Научная статья на тему 'Образование в интегрируемом европейском пространстве: европейская квалификационная рамка и национальные квалификационные системы'

Образование в интегрируемом европейском пространстве: европейская квалификационная рамка и национальные квалификационные системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАМКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / EUROPEAN INTEGRATION / EDUCATION / THE EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK / NATIONAL QUALIFICATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Вальтер

Анализируются особенности интеграции европейского образовательного пространства. Показаны процессы формирования Европейской квалификационной рамки и обусловленные ею направления развития национальных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Вальтер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the Integrated European Area: The European Qualifications Framework and National Qualification Systems

Features of the integration of the European Education Area are analyzed. Processes of Formation of the European Qualifications Framework and the resulting development directions of national education systems are revealed.

Текст научной работы на тему «Образование в интегрируемом европейском пространстве: европейская квалификационная рамка и национальные квалификационные системы»

позиции образовательные запросы современного российского общества реализованы быть не могут. Педагог должен быть готов профессионально, а также психологически стать главным субъектом обновления образования. Поэтому в современных условиях имеется потребность в производительной, адаптированной к быстро меняющимся условиям, гибкой, оперативной, сообразовывающейся не только с республиканскими, но и региональными потребностями развития общего образования системе подготовки и повышения квалификации учителей.

Библиографический список

1. Бердянский уездный земский съезд учителей и учительниц народных школ. Бердянск, 1884.

2. ТихомировД.И. Записки о губернских педагогических курсах в Курске. Курск, 1898.

4. УшинскийК.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / редкол.: МИ. Кондаков и др. М., 1988. Т. 2.

5. Журнал элементарной математики. 1884. № 12.

3. Циркуляры Казанского учебного округа. 1870. № 2. С. 13-16; №9 3. С. 20-24; № 4. С. 26-32; № 5. С. 36-44; № 6. С. 50-56; №° 7. С. 58-64; № 8. С. 74-75.

6. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М., 1953.

W. Maier

Education in the Integrated European Area: The European Qualifications Framework and National Qualification Systems

Features of the integration of the European Education Area are analyzed. Processes of Formation of the European Qualifications Framework and the resulting development directions of national education systems are revealed.

Key words and word-combinations: European integration, education, the European Qualifications Framework, national qualification systems.

Анализируются особенности интеграции европейского образовательного пространства. Показаны процессы формирования Европейской квалификационной рамки и обусловленные ею направления развития национальных образовательных систем.

Ключевые слова и словосочетания: европейская интеграция, образование, Европейская квалификационная рамка, национальные квалификационные системы.

УДК 371 ББК 74.04

В. Майер

ОБРАЗОВАНИЕ

В ИНТЕГРИРУЕМОМ

ЕВРОПЕЙСКОМ

ПРОСТРАНСТВЕ:

ЕВРОПЕЙСКАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАМКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ

Уже с начала 1960-х годов Европейское экономическое сообщество проводило работу в направлении взаимного признания квалификаций и документов, свидетельствующих об окончании профессионального обучения гражданами стран - участниц ЕЭС [1]. Процессы интеграции европейского пространства объективно требовали более тесного межвузовского сотрудничества и вза-

имного признания государствами систем профессионального обучения. Эта тенденция развивалась во второй половине XX в., но особенно актуализировалась в 2000-х годах.

В своем решении от 27 июня 2002 г. Европейский совет настоятельно рекомендовал Еврокомиссии разработать единую рамку признания квалификаций, основанную на положениях Болонской конвенции [2]. Уже в 2004 г. были достигнуты договоренности о создании унифицированной совместной рамочной программы прозрачности квалификаций и компетенций - ЕигораБв (Европейский паспорт) [3; 4], а в 2005 г. Евросоюзом принята Директива, устанавливающая общие требования к сроку обучения, образовательным возможностям и единому документу об окончании вуза [5]. Получившаяся в итоге трехступенчатая структура квалификационной рамки стала результатом так называемых «общих квалификационных инициатив», получивших известность под названием общей квалификационной рамки или «Дублинских дескрипторов» [6]. В апреле 2008 г. были сформулированы рекомендации по введению Европейской квалификационной рамки (ЕКР) для стран - участниц ЕС [7].

Цель ЕКР заключалась в создании ряда общих рекомендаций для различных систем квалификаций и их уровней, предназначенных как для общего и высшего образования, так и для дальнейшего обучения и повышения квалификации. Введение ЕКР в странах-участницах открывает большие возможности в области начального, среднего и высшего образования, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Вследствие этого будет гораздо проще совмещать различные системы образования, даже если они по-разному структурируемы [8, с. 241-282].

Сравнимой и понятной должна стать процедура сдачи выпускных экзаменов. До сих пор в вузах разных стран действуют разные основания для допуска к учебе. Внедряемая ЕКР создает предпосылки для государственной системы образования, нацеленной на равные возможности, справедливость, обширные профессиональные компетенции, научные знания и умения. Средством для достижения этой цели должен стать процесс унификации конкурсного отбора при зачислении в вуз, при котором допуск во всех вузах стран-участниц будет зависеть от среднего аттестационного балла.

Европейские квалификационные рамки - это обширный проект, который окажет влияние в странах-участницах не только на систему образования и профессионального обучения, но и на рынок рабочей силы и экономику Европы в целом. Европейская квалификационная рамка поможет студентам и служащим при замене учебного учреждения или места работы даже в условиях переезда в другую европейскую страну, так как их знания и умения будут там признаны.

Европейская квалификационная рамка стала системой отсчета для различных национальных квалификационных систем (НКС), поэтому к концу 2010 г. ожидается оформление общей структуры национальных квалификационных систем. При этом ЕКР не заменяет и не определяет национальные квалифика-

ционные системы (НКС), а способствует некой идентичности определенных квалификаций соответствующему уровню Европейской квалификационной рамки.

Было бы ошибочно утверждать, что ЕКР должна приспособить и привести к единому стандарту национальные системы. ЕКР - это не вышестоящая организационная и конструктивная система управления, а инструмент, необходимый для перевода и сравнения. Она адресована тем учреждениям, которые несут ответственность за национальные и секторальные квалификационные системы. Благодаря ей отдельные лица, работодатели или представители сферы образования могут сравнить между собой индивидуальные квалификации различных стран и систем образования.

Большинство европейских стран разрабатывают собственную НКС, которая соотносится с ЕКР и основана на ней [9, с. 28-30; 10]. Тем самым происходящий на европейском уровне процесс кооперации закрепляется соответствующим образом на национальном уровне.

Преобразование ЕКР в соответствующие НКС стран-участниц дает большие возможности, в частности для двухуровневого профессионального образования и его признания в сопредельных европейских государствах. В связи с этим значительно легче можно будет сравнивать системы образования и подводить итоги. ЕКР и соответствующие НКС в ряде стран уже стали инструментом для обеспечения прозрачности образования.

ЕКР связывает различные национальные квалификационные системы и квалификационную рамку с общей европейской референцией, а именно с ее восемью уровнями. Они охватывают весь диапазон квалификаций - от основных уровней (1-й уровень - например, свидетельство об окончании средней школы) до продвинутого уровня (8-й уровень - например, защита докторской диссертации). Каждый уровень квалификации должен иметь множество способов для достижения определенной ступени, необходимой для дальнейшего профессионального роста или самосовершенствования. При этом особо могут выделяться востребованные для той или иной национальной системы профессиональные компетенции. Существенным представляется требование, что при определении компетенций иностранцы должны получать те же шансы, что и граждане данной страны. В этой связи в ПАСЕ и Европейской квалификационной рамке необходимо указывать стандартные требования к системе управления качеством высшего образования и повышения квалификации [11].

Европейская квалификационная рамка для непрерывного обучения содержит три приложения, важных для понимания механизмов ее действия: дефиниции, дескрипторы, принципы гарантии качества [12].

В первом приложении содержатся общие определения понятий, которые описывают квалификации, квалификационную систему, а также квалификационные рамки и секторы. Второе приложение содержит дескрипторы (расшифровки, толкования) для описания уровней ЕКР, представленных в форме результатов обучения и необходимых для достижения соот-

ветствующих определенному уровню квалификаций во всех квалификационных системах. Третье приложение определяет основы обеспечения качества системы высшего образования и повышения квалификации в контексте ЕКР.

Дискуссия вокруг ЕКР в странах-участницах не может считаться закрытой. Она возникает по различным поводам - как формальным, так и содержательным. Так, определение компетенций не может быть сведено к количественнотехнической проблеме измерения [13]. В частности, описание стержневых квалификаций высшей школы положено на понятную основу. В то же время очевидно, что нельзя доводить дело до статической модели только профессиональных компетенций. Перечень квалификаций не сможет заменить профессионального поля деятельности. Формализации требуют основанные на способностях критического мышления и эвристического анализа квалификации, которые позволяют заниматься инновациями и фундаментальными исследованиями. Не подлежит сомнению и то, что нельзя пренебрегать личностными и социальными компетенциями, а также необходимыми учебными процессами и методами [14]. Кроме того, точное определение квалификации, дающее возможность разделения на модули, может привести к быстрому устареванию знаний.

Другой опасностью оказывается вероятность бюрократизации процесса развития общеевропейской образовательной системы. Болонский процесс показал, что существует опасность использования стандартных значений в качестве обязательной системы управления. В связи с этим требуется предусмотреть механизмы взаимодействия между ЕКР и НКС, не позволяющие ЕКР превратиться в директивный вариант системы управления.

Иногда критика направлена на основополагающие принципы и перспективы развития образования, поскольку реформируемое управление образованием становится направленным на эффективность результатов и запросы рынка труда. Внешне это напоминает возврат государства в прошлое с коммерциализацией образования, фрагментарностью комплексного уровня квалификаций и редукционистским подходом к жизнедеятельности человека [15, с. 8].

При определенных обстоятельствах ориентация на конечный результат в сфере образования и квалификации может повлечь за собой утверждение неолиберальной модели.

Подготовка специалистов для рынка рабочей силы является очень важной, но не единственной целью высшего образования. Своим активным участием в жизни выпускники вузов должны вносить вклад в развитие демократической культуры, поскольку в высших учебных заведениях преподается широкий спектр дисциплин, помогающих развитию демократических взглядов и укреплению компетенции в отношении критического мышления [16].

Существенно, что уже при разработке ЕКР для системы высшего образования в рамках Болонского процесса были названы четыре приоритетных

направления: подготовка специалистов в условиях рынка труда; подготовка активных граждан для жизни в демократическом обществе; развитие личности; развитие и обслуживание широкой и передовой основы знаний

[17, с. 23].

Европейская квалификационная рамка для обучения на протяжении всей жизни представляет следующий этап в стратегии Лиссабона - 2000: превратить Европу к 2010 г. в самое конкурентоспособное и динамичное в мире экономическое пространство, основанное на знаниях, с чем и связаны дальнейшие концепции европеизирования образования.

Библиографический список

1. Beschluss 63/266/EWG.

2. Amtsblatt C 163 vom 9.7. 2002, S. 1.

3. Kommuniq^ von Maastricht zu den kbnftigen Prioritflten der verstflrkten europflischen Zusammenarbeit in der Berufsbildung, Maastricht 14. Dezember 2004.

4. Entscheidung Nr. 2241/2004 des Europflischen Parlaments und des Rates vom 15. Dezember 2004 bber ein einheitliches gemeinschaftliches Rahmenkonzept zur Farderung der Transparenz bei Qualifikationen und Kompetenzen (Europass).

5. Richtlinie 2005/36/EG des Europflischen Parlaments und des Rates bber die Anerkennung von Berufsabschlbssen, verabschiedet am 6. Juni 2005.

6. Shared Dublin Descriptors for Short Cycle, First Cycle, Second Cycle and Third Cycle Awards -A report from a Joint Quality Initiative group (18. Oktober 2004).

7. Europflische Kommission, Der Europflische Qualifikationsrahmen fbr lebenslanges Lernen (EQR), Luxemburg 2008. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/publ/pdf/eqf/ broch_de.pdf

8. Bijornavold/Coles, Politische Gestaltung der allgemeinen und beruflichen Bildung am Beispiel des Qualifikationsrahmens, in: Europflische Zeitschrift fbr Berufsbildung, 2008.

9. Schlagl, Der asterreichische Qualifikationsrahmen, in: Weiterbildung - Zeitschrift fbr Grundlagen, Praxis und Trends, 2009. H. 1.

10. Diskussionsvorschlag eines Deutschen Qualifikationsrahmens fbr lebenslanges Lernen, erarbeitet vom «Arbeitskreis deutscher Qualifikationsrahmen», Februar 2009.

11. Vgl. Benner, D. (Hrsg.), Bildungsstandards. Instrumente zur Qualitfltssicherung im Bildungswesen. Chancen und Grenzen - Beispiele und Perspektiven, Paderborn, 2007.

12. Vorschlag fbr eine Empfehlung des Europflischen Parlaments und des Rates zur Einrichtung eines europflischen Bezugsrahmens fbr die Qualitfltssicherung in der beruflichen Aus- und Weiterbildung, [SEC(2008) 440], [SEC(2008) 441] (von der Kommission vorgelegt).

13. Ertl / Sloane (Hrsg.), Kompetenzerwerb und Kompetenzbegriff in der Berufsbildung in internationaler Perspektive, Paderborn, 2005; Erpenbeck/Rosenstiel (hrsg.), Handbuch Kompetenzmessung, 2. Aufl., Stuttgart 2007.

14. Fasshauer, U. et al. (Hrsg.), Berufspfldagogische Forschung in sozialer Verantwortung, Stuttgart, 2008.

15. Dehnbostel /Ne£/ Overwien, Der deutsche Qualifikationsrahmen (DQR) - Positionen, Reflexionen und Optionen, Gutachten im Auftrag der Max-Traeger-Stiftung, 2009.

16. Facione, Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction - The Delphi Report: Executive Summary. URL: http:// www.insightassessment.com/pdf_files/DEXadobe.pdf

17. Bologna Working Group. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.