Научная статья на тему 'Образование как ведущий фактор развития индивидуальности человека в процессе социализации'

Образование как ведущий фактор развития индивидуальности человека в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как ведущий фактор развития индивидуальности человека в процессе социализации»

как исследование феномена пути, выявление и анализ отдельных черт региональной культуры, систематизация и анализ культуроведческого материала, построение модели культурного ландшафта региона, разработка туристических маршрутов.

Востребованность исследуемого явления в различных сферах гуманитарного знания позволяет обозначить и конкретные точки образовательного пространства, где изучение хронотопа дороги в междисциплинарном контексте не только желательно, но и необходимо. Мы не говорим о преподавании курса по выбору «Хронотоп дороги в реальном и ху-

дожественном измерениях»: для студен-тов-филологов это подразумевается само собой. Но подобный курс, наверняка, мог бы вызвать профессиональный интерес у гуманитариев: будущих культурологов, историков, политологов, регионоведов, социологов, географов — и даже у сту-дентов-строителей, осуществляющих подготовку по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бахтин М, М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб., 2000. С, 10.

® См.: Щгпанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX — XX вв. / Т. Б. Щепанская. М., 2003.

Поступила 23.10.06.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Н. С. Глущенко, старший преподаватель кафедры философии Барнаульского государственного педагогического университета

Человек как индивидуальность представляет собой целостную систему, которая является не обособленной, а органически вписанной в окружающий социум. Социальные условия, макро- и микросреда, в которых протекает жизнедеятельность каждого представителя социума, оказывают существенное влияние на становление и развитие человека и всех его сил, в частности на формирование и развитие его индивидуальности.

С самого рождения человеческий индивид включается в процесс социализации, в котором происходит усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для жизнедеятельности в данном обществе. Причем социальный опыт он получает по разным каналам, ведущую роль среди которых на ранней стадии социализации играют семья, а затем школа и в целом вся сфера образования. В самом понятии «со-

циализация» заложено определенное измерение соотношений общество — коллектив — личность, пропущенных через индивидуальные эмоционально-психоло-гические реакции человека. Вне этих реакций социализация индивида немыслима, и именно от них в значительной степени зависит, какой будет индивидуальность человека.

Человеческая индивидуальность в процессе социализации одновременно выступает и как объект воздействия со стороны среды, и как субъект общественных отношений. Она не просто усваивает социальный опыт других, но и преобразует его с точки зрения своих потребностей в собственные ценности, мотивы поведения, установки, ориентации и т. п. При этом происходят постоянные изменения в самой индивидуальности, ее развитии и реализации. Усваивая социальный опыт, реализуя его в сво-

© Н. С. Глущенко, 2006

ей жизни, человек так или иначе проявляет в результатах деятельности свою индивидуальность. Значит, от содержания социального опыта во многом зависит то, в каком направлении будет развиваться индивидуальность человека и будет ли она вообще развиваться. В свою очередь, сформированный в данном обществе уровень развития индивидуальности позволит либо не позволит оптимальным образом реализоваться человеку в общественной жизни.

В процессе развития человеческой индивидуальности можно выделить уровни стихийной и управляемой социализации. Стихийная социализация, как правило, проходит под влиянием объективных, независимо от человека существующих условий. Эти условия определяются сложившимися социально-экономическими и социокультурными реалиями общественного бытия. Управляемую социализацию можно обозначить как социально контролируемые ее формы. Они носят целенаправленный характер и связаны в первую очередь с системой организационных мер в решении задач воспитания личности в семье, школе, трудовом коллективе, профессиональной группе, в государстве в целом. Сюда же можно отнести и воспитание средствами социальных институтов, методами идейно-политического убеждения и принуждения. Здесь процессы социализации (за исключением семьи) подчинены прежде всего нормативным признакам: половозрастным, уровню образования, вероисповеданию, национальной принадлежности (наличие различных национальных школ, землячеств и т. п.). Направляемые формы и методы социализации индивида требуют от человека определенного характера поведения и определенного уровня активности, что, в свою очередь, неизбежно ведет к изменению не только внешних, но и внутренних индивидуальных свойств человека, т. е. влияет на развитие его индивидуальности.

Образование выступает одной из главных составных частей процесса со-

циализации человеческой индивидуальности, поскольку оно обеспечивает усвоение опыта, воспитание адекватных требованию общества качеств поведения, физическое и умственное развитие. Добиться этого трудно (почти невозможно) без опоры на индивидуальные способности человека.

Необходимость образования в процессе социализации индивидуальности человека объясняется, во-первых, эмпирической ограниченностью личного опыта человека; во-вторых, сложностью (затруднением) индивидуального восприятия и обработки познавательных потоков информации от знаний к познанию; в-третьих, уровнем общекультурного развития каждого обучаемого. Образование реализует в процессе социализации человеческой индивидуальности свою двойную природу. С одной стороны, индивид усваивает опредмеченный в знаниях и потоках информации опыт предшествующих поколений, а с другой — раскрывает собственный потенциал, осознает свою индивидуальность, раскрепощает индивидуальные силы своей сущности.

Развитие человеческой индивидуальности средствами образования решает также задачу формирования у индивида элементарной и функциональной грамотности. Элементарная грамотность предполагает знание основных правил общественного поведения, умение ориентироваться в потоках информации на бытовом уровне, желание познавательной деятельности. Функциональная грамотность зависит от владения человеком специальными профессионально направленными сведениями и его умения управлять технологическим процессом того или иного уровня производства материальных благ.

Таким образом, обучение и воспитание средствами школы есть необходимая форма овладения человеком социально выработанным и социально значимым знанием. Развитие человека, формирование его личности и индивидуальности не ограничиваются социальным обучением,,

но, бесспорно, без соответствующей системы образования человек не способен успешно освоить социальный опыт предшествующих поколений.

Обучение и воспитание непосредственно влияют на формирование и развитие индивидуальности, на самоопределение и самоутверждение личности, поэтому система образования призвана способствовать тому, чтобы человек уже с ранних лет своей жизни осознавал значимость своей индивидуальности, стремился к самосовершенствованию и саморазвитию.

Центральным ядром процесса образования является человек. Более того, говорить о процессе образования вне связи с человеком нет никакого смысла, поскольку прямо или косвенно человек включен во все составные части этого процесса.

Один из основных компонентов системы образования, который служит опорой и ведущим связующим элементом, составляют практикующие педагоги, имеющие ценный опыт работы с людьми. Этот опыт — главное вооружение педагога, в обязанности которого входит формирование всесторонне образованного человека. Однако успех процесса образования и качественный его результат невозможны без учета индивидуальных особенностей людей, с которыми имеет дело педагог.

Анализ проблемы всестороннего развития человека нередко сводится к простому перечислению определенных свойств, которые необходимо сформировать у каждого индивида, и не учитывает индивидуальное своеобразие отдельных личностей. В процессе воспитания и образования человека следует считаться с его индивидуальностью, чтобы

определить, какие черты следует в нем развить для того, чтобы он мог совершенствовать самого себя, свой образ жизни. Действительный смысл всесторонности развития индивида состоит не столько в широте «каталога» человеческих качеств, сколько в их соотнесении с индивидуальной целостностью человека, которая у каждого своя, имеет свой «набор» характерных свойств.

Любой человек объективно представляет собой индивидуальность, даже если он и не осознает этого. Ему присуще бесконечное множество особых качеств и характеристик, отличающих его от других людей. Система свойств отдельного человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе, своеобразна. Каждое отдельное свойство в этой системе в различных проявлениях и в зависимости от тех или иных условий индивидуально-своеобразно, неповторимо.

Только в своей реальной жизнедеятельности, включенной в жизнедеятельность всего общества, человек имеет возможность проявить свою индивидуальность и реализовать свой собственный потенциал, поэтому развитие индивидуальности составляет необходимое условие личного успеха человека в жизни.

Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить самобытность личности, сохранить индивидуальность человека. Решение данной задачи в первую очередь возлагается на систему образования вообще и на отдельных педагогов в частности.

Поступила 18.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.