образования в России. Секуляризация образования в России и разрушение культурного ядра. Современное образование: концепция пожизненного обучения. Необходимость выбора социокультурной модели образования. Образование как цивилизационный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в процессе цивилизационного выбора»

УДК-37.011.33

Зуев Вячеслав Анатольевич

аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Zuyev Vyacheslav Anatolievich

post-graduate student of Armavir State Pedagogical University (Armavir)

ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА

Аннотация.:

В статье рассматривается образование как часть культуры. Несколько точек зрения о предмете образование. Образование как средство обновления культуры. Место православной педагогики в образовании. Манифест об учреждении Министерства народного просвещения 1802 года и развитие светского образования в России. Секуляризация образования в России и разрушение культурного ядра. Современное образование: концепция пожизненного обучения. Необходимость выбора социокультурной модели образования. Образование как цивилизационный выбор.

Ключевые слова:

культура, образование, цивилизация, православная педагогика, секуляризация, социокультурная модель.

EDUCATION IN THE PROCESS OF CIVILIZATION CHOICE

Abstract:

The article considers education as part of culture. Several points of view on the subject of education. Education as a means of cultural renewal. The place of Orthodox pedagogy in education. Manifest on the establishment of the Ministry of Public Education in 1802 and the development of secular education in Russia. Secularization of education in Russia and the destruction of the cultural core. Modern education: the concept of lifelong learning. The need to choose a socio-cultural model of education. Education a civilizational choice.

Keywords:

culture, education, civilization, Orthodox pedagogy, secularization, sociocultural model.

Всё, что человечество создало в этом мире, можно назвать одним словом «культура». Человек рожден в культуре, и является принципиально меняющимся существом. Он не имеет константной сущности. Человеку, в отличие

от животных, дано сознание, а не только психика. Сознание, как то, что дает возможность перестраивать любые программы на него положенные или в нем «зашитые» и позволяющие ему куда-то двигаться. То есть, для нас, людей, самые главные вопросы: «Какие мы есть? Какими можем быть?» [1].

Слово культура происходит от латинского cultura и означало первоначально обработку и уход за землей, с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. Культура первобытного человека определяется как самосохранение: если я уведу чужого вола и жену - это добро; если у меня уведут вола и жену - это зло. Все нравственные представления были всецело связаны с целью выживания и являлись орудием борьбы за биологическое существование [2, с. 29]. Отделив себя от дикаря, человек по иному начал смотреть на ценностные категории. Понятие «добро» отделилось от простого благополучия и нравственность начала осознаваться как особая, отличная от цели самосохранения категория внутреннего развития. Изменилось и отношение к качеству жизни, не простая жизнь, а достойная становится целью существования человека. В отличие от первобытного дикаря, человек начинает называть себя культурным. Отделив себя от природы, человек отделил и себя от себя, приобретя, таким образом, способность относиться к себе объективно, смотря на себя со стороны. Культура становится, таким образом, бытием человека, а образование её частью. Если же говорить только о личности человека прошедшего от первобытного до цивилизованного состояния, то у него складывается культура тела, культура души и духовная культура [3]. Апостол Павел, как первый христианский догматик, определяет взаимосвязь духа и тела: «тела ваши... храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19).

Культура из земледельческого термина распадается на различные области, сферы жизни: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, воспитание, общественно-политическое устройство, религиозные убеждения, искусство и т. д. Культура плотно «сливается» с понятием цивилизации. Отличие их стало в том, что культура, является результатом труда многих поколений народов и индивидов (культурный человек), а цивилизация - вся совокупность достижений в разных областях культуры, особенно же электроники, техники и связанного с их развитием комфорта.

Исследователи утверждают, что в России до середины XIX века понятие «культура» передавалось словами «образованность», «гуманность», «воспитанность», «просвещение», а когда слово «культура» начало входить в русский язык, оно длительное время было синонимом слова «образование». Еще в 1863 году П.Г. Редкин вводит следующие определения: «..."просвещение" есть синоним со словами "культура", "образование". ...Под словом "культура" - или внутренняя культура, в противоположность культуре внешней- или "политуре", разумеют почти то же самое, что и под словом "образование"» [4].

С.И. Гессен считал, что образование является неотъемлемой частью культуры, которая по своей структуре трихотомична и разделяется на: образование, гражданственность и цивилизацию. Часть культуры - образование, по его мнению, по совокупности включает в себя науку, искусство, нравственность и религию [2, с. 27]. Образованность предполагает определенный уровень цивилизованности. Развитой цивилизации соответствует высокий уровень образованности.

С содержательной стороны образование есть процесс социокультурной коммуникации, с другой стороны образование можно представить, как определенный социокультурный институт, обеспечивающий данный процесс. Систему образования следует рассматривать как целостное явление в своих многообразных формах [5]. О предмете образование существует несколько точек зрения.

1. Образование - весомая часть культуры вмещает в себя «дух народа», его самобытность.

2. Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие.

3. Образование - процесс воспитания, самовоспитания, влияния, то есть процесс формирования облика человека.

4. Образование включает в себя формирование духовного образа человека, который складывается под влиянием моральных, нравственных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного уровня.

Образование представляет из себя средство обновления культуры, поскольку изменения самого процесса обучения оказывают значительное влияние на развитие сознания личности и, в конечном счете, поведение и результаты общественной деятельности. Система образования содержит

в себе, таким образом, два момента: первый связан с преемственностью определенных элементов культуры, второй - с ее обновлением. Взаимодействие между этими элементами оказывает серьезное влияние на развитие как современного, так и будущего общества [4]. С христианской точки зрения образование - это формирование в человеке образа Божия.

В основе светского и православного образования лежит познание -направленность нашего желания усвоить еще неизвестное нам. Незнание в светском отношении преодолевается обучением. Путь духовного образования по «Православной педагогике» архимандрита Георгия Шестуна: от образованности - к благочестию (правильная жизнь и вера), от нравственности - к святости.

В религиозном понимании, Бог, создав человека, дал ему заповедь возделывать (культивировать) и хранить окружающий мир как прекрасное творение (Быт. 2:15). Поэтому слово «культура» является однокоренным со словом «культ», которое означает богопочитание, поклонение и служение Богу. В гражданском законодательстве Российской Федерации употребляется словосочетание «религиозный культ» [6]. Здания храмов часто называют «культовыми зданиями». Так что слова «культура» и «религия» тесно связаны между собой. Православная культура, является частью христианской культуры или, в общем смысле, частью религиозной культуры.

Православная культура включает в себя:

а) религию - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога;

б) установление связи с Богом через молитвы, таинства;

в) религиозную мораль и нравственность - культуру поведения;

в) церковное искусство, богослужения, крестные ходы, народные традиции, связанные с религией.

Но оставаясь только мировоззрением, христианство потеряло бы свою движущую силу, без веры оно перестало бы быть живой связью [7].

Путь к знаниям, как первой ступени образования, для человека всегда начинается с веры родителям, учителю, книге и т. д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Получая

знания в науке, искусстве, экономике, мы должны поверить, что эти знания правильны и нужны нам. То же самое и вера в религии. Вера выражает духовные стремления человека и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующие опыт и знания [8]. Потом, со временем появляются уже собственные знания, основанные на личном опыте и вера «перерастает» в религиозные убеждения.

Религиозная культура имеет ценностные основания, которые, при получении вероучительных знаний, формируют ступени личностного роста для любого человека соприкоснувшегося с живой верой. Ценности бывают истинными и ложными. Наиболее интересное определение, что есть для нас истинные ценности, дает митрополит Антоний Сурожский. Слово «ценность», worth, он связывает со словом «достоинство» worship и не только потому, что они в английском языке однокоренные, но и по содержанию. Что мы считаем достойным, стоящим того, чтобы ради этого жить и ради этого умереть, то для нас и ценно. «Когда мы говорим о том, чем стоит жить, т. е. о наших ценностях, то не стоит искать их где-то далеко, - говорит митрополит Антоний. - Ищи их в самом себе. Стань той личностью, какой ты на самом деле являешься. Не тем мелочным, мелким, ничтожным человеком, старающимся занять как можно больше места и заявить о себе как можно громче, чтобы создать у себя и других иллюзию значительности своего существования, - стань человеком, который по-настоящему высок, пусть это и не бросается в глаза сразу» [9, с. 9].

В самом начале XIX века, в России была заложена система так называемого классического образования, основные принципы которого сформулированы Каменским, Песталоцци и др., что положило начало, с одной стороны, формированию светской системы образования, с другой, начало стагнации социокультурных норм укорененных в народе. Образование перестало соответствовать основному предназначению, связанному с передачей накопленного предыдущими поколениями культурного опыта с целью социализации человека и осуществления его профессиональной деятельности [3]. Понятие «светское образование» возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского «секуляризация» (saecularis) [10, с. 479]. После издания в 1802 году Манифеста

об учреждении Министерства народного просвещения, образование сделалось централизованным, сформировался блок наукообразных предметов, в том числе появилась дисциплина Закон Божий. Со временем он все более выхолащивался, пока совсем не утратил духовную составляющую. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), запустил процесс возрождения духовности в образовании. В своей работе «Что сделано в России для народного образования», Ушинский писал: «...школы, которые существуют, если и учат чему-нибудь и как-нибудь, то уже решительно нисколько не воспитывают своих учеников ни умственно, ни нравственно и не действуют нисколько на правильное развитие народного характера». Традиционное народное воспитание по Ушинскому - это, прежде всего, воспитание церковное; древняя православная вера, «превратившаяся в кровь и плоть народа», по словам педагога, является важнейшим фактором воспитания. Русская патриархальная нравственность, просвещенная верой, - главная опора школы. Православную веру он называл «неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития» [11, с. 245-247]. Основываясь на отечественной педагогической традиции, К.Д. Ушинский подчеркивал высокое воспитательное значение страха Божьего как антитезы «страху учительскому», как основы внутренней свободы.

Модернизация системы образования, без учета культурного контекста России и населяющего её народа, привела к дестабилизации и разрушению культурного ядра общества. А революционные события 1917 года стали, отчасти, следствием потери образованием от земской до высшей школы, культурного кода нации, её ценностных ориентиров. Воспитанные на культурных традициях западной школы, но, проживая в совершенно ином социуме, будущие революционеры и люди, их поддержавшие, вероятно, искренне хотели создать какую-то иную государственность, оторванную от национальной культуры. 19 августа 1918 года епископ Уфимский и Мензе-линский, князь Андрей Ухтомский, в своей речи в Общем собрании Восточно-русского общества с негодованием отмечал, что наше школьное образование - «величайшее уродство». При этом он обвинял в бескультурном воспитании не только светские земские школы, но и церковно-приходские, которые, казалось бы, являлись носителями православной культуры, но на

самом деле «воспитывали из русских детей каких-то уродов без родины, без храма Божия, без всяких прикладных знаний». На школе, по его мнению, лежала вся ответственность за разрушение страны: «Конечно, Ленин только использовал тот горючий материал, который представляла из себя наша молодежь, а честь воспитания этих негодников, разрушивших наше отечество, - принадлежит, бесспорно, нашей народной школе». Революция, по его мнению, была достойным плодом власти, далекой от народа.

Расширение сферы образования отвечает основной цели современного общества - не столько достижению блага мира вообще, сколько дальнейшей автономизации, самодостаточности конкретного человека. Проблема переизбытка преподаваемой информации решается трояко: удлинением срока учебы; повышением её интенсивности, через внедрение новых методик и технологий; отходом от энциклопедического эталона образования и рассечением всего объема учебного материала на отдельные специализированные направления. Обучение теперь начинается с дошкольных учреждений и включает школу, средний специальный уровень, высшее образование, систему дополнительной подготовки и повышения квалификации, различные дополнительные программы (ученые степени, курсы повышения квалификации и пр.). Возникает концепция пожизненного обучения. Задача школы теперь ознакомить ученика с базовым минимумом сведений из разных отраслей знания. Цель общеобразовательной школы - формировать способности и создавать мотивацию к самообразованию [12, с. 63]. Даже некоторые ученые Запада, видят основные проблемы современной педагогики в том, что нынешняя социальная жизнь и образование потеряли философский и нравственный компонент. «Знание, изучаемое как самоцель, утрачивает прозрачность, позволяющую усмотреть предназначение знания, его цели, этическое, политическое и человеческое знание, а с христианской точки зрения - его Богом установленное предназначение» (Нипков К.Э.) [13, с. 62-63].

На современном этапе развития образования в России, можно констатировать, что очевидна победа секулярной и теоретической педагогики без элементов национального компонента и практических методов воспитания в учебных заведениях. Реформы образования проводятся по европейскому и американскому образцам. Как сфера постоянного социального заказа,

школа делает из педагогов статистов. Педагогика, долгое время сохранявшая личностный характер, к нашему времени уже полностью приняла парадигму позитивной науки: опытно изучив предмет, научишься обладать им. «Изучить что-либо», означает поставить опыт извне, рациональным, «объективным» (т. е. отстраненным) умом осмыслить устройство и связи, применимость предмета для тех или иных целей.

В современных условиях, когда меняются системы как экономической модели при переходе в посткапиталистическое общество, так и культурно-духовной, в условиях серьезного социокультурного кризиса, охватывающего различные сферы жизни общества, возникает насущная необходимость в выборе социокультурной модели образования. Для восстановления этнокультурного баланса в системе образования необходим возврат к практической педагогике с усвоением ценностных ориентиров: нация, Родина, долг, патриотизм и т. д., но воспитать такие постулаты без осмысления христианских ценностей, выработанных тысячелетием невозможно. Поэтому необходимо изыскивать методы внедрения в современное образование воспитательного духовно-нравственного компонента. Но никакой смены вектора развития не произойдет без понимания того, что это выбор не просто технологический или даже политический, а именно ци-вилизационный [14].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. IX Международная конференция «Зиновьевские чтения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-ki8JnrOIYÜ.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию : учебное пособие для вузов / С. И. Гессен. - М. : Школа-Пресс, 1995. - С. 29.

3. Философский энциклопедический словарь. - М. : Инфра-М, 2002.

4. Клеменцова, Н. Н. Образование и культура: к определению понятия «образование» [Электронный ресурс] / Н. Н. Клеменцова. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ media/vestnik/ articles-2013/227-236_ %DÜ %9A %DÜ %BB %DÜ %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %86 %DÜ %BE %D0 %B2 %D0 %B0.pdf.

5. Почему образование рассматривается как часть культуры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.ru/8_17775_pochemu-obrazovanie-rassmatrivaetsya-kak-chast-kulturi.html.

6. Протоиерей Борис Пивоваров. Православная культура России : учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев / Б. Пивоваров. -Новосибирск, 2001. - 376 с.

7. Закон Божий / рец. протоиерей Максим Козлов. - М. : Ковчег, 2004.

8. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины / А. И. Осипов. - 6-е изд., испр. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 496 с.

9. Митрополит Антоний Сурожский. Достичь своей высоты / А. Сурожский // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - Июль-сентябрь. - № 3 (46). -С. 5-9.

10. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика : учебное пособие / Е. Шестун. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. - С. 479.

11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / К. Д. Ушин-ский. - М., 1954. - С. 245-247.

12. Рогозянский, А. Педагогика в зеркале современности / А. Рогозянский // Московской патриархии. - 2001. - № 1. - С. 63.

13. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня. Цикл лекций / К. Э. Нипков. - СПб., 1995. - С. 62-63.

14. Цивилизационный выбор здесь и сейчас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.vedomosti.ru / opinion /articles/2018/06/28/774013-tsiviliza tsionnii-vibor.

REFERENCES

1. IX mezhdunarodnaya konferenciya «Zinov'evskie chteniya» [IX international conference "Zinoviev readings"]. Available at: https://www.youtube.com/watchPv— ki8Jnr0IY0 (In Russian).

2. Hessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [The fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy]. M.: School Press, 1995, p. 29.

3. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopaedic dictionary]. M.: Infra-M, 2002.

4. Klementsova N.N. Obrazovanie i kul'tura: k opredeleniyu ponyatiya «obrazova-nie» [Education and culture: to the definition of "education"]. Available at: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles-2013/227-236_ %D0 %9A %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %86 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0.pdf (In Russian).

5. Pochemu obrazovanie rassmatrivaetsya kak chast' kul'tury? [Why is education seen as part of culture?]. Available at:: https://studopedia.ru/8_17775_pochemu-obrazovanie-rassmatrivaetsya-kak-chast-kulturi.html (In Russian).

6. Archpriest Boris Pivovarov. Pravoslavnaya kul'tura Rossii: Uchebnoe posobie dlya uchashchihsya starshih klassov shkol, gimnazij i liceev [Orthodox culture of Russia: a textbook for high school students, high schools and lyceums]. Novosibirsk, 2001. 376 p.

7. Zakon Bozhij [The law of God]. Reviewer, Archpriest Maxim Kozlov. M.: "Ark", 2004.

8. Osipov A.I. Put' razuma v poiskah istiny [the Way of reason in search of truth]. Moscow: Publishing house of Sretensky monastery, 2010. 496 p.

9. Metropolitan Anthony Of Sourozh. Reach your height. Moskovskij psihotera-pevticheskij zhurnal = Moscow psychotherapeutic journal № 3 (46), July-September, Moscow, 2005, pp. 5-9. (In Russian).

10. The Priest Eugene Shestun. Pravoslavnaya pedagogika [Orthodox pedagogy]. M., 2001. P. 479.

11. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Vol.2. M., 1954, pp. 245-247.

12. Rogozyansky A.. Pedagogy in the mirror of modernity. Zhurnal Moskovskojpa-triarhiiN 1=Journal of the Moscow Patriarchate, 2001, № 1, p. 63. (In Russian).

13. Nipkow K. E., Yan Komenskij segodnya [Jan Comenius today]. Series of lectures. SPb., 1995. P. 62-63.

14. Civilizacionnyj vybor zdes' i sejchas [Civilizational choice here and now]. Available at: https: / / www.vedomosti.ru / opinion / articles /2018/06/28/774013-tsivilizatsionnii-vibor (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Зуев В.А. Образование в процессе цивили-зационного выбора / В.А. Зуев // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 25-34.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Zuev V.A. Education in the Process of Civilization Choice // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 1, pp. 25-34. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.