Научная статья на тему 'Образование как сфера социокультурной идентификации'

Образование как сфера социокультурной идентификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ / HUMANITARIAN MODEL OF EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY / CIVIC AND PERSONAL IDENTITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / WAYS AND FORMS OF EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Елена Владиславовна, Оганезова Алла Евгеньевна

Исследуется содержание современной гуманитарной модели образования как процесса социокультурной идентификации. Предлагается стратегия формирования личностной и гражданской идентичности российских студентов, излагаются некоторые формы внеаудиторной работы с иностранными студентами, которые нуждаются в особой адаптации к условиям российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Елена Владиславовна, Оганезова Алла Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a Field of Social and Cultural Identity

The article deals with the content of contemporary humanitarian model of education as a process of social and cultural identity. The authors consider a strategy for the formation of personal and civic identity of Russian students, and offer some forms of extracurricular work with foreign students to foster their adaptation to the Russian reality.

Текст научной работы на тему «Образование как сфера социокультурной идентификации»

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Е.В. Красильникова, А.Е. Оганезова

Кафедра гуманитарных наук Тверская государственная сельскохозяйственная академия ул. Василевского, 7, Тверь, Россия, 170000

Кафедра русского языка № 3 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198

Исследуется содержание современной гуманитарной модели образования как процесса социокультурной идентификации. Предлагается стратегия формирования личностной и гражданской идентичности российских студентов, излагаются некоторые формы внеаудиторной работы с иностранными студентами, которые нуждаются в особой адаптации к условиям российской действительности.

Ключевые слова: гуманитарная модель образования, социокультурная идентификация, гражданская и личностная идентичность, образовательная среда, методы и формы внеаудиторной работы.

В условиях глобализирующегося современного мира проблема социокультурной идентификации приобретает все большую актуальность. Особая значимость этой проблемы для отечественной культуры обусловлена продолжающимся кризисом идентификационной составляющей в масштабах российского общества, утратой им прежнего советского и поисками нового постсоветского идентификационного образа [1. С. 110]. Перед страной стоит задача сохранения, переосмысления собственной идентичности и вхождения со своим национальным лицом в современный глобальный мир. Особую роль в решении этой задачи играет система образования, в пространстве которого активно протекают идентификационные процессы, закладываются и формируются личностные, профессиональные и гражданские качества молодого человека. От состояния национально-гражданской и личностно-профессиональной идентичности современного студента зависит и качество кадрового потенциала государства, и степень гражданской зрелости общества, и национальное лицо страны в целом.

Представляется, что в условиях современной образовательной реформы, перехода от традиционной репродуктивной школы к гуманитарной, формирующей человека культуры, способного к самореализации, готового действовать в сложном мультикультурном пространстве, содержание образования можно представить прежде всего как процесс социокультурной идентификации.

В современной науке идентичность признается одной из важных характеристик человека, дающих возможность проследить динамику его личностного развития [5. С. 8]. Процесс идентификации человека позволяет составить представление о том, каким образом наращивается «Я-концепция» как опыт, который, находясь вне человека, усваивается им, в результате чего становится некоторым четко обо-

значенным образом в рамках самого человека («Я-концепции»). Если в основе социокультурной идентичности лежит критерий принадлежности, похожести, то в основе личностной идентичности — критерий отличия, определяющий самодостаточности человека, его личностную состоятельность [7. С. 10]. Человек нуждается и в той, и в другой идентичности. Идентификационные процессы в различной степени сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Наиболее интенсивно идентификация протекает на ранних стадиях жизни человека, этапе его взросления, поэтому большую ответственность за ее результаты несут образовательные институты, в частности школы и вузы. При этом необходимо иметь в виду важное, на наш взгляд, обстоятельство: в рамках образовательного учреждения преподаватель способен сыграть существенную роль в формировании социокультурной идентичности, тогда как развитие личностной идентичности того же студента он может лишь эффективно сопровождать.

На наш взгляд, основной задачей современного образования должно стать формирование у учащихся прежде всего социокультурной идентичности. Учебный процесс предполагает формирование осознания у молодежи своей принадлежности к определенной группе, позволяющего им солидаризироваться с ее идеалами, стандартами; выработку эмоционально-ценностного отношения к своей группе (ощущение адекватности), навыков реализации соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы.

Понятие группы в данном случае может обозначать и конкретное профессиональное сообщество и — в широком смысле — культурную общность, например страну-отечество. А потому социокультурная идентификация студентов, обучающихся в вузе, означает прежде всего идентификацию профессиональную и гражданскую. Осознание своей принадлежности к выбранной профессии, понимание возможности профессиональной реализации в пределах своей страны и есть один из критериев состоявшейся социокультурной идентификации будущего специалиста.

Эффективность социокультурной (как профессиональной, так и гражданской) идентификации измеряется ее органичностью, естественностью, поэтому важными условиями формирования истинной (не навязанной) идентичности должны стать добровольность ее принятия (идентичность — всегда результат выбора) и референтность того, кто демонстрирует профессиональные и гражданские образцы и образы [7. С. 11]. Последнее условие повышает роль и ответственность преподавателя, для которого социокультурная (профессиональная, гражданская) идентичность должна быть сложившейся и неформальной. Мы признаем, что идентификация, как любой процесс, не имеет жестких границ, она должна быть открытой. И все же степень идентичности преподавателя должна быть, безусловно, выше идентичности студента.

Уровень социокультурной идентичности человека подтверждается уровнем его личностной идентичности, уровнем его индивидуально мировоззренческой состоятельности. Эти два уровня дают возможность человеку самореализоваться и как гражданину, и как специалисту, и как личности в целом.

В реализации концепции образования как социокультурной идентификации, как правило, особую роль приписывают исключительно гуманитарным дисциплинам. Действительно, гуманитарные дисциплины способны обеспечить мировоззренческую основу самосознания общества и самоидентификации субъектов культуры, помочь понять в ситуации актуальных культурных связей уникальность другой культуры как равноценного партнера [6. С. 50]. Признавая ответственность предметников-гуманитариев за мировоззренческое становление молодежи, за личностное становление каждого отдельного студента, вместе с тем хотелось бы отметить, что процесс социокультурной идентификации объемнее, чем процесс активизации дисциплин гуманитарного цикла, чем поиск дополнительных образовательных ресурсов и технологий в рамках отдельной кафедры гуманитарных наук. Он должен охватывать всю систему образования, все предметы, за которыми стоит личность преподавателя.

В этой связи необходимо выработать общую стратегию реализации современного процесса образования как формы социокультурной идентификации. В рамках новой компетентностной модели образования важным стратегическим действием становится выявление приоритетных социально-личностных компетенций, необходимых будущему специалисту. В общих чертах компетентностный образ молодого специалиста, по замыслу авторов новых учебных стандартов, должен складываться из общекультурных и квалификационно-профессиональных компетенций, причем гуманитарные компетенции справедливо признаются базовыми по отношению к профессиональным. К числу основных гуманитарных компетенций отнесены такие, как приверженность профессиональной и общечеловеческой этике, определенная культура мышления, способность принимать решения и нести за них ответственность, готовность действовать в мультикультурном пространстве.

Предложенный перечень приоритетных компетенций, определяющих ком-петентностный образ выпускника вуза, отражает суть ожидаемого идентификационного образа молодого специалиста. А потому выявление и формирование общекультурных компетенций и есть процесс социокультурной идентификации. Считаем, что формирование этих компетенций является задачей не только предметников-гуманитариев. Это задача каждого преподавателя, работающего со студенческой аудиторией. Ее решение предполагает не эпизодическое обращение к тем или иным личностным свойствам в духе непродолжительных воспитательных бесед, а постоянный максимальный поиск внутреннего гуманистического потенциала своих (даже узкоспециальных) дисциплин, работу над самим собой, своими личностными качествами.

Безусловно, свою стратегию в реализации концепции образования как процесса социокультурной идентификации должны иметь и преподаватели гуманитарных дисциплин. Уже при разработке новых рабочих программ (III поколение) им необходимо учитывать компетенции, ориентированные на достижение идентичности (профессиональной, гражданской, личностной). К таковым относятся: владение культурой мышления; способность анализировать социально значимые

процессы и явления; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки; готовность к кооперации, к работе в коллективе.

Представляется, что в пределах гуманитарного образования одним из важнейших приоритетов должен стать так называемый предметный приоритет, предполагающий сохранение необходимого минимального блока гуманитарных дисциплин (если речь идет о негуманитарных вузах). Даже если новая модульная модель образования, интегрирующая отдельные дисциплины в единый модульный блок (например, «наука о человеке») станет реальностью, необходимо в ее пределах отстоять максимальный перечень проблем и направлений, имевших место в традиционных гуманитарных дисциплинах. Важным «содержательным» приоритетом должно стать сохранение проблемного характера изложения гуманитарного знания, предполагающего развитие навыков работы со смыслами, навыков мышления, столь необходимых для становления личности. Эффективность гуманитарного образования во многом определяется верно найденными приемами работы с аудиторией. В связи с этим наряду с предметно-содержательными приоритетами не меньшую роль играет методический. Диалогическая форма обучения, стимулирующая активное творческое начало у студентов, продолжает доказывать свою жизнеспособность и эффективность. Ее преимущества еще более высветились на фоне активно внедряемых в последнее время форм тестирования и дистанционного образования. Вместе с тем диалог — это не единственный прием с «человеческим лицом». Необходимо искать и другие активные и интерактивные методы «расколдовывания студенческих аудиторий», необходимо продолжить разработку тактики медленного, но необратимого «терапевтического лечения малыми дозами гуманитаристики» [7. С. 10].

Педагогически значимой спецификой социокультурной идентификации является ее прямая зависимость от социокультурных условий, в которых происходит развитие личности студента, поэтому процесс современного образования предполагает и создание особой социокультурной среды в вузе. Эффективность личностного развития студента во многом зависит от того пространства, в которое он погружается в учебное и внеучебное время. Чем органичнее это пространство, тем естественнее протекает процесс личностного развития. Вместе с тем социо-культурнае среда — это не только естественная, самонастраивающаяся, но и регулируемая система, требующая внимания и усилий. В перечень основных элементов социокультурной среды могут входить:

— система внеучебной, воспитательной работы;

— социально значимая деятельность студентов и преподавателей;

— система научно-методического руководства гуманитарным образованием и воспитательной работой;

— система повышения педагогической квалификации преподавателей;

— система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

— система реализации художественных, нравственных, эстетических и иных устремлений студентов, преподавателей и сотрудников;

— система современных гуманитарно-ориентированных и личностно ориентированных технологий обучения;

— система гуманитарных школ (второе высшее гуманитарное образование, центры иностранных языков и т.п.);

— система специальных программ развития личности.

Разумеется, приведенная структура социокультурной среды носит условный характер. Реальные структуры выглядят более сложно. Они обусловлены многообразными, не всегда явными связями, непрерывно взаимодействуют с различными элементами целостной среды вуза и социумом, сочетают элементы учебной и внеучебной работы, создают неповторимую, своеобразную траекторию вхождения студента в мир профессии и культуры.

Концепция образования как процесса социокультурной идентификации особенно актуальна для иностранных студентов, обучающихся в России. Для них формирование социокультурной идентичности есть прежде всего процесс социокультурной адаптации. Исходным и принципиально важным в этом процессе является изучение русского языка. От успешного обучения русскому языку иностранных учащихся зависит их адаптация к условиям проживания в новой стране, к особенностям быта, культуры и национальных традиций, поэтому в работе с иностранными студентами представляется важным умение «сочетать преподавание русского языка с одновременным изучением современной культуры, в том числе и на начальном этапе обучения» [2. С. 170].

Представляется, что включение лингвострановедческого знания в процесс обучения русскому языку иностранных учащихся обеспечивает прочность их речевых навыков, способствует более успешной адаптации студентов к российской социокультурной среде. Как показывает практика, целенаправленное сочетание аудиторной работы с внеаудиторной оптимизирует и процесс обучения русскому языку и формирование у студентов социокультурной идентичности.

Преподавателей русского языка как иностранного (РКИ) уделяют должное внимание таким видам внеаудиторной работы, как урок-концерт, тематический вечер, студенческий конкурс, викторина и т.п. Вместе с тем практика последних лет показала особую эффективность использования на довузовском этапе обучения иностранных студентов учебных экскурсий (автобусных, пешеходных по городу, в музеи, на выставки и т.д.). Данный вид внеаудиторной работы играет важную познавательную роль и является мощным средством развития навыков говорения, построения монологического высказывания, аудирования. Уже сама подготовка учащихся к экскурсиям способствует расширению их активного и пассивного словаря, помогает им адаптироваться к новой социокультурной реальности.

Безусловно, расширение лексического запаса у иностранных учащихся на элементарном и базовом уровнях влечет за собой ряд сложностей. В связи с этим при обучении фоновой лексике в иноязычной аудитории преподаватель должен соблюдать максимальную точность (особенно это касается страноведческой лексики), так как неточность понимания может привести к неправильному употреб-

лению таких единиц в речи и к нарушению коммуникации. Перед проведением экскурсии или посещением музея целесообразно провести предварительную работу по семантизации лексики в аудитории, в процессе которой студенты смогут приобрести навыки в понимании и использовании новых слов, получить необходимые сведения культурологического характера. Способы семантизации могут быть самыми разнообразными. Например, на начальном этапе обучения могут быть активно задействованы средства наглядности (рисунки, фотографии, фильмы, предметы и т.п.) и перевод. Успешно зарекомендовали себя используемые в учебном процессе на довузовском этапе иллюстрированные учебные пособия страноведческого характера, переведенные на различные языки. Так, на кафедре РКИ факультета русского языка РУДН имеется положительный опыт работы с культурологическим учебным пособием для чтения «Знакомьтесь — Москва!» [3]. Учебное пособие ориентировано на учащихся, владеющих знаниями в объеме базового и первого уровней общего владения РКИ. Использование данного пособия в учебном процессе показало, что предварительная работа с лексикой, текстами, сопровождающимися иллюстрациями, фотографиями, переводом, значительно облегчает задачу преподавателя по подготовке студентов к восприятию экскурсионной программы, по объяснению и усвоению лексики страноведческого характера. Руководствуясь вышеназванным пособием, преподаватель семантизирует лингвострановедческую лексику, анализирует ситуации ее употребления. После экскурсий с помощью того же пособия проходит закрепление нового языкового материала. Указанные виды работы вызывают у учащихся дополнительную мотивацию к изучению русского языка, побуждают их непосредственно (в естественных условиях) обратиться к важнейшим фактам исторического и культурного наследия народа страны, в которой они будут учиться и жить продолжительное время.

Имеющийся у преподавателей русского языка как иностранного в РУДН опыт внеаудиторной работы подтверждает тот факт, что впечатления об экскурсиях активизируют речевую деятельность учащихся, готовят их «к выполнению заданий, требующих самостоятельного решения речемыслительных задач, в которых проявляются подлинные речевые умения, формируется ситуативная непринужденность, обеспечивающая восприятие речи в естественных условиях» [4. С. 249].

Время предъявляет все более высокие требования к личности преподавателя и его педагогическому мастерству, от которого в значительной степени зависит успешность процесса обучения. Личность преподавателя играет немаловажную роль в стимулировании интереса учащихся к изучению русского языка, познанию истории и культуры России. Представляется целесообразным проведение экскурсий самими преподавателями, работающими с иностранными учащимися. В этой ситуации преподаватель выступает и в роли посредника межкультурной коммуникации, и в роли представителя изучаемой культуры и языка. Помимо профессионализма, педагогического такта, которые призваны создавать благоприят-

ный психологический климат на занятии, преподавателю необходимо обладать и в наивысшей степени состоявшейся собственной социокультурной идентичностью, чтобы с большей ответственностью сопровождать личностную и профессиональную идентификацию своих студентов.

Таким образом, современную модель образования сегодня можно и должно рассматривать как процесс социокультурной и личностной идентификации, который допускает управление извне. А потому внесение коррективов в учебно-воспитательную работу с учетом формирования прежде всего социокультурной идентичности студентов, поможет подготовить будущих специалистов и толерантных граждан, адаптированных и готовых жить и действовать в сложном мультикуль-турном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Багдасарова А.Б., Панова М.Е. Гражданская и этнокультурная идентификация в образующемся пространстве современной России // Обсерватория культуры. — 2007. — № 5. — С. 110—114. [Bagdasarova A.B., Panova M.E. Grazhdanskaya i etnokulturnaya identifikatsiya v obrazuyushem prostranstve sovremennoa Rossii // Observatoriya kulturi. — 2007. — № 5. — S. 110—114.]

[2] Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. [Vereshegin E.M., Kostomarov V.G. Yazik i kultura: lingvostranovedeniye v prepodavanii russkogo yazika kak inostrannogo. — M.: Russkii yazyk, 1990.]

[3] Оганезова А.Е., Румянцева Н.М. «Знакомьтесь — Москва!»: Учеб. пособие для иностранных учащихся по развитию навыков чтения. — М.: РУДН, 2008. [Oganezova A.E., Rumyantseva N.M. "Znakomtes — Moskva": Ucheb. posobiye dla inostrannih uchashihsya po razvitiyu navikov cheniya. — M.: RUDN, 2008.]

[4] Савицкая Т.В. Учебная экскурсия как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса на подготовительном факультете // Материалы Х международной научно-практической конференции «Преподавание языков в высших учебных заведениях на современном этапе». — Харьков: ЭкоПерспектива, 2006. — С. 249. [Savitskaya T.V. Uchebnaya ekskursiay kak sredstvo intensifikatsii i optimizatsii uchebnogo protsessa na podgo-tovitelnom fakultete// Materiali X mezhunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Pre-podavaniye yazikov v vishih uchebnih zavedeniyah na sovremennom etape". — Harkov: Eko-Perspektiva, 2006. — S. 249.]

[5] Сладкова О.Б. Кризис идентичности в современном российском обществе // Обсерватория культуры. — 2008. — № 3. — С. 8—14. [Sladkova O.B. Krizis identichnosti v sovremennom rossiyskom omshestve // Observatoriya kulturi. — 2008. — № 3. — S. 8—14.]

[6] Фазылзянова Г.И. Проблема национально-культурного самосознания // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2008. — № 1. — С. 10—15. [Fazilzyanova G.I. Problema natsionalno-kulturnogo samosoznaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7, Filosofiya. — 2008. — № 1. — S. 10—15.]

[7] Шакурова М. Социокультурная идентичность личности как результат воспитания // Воспитательная работа в школе. — 2010. — № 4. — С. 9—13. [Shakurova M. Sostiokulturnaya identichnost lichnosti kak rezultat vospitaniya // Vospitatelnaya rabota v shkole. — 2010. — № 4. — S. 9—13.]

EDUCATION AS A FIELD OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY

E.V. Krasilnikova, A.E. Oganezova

Chair of Human Science Tver State Agricultural Academy Vasilevsky str., 7, Tver, Russia, 170000

Chair of Russian Language № 3 Peoples' Friendship University of Russia Miklucho-Maklay str., 10, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the content of contemporary humanitarian model of education as a process of social and cultural identity. The authors consider a strategy for the formation of personal and civic identity of Russian students, and offer some forms of extracurricular work with foreign students to foster their adaptation to the Russian reality.

Key words: humanitarian model of education; social and cultural identity; civic and personal identity; educational environment; ways and forms of extracurricular work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.