УДК 316.74:001 ББК 60.55 Б-15
Хутыз Заурбеч Асланбиевич, доктор экономических наук, профессор Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(918)4419809;
Бадмаев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, т.: 8(917) 6833730.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (рецензирована)
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект №14-23-12001 а(м) «Постсоветское социокультурное пространство (на примере адыго-абхазской культурной идентичности)».
В статье отмечается, что при анализе интеграционных процессов на постсоветском пространстве особое внимание следует уделять гуманитарным, социокультурным аспектам. Интеграция не может строиться только на экономических мотивах, должна присутствовать ценностно-аксиологическая, социогуманитарная составляющая. Особая роль здесь принадлежит образованию.
Ключевые слова: «общество, основанное на знаниях», постсоветское социокультурное пространство, образование, наука, глобализация, культурное взаимодействие.
Khutyz Zaurbech Aslanbievich, Doctor of Economics, professor of Maikop State Technological University, tel.: 8 (918) 4419809.
Badmaev Valery Nicholaevich, Doctor of Philosophy, professor of the Department of Philosophy and Culture of the Kalmyk State University, tel.: 8 (917) 6833730;
EDUCATION AS AN INTEGRATION VECTOR OF THE POST-SOVIET SPACE
(reviewed)
The article is prepared with the RGSF grant financial support, project number 14-2312001 a(m) "The post-Soviet socio-cultural space (on the example of the Adygh-Abkhaz cultural identity) ".
The article notes that the analysis of integration processes in the post-Soviet space should focus on humanitarian, social and social and cultural aspects. Integration cannot be based only on economic motives, but values and axiological, social and humanitarian component must be present. A special role here belongs to education.
Keywords: "knowledge-based society", the post-Soviet socio-cultural space, education, science, globalization, cultural interaction.
Изменения, происходящие в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, выводят его сложности, противоречия и парадоксы на новый уровень, открывая новые горизонты знаний об образовании и науке.
«Общество, основанное на знаниях» - это, пожалуй, один из самых наиболее употребляемых сегодня терминов наряду с терминами «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний». Как известно понятие «экономика знаний» было введено в
научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний [1].
Именно образование, знания, наука выступают сегодня, как показывает мировая практика, ориентирами развития цивилизованного общества. Статистика свидетельствует: из общего объема знаний, измеренных в физических единицах, которое создала человеческая цивилизация, 90% было получено за последние пятьдесят лет, так же, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю человечества, - наши современники. Это наиболее явные свидетельства перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.
Вместе с тем современная цивилизация переживает процесс глубоких трансформаций, ставящих образование и науку перед новыми вызовами, от ответов на которые зависит развитие общества и экономики как сегодня, так и в будущем.
В предисловии к докладу ЮНЕСКО «Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо?» Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отмечает «Нет более мощной преобразующей силы, чем образование, силы, способной содействовать поощрению прав человека и человеческого достоинства, искоренению нищеты и укреплению устойчивости к воздействию, построению лучшего будущего для всех, основанного на равенстве прав и социальной справедливости, уважении к разнообразию культур, международной солидарности и коллективной ответственности, являющихся в совокупности важнейшими аспектами объединяющего нас человеческого начала. Вот почему нам необходимо мыслить глобально и предложить новую концепцию образования в условиях меняющегося мира» [2].
Во многом это связано с тем фактом, что сегодня образование, знания получают новое глобальное измерение, они становятся таким же ресурсом, как финансовый капитал, природные богатства. Но в отличие от них образование, знания имеют «неисчерпаемый», и даже наращиваемый характер, что приобретает сегодня особую значимость, и выдвигает их в число глобальных факторов общественного развития.
В результате в мире в целом знания, информация приобретают действительно глобальный характер, технологии и технологические инновации становятся всепроникающими. Распространение информационно-коммуникационных технологий беспрецедентными темпами меняет уклад жизни человека и общества. Ситуация складывается так, что мир подошел к черте, когда общество вынуждено принимать сложные решения относительно применения современных технологий, идет ли речь о проблемах социальной идентификации личности или о клонировании и генетически измененных продуктах. Виртуальные миры являются мощным средством социального конструирования, в т.ч. формирования идентичности гражданина Интернета. Если развитие новых технологий и знаний как основного ресурса развития являются ключевыми характеристиками современного мира, то, очевидно, это не может не сказаться на образовании, науке.
Человеко-компьютерное взаимодействие, выступая интегральной сферой для различных областей деятельности, также изменяет свой вектор. При этом если раньше акцент делался на технологическое усовершенствование, то сегодня на первый план выходят новые форматы отношений между человеком и компьютерами. В итоге в центре когнитивных находятся глубинные аспекты экзистенции человека, его желания, стремления, межличностные отношения, защищенность личного пространства. Новые технологические решения не могут разрабатываться без принятия во внимание ценностно-аксиологического, морально-нравственного мира. Новое поколение ИКТ в значительной
степени будет гуманизированным. Должна измениться концепция человеко-компьютерного взаимодействия, в фокусе внимания окажутся человеческие ценности и поведенческие практики. Исследователям и инженерам необходимо будет, кроме технических, «обратиться к философским и морально-этическим аспектам; разрабатывать новые модели использования компьютеров для межличностных коммуникаций и реализации устремлений человека к самопознанию, самовыражению и влиянию на собственное будущее» [3].
Принципиально важным моментом, на наш взгляд, является то, что под термином «общество, основанное на знаниях», необходимо понимать не только и не столько развитие наук и высоких технологий. Это более общее понятие, отражающее концептуальное развитие одного из вызовов, который встал перед всеми цивилизованными странами. В первую очередь речь идет о социокультурных основаниях этого нового общества.
Как и другие общественные институты, образование и наука под влиянием всеобъемлющего процесса глобализации жизни становятся все более открытыми для межкультурного взаимодействия. Каковы особенности межкультурного взаимодействия в сфере образования и науки? На наш взгляд, усиление международной составляющей развития национальных, региональных образовательных и научных систем совсем не означает утраты ими своей самостоятельности. Прежде всего, речь идет о том, что в процессе межкультурного взаимодействия происходит формирование новой глобальной образовательной и научной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем, имеющих важное значение для человечества в целом.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает широкие возможности для взаимодействия между отдельными людьми, профессиональным группами, делает все более прозрачными межгосударственные границы, обеспечивая передачу информации по всему земному шару. В результате развития высоких технологий меняется само понятие «территория». С одной стороны, «территория» расширяется за пределы национальных границ, открывая возможности быстрой связи и взаимодействия людям из разных стран, с другой - сужается, охватывая через сеть Интернет отдельные корпоративные или иные группы. Возникают новые общности и новые формы идентичности, которые далеко не всегда совпадают с национальными или географическими границами. Эти группы все активнее становятся участниками современных международных отношений, ставя под сомнение теорию С. Хантингтона о столкновении цивилизаций.
Ученые и специалисты образуют новые социокультурные общности глобального уровня. «Глобальный поток информации, - пишет о них Дж. Конрад, - функционирует на многих различных технических и институциональных уровнях, но на всех уровнях интеллектуалы - это люди, чьи взаимные знакомства и контакты пересекают границы, люди, которые чувствуют себя союзниками. Мы можем отнести к транснациональным тех интеллектуалов, которые ощущают себя дома в культурной среде других народов, как и в своей собственной ... У них есть особые связи в странах, в которых они живут, у них есть друзья по всему миру, они пересекают моря, чтобы подискутировать о чем-либо со своими коллегами, они летят на самолете, чтобы встретиться друг с другом так же легко, как их предшественники два века тому назад скакали в ближайший город, чтобы обменяться идеями» [4].
Конечно, важно учитывать и то, что глобализация вовсе не становится только показателем интеграции и гармонии. Проявляются также признаки различий, разъединения, разграничений, дискриминации и разногласий. Мир, сжатый до пределов одной экономической, финансовой, торговой, электронной системы, никогда не был так разделен барьерами в зависимости от силы, благосостояния, влияния и доступа к информации, ресурсам. Другими словами, общение в реальном времени и формирование общества без границ сопровождается возникновением барьеров между людьми и даже дискриминацией. Скорость и темп перемен усиливают проблемы адаптации к условиям меняющегося мира, что порой выступает причиной проявления фанатизма, экстремизма, предрассудков.
В этой ситуации значительно возрастает роль и значение образования и науки для налаживания диалога между различными культурами и цивилизациями. При этом важным представляется определение и решение следующих задач. Первое - развитие образовательной и научной культуры населения. Именно населения, а не только профессиональных исследователей и специалистов. Необходимо изменение массового сознания в том, что «богатство в мозгах, а не в недрах». Второе - разработка научно-образовательной политики, понятной и приближенной к интересам граждан. Наука и образование в этом контексте выступают уже не как абстрактный ресурс для будущего и не как производство задела для технологий, а как важнейшая общественная сила, от которой напрямую зависит успешное развитие общества в наиболее перспективных точках роста.
Необходимо понимание того, что только консолидация потенциала мирового образования и науки, постепенное развитие международной интеграции в этих областях, межкультурный диалог способны обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития в глобальном масштабе и строительство общества, основанного на знаниях.
В данном контексте обратимся к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Следует отметить, что современная эпоха характеризуется парадоксальной ситуацией: если раньше государства, чтобы сохранить свой международный авторитет и влияние, проводили политику экспансии и укрепления своего национального суверенитета, то теперь, в условиях глобализирующегося и многополярного мира, государствам, претендующим на ведущие роли в региональном и глобальном управлении, необходимо стремиться стать драйверами интеграционного объединения.
В этом смысле понятие «постсоветское пространство» приобретает совершенно новые черты и измерения. В первую очередь, в связи с серьезными социально-политическими, экономическими и культурными процессами, происходящими как на территории бывшего СССР, так и в мире в целом.
Особое внимание следует уделить гуманитарным, социокультурным аспектам интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которые имеют принципиальное значение. Действительно, интеграция не может строиться только на экономических мотивах, должна присутствовать ценностно-аксиологическая, социогуманитарная составляющая. Только тогда интеграционные процессы на постсоветском пространстве приобретут устойчивый и перспективный характер по отношению к колебаниям мировой политической и деловой конъюнктуры. Интеграционные проекты должны способствовать созданию единого привлекательного ценностно-смыслового, экономического, социокультурного пространства, задавать ясные и привлекательные ориентиры совместного общественного развития народов Евразии. В ее основании должны находиться общие культурные ориентиры, логика культурного
единства в многообразии. Особое значение в интеграционных процессах принадлежит образованию (сетевое взаимодействие образовательных учреждений, программы академической мобильности и двойных дипломов). Кроме того, следует отметить грантовые программы, направленные на финансовую поддержку совместных проектов российских ученых со стороны Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований РГНФ и зарубежных участников - со стороны соответствующего зарубежного партнера по конкурсу (Белорусский республиканский фондом фундаментальных исследований, Государственный комитет по науке Министерства образования Республики Армения, Национальная академия наук Украины,
Государственный фонд развития академической и вузовской науки при Национальной академии наук Киргизской Республики, Академия наук Респуб-лики Абхазии, Министерство образования и науки Республики Южная Осетия).
Представляется важным расширить и обогатить научные представления о возможности истолкования и понимания таких трансгосударственных сложносоставных сообществ (на примере «постсоветского пространства») под углом зрения их собственной политико-культурной «общности», национально-государственной идентичности во взаимосвязи с глобальными интеграционными тенденциями. Речь, таким образом, может идти о новом типе интеграции поверх традиционных национально-государственных границ, который приобретает серьезный социокультурный и экономический потенциал в условиях радикальной трансформации глобального политического ландшафта.
Литература:
1.Machlup Fritz. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton University Press, 1962. 446 p.
2. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо?: доклад ЮНЕСКО. М.: ЮНЕСКО, 2015. 93 с.
3. Ахметов К. Взаимодействие человека и компьютера: тенденции, исследования, будущее // Форсайт. 2013. Т. 7, №2. С. 58-68.
4. Дилигенский Г. Глобализация в человеческом измерении // МЭиМО. 2002. №7. С. 4-15.
References:
1. Machlup Fritz. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton University Press, 1962. 446p.
2. Reconsidering education. Education as a public good: UNESCO report. M.: UNESCO, 2015. 93 p.
3. Akhmetov K. Interaction of a man and a computer: tendencies, research, future// Forsite. 2013. V. 7, № 2. P. 58-68.
4. Diligensky G. Globalization in the human dimension //MEandIR. 2002. № 7. P. 4-15.