Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ'

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минкина Наталья Ильинична

В настоящее время согласно программе «Цифровая экономика в России» начинает складываться новый формат отношений в сфере образования и социально-трудовых отношений. Ключевую роль в процессе цифровизации данных отношений играет квалификация и формируемые профессиональные стандарты, на которые ориентированы как вузы, так и работодатели. В настоящей работе указанные процессы проанализированы во взаимосвязи и сформулированы некоторые перспективные направления развития трудовых отношений и новые образовательные тенденции в подготовке кадров для цифровой экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ»

9. Бондарь, Н. Прямое действие Конституции: генерация и гарантирование конституционным правосудием / Н. Бондарь, А. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 3 (112).

10. По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом Правительства РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 5. - Ст. 403.

11. Решение Ельнинского районного суда Смоленской области от 18 апреля 2011 г. по делу № 2-4/2011 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы Кон-сультантПлюс.

12. Тихомиров, Ю.А. Коллизионное право / Ю.А. Тихомиров. -Москва: Изд-во Ю.А., 2000.

13. Крусс, В.И. Конституционализация права: основы теории /

B.И. Крусс. - Москва: Норма, Инфра, 2016.

14. Либанова, С.Э. Конституционализация норм договорного права (проблемы правоприменения в адвокатской практике) /

C.Э. Либанова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2009. - № 4 (9).

15. Невинский, В.В. Конституционализация российского права: сущность, пределы / В.В. Невинский // Основы конституционного строя: сборник научных работ / отв. ред. В.В. Комарова, В.А. Лебедев, Н.Б. Пастухова. Т. 2. - Москва: РГ-Пресс, 2018.

УДК 378:349.22

Минкина Наталья Ильинична

Образование и трудовые отношения в свете современной цифровизации в России

Аннотация. В настоящее время согласно программе «Цифровая экономика в России» начинает складываться новый формат отношений в сфере образования и социально-трудовых отношений. Ключевую роль в процессе цифровизации данных отношений играет квалификация и формируемые профессиональные стандарты, на которые ориентированы как вузы, так и работодатели. В настоящей работе указанные процессы проанализированы во взаимосвязи и сформулированы некоторые перспективные направления развития трудовых отношений и

новые образовательные тенденции в подготовке кадров для цифровой экономики страны.

Ключевые слова: образование, квалификация, профессиональные стандарты, цифровизация, трудовые отношения.

Образование и рынок труда, наука и практика традиционно существуют в полидисциплинарной плоскости и требуют системного подхода в изучении и правовом регулировании. Подготовка выпускника, соответствующего требованиям нашего общества, во многом определяется складывающимся рынком труда. Но в то же время его востребованность зависит от эффективности системы образования, качества подготовки кадров и актуальности образовательных программ, предлагаемых вузами страны. Сегодня эти процессы подвергаются определённым изменениям в условиях внедрения программы «Цифровая экономика России».

Как известно, с 2017 г. в России провозглашено развитие информационного общества и формирование цифровой экономики с учётом национальных интересов. В этой связи в Указе Президента Российской Федерации (далее - РФ) от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» перечисляется ряд приоритетных и взаимосвязанных между собой направлений развития общества и государства. Среди них в контексте настоящего исследования наибольший интерес вызывают следующие задачи: развитие науки, техники и технологий; подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий; использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, при реализации образовательных программ; внедрение системы повышения эффективности труда в государственных и коммерческих организациях и мн. др.

В продолжение в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» уточняется сценарий развития информационного общества в нашей стране. Указывается на: создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере; обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами; ускоренное внедрение цифровых технологий в социальной сфере; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формирование системы подготовки кадров, направленной

на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

В заданных условиях цифровизация образования - это многоаспектное явление и сложный процесс. Она связана не только с новшествами учебного процесса и модернизацией направлений научно-исследовательской деятельности [2, с. 6], но и приводит к выработке новых образовательных программ. Всё это, по мнению специалистов, сопровождается глобализацией научного мира и активным развитием академической мобильности.

Трансформация образования и расширение компьютерного труда в свою очередь приводит к появлению новых форм занятости (таких как: дистанционный труд, краудсорсинг и т. д.), дифференциации и индивидуализации в трудовом процессе. Новые требования для многих видов труда ставят новые задачи и перед образованием, требуются инновационные подходы к обучению на всех этапах профессионализации. Как показывает практика, особую популярность приобретает дистанционное обучение работников в рамках повышения квалификации.

Кроме того, сегодня закономерно ставится вопрос об актуальности знаний работников, обеспечивающих современную цифровую грамотность, а также приобретение ими «цифровых компетенций» [6, с. 63], необходимых для развития и новых социально-трудовых отношений. Подготовка профессионально мобильных кадров для цифровой экономики создаст предпосылки для дальнейшей реализации цифрового потенциала и ускорения обозначенных в рамках национального проекта темпов цифровизации как в экономике, так и в социальной сфере.

При этом профессиональная мобильность становится одним из средств повышения эффективности образования. Её формирование и развитие в рамках непрерывного обучения и переобучения позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, успешно реализовать трудовой потенциал в динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом.

В этой связи не случайно во время подготовки квалифицированных кадров за последнее время в нашей стране на первый план стали выдвигаться цифровая грамотность и профессиональная мобильность как важные составные элементы квалификации как при получении высшего образования в вузе, так и при поступлении на работу и осуществлении трудовой деятельности.

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) под квалификацией понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. При этом характеристика квалификации, необходимая гражданину (работнику) для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, содержится в соответствующем профессиональном стандарте.

Вузы при подготовке кадров ориентируются на разработанные и действующие в стране профессиональные стандарты, которые становятся руководящими для работодателей документами при отборе граждан на работу. В свою очередь, до выдачи диплома и присвоения квалификации комиссии в вузах оценивают знания, умения, навыки и сформированность компетенций выпускников и, тем самым, их готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности. Затем работодатели при найме граждан проверяют соответствие их квалификации профессиональным стандартам (при их наличии) и должностной инструкции. Как видно, квалификация и профессиональные стандарты являются своего рода точкой пересечения отношений, складывающихся в сфере образования, и трудовых отношений, как правило, приходящих им на смену.

Итак, мощный человеческий интеллект, информационные революции в отечественной истории и современный прогресс коммуникационных и цифровых технологий повлияли на все виды правоотношений. Не являются исключением и отношения в сфере труда. Несмотря на то, что трудовое право - это одна из самых консервативных отраслей российского права, отношения, регулируемые ею, также должны отвечать вызовам времени, поэтому нуждаются в своем обновленном регулировании в связи с обозначенным новым вектором государственной политики. При этом речь идёт не столько об изменениях технологии труда, сколько о масштабных изменениях многих сфер жизнедеятельности нашего общества. Поэтому отмеченная цифровизация образования влечёт изменения и в социально-трудовых отношениях.

Применительно к кадровым ресурсам и трудовым отношениям цифровая экономика России не исчерпывается совершенствованием образования и подготовкой компетентных высококвалифицированных кадров. Предполагается, что работодатели, с одной стороны, оказывают содействие развитию персонала, а с другой - и сами должны отвечать требованиям современности. Не вызывает сомнений, что от работодателей зависит содержание трудовых отношений, их оформление и элементы, их сопровождающие.

В этой связи не случайно в настоящее время стремительно набирает обороты использование электронных документов в трудовых отношениях. Для стандартных трудовых отношений это обеспечивает работодателям удобство и оперативность взаимодействия с работниками, а для дистанционного труда сказанное и вовсе является необходимой частью, его сопровождающей.

Если обобщать, то можно отметить несколько складывающихся направлений в процессе цифровизации трудовых отношений. Во-первых, уже около двух лет, как отмечают специалисты, весьма успешно реализуется возможность по выдаче листков временной нетрудоспособности в электронном виде. Среди лидеров по количеству таких электронных листков указываются: Московская, Кемеровская, Липецкая и Белгородская области, Республика Татарстан. При этом в ряде субъектов РФ доля больничных листов, выданных в электронной форме, составляет уже более 50% [9]. Очевидно, что такие данные свидетельствует о востребованности такой новации и однозначном дальнейшем развитии.

Во-вторых, наряду с указанным принято решение о введении в России электронных трудовых книжек. В конце декабря 2018 г. Минтруд вынес на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в ТК РФ (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде)». В нём предполагается, что с 1 января 2021 г. сведения о трудовой деятельности работников будут вестись только в электронном виде (за исключением случаев, когда граждане подают заявление о ведении книжек на бумажном носителе). А с 1 января 2027 г. запланировано вести трудовые книжки исключительно в электронном виде. Таким образом, отдельные нововведения законодатель делает неизбежными для российской действительности.

В-третьих, нельзя не заметить, что в главе 49.1 ТК РФ при регулировании дистанционной работы впервые предусматривается взаимодействие работника и работодателя посредством электронного документооборота, с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Сразу заметим, что это является перспективным не только для дистанционных, но и любых других трудовых отношений. Заключение трудового договора, ознакомление работника с локальными нормативными актами, направление работодателем различных уведомлений, оформление командировок, подача работником каких-либо заявлений и выдача ему документов, связанных с работой, и мн. др. может осуществляться не только письменно под роспись, но и в электронной форме с применением соответствующих подписей согласно

Федеральному закону «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ. Однако даже в регламентации дистанционного труда в положениях главы 49.1 ТК РФ законодатель проявляет некую осторожность, подкрепляя электронный формат взаимоотношения между сторонами трудового договора обменом письменными документами, то есть предусматривается в обязательном порядке дублирование документации в заказных письмах посредством почты России (к примеру, в ст. 312.2). С развитием и распространением электронной подписи данное дублирование на бумажных носителях представляется излишним. С решением на практике вопроса об обеспечении работников требуемыми электронными подписями, трудовые отношения законодателем могут быть удачным образом оптимизированы.

На сегодняшний же день на практике суды пока по-разному в зависимости от ситуации интерпретируют попытки сторон трудового отношения выстраивать взаимодействие в электронном формате. Так, по вопросу о подаче заявления об увольнении по собственному желанию или его отзыв электронным сообщением судами преимущественно не оценивается как надлежащая форма оповещения в отсутствии электронной подписи, поскольку это не позволяет идентифицировать отправителя - работника [8, с. 63], особенно когда этот факт в дальнейшем им самим в судебном порядке оспаривается. И напротив, когда в трудовых спорах анализируется обстоятельство об ознакомлении работника с локальными актами по корпоративной электронной почте, то нередко данные обстоятельства суды оценивают как доказанный факт [5, с. 30-31].

Более того, данная позиция усиливается, когда имеется соответствующая оговорка о взаимодействии работника и работодателя посредством электронной почты с её указанием в трудовом договоре. Аналогичная ситуация прослеживается при электронном оповещении работником, например о нахождении на листке временной нетрудоспособности [7], что расценивается судом как своевременное уведомление работодателя.

Таким образом, судебную практику по оценке электронных документов нельзя пока назвать сформированной, во многом она будет зависеть от модернизации трудового законодательства РФ. Поэтому сегодня суды, рассматривая трудовые споры, в отсутствие чёткой правовой регламентации вопроса о юридической значимости электронных документов справедливо подходят к оценке доказательств индивидуально, с учётом конкретных обстоятельств дела [4, с. 120-121].

В-четвёртых, объективной необходимостью также становится введение системы электронного кадрового делопроизводства, причём,

как справедливо указывают учёные, не замыкающейся на локальном уровне, а с доступом к ней государственных органов контроля и надзора [1, с. 10]. Эта тема не просто актуальна для бизнес-сообщества, но и в 2018 г. около 10 крупных организаций (например, ОАО «Российские железные дороги», АО «Газпромбанк», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Ростелеком», ООО «Яндекс» и пр.) приняли участие в эксперименте по внедрению данной системы [3]. Актуальность приобрёл вопрос об обеспечении работников электронной цифровой подписью, что планируется вменить в обязанность работодателям. Кроме того, Минтруда России запланировало в 2021 г. принять соответствующий законопроект и внести необходимые поправки в связи с этим в положения ТК РФ.

Причём надо заметить, что в 2019 г. уже произошли некоторые изменения в данном направлении. Так, с 1 апреля Федеральным законом № 48-ФЗ внесено уточнение в положения ст. 65 ТК РФ, где теперь допускается, что при приёме на работу гражданин может представить работодателю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта (иначе говоря, СНИЛС), в том числе в форме электронного документа. Думается, что провозглашённое в вышеупомянутых стратегиях развития РФ электронное взаимодействие государственных органов власти и населения приведёт и к другим позитивным изменениям ст. 65 ТК РФ, связанным с закреплением возможности предоставления иных документов в электронном виде.

На основании изложенного видно, как приобретают очертания тенденции в неизбежной модернизации трудового законодательства РФ. При этом обращает на себя внимание, что анализируемое обновление трудовых отношений не меняет их содержание концептуально и по существу, скорее, затрагиваются технические аспекты непосредственного оформления документов и их оценки в судах при рассмотрении трудовых споров.

Одновременно с этим представляется, что рассмотренные реформы должны проходить в мягкой форме, выраженной в сохранении возможности выбора участниками трудовых правоотношений в использовании или неиспользовании предлагаемых электронных документов. Надо заметить, что сегодня и нет никакой необходимости в полной и мгновенной трансформации из бумажного в безбумажный формат трудовых отношений. Поэтому законодателю предстоит продумать переходный период, в котором следует сохранить параллельную альтернативную возможность в применении письменной и (или) электронной документации. Однако в последнем случае без необходи-

мости их дублирования в бумажном виде. В этой связи, на наш взгляд, нужно соответствующим образом подготовить правовую среду, поскольку легализация электронного документооборота и решение вопроса о правилах архивного хранения этих документов потребует соответствующей технической подготовленности и усиление информационной безопасности работодателей.

Подводя итог, следует сказать, что сегодня с наступлением цифровой эры в отечественном государстве начинает складываться новый формат отношений в сфере образования и социально-трудовых отношений. В рассмотренных областях жизнедеятельности человека - это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс, где ключевую роль играет такая правовая категория, как квалификация. Она же занимает основное место при формировании профессиональных стандартов, на которые ориентированы как вузы, так и работодатели.

Хочется верить, что проанализированные (хоть и в не исчерпывающем виде в настоящей работе) перспективные направления развития трудовых отношений и новые образовательные тенденции в подготовке кадров для цифровой экономики выведут Россию на новый уровень в мировом пространстве и обеспечат достойную жизнь населения нашей страны.

Библиографический список

1. Куренной, А. Цифровая экономика России. О легализации электронного делопроизводства / А. Куренной, И. Костян, Г. Хныкин // Эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 37. - С. 10.

2. Мавлютова, Г.А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении / Г.А. Мавлютова // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 3 (32). - С. 5-7.

3. Минтруд России начинает эксперимент по электронному кадровому документообороту [Электронный ресурс]. - URL: https://ecm-joumaLm/docsMintrud-Rossii-mchimet-ehksperiment-po-eЫektшnnomu-kadrovomu-dokumentooborotu.aspx (дата обращения: 28.08.2019).

4. Минкина, Н.И. Развитие трудовых отношений в условиях цифровой экономики в России / Н.И. Минкина // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2019. -№ 17-1. - С. 120-121.

5. Нижегородцев, О. Электронные документы в трудовых спорах / О. Нижегородцев // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2018. - № 6. - С. 25-35.

6. Разумова, Т.О. Влияние новой технологической революции на сферу труда / Т.О. Разумова // Социально-трудовые отношения. -2018. - № 4 (33). - С. 63-72.

7. Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2015 г. по делу № 2-1715/2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://sudact.ru (дата обращения: 28.08.2019).

8. Тишин, А.П. Заявление об увольнении по Интернету / А.П. Тишин // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - № 12. - С. 62-65.

9. Шувалова, М. Интервью с руководителем департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС России Т. Лотоцкой / М. Шувалова [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 28.08.2019).

УДК 349.3

Михайленко Юлия Анатольевна

О толковании отдельных норм права социального обеспечения

Аннотация. Зачастую одним и тем же терминам, использующимся в нормах права социального обеспечения, придаётся различный смысл. В частности, рассмотрено, как выражению «непосредственно предшествующий» в судебной и иной правоприменительной практике придаётся различный смысл в зависимости от способа толкования.

Ключевые слова: судебное толкование, способы толкования, пособие по беременности и родам, расчётный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица, страховой стаж.

Вопрос о толковании правовых норм не является новым ни в юридической литературе вообще, ни в праве социального обеспечения в частности. В юридической науке выделяются следующие способы толкования правовых норм: грамматический, системный, специально-юридический, исторический, функциональный, телеологический и герменевтический. При этом грамматическое (филологическое, языковое, словесное) и системное толкование традиционно относят к ключевым способам [1, с. 19].

В отличие от гражданского законодательства, устанавливающего, правда, только в отношении договора соответствующий алгоритм, нормы права социального обеспечения не содержат специальных правил толкования. Тем не менее модель толкования договора, закреплён-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.