Научная статья на тему 'Образование: сокрытое сокровище?'

Образование: сокрытое сокровище? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1885
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСМЕТА ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ / SYSTEM OF EDUCATION / SPIRITUALITY / MORALITY / GOVERNMENT / POLITICS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Марина Ивановна, Путилина Лидия Владимировна

Образование играет центральную роль при формировании личности. При этом особое значение имеют ценности и идеалы, которые формируются в результате процесса воспитания и обучения. Сегодня нравственный компонент системы образования является одной из приоритетных задач государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION: THE HIDDEN TREASURE?1

Education plays a central role in shaping personality. Moreover, the particular importance are the values and ideals, which are formed through a process of education and training. Today the moral component of the education system is one of the priority tasks of the state

Текст научной работы на тему «Образование: сокрытое сокровище?»

УДК 130.123(470+571)

ОБРАЗОВАНИЕ: СОКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ?

Данилова Марина Ивановна д.ф.н., профессор

Путилина Лидия Владимировна аспирантка

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Образование играет центральную роль при формировании личности. При этом особое значение имеют ценности и идеалы, которые формируются в результате процесса воспитания и обучения. Сегодня нравственный компонент системы образования является одной из приоритетных задач государства

Ключевые слова: СИСМЕТА ОБРАЗОВАНИЯ, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА, РАЗВИТИЕ

UDK 130.123(470+571)

EDUCATION: THE HIDDEN TREASURE?

Danilova Marina Ivanovna PhD, professor

Putilina Lidya Vladimirovna postgraduate student

Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia

Education plays a central role in shaping personality. Moreover, the particular importance are the values and ideals, which are formed through a process of education and training. Today the moral component of the education system is one of the priority tasks of the state

Keywords: SYSTEM OF EDUCATION, SPIRITUALITY, MORALITY, GOVERNMENT, POLITICS, DEVELOPMENT

Образование заключает в себе все то, что человечество узнало о самом себе

Жак Делор

Именно под таким названием, без вопросительного знака был опубликован доклад ЮНЕСКО на стыке XX-XXI вв. (Learning: The Treasure Within) [5]. К тому времени был накоплен заметный опыт международных исследований, посвященных вопросам и приоритетам образования в разных частях мира, рассмотрены проблемы, стоящие перед образованием, и дан ряд рекомендаций, касающихся перспективных инноваций. Мы задались целью проанализировать результаты осуществления реформ в отечественном образовании, сопоставить с рекомендациями доклада и выявить основополагающие проблемы в этом процессе. Планы и реальность не всегда совпадают, поэтому мы позволили себе в названии вопросительный знак.

В докладе говорится: «Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех

отношениях мир. Образование - одно из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной» [5]. Далее, подчеркивается, что в наступающем столетии будут преобладать глобальные процессы, порождающие противоречия, которые нужно будет преодолевать - между всеобщим и индивидуальным, традициями и современностью, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека, противоречия между духовным и материальным. При всем многообразии культур и социальных порядков остается общая для всех проблема воссоздания демократического идеала, способного стимулировать и поддерживать чувство солидарности людей. Поэтому обучение на протяжении всей жизни будет одной из возможностей в решении проблем XXI века. При этом образование опирается на четыре базовых принципа - учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. То есть основополагающая цель образования -это процесс созидания личности. В докладе подчеркнута основополагающая роль преподавателей и необходимость совершенствовать их подготовку, повышать социальный статус и улучшать условия труда.

Именно это и обуславливает актуальность нашего исследования.

Целью данной работы стало осмысление системы образования как социально-культурной категории и определении взаимосвязи качества этой системы с различными сферами общества.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:

1 Обозначена сущность образования как социально-культурной категории.

2 Выявлено значение нравственного компонента в образовании и его влияния на общественную динамику.

3 Оценены перспективы развития образовательной системы в контексте современных реалий.

Объектом исследования явилась система российского образования как социально-культурная категория, а предметом исследования -духовно-нравственный компонент системы образования и его взаимосвязь с обществом.

Понятие образования сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В традициях отечественного образования воспитательная составляющая ставилась во главу угла. В самом общем педагогическом определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным можно назвать такого человека, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное, к возможно большему числу частных случаев. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и

общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.

Личностное развитие, рост и личностно ориентированное просвещение - это ключевые понятия новой концепции просвещения и в парадигме общего образования, которая возникает в канун нового тысячелетия. Нельзя изменить общество, не изменив предварительно сознание людей. Растущий интерес к проблемам развития человека, наблюдаемый на протяжении последних 25-30 лет, обусловил определенную переориентацию образовательных программ,

предпринимаемых государствами. Именно человек, отдельная личность, а не церковь, государство, нация или класс, образуют фокус недавнее возникшей концепции, именуемой «индивидуализация». Ее

идеологическая противоположность - концепция глобализации [7, С.40].

Задача заключается в том, как постепенно стать гражданами мира без утраты собственных корней. Как выбирать свою собственную уникальную судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого богатства и традиции собственной культуры, которая при отсутствии необходимых мер предосторожности подвергается в настоящее время опасности.

В современной России образование как один из аспектов функционирования государства имеет ряд особенностей. «Молодая» образовательная система, являющаяся следствием присоединения нашей страны к Болонскому соглашению, выработала в себе ряд приоритетов, определяющих характер её функционирования. Главным из этих приоритетов является не социальный, а рыночный характер системы образования. Это направление деятельности, долгое время являющейся общественно-ориентированной и предназначенной, прежде всего, для удовлетворения государственных и национальных нужд, на сегодняшний день приобретает характер услуги, в большинстве случаев оказываемой в

соответствии с рыночными принципами [4, С.4]. Соответственно, внутреннее содержание образования как социально-культурологического феномена коренным образом изменилось. И если в образовательных системах прошлого приоритетными целями наряду с формированием массива профессиональных знаний и умений были формирование мировоззрения молодого поколения, моральных ценностей и идеалов и иных духовных составляющих, оказывающих огромное влияние на жизнь каждого отдельного человека и всего общества в целом [9, С.133 - 153].

Совершенствование системы образования требует проведения ответственной политики. Нельзя полагаться только на рынок, который якобы способен сам исправить недостатки, полностью положившись на систему саморегулирования. Здесь намечается еще одна проблема -существует противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей. Выход эксперты видят в возможностях получения образования на протяжении всей жизни. А также в разноуровневом характере образовании и взаимосвязях между уровнями. Наметившееся тенденция у нас в стране в последнее время - это стипендии для разных категорий студентов от талантливых до нуждающихся (социальные стипендии) - также хороший ход в этом направлении.

В информационную эпоху возникает также противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком. При этом компьютеризация дает большие возможности для молодого поколения, но информация это всего лишь факты, иногда полезные, иногда тривиальные, но они никогда не заменят мысль. Чувства, интуиция, здравый смысл, эстетические вкусы, этические установки - это достояние человеческой личности, компьютер этого не содержит. Ошибаются те, кто компьютерную грамотность принимает за высокую образованность. Информация может иллюстрировать мысль, но не может создать ее. Это прерогатива смыслообразующей деятельность человека. Если культу

информации подчиняются те, кто стоит у истоков реформирования образования молодых, то новое поколение не сможет решить социальные и этические проблемы, которые встают в последнее время. Современные технологии могут служить лишь в качестве вспомогательного средства в рамках взаимоотношений (передача, диалог и сопоставление знаний) между преподавателем и учащимся. В противном случае, мы может породить только «нео-луддитов высоких технологий»(Роззак).

Выдающийся мыслитель, критик негативных последствий технического прогресса Т. Роззак, видит задачу образования в том, чтобы научить молодые умы обращаться к идеям, мыслям, оценивать, развивать, применять их, информация в избытке может погасить мысль, сбить толку сознание (особенно молодое) бесформенной массой стерильных, не связанных между собой данных [8, С.86]. Человек создает информационную среду, и она должна служить ему, человек не должен превращаться в жертву культуры, которую мы создали сами.

Наконец, существует «вечное противоречие» между духовным и материальным миром. Человечество, даже если оно не всегда выражает это открыто, нуждается в идеале и ценностях, которые называются моральными. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом его традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до осознания универсальности мира, с тем, чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя.

Здесь большую роль призваны сыграть преподаватели, поэтому высоки требования, предъявляемые к их личным качествам, долг педагогов, тех, кто «делает» политику, уметь развернуть общую дискуссию, которая жизненно необходима для системы образования, поскольку это касается нас всех, нашего будущего.

Пересмотр этических и культурных аспектов образования связан с тем, чтобы обеспечить каждому возможность понять другого во всем его своеобразии и понять мир в его движении к некоему единству. Но для этого следует начать с того, чтобы научиться понимать самих себя, предпринять внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике. Последний пункт самый трудный, легче обвинить других в своих бедах, чем найти недостатки в себе. В условиях межнациональных и межконфессиональных конфликтов это особенно актуально. Гуманитарные науки, как никакие другие, связаны с внутренним и внешним миром человека и общества в целом, досадным является сокращение часов по этим дисциплинам в последнее время.

Высшее образование становится всеобщим во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Все, что становится «всеобщим», подвержено инфляции, высшее образование, здесь не исключение. Размываются границы того сословия, которое называлось интеллигенцией. Сложилась ситуация, когда общество предъявляет повышенный спрос на образовательные услуги пониженного уровня. А. Левинсон и О. Стучевская из аналитического центра Ю. Левады, считают, что оценивать современное образование по традиционным меркам бессмысленно. Спрос предъявлен не на те знания и культурные стандарты, которые предлагают вузы, а на те навыки и культурные стандарты которые дает сам процесс обучения в вузе, исходя из того, что учиться придется на протяжении всей жизни. На сцену постиндустриальной России в самые ближайшие годы выходит многочисленная группа. Особого рода высшее образование будет одним из ее признаков, вполне особого рода интеллигентность - другим [4, С.87].

С философской точки зрения образование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Понятие «образование» происходит от слова «образ», близкими категориями которому является «формирование», «развитие». Образование как социально-культурный феномен включает единый процесс гармоничного физического и духовного развития личности, ориентированный на «общественный заказ», то есть сформированные социумом ценности, идеалы и нормы. Помимо этого, «общественный заказ» на образование также включает ряд требований, предъявляемых к содержанию образования. В результате соблюдения таких требований, как правило, формируются некие социальные эталоны (например, «добрый христианин», «врач от Бога», мастер своего дела и др.). Видимо, эти требования значительно снижаются.

Швейцарский педагог И. Песталоцци заметил, что нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро. Однако воспитательный аспект современного образования, формирование духовных качеств, культурно-нравственное развитие молодёжи нередко отступает на второй план и приобретает формальный характер.

Социокультурная миссия образования заключается в обучении и воспитании. Эти части не просто дополняют друг друга, их разрозненное существование невозможно, и только во взаимодействии обеспечивается эффективность образования как процесса и как явления.

Само понятие культура этимологически совпадает с понятием образования и воспитания (от лат. с^Шта - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. Однако при деградации и разрушении духовно-

нравственного компонента культура становится антикультурой, разрушающей основы общества.

Образование, как регулируемая государством деятельность, оказывает влияние не только на общество в целом, но и на каждого индивида в отдельности. Поэтому образование, прежде всего, необходимо рассматривать как социокультурное явление, представляющее собой систему обучения, воспитания и развития личности в интересах как государства и общества, так и самого человека.

Таким образом, развитие и усложнение социума как органической системы предполагает неизбежное возникновение образование как общественного института.

Среди всех классических направлений развития личности, основными из которых являются физическое, трудовое, эстетическое и нравственное, именно последнее играет определяющую роль. По словам русского классика Ф.М. Достоевского красота призвана спасти мир. В этом высказывании философ подразумевал не просто совокупность психофизических качеств индивида, а именно духовный образ личности, потому что именно нравственный человек является красивым, речь идет о внутренней красоте, являющейся центральным звеном русской культуры.

Мировая практика говорит об интеллектуальной элите, как о важнейшей политической и общественной силе в любой стране. Специалисты высшей квалификации готовят решения власти. То есть главные ценности, с которыми ассоциируется понятие интеллигентности -честность, порядочность, уважение другого, доверие разуму, бережность к природе и культуре будут востребованы и впредь.

Классическим пониманием морали стало «золотое правило» христианства, обозначенное в библейских заповедях, провозглашающее высшей отношение человека к другому человеку «как к самому себе». Для соблюдения этого правила необходимо не только понимание моральных

норм, но и высокое развитие культуры личности в целом. Без нравственности человека и общества не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляются негативные социальные явления, что в итоге приводит к расслоению и деградации общества в целом. Для добровольного и ответственного выполнения норм нравственности человек должен быть хорошо воспитан.[2, С.27].

Не может несовершенный человек создать совершенные технику и технологии. Известны пределы, и даже неудачи, сопровождавшие попытки передачи технологии наименее развитым странам, вызванные именно эндогенным характером механизмов накопления и применения знаний. Отсюда необходимость и потребность, как можно более раннего приобщения к науке, к методам использования ее достижений, обучения трудному искусству использования достижений прогресса при соблюдении уважения к человеческой личности и ее целостности. При этом необходимо помнить и об этической стороне этого вопроса.

Большая роль в реформировании высшей школы отводится университетам. Он готовит к научным исследованиям и преподаванию, обеспечивает различные виды адаптированной к потребностям экономической и социальной жизни профессиональной подготовки. Осуществляет международное сотрудничество. Университет должен иметь также возможность высказывать свое мнение в условиях полной независимости и со всей ответственностью по этическим и социальным проблемам, обладая при этом интеллектуальной властью, в которой общество нуждается, с тем, чтобы ему было легче анализировать, понимать и действовать. В реальной жизни, большинство университетов зависимы от министерств, федеральных и региональных властей, чиновников различного рода.

Состояние образования во все времена в любом обществе являлось отражением болевых его точек, являлось выражением своей эпохи, культуры, общественно-политической организации.

Только у социума, который руководствуется общечеловеческими принципами морали и нравственности, национальное сознание может находиться на высоком уровне, только такой социум способен к духовному и экономическому росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Именно это условие необходимо для нормального стабильного развития государства и образования.

Культура выживает только благодаря силе, гибкости и плодотворности своих основополагающих идей.

Литература:

1. Газман О. Нравственность престижна // Учительская газета. - 2008. - №44. -

С.18.

2. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика. - 2008. - №9.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — 29 с.

4. Левинсон А., Стучевская О. Менеджер секции мягкой игрушки // Знание-сила № 1, 2005

5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России//Педагогика. - 2008. - №9.

6. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада

Международной комиссии по образованию для XXI века.

http://www.ifap.ru/library/book201.pdf.

7. Ове Корсгард. Борьба за просвещение. С.- Петербург - Москва. - ООО «ФАНТЕРА», 2000, 70 С.

. О создании конвейера «людей примитивного полуевропейского типа». Ход и результаты обсуждения проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Сборник материалов / Сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов. - М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009. - 232 с.

8. Султанова М. Философская культура Теодора Роззака. Очерк философской публицистики. - М., ЦОП института философии РАН, 2005, 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.