Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пейзак Анастасия Викторовна

В статье отмечается важная роль получения необходимого профессионального образования лицами, осужденными к лишению свободы, которая отводится ему странами континентальной Европы. В статье перечислены основные направления и уровни образования, доступные осужденным в ряде государств континентальной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS AN ELEMENT OF SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN CENTRAL EUROPEAN COUNTRIES

The article notes the important role of obtaining the necessary vocational education for persons sentenced to deprivation of liberty, which is assigned to it by the countries of Central Europe. The article lists the main directions and levels of education available to convicts in a number countries of Central Europe.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 8(212)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_144

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ Education as an element of the social adaptation of convicts in Central Europe

ПЕЙЗАК Анастасия Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД Российской Федерации. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: k021@mail.ru;

PEYZAK Anastasia Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of Ministry of Interns Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: k021@mail.ru

Краткая аннотация: В статье отмечается важная роль получения необходимого профессионального образования лицами, осужденными к лишению свободы, которая отводится ему странами континентальной Европы. В статье перечислены основные направления и уровни образования, доступные осужденным в ряде государств континентальной Европы.

Abstract: The article notes the important role of obtaining the necessary vocational education for persons sentenced to deprivation of liberty, which is assigned to it by the countries of Central Europe. The article lists the main directions and levels of education available to convicts in a number countries of Central Europe.

Ключевые слова: образование осужденных, социальная адаптация, ресоциализация, исправление осужденных, социальная адаптация, Европа.

Keywords: education of convicts, social adaptation, resocialization, correction of convicts, social adaptation, Central Europe.

Для цитирования: Пейзак А.В. Образование как элемент социальной адаптации осужденных в странах Центральной Европы // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 144-145. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_144.

For citation: Peyzak A. V. Education as an element of the social adaptation of convicts in Central Europe // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 144-145. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_144.

Статья поступила в редакцию: 13.06.2022

Социальная реинтеграция лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы является одной из приоритетных целей любого общества, что достигается с помощью поддержки со стороны как властей государства, так и гражданского общества. Часто подвергаются стигматизации и с трудом поддаются обратной интеграции в общество приговоренные к длительным срокам тюремного заключения [1].

Отечественные и зарубежные ученые и аналитики сходятся во мнении, что коэффициент рецидива высок, и около половины осужденных совершают вновь преступления в течение трех лет после их освобождения, при этом наиболее критичным является первый год после отбывания наказания. В своем докладе Президенту Российской Федерации К. А. Чуйченко отметил, что из ежегодно освобождающихся 100 тысяч человек, около 44 тысяч снова возвращаются в места лишения свободы. . Министр юстиции Российской Федерации видит причинами подобной ситуации в том, что эти люди не подготовлены к организации своей жизни, не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь1.

Двадцатый век провозгласил права человека, как естественное и социальное благо, а жизнь, здоровье и социальное его благополучие, как важнейшие и неотъемлемые ценности, подлежащие защите и особой заботе каждого государства 2. В этой связи изоляция осужденных от общества не только не должна «сдерживать» развитие личности человека, но быть и значимой заботой государства в предоставлении возможности каждому из них получать образование и профессиональную подготовку. Ценность обучения в пенитенциарных учреждениях, как средства подготовки к реинтеграции и ресоциализации осужденных в общество, является общепризнанной необходимостью. Процесс образования и получения знаний, меняя саму личность, являются частью более широкого круга мероприятий и различных форматов, порождающих устойчивость к аморальному и противоправному поведению. Все эти моменты и обстоятельства учитываются в комплексе мер по сокращению постпенитенциарного рецидива.

Следует отметить, что обучение осужденных — это нечто большее, чем просто способ «удачно» провести время. В Германии существуют, например, школьные программы для различных уровней образования, курсы грамотности, курсы немецкого и иностранных языков. Базовое образование также дополняют различные курсы профессиональной подготовки: «управление погрузчиком», «компьютерные знания», «уборка помещений», «автослесарь», «электрик», «маляр», «столяр», «специалист по обработке металла», «лакировщик» и т.п. [1]

Возможности получения образования осужденными, отбывающими тюремное заключение в странах Центральной и Восточной Европы, имеет свои особенности, формы и уровни. Диапазон предложений образовательных и профессиональных программ весьма ограничен и включает в себя курсы подготовки осужденных к таким профессиям, как плетение корзин, кирпичная кладка, плотницкое дело, шитье, монтаж и оснащение. Культурная составляющая образования часто ограничивается просмотром телевизионных передач, чтением книг и периодических

1 События. Встреча с Министром юстиции Константином Чуйченко / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67666 (дата обращения: 04.05.2022).

2 Всеобщая декларация прав человека : [принята в г. Париже 10 декабря 1948 года Резолюцией 217 А (III) на 183-ем пленарном заседании 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН]. - Текст : электронный // Система КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.05.2022).

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

изданий, а также сравнительно редким проведением групповых встреч на Рождество или Пасху.

В Польше профессиональное образование организуется в форме курсов профессиональной квалификации. Центры, где можно пройти курсы профессиональной квалификации, достаточно популярны среди польских осужденных. Данные курсы позволяют получают профессиональную подготовку по специальностям, которые дадут заключенному реальные шансы найти работу после освобождения из мест лишения свободы. Главным образом речь идет о профессиях, пользующихся повышенным спросом на рынке труда Польши, таких, как: повар, маляр, укладчик полов, механик, монтажник оборудования, слесарь, электромеханик, электрик и другие профессии как сферы услуг, так и производства. Осужденные, получившие среднее образование, могут продолжить свое образование в высших учебных заведениях при сдаче необходимых экзаменов [2].

Между странами Западной Европы и странами Восточной и Центральной Европы существуют существенные различия в области государственной политики образования заключенных и это связано не только с недостаточным финансированием уголовно-исполнительных системы. Одной из причин существующей разницы в подходе к организации образования осужденных является то, что Западноевропейские пенитенциарные системы одними из первых признали необходимость образования осужденных и развития их профессиональных интересов. Осужденные, желающие начать обучение на любом уровне образования, как правило получают поддержку в своих исправительных учреждениях. Им предоставляются возможности для получения образования, финансовой помощи и консультации специалистов в области образования.

Библиогра фия:

1. Казакова, Т. А. Образование заключенных как составная часть их ресоциализации (зарубежный опыт) / Т. А. Казакова, М. И. Кузнецов // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Пермь, 06-08 апреля 2021 года. - ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. - С. 163-164. - EDN WETQYN.

2. Dana Becker Pestka (2020). «Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe». Social Sciences & Humanities Open. 2 (1). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291120300425.

References:

1. Kazakova, T. A. Education of prisoners as an integral part of their re-socialization (foreign experience) / T. A. Kazakova, M. I. Kuznetsov // Penitentiary system and society: experience of interaction : Collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, 06-08 April 2021. - The Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2021. - pp. 163-164. - EDN WETQYN.

2. Daria Becker Peska (2020). «Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe». Social Sciences & Humanities Open. 2 (1). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291120300425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.