Научная статья на тему 'Образование, профессиональная подготовка и свобода творчества осужденных к лишению свободы'

Образование, профессиональная подготовка и свобода творчества осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
236
25
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Минязева Т. Ф.

Определяется значение образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы как средства исправительного воздействия на них и их роль в жизни указанных лиц после освобождения.

Formation, Professional Training and Freedom of Criminals Criativity to Deprivation of Freedom

The meaning of formation and professional training of freedom condemned to deprivation as means as change of influence on them and their role in life of the specified person after clearing is defined.

Текст научной работы на тему «Образование, профессиональная подготовка и свобода творчества осужденных к лишению свободы»

ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА ОСУЖДЁННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Т.Ф. Минязева

Кафедра уголовного права и процесса Российский Университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Определяется значение образования и профессиональной подготовки осуждённых к лишению свободы как средства исправительного воздействия на них и их роль в жизни указанных лиц после освобождения.

Забота о повышении образовательного уровня и профессиональной подготовке каждого человека - одна из основных задач государства. Осужденные не являются исключением. Изречение

о том, что «учиться — все равно, что плыть против течения, остановился — и тебя отнесло назад», отражает особое значение образования для лиц, лишенных свободы.

Важно заметить, что осужденные, отбывающие лишение свободы, обучавшиеся до осуждения в учебных учреждениях РФ, косвенно лишаются этого права. В силу качественного свойства наказания в виде лишения свободы, необходимости пребывания в исправительных учреждениях, осужденные не могут быть отпущены для сдачи итоговых или государственных экзаменов, защиты дипломов. Вместе с тем именно обучение призвано давать осужденным не только определенную сумму знаний, но и способствовать их исправлению, совершенствованию как личностей, вселять уверенность и надежду на будущее.

В соответствии со ст. 7 УИК РФ получение общего образования и профессиональная подготовка, наряду с режимом, воспитательной работой, общественно полезным трудом и общественным воздействием являются основными средствами исправления осуждённых. Обучение (общее и профессионально) — и право и обязанность осуждённых. Обязаны получить основное общее образование осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста тридцати лет. Обязательное начальное, профессиональное образование или профессиональная подготовка организуются для осуждённых, не достигших пенсионного возраста и не имеющих профессии (специальности), по которой они могли бы работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Осуждённые старше тридцати лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут получить основное общее или среднее (полное) образование по их желанию. Лица пенсионного возраста и инвалиды первой и второй групп по их желанию могут получить и профессиональную подготовку. Осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы к общему образованию не привлекаются, однако и им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку отбывания наказания (ст. сг. 108, 112 УИК РФ).

Действующее уголовное законодательство (п. *и* ст. 44, ст. 54 УК РФ) предусматривает наказание в виде ареста, представляющего собой краткосрочное (на срок от одного до шести месяцев) лишение свободы1. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством общее образование и профессиональная подготовка осуждённых к аресту не осуществляются. Несмотря на то, что арест пока не может назначаться виновному, целесообразно поставить вопрос о необходимости дополнения норм УИК РФ о порядке исполнения ареста положением о создании в арестных домах условий для самостоятельного обучения и повышения уровня профессиональной подготовки осуждённых.

Отношение осужденных к образованию, профессиональной подготовке учитываются при решении вопроса о степени их становления на путь исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ).

При исправительных учреждениях функционирует 187 вечерних общеобразовательных школ и 127 учебно-консультативных пунктов, где ежегодно получают образование более 34 тысяч осужденных. Минюстом в составе УИС создано 4 высших (с филиалами в пяти городах) и 2 средних специальных учебных заведений, 50 учебных центров, образован научно-

' В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 25 декабря 1996 г. и ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» наказание в виде ареста будет применяться по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г.

исследовательский институт с филиалами в Твери и Иванове1. В местах лишения свободы постоянно совершенствуются формы и методы обучения содержащихся в них лиц, особенно в воспитательных колониях.

Положением «О порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах» Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации право осужденных на получение образования гарантируется созданием вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультативных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Типового положения Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237 «О вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»2.

Обязанности обучающихся определяются уставом школы с учетом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов должны быть освобождены от работы с сохранением заработной платы по месту работы, в дни занятий их не должны привлекать к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий. Они имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характеров или другими исключительными обстоятельствами. Для выпускников IX, XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены. Осужденные, водворенные за нарушения требований режима отбывания наказания в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, в одиночную камеру в колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме обучения".

Нормативными актами, регламентирующими учебный процесс в исправительных учреждениях, установлен порядок его организации и проведения на основе общеобразовательных учебных планов и программ. В целях надлежащего обеспечения процесса обучения осужденных в школах на исправительное учреждение возлагается обязанность по подбору квалифицированных педагогических кадров, предоставлению и содержанию на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, приобретению необходимой мебели, учебников, учебно-наглядных пособий, письменных принадлежностей, технических, аудио- и видеосредств, химических реактивов и пр. Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный учредителем и работающий во взаимодействии с администрацией исправительного учреждения.

Ограничения права осужденных на образование в местах лишения свободы прямые. Они выражаются главным образом в том, что учебный процесс осуществляется с учетом требований режима содержания осужденных. Педагогический персонал учреждения также обязан подчиняться Правилам внутреннего распорядка соответствующего учреждения.

В современный период на более, по сравнению со взрослыми, высоком уровне организован процесс обучения осужденных в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Исправительные учреждения, так же как и многие государственные образовательные учреждения, испытывают проблемы экономического характера, нехватки средств на приобретение необходимого оборудования, а также кадровые проблемы. Вместе с тем в исправительных учреждениях ведется учет осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также лиц, желающих повысить свой общеобразовательный уровень, создаются условия для самообразования.

1 Уголовно-исполнительная система Российской Федерации// Российская юстиция. 2000, № 9. С. 61

2 Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316; Собрание законодательства РФ. 1994. № 29, ст. 3050 и 1996. № 38. Ст. 4430.

3 Ст. ст. 8—11 Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах // Российская газета. 1999. 19 марта.

14

При исправительных учреждениях имеются библиотеки. Осужденным разрешается без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств, получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, необходимую литературу, приобретать их по безналичному расчету через торговую сеть исправительного учреждения. Они имеют право в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха, на прослушивание радиопередач, просмотр телепередач и на приобретение теле- и радиоприемников или получение их от родственников или иных лиц.

Осужденные к лишению свободы, не имеющие профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении, обязаны получить начальное профессиональное образование или пройти профессиональную подготовку по специальности, по которой они смогут работать и после освобождения. Ограничение осужденных в праве на получение профессии выражается в его обязательном характере и возможности выбора профессии в пределах, имеющихся в данном исправительном учреждении.

Профессиональное обучение и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции РФ по согласованию с Министерством образования РФ. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения должна оказывать содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования (ч,4 ст. 108 УЖ РФ).

Организуется профессиональное обучение осужденных непосредственно на производстве исправительного учреждения, а также в школах при нем. Основными формами профессионального обучения являются: индивидуальное, бригадное и курсовое обучение. Для изучения обязательных курсов специальных, общетехнических и других дисциплин одной или родственных специальностей осужденные, обучаемые бригадным или индивидуальным методом, объединяются в учебные группы.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве колонии (ч. 5 ст. 108 УИК РФ).

Принимая во внимание необходимость охраны здоровья осужденных, в исправительных учреждениях созданы специальные службы, ведущие отбор и учет осужденных, которым предстоит профессиональное обучение, и производящие их медицинский осмотр на предмет соответствия их физиологии занятиям соответствующей профессией.

Представляется целесообразным решение вопросов о профессионально-техническом обучении осужденных строго дифференцированно и индивидуально еще до направления их в соответствующее исправительное учреждение, за исключением лиц, которым назначено отбывание лишения свободы в тюрьме. Это позволило бы в большей степени учитывать имеющуюся у осужденного профессию или его желание получить какую-либо профессию, естественно исходя из лимита исправительной системы. Такой подход стимулировал бы и стремление виновного к исправлению, досрочному освобождению и нормальной жизни в обществе.

Было бы полезно предоставлять осужденным, отбывающим наказание в исправительной колонии-поселении, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, право на заочное обучение (или его продолжение, или в порядке перевода на эту форму обучения в связи с осуждением) в гражданских учебных учреждениях страны.

В условиях научно-технического прогресса расширяется круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за неосторожные преступления. Действующий УК РФ, с учетом особой тяжести последствий, наступающих вследствие совершения неосторожных преступлений, относит некоторые из них к категории тяжких, устанавливая наказание от четырех до десяти лет лишения свободы (например, за транспортные преступления ч. ч. 3 ст. ст. 263, 264, 266-269). Вряд ли оправданно лишать таких лиц права на получение желаемого образования. Если осужденных, отбывающих наказание за преступления, совершенные по неосторожности, наделить правом на заочное обучение в гражданских вузах страны, то на администрацию колонии необходимо возложить обязанности по оказанию им содействия в своевременном получении заданий из соответствующих вузов и отправлении выполненных работ. Экзамены осужденные могли бы сдавать после освобождения из колонии в специально установленные для них сроки или при наличии возможности - по дистанционной форме и пр. Предоставлять им в этих целях краткосрочные выезды вряд ли целесообразно.

Действующим законодательством лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях, разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего

профессионального обучения, расположенных только в пределах соответствующего административно-территориального образования (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Таким образом, осужденные ограничены в выборе профессии местом дислокации исправительного учреждения. Такое ограничение в какой-то мере оправданно в отношении лиц, переведенных в колонии-поселения из колоний общего и строгого режимов в порядке поощрения и вряд ли приемлемо в отношении лиц, совершивших преступление по неосторожности.

Идея о предоставлении осужденным возможности получения высшего образования обсуждалась в 1998 г. в ЮНЕСКО, куда обратились преподаватели нескольких российских вузов с предложением о совместном создании программы «тюремных университетов». Сегодня в российских вузах имеется уже достаточно наработок в области дистанционного обучения. Вот уже более пяти лет в недрах ГУИНа проходит эксперимент по обучению осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы в высших учебных учреждениях. Более 500 заключённых заочно обучаются в вузах страны. По числу узников-студентов лидирует Северо-Западный политехнический институт в Санкт-Петербурге, там обучается более ста осуждённых. В 1999г ГУИН заключил соглашение с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) о развитии проекта «Дистанционное образование в пенитенциарной системе России». В 6 субъектах Российской Федерации появились студенты-заочники МЭСИ за колючей проволокой. Пока осуждённые занимаются, так называемым кейс-методом: они получают учебники и учатся когда могут. Но ГУИН уже отправил в ЮНЕСКО заявку на получение гранта для создания компьютерной сети, что позволит обучать заключённых на расстоянии в режиме реального времени’. Реальные шаги в воплощении идеи «тюремных университетов» сделаны в Тверской области. Такое обучение там введено как платное. Прослушивание одного курса стоит 679 рублей. Осужденные платят по 200 рублей, остальные расходы взяло на себя Управление исполнения наказаний области. Результаты проводимого эксперимента свидетельствуют о том, что обучение благотворно сказывается на дисциплине, вызывает положительный отзыв со стороны близких осужденных, общества. В подобных случаях одновременно решается и задача подготовки осужденных к жизни на свободе2. Представляется, что за этой идеей будущее исправительных учреждений страны. Пока высшее образование заключённые получают в порядке экспериментов. Законодательство не регламентирует правила получения высшего образования. Однако в концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ предусмотрена система норм о возможности получения заключенными высшего образования.

Многие осуждённые, в силу своего образовательного уровня, природных данные, а также стремления заняться полезным делом в любых условиях и в местах лишения свободы стараются развивать свой творческий потенциал. Поддержание творческой инициативы осужденных призвано содействовать организации их досуга, что в настояшее "время особенно актуально ввиду безработицы в ряде исправительных учреждений. Лицам, изолированным от общества, гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Творческая деятельность для осуждённых представляет своего рода психологическую разгрузку, помогающую им в таких своеобразных условиях сохранять человеческое лицо, чувствовать себя способными выйти на свободу полноценными гражданами.

В местах лишения свободы осужденные в свободные от работы часы могут заниматься каким-либо мастерством, творческой деятельностью. Ограничения прав осуждённых в творчестве связаны с требованиями режима, запретами на пользование специальными видами инвентаря и технологий, используемых при осуществлении такой деятельности. Осужденным прямо запрещено иметь при себе для поделок, производимых в свободное от основной работы время без соответствующего надзора, колюще-режущие предметы, различного рода химические составы, огонь и. т. п. Перечень предметов, запрещенных к использованию, содержится в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Однако работники исправительной системы часто идут на отступления от установленных правил, предоставляя осуждённым запрещенные предметы, необходимые для творческой деятельности. Ремеслом, связанным с использованием

1 Кулик В. ЛИКБЕЗ за решеткой. // Российская газета. 2000 г. 12 мая ' Дзкуя Р. Тюремные университеты // Российская газета. 1999. 30 июля.

16

опасных веществ и материалов осуждённые могут заниматься в условиях строгою надзора и контроля,с соблюдением требований режима отбывания наказания.

Осужденные во все времена стремились к творческой деятельности. Ф.М. Достоевский отмечал: «Без своего особого, собственного занятия, которому бы он предан был всем умом, всем расчетом своим, человек в остроге не мог бы жить. Да и каким способом весь этот народ, развитой, сильно поживший и желавший жить, насильно сведенный сюда в одну кучу, насильно оторванный от общества и от нормальной жизни, мог бы ужиться здесь нормально и правильно, своей волей и охотой? От одной праздности здесь развились бы в нем такие преступные свойства, о которых он прежде не имел и понятия. Без законной нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя. И потому каждый в остроге, вследствие естественной потребности и какого-то чувства самосохранения, имел свое мастерство и занятие... каждая казарма, несмотря на запрет, обращалась в огромную мастерскую. Собственно труд, занятие не запрещались; но строго запрещалось иметь при себе, в остроге, инструменты, а без этого невозможна работа. Но работали тихонько, и, кажется, начальство в иных случаях смотрело на это не очень пристально. Многие из арестантов приходили в острог ничего не зная, но учились у других и потом выходили на волю хорошими мастеровыми»1.

И в наше время из чего только не мастерят осужденные свои поделки. На выставке достижений народного хозяйства, проходившей в начале девяностых годов, были представлены экспонаты, сделанные руками лиц, отбывавших лишение свободы на территории Российской Федерации. Там и предметы первой необходимости, и художественная лепка, и резьба по дереву. Для своих поделок осужденные используют самые разнообразные материалы, например хлеб, шерстяные нитки, кусочки ткани, косточки от фруктов, скорлупу орехов, ложки, кружки и пр. Французский писатель Оноре де Бальзак правильно подметил, что «все человеческое умение - не что иное, как смесь терпения и времени».

В одной из исправительных колоний по инициативе ее начальника проводился эксперимент по созданию собственного телевидения. Видеокамеру им помог приобрести попечительский совет колонии, а необходимую для трансляции аппаратуру осужденные приобретали всем миром, подключив и платежеспособных родственников. Отбывали наказание в колонии свои «видеоинженеры», «монтажеры», «ведущие», которые занимались организацией в колонии кавээнов. Местное телевидение, передававшее новости колонии, по рейтингу осужденных, опередило все другие информационные каналы. Рубрики подсказывает сама жизнь в колонии, например «Благая весть», созданы и развлекательные программы, например «Интеллект-шоу», «В мире животных» (в колонии разводят кроликов). Предполагается сотрудничество колонии с городскими телестудиями2. Творческая деятельность, особенно видеосъемка, ведется под наблюдением администрации колонии.

В одной из колоний Волгоградской области вот уже несколько лет проводятся всевозможные самодеятельные смотры, конкурсы, спартакиады. Администрация колонии стремится приобщить каждого осуждённого к искусству. С этой целью, к так называемому «Дню колонии» «Каждый отряд (или группа) готовит свою театрализованную «программу», оснащенную богатейшим выбором костюмов, и тщательно продумывает свой наряд - от римских гладиаторов, рыцарей до солдат армии Наполеона и Кутузова»3

Сегодня к работе с осужденными привлекаются и деятели культуры: приезжают известные артисты, эстрадные группы и пр. Осужденные занимаются и научной деятельностью. Они вносят рационализаторские предложения по совершенствованию производства, им гарантировано право авторства на изобретения и открытия.

В уголовно-исполнительном законодательстве нет специальных норм, регламентирующих творческую деятельность осуждённых. Это связано с тем, что занятие творчеством - это право осуждённых, состояние души конкретного лица, а законодательство ориентировано на всех осуждённых. Однако наличие подобных норм, обязывающей администрацию исправительного учреждения и самодеятельные организации осужденных, в рамках решения одной из основных их задач: оказания осужденным помощи в духовном развитии, создавать необходимые условия для

1 Ф.М. Достоевский. Записки из мертвого дома Санкт-Петербург: БИБЛИОПОЛИС, 1994. С. 43-44.

2 Полякова А. Говорит и показывает тюрьма! // Коме, правда. 1996. 25 дек.

’ Пастушков А.. А рядом Гамлет спит на нарах. Комедия строгого режима в натуре.// Российская газета. 2001. 9 февраля.

поддержания творческой инициативы осуждённых. Место такой нормы — в главе 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осуждённых к лишению свободы» ст. ст. 109-111.

Основная задача деятельности исправительных учреждений заключается не в том, чтобы посадить виновных в преступлениях лиц и ограничивать их в гражданских правах, а в том, чтобы создать максимум возможностей для искупления ими вины, освобождения и возвращения к нормальной жизни. Решение этой задачи зависит в большей степени от самих осуждённых, однако необходимы законы, помогающие им, и повсеместная реализация этих законов.

FORMATION, PROFESSIONAL TRAINING AND FREEDOM OF CRIMINALS CRIATIVITY

TO DEPRIVATION OF FREEDOM

T.F. Minyaseva

The Department of Penal Law and Procedure Russian University of People ’ s Friendship Mikluho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

The meaning of formation and professional training of freedom condemned to deprivation as means as change of influence on them and their role in life of the specified person after clearing is defined.