Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТЕР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ'

ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТЕР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / NURSING / УЧЕБНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвейчик Т.В.

Во всем мире возрастает внимание к работе медсестер, как и к доступной и качественной медицинской помощи. Представлены современные методики обучения медсестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN NURSING EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS (ON THE OCCASION OF THE 70TH ANNIVERSARY OF POSTGRADUATE EDUCATION OF HEALTH ADMINISTRATORS IN BELARUS)

The attention of human society to nurses’ activities is increasing in the Republic of Belarus, as in the developed countries of the world, which is due to a desire for fuller, accessible, and high-quality medical care through governmental institutes.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТЕР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ»

© Т.В. Матвейчик, 2016

ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТЕР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Т.В. Матвейчик

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск E-mail: matveichik51@rambler.ru

Во всем мире возрастает внимание к работе медсестер, как и к доступной и качественной медицинской помощи. Представлены современные методики обучения медсестер.

Ключевые слова: сестринское дело, учебная работа, информационные технологии.

ВОЗ призвала мировое сообщество доказать свою приверженность идее укрепления сестринского и акушерского дела путем практических действий ^НА 64.7, р.13.4). Профессорско-преподавательский состав кафедры общественного здоровья и здравоохранения (кафедра ОЗиЗ) Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) поддержал этот призыв, совершенствуя систему обратной связи в области практики. Обучающиеся на курсе «Организация сестринского дела» (курс «ОСД») считают значительным вкладом в развитие сестринского дела проект «Модель стратегического плана развития сестринской помощи в Республике Беларусь на 2014-2024 гг.», представленный в монографии «Сестринское дело в XXI веке». Проект содержит программу «Опыт прошлого - шаг в будущее».

Деятельность курса «ОСД», который начал работать на кафедре ОЗиЗ БелМАПО 6 марта 2001 г., востребована практическим здравоохранением и базируется на идеях основателя курса проф. Э.А. Вальчука. Идеи эти поддержаны многочисленными последователями проф. Вальчука, развиваю-

щими их в рамках научной школы общественного здоровья в соответствии с резолюциями ВОЗ. Создание курса «ОСД» позволило объединить усилия по обучению 110 945 тыс. специалистов со средним медицинским образованием.

В 2011-2014 гг. на долю медсестер пришлось от 67,37 до 67,41% всех медицинских работников Республики Беларусь (РБ). Укомплектованность медсестрами здравоохранения РБ - 97,8% (в 2014 г. -97,1%). И хотя показатель обеспеченности медсестрами в РБ на 100 тыс. населения составил в 2010 г. 1010,7, акушерками - 50,76 (для сравнения со странами Европейского региона: обеспеченность медсестрами - 802,8, акушерками - 41,2, в странах ЕС -соответственно 801,4 и 33,7), это не снимает остроты дефицита медсестер.

Соотношение между численностью врачей и медсестер, влияющее на качество медицинской помощи, в настоящее время составляет 1:1,2, в 1970 г. оно было 1:3,58, в 2010-2012 гг. - 1:2,42, т.е. примерно таким же, как в эти же периоды в Болгарии, Чехии, Эстонии, Польше. В ряде европейских стран, в Канаде, США, Японии оно составляет 1:4, и даже доходит до 1:5 в Финляндии и Ирландии.

Цель развития сестринского дела - повышение качества медицинской помощи путем рационального использования потенциала медсестер, изменения их роли и места в системе ее оказания.

Требования к образованию в настоящее время наилучшим образом выражены девизом ЮНЕСКО: «Всем профессиям - высшее образование». При сохранении традиций классического образования совершается постепенный переход к симуляционному обучению, являющемуся обязательным компонентом модели профессиональной подготовки медсестер в Российской Федерации (РФ) и за рубежом. В рамках этой модели каждый обучающийся в системе базового среднего специального, высшего и дополнительного образования осваивает навыки профессиональной деятельности в соответствии со стандартами (порядками, правилами) оказания медицинской помощи. Особенность типологии непрерывного обучения, предложенного ЮНЕСКО, -

ОБР

АЗОВАНИЕ: ПР©1

миаа^ и я

формальное, неформальное, информальное образование. Формальное образование представляет собой целенаправленное обучение в учреждениях образования силами профессиональных педагогов. Неформальное образование - самообразование от случая к случаю, без участия педагогов. В настоящее время наибольший интерес вызывает информальное образование как самостоятельное получение знаний из разнообразных источников: профессиональной литературы, сети Internet, на конференциях, консилиумах и т.д. Эта форма образования развивается параллельно с информатизацией отрасли и совершенствованием компьютерной грамотности терапевтов, колеблющейся от 35 до 67% (у медсестер с высшим образованием - от 60 до 88%). Особенностями современного образования являются также необходимость перехода в перспективе к частично дистанционному обучению через этап очно-заочного обучения и коммерциализация образования и образовательных услуг.

В рамках Болонской декларации с 2015 г. в РБ начата подготовка магистров по реабилитологии, предусматривающая повышение качества образования; данный подход ранее (в 1989 г.) признан целесообразным 23 государствами Европы; он облегчает доступ к современному образованию медсестрам с высшим образованием благодаря возможности выбора и совмещения разных его моделей (англосаксонской и германской).

Работа курса «ОСД» за период 2001-2015 гг. характеризовалась разнонаправленностью.

1. Учебно-методическая деятельность

Издано 4 монографии, 30 пособий (из них 4 -с грифом Министерства образования РБ), 5 инструкций, 1 производственный стандарт, переиздано 5 учебных пособий, 1 пособие используется межбиблиотечным абонементом РФ, 1 - в ФРГ.

Разработано 19 учебных образовательных программ на 160 и 80 учебных часов, в числе которых: учебная программа повышения квалификации (ПК) и 5 инструкций, в том числе для медсестер-регистраторов «Современные алгоритмы работы регистратуры в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения»; 2 специальные программы ПК для Белорусского общества Красного Креста (БОКК); 1 специальная программа ПК для Департамента исполнения наказаний (ДИН) МВД РБ; 1 программа ПК для санаторно-курортных и оздоровительных организаций; 1 программа ПК для медико-социального обеспечения в работе больниц сестринского ухода для Министерства труда и социальной защиты РБ.

На счету специалистов курса - 185 публикаций по проблемам общественного здравоохранения и сестринского дела, в том числе в СНГ - 3,5%, за рубежом - 0,8%.

2. Организационная работа состояла в подготовке и проведении 8 республиканских конференций, семинаров, чтений. Выполнено 6 и опубликовано 4 медико-социологических исследования; прошли 5 годичных обучающих семинаров в Школе старшей медсестры; проведены 5 заседаний «круглых столов» по проблемам общественного здоровья и сестринского дела, 3 республиканских мастер-класса по идеологии здоровья.

3. Работа по формированию здорового образа жизни: 8 заседаний «круглых столов»; 5 мастер-классов по сестринской педагогике; издание учебно-методических пособий «Содействие здоровому образу жизни» с грифом РИПО (2010, 2014) и «Основы сестринской педагогики» (2012); 2 издания учебно-методического пособия «Методологические основы работы Школы сахарного диабета». Осуществлялось ведение рубрики «Здоровый образ жизни» в республиканских журналах «Народная асвета» (2003-2010), «Весшк аду-кацьп» (2008-2011), «Вестник пенитенциарной медицины» (2007-2011), «Профессиональное образование» (2014-2015); публиковались статьи в журнале РФ «Медицинская сестра».

4. Разнонаправленное сотрудничество курса «ОСД» кафедры ОЗиЗ: с системой МВД РБ (обучающие семинары 1 раз в год); с ДИН МВД РБ (1 специальная учебная программа, 1 учебное пособие); с БОКК (участие в разработке стратегического плана сотрудничества с Советом Министров РБ, 2 специальных учебных программ, соавторство в коллективной монографии). Курс сотрудничает с Центром по санаторно-курортной работе «Центр Курорт» Управления делами Президента РБ: участие в конференциях СНГ и республиканских конференциях; разработка и утверждение учебной программы ПК по обучению главных (старших) медсестер; открытие специального курса ПК с 2016 г. В рамках взаимодействия с Министерством труда и социальной защиты РБ выпущено учебное пособие с грифом Министерства образования РБ, разработаны 1 специальная учебная программа, 1 специальный курс. С Белорусской Православной Церковью ведется совместная работа в рамках Договора о сотрудничестве Министерства здравоохранения РБ и Министерства образования РБ. Это - участие в конференциях СНГ и республиканских конференциях (4 конференции, 3 ярмарки-выставки, 3 благотворительные акции). В рамках сотрудничества с РФ осуществлялись публикации в журнале ВАК «Медицинская сестра», участие преподавателей курса в Международной конференции «Росмедобразование» в 2013 г., в международных и всероссийских конкурсах на лучшее научное издание, учебник, монографию (10 дипломов лау-

о в1ншо1в1ям1ед1ы1до1ы1 емы и решен

и Я

реатов за 2013-2015 гг.), на лучшую научную статью (3 аналогичных диплома). Пособие с грифом Министерства образования РБ «Организация сестринского дела» с 2014 г. используется в межбиблиотечном абонементе РФ с государственной сертификацией Росстандарта, как и 13 работ, награжденных дипломами лауреатов. Мы сотрудничаем с Латвийским обществом врачей (выступления на Международном форуме русскоговорящих врачей «Новая волна в медицине» в 2013-2015 гг., ежегодные публикации), с ФРГ - издание в Немецкой национальной библиотеке работы «Элементы инновационного менеджмента в обучении специалистов сестринского дела» (2014); с Австрией (5 публикаций за 2014-2015 гг.), с Республикой Польша (3 научные статьи).

5. Элементы информационных технологий. На кафедре ОЗиЗ создана база для электронной библиотеки с режимом доступа общей ссылки на работы: http:// www.med.by/index/php?page=content/ ellibsci /BELMAPO/ belmapo.inc; издана электронная книга «Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения руководителя сестринского дела» (2014).

6. Элементы новизны в работе курса «ОСД» кафедры ОЗиЗ.

• Введены новые педагогические формы мастер-класса: «Диагностика и профилактика суицидального поведения у подростков людьми общественных профессий», «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», «Защитим их жизни: профилактика наркомании», «Будущее защитим вместе: профилактика заболеваний, передаваемых половым путем». Республиканские практические обучающие семинары по ФЗОЖ: «Мир моды на здоровье» (2008), «Тенденции и проблемы работы в БСУ» (2010), «Определение уровня организационных и коммуникативных навыков организатора сестринского дела» (2011), «Особенности принятия управленческих решений руководителями сестринского дела» (2012). Проводились также тренинг-семинары по повышению устойчивости к стрессам и росту творческого потенциала с изданием 2 учебно-методических пособий; обучение основам сестринской педагогики, в том числе - по ФЗОЖ и семейным ценностям с учетом современных идеологических и медицинских принципов. Изданы пособия с грифом Министерства образования РБ «Организация сестринского дела», «Организация медико-социального ухода за пациентами на дому» с грифом РИПО - «Содействие здоровому образу жизни».

Считаем полезным для выработки единых направлений и стандартов деятельности медсестер ознакомление педагогической и медицинской общественности со следующими научными, ориентированными на практику, исследованиями, проведенными на курсе «ОСД»:

• Социально-психологическое исследование портрета сестринского руководителя нового типа (монография «Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи», 2012; учебное пособие с грифом Министерства образования РБ «Организация сестринского дела», 2006).

• Регламентация работы медсестер, осуществляющих уход на дому (учебное пособие с грифом Министерства образования РБ «Основы медико-социального ухода за пациентами на дому», 2011).

• Регламентация работы медсестер-регистраторов в амбулаторно-поликлинической организации («Инструкция по применению алгоритмов работы медицинских сестер-регистраторов в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения», 2010).

• Документирование сестринского процесса при осуществлении помощи пациентам с хроническими заболеваниями на дому (учебно-практическое пособие с грифом Министерства образования РБ «Основы медико-социального ухода за пациентами на дому», 2011; учебно-практическое пособие «Делопроизводство в работе медицинской сестры - организатора», 2014) .

• Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медсестер: учебно-практическое пособие «Самодиагностика и предупреждение синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости», 2002; «Формирование программы повышения творческого потенциала (школа творческого роста)», 2002.

• Профилактика риска совершения сестринских ошибок, влияющих на качество медицинской помощи: инструкция «Организация работы Совета сестер», 2002; инструкция «Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество», 2006; учебно-методическое пособие «Способы общения медицинской сестры с пациентами разного типа», 2003; учебно-практическое пособие «Сопроводительное руководство медицинской сестре по общению и уходу за пациентами психиатрического и наркологического профиля», 2012; учебно-методическое пособие «Медико-социальное сопровождение пациента психиатрического и нарко-

■иНшнния

логического профиля в практике медицинской сестры», 2013.

Нормативы нагрузки медсестер, работающих самостоятельно (монография «Модель организации труда помощника врача по амбула-торно-поликлинической помощи», 2013; «Квалификационные тесты по специальности «Сестринское дело», 2002). Этика взаимодействия в системе «врач -сестра - пациент - партнеры» (учебно-методическое пособие «Организация сестринского дела в системе пенитенциарной медицины», 2011; инструкция «Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество», 2006; инструкция «Организация работы Совета сестер», 2002; «Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры: производственный стандарт», 2002).

Повышение престижа сестринского руководителя и медсестры (монографии «Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи», 2012; «Модель организации труда помощника врача по амбула-торно-поликлинической помощи», 2013; «Сестринское дело в XXI веке», 2014). Воздействие медицинских работников на ФЗОЖ (аспекты демографической безопасности), в том числе путем пропаганды семейных ценностей как средства профилактики заболеваний, передаваемых половым путем (учебно-методическое пособие с грифом РИПО «Содействие здоровому образу жизни», 2010, 2014; учебно-методическое пособие «Основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства, 2012).

Изучение форм, методов и опыта медико-социальной работы медсестер за рубежом:

монография «Управление сестринским процессом в стационаре (для руководителей больниц сестринского ухода), 2009; учебно-практическое пособие с грифом Министерства образования РБ «Основы медико-социального ухода за пациентами на дому», 2011.

• Инновационные технологии в работе преподавателя медицинского вуза (колледжа). Изданы пособия: «Элементы инновационного менеджмента в обучении специалистов сестринского дела», 2014; учебно-методическое пособие «Сборник ситуационных задач и деловых игр по основам права, медицинской этики и деонтологии», 2011; «Игры самораскрытия как инструмент общения в медико-социальной работе», 2008; учебно-практическое пособие «Глоссарий наиболее употребляемых терминов по организации сестринского дела», 2008; учебно-практическое пособие «Сборник деловых игр, тестов и ситуационных задач по курсу «Организация сестринского дела», 2004, 2015; научно-практическое пособие «Глоссарий для медицинских сестер», 2001.

• Предупреждение конфликтов в медицинском коллективе (учебно-практическое пособие «Конфликты и способы их преодо-ления»,2005; учебно-методическое пособие «Практикум по преодолению конфликтов в сестринском коллективе», 2004).

• Нравственные принципы при осуществлении продажи медицинской услуги за дополнительную плату (учебно-методическое пособие «Избранные вопросы технологии успешной продажи медицинской услуги в условиях санаторно-курортных и оздоровительных организаций», 2006; «Инструкция о порядке предоставления медицинских услуг на платной основе в санаторно-курортных и оздоровительных организациях», 2006; учебное пособие «Из стажера - в мастера: технологии продажи медицинской услуги в организациях здравоохранения негосударственной формы собственности», 2015).

• Организация работы в команде медицинского работника (учебно-методические пособия «Элементы инновационного менеджмента в обучении специалистов сестринского дела», 2014; с грифом Министерства образования РБ «Организация сестринского дела», 2006; учебно-практическое пособие «Конфликты и способы их преодоления», 2005).

В целом деятельность профессорско-преподавательского состава курса «ОСД» кафедры ОЗиЗ соот-

ЩКТУАЛ ЬНАЯ

ветствует требованиям к качеству обучения в системе дополнительного образования, обеспечивается новыми подходами в рамках научной школы по общественному здравоохранению Беларуси под руководством проф. Э.А. Вальчука и заведующего кафедрой ОЗиЗ канд. мед. наук М.В. Щавелевой:

• совершенствуется медико-социальная помощь в больницах сестринского ухода и системе БОКК через Службу сестер милосердия (лидеры - О.Л. Бартошевич, Т.Г. Светлович, И.Н. Мороз);

• внедряется сестринский процесс в деятельность медсестры, работающей в сфере психиатрической помощи (лидеры - Р.В. Мейшутович, Ж.Н. Прокопович, Л.А. Андреева, А.А. Александров, Л.А. Лютко);

• оптимизируются работа и методическое обеспечение труда медсестер в системе медицинской реабилитации (лидеры - Э.А. Валь-чук, Г.В. Кулагина, Т.В. Кукса, Э.Э. Вальчук);

• развиваются научные основы популяризации поведения, направленного на укрепление здоровья (лидеры - М.В. Щавелева, А.П. Романова, Т.В. Калинина);

• обосновываются организационно-управленческие и правовые действия и нормы в области сестринского дела (лидеры -А.А. Кралько, Ю.В. Станкевич, В.И. Петров);

• внедряются учебно-методические педагогические новации (лидеры - В.И. Иванова, С.Ф. Новицкая);

• развиваются теоретические основы сестринского дела (лидеры - Е.М. Тищенко, В.И. Иванова).

Данные анализа научно-педагогических новаций в области сестринского дела свидетельствуют об эффективности работы курса «ОСД» кафедры ОЗиЗ. 14,4% его сотрудников имеют почетные звания и награды РБ, за 2002-2010 гг. число награжденных увеличилось на 8,6%, что свидетельствует о признании государством их заслуг. Квалификационные категории в 2013 г. имели

77,3% главных медсестер; около 20% обучающихся в течение 6 мес после курса ПК сдают экзамен на более высокую категорию.

Знаменитый педагог К.Д. Ушинский писал: «Воспитание - величайший вопрос человеческого духа. Педагогика - первое и высшее искусство, ибо она стремится выразить совершенство самой природы человека». Цель научно-педагогических новаций в области образования медсестер в Беларуси -соответствовать этому постулату.

Литература

1. Матвейчик Т.В. Анализ новых подходов к системе обучения главных медицинских сестер. - Минск: Ковчег, 2015. - 78 с.

2. Вальчук Э.А., Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Сестринское дело в Беларуси: опыт прошлого, настоящее и шаг в будущее. Справочное издание. - Минск: БелМАПО, 2014. - 32 с.

3. Герасименко М.А., Калинина Т.В. Система непрерывного медицинского образования в Республике Беларусь и за рубежом. Учебно-методическое пособие. - Минск: БелМАПО, 2015. - 38 с.

4. Матвейчик Т.В., Тищенко Е.М., Мезина Э.В. Сестринс-кое дело в 21 веке: монография. - Минск: БелМАПО, 2014 - 303 с.

5. Управление персоналом. Учебник для вузов. Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. 2-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2008. - 352 с.

6. http:// www.med.by/index/php?page=content/ ellibsci /BELMAPO/ belmapo.inc

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN NURSING EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS (ON THE OCCASION OF THE 70TH ANNIVERSARY OF POSTGRADUATE EDUCATION OF HEALTH ADMINISTRATORS IN BELARUS)

T.V. Matveichik

Byelorussian Medical Academy of Postgraduate Education, Minsk

The attention of human society to nurses' activities is increasing in the Republic of Belarus, as in the developed countries of the world, which is due to a desire for fuller, accessible, and high-quality medical care through governmental institutes.

Key words: nursing, educational work, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.