УДК 378.1
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Жильцов Д.Е., к.э.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. Email: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются теории и концепции безопасности применительно к экономике и управлению образованием. Соответствующие подходы углубляют представления о проблемах безопасности в сфере образования и могут быть использованы в практике управления образованием.
Ключевые слова: теории и концепции безопасности образования; риски; контроль; устойчивое развитие; кризис образования.
EDUCATION IN CONTEXT OF NATIONAL SAFETY. THEORIES AND CONCEPTS OF SECURITY IN EDUCATION.
Zhiltsov D.E., Ph.D., Institute of Management in Education of RAE, Moscow, Russia Email: [email protected]
Abstract: In the article there are considerate theories and concepts of security in conformity with economy and management of education. Corresponding approaches extend ideas about problems of security in the field of education and can be used in practice of management of education.
Key words: theories and concepts of safety; risks; control; sustainable development; crisis of education.
1. Теории рисков
Единой и общепринятой теории рисков на сегодняшний день не существует. В частности, риски относятся к ситуации несоответствия в деятельности людей целей и средств, желаний и результатов достигнутого. Тем ситуациям, где в поведение людей и объективные обстоятельства (события) и изменяющиеся условия среды входят неопределенность, случайность, иррациональность, непредсказуемость. Риски относятся к ситуациям, расположенным между состоянием полной, абсолютной определенности и состоянием полного хаоса, стихийности.
Риск соотносится не только с хаосом, но и с сознательным целеполаганием людей, сознанием, творчеством. Поскольку образование - формирование сознания, насколько рискуем мы при тех или иных педагогических, управленческих и прочих воздействиях на эту среду косвенно или прямо нанести ущерб массовому и индивидуальному сознанию? Точнее, образование - синтез сознания и деятельности людей, мостик, соединяющий материальное и идеальное измерения общества и экономики. А значит, рискуя и нанося ущерб сознанию, мы тем самым наносим ущерб всему обществу.
Боле глубоко, проблематика риска связана с проблематикой методологии поиска и исследования закономерностей в общественно-экономических процессах. Устанавливаются как причины, условия возникновения и закономерности протекания тех или иных процессов, так и происходит поиск объяснений отклонений в их протекании. Насколько отклонения от эталонного протекания (поведения) опасны, рискованны, ущербны (в том числе в смысле возможности нанесения ущерба) - во многом обществоведческая проблематика, в том числе и проблематика образования.
Единой образовательной теории рисков также не существует, хотя педагоги разрабатывают теорию педагогических рисков. Однако образование не сводится исключительно к педагогике. И содержательная, и методологическая сторона образования должна исследоваться и специалистами в области политической экономии и других экономических дисциплин. Не может быть обойдена в этих исследованиях и теория риска.
Современные исследователи проблем безопасности пришли к пониманию «невозможности создания абсолютной системы безопасности и необходимости концентрации на управлении рисками» (С. Гриняев, ж. «Имперское возрождение» 2009г. №1, с.70). Сам риск понимается с точки зрения безопасности как мера между безопасностью и опасностью и ставятся вопросы оптимизации рисков. При этом в настоящее время единых стандартов, процедур и механизмов выявления рискогенных факторов не существует.
Важно отметить, что стабильность лишь в обыденном сознании практически тождественна безопасности. Изменения обычно отождествляются с опасностью. Риск «связывает и вместе с тем блокирует крайние состояния безопасности и опасности» (Ю.А.Зубок, В.И.Чупров, «Управление рисками в сфере образования молодёжи», ж. «Экономика образования», 2008г., №1, с.85 (Кострома)).
Исследование рисков может концентрироваться на проблематике входа в ситуацию риска и выхода из неё, оптимизации поведения на рискованном отрезке. В частности, Россия и весь мир сейчас находятся на крайне рискованном историческом рубеже смены формационных, цивилизационных и даже каких-то более общих эпох социоприродного свойства. Учитывая это обстоятельство, в управлении большими системами следует быть особенно осторожными, оптимизировать неизбежно рискованное поведение в направлении приближения природно-общественного организма к равновесию, а не в направлении дальнейшего отхода от него. Между тем глобализация в современном, капиталистическом варианте означает ещё больший отход от необходимого человечеству и природе равновесия, антропогенная нагрузка на
природу и одних людей (классов, цивилизаций) на других возрастает. Тогда как человечеству нужна другая «глобализация», когда более «сильные» не подавляют всё имеющееся многообразие, а наоборот, многообразие расцветает именно в единстве, объединенная силой добра, (см, например, «Розу мира» Д.Андреева).
В современной экономике следует учитывать риски применения насилия как военными, так мирными (образовательно-культурными, экономическими) средствами, а также риски порожденные насилием над сознанием людей в целях создания «одномерного человека» (см. «Одномерный человек» Г.Маркузе).
В узкоэкономическом плане, риск должен быть соразмерен достигаемым выходам (эффектам). Если риск потерять (не приобрести) перевешивает возможность достижения цели - решение является неэффективным и может быть отклонено.
2. Концепция жизнеспособности (жизнестойкости, запаса прочности)
Всё что возникло или возникнет - неизбежно рано или поздно исчезнет, погибнет. Неизбежно ли это? Или можно «повернуть время вспять», продлив жизнеспособность людей и неживых объектов?
В экономике, в частности, подобная концепция проявляет себя в концепции жизненных циклов экономических эпох, хозяйствующих субъектов, отдельных товаров и т.п. Ставится вопрос: неизбежна ли цикличность или возможно непрерывное совершенствование, прогресс? В сознании, знании - в целом да. В преемственности поколений главное, как правило, тоже не теряется. Причём существует историческая закономерность: чем цивилизация дольше существует, тем дольше она будет существовать. Главное, что придаёт цивилизации устойчивость - мощное культурное ядро.
При этом материально-техническую базу той или иной отрасли, в том числе образования, следует периодически ремонтировать, обновлять, включать в неё элементы новых технологических укладов.
Победа интересов над истиной - в этом подлинная трагедия человечества. Эгоизм, согласно Ж-Ж. Руссо, является подлинным первородным грехом человека. Эгоизм мешает человеку обратиться к истине и общезначимому лицом. Никому не интересное, никому не нужное никому не опасно, потому что не затрагивает ничьих интересов, в том числе властно значимых. Мужество говорить правду и поступать по правде - вот главная, долгосрочная стратегия жизнеспособности общества, а не пресловутые «социализация», «толерантность» и т.п., позволяющие обществу достигать компромисса лишь внешне, по поверхностным признакам, замазывать и тем самым усугублять, загонять вглубь фундаментальные противоречия.
Повысить устойчивость в образовании - значит, укрепить человеческий потенциал, и прежде всего научно - педагогические кадры. Это - главный фактор устойчивости, всё остальное, в том числе финансирование призвано обеспечить такое положение дел.
Мы не согласны с тем, что жизнеспособными оказываются лишь «сильнейшие», то есть наиболее хищные люди, не способные помочь другим людям в трудные минуты, а наоборот, вытесняющие их на обочину жизни. Однако сейчас в беде всё человечество, а не одни только нехищные люди. Концепцию хищных и нехищных людей развивал советский ученый Б.Поршнев.
Нагрузки увеличиваются с катастрофической быстротой. Вместе с тем прочность системы снижается. Это происходит одновременно, причём систему намерено делают всё более хрупкой, неустойчивой (это касается всех систем жизнеобеспечения страны, в том числе и образования). Чем дальше - тем труднее. Пока ещё это до конца не осознано, пока ещё не спохватились.
3. Концепция «ответов на вызовы»
С точки зрения образования, в адекватном ответе на вызовы времени важное место имеет масштаб потенциала образования, его прочность, его гибкость, степень его раскрытия.
Прежде всего следует ответить на вызов, брошенный государствообразующему русскому народу и России. Вызов облечён в следующее общее правило уничтожения народов: хочешь стереть с лица земли народ - найди способ системного подрыва и его традиций.
Массированное вторжение новшеств, разрушающих традицию (рутину), создаёт угрозу для существования этноса (С.Г. Кара-Мурза, ж. «Наша школа» №7 2009, с. 31). При этом, по мнению того же автора, кризис принял такую форму, что «обновление механизмов созидания подавляется, а ослабление и разрыв связей продолжается» (там же, с. 31). «К имитации, которой заменяется собственная традиция и творчество, скатываются культуры, оказавшиеся неспособными ответить на вызов времени» (там же, с. 33). Реформаторы пытаются переделать все системы, которые сложились в России и СССР, по западным образцам, в том числе и образование. Процесс принял ускоренные формы.
Угрозы оцениваются неадекватно, а степени защиты ослабляются. Угрозы и опасности видят не там, где они действительно есть и ответы видят не там, где требуется их найти. Главная настоящая угроза состоит в демонтаже советского а впоследствии и русского народа «как суверена великой державы и хозяина великого
богатства», и соответственно в программе разрушения всех межэтнических связей (там же, с. 34).
Цивилизация, не способная дать адекватный ответ на вызов времени, погибает (первые эту концепцию выдвинул историк А. Тойнби). При этом важно иметь в виду, что нас ослабляют те, кто не сильны сами.
4. Нравственная концепция
Экономика, разрушающая культуру, размывающая нравственные основы общества, образования небезопасна. Экономика, ориентированная на частные интересы, на прибыль, зарабатывание и выбивание денег, количественные показатели, формализм, имитацию деятельности в отличие от экономики, непосредственно служащий общественным интересам, обречена на поражение. Подлинный изъян любой существующей экономики - в недостаточной нравственности её людей, её «систем», её «механизмов». Господство двойных стандартов, бесконтрольность, беспринципность, безнаказанность делают экономику и его субъектов небезопасной для общества. Экономика же такого типа, поглотившая государство и все сферы общества, включая сферу образования и культуры, небезопасна, и как показал «кризис», неэффективна и нежизнеспособна.
В категориях нравственности структуры и системы безопасности должны не просто бороться с любой опасностью, но и не должны допустить того, чтобы окончательно восторжествовало зло. Чем быстрее и сильнее общество и государство отходит от нравственных законов, тем сильнее несчастья и тем слабее государство и его народы.
С точки зрения нравственности, важно бороться за безопасность истины и её хранителей, производителей, продолжателей и учителей. Борьба за безопасность истины - это борьба против искажений истины, сделанных из-за соображений, с ней не связанных. Борьба за качественное и доступное образование - это тоже борьба за безопасность (нравственность, и одновременно жизнеспособность) воспроизводства истины.
С точки зрения долгосрочной безопасности именно нравственное начало имеет безусловный приоритет. И именно осмысленное, а не обезличенное объективизировнное начало.
Современные российские экономисты (Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев и др.) не избегает рассмотрения нравственного измерения общественно-экономической жизни. В качестве же учебного пособия по нравственной экономике достаточно известна книга
И.И.Агаповой «Экономика и этика: аспекты взаимодействия». - М.,Юристъ 2001г, 190с.
5. Концепция «удержания ситуации под контролем»
Эта концепция связывается, на наш взгляд, с социальным контролем, понимаемым как диапазон приемлемого поведения (приемлемого развития ситуации), пусть даже и не очень безопасного, но которое удерживается в определённых рамках. В случае выхода за эти рамки принимаются меры по введению поведения людей (ситуации) в них. По этой концепции минимизируются чрезвычайные и конфликтные ситуации, ситуации открытого противостояния, идеология диалога и компромисса является предпочтительной перед силовыми решениями. Контролируемость хода многих социальных процессов ставится во главу угла.
Однако данная концепция вызывает вопросы с увеличением масштаба рассмотрения проблемы. Невозможно знать заранее, является ли субъект управления одновременно субъектом исторического процесса, или он всего лишь объект исторического процесса или вообще «неисторический» субъект (не влияет на ход истории). Размывание «культурного ядра» русского народа под видом «поиска диалога с иными, новыми практиками» (то есть имеются в виду инновации в своём подлинном смысле как перенесение и вживание чужеродной культуры), возможно, составляющая процеса поиска пути, который осуществляет история в ходе своего развития, в частности, история российской цивилизации.
В механическом аспекте данная концепция может называться концепцией управления по отклонениям, где реагируют не на норму, а выправляют именно отклонения.
Управление может осуществляться по «слабому звену», то есть по фактору, который действует наиболее настоятельно, проявляет наиболее болезненные симптомы, вызывает наибольшие риски и угрозы.
Исходя из данной концепции, важно не допускать запаздывающего реагирования на ситуацию, реагировать адекватно и опережением, опираясь на долгосрочные прогнозы и стратегии.
6. Концепция «запаздывающего образования»
В этой концепции (доктор социологических наук С.И. Григорьев, г.Барнаул) делается акцент на консерватизме образовательных систем, инерционности образовательных процессов, на силу самосохранения образования, его традиций.
Данная концепция отрицает непродуманный подход к инновациям в образовании, ломку сложившихся многими поколениями традиций под видом
улучшений, исправлений, новизны и т.п. В результате чего последующие инновационные решения зачастую лишь исправляют последствия ошибочных предыдущих.
7. Концепция «опережающего образования»
Эта концепция (А.Д. Урсул, А.Н. Новиков и др.) опирается на прогностическую природу образования, длительность вызревания образовательных процессов и долгосрочность их воздействия на все сферы общества, включая экономику. Решения, принимаемые сегодня, отразятся на образовании, а затем на состоянии общества не сразу, но будут сказываться многие годы. Главным опережающим фактором является научное сознание.
В связи с наукой об образовании встает проблема кризиса сознания и безопасности управления в условиях ограниченности понимания объекта субъектами управления. Кризисы общественного сознания во многом объективны. Они сказываются и на научном мышлении, и на смене научных парадигм.
8. Концепция устойчивого развития образования
С позиции безопасности можно также рассматривать концепцию устойчивого развития образования (А. Урсул, А. Романович «Перспективы образования и проблемы безопасности» «Вестник высшей школы» 2002, №8 «Alma mater'», с.11-13; Урсул А.Д. и др. «Устойчивое развитие безопасность, ноосферогенез». М.: РАГС при Президенте РФ, 2008).
Авторы концепции обращают внимание на деятельностное раздвоенное между основной созидательной деятельностью и деятельностью по обеспечению безопасности. Они полагают, что «как только на государственном уровне управления начнут принимать решения по обеспечению безопасности одновременно с решениями по основным видам деятельности, произойдет реальный переход к устойчивому развитию». Они считают, что необходимо Национальную доктрину образования соединить с Концепцией национальной безопасности, где наряду с национальными интересами были бы обозначены угрозы развитию.
Авторы неявно подразумевают, что концепция устойчивого развития должна противостоять концепции «золотого миллиарда» и иметь общепланетарный характер. Между тем, к безопасности необходимо стремиться ещё на базе неустойчивого развития для последующего перехода к устойчивому развитию.
8. Концепция обретения смыслового ядра.
С.Е. Кургинян считает, что людей нужно учить поведению в катастрофах. Для того, чтобы выйти из катастрофы, необходимо обрести новые смыслы, тем самым
выйдя на новые горизонты. Данную концепцию впервые выдвинул психолог В. Франкл. Любой человек, любая структура является субъектом, только если в нём есть смысловое ядро. Тот, кто хочет лишить человека субъектности, атакует его смысловое ядро, пытаясь сломать его. То же - с образованием, со страной, с цивилизацией. Лишение смыслового ядра - путь к катастрофе. Потому так важно человеку обрести в жизни смысл и жить в соответствии с этим смыслом. Это очень сложно, и не каждому под силу. Те же вопросы можно задать образованию - для чего и зачем нам образование, какое образование нужно современной и будущей России, каковы пути его развития, управления им.
На наш взгляд, для обеспечения безопасности в сфере образования недостаточно иметь структуры, связи, важно иметь и смыслы. Осмысливать образование должна наука об образовании. следование лишь курсом научного обеспечения уже принятых решений недостаточно ни для самой науки, ни для образования. следует готовить научные результаты для тех обстоятельств, в которых понадобиться выбор.
9. Концепция безопасности знаний (выдвигает автор - Жильцов Д.Е.)
В науке о знании главное место занимает науковедение (Г. Добров «Наука о науке»). Существуют также социология знания и экономика знания. В частности, проблематикой экономики знаний занимается академик РАН В.Л. Макаров (В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер «Микроэкономика знаний» М., ЗАО «Издательство Экономика» 2007, - 204с.).
(Истинное) знание - ядро научной и образовательной деятельности. Знание бывает разным - научным и философским, методологическим и религиозным, истинным и ложным, системным и бессистемным, рациональным и образным, фундаментальным и прикладным. Знание определенным образом сознательно структурируется на предметные области, границы между которыми подвижны и достаточно условны. Научные проблемы решаются средствами разных наук. Эмпирически установлено примерное количество ученых, которое развитое общество вынуждено готовить и содержать для предотвращения ущерба своей безопасности.
В основу концепции можно положить следующие факторы - порог доступности знания, степени фундаментальности проблем и необходимый (достаточный) потенциал знаний, а также ответы на следующие вопросы: «зачем нужно знание, а если не нужно, во имя чего от него возможно, (если возможно) отказаться ради сохранения главного», «зачем знание нужно воспроизводить, в том числе сохранять, защищать». В основу концепции можно также положить способы воспроизводства, в том числе безопасного
сохранения знания ради самосохранения и процветания общества (Кадровый потенциал, потенциал культуры, развитость функций образования и знания и т.п.).
Люди, стремящиеся к познанию истины, способны в конечном итоге системно защитить общество, создав для этого предпосылки, продвинуть общество вперед в своем развитии, выйти из кризиса. Потому-то здоровое общество всегда ценит и защищает способных, талантливых людей - они преображают мир.
Национально ориентированное государство всегда заботится о развитии науки, не экономя на фундаментальных исследованиях, особенно в области безопасности. Государству нужна сознательно выработанная собственная позиция - и для этого ему тоже нужна наука, для этого оно защищает знание и поиски в области знания, сознания, мировоззрения. В долгосрочном плане, государству нужна Национальная Идея. Все остальные стратегии развития тех или иных объектов, сфер, областей подстраиваются под неё, конкретизируют её сообразно специфики области.
Общество всегда испытывает дефицит в прорывных конструктивных идеях и решениях. Они, эти идеи, особенно востребованы в период обострения противоречий человечества. Задачей научно-образовательного сообщества является в том числе задача помочь России вновь обрести саму себя.
Безопасное образование современной эпохи - непрерывное, возобновляемое образование. Особенно важно учиться ученым, и именно они понимают, почему «непрерывно». Безопасное образование - это образование, формирующие и воспроизводящее ядро знаний, формирующее ядро человеческой личности, дисциплинирующее самим трудом и мышлением, светом мудрости.
Таким образом, безопасное образование - залог безопасности общества и государства, но лишь безопасное государство и общество способно сделать образование безопасным.