Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пейзак А. В.

В статье отмечается важная роль получения необходимого профессионального образования лицами, осужденными к лишению свободы, которая отводится ему странами Северной Европы. В статье перечислены основные направления и уровни образования, доступные осужденным в ряде государств Северной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS AN ELEMENT OF SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN THE NORDIC COUNTRIES

The article notes the important role of obtaining the necessary vocational education for persons sentenced to deprivation of liberty, which is assigned to it by the countries of Northern Europe. The article lists the main directions and levels of education available to convicts in a number countries of Northern Europe.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_98

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ Education as an element of the social adaptation of convicts in Northern Europe

ПЕЙЗАК Анастасия Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД Российской Федерации. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: k021@mail.ru;

PEYZAK Anastasia Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of Ministry of Interns Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: k021@mail.ru

Краткая аннотация: В статье отмечается важная роль получения необходимого профессионального образования лицами, осужденными к лишению свободы, которая отводится ему странами Северной Европы. В статье перечислены основные направления и уровни образования, доступные осужденным в ряде государств Северной Европы.

Abstract: The article notes the important role of obtaining the necessary vocational education for persons sentenced to deprivation of liberty, which is assigned to it by the countries of Northern Europe. The article lists the main directions and levels of education available to convicts in a number countries of Northern Europe.

Ключевые слова: образование осужденных, социальная адаптация, ресоциализация, исправление осужденных, социальная адаптация, Северная Европа.

Keywords: education of convicts, social adaptation, resocialization, correction of convicts, social adaptation, Northern Europe.

Для цитирования: Пейзак А.В. Образование как элемент социальной адаптации осужденных в странах Северной Европы // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 98-99. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_98.

For citation: Peyzak A. V. Education as an element of the social adaptation of convicts in Northern Europe // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 98-99. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_98.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2022

На протяжении всей истории функционирования уголовно-исполнительной системы, теории ресоциализации и социальной адаптации ранее судимых лиц ученые-пенитенциаристы были озадачены поиском эффективных путей исправления осужденных и механизмов сдерживания постпенитенциарного рецидива.

С момента создания пенитенциарной системы в России обучение заключенных считалось и является в настоящее время одним из основных средств их исправления и ресоциализации. Формат и фактор образования и профессиональной подготовки заключенных в местах лишения свободы показал очевидную связь между организацией вовлеченности осужденных в образовательный процесс и стремлением обучающихся к законопослушному поведению и исправлению [1].

Заключенные во всем мире представляют собой контингент менее образованных лиц, чем население в целом, что подтверждается неоднократными исследованиями как зарубежных, так и российских ученых. Проблема отсутствия или низкого уровня образования лиц, приговоренных к тюремному заключению, существует во всех странах и причины тому разные.

Образование предоставляется осужденным в большинстве европейских тюрем. Вместе с тем объем и направление программ обучения в значительной степени варьируется от вида учреждения и степени обеспечения ими изоляции осужденных. В зависимости от действующих правил конкретной страны осужденному может быть предоставлено право освоения образовательной программы не более одного часа в неделю, в то время как в другой стране заключенный может спокойно учиться вместо отбывания трудовой повинности, получая при этом заработную плату в достойном размере [2].

Около половины европейских стран предлагают заключенным бесплатное дистанционное образование, при этом в абсолютном большинстве из них оплата обучения производится за счет самого осужденного. Например, в Дании заочные курсы по программам начальной и средней школы являются бесплатными, в отличие от более продвинутых курсов, платить за которые придется осужденному или его семье. [3].

Повсеместно в Великобритании для осужденных преподают курсы, помогающие приобрести новые навыки, например, научиться читать и писать, использовать компьютер и выполнять элементарные математические расчеты. Важным моментом, который нельзя не отметить, является наличие индивидуального подхода к обучению осужденных в Великобритании. Большинство из них получают индивидуальный план обучения, в котором перечисляются элективные курсы и практики. Направленность некоторых курсов позволяет осужденному получить квалификацию, признаваемую работодателями за пределами исправительного учреждения (диплом о высшем образовании или степень). В частности, осужденные к лишению свободы в Великобритании могут пройти курс дистанционного обучения, например в Открытом университете1.

1 Prison life / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gov.uk/life-in-prison/education-and-work-in-prison (дата обращения: 04.05.2022).

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

В Великобритании большинство осужденных имеют доступ к государственным кредитам для студентов университетов. Также, заявки на получение грантов на финансирование дистанционного образования, которое не может оплатить осужденный, принимают благотворительные организации. Начальное, среднее и профессиональное образование, как правило, является бесплатным, хотя некоторые страны требуют от заключенных или их семей оплачивать заочные курсы. Лица, содержащиеся в условиях предварительного заключения, не имеют права на получение образования [1].

Например, в Дании, Норвегии и Финляндии осужденным предоставляются возможности для обучения и продолжения образования, то есть воспользоваться правом развития уже имеющихся компетенций, как в США. Следует также отметить, что образование может принести определенные финансовые выгоды осужденным, отбывающим сроки тюремного заключения. В Швеции получение образования оплачивается так же, как и любые другие виды деятельности. Помимо образования, пенитенциарные учреждения предлагают широкий спектр дополнительных мероприятий, которые позволяют заключенным больше учиться и приобретать новые навыки, которые могут быть полезными в мире, который динамично меняется. Такая деятельность включает, в частности, курсы живописи, рисования, скульптуры и иностранных языков. Осужденные могут встречаться в помещениях, предназначенных для лиц, имеющих общие интересы (Финляндия), или участвовать в различных дискуссионных форумах для обсуждения фильмов или театральных пьес (Швеция). В вышеупомянутых странах большое внимание уделяется также физической активности осужденных. Они могут использовать тренажерные залы, а также участвовать в командных играх (Дания) [4].

В странах Северной Европы образование является одним из главных приоритетов в пенитенциарной системе и считается правом заключенных. Воспитательная работа ведется в той мере и формах, в какой правонарушитель желает участвовать в ней, а персонал пенитенциарных учреждений обучаются тому, как стимулировать и мотивировать заключенных к продолжению образования. Заключенные могут посещать дневную школу, а тюрьмы предлагают все уровни образования. Одной из особенностей пенитенциарных систем Дании и Швеции, заключается в том, что предварительно заключенные лица, имеют право на освоение определенных образовательных программ. Действующая в Дании программа позволяет осужденным найти работу даже в государственном секторе, который оказывает всяческую поддержку своим гражданам после их освобождения. Прежде всего эта программа рассчитана на лиц, которые демонстрируют способность приносить доход, сохраняя при этом социально должное поведение. [5].

Опыт стран Северной Европы может оказаться особенно ценным для России в вопросах развития способностей и профессиональных наклонностей, а также опыта осужденных, отбывающих наказание, за экономические и компьютерные преступления, инженеров, химиков, строителей, талантливых менеджеров по продажам на благо развития общества. Важно, также стимулировать осужденных на реализацию своих способностей в направлении социально значимых целей и задач. Это и будет фактором «отрыва» их от криминальной деятельности и вовлечению в новые криминальные «интересы» и схемы «самореализации».

Библиография:

1. Режапова, И. М. Образование для заключенных за рубежом / И. М. Режапова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-62. - EDN LLBYGD.

2. Казакова, Т. А. Образование заключенных как составная часть их ресоциализации (зарубежный опыт) / Т. А. Казакова, М. И. Кузнецов // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Пермь, 06-08 апреля 2021 года. - ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 202l. - С. 163-164. - EDN WETQYN.

3. Costelloe, Anne; Torfinn, Langelid; Wilson, An (2012). "Survey on Prison Education and Training in Europe" (PDF). Europa. OCLC 953824641. Archived from the original (PDF) on June 17, 2013. — URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail//publication/6480d344-75e7-4573-b860-1f62f1edc6c3.

4. Daria Becker Pestka (2020). «Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe». Social Sciences & Humanities Open. 2 (1). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291120300425.

5. Incarceration within American and Nordic Prisons: Comparison of National and In- ternational Policies (2012). — URL: //http://www.dropoutprevention.org/engage-backup/ incarceration-within-american-and-nordic-prisons/.

References:

1. Rezhapova, I. M. Education for prisoners abroad / I. M. Rezhapova // Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management. - 2020. - № 1 (9). - Pp. 56-62. - EDN LLBYGD.

2. Kazakova, T. A. Education of prisoners as an integral part of their re-socialization (foreign experience) / T. A. Kazakova, M. I. Kuznetsov // Penitentiary system and society: experience of interaction : Collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, 06-08 April 2021. - The Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2021. - pp. 163-164. - EDN WETQYN.

3. Costelloe, Anne; Torfinn, Langelid; Wilson, An (2012). "Survey on Prison Education and Training in Europe" (PDF). Europa. OCLC 953824641. Archived from the original (PDF) on June 17, 2013. — URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail//publication/6480d344-75e7-4573-b860-1f62f1edc6c3.

4. Daria Becker Pestka (2020). «Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe». Social Sciences & Humanities Open. 2 (1). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291120300425.

5. Incarceration within American and Nordic Prisons: Comparison of National and In- ternational Policies (2012). — URL: //http://www.dropoutprevention.org/engage-backup/ incarceration-within-american-and-nordic-prisons/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.