УДК 355:172.15 (575.1)
Г. А. Алимова
Военно-технический институт Национальной Гвардии Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В СТРАНЕ
Принята к публикации 08.09.2020
Статья посвящена роли образования в социально-экономическом развитии Узбекистана в период модернизации экономики страны и повышения ее инновационного потенциала. В статье особое внимание уделено вопросам занятости населения и повышения качества труда. Проанализированы проводимые реформы в сфере образования в Узбекистане, которые направлены на обеспечение высококвалифицированными кадрами в основных отраслях экономической и общественной деятельности страны. Рассмотрены основные расходы стран с инновационной экономикой и сделаны соответствующие выводы. Изучены основные характеристики процесса формирования кадров инновационной экономики. С учетом экономического потенциала страны были выделены и проанализированы ряд системных проблем, препятствующих ускоренному инновационному развитию Узбекистана. Установлено наличие тесной взаимосвязи между уровнем развития экономики Узбекистана и уровнем развития науки и образования.
Ключевые слова: стратегические задачи, партнерство в сфере высшего образования, трудоустройство молодежи, уровень безработицы, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, новшества в экономике.
БО!: 10.32324/2412-8945-2020-3-37-39
На сегодняшний день стратегическими задачами на пути динамичного развития экономики страны являются повышение уровня образованности населения и сокращение уровня безработицы. В этой связи Президентом Республики Узбекистан подписан Указ от 8 октября 2019 г. № УП-5847 об утверждении Концепции развития системы высшего образования до 2030 года. Согласно данной Концепции планируется увеличить охват выпускников высшими образовательными учреждениями с 20 до 50 % на основе развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Так же планируется организовать деятельность филиалов государственных и негосударственных зарубежных высших образовательных учреждений в регионах с учетом конкурентной среды.
Нужно отметить, что уже сегодня в нашей стране функционируют 114 вузов, включая 93 отечественных и 21 зарубежный, и их филиалов. В целях повышения качества образования в нашей стране Концепцией планируется включение не менее 10 высших образовательных учреждений в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities).
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 3 (21). © Г. А. Алимова, 2020
Проводимые реформы в сфере образования в Узбекистане направлены на обеспечение высококвалифицированными кадрами в различных отраслях экономической и общественной деятельности страны, а также на повышение уровня жизни, благосостояния и трудоустройства молодежи и населения в целом.
Говоря о решении вопросов трудоустройства населения и, как следствие, сокращение уровня безработицы, отметим, что в нашей стране общее количество рабочих мест, предлагавшихся на внутреннем рынке труда в 2018 г. составило 1 061 100, но, учитывая, что Узбекистан нуждается в более 1,3 млн рабочих мест, необходимо последовательно продолжать проводимые реформы как в отраслях экономики, так и в сфере образования.
В 2018 г. численность рабочей силы в Узбекистане составляла 18,8 млн человек, в том числе экономически активное население составляло 14,6 млн, а экономически не активное население — 4,2 млн человек. В общей сложности было занято 13,2 млн человек, из которых 5,3 млн человек работали в официальном секторе, а 7,9 млн человек (или 59,3 % от общей численности занятых) работали неофициально [1].
Из этих 7,9 млн рабочих мест в неофициальном секторе число работников, занятых на сезонных и временных неофициальных работах, составляло 1,6 млн человек; трудовые мигранты, ищущие работу за границей, составляли 2,6 млн человек в 2018 г. В региональном разрезе наибо-
РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
лее высокий уровень безработицы в Ферганской (10 %), Андижанской (9,9 %) и Сурхандарьин-ской (9,9 %) областях, а самый низкий — в городе Ташкенте (7,8 %). В конце 2018 г. безработица среди молодежи (16—25 лет) составляла 17 %, а безработица среди женщин — 12,9 % [1].
Хотелось бы отметить, что целевые задачи по обеспечению молодежи достойной работой связаны c их вовлечением в образовательный и научный процесс, который позволит развивать конструкторские, изобретательские и инновационные способности молодежи.
В области развития послевузовского образования проводятся последовательные работы. В высших образовательных учреждениях по присуждению ученой степени работают 84 ученых совета (в 2017 г. их было 48). За период 2017— 2019 гг. в результате защиты докторских диссертаций количество педагогических работников высших образовательных учреждений, имеющих научную степень, достигло 9 636 человек, из них 2 130 — доктора наук (DSc), 7 506 — кандидаты наук (PhD), а также достигнут рост научного потенциала высших образовательных учреждений республики на 5,1 %. За этот же период обеспечено прохождение 1 611 профессорами-преподавателями высших образовательных учреждений стажировок и курсов повышения квалификации в зарубежных высших образовательных учреждениях.
В рамках международного сотрудничества 112 молодых человек приняты на обучение по специальностям магистратуры и 51 — в докторантуру зарубежных высших образовательных и научных учреждений. В 2017—2019 гг. к образовательному процессу привлечено 1 154 зарубежных высококвалифицированных педагогических работника и ученых (94 — из США, 445 — из стран Европы, 299 — из стран Азии, 316 — из государств СНГ) [1].
В этой связи нужно отметить, что на образование планируется израсходовать более 30 трлн сумов, что составляет почти половину расходов социальной сферы. В частности, на развитие дошкольного образования выделят более 5 трлн сумов, на финансирование общеобразовательных и внешкольных учреждений — более 20 трлн су-мов [1].
На наш взгляд, уровень развития экономики страны имеет тесную связь с уровнем развития науки и образования. Так, в странах с инновационной экономикой расходы на науку составляют до 87 %.
Именно поэтому в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах (Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947), отдельное внимание уделено созданию эффективных механизмов внедрения в практику научных и инновационных достижений, стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, созданию при высших учебных заведениях
и научно-исследовательских институтах специализированных научно-экспериментальных лабораторий, технопарков, центров высоких технологий.
Очевидно, поставленные задачи могут быть выполнены только при условии наличия и подготовки квалифицированных кадров. Может быть, поэтому сегодня почти каждая небольшая фирма или крупная транснациональная компания стремится привлечь к работе такого специалиста, который обладал бы знаниями, способностью мыслить на шаг вперед, предвидя возможные изменения и новшества в экономике страны и в мире, смог бы принять наиболее верное решение. Но нужно отметить, что инновационная экономика предполагает не всякое нововведение, а только то, которое способно серьезно повысить эффективность действующей системы.
Исходя из вышесказанного, определим, каковы же основные характеристики инновационных кадров.
Основными характеристиками инновационных кадров могут быть:
— совершенствование уровня образования, стремление к высокому профессионализму;
— способность к творческому мышлению и возможность видеть новое, которому суждено в будущем приобрести наибольшую актуальность, умение выявлять проблемы на пути к поставленной цели и находить пути их устранения;
— умение с помощью новых приемов, методов и форм организации труда внедрять высокие технологии в жизнь;
— целеустремленность, воображение, способность адаптироваться к новым условиям, гибкость мышления, добросовестность, трудолюбие [1].
Узбекистан, обладая большим экономическим потенциалом, до недавнего времени испытывал ряд системных проблем, препятствующих ускоренному инновационному развитию:
— недостаточность комплексного анализа современных тенденций технологического и инновационного развития при разработке государственных и региональных программ развития;
— отсутствие единого органа по обеспечению целевого развития научно-исследовательских и аналитических учреждений, что не позволяет максимально интегрировать образование, науку и производство;
— низкий уровень инфраструктуры, препятствующий активному внедрению инновационных продуктов;
— недостаточный уровень сотрудничества с иностранными и международными организациями.
В целях устранения таких проблем на пути к развитию инновационной экономики Указом Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева от 29 ноября 2017 г. было образовано Министерство инновационного развития страны, в котором предусмотрено создание Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
И в заключение отметим, что повышение социально-экономического развития страны имеет
Г. А. Алимова. Образование как фактор инновационного развития и сокращения безработицы в стране
прямую зависимость от уровня развития системы образования. Именно поэтому осуществление последовательных реформ в стране имеют стратегическое значение.
Список литературы
Абдуллаев Ш. С. О., Деневизюк Д. А., Сады-кова А. М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей // Региональные проблемы преобразования экономики. Ташкент, 2014. 45 с.
G. A. Alimova
EDUCATION AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND REDUCTION OF UNEMPLOYMENT IN THE COUNTRY
The article is devoted to the role of education in the socio-economic development of Uzbekistan during the period of modernization of the country's economy and increasing its innovative potential. Special attention is paid to the issues of employment of the population and improving the quality of labor. The ongoing reforms in the field of education in Uzbekistan, which are aimed at providing highly qualified personnel in the main sectors of economic and social activities of the country, are analyzed. The main expenses of countries with an innovative economy are considered and the relevant conclusions are drawn. The main characteristics of the process of formation the personnel of an innovative economy have been studied. Given the state of the country's economy, a number of problems that impede the accelerated innovative development of Uzbekistan were identified and analyzed. The presence of a close relationship between the level of development of the economy of Uzbekistan and the level of development of science and education has been established.
Keywords: strategic objectives, partnership in higher education, youth employment, unemployment rate, innovation economy, social-economy development, novelties in economy.