УДК 37.01 : 130.2 Кравцов Юрий Сергеевич
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и права Днепродзержинского государственного технического университета
ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КИБЕРСОЦИУМА
Kravtsov Yuriy Sergeevich
PhD,
Assistant Professor, Philosophy and Law Department, Dneprodzerzhinsk State Technical University
EDUCATION IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT FROM CYBER-SOCIETY
Аннотация:
Автор анализирует процесс формирования нового пространства социального развития - структурирование киберпространства, в котором получают развитие киберсообщества (или «киберсоциумы», «виртуальные сообщества»). С философской позиции раскрывается значение образования в процессах их становления социумами. Автор показывает, что в структуре образования заложены те логикоэпистемологические ценности, которые наполняют его содержание смыслом, являются ориентирами в деятельности личности и общества. Современная образовательная парадигма - информационно-телекоммуникационная - порождена взаимосвязью информации и коммуникации, посредством включения в свой ареал богатого арсенала технических средств. Как вывод, утверждается, что киберсоциум еще должен стать социумом, прийти к своему действительно гуманистическому состоянию.
Ключевые слова:
виртуальное сообщество, парадигма образования, коммуникация, информация, постмодерн, образовательная гуманитаризация.
Summary:
The author analyzes the process of formation of a new space of social development - the structuring of a cyberspace, in which a cyber community (or cyber-society, virtual community) is developing. From the philosophical perspective the article reveals the relevance of education in the process of the cyber-society’s transformation into the society. The author shows that the structure of education is grounded on those logi-cal-epistemological values, which fill its content with the meaning, and are the guidelines in the activities of an individual and a society. The modern educational paradigm - information-telecommunications - is generated by interconnection of information and communication, with inclusion of wide range of technical means. In the conclusion it is stated, that the cybersociety has yet to become a society, to reach its actual humanistic state.
Keywords:
virtual community, paradigm of education, communication, information, postmodern, educational humanization.
Развитие технологии электронных сетей привело к оформлению нового пространства социального развития - структурированию киберпространства, в котором получают развитие киберсообщества (или «киберсоциумы», «виртуальные сообщества»). Компьютерные сети становятся фактом повседневной жизни все большей массы людей. Действительно, возник целый «седьмой континент» (О. Тоффлер).
Содержательно-смысловой анализ образования преимущественно сопряжен с тем, что в нем как феномене духовного производства внимание акцентируется на следующих фундаментальных сущностях - на коммуникации и информации как базовых структурных эпистемологических сущностях, а также на содержательных эпистемах, к которым можно отнести принципы, функции, пути поиска истины в образовательной реальности.
Все философские универсалии ценностны по природе и аксиологическая составляющая их содержания всегда носит наиболее предельный, универсальный характер. Не случайно внимание исследователей все чаще обращается к проблемам коммуникации (А.А. Бондалев, А.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили и многие другие) и в частности, виртуализации общества (Д.И. Иванов, Н.А. Носов, А.А. Лазаревич, С.Б. Переслегин и другие). Исследованию образования как социокультурного феномена посвящены работы И.П. Андрущенко, Э.Н. Гусинского и Ю.М. Турчаниновой, И.А. Зязюна, Г.Л. Ильина, Л.А. Микешиной, Ю.А. Огородникова, А.П. Огурцова, О.П. Пунченко, В.М. Розина, Н.Р. Сидорова, В.Д. Шадрикова, П.П. Щедровицкого, Н.В. Щиголевой и многих других.
Коммуникации в образовании составляют ядро субъектно-субъектных отношений, в которых реализуются функции и методология образования, а также осуществляется главная его задача - информационно-практическая подготовка специалиста. Информация, имеющая в этом процессе особое функциональное значение и самодостаточную ценность, выступает, по существу, фундаментом процесса коммуникации. Посредством этих фундаментальных сущностей формируется интерсубъективный мир личности.
На этапе становления технологий (60-80 гг. XX в.) актуальными для коммуникации в рамках киберпространства были вопросы общетехнологического плана. После широкого овладения
- 1B -
массами (в частности, сеть Интернет) актуальным стал вопрос о создании социогуманитарных форм рефлексии процессов, которые происходят в новом пространстве, изучение их влияния на другие сферы бытия общества и личности.
Прежде всего, остается недостаточно осмысленным феномен глобализации, непосредственно связанный технологически с появлением глобальной Сети и политически с отходом от модели биполярного мира. Национально-политическое разнообразие в киберпространстве отходит на второй план, то есть аутентичность, самоидентификация как лица, так и социальной группы по этим признакам становится вторичной.
Возникающие киберсообщества базируются на единстве интересов личностей, которые не могут реализовать свои жизненные нужды, включаясь в структуры действующих «традиционных» сообществ. Социально киберсообщество изначально является пространством внутренней эмиграции, проявлением девиантного поведения, оно тесно связано с новой генерацией, которая (обычно) не имеет своего места в социальном мире, так как находится еще в залоге первичной социализации - старается определиться к миру. Но это до тех пор, пока системы нужд, носителем которых являются более широкие массовые сообщества, не стали присутствующими в киберсоциуме, а новая генерация не стала жить в «настоящем» вместо «будущего». Очень важным является также то, что маргинальные по своему составу киберсообщества возникают раньше других, поэтому они становятся модераторами структурирования нового социального пространства. Состояние «детской болезни» киберсообщества (можно встретить также его определение как «ноосферы») мы можем наблюдать и сегодня.
Уникальность образования связана с тем, что через него мы не просто познаем мир, а преобразуем последний, чтобы обрести опору в нем, и скоррелировать наши отношения с ним, которые оказались сегодня крайне необходимыми для преодоления ряда негативных глобальных проблем современности. В структуре образования заложены те логико-эпистемологические ценности, которые наполняют его содержание смыслом, являются ориентирами в деятельности личности и общества.
Базисными компонентами образования выступают коммуникация и информация. Самое существование последней связано с наличием материальных сигналов, которые являются ее передатчиками. Следовательно, вне материальных связей информация невозможна, она по своей природе объективна, и это исходный принцип исследования ее природы. Информационный процесс в коммуникации предстает как процесс обмена знаниями, сведениями, сигналами, символами между людьми. Несмотря на то, что такое понимание информации несколько сужает ее общее содержание по отношению к тому, как оно представлено в естественных и технических науках, необходимо помнить, что наша трактовка информации должна учитывать специфику коммуникационного взаимодействия в образовании. Эта специфика связана еще с тем, что информация выступает как средство достижения определенной цели, которой определяется ее содержание. Информация рассматривается как содержательная сторона связи, которая ведет от внешнего социального мира к человеку. В этой ипостаси она есть и средство, и мера упорядоченности процессов, составляющих содержание образования, меру его организации, ей соответствует их определенность. Информация - это мера организации как самой системы, так и ее взаимодействия с окружением. Именно этим общим смыслом и определяется правомерность применения информационного подхода.
«Сидение в интернете» может восприниматься как форма трансцендентализма, потустороннего бытия. Образ будущего конструируется в общественном воображении с использованием понятий подобного рода. Возможно, то, что сегодня здесь очень много простора для социальной рекламы других, более положительных стилей жизни, в будущем и представляется как путь к общественной безопасности в условиях глобализации. Сообщество, которое сможет создать общепринятый образ будущего будет способно к конструктивному выходу из системы внутренних и внешних конфликтов нового типа. Так называемый постмодернизм исходит из признания фактом того, что личность человека как целостное, самоценное формирование является мифом времен «эпохи модерна», от которого надо как можно скорее избавиться. В то время, когда гуманизм в центр Вселенной ставит человека (как личность, действующего субъекта), постмодернизм исключает ее существование вообще. Поэтому говорить в начале первого десятилетия XXI в. о гуманизации отношений, которые складываются в киберпространстве (где доминирует сегодня постмодернистская мировоззренческая парадигма) довольно сложно.
Вместе с тем процессы глобализации (то есть включение в единое коммуникативное пространство, в идеале, представителей каждого социально-культурного сообщества Земли) нуждаются в универсализации коммуникативных черт личности. «Кроме своей объективной содержательности, - отмечает А.А. Лазаревич, - для социальной коммуникации важны субъективные
восприятия этого важнейшего свойства информации, выражение определенно к нему (ее содержанию) отношения и экспликации этого выражения в коммуникативной ситуации. Только в таком случае коммуникация может состояться» [1, с. 24-25].
В центре коммуникации снова встает проблема воспроизведения универсального образа «человека» (меры), - образа, который делает возможным нахождение общего продуктивного взаимодействия между людьми, независимо от тех черт, носителями которых они выступают благодаря принадлежности к определенному социуму. Именно это обстоятельство делает проблему гуманизации киберпространства необходимой с точки зрения его дальнейшего развития, а не через абстрактные моральные соображения (которые очень легко толковать как остатки архаического сознания - кстати, с большой судьбой истины). Гуманизм проявит себя как принцип становления жизни в новых условиях, но это проблема ближайшего будущего. «В истории известны гениальные люди, для которых инновационная деятельность носила встроенный и едва ли осознанный характер. Столкнувшись с той или иной проблемой, они «на ходу» из подручных средств мастерили инновацию - техническую, информационную, гуманитарную, социальную, словом, какую нужно, - применяли ее к проблеме и, использовав, немедленно забывали о ней. Работать рядом с подобными людьми очень трудно, но именно они добиваются результатов, лежащих за пределами как гаусси-аны случайного распределения событий, так и экспоненты индустриального развития» [2, с. 79].
Сегодня авторами процесса становления глобальной коммуникации являются личности, которые наибольшей мерой включены в процессы социального взаимодействия, сформированные как результат развития евроатлантической цивилизации - Северная Америка, Западноевропейский регион и некоторые страны Тихоокеанского региона остаются наиболее насыщенными информационными технологиями. Именно поэтому, например, в аналитической разработке «Рэнд корпо-рейшн» (ТИе Етегдепсе of ИоороИИе: Toward An Атепсап Information Б^еду - RAND, 1999) [3] речь идет о том, что необходимым условием формирования на Земле ноосферы (как предложено называть «киберсоциум») есть «ноополитика», направленная на достижение доминирования США в процессе информатизации человечества, реализацию концепции власти, через идейное влияние. Такое доминирование предлагается рассматривать как единое ручательство существования кибернетической информационной коммуникативной среды как таковой. Из некоторых соображений дальнейший анализ политических факторов в процессах развития киберпространства оставим, отметив лишь, что именно эта среда является продолжением социальной жизни и не может быть рассмотрено как такое, что существует и развивается «вообще», «само по себе».
Субъекты, средства и идеологические парадигмы киберсоциума еще только возникают, поэтому являются неустановившимися, неопределенными, - говоря языком немецкой классической философии, находятся «в-себе», и переход к состояние «для-себя» сопровождается критикой связанных с эпохой модерна форм общественной саморефлексии (как индивида, так и сообщества). Именно поэтому актуализированы вопросы религии, политики, социологии, культуры, этики и эстетики.
Современная образовательная парадигма - информационно-телекоммуникационная - порождена взаимосвязью информации и коммуникации, посредством включения в свой ареал богатого арсенала технических средств.
Информационно - телекоммуникационная парадигма современного образования сложна по содержанию и отражает то общее, что составляет сегодня ядро и смыслообразующий стержень образования. Своей дефиницией она уже отражает то, что в современном образовании заложено имплицитно, а именно, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Уже сегодня в мировоззренческом пространстве общества информационно-коммуникационные технологии доминируют в системе гуманитарного естественнонаучного и технического знания, ибо ценность, обязательность и необходимость трансляции их краеугольных принципов и положений не подвергается сомнению ни со стороны государственных институтов, ни со стороны тех, кто занимается подготовкой специалиста ХХ1 в., отвечающего требованиям развивающейся социальной и технической практики. Фактически на пороге ХХ1 в. возникла система знаний, с которой должны согласиться как со стержнем конвергенции всей системы образования.
Новая среда социального бытия нуждается в духовном усвоении - поэтому создание новых интеллектуальных практик является естественном процессом. В свое время в процессе овладения новой технико-экономической среды («капитализма») возникла наука социология. Возможно, таким же по социальному содержанию является факт возникновения информациологии -недавно заявленной дисциплины, которая претендует на статус науки, дающей возможность сформировать новое - «информационно-сотовое» - общество, в котором будет, кстати, «гуманизированный процесс информатизации». Предположим также, что в процессе своего развития эта наука (а точнее, один из вариантов духовного усвоения киберпространства) должна еще
- 2Q -
пройти стадии своего развития и становления, отойти от стремления свести все возможное знание к своим методологическим представлениям. В процессе развития этой околицы человеческого взаимодействия будут вызревать новые варианты гуманизма, непременно проявится, что в основе мира человек, а не «информация», что измерением мира может быть только система человеческих нужд, а не логика развертывания автоматизированных систем коммуникации.
Киберсоциум еще должен стать социумом, прийти к своему действительно гуманистическому состоянию, отойти от рецидивов фетишизации действительности. Таким образом, образовательная гуманитаризация киберсоциума является, на наш взгляд, внутренне вызванной проблемой информационно-коммуникативного континуума, которая становится все более актуальной.
Ссылки:
1. Лазаревич А.А. Глобальное коммуникативное общество. Mинск, 2008. 350 с.
2. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. M., 2005. 625 с.
3. ТІїе Етегдепсе of №ороІіїік: Toward An Атегісап Information Stгаtеgу - RАND, 1999. URL:
www.dni.gov/nic/NIC_2Q2Q_project.html (дата обращения: 22.03.2014).