Научная статья на тему 'Образование на Ставрополье в 1920-е гг'

Образование на Ставрополье в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬСТВО / CULTURAL REVOLUTION / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / EDUCATION / LITERACY / SCHOOL / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерова Александра Андреевна

В статье рассмотрено развитие образования на Ставрополье в 20-е гг. XX века, выявлено значение участия комсомольцев в деле просвещения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозерова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the Stavropol region in the 1920s

In article the development of education to Stavropol Territory in the 20th of the XX century is considered; value of participation of Komsomol members in education of the population is revealed.

Текст научной работы на тему «Образование на Ставрополье в 1920-е гг»

игры направлены на развитие, какличностных черт учащегося, так и психических процессов, направленных на развитие творческих способностей детей, осуществляемом в воспитательно-образовательном процессе.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск : Знание, 1999. - 123 с.

2. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. - СПб. : СПбГУПМ, 2003,- 129 с.

3. Запорожец A.B. Изменение моторики школьника в зависимости от мотивов и условий его

деятельности // Избранные психологические труды, т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 297 с.

4. Косова В.Н Дидактические игры для младших школьников В.Н. Косова// http://www.resobr.ru/ та1епа15/307/474б/

5. Пидкасисгый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.

6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996. - 112 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. -256 с.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педаго-гика,1998.-304 с.

EDUCA TION IN THE STA VROPOL REGION IN THE 1920s

Belozyorova Aleksandra Andreevna, Under-graduate Student, Humanitarian institute, North-Caucasian Federal

University, Stavropol

E-mail: white_ lake 799 i@maii. ru

In article the development of education to Stavropol Territory in the 20th of the XX century is considered; value of

participation of Komsomol members in education of the population is revealed.

Keywords: cultural revolution; cultural and educational work; education; literacy; school; teaching.

УДК 93/94

ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 1920-е гг.

Белозерова A.A., 2015

БЕЛОЗЕРОВА Александра

Андреевна, магистрант,

Гуманитарный институт,

Северо-Кавказский

федеральный университет,

Ставрополь

white_ lake 199 i@maii. ru

В статье рассмотрено развитие образования на Ставрополье в 20-е гг. XXвека, выявлено значение участия комсомольцев в деле просвещения населения. Ключевые слова: культурная революция; культурно-просветительная работа; образование; грамотность; школа; учительство.

I

Главной целью культурной революции, проводившейся на Ставрополье, являлось формирование нового человека, его воспитание и обучение. Соответственно, "социалистическое перевоспитание трудящихся масс началось с борьбы за всеобщую грамотность - основу всякой культурности". [2, С.4]. Также важнейшим условием осуществления культурной революции Коммунистическая партия определила создание новой, подлинно народной демократической школы. [4, С. 158]. Поскольку без решения проблемы массовой безграмотности среди трудящегося населения невозможен был культурный рост, то одной из важных задач была ликвидация неграмотности. Неграмотность препятствовала участию населения в политической, общественной жизни страны. В результате, людям была предоставлена возможность обучения в учебных заведениях.

В январе - марте 1920 года в крае было развернуто культурное строительство под руководством партийных и советских организаций. Партия и правительство начали работу по ликвидации неграмотности и малограмотности, широкую культурно-просветительную работу среди трудящихся города и деревни.

И так было повсеместно: и на Кубани, и на Ставрополье, и в национальных районах Северокавказского края.

В 1920 году были образованы Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности (Грамчека). В 1920 году на Ставрополье был образован губернский отдел по народному образованию.

Труд Грамчека на Ставрополье дал хорошие результаты: к началу 1921 года к обучению в ликбезах было привлечено 58 147 человек, из них 37 283 женщины, обучено 43 050 человек. [4,С.160].

Культурная революция получила подлинно всенародный размах: в борьбу против неграмотности были вовлечены сотни тысяч ликвидаторов неграмотности; повсюду создавались новые очаги культуры: библиотеки, клубы, избы-читальни, открывались ликпункты, школы. При них создавались кружки. [2, С.9].

Поскольку масштабы работы по ликвидации неграмотности увеличивались, партия задействовала Коммунистический Союз Молодежи. Он оказывал помощь в борьбе с культурной отсталостью, включившись в борьбу за всеобщую грамотность. Комсомольцы были отправлены в школы, где принимали участие в работе школьных советов. Каждый грамотный комсомолец должен был научить читать и писать неграмотного. [7, С.97].3а 1924-1925 учебный год в Ставропольском округе было обучено 17 782 неграмотных и малограмотных. Обучение проходило в 323 ликпунктах и 39 школах. Однако этой сети не хватало, и в округе оставалось еще большое число необученных грамоте. [5, С.198].

Комсомольцы принимали участие в создании школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (LLIKM).

Комсомольцы учились и сами, составляя основу этих школ. Многие также пошли учиться в рабфаки, техникумы и институты. [1, С.41].

Задача комсомольцев состояла в том, чтобы как можно больше вовлечь учащейся молодежи в ряды комсомола. Комсомольцы превращали школы в очаг культурно-просветительной и политико-воспитательной работы. [8, С.37].

Важное место в процессе коммунистического воспитания молодого поколения партия отводила советской школе, которая должна была подготовить образованныхлюдей. [8,31 ].

Успехи школьного образования определялись, прежде всего, работой учительства. Местные партийные органы оказывали помощь органам народного образования в организации работы по подготовке учителей. В городах и районных центрах работали курсы по педагогической и политической переподготовке учителей, кружки по изучению политики партии, краткосрочные курсы. [3, С.110; 4, С.165].

Участие учительства в социалистическом строительстве дало возможность, во-первых,

выявить лучшую часть учительства и создать из него помощника партии и советской власти; во-вторых, участие в общественной работе политически закалило учительство. [6, С.93].

Много внимания уделяли партийные и советские органы народному образованию, вопросам организации школьного и внешкольного обучения населения

Основными формами учебы были партийные школы 1 и 2 ступени, уездные школы политграмоты и школы-передвижки. [5, С.178].

В1925 г. значительно расширилась сеть начальных и средних школ, работали сельскохозяйственные школы.

Заботясь о развитии общего образования, местные органы в то же время развернули сеть техникумов и профтехшкол. В1920-е годы были открыты педагогические техникумы в Ставрополе, Ессентуках, Минеральных Водах; Пятигорский политехникум, Ставропольский и Прасковейский сельхозтехникумы, Егорлыкс-кая профтехшкола и др. Здесь готовились кадры специалистов для учреждений культуры края.

Благодаря поддержке трудящихся удалось создать ш и року ю сеть л и кбеза. По Ста вропол ь-скому округу к концу 1928 г. работало 142 бюджетных школы грамоты и 150 - за счет средств общественности, в том числе комсомольских организаций. В результате, к маю 1929 г. обучение проходили 9250 неграмотных и 5440 малограмотных. Однако в Ставропольском округе к осени 1929 г. оставалось свыше 100 тыс. неграмотных в возрасте от 16 до 35 лет. [7, С.100].

В 1929 году в крае был осуществлен переход к всеобучу - всеобщему обязательному обучению. Вначале оно вводилось в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Минеральных Водах, Железноводске, Георгиевске и некоторых селах, а с 1930 года всеобуч был введен повсеместно. [4, С.166].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на Ставрополье была проделана большая культурно-просветительная работа. Культурная революция заложила основу всеобщей грамотности населения, способствовала повышению образовательного и культурного уровня,увеличению количества грамотных посредством расширения возможности обучения на курсах, в техникумах, в институтах. Создание общеобразовательной школы стало одним из самых значительных завоеваний культурной революции.

Литература:

1. Гавриков В. П. Комсомол Ставрополья в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 40-55

2. Мельников. В.В. Ленин В.И. и культурная революция на Северном Кавказе. // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 3-20.

3. Мельников В.В., Павленко. A.A. Подготовка и воспитание новых учительских кадров на Северном Кавказе в 1928-1932 гг. // В.И.Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 108126.

4. Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь,! 986. - Т.2. - 607 с.

5. Очерки истории ставропольской организации КПСС. - Ставрополь, 1970. - 632 с.

6. Павленко A.A. Идейно-политическое воспитание учительства в годы первой пятилетки // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. -С. 87-107.

7. Семисотое И.Н. Комсомол Ставрополья в борьбе за всеобщую грамотность в годы первой пятилетки // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 96-107.

8. Сучихин В.И. Работа комсомола Ставрополья среди учащейся молодежи. Организация пионерского движения на Ставрополье (1921-1925 гг.) // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. - С. 58-74.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TEACHING ACTIVITIES

Tagirova Zarina Ayatulahovna, Under-graduate Student, Chair of Psychology E-mail: ms.tagirova94@maii.ru

Lozhechkina Anna Dmitrievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair ofPedagogy and Educational Technologies

E-mail: gogastik77@maii.ru North-Caucasus Federal University, Stavropol

The process of educational activity means that it is dominant role of subjects of educational process is the teacher and the student. The teacher has a great professional and personal responsibility in this process and builds an individual paradigm of pedagogical interaction, cooperation with the students. The teacher is a significant figure for human learning, which is professionally engaged in educational activities, it is therefore important acmeoiogicai development of subjects of educational process (teacher-student), as weii as positive dynamics of this interaction. Keywords: acmeoiogicai cooperation; interaction; educational activity; psychological and acmeoiogicai technologies.

УДК 37.025

© Тагирова 3.A., 2015 © Ложечкина А.Д., 2015

ТАГИРОВА Зарина Аятулаховна, магистрант, кафедра Психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь ms.tagirova94@maii.ru

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс образовательной деятельности предполагает, что в нем доминирующую роль субъектов образовательного процесса занимают педагог и обучающийся. Педагог несет большую профессиональную и личностную ответственность в данном процессе и выстраивает индивидуальную парадигму педагогического взаимодействия, сотрудничества с обучающимися. Педагог является той значимой фигурой для обучающегося человека, который профессионально осуществляет воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому важным является акмеологическое развитие субъектов образовательного процесса (учитель-ученик), а также положительная динамика этого взаимодействия.

Ключевые слова: акмеологическое взаимодействие; взаимодействие; педагогическая деятельность; психолого-акмеологические технологии.

I

Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности предполагают не только формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.