Научная статья на тему 'Образование и востребованность операционных менеджеров'

Образование и востребованность операционных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ю.В., Полякова М.А., Мисинева И.А.

Рассматриваются вопросы обучения специалистов в области операционного менеджмента. Актуальность данного исследования определяется тем, что операционный менеджмент является основой эффективного управления компанией и высококвалифицированные специалисты в данной ситуации определяют результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и востребованность операционных менеджеров»

Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»

ного явления можно назвать приток дополнительных средств в наукоемкое производство из различных источников, за счет предположительно высокой доходности данной отрасли. Для предотвращения подобных проблем, в первую очередь, необходимо проводить объективную оценку различных вариантов капиталовложения и непосредственного эффекта от вложений.

Для более систематизированного решения подобных задач и проблем можно использовать методы моделирования, то есть создание модели взаимодействия научно-исследовательской организации и промышленного производства наукоемкой отрасли при разработке того или иного изделия. Это взаимодействие заключается в том, что производственная фирма передает научно-исследовательской организации плановое задание на разработку изделия полностью либо технологии с минимальным расходом дефицитного ресурса в расчете на одно изделие, по сравнению с той технологией, которая используется фирмой сейчас. Другими словами, актуальной задачей научно-исследовательской организации в сотрудничестве с производством наукоемкой отрасли является разработка более эффективной с экономической точки зрения технологии [3].

Модель взаимодействия наукоемкого производства и научно-исследовательских организаций может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, со стороны предприятия поступает определенный заказ с конкретно сформулированными требованиями, например, об ограничении затрачиваемых ресурсов. Во-вторых, со стороны научно-исследовательских организаций поступает ответ, содержащий в себе несколько вариантов разработки заказа с различной степенью выполнения указанных требований. Данная ситуация ведет к тому, что в дальнейшем двум сторонам предстоит совместная работа по выбору более значимых требований, а следовательно и выбор более подходящей технологии.

Справедливо будет заметить, что научно-исследовательские и производственные организации, инвестируя в развитие науки, то есть, вкладывая капитал в различные инновации и разработки, не только развиваются сами, но и способствуют прогрессу самого общества [1]. Наука, основанная на фундаментальных исследованиях, является основой всех создаваемых инноваций, технологий и изделий, что является лучшим средством развития производства. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что тесные взаимоотношения, вплоть до слияния, производственной и научной отрасли являются залогом непрерывного развития производства и общества. При качественном и однонаправленном выполнении функций обеих отраслей, научной и производственной, образуется эффективная система наукоемкого производства, которое в современной экономической ситуации является наиболее конкурентоспособным звеном промышленности.

Библиографические ссылки

1. Багриновский К. А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства // Менеджмент в России за рубежом. 2002. № 5.

2. Багриновский К. А., Исаева М. К. Базовая модель механизма управления технологическим развитием // Экономическая наука современной России. 2002. № 3.

3. Киселев Э. В. Повышение эффективности наукоемких производств на основе системного анализа, моделирования и оптимизации процессов менеджмента качества. - 2007. 474 с.

4. Хрусталев Е. Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.

© Кривелева Ю. С., 2012

УДК 331.363.4

Ю. В. Кузнецова, М. А. Полякова Научный руководитель - И. А. Мисинева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОПЕРАЦИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Рассматриваются вопросы обучения специалистов в области операционного менеджмента. Актуальность данного исследования определяется тем, что операционный менеджмент является основой эффективного управления компанией и высококвалифицированные специалисты в данной ситуации определяют результат.

Операционный менеджмент является важной частью в любом бизнес-процессе, что порождает современный спрос на данных специалистов. Операционный менеджмент является узкоспециализированным направление и выпуском специалистов в данном направлении занимаются учебные заведения, работающие, в основном, с программой MBA: Master of Business As-ministration. Некоторые вузы в России имеют партнерские соглашения и работают с программой MBA - когда наряду с обучением учебному курсу по российской методике, в частности по специальности «менедж-

мент», студентам предоставляется возможность получать знания, а в последующем диплом иностранного университета. В таком случае, в значительной степени снимается проблема признания степени MBA при желании выпускника иметь дальнейшее трудоустройство за рубежом. Во многих российских вузах операционный менеджмент преподается как дисциплина.

Выполненный анализ источников показал, что для обучения в MBA приоритетно:

1. Изучение современных и перспективных концепций экономики, планирования и производства,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

структурирования, организации и управления бизнес-деятельностью компаний и предприятий.

2. Освоение современных решений построения бизнеса и менеджмента.

3. Развитие остро востребованных практических навыков и компетенций по обеспечению организации и управлению деятельностью компаний и предприятий, подразделений организации, повышению их эффективности и конкурентоспособности в условиях новейшей экономики.

Нами так же были изучены особенности организации учебного процесса курса «MBA - Операционный менеджмент», среди них:

1. Блок специальных дисциплин программы использует передовые методологии моделирования бизнес-систем и операционного менеджмента, опирается на российскую серию популярных деловых изданий и решений, подготовленных на основе новейшего опыта известных компаний - Аэрофлот, Волга-Днепр, ЕВ-РАЗ, Интурист, и др.

2. Преподавательская команда включает как высококвалифицированных профессиональных преподавателей и методологов управления, так и успешных практиков-менеджеров. Организация учебного процесса использует адаптированные под задачи управления элементы и достижения известных бизнес-школ. Активное внимание в программе уделяется развитию личных компетенций участников обучения, проведению практически ориентированных занятий, анализу новейшей практики менеджмента.

3. С учетом высокой востребованности остроактуальные специализированные курсы программы начинают проводиться на систематической основе в формате дистанционного обучения, с возможностью применения принципов накопительной системы обучения [1].

Наше исследование показало, что MBA единственная программа, которая выделяет операционный менеджмент как отдельную специальность. Все остальные преподают оперативный менеджмент как отрасль менеджмента.

Например, рассмотрим предложения по обучению в этой области на курсах и в программах в городе Красноярске. На данный момент существует 3 крупные бизнес-школы, которые преподают менеджмент: Бизнес-школа Линк, Инопроф и филиал Московской Бизнес Школы. Программы данных школ включают в себя следующие направления и дисциплины: «Управление организацией и персоналом», «Управление маркетингом и финансами», «Интеграция в менеджменте», «Понимание деятельности организаций», «Совершенствование деятельности организаций», «Управление проектами и изменениями» и т. д. В общем, программы, которые предлагают пройти данные заведения предлагают повысить уровень своей квалификации в той или иной сфере менеджмента, но отдельной программы или курса: «Операционный менеджмент» не существует [4].

Изучение других российских бизнес-школ, включая школа SRC, которая занимается подготовкой ди-

ректоров предприятий, руководителей департаментов, отделов и служб, заместителей топ-менеджеров предприятий, предпринимателей, показало, что данные организации проводят сотни семинаров, тренингов и мастер-классов по определенным направлениям, одним из которых является: «Операционное управление производственным предприятием. Максимальный результат при минимальных затратах». Где можно наиболее полно узнать и понять суть операционного менеджмента.

Программа семинара в школе SRC выглядит следующим образом: «Бизнес-характеристика производственно-технологического управления», «Общие требования к документации», «Применение принципов менеджмента качества при проведении мероприятий по совершенствованию управления производством», «Формат производственного комплекса клиентоори-ентированного предприятия» и т. д. [3].

Основная цель обучения операционных менеджеров заключается в ознакомлении обучающихся с фундаментальными концепциями и методами, применяемыми для достижения интенсивности производственных и сервисных операций мирового класса. Знание операционного менеджмента необходимо менеджеру любой фирмы, стремящейся обеспечить высокий уровень корпоративной конкурентоспособности.

Также исследование показало, что некоторые топ-менеджеры предлагают своим подчиненным посетить семинары и курсы по повышению квалификации в области операционного менеджмента. При этом многие курсы и семинары проходят в Москве и Санкт Петербурге, а также за рубежом, и несмотря на то, что это связано с большими расходами для организации, они идут на этот шаг, так как понимают, что инвестиции в персонал, могут вывести компанию на новый, более высокий уровень развития.

Изучив востребованность обучения операционному менеджменту в Красноярске, мы пришли к выводу, что спрос на данных специалистов очень мал, вследствие этого мало людей обращаются с запросом изучить менеджмент именно в этой области [2]. Самая обычная практика - это исполнение функций операционного менеджмента руководителем предприятия или отдела. Мы считаем, что операционный менеджмент должны знать все специалисты в области управления, поэтому изучение этих вопросов должно входить в программы развития персонала организаций.

Библиографические ссылки

1. МВА - Операционный менеджмент // Бизнес образование России. URL: http://www.rb-edu.ru.

2. Вакансии в отрасли «Топ-менеджмент» // Яндекс: Работа. URL: http://rabota.yandex.ru.

3. Семинары «Бизнес-школы SRC». URL: http://www.src-master.ru.

4. Тренинги и семинары «Бизнес-школа ЛИНК». URL: http://www.schoollink.ru.

© Кузнецова Ю. В., Полякова М. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.