Научная статья на тему 'Образование, структура и социальный состав партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии в 1905-1907 гг. '

Образование, структура и социальный состав партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии в 1905-1907 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2803
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ" / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ОКТЯБРИСТЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ / АМОРФНОСТЬ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полосина Н. О.

Изложены особенности формирования, функционирования и деятельности комитета партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии в период с 1905 по 1907 г. Проанализировано размещение местных партийных организаций, выявлены их руководители. Рассмотрены вопросы численности и социального состава партийной организации губернии. Наибольшая активность организации наблюдалась в период избирательный кампаний в Государственную Думу. Отмечена аморфность и неустойчивость организационных структур; выявлены причины данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование, структура и социальный состав партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии в 1905-1907 гг. »

УДК 94І470П905/1907

ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАРТИИ «СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ»

“ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1905-1907 ГГ.

Изложены особенности формирования, функционирования и деятельности комитета партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии в период с 1905 по 1907 г. Проанализировано размещение местных партийных организаций, выявлены их руководители. Рассмотрены вопросы численности и социального состава партийной организации губернии. Наибольшая активность организации наблюдалась в период избирательный кампаний в Государственную Думу. Отмечена аморфность и неустойчивость организационных структур; выявлены причины данного явления.

Ключевые слова: «Союз 17 октября», Тульская губерния, октябристы, численность организации, социальный состав, аморфность и неустойчивость организации.

Октябризм как политическое течение возник и начал организационно оформляться в конце октября — начале ноября 1905г. на основе правого «меньшинства» земско-городских съездов. «Ядро октябристов... образовалось из того меньшинства общеземских съездов, которое примыкало к общим требованиям широких либеральных реформ во всех областях нашей жизни и перехода от переживших себя форм неограниченного самодержавия к конституционному строю», — отмечал лидер партии «Союз 17 октября» А.И. Гучков1. С середины ноября 1905г. начался процесс организационного строительства партии октябристов по всей стране. Основная масса местных организаций была создана в период выборов в I Государственную Думу.

Организационно местный комитет октябристской партии в Тульской губернии конституировался в декабре 1905г., в связи с началом избирательной кампании в I Государственную Думу2. На его первом собрании в качестве одной из важнейших причин создания отмечалась борьба с революционными партиями, с одной стороны, и реакционными, с другой3. Вновь образованный комитет партии тут же, в качестве проправительственной организации, получил поддержку со стороны администрации Тульской губернии: «6 января, начальнику губернии представлялись члены временного бюро местного отдела «Союза 17 октября»: М.П. Волков, А.О. Новицкий, И.П. Ефимов, П.Н. Салищев, С.С. Ермолаев, С.Ф. Розанов. Его превосходительство выразил полное сочувствие задачам союза и отметил, что никакая преграда агитационной деятельности партии с его стороны ставиться не будет», — констатирует «Тульская газета»4.

12 января 1906г. в Туле состоялось заседание местного бюро «Союза 17 октября», на котором были избраны члены местного центрального губернского бюро: председателем — И.А. Воронцов-Вильяминов (действительный статский советник, предводитель дворянства); товарищем председателя - С.С. Ермолаев; казначеем - С.Ф. Занфтлебен; секретарём — М.П. Волков. В редакционную комиссию Союза вошли: А.О. Новицкого, А.И. Лапина, В.А. Кузовлёва, С.С. Ермолаева, М.П. Розанова, М.П. Волкова.5

В дальнейшем состав местного центрального губернского бюро поменялся. В 1907 г. председателем Тульского комитета Союза стал управляющий Тульского отделения Учётного Московского Банка М.П. Волков, товарищем председателя С.С. Зверев, секретарём А.В. Соколов. Всего, по свидетельству архивных материалов, в тульскую партийную организацию входило 59 членов6.

1 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 555. Оп. 1. Д. 508. Л. 2.

2 Государственный архив Тульской области (далее — ГАТО). Ф. 1332. Оп.1. Д. 2. Л. 1.

3 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 4. Л. 9.

4 Там же.

5 Тульская газета. 1906. 3 января. №3.

6 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 2 Л. 3.

Н. О. ПОЛОСИНА

Новомосковский

строительный

техникум

e-mail:

[email protected]

Процесс партийного строительства охватил целый ряд городов Тульской губернии. В январе 1906 г. местный отдел «Союза 17 октября» образовался в Кашире Одоеве7. В этот же период комитеты партии были созданы в г. Крапивне, Новосельском уезде и в С. Сергиевское8. В результате, уже в январе 1906 г. «Тульская газета» отмечала: «недавно образовавшийся местный отдел «Союза 17 октября» привлекает массу членов из разных слоёв общества. Теперь уже несомненно, что он окажет серьёзное влияние не предстоящие выборы в Государственную Думу»9. Однако, уже в начале октября 1906г. «Тульская газета» констатировала, что в отделе «Союза 17 октября» как и в других политических организациях Тулы, полнейший застой организационной работы наблюдается уже с мая текущего года. Комитет Союза, состоявший из 17 человек, совершено не функционировал. Одержав победу над крайними правыми комитет «Союза» «почил от дел своих» и погрузился в сладкую нирвану политического небытия»10.

Причин тому было несколько. Несмотря на сравнительно большое число партийных организаций «Союз 17 октября» как целое являлся весьма аморфным и расплывчатым объединением разнородных элементов. Фактически Центральному комитету так и не удалось наладить каких-либо прочных и систематических связей с местными отделами. Эпизодический характер носили и сношения ЦК с Тульским губернским отделом. Они касались главным образом финансовых проблем: сбора пожертвований в пользу голодающих11; платы за печатные издания, высланные в отдел12; организации подписки на газету «Голос Москвы»13.

В организационном отношении октябристы, как и кадеты, отличались от радикально-социалистических партий и по своему устройству были ближе к типу «партия-клуб» (причём, октябристы в большей степени, чем кадеты). Облегчённые условия приёма в партию, а также допускавшееся уставом параллельное членство в других партиях и политических организациях мало способствовали организационному её укреплению. «Мы стойкие монархисты в отношении русского государственного строя., но в нашем внутреннем партийном режиме мы неисправимые республиканцы, даже с некоторым наклоном в сторону анархизма», — признавал позднее Гучков14.

Что же касается вошедших в «Союз» так называемых родственных партий и групп, то они также «очень различно понимали сущность главной задачи, преследуемой «Союзом»15. Некоторые из этих партий связывали своё вступление в «Союз» прежде всего с необходимостью консолидации сил для борьбы с революцией. В частности совет тульского союза «За царя и порядок» постановил «присоединиться к «Союзу 17 октября» на автономных началах для совместной борьбы с крайними партиями»16. С другой стороны, в состав «Союза 17 октября» входили лица, которые занимали позицию, близкую к правому крылу кадетской партии.

Давая оценку деятельности «Союза 17 октября» в Тульской губернии Департамент полиции отмечал: «Деятельность «Союза 17 октября» незначительна: среди членов замечается разноголосица по существенным вопросам. Часть членов или скрытые кадеты или скрытые приверженцы партии «Союз русского народа» (последних больше)». Таким образом, «Союз», задуманный как объединение правых партий центра, независимо от их второстепенных отличий и оттенков»17 был весьма рыхлым образованием.

7 Тульская газета. 1906. 15 января. №6.

8 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 2 Л. 3; Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. В 2-х томах / Т. 1. Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905-1907 гг. М., 1996. С. 34; Тульская жизнь. 1906. №8; ГАРФ. Ф. 115. Оп. 1. Д. 14. Л. 29.

9 Тульская газета. 1906. 25 января. №9.

10 Там же. 1906. 6 октября. №90.

11 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 6. Л. 1

12 Там же. Л. 2.

13 Там же. Л. 3,4.

14 ГАРФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 508. Л. 10.

15 Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918. С. 421.

16 Слово. 1905. 23 декабря; 1906. 5 января.

17 ГАРФ. Ф. 102. Д. 828. Ч. 13. Л. 5.

Н.О. Полосина. Образование, структура...

17S

Ключевым моментом в характеристике политических партий является определение их численного и социального состава. Причём исследователи не имеют в своём распоряжении достаточно полных сведений о социальном составе не только партии октябристов в целом, но и её отдельных местных отделов. Подобная ситуация имеет место и в отношении организаций октябристов Тульской губернии. В данном исследовании мы впервые, основываясь на материалах различных фондов ГАТО и ГАРФ, сделали попытку проанализировать численность и социальный состав октябристов Тульской губернии. По архивным данным за период с 1905 по 1907 г. нами была выявлена численность октябристской партийной организации г. Тулы — 56 человек18 и г. Кашира — 133 лица19. Согласно сводкам Департамента полиции, в 1907г. количество членов партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии насчитывало 300 человек20.

Как правило, в «Союз 17 октября» вступали люди зрелого возраста и высокого образовательного ценза, со вполне определившимся и весьма солидным общественным положением. «Мы — представители тех имущих буржуазных классов, которые всеми своими жизненными интересами связаны с мирной эволюцией государства и на которые в случае потрясения обрушится первый удар», — отмечал лидер октябристской партии А.И. Гучков21. Так, например, Тульский губернский отдел возглавляли: первоначально — действительный статский советник, предводитель дворянства — И.А. Воронцов-Вильяминов, затем его сменил управляющий Тульского отделения Учётного Московского Банка М.П.Волков; Каширский отдел — крупный землевладелец, предводитель дворянства В.В. Татаринов; отдел г. Крапивна — коллежский советник, городской врач Н.А. Игнатьев; отдел Новосельского уезда — уездный предводитель дворянства, почётный мировой судья, крупный землевладелец М.С. Сухотин; отдел г. Одоева — крупный землевладелец С.В. Моисеенко-Великий22. Однако вывод о том, что большинство членов октябристской партийной организации Тульской губернии принадлежало к крупной промышленной буржуазии или крупным помещикам делать преждевременно.

Поскольку сведения о социальном составе членов комитета партии «Союз 17 октября» по Тульской губернии также весьма скудны, представляется вполне возможным использовать для характеристики состава «Союза 17 октября» сведения об октябристских кандидатах в выборщики в I Государственную Думу от г. Тулы. Так, кандидатами в выборщики от города Тулы были намечены: А.А. Любомудров — Тульский городской голова; Л.Г. Сухинин — доктор, домовладелец; Гвоздев А.А. — статский советник, домовладелец; И.И. Богатырёв — тульский купец, домовладелец; П.П. Косяков — нотариус; А.А. Берцев — член Окружного суда, А.П. Черников — тульский цеховой; мещанине: В.П. Бурдыкин, С.К. Емельянов; домовладельцы: И.А. Инышев, А.В Соколов23. По архивным материалам за период с 1905 по 1907 г. нами было выявлено 192 персоналии и определена социальная принадлежность 52 из них: купцов — 8; мещан — 6; домовладельцев — 19; врачей — 2; фельдшер — 1; крестьян — 1; рабочих — 1; помещиков — 5; нотариус — 1; мировых судей и присяжных поверенных — 5; директор патронного завода — 1; банкир — 1; инженер — 1; дворяне — 624.

Если попытаться нарисовать социальный портрет октябриста тульской губернии, то он будет выглядеть примерно так: мужчина, домовладелец, реже землевладе-

18 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

19 Тульская газета. 1906. 15 января. №6.

20 Правые партии 1905-1907 гг. Документы и материалы. В 2 т./ Т. 1 1905-1910 гг. М., 1998. С.620.

21 ГАРФ. Ф. 555. Оп. 1 Д. 508. Л. 19.

22 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 2. Л. 3; ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 3 Л. 1; ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 6. Л. 2-8; ГАТО. Ф. 1315. Оп. 1. Д. 18; ГАТО. Ф. 1319. Оп. 1. Д.4.

23 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-7.

24 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 2. Л. 3; ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 3. Л. 1; ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 6. Л. 2-8; ГАТО. Ф. 1315. Оп. 1. Д. 18; ГАТО. Ф. 1319. Оп. 1. Д. 4; Тульский вестник. 1907. 21 января; Партия «Союз 17 октября»: протоколы съездов, конф., засед. ЦК: 1905-1915 гг.: В 2 т. Т. 1.: Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905-1907 гг. / Ред. В.В. Шелохаев; сост. Д.Б. Павлов. М., 1996. С. 332; Тульская газета. 1906. 13 января. №5.

лец, с высшим образованием, житель уездного или губернского города, представитель цензовой (врач, инженер, мировой судья или присяжный поверенный, нотариус) или буржуазной интеллигенции (банкир, директор патронного завода, купец), реже — потомственный дворянин (в основном, занимающий руководящее положение в партии).

Все попытки привлечь в ряды партии рабочих и крестьян успехом не увенчались. В частности, Тульский отдел «Союза 17 октября» проводил активную работу среди рабочих: устраивались лекции и беседы, организовывались комиссии по рабочим вопросам и др. Однако деятельность октябристов не встретила сочувствия в среде тульских рабочих25. Не имела успеха октябристская пропаганда и среди крестьян. Так, только несколько приговоров о присоединении к партии октябристов поступило в Центральный комитет от некоторых крестьянских обществ Тульской губернии. Весьма скудны сведения и о наличии в рядах «Союза 17 октября» представителей крестьянства. Лишь несколько приговоров о присоединении к партии октябристов поступило в Центральный комитет от некоторых крестьянских обществ Тульской губернии26.

«Союзу 17 октября» понадобилось две избирательные кампании в Думу, а в целом немногим более года после образования партии для того, чтобы окончательно была осознана бесперспективность надежд октябристов обрести поддержку в широких массах города и деревни. Недаром в сообщениях местных отделов, присланных в ЦК, постоянно подчеркивалось, что рабочие и крестьяне питают недоверие к «Союзу 17 октября». По признанию Ю.Н. Милютина, товарища председателя ЦК «Союза 17 октября»: «низшие слои населения относятся к Союзу недоверчиво»27.

Таким образом, приведённые факты свидетельствуют о том, что организации «Союза 17 октября» в Тульской губернии возглавлялись, как правило, дворянством. Входящих в состав организации представителей других социальных классов и групп объединяло владение той или иной формой недвижимости. Широко были представлены служащие государственных и иных предприятий и чиновники. Членство в «Союзе 17 октября», в отличие от большинства других партий, находившихся «справа» и «слева» от него, не было сопряжено ни с гонениями властей, ни с возможностями получения каких-либо преимуществ. Поэтому социальный состав партии, по мнению ряда исследователей, можно рассматривать как тождественный его социальной базе28.

Членство в «Союзе 17 октября» не влекло за собой обязательного выполнения каких-либо официальных партийных поручений, как и платы фиксированных членских взносов. В частности, на заседании тульского местного отдела «Союза 17 октября» отмечалось, что «для удовлетворения материальных потребностей общества установлены необязательные членские взносы, без определения размера: вносить кто и сколько пожелает»29. Поэтому, как ни парадоксально, партия крупных помещиков и буржуа находилась в крайне трудном финансовом положении. Пример финансовых трудностей партии можно проследить также на тульском материале. Так председатель ЦК партии просит «ввиду составления годового отчёта о движении денежных средств, в возможно скорейшем времени» уплатить Тульский отдел 50 р. 84 коп. за высланные в отдел платные периодические издания. Причём, в письме подчёркивается, что «если отделу затруднительно выслать немедленно всю сумму, то Центральный комитет просит уплатить её по частям»30.

Подводя итог анализу особенностей возникновения, организации и деятельности местного комитета партии «Союз 17 октября» в Тульской губернии необходимо отметить следующее. В отличие от кадетов, выступавших с жёсткой критикой думской

25 Тульская жизнь. 1906. 8 февраля. №8.

26 Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции / Отв. ред. С.В. Тю-тюкин. М., 1987. С. 47.

27 Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции / Отв. ред. С.В. Тю-тюкин. М., 1987. С. 79.

28 Павлов Д.Б. «Союз 17 октября» в 1905-1907 гг.: численность и социальный состав // Отечественная история. 1993. №6. С. 8.

29 Тульская газета. 1906. 13 января. №5.

30 ГАТО. Ф. 1332. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.

Н.О. Полосина. Образование, структура.

175

монархии, октябристы, со своими умеренными требованиями и стремлением оказать содействие правительству Столыпина, «идущему по пути спасительных реформ», более соответствовали особенностям политического режима поздней империи. Однако, если кадеты, скопировавшие свой образец с английской парламентской монархии, грешили явным утопизмом, гораздо более «приземлённые» октябристы в достижении своих целей тесно зависели от реализации правительственного курса реформ.

Осуждая революционный экстремизм кадетов, их нежелание идти на уступки правительству, октябристы надеялись на возможность перестройки, самореформиро-вания российского абсолютизма, одновременного изживания его «дурных» черт и сохранения «хороших». Наиболее чётко мотив создания октябристских организаций сформулировал один из самарских активистов партии: «цель «Союза 17 октября» — составить тесно сплочённый около правительства круг людей, для плодотворной, созидательной работы»31.

Политическое значение «Союза 17 октября» признавали и их непримиримые противники — кадеты, так В.А. Маклаков в письме к В.А. Бобрищеву-Пушкину отмечал: «октябризм как «либерализм» в отличие от кадетского радикализма и демократизма не только необходим, но и является необходимым условием успешного развития конституции»32. «Союз 17 октября», по признанию его лидера Гучкова, стал попыткой общества протянуть власти руку помощи, в целях создания предпосылок для конструктивной работы на почве проведения давно назревших реформ. Октябристскую партию весь период её существования отличала последовательность политического курса, направленного на поддержку реформаторских потенций правительства.

FORMATION, STRUCTURE AND SOCIAL COMPOSITION OF THE PARTY "UNION OF 17 OCTOBER" IN THE TULA PROVINCE IN 1905-1907

The article is devoted to study of peculiarities of formation and activities of the party "Union of 17 October" in the Tula province in 1905-1907. The author analyzes placement of the local party organizations, reveals their heads, and also considers matters of number and social composition of the party organization in the province. She concludes that the organization was the most active in the period of election campaigns to the State Duma. The author stresses instability of the organizational structure and gives explanation of this phenomenon.

Key words: "Union of 17 October", Tula province, Oktyabrists, number of organization members, social composition, organizational instability.

N. O. POLOSINA

Novomoskovsk Construction College

e-mail:

[email protected]

31 ГАРФ. Ф. 115. Оп. 1. Д. 87. Л. 23.

32 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.