Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ: ЛИЧНОСТЬ, СПЕЦИАЛИСТ, РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА'

ОБРАЗОВАНИЕ: ЛИЧНОСТЬ, СПЕЦИАЛИСТ, РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Александра Михайловна

В статье с позиции современных подходов и правопонимания рассмотрены некоторые значимые аспекты воздействия инфокоммуникационных технологий на образование, правосознание и правовую культуру, профессиональную подготовку обучающихся в России. Проанализированы различные подходы и взгляды ученых на место и роль образования в современных формах и его влиянии на развитие государства. Практическое значение и применение результатов сравнительно-правовых исследований видится и в исследовании нравственных и патриотических сторон правосознания молодежи в сфере образования. Обсуждается позиция о том, что назрела необходимость принять образование в систему ценностей развития и процветания государства, воспринимая образование как ресурс создания человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION: PERSONALITY, SPECIALIST AND THE STATE DEVELOPMENT

The article examines some significant aspects of the impact of information communication technologies on education, legal awareness and legal culture of training students in Russia from the perspective of modern approaches and legal understanding. Different approaches and views of scientists on the place and role of education in modern forms and its impact on the development of the state are analyzed. The practical importance and application of the results of comparative legal research is also seen as a study of the moral and patriotic aspects of the legal consciousness of young people in education. The position is discussed that there is a need to accept education in the system of values of development and prosperity of the state, perceiving education as a resource for the creation of human capital.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ: ЛИЧНОСТЬ, СПЕЦИАЛИСТ, РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 34.03+378.4 йО!: 10.17277/ргауо.2020.04.рр.097-107

В статье с позиции современных подходов и правопонимания рассмотрены некоторые значимые аспекты воздействия инфокоммуника-ционных технологий на образование, правосознание и правовую культуру, профессиональную подготовку обучающихся в России. Проанализированы различные подходы и взгляды ученых на место и роль образования в современных формах и его влиянии на развитие государства. Практическое значение и применение результатов сравнительно-правовых исследований видится и в исследовании нравственных и патриотических сторон правосознания молодежи в сфере образования. Обсуждается позиция о том, что назрела необходимость принять образование в систему ценностей развития и процветания государства, воспринимая образование как ресурс создания человеческого капитала.

Ключевые слова: образование; качество образования; личность; профессионализм; информатизация; реформирование образовательной сферы; развитие правового государства.

Александра Михайловна Дроздова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра правовой культуры и защиты прав человека ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

Ставрополь. Россия; temp17@rambler.ru

ОБРАЗОВАНИЕ: ЛИЧНОСТЬ, СПЕЦИАЛИСТ, РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА *

Введение. Сегодня мы живем и не мыслим себе своей жизни без образования, малыш 3-4 лет уже желает учиться в школе и университете. В силу своего возраста дети стремятся все познать, уметь и понимать, постоянно стремясь к определенному уровню знаний. Подрастая и понимая необходимость образования, человек вступает в образовательную среду на 10 - 15 лет, а порой и на всю жизнь. Нам всегда интересно, каким будет это наше образование, которое мы сами или с помощью родителей сможем для себя выбрать: хорошим или плохим, нужным или не востребованным, перспективным или умирающим и т.д., потому что от нашего выбора зависит наше будущее, наша жизнь и судьба.

Можно слышать обсуждение проблем, связанных с реформированием и модернизацией системы образования в различных аудиториях от самых разных специалистов и неспециалистов от образования, не забывая при этом главное: «государственная система образования любой страны является системой передачи знания, внедрения в сознание молодого поколения определенных социальных ценностей и цепочек прав - обязанностей - ответственности, и каждый школьный предмет должен вносить свою лепту.

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-011-00344А.

За время обучения в средней школе вырастают граждане страны, готовые работать для ее блага и защищать эту страну, или изгои, мечтающие о бегстве из страны» [2, с. 3]. Речь идет о том, что из системы образования были удалены реальные цели образования, замененные иллюзиями, уничтожается воспитание как таковое, вместо реальных навыков и системных умений в программы вставляются довольно разрозненные факты, события и многообразие новых и непонятных терминов, что явно направлено на снижение и даже ликвидацию интеллектуального потенциала народа.

Хорошо бы подойти к этому вопросу обдуманно, изучив и понимая многообразные функции образования, его виды, уровни и ступени с тем, чтобы определить, где мы хотим остановиться или продолжать дальнейшее образование на другом уровне.

Для того чтобы обеспечить воздействие на сознание и поведение каждой личности в социуме, возникает необходимость в создании четкого механизма правового воздействия с учетом того, что следует определить и разработать для него конкретные элементы, действующие в совокупности. В качестве таковых можно предложить правовые идеи и принципы, нор-мотворческий процесс, юридические нормы, не забыв при этом про правовое сознание и правовую культуру [1, с. 53].

Объективно, образование - это взаимозависимый процесс воспитания и обучения, процесс формирования знаний и на их основе новых знаний, с учетом развития способностей личности, приобретения соответствующих навыков и практического опыта, который имеет свойство передаваться от одного человека к другому, формируя и создавая культуру целых народов и стран. Передача упомянутых навыков и опыта происходит посредством семьи, детских садов, школ, техникумов, колледжей, институтов и университетов.

Недаром те, которые и сегодня разрабатывая в очередной раз, Стратегию Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016 - 20211 [3], пытаются воздействовать на семью и на образование в целом. Стратегия исходит из того, что семья - это источник «насилия» для детей (пп. 19, 47, 49 и др.), считая насилием родительский запрет, привлечение ребенка к посильному труду, обучение домашнему ремеслу, критику либо наказание, простое воспитательное воздействие приучения к санитарно-гигиеническим процедурам ребенка в семье. Более того, разрабатываются и рекомендуются к обязательному внедрению повсеместно специальные механизмы для реализации желаний и капризов ребенка, что возвышает ребенка и снижает авторитет родителя, всячески пропагандируются права и компетентность детей. Не будем говорить уже о внедрении «дружественного ребенку правосудия» и «мест комфортного пребывания» и просвещения детей о «правах» извращенцев, и все это обязывает государство

:См.; 2 марта 2016 г. Комитет министров Совета Европы принял Стратегию по обеспечению прав ребенка на период 2016 - 2021 гг. (далее - Стратегия СЕ) [Электронный ресурс]. URL: http://katyusha.org/view?id=9$. Попутно заметим, что чипирование человека одобрено с этической точки зрения Заключением № 20 Европейской группы по этике в науке и новых технологиях (далее - ЕГЭ) от 16 марта 2005 года. Этот документ называется «Этические аспекты имплантации в человеческое тело средств информационно-коммуникационных технологий».

интеллектуально растлевать детей, для чего вводить в школах «гомосексуальное образование».

Перед нами, как странами-участниками, Стратегия Совета Европы ставит конкретные задачи: необходимость погрузить детей в виртуальную среду с тем, чтобы подготовить их для чипирования. Так в п. 21 Стратегии СЕ провозглашается важная задача по обеспечению доступности для всех возрастов Интернета, обучения всех повсеместно компьютерной грамотности, при этом «четко определить те аспекты прав ребенка, которые позволяют ему полную свободу на самовыражение, на решение самостоятельно вопросов участия и выбора соответствующего его желаниям образования». Неисполнение родителями данных установок повлечет наказание в виде изъятия детей из семьи. Следует также разработать и ввести дополнительные меры доведения до детей всех возрастов соответствующей информации через веб-сайты и приложения в виде игр, публикаций и лекций, вместе с этим требовалось подготовить перечень основных принципов по выполнению прямых обязанностей всех родителей в виртуальной среде на основе приоритета и всестороннего исполнения прав детей. Там же в Стратегии СЕ мы читаем: что при внедрении чипов для тела, дети, чьи родители будут отказывать в применении «новых ИКТ» (чипиро-вании детей), будут также наказаны и по этой причине изъяты из семьи. Причиной изъятия будет служить ненадлежащее обеспечение родителями и опекунами основных информационных прав детей, а также их «наилучших интересов», которые, в свою очередь, будет контролировать Совет Европы (п. 55 документа).

Возникает вопрос, а как же личность, правосознание, человеческое достоинство, человек становится биоматериалом? И Стратегия СЕ, отвечая на этот вопрос, указывает, что чипирование само по себе не опасно и «что имплантанты ИКТ не могут по определению быть опасными для свободы и достоинства любого человека...», а, значит, все направлено на защиту прав личности ребенка, превращая его в сетевую личность, на которую можно воздействовать в любое время и в любых целях. Более того, п. 60 Стратегии СЕ обязывает стран-участников предпринять разработку «общеевропейского проекта для воспитания ответственности и сознательности работающих в информационном пространстве, а также разработать и внедрить каждому государству механизмы реализации руководящих принципов по набору характеристик при разработке технологий внедрения компьютерной грамотности в виртуальной сфере и мер гражданской ответственности, которые следует каждому государству-члену СЕ реализовать в каждой школе в отношении всех обучающихся». Сегодня уже в ряде стран и в российских школах внедряется тематический урок или классный час под названием «Час кода», методические разработки проведения которого имеются в свободном доступе.

На этом Стратегия СЕ не останавливается и уже готовит следующий материал по внедрению рекомендации ООН, рассчитанной на перспективное развитие до 2030 г. и применение в качестве пропаганды этических принципов для формирования «глобального гражданства», что возможно несколько сомнительно сегодня в связи с результатами взаимоотношений внутри Совета Европы в условиях пандемии. Возможно, что коронавирус изменит несколько планы европейских стратегий и спасет или отсрочит обязательное погружение всех детей в виртуальный мир...

В связи с вышеизложенным встает вопрос: как требования Стратегии СЕ соотнести со Стратегией национальной безопасности Российской Фе-дерации2, учитывая то, что национальные интересы российского общества и государства направлены на развитие обеспечения суверенитета, национального правосознания и независимости, а также на традиционные христианские ценности по сохранению и развитию культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и в целом общества и государства. Согласно п. 78, «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности...». А часть 2 ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека указывает на то, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». И далее, «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира» 3. Вероятно, следует задуматься над тем, общее ли у нас понимание целей и ценностей, что-то не совсем требования Стратегии Совета Европы соотносятся не только с российскими, но и с международными принципами в сфере прав человека.

Возможно ли такое, чтобы государственная система образования приносила вред своему народу. К сожалению, возможно, если планировать уничтожение этого народа посредством новаторского реформирования. Объективно современное образование начинается в детском садике вместе с внедрением развивающих и образовательных программ, вместо тренировки тела, речи, вестибулярного аппарата и развития интеллекта, памяти и т.д. Мы внедряем сегодня уже образовательные программы для детского сада по изучению математики и компьютерных технологий - Интернета и информатики... Сегодня в век ИКТ данный процесс продолжается в общеобразовательной школе и вузе.

Основная часть. Современное образование представлено целостной системой последовательных ступеней обучения посредством функционирования различных образовательных организаций, отличающихся типами и видами. Нельзя не согласиться с тем, что образование ориентировано на личность, а значит и адресовано человеку, через которого и государству, подчеркивая этим самым значимость образования для развития и функционирования любого государства в современном мире.

Общепризнанно, что в качестве главной задачи образования принято считать создание благоприятных условий для умственного, нравственного, культурного и физического развития личности; немаловажным при этом является процесс выработки у личности научного мировоззрения, правосознания, правовой культуры, освоения обучающимися знаний о природе,

2 См. Стратегия национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 16.11.2020).

3 См. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 16.11.2020).

обществе, государстве, человеке, вселенной и т.д. Конституционное право на образование гарантируется и реализуется повсеместно в РФ, являясь производным от права на жизнь, то есть право на образование появляется естественным образом на основании факта рождения человека. Таким образом, право на образование предоставляет личности возможность и условия для развития и полноценной жизни в обществе себе подобных. Много можно обсуждать и проблему доступности образования в стране и принципов поступления в вузы и техникумы.

Вернувшись к Болонской системе образования, обратимся к мнению специалистов. Так, например, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно высказывается за возвращение пятилетней программы обучения в вузах, постоянно происходят дискуссии между сторонниками и противниками ЕГЭ. Садовничий выступает против Болонской системы: «В российские вузы необходимо вернуть специалитет - пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране» 4.

Главная идея, которая была высказана: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. Присоединившись к Болонскому процессу, российские вузы стали за четыре года готовить бакалавров, а еще за два года можно получить магистерскую степень.

Посягательства на образование были и ранее, так например, перед началом Великой Отечественной войны, планируя продвигаться на Восток, Гитлер и его команда обозначали для себя онемечивание захваченных территорий СССР, нисколько не сомневаясь в победе, даже был разработан документ под названием «Директива № 32 подготовка к периоду после осуществления плана «Барбаросса» 5.

Территорию СССР следовало разделить между различными управлениями, продукты питания изъять, массовая гибель славян от голода главой Рейха воспринималась как неизбежное явление. В отношении коренного населения планировалось выселение за Урал на малоплодородные земли с тем, чтобы людям было труднее прокормить даже себя; на европейской территории СССР, заселенной немецкими гражданами, следовало оставить из числа русских и белорусов порядка 50 млн человек для работы в качестве обслуживающего персонала, а также на заводах и фабриках, тогда как 30 млн граждан СССР планировалось просто уничтожить в ходе военных действий, что, надо сказать, Гитлеру практически удалось с той лишь разницей, что не совсем планируемые социальные группы людей были уничтожены.

4Ректор МГУ Виктор Садовничий высказался за возвращение пятилетней программы обучения в вузах (23 янв. 2020 г.) [Электронный ресурс] // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/1/23/quality_of_education/11253-rektor_mgu_viktor_sadovnichiy_vyskazalsya_za_vozvraschenie_pyatiletney_program-my_obucheniya_v_vuzah (дата обращения: 16.11.2020).

5См. Борисов Алексей. Директива №32 подготовка к периоду после осуществления плана «Барбаросса» [Электронный ресурс] // Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения). URL: https://history.wikireading.ru/200138 (дата обращения: 16.11.2020).

В отношении местного населения из числа славян планировался определенный режим повиновения и низкого уровня развития во избежание бунтов, не следовало дозволять населению получение никаких знаний.

Гитлер предполагал держать местное население на самом низком уровне развития, чтобы они не бунтовали. Учитель не имел бы права прийти к русскому, украинцу или латышу и учить его грамоте по той лишь причине, что примитивное развитие приближает народ к стаду, которым легче управлять, на что и были нацелены планы Гитлера, еще не вступившего в войну и не победившего нашу страну. Более того, называя граждан СССР рабами, фашисты запрещали им учиться, получать медицинскую помощь, служить в армии и носить оружие, ходить в театры, читать книги (которые фашисты сжигали тысячами), развивать национальную культуру и самобытность, но следовало поощрять коррупцию для развращения и ослабления нации.

Прошло уже много времени после неудавшейся попытки Гитлера уничтожить и поработить СССР, уже нет и самого Советского Союза. Но есть страна Россия, и есть российский народ, который продолжает свою борьбу за достоинство, образование, национальную культуру, честь и мир на своей земле.

Обратившись к 1999 году и моменту создания Болонского процесса и формирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), следует заметить, что предполагалась гармонизация в процессе сближения, с последующим системным создание мединой сферы высшего европейского образования. И каких результатов мы все добились за 20 лет, реализовали ли мы все свои стремления и ожидания? Слабо заметны положительные стороны данного процесса повышения качества и привлекательности европейского высшего образования, более того, некоторые страны начали заимствовать методику и структуру образования в СССР и внедрять ее в свои образовательные структуры. Система образования в СССР была самодостаточной и готовила прекрасных специалистов во многих сферах, которых принимали и даже приглашали для работы за рубежом. Система образования была отработанной, традиционной, построенной на национальных ценностях и традициях и не нуждалась в реформе повсеместно. Однако это не устраивало управление образованием, и мы пошли семимильными шагами реформировать свое традиционное образование, от которого теперь мало что осталось, кроме престарелых преподавателей и книг, которые еще пока имеются в ряде библиотек вузов.

Но с внедрением программ «цифровая школа», «цифровой вуз» ни преподаватели в том количестве, в котором они есть, ни книги и учебники не нужны. Мы уже не читаем их, а зачем тогда пишем новые учебники и учебные пособия?

Вспоминается выражение Рея Бредбери: «Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их».

В одном из многочисленных отзывов на книгу Р. Бредбери «451° по Фаренгейту» читаем, что по неизвестной причине множество прочитавших книгу рецензентов делает неожиданные выводы о том, что надо читать книги, надо научиться их читать, оградив себя от захлестнувшего нас бесполезного спама... Но при этом рецензенты не указывают путь дальнейшего общения с книгой, не поясняют, что делать, чтобы не скатиться в пропасть с деградировавшими от информационного спама наркоманами;

никто из рецензентов не призывает обращать внимание на живых людей, которые нас окружают. Прежде всего, это родные, близкие, друзья, коллеги по работе, соседи и просто люди при общении в общественных местах. Следует снова научиться каждому из нас чувствовать и находить радость, счастье, удовлетворение не в потреблении товаров, а в падающей звезде, пении птиц, распустившемся ландыше или пионе, пробивающейся через асфальт зеленой траве, погожем дне, успехе коллеги, детском смехе, теплом и ласковом море и других обыденных, но таких значимых вещах, которые воспринимаем как обычные явления, существующие всегда и доступные для нас в любое время, но без которых мы не сможем в дальнейшем называть себя Человеком..Л

У входа в Стелленбосский университет - одно из старейших учебных заведений Южной Африки, висит табличка, на которой мы читаем: «Для уничтожения нации не нужны атомные бомбы или ракеты, достаточно снизить качество образования и разрешить списывать на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги пропадают из-за таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость исчезнет из-за таких юристов и судей. Крах образования - это крах нации»7. Неплохо было бы сделать такие надписи на наших учебных заведениях и управленческих структурах образованием в стране.

Сегодня много и упорно говорят о кризисе образования в стране и о кризисе российского юридического образования в том числе, порой звучат мысли о перепроизводстве специалистов в сфере экономики, юриспруденции и др., что объясняется большим количеством вузов и невостребованностью специалистов в связи с наступлением информатизации, циф-ровизации и как, модно сегодня говорить, внедрением технологий искусственного интеллекта. На Санкт-Петербургском форуме в апреле 2020 г.8 обсуждался вопрос о необходимости специальности юриста как таковой после отмены самоизоляции и в будущем, а также и о специализациях будущих профессиональных юристов, которых М. Борщевский, например, видит как юристов-консультантов, владеющих информационными технологиями. Он даже в своем выступлении указал сферы наиболее востребованных юридических направлений деятельности после пандемии.

Не было бы лишним, прежде всего, определиться с ответами на вопросы: кого, для кого и как готовит в настоящий период высшая школа, кто требуется в качестве специалистов, какие сферы требуют особого внимания? Процесс самоизоляции в некотором роде ответил уже на поставленные вопросы, кто нужен стране: медицинские работники, преподаватели, воспитатели и учителя, программисты и работники сферы обслуживания, отсутствие которых влияет на семью, на родителей и детей, на промышленность, строительство и иные сферы жизнедеятельности. Как-то уменьшилась востребованность высокооплачиваемых звезд спортивного сектора, артистов, футболистов, блогеров, некоторых частных предприни-

6 Отзывы на книгу «451° по Фаренгейту» автора Рэя Брэдбери [Электронный ресурс]. URL: https ://www. livelib. ru/book/1004069227/reviews-451 -po-farengejtu-rej -bredberi (дата обращения: 16.11.2020).

7 См. Путь к уничтожению любой нации [Электронный ресурс]. URL: https:// pikabu.ru/story/put_k_unichtozheniyu_lyuboy_natsii_6283307 (дата обращения: 16.11.2020).

8См. Материалы СПб. Юридического форума [Электронный ресурс]. URL: https://spblegalforum.ru (дата обращения: 16.11.2020).

мателей и др. Куда-то подевались ясновидящие и предсказатели, чего нельзя сказать о преступниках-мошенниках, которые всегда работали и работают в стрессовых ситуациях и постоянно изыскивают возможность обманывать, обкрадывать, уничтожать доверчивых и не очень доверчивых граждан. Также стыдно в режиме пандемии слышать с экранов телевизоров приглашение выиграть джек-пот в сумме 800 млн рублей, приобретая билеты лотереи, а не лучше и патриотичнее было бы вынести решение и направить эти средства на приобретение оборудования для детской больницы, например.

Говоря о качестве образования и о ключевой проблеме, а именно: о профессионализме преподавателя, при этом всячески уменьшаем количество аудиторных занятий, где могут общаться обучающийся и преподаватель. А сам преподаватель поставлен в такие условия, когда загруженность несвойственной для преподавателя работой по составлению лишних планов, отчетов, таблиц, предоставления одной и той же информации в разные инстанции, не имеет практической возможности повышать свой теоретический и практический уровень профессионализма.

Называем проблемой слабую практически ориентированную сторону наших выпускников, но на практических занятиях в вузе всему не научишь, а на производственной практике обычно практиканту дозволяют делопроизводство или курьерство. На рабочих местах наши студенты не работают, их просто не допускают до профессиональной деятельности, тогда как на последнем курсе обучения в техникуме, например, студенты выезжают на предприятие в другой регион и работают на рабочих местах, приобретая практические навыки для будущей профессии. Да и объективно руководители соответствующих ведомств не проявляют интереса к направленным в их учреждения практикантам, не в восторге от лишних людей в коллективе и не используют их по назначению. Немаловажен проблемный вопрос и оплаты труда практиканта по месту прохождения практики. Некоторая часть обучающихся в ущерб учебным занятиям устраивается на любые должности в правоохранительные структуры с тем, чтобы получить элементарные навыки. Возможно, следует решить этот вопрос кардинально, предусмотрев различные формы деятельности в последний учебный семестр студентов и магистрантов на конкретных предприятиях, согласно профилю обучения. Следует подойти к данной проблеме дифференцированно и не следует всех одномоментно отправлять на практику в суд или прокуратуру, или адвокатскую контору, или аппарат Уполномоченного по правам человека, или следственный комитет и т.д.

По мнению автора, если профессиональная подготовка требует усиления практической составляющей, то этим следует заниматься серьезно, а не формально на уровне определения компетенций и не более того. Студенты должны на основании договора с предприятием быть распределены по рабочим местам при постоянном контроле со стороны руководителя практики от вуза и предприятия. Преподаватель - контролер или руководитель практики от вуза - должен быть подготовлен к данной деятельности, оснащен соответствующими документами и методическими пособиями и должен иметь доступ к каждому рабочему месту, на котором находится обучающийся - практикант.

Есть и другая сторона названной проблемы, а именно: обязан ли университет подготовить специалиста профессионала, готового работать

в конкретной сфере деятельности (возможно, такое где-то и надо.). Может быть, у современного университета несколько другая задача, которая заключается в том, чтобы воспитать личность профессионала, наделенного опытом владения и приобретения навыков самообразования и дальнейшего обучения по избранной профессии. Тогда как практические навыки он сможет в течение определенного времени приобрести уже по месту своей трудовой деятельности.

Ранее уже было приведено мнение авторитетного ректора лучшего вуза нашей страны В. Садовничего о возврате к пятилетнему обучению по основным специальностям в образовании, но давайте подумаем: а не поздно ли и в нынешней ситуации перехода на дистанционное образование и внедрение цифровизации, надо ли сегодня именно это? Может быть, это уже не актуально, как это было в 2019 году? Уже сформировано давно Европейское единое пространство, уже перестроены все стандарты и программы. Да и преподаватели вузов уже цифровизированы, образование превратилось в услугу, с помощью которой следует как-то зарабатывать для вуза средства, притом что каждый преподаватель должен за свой счет оплатить издание научной статьи, например, в индийском, мексиканском или австралийском журнале, поделившись своими научными изысканиями ради развития науки другого государства, так еще и оказывая ему материальную помощь, тем самым уменьшая свой собственный семейный бюджет. Да и отношение к учителю, воспитателю, педагогу в нашей стране желает быть лучшим. Особенно после того, как образование превратили в оплачиваемую услугу, с чем очень трудно согласиться здравомыслящему населению. По меньшей мере, странно предложение воспринимать образовательные отношения как гражданско-правовую услугу. На одном из совещаний о реформировании образования патриарх РПЦ Кирилл в 2011 году заметил, что «преподаватель - не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, а это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни» [3, с. 401].

Например, в Японии существует культ учителя, который выражается в уважении и преклонении перед личностью учителя. Может быть, в этом и корень наших проблем, которые выливаются затем в качество образования. Чтобы стать учителем, мало только завершить достойно обучение в вузе, надо педагогу обладать философским мышлением, иметь зрелую жизненную позицию, чтить свою страну и свой закон, обладать достойной системой ценностей и выдержать конкурсный отбор при приеме на работу. Интересно, что даже у школьного учителя статус служащего префектуры, что характеризует заработную плату японского учителя, которая просто несопоставима с зарплатой его российского коллеги.

Заключение. Делаем вывод из сказанного, что пока власть и общество не поймут, что нужно самым серьезным образом всем вместе работать над повышением статуса учителя, преподавателя, ничего мы не сможем добиться в образовании, удручает лишь то, что надо ли это сегодня, когда встает вопрос о сокращении числа учителей и педагогов, воспитателей и преподавателей в условиях цифровизации образования в целом.

Объективен тот факт, что уровень развития производительных сил и производственных отношений в государстве будет обеспечивать тот или иной уровень образования, перед которым естественно будут стоять задачи по созданию и реализации социальных, экономических и иных сфер

функционирования государства в целом, с учетом культурных, исторических, религиозных и национальных особенностей, что, несомненно, указывает на взаимовлияние и взаимозависимость образования и процветания государства.

В связи с этим, хотелось бы напомнить, что согласно данным Всемирного Банка в общем объеме богатств каждой страны природному фактору отводится 20 %, человеческому капиталу 65 %, а в некоторых передовых странах и до 80 % по той лишь причине, что экономическое процветание страны может быть достигнуто посредством добывания знаний и применения их на практике, притом что получение знаний гарантирует качественное образование.

Говоря о Российской Федерации и оценивая ее ресурсы и богатства, реализуя ее стремление создать правовое государство, демократическое общество, развитую экономику, высокую правовую культуру, надо понять, что образование должно повсеместно быть в приоритете и общества, и государства, поскольку другого не дано.

С учетом особенности современного состояния развития государства, и не только России, а всего мира, мы вступили или даже вбежали в новое для нас информационное пространство, в которое окунулись с головой, получая много знаний самостоятельно, что несколько повлияло на приоритеты в сфере образования, так как не только образованность во многих сферах востребована на практике, важным элементом становится профессиональная обученность, профессиональная подготовка, умение на практике успешно вписаться в государственные механизмы деятельности и направить свои знания, умения, практические навыки на развитие определенных сфер жизнедеятельности и процветания государства.

Нельзя не согласиться с тем, что только образованные и умные люди, получившие качественное образование, способны стать производственной составляющей и обеспечить своим трудом процветание и прогресс государству, в котором живут, притом что общество, бизнес, экономика, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на консервативное по своей природе образование, что предполагает симбиоз государства и образования.

По мнению автора, нельзя в заключении не обратить внимание на личностный аспект образования, так как от уровня и качества образования личности во многом зависит не только качество управления в стране, но и жизненный успех, и уровень востребованности каждого, благополучие в семье человека, его отдых, здоровье и в целом престиж личности. Нельзя возвышать на уровень личности только зарабатывание в определенной степени денежных средств, хотя деньги никто не отменял и каждый в них нуждается. Однако сегодня всем понятно, что, получив качественное образование, ты получаешь главное, так как именно оно обеспечивает прочность экономической составляющей семьи и уровень востребованности, профессионального делового успеха.

Не забыть бы еще и о том, что политическая, правовая и культурная сферы функционирования правового государства на уровне развития экономики и социального благополучия могут обеспечивать правовому государству конкурентоспособность в мире других государств и дальнейшее развитие самого государства.

Список литературы

1. Дроздова А. М. Особенности взаимодействия правосознания и правовой культуры в процессе обеспечения правового воздействия // Теория государства и права. 2019. № 2. С. 52 - 60.

2. Рябенко И. Г. (Рябченко И.Г., написавший открытое письмо министру образования РФ, обозначив некоторые проблемы образования). Реформация в образовании. Казань: Новое знание, 2011. 64 с.

3. Сырых В. М. «Не может быть» - основной аргумент оппонентов образовательного права // Антология научной мысли: к 15-летию Российской академии правосудия: сб. ст. М.: РАП, 2013. C. 391 - 405.

References

1. Drozdova A.M. [Features of the interaction of legal awareness and legal culture in the process of ensuring legal impact], Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law], 2019, no. 2, pp. 52-60. (in Russ.)

2. Ryabenko I.G. Reformatsiya v obrazovanii [(Ryabchenko I. G., who wrote an open letter to the Minister of Education of the Russian Federation, identifying some of the problems of education). Reformation in education], Kazan': Novoye znaniye, 2011, 64 p. (in Russ.)

3. Syrykh V.M. K 15-letiyu Rossiyskoy akademii pravosudiya: cbornik statey [Anthology of scientific thought: To the 15 th anniversary of the Russian Academy of Justice: collection of articles], Moscow: RAP, 2013. pp. 391-405. (in Russ.)

Education: Personality, Specialist and the State Development

A. M. Drozdova, Doctor of Law, Professor, Department of Legal Culture and Human Rights Protection, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia;

temp17@rambler.ru

The article examines some significant aspects of the impact of information communication technologies on education, legal awareness and legal culture of training students in Russia from the perspective of modern approaches and legal understanding. Different approaches and views of scientists on the place and role of education in modern forms and its impact on the development of the state are analyzed. The practical importance and application of the results of comparative legal research is also seen as a study of the moral and patriotic aspects of the legal consciousness of young people in education. The position is discussed that there is a need to accept education in the system of values of development and prosperity of the state, perceiving education as a resource for the creation of human capital.

Keywords: education; quality of education; personality; professionalism; information; reform of the educational sphere; development of the rule of law.

© А. М. Дроздова, 2020 Статья поступила в редакцию 18.05.2020

При цитировании использовать:

Дроздова А. М. Образование: личность, специалист, развитие государства // Право: история и современность. 2020. № 4(13). С. 97 - 107. doi: 10.17277/ pravo.2020.04.pp.097-107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.