Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменная Елена Олеговна, Коноплева Коноплева Нина

Ценности в исторической динамике культуры приобретают свою значимость в результате деятельности человека и социума. Историческая смена или переоценка ценностей зачастую ощущается как резкий скачок или революция в культуре. К главным движущим и нормативным силам культуры относят ценности, научно-технические достижения, юридические нормы и установления. В первой части статьи дается определение понятию «ценности» и его толкованию в системе научных знаний, демонстрируется, каким образом начинается понимание культуры, она становится значимой для молодых людей. Во второй части статьи речь идет об обучении и воспитании как главных составляющих образовательного процесса, способствующих формированию не только знаний, но и морально-нравственных принципов, и ценностных установок. Отмечается, что их основания начинают формироваться в семье, по мере взросления в период обучения снижается обучающе-воспитательная роль родителей и передается институциональным структурам. Именно образование, являющееся одним из основных трансляторов культурных ценностей, требует концентрации педагога не только на процессе обучения знаниям, умениям и навыкам, необходимым для будущей жизни и профессиональной деятельности, но и на привитии обучающимся базовых культурных норм и правил, ценностных установок, значимых для формирования целостного мировосприятия и культурных ориентиров. Важность получения образования обусловлена необходимостью подготовки квалифицированных специалистов для современного конкурентного рынка труда, развития науки и техники, с одной стороны, саморазвития, самореализации, формирования молодежью смысложизненных ориентиров и ценностных установок для успешного и счастливого бытия - с другой. В третьей части статьи приводятся результаты эмпирического исследования, демонстрирующего ценностное отношение молодежи к будущей профессиональной деятельности, микроклимату социальной группы и актуальности получаемых знаний, определяющих ценностное отношение современных студентов к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS THE BASIC VALUE OF RUSSIAN CULTURE: HISTORY AND MODERNITY

Values in the historical dynamics of culture are the result of human and social activity. The historical change or revaluation of values is often felt by society as a sharp leap or revolution in culture. The main driving and normative forces of culture: values, scientific and technical achievements, in this regard, the first part of the article defines the concept of "values" and its interpretation in the system of scientific knowledge, demonstrates where the understanding of culture and its significance for young people begins. The second part of the article deals with education and upbringing as the main components of the educational process, contributing to the formation of not only knowledge, but also moral principles and values. It is noted that their foundations begin in the family, but as they grow older, there is a need to receive public education, and therefore the educational role of parents decreases and is transferred to institutional structures. It is education, which is one of the most important translators of cultural values, that requires the teacher's concentration not only on the process of teaching knowledge, skills and abilities necessary for future professional activity, but also on instilling in students’ basic cultural norms and rules, values that are important for the formation of a holistic worldview and cultural orientations of modern youth. The importance of education is due to the need to train qualified specialists for the modern competitive labor market, the development of science and technology, on the one hand, self-development, self-realization, the formation of meaningful guidelines and values by young people for a successful and happy existence, on the other. The third part of the article presents the results of an empirical study demonstrating the value attitude of young people to future professional activity, the microclimate of a social group and the relevance of the knowledge obtained, determining the value attitude of modern students to education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Е. О. Каменная

Н. А. Коноплева

Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С.146-160. Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.2 (78). P. 146-160. (In Rus)

Научная статья УДК 316.75:37.01

https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-2-146-160

Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность

Елена Олеговна Каменная 1 Коноплева Нина Алексеевна2

1 2 ФГБОУ ВО "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" (ВГУЭС), Владивосток, Россия

'E-mail: elena.kamennaya1@vvsu.ru; ORCID: http://orcid. org/0000-0001-8652-155X

2 E-mail: nika.konopleva@gmail.com; ORCID: http://orcid. org/0000-0002-5969-3193

Аннотация. Ценности в исторической динамике культуры приобретают свою значимость в результате деятельности человека и социума. Историческая смена или переоценка ценностей зачастую ощущается как резкий скачок или революция в культуре. К главным движущим и нормативным силам культуры относят ценности, научно-технические достижения, юридические нормы и установления. В первой части статьи дается определение понятию «ценности» и его толкованию в системе научных знаний, демонстрируется, каким образом начинается понимание культуры, она становится значимой для молодых людей.

Во второй части статьи речь идет об обучении и воспитании как главных составляющих образовательного процесса, способствующих формированию не только знаний, но и морально-нравственных принципов, и ценностных установок. Отмечается, что их основания начинают формироваться в семье, по мере взросления в период обучения снижается обучающе-воспи-

© Каменная Е.О., Коноплева Н.А., 2022

тательная роль родителей и передается институциональным структурам. Именно образование, являющееся одним из основных трансляторов культурных ценностей, требует концентрации педагога не только на процессе обучения знаниям, умениям и навыкам, необходимым для будущей жизни и профессиональной деятельности, но и на привитии обучающимся базовых культурных норм и правил, ценностных установок, значимых для формирования целостного мировосприятия и культурных ориентиров. Важность получения образования обусловлена необходимостью подготовки квалифицированных специалистов для современного конкурентного рынка труда, развития науки и техники, с одной стороны, саморазвития, самореализации, формирования молодежью смысложизненных ориентиров и ценностных установок для успешного и счастливого бытия - с другой.

В третьей части статьи приводятся результаты эмпирического исследования, демонстрирующего ценностное отношение молодежи к будущей профессиональной деятельности, микроклимату социальной группы и актуальности получаемых знаний, определяющих ценностное отношение современных студентов к образованию.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, ценности, культура, ценностно-смысловая сфера, молодежь.

Для цитирования: Каменная Е.О., Коноплева Н.А., Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С.146-160. https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-2-146-160

Original article

EDUCATION AS THE BASIC VALUE OF RUSSIAN CULTURE: HISTORY AND MODERNITY

Elena O. Kamennaya 1 Nina A. Konopleva 2

1,2 Vladivostok State University of Economics and Service , Vladivostok, Russia 'E-mail: elena.kamennaya1@vvsu.ru 2E-mail: nika.konopleva@gmail.com

Abstract. Values in the historical dynamics of culture are the result of human and social activity. The historical change or revaluation of values is often felt by society as a sharp leap or revolution in culture. The main driving and normative forces of culture: values, scientific and technical achievements, in this regard, the first part of the article defines the concept of "values" and its interpretation in the system of scientific knowledge, demonstrates where the understanding of culture and its significance for young people begins.

The second part of the article deals with education and upbringing as the main components of the educational process, contributing to the formation of not only knowledge, but also moral principles and values. It is noted that their foundations begin in the family, but as they grow older, there is a need to receive public education, and therefore the educational role of parents decreases and is transferred to institutional structures. It is education, which is one of the most important translators of cultural values, that requires the teacher's concentration not only on the process of teaching knowledge, skills and abilities necessary for future professional activity, but also on instilling in students' basic cultural norms and rules, values that are important for the formation of a holistic world-view and cultural orientations of modern youth. The importance of education is due to the need to train qualified specialists for the modern competitive labor market, the development of science and technology, on the one hand, self-development, self-realization, the formation of meaningful guidelines and values by young people for a successful and happy existence, on the other.

The third part of the article presents the results of an empirical study demonstrating the value attitude of young people to future professional activity, the microclimate of a social group and the relevance of the knowledge obtained, determining the value attitude of modern students to education.

Keywords: education, training, upbringing, values, culture, value-semantic sphere, students.

For citation: Kamennaya E.O., Konopleva N.A. Education as the basic value of russian culture: history and modernity // Values and Meanings/ Tsennosti I Smysly. 2022. No.2 (78). P. 146-160. (In Rus). https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-2-146-160

Введение

В условиях современных социально-экономических, политических преобразований, развивающихся и внедряемых в различные жизненные процессы и образование цифровых технологий культура претерпевает значительные трансформации. В динамически изменяющемся мире происходит переоценка человеком предшествующих традиционных смыслов бытия, ранее сложившихся ценностных установок и ориентиров.

Ценности являются предметом изучения аксиологии, характеризующей их не только в качестве признаков и свойств, присущих предмету, явлению, человеку, но и определяющей их как отношение между мышлением человека и окружающей реальностью, так как именно ценности являются движущими силами, воздействующими на достижение целей, намерений, планов. Благодаря ценностям у личности формируется отношение к миру, определяется его значимость. Ценности приобретают значение для

личности, находя одобрение в социальной группе. Представители социальной группы будут схожи во взглядах и мнениях, но каждый из них будет уникален, так как то, что важно и имеет ценность для одной личности, может отличаться от ценности бытия для другой личности [14].

Ценностно-смысловая сфера актуальна в исследованиях многих ученых, С.В. Рубинштейн понимал под ценностями социальное явление, которое имеет некую значимость для человека [17]. Д.А. Леонтьев выделял три этапа в формировании человеческих ценностей: первыми выступают общественные идеалы и эталоны, затем реализация их в реальности, а заключительным являются мотивационные структуры, побуждающие личности воплощать в жизнь социально-значимые ценности. Все этапы переходят друг в друга [13]. М. Рокич выделял терминальные (ценности-цели, к которым стремится личность) и инструментальные (ценности-средства, за счет которых личность добивается поставленной цели) ценности [22].

Методология

Многозначность подходов и трактовок понятия «ценность» в современной науке обусловлена разносторонностью и различием подходов к его изучению, рассмотрением его сущности на основе: объективно-субстанционального подхода, как независимых от индивидуума принципов его бытия (В. Виндельбанд, Н. Гартман, Г. Риккерт, И. Кант, М. Шелер, Н.О. Лосский); или же субъективно-субстанционального подхода, когда ценностная реальность рассматривается, как зависимая от человека, как категория антропобытия и установления принципов взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания человеком мира (М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби, О.Н. Панфилова, П. Сорокин и др.).

Так, во взглядах В. Виндельбанда, Г.Риккерта можно видеть возврат к античным представлениям о ценностях (Сократ, Платон) и рассмотрение их как идеальных сущностей, хоть и несуществующих в реальности, но чрезвычайно значимых для любой культуры, являющихся базисом ее существования. И. Кант связывал ценности с целесообразностью деятельности, с высшими целями человеческого существования, отвергал исследование ценностей, основываясь на склонностях, потребностях, обусловливающих достижение наслаждения «... ценность имеет особую объективность, не объективность природных ве-

щей, но объективность высших целей человеческого существования. Царство целей и является пространством ценностей» [12, с. 276].

Вместе с тем, многие авторы, как отечественные, так и зарубежные, основывают свои исследования ценностей на потребностной сфере человека (С. Александер, Дж. Дьюи, Р. Перри, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, С.Л. Рубинштейн и др.). Подобный подход приводит к тому, что «ценность» не концептуализируется, как самостоятельная научная категория, а рассматривается как основа предметных ценностных ориентаций человека. Такой подход, обусловленный принципами практицизма и утилитаризма, можно проследить в работах Ф. Брентано, А. Смита, У. Джемса, Дж. Дьюи, Р. Перри и др. Согласно представлению Ф. Брентано, понятия, характеризующие ценностное отношение к действительности «хорошо - плохо», «добро - зло», «благо», «польза» имеют отношение к объектам или состояниям человека и только в таком аспекте исследования приобретают смысл [3].

Ряд ученых преимущественное внимание уделяли религиозной аксиологии, то есть христианским ценностям (М. Экхарт, Р.Г. Лотце, В Виндельбанд, М. Шелер, Д. фон Гиндельбранд, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.).

Несомненно, в эпоху традиционной патриархальной российской культуры ценности определялись преимущественно благодаря религиозным образам и установкам, их формирование основывалось на вере в святость сложившихся порядков и правил, что обусловливало неукоснительное следование молодежью дисциплине, унаследованной от прошлого, а также преданности старшим, что и, как и предполагалось, наделяло человека духовностью.

И если М. Вебер в свое время объяснял тип социально-возрастных отношений в культуре на основе форм узаконенного господства, выделив три его основные формы: легальное - характеризующееся формальной системой образования и воспитания, основным институтом которой является школа; традиционное, основанное на патриархальных традициях и послушании старшим; харизматическое, в основе воспитательной системы которого признание за вождем и учителем исключительных качеств, требующих приобщения и подчинения ему в силу его избранности [4], то И.И. Докучаев отмечает, что, «.хотя формы выражения ценностей зависят от смены «способов хозяйство-

вания, но не объясняются ею, так как являются результатом бытия, конкретизацией модели деятельности человека, выражая сущность, характерную для данного периода времени» [8].

Способом трансляции ценностей в эпоху современной культуры, сменившей традиционную, становятся принципы и достижения научно-технического прогресса, ускорившего эволюцию культуры, а определяющей движущей силой становится наука.

Исторически ценностный аспект образования был обусловлен реализацией его воспитательной функции, что способствовало формированию не только интеллекта, но и становлению нравственности и духовности подрастающего поколения [5].

Истоками образования на Руси считается принятие христианства и деятельность в этом направлении князей Владимира и Ярослава Мудрого, основавших первые школы в Новгороде. Религиозные заповеди стали ядром в формировании духовных ценностей человека. Именно церковные деятели становились первыми учителями, разрабатывали воспитательные принципы и способствовали появлению первых школ (поучения И. Златоуста - 304-407 гг., «Изборник Святослава» - 1076 г., Владимира Мономаха - 1096 г.) [11].

В период средневековья сформировалось преимущественно авторитарное воспитание, ценностным ориентиром которого стало жесткое, суровое следование ветхозаветным идеалам, подчинение старшим.

Вместе с тем, период Х-Х111 веков в древнерусской истории отличается становлением народности и государственности, когда церковь стала источником религиозного объединения общества и оказала воздействие на создание первых школ на Руси.

К XVI веку складывается система народной педагогики и принципов воспитания, которое начинает рассматриваться как наставление учителя, обладающего знаниями и высокими нравственными качествами (Епифаний Славинецкий - «Гражданство обычаев детских») [7].

Необходимость в образованных профессионалах становится основополагающей в годы правления Петра I, ценностью становится европейское образование, уже к концу XVIII века в стране формируется слой образованных культурных людей - «интеллигенции», образование начинает восприниматься главным двигателем прогресса [9, с. 86]. Первый академический университет в стране был открыт при

Петербургской Академии наук в 1724 году, что явилось началом становления системы высшего образования. В дальнейшем к середине XVIII века в стране начинают открывать университеты с классической для России формой высшего образования. К началу 1917 года в России действовало 11 императорских университетов, формирующих у молодежи интерес к истории и филологии, юриспруденции, книгоиздательской и медицинской деятельности, физике и математике. В дальнейшем выпускники этих учебных заведений способствовали прогрессу театра, балетного искусства и др. Но в первых университетах обучались дети преимущественно дворянского сословия.

К началу XIX в. образование в стране значительно продвинулось в своем развитии и становлении национальной педагогической системы. Наиболее востребована в этот период идея гуманизма, главными ценностями стали образование и воспитание, приводящие к самопознанию, самоформированию и саморазвитию личности, способствующей процветанию страны, будучи свободной и самоценной [6].

Смена власти и установление Советского Союза характеризовались комплексной постройкой школ и университетов, уравниванием возможности получения образования для всего населения, открытием внешкольных учреждений, формированием идеологии патриотического воспитания. Повсеместно государственная культура помогала развиваться советской идеологии патриотизма - снимались фильмы, возводились памятники, создавались литературные, музыкальные и живописные произведения, распространение получила креативная культура, главная задача которой - выражение ценностей посредством идеологии [10]. Стремление получить образование, работать, быть полезным государству и Родине создало одну из лучших систем образования в мире - советскую [9].

Многолетний застой в стране завершился периодом перестройки, подразумевавшей изменения, демократизацию общества, исследования в экономической науке и укрепление внешнеполитических связей [16]. Усложнение и реформирование системы образования, отнесение этой сферы деятельности к услугам привели к утрате воспитательной функции.

Распад Советского Союза ознаменовал не только смену политического режима на демократическую, но и смену движущей силы культуры - ценностных установок и смысложизненных ориентиров.

С развитием научных технологий изменяется мир, появляется необходимость в специалистах, обладающих знаниями и опытом в новых профессиях. Но погоня только за знаниями и умениями приводит вначале к снижению, а затем почти полной утрате воспитательной функции образования. Обесценивание функциональной стороны воспитания приводит к потере нравственных ориентиров и духовности молодежью, ужесточению социального неравенства, потере интереса к получению новых знаний и мотивации успеваемости, определяя условную необходимость образовательного процесса.

В связи с этим актуальность исследования заключается не только в формировании новых культурных ценностей, обусловленных социокультурными научно-техническими трансформациями, но и значимости для современного российского общества трансляции в процессе образовательной деятельности исторически сформировавшихся духовных ценностей. Культура человека является результатом социализации, а воспитывая и обучая его, ориентируясь не только на культурные новшества, но и сохраняя ценные традиции, можно полноценно сформировать личностно-смысловую сферу подрастающего поколения.

В свое время Э. Тайлор определил культуру, как равную цивилизации, как взаимодополняемые части знания, искусства, науки, традиций и норм, нравственности и законов социума [18]. В свою очередь, О. Шпенглер определял развитие науки и техники, становление цивилизации как сил, разрушающих культуру, приводящих к утрате духовности, потере культурно-исторических ценностей, преобладанию рационализма и капиталистических идеалов [21]. Э. Фромм, глубоко изучив капиталистическое общество, отмечал, что именно актуальные тенденции политического развития ставят под угрозу величайшее достижение современной культуры: индивидуальность и неповторимость каждого человека, так как проявление уникальности в условиях рыночной экономики, с одной стороны, приводят к неординарному подходу в реализации творческого потенциала, а с другой - свободе, приравненной к одиночеству, непониманию со стороны общества, социальной депривации [20]. В результате все это может приводить к мятежу, бунту в отношении государственности. У человека возникает проблема выбора: либо преодолеть одиночество, либо жертвовать своей свободой, присоединившись к господствующему большинству,

потерять свою индивидуальность.

Духовное воспитание подразумевает овладение ценностями и базовыми нормами нравственной культуры. Согласно М.Т. Цицерону, изначально под культурой понималось «возделывание души», изменение, воспитание, реформация собственных убеждений, формирование духовности личности и раскрытие потенциала - социально-нравственная работа над собой [19]. Определения культуры как многогранного понятия, изучаемого различными направлениями науки, трактуемого с точки зрения собственных целей и задач, сходны во многом, в частности, под культурой понимается результат исторической деятельности социума, опыт, передаваемый молодому поколению, духовность и искусство, сохраненное и транслируемое, все то, что создано людьми для людей [15]. Таким образом, культура является не только моральными и нормативными требованиями к любой деятельности человека, а также опытом его жизнедеятельности, бытия. Выступая в качестве системы культуры, образование является социальным институтом, целенаправленно транслирующим данный опыт подрастающему поколению. Фиксируя полученное в культуре, передавая информацию и транслируя культурные ценности, знания, умения, навыки, нормы и правила, именно обучение и воспитание становятся главными ценностями культуры [2].

Образование дает возможность личности как члену общества с пониманием относиться и участвовать в неизбежных мировых изменениях, тем самым давая возможность образованию уйти от культуры полезности к культуре достоинства. Таким образом выстраивается со-зависимость культуры и образования [1].

Результаты

Понимание специфики выбранной профессиональной деятельности современной молодежью предопределяет ценностное отношение к образованию. Для исследования ценностных установок по отношению студентов к выбранной специальности и микроклимату студенческой среды нами был использован социологический метод исследования - разработанный авторами опрос-анкетирование. Проведенное исследование было пилотным и является основой для дальнейшего исследования данной проблематики. Цель исследования состояла в получении информации о специфике отношения молодежи к обучению в

организации высшего образования, мотивах выбора специальности и анализе проблем, с которыми чаще сталкиваются современные молодые люди в студенческой среде.

В исследовании принимал участие 341 студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Сбор данных происходил на базе Google Forms при помощи разработанной авторами анкеты.

Проведенное исследование демонстрирует, что довольны процессом обучения 65,7%, не довольными остаются 23,2% респондентов, а затрудняются ответить11,1%. Компетентными считают своих преподавателей лишь 70% обучающихся, 15,1% считают их некомпетентными и 14,9% студентов затруднились ответить.

Респонденты обозначили наиболее ценные характеристики при выборе профессиональной специализации. Вопрос предполагал несколько вариантов ответа, где 55,3 % опрошенных главной ценностью получения высшего образования считают возможность самореализоваться, 54,4 % указали на возможность в будущем получения высокого материального достатка, а для 47,1% респондентов это достижение карьерного роста.

Приведены результаты оценки психологического микроклимата в группе. По мнению обучающихся (результаты оценены по пятибалльной шкале, где «1» - критерий не важен, «5» - критерий очень важен), ответы указаны в процентном соотношении. Результаты отражены в таблице 1 «Отношения в студенческой группе».

Таблица 1 «Оценка взаимоотношений в студенческой группе»

1 2 3 4 5

Взаимопомощь 1,2% 6,2% 24,3% 40,2% 28,2%

Дружелюбие 2,6% 6,5% 18,5% 34,3% 38,1%

Оценивали уровень получаемых знаний респонденты также по пятибалльной шкале. Значительная часть обучающихся оценивают содержание курсов и получаемые знания на 5 баллов 18,7% и на 4 балла 40,9%, что говорит о получаемых знаниях, как об актуальных, отражающих новизну. Респонденты также оценили на 4 балла (36,8%) соответствие содержания курса программе обучения. Значительная часть оценила понятность излагаемого материала также на 4 (39,8%) и 5

(24,6%) баллов. Интенсивность проводимых занятий оценена на 4 балла (37,7%). Используемые технологии в обучении и их практическая значимость получили также хорошую оценку 4 балла 35,4%. В целом респонденты довольны получаемыми знаниями, умениями и навыками, составляющими основу компетентностной модели специальности, и оценивают их на «хорошо».

Также приведены результаты раскрытия личностных качеств посредством обучения, респонденты отметили актуальность, новизну, удовлетворенность от знаний и навыков в среднем на 4 балла, точные результаты процентного соотношения приведены в таблице 2.

Таблица 2 «Критерии оценки обучения»

Критерии оценки обучения Оценка, %

1 2 3 4 5

1. Соответствие содержания курса в целом обучения ожиданиям 3,5 7,3 29,3 41,1 18,8

2. Актуальность для Вас полученных знаний (своевременность) 4,4 7,3 27,6 37 23,8

3. Новизна полученной информации (современность) 3,8 8,5 27 32,6 28,2

4. Соответствие содержания курса программе обучения 3,8 4,7 25,5 40,8 25,2

5. Понятность изложения материала преподавателями 4,7 5,9 25,2 39,6 24,6

6. Темп/ритм/быстрота проводимых занятий 5 8,5 25,5 37,8 23,2

7. Удовлетворенность используемыми технологиями обучения 6,2 9,1 25,2 35,5 24

8. Практическая ценность полученного материала, применимость для работы 6,2 8,2 25,5 34,9 25,2

9. Удовлетворенность полученными знаниями 7,9 8,8 21,7 37 24,6

10. Удовлетворенность полученными умениями 8,2 8,5 23,5 36,4 23,5

11. Удовлетворенность полученными навыками 8,2 7,6 23,5 37 23,8

12. Насколько обучение, по Вашему мнению, способствовало совершенствованию личностных качеств? 7,3 9,7 25,8 33,4 23,8

Выводы

Высокие показатели по критериям оценки процесса обучения говорят об актуальности получаемых знаний, умений и навыков, а также о ценностном отношении современной молодежи к образованию. Образование дает основу в ознакомлении с нормами и правилами, транслирует накопленный исторический опыт, помогая сохранить культурное наследие, достояние российского искусства и творчества, незыблемость истории государства. Именно поэтому актуальность в изучении дисциплин, связанных с ценностями и культурой, необходима не только обучающимся по гуманитарным направлениям подготовки, но и студентам всех остальных направлений подготовки. Таким образом, взаимозависимость образования и культуры обусловлена необходимостью формирования ценностно-смысловой сферы личности, ее смысложизненных ориентиров, основываясь не только на достижениях современных наук, но и традиционных культурных ценностях. При этом именно образование следует рассматривать базовой ценностью культуры.

Литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.

2. Батищев Г. С. Избранные произведения. /Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 880 с.

3. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. Изд-во: СПб.: Алетейя, 2000. 186 с.

4. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. М.: Владос, 2001. 179 с.

6. Гуманистическое воспитание системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор составитель Е.И. Соколова / Под общей ре-

дакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.

7. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 2000. 432 с.

8. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. Спб.: Наука, 2009. 595 с.

9. Дубинин П.А., Клешнина И.А. Сравнительный анализ инженерного образования советского Союза и Российской Федерации / П.А. Дубынин, И.А. Клешнина // Решетневские чтения. 2016. №20. Т.2. С. 515-516.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Золотарев О.В. Советский союз в 1930-е годы: поворот в идеологии и историческое образование / О.В. Залотарев // Интеллигенция и мир. 2015. №1. С. 28-38.

11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.

12. Кант И. Основы метафизики нравственности: пер. с нем. /под редакцией В.Ф. Асмуса // Сочинения в 6 т., Т. 4, Ч. 1. Серия: Философское наследие. М.: Мысль, 1965. 543 с.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. НПФ «Смысл», 2007. (Фундаментальная психология). 790 с.

14. Москаленко О.В. Саморазвитие и самореализация современного будущего профессионала в ценностно-смысловом контексте социума // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 22-32.

15. Пелипенко А.А. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие, 2014. 728 с.

16. Пигореева О.В. Государственная политика в религиозной сфере и реформирование системы образования: 1985-1991 годы / О.В. Пигореева // Среднерусский вестник общественных наук. 2012 №1. C. 179-183.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. 424 с.

18. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 454 с.

19. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. Монография. Электронное издание. М.: ООО «Издательство «Согласие», 2015. 528 с.

20. Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.В. Александровой]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. 288 с. (Эксклюзивная классика).

21. Шпенглер О. Закат Европы / Вступит. ст. и комм. д. ф. н., проф. Г.В. Драча при участии Т.В. Веселой и В.Е. Котляровой. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. 640 с.

22. Rokeach М. The Nature of Human Values. N-Y.-L., 1973. 438 p.

References

• Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovaniye mirov. M.: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoy psikhologii», Voronezh: NPO «MODEK», 1996. 768 s. [In Rus].

• Batishchev G. S. Izbrannyye proizvedeniya. /Pod obshch. red. Z. K. Shaukenovoy. Almaty: Institut filosofii, politologii i religiovedeniya KN MON RK, 2015. 880 s. [In Rus].

• Brentano F. O proiskhozhdenii nravstvennogo poznaniya. Izd-vo: SPb.: Aleteyya, 2000. 186 s. [In Rus].

• Veber M. Izbrannyye proizvedeniya: Per. s nem./Sost., obshch. red. i poslesl. YU. N. Davydova. M.: Progress, 1990. 808 s. [In Rus].

• Volkov G.N. Etnopedagogizatsiya tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa / G.N. Volkov. M.: Vlados, 2001. 179 s. [In Rus].

• Gumanisticheskoye vospitaniye sistemy vchera i segodnya (v opisaniyakh ikh avtorov i issledovateley). Redaktor sostavitel' Ye.I. Sokolova / Pod obshchey redaktsiyey doktora pedagogicheskikh nauk N.L. Selivanova. M.: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, 1998. 336 s. [In Rus].

• Dzhurinskiy A.N. Istoriya pedagogiki. M.: VLADOS, 2000. 432 s. [In Rus].

• Dokuchayev I.I. Tsennost' i ekzistentsiya. Osnovopolozheniya istoricheskoy aksiologii kul'tury / I.I. Dokuchayev. Spb.: Nauka, 2009. 595 s. [In Rus].

• Dubynin P.A., Kleshnina I.A. Sravnitel'nyy analiz inzhenernogo obrazovaniya sovetskogo Soyuza i Rossiyskoy Federatsii / P.A. Dubynin, I.A. Kleshnina // Reshetnevskiye chteniya. 2016. №20. T.2. S. 515-516. [In Rus].

• Zolotarev O.V. Sovetskiy soyuz v 1930-ye gody: povorot v ideologii i istoricheskoye obrazovaniye / O.V. Zalotarev // Intelligentsiya i mir. 2015. №1. S. 28-38. [In Rus].

• Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do kontsa KHKH v. / pod red. akademika RAO A.I. Piskunova. 2e izd., ispr. i dop. M.: Sfera, 2001. 512 s. [In Rus].

• Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti: per. s nem. /pod redaktsiyey V.F. Asmusa // Sochineniya v 6 t., T. 4, CH. 1. Seriya: Filosofskoye naslediye, M.: Mysl', 1965. 543 s. [In Rus].

• Leont'yev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti / D. A. Leont'yev. NPF «Smysl», 2007 (Fundamental'naya psikhologiya). 790 s. [In Rus].

• Moskalenko O.V. Samorazvitiye i samorealizatsiya sovremennogo budushchego professionala v tsennostno-smyslovom kontekste sotsiuma // Obrazovatel'nyye tekhnologii. 2017. № 1. S. 22-32. [In Rus].

• Pelipenko A.A. Izbrannyye raboty po teorii kul'tury. M.: Soglasiye, 2014. 728 s. [In Rus].

• Pigoreyeva O.V. Gosudarstvennaya politika v religioznoy sfere i reformirovaniye sistemy obrazovaniya: 1985-1991 gody / O.V. Pigoreyeva // Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2012 №1. C. 179-183. [In Rus].

• Rubinshteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii. M.: Pedagogika. 1973. 424 s. [In Rus].

• Taylor E. B. Pervobytnaya kul'tura / E. B. Taylor. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2021. 454 s. [In Rus].

• Fliyer A.YA. Ocherki teorii istoricheskoy dinamiki kul'tury. Monografiya. Elektronnoye izdaniye. M.: OOO «Izdatel'stvo «Soglasiye», 2015. 528 s. [In Rus].

• Fromm E. Begstvo ot svobody / Erikh Fromm; [per. s angl. A.V. Aleksandrovoy]. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2018. 288 s. (Eksklyuzivnaya klassika). [In Rus].

• Shpengler O. Zakat Yevropy / Vstupit. st. i komm. d. f. n., prof. G.V. Dracha pri uchastii T.V. Veseloy i V.Ye. Kotlyarovoy. Rostov n/D: izd-vo «Feniks», 1998. 640 s. [In Rus].

• Rokeach M. The Nature of Human Values. N-Y.-L., 1973. 438 p.

Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность Информация об авторах

Е.О. Каменная - ассистент кафедры дизайна и технологий

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия

Н.А. Коноплева - доктор культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия

Information about the authors

Elena O. Kamennaya - Assistant of the chair of design and technology

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

Nina A. Konopleva - Dr. Sc. (Culturology), Professor of the chair of design and technology,

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

Статья поступила в редакцию 31.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 07.04.2022.

The article was submitted 31.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 07.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.