Научная статья на тему 'Образование отработанного антифриза в республике Узбекистан и проблемы его утилизации'

Образование отработанного антифриза в республике Узбекистан и проблемы его утилизации Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Хайдаров Азиз, Радкевич Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование отработанного антифриза в республике Узбекистан и проблемы его утилизации»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАБОТАННОГО АНТИФРИЗА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ

ЕГО УТИЛИЗАЦИИ

1 2 Хайдаров А. , Радкевич М.В.

'Хайдаров Азиз - студент, направление: экология и охрана окружающей среды; 2Радкевич Мария Викторовна - доктор технических наук, доцент, и.о. профессора,

кафедра экологии и управления водными ресурсами, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Научно-технический прогресс не только расширяет производительные возможности человека, но и сопровождается ростом негативного влияния человека на окружающую среду. Благодаря развитию промышленности и транспорта ухудшилась экологическая обстановка многих территорий.

Одной из главных проблем научно-технического прогресса является образование больших объемов различных видов отходы, в том числе и токсичных. В последние годы в Республике Узбекистан стало уделяться больше внимания вопросам сбора и переработки отходов. Реформируется система утилизации бытовых отходов, организуется сбор и переработка отходов бытовой техники и электронных отходов. Однако проводящиеся мероприятия пока не могут решить проблемы накопления отходов в некоторых сферах. В частности, в транспортном секторе ряд отходов вообще не подвергается сбору и переработке. К таким отходам относится, например, антифриз. Антифризы - это общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Применяются в установках, работающих при низких температурах в качестве теплоносителей авиационных противобледенительных жидкостей, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и др. В качестве антифризов используются смеси этиленгликоля, диэтиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов и других веществ с водой. Наибольшее количество антифризов потребляет автомобильная промышленность [1].

Отработанные антифризовые составы теряют потребительскую ценность и утрачивают эксплуатационные характеристики по мере того, как повышается их температура замерзания. При этом они становятся токсичными отходами, насыщенными тяжелыми металлами и относящимися к III классу опасности. Просто размещать их на свалках и полигонах нельзя: при разложении антифризов многие опасные компоненты отравляют грунт, воду и воздух. Поэтому антифризы должны направляться на утилизацию в специализированные организации.

Объемы накопления отработанных антифризов довольно велики. При применении его в автомобилях нормативный срок замены составляет 2 года. Для заправки системы охлаждения легкового автомобиля требуется 5-7 л антифриза [2], грузового -от 25 до 40 литров, в зависимости от мощности двигателя [3].

Автомобильный парк Республики Узбекистан составляет около 3 млн. автомобилей, в том числе 1,6 млн. легковых. Таким образом, в среднем по республике ежегодный объем образующегося отработанного антифриза составляет около 9,6 т/год от легковых и 35,2 т/год от грузовых автомобилей в среднем, при условии, если менять антифриз раз в год.

Отработанные антифризы бесконтрольно сливаются на грунт или в канализацию, что наносит значительный экологический ущерб. Кроме того, этиленгликоль довольно дорогой продукт, на производство тонны которого затрачивается не менее 3-х тонн нефтяного сырья. Таким образом, утилизация этиленгликоля из отработанных антифризов важна как с экологической, так и с экономической точек зрения.

На сегодняшний день разрабатываются и внедряются технологии, позволяющие выделять из отходов чистый этиленгликоль. Благодаря современной технологии фильтрования отходов с добавлением особых присадок можно получать переработанный антифриз: с более низкими характеристиками, но зато и более дешевый, нежели «первичный».

Существуют технологии, применяющих другой метод. После отстоя жидкостей из них отделяют этиленгликоль с помощью вакуумных технологий и в условиях различного давления. Такой очищенный состав можно использовать без особого вреда для человека и окружающей среды. Кроме этого, некоторые частные предприятия занимаются утилизацией антифриза [4] путем термического уничтожения: сжигаются в специально приспособленных печах, снабженных системой очистки газов. Продукты сгорания уже являются нетоксичными и могут повторно использоваться, например, в производстве цементных добавок

Технология, предложенная в [5], предполагает химическую обработку отходов. Отработанные растворы антифриза (содержащие этиленгликоль) и сернокислотного электролита смешивают при весовом отношении этиленгликоля к серной кислоте от 1,0 : 0,1 до 1,0:1,5, в пересчете на безводные компоненты. Затем полученную смесь подвергают термообработке при 100-180°С при атмосферном давлении в условиях свободного доступа воздуха в реакционную зону при перемешивании продукта до получения аморфного сульфированного углерода. Затем, проводят его дальнейшую термообработку при 250 -350°С до образования зольного остатка. Метод позволяет проводить совместное обезвреживание выработавших свой ресурс антифризов и сернокислотного электролита с получением продуктов, пригодных к вторичному использованию.

В условиях Республики Узбекистан, можно применить технологии термического обезвреживания органических токсичных отходов, которые предусматривают использование огневого или плазменного способа их сжигания в специальных печах при температурах 800-4000°С. Эти способы позволяют перевести отходы в экологически безопасное состояние, при этом объем отходов может быть уменьшен в 10-50 раз [6].

Внедрение этих технологий позволит сохранять благоприятную экологическую обстановку, природные ресурсы нашей республики и получать значительные и стабильные экономические выгоды.

Список литературы

1. Антифриз. Материал из Википедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/антифриз. (дата обращения 17.11.2018).

2. Описание модели КАМаз. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://avto-ílot.ru/coolant/chevrolet/lacetti.html. (дата обращения 18.11.2018).

3. Описание модели КАМаз. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autoopt.ru/auto/encyclopedia/truck/kamaz/mark/kamaz-5320/. (дата обращения 18.11.2018).

4. Утилизация отработанного антифриза, СОЖ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://intergreen.ru/utilizatsiya-otkhodov/otrabotannyy-antifriz-sozh/. (дата обращения: 20.11.2018).

5. Способ обезвреживания токсичных промышленных отходов: Авторское свидетельство № №2472699 Автор: Андрианов Анатолий Карпович ^и) (73) Патентообладатель(и): Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова»

6. Чечеткин Ю.В., Грачев А.Ф. Обращение с радиоактивными отходами. Самара: Самарский дом печати, 2000. 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.